Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет). Логопедическое обследование ребенка 4 лет
Логопедическое обследование безречевых детей
Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?
В итоге я составила речевую карту, в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую «соломинку».
Карта логопедического обследования безречевого ребенка
Подготовительная часть: Сбор анамнеза (анкетирование родителей).
Основная часть:
- Понимание речи (состояние импрессивной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие).
Исследование слуховых функций и фонематического восприятия
1. Наличие реакции на голос.
Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.
2. Различение неречевых звуков.
Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)
2 игрушки___________ .
3 игрушки __________ .
Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).
3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.
Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А — плачет кукла, У — скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).
Аналогично согласные звуки (если выговаривает, произносит сам).
Выявление объема и точности словаря
1. Показать игрушки:
«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».
Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку…)».
Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку…).
Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).
Показать обиходные предметы:
стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.
2. Знание слов обобщающего характера:
Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:
«Найди посуду» (игрушки, одежду и др.).
Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).
«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».
3. Соотнесение предметов с их назначением.
Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».
Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.
4. Выяснение объема глагольной лексики.
Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:
«Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».
«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».
Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).
5. Понимание названий признаков предметов.
«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».
«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».
«Где красный (желтый, синий) мячик?».
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм
1. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».
2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.
«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».
3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.
«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».
Понимание предложений
Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».
Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».
Изучение неречевых функций
1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».
Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).
2. Ориентировка на плоскости.
На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».
3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).
Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).
4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.
Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».
Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».
Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.
5. Оральный праксис.
Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.
6. Способность к переключению движений.
Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.
7. Конструктивный праксис.
Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.
8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности
Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса; выполнить вкладки в доску Сегена.
Изучение невербальных компонентов коммуникации
1. Реакция на незнакомого человека.
Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.
В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.
2. Реакция на впечатление.
Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.
3. Способность к подражанию.
Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.
Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).
4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).
Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
5. Способность изображать и играть роль.
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».
Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.
Выводы:
Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.
Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии, выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.
Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.
Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.
Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.
При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.
ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.
Логопедическое заключение: _______________
Лазарева Ирина Дмитриевна,учитель-логопед, г. Москва,ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583
Loading ...
logoportal.ruЛогопедическое обследование ребенка (после 4 лет) — Мегаобучалка
Основные характеристики
| Первичное обследование
| Динамика
|
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (N, с задержкой)
|
|
|
Лепет
|
|
|
Первые cлова
|
|
|
Фразы
|
|
|
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
|
|
|
Совершенно не понимает обращенную речь
|
|
|
Понимание ограниченное (в пределах ситуации)
|
|
|
Понимание на бытовом уровне
|
|
|
Выполняет речевые инструкции
|
|
|
Понимание в полном объеме
|
|
|
