Исследование состояния речи
С 3-х лет до 4-х лет.
1. Пассивный словарь.
Понимание сущ-х (показать на картинке)
Стол _______________________________________________________
Стул_________________________________________________________
Окно_________________________________________________________
Голова_______________________________________________________
Рука_________________________________________________________
Нос__________________________________________________________
Уши_________________________________________________________
Глаза________________________________________________________
Понимание обобщающих слов (по картинкам)
Игрушки_____________________________________________________
Посуда_______________________________________________________
Одежда______________________________________________________
Понимание действий.
Где мальчик рисует____________________________________________
Идёт________________________________________________________
Сидит_______________________________________________________
Играет______________________________________________________
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
Понимание форм единственного и множественного числа сущ-х.
Стол - столы__________________________________________________
Стул - стулья__________________________________________________
Дом – дома___________________________________________________
Карандаш - карандаши_________________________________________
Дерево - деревья______________________________________________
Чашка – чашки_______________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций.
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-х.
Кукла – куколка_____________________________________________
Лист – листик________________________________________________
Дом - домик__________________________________________________
Шар – шарик_________________________________________________
3. Активный словарь.
Существительные (назвать 3-4 картинки по темам)
Игрушки________________________________________________________________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________________________________________________________________
Одежда___________________________________________________________________________________________________________________
Обувь____________________________________________________________________________________________________________________
животные________________________________________________________________________________________________________________
Глаголы.
Стоит________________________________________________________
Сидит_______________________________________________________
Играет_______________________________________________________
Рисует_____________________________________________________
Прилагательные
Красный______________________________________________________
Синий______________________________________________________
Зелёный_____________________________________________________
Жёлтый______________________________________________________
Большой______________________________________________________
Маленький___________________________________________________
Сладкий _____________________________________________________
Горький_____________________________________________________
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. муж. и жен. рода.
Синий шар_______________________________________________
Синяя ваза________________________________________________
Красная лампочка_________________________________________
Употребление глаголов ед.ч. и мн.ч.
_____________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Исследование звукослоговой структуры слов.
Дом__________________________________________________________
Кот__________________________________________________________
Дуб______________________________________________________
Бык_________________________________________________________
Вода________________________________________________________
Вата_______________________________________________________
Дима_______________________________________________________
Тома_______________________________________________________
Вагоны_____________________________________________________
Бананы___________________________________________________
Батоны_____________________________________________________
Панама____________________________________________________
5. Исследование состояния фонематического восприятия (по картинкам).
Кот – кит___________________________________________________
Бочка – дочка______________________________________________
Бак – мак__________________________________________________
Миска – киска________________________________________________
6. Исследование фонетической стороны речи.
Состояние имитации стороны речи.
А-а-а (укачиваем)______________________________________________
О-о-о (сердимся)_______________________________________________
У-у-у (поезд)__________________________________________________
И-и-и (ослик)_________________________________________________
Уа (малыш)___________________________________________________
Ау (дети)__________________________________________________
Мяу (кошка)_________________________________________________
Му (корова)__________________________________________________
Ав (собака)_________________________________________________
Пи-пи-пи (цыплёнок)__________________________________________
Ко-ко-ко (курица)_____________________________________________
Га-га-га (гуси)_____________________________________________
7. Состояние связной речи.
Понимание сказки__________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Характер речи.
________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию
в образовательных учреждениях
Комитетом по образованию
Правительства Санкт-Петербурга_____________________________________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2008ББК 74.3
Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор
канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии
и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина
И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006
ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________
Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________
Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
______________________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________
______________________________________________________________________________
Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________Решения ПМПК
Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________
принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________* * *
Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________* * *
Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________
на срок________________________________________________________________________
Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________* * *
Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической
группы с (состояние речи) _______________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________
Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
до года _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после года_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ушибы, травмы головы______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
судороги при высокой температуре________________________________________________
______________________________________________________________________________Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________
Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оториноларинголог_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Офтальмолог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хирург________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Ортопед_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________________________________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________________________________________
Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________
______________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_______________________________________
______________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом_______________________________________________________
______________________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом___________________________________________________
______________________________________________________________________________Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение направления звука________________________________________________
______________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма______________________________________________
__________________________________________________________________________
с 4 лет с 5 лет с 6 лет
_ _ . . _______ _ _ . . _ ______ _ _ . . _ _ ______
_ . . _ _______ _ . . _ _ ______ . . _ _ _ _ ______
. . _ _ _______ _ _ . . . _______ _ . . . _ _ ______2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________________________________________
4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)____ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________
__________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____
______________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
перейти в каталог файловmetodich.ru
Речевая карта для детей 4-5 лет
Анкетные данные:
Фамилия имя ребенка -
Дата рождения (возраст) -
Дата обследования -
Мать (ФИО)-
Отец (ФИО) -
Заключение МППК (если есть) –
Заключение специалистов-врачей (окулист, невропатолог, психиатр, отоларинголог) -
Занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты) -
Речевой анамнез:
Время появления гуления-
Время появления лепета-
Время появления первых слов-
Фразовая речь-
Особенности понимания речи окружающих –
Речевое окружение – заикание, марийский, татарский, ротацизм, сигматизм.
Строение органов речевого аппарата –
Саливация -
Змейка, чашка, часики, качели, лопаточка, лошадка, гриб, парус, улыбка, хоботок, толстые щеки, худые щеки, подмигивание.
Времена года –
Пересказ –
Рассказ по сюжетным картинкам -
Счет –
Словарный запас, словообразование -
Состояние звукопроизношения –
Согласные звуки | В словах | ||
В начале | в середине | В конце | |
Свистящие | |||
С | |||
СЬ | |||
З | |||
ЗЬ | |||
Ц | |||
Шипящие | |||
Ш | |||
Ж | |||
Ч | |||
Щ | |||
Сонорные | |||
Л | |||
ЛЬ | |||
Р | |||
РЬ | |||
Й |
Особенности динамической стороны речи:
Темп речи – торопится, быстрый, смазанный, не торопится, замедленный.
Ритм речи – (по хлопкам)
Интонация - ! . ?
Особенности дыхания – спокойное, частое, интенсивное, глубокое, поверхностное
Воздушная струя: в щеки -
вперед -
Характеристика голоса – тихий, громкий,
Состояние фонематических функций: Слуховая дифференциация