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ
|
|
|
Название предметов реальных и на картинках
|
|
|
Понимание смыслового значения слова
|
|
|
Понимание действия предметов
|
|
|
Понимание простого сюжета
|
|
|
Понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
|
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
|
|
|
Нарушен
|
|
|
Сохранный
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
|
|
|
1-й уровень речевого развития
|
|
|
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
|
|
|
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания
|
|
|
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание
|
|
|
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)
|
|
|
2-й уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется простой фразой
|
|
|
Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
|
|
|
3-й уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные
|
|
|
Нормальный уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
|
|
|
Проявляет склонность к эхолалии
|
|
|
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)
|
|
|
Вербализм
|
|
|
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)
|
|
|
Называние предметов и предметных картинок
|
|
|
Описание сюжетной картинки
|
|
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
|
|
|
Пересказ текста
|
|
|
Значение стихов, сказок
|
|
|
Творческий рассказ
|
|
|
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
(нарушена, N)
|
|
|
Нарушения
|
|
|
парафазии (замены)
|
|
|
элизии (пропуски)
|
|
|
итерации (повторение)
|
|
|
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
|
|
|
персеверации (отсроченное повторение)
|
|
|
перестановка
|
|
|
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
|
|
|
Степень разборчивости речи
|
|
|
Речь невнятная, малопонятная для окружающих
|
|
|
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная
|
|
|
Разборчивость речи не нарушена (N)
|
|
|
Теми речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
|
|
|
Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)
|
|
|
ДЫХАНИЕ (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
|
|
|
Дифференциация носового и ротового выдоха
|
|
|
Наличие нижнедиафрагмального дыхания
|
|
|
Ротовой выдох
|
|
|
ГОЛОС
|
|
|
N (сильный, звонкий)
|
|
|
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)
|
|
|
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий; гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)
|
|
|
Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный; монотонный)
|
|
|
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ (нарушена, N)
|
|
|
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)
|
|
|
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА
|
|
|
Гипомимия
|
|
|
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N)
|
|
|
Сглаженность носогубных складок
|
|
|
Оральные синкинезии
|
|
|
Тремор подбородка
|
|
|
Асимметрия
|
|
|
Гиперкинезы
|
|
|
ГУБЫ (толстые, тонкие)
|
|
|
Тонус (гипертонус, гипотония, дистопия, N)
|
|
|
Подвижность (малоподвижные, подвижные)
|
|
|
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов
|
|
|
ЗУБЫ
|
|
|
Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N
|
|
|
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)
|
|
|
ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)
|
|
|
МЯГКОЕ НЁБО
(подвижное/неподвижное, длинное\короткое)
|
|
|
Расщелина или послеоперационные рубцы
|
|
|
Увуля
|
|
|
Субмукозная щель
|
|
|
ЯЗЫК
|
|
|
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка
|
|
|
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
|
|
|
Основные характеристики
| Первичное
обследование
| Динамика
|
Гиперкинезы, тремор
|
|
|
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)
|
|
|
Посинение кончика языка
|
|
|
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)
|
|
|
Язык не выводится из полости рта
|
|
|
Произвольное высовывание языка
|
|
|
Верхний подъем
|
|
|
Боковые отведения (повороты вправо-влево)
|
|
|
Пощелкивание
|
|
|
Облизывание губ
|
|
|
Снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
|
Умение держать артикуляционную позу
|
|
|
Способность к переключению
|
|
|
ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ
|
|
|
ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N)
|
|
|
ГЛОТАНИЕ (поперхивается, не нарушено)
|
|
|
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
|
|
|
с ш р к й п а о с' ж р' г ф б э у
з ч л х в т ы
з' щ л' м д и
ц и
|
|
|
1. Нарушение звукопронзношення:
|
|
|
Усреднснность гласных (нарушена лабиализация)
|
|
|
Недостаток произношения звонких согласных
|
|
|
Недостаток произношения глухих согласных
|
|
|
Недостаток произношения мягких согласных
|
|
|
Недостаток произношения твердых согласных
|
|
| |
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи
|
|
| |
Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N)
|
|
| |
II. Нарушение дифференциации звуков
(замены, смешения)
|
|
| |
Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией:
|
|
| |
1) просодические расстройства + искажения звуков
|
|
| |
2) просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений
|
|
| |
3) просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова
|
|
| |
| | | | |
megaobuchalka.ru
Логопедическое обследование ребенка (после 4 лет)
Основные характеристики
| Первичное обследование
| Динамика
|
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (N, с задержкой)
|
|
|
Лепет
|
|
|
Первые cлова
|
|
|
Фразы
|
|
|
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ
|
|
|
Совершенно не понимает обращенную речь
|
|
|
Понимание ограниченное (в пределах ситуации)
|
|
|
Понимание на бытовом уровне
|
|
|
Выполняет речевые инструкции
|
|
|
Понимание в полном объеме
|
|
|
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ
|
|
|
Название предметов реальных и на картинках
|
|
|
Понимание смыслового значения слова
|
|
|
Понимание действия предметов
|
|
|
Понимание простого сюжета
|
|
|
Понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
|
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
|
|
|
Нарушен
|
|
|
Сохранный
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
|
|
|
1-й уровень речевого развития
|
|
|
Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
|
|
|
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания
|
|
|
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание
|
|
|
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)
|
|
|
2-й уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется простой фразой
|
|
|
Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена
|
|
|
3-й уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные
|
|
|
Нормальный уровень речевого развития
|
|
|
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно
|
|
|
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
|
|
|
Проявляет склонность к эхолалии
|
|
|
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)
|
|
|
Вербализм
|
|
|
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)
|
|
|
Называние предметов и предметных картинок
|
|
|
Описание сюжетной картинки
|
|
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
|
|
|
Пересказ текста
|
|
|
Значение стихов, сказок
|
|
|
Творческий рассказ
|
|
|
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
(нарушена, N)
|
|
|
Нарушения
|
|
|
парафазии (замены)
|
|
|
элизии (пропуски)
|
|
|
итерации (повторение)
|
|
|
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
|
|
|
персеверации (отсроченное повторение)
|
|
|
перестановка
|
|
|
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
|
|
|
Степень разборчивости речи
|
|
|
Речь невнятная, малопонятная для окружающих
|
|
|
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная
|
|
|
Разборчивость речи не нарушена (N)
|
|
|
Теми речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
|
|
|
Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)
|
|
|
ДЫХАНИЕ (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
|
|
|
Дифференциация носового и ротового выдоха
|
|
|
Наличие нижнедиафрагмального дыхания
|
|
|
Ротовой выдох
|
|
|
ГОЛОС
|
|
|
N (сильный, звонкий)
|
|
|
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)
|
|
|
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий; гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)
|
|
|
Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный; монотонный)
|
|
|
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ (нарушена, N)
|
|
|
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)
|
|
|
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА
|
|
|
Гипомимия
|
|
|
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N)
|
|
|
Сглаженность носогубных складок
|
|
|
Оральные синкинезии
|
|
|
Тремор подбородка
|
|
|
Асимметрия
|
|
|
Гиперкинезы
|
|
|
ГУБЫ (толстые, тонкие)
|
|
|
Тонус (гипертонус, гипотония, дистопия, N)
|
|
|
Подвижность (малоподвижные, подвижные)
|
|
|
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов
|
|
|
ЗУБЫ
|
|
|
Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N
|
|
|
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)
|
|
|
ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)
|
|
|
МЯГКОЕ НЁБО
(подвижное/неподвижное, длинное\короткое)
|
|
|
Расщелина или послеоперационные рубцы
|
|
|
Увуля
|
|
|
Субмукозная щель
|
|
|
ЯЗЫК
|
|
|
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка
|
|
|
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
|
|
|
Основные характеристики
| Первичное
обследование
| Динамика
|
Гиперкинезы, тремор
|
|
|
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)
|
|
|
Посинение кончика языка
|
|
|
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)
|
|
|
Язык не выводится из полости рта
|
|
|
Произвольное высовывание языка
|
|
|
Верхний подъем
|
|
|
Боковые отведения (повороты вправо-влево)
|
|
|
Пощелкивание
|
|
|
Облизывание губ
|
|
|
Снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
|
Умение держать артикуляционную позу
|
|
|
Способность к переключению
|
|
|
ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ
|
|
|
ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N)
|
|
|
ГЛОТАНИЕ (поперхивается, не нарушено)
|
|
|
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
|
|
|
с ш р к й п а о с' ж р' г ф б э у
з ч л х в т ы
з' щ л' м д и
ц и
|
|
|
1. Нарушение звукопронзношення:
|
|
|
Усреднснность гласных (нарушена лабиализация)
|
|
|
Недостаток произношения звонких согласных
|
|
|
Недостаток произношения глухих согласных
|
|
|
Недостаток произношения мягких согласных
|
|
|
Недостаток произношения твердых согласных
|
|
| |
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи
|
|
| |
Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N)
|
|
| |
II. Нарушение дифференциации звуков
(замены, смешения)
|
|
| |
Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией:
|
|
| |
1) просодические расстройства + искажения звуков
|
|
| |
2) просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений
|
|
| |
3) просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова
|
|
| |
| | | | |
Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами;
3 балла - самостоятельно справляется только лишь с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки;
2 балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками;
1 балл - не справляется ни с какими заданиями.
lektsia.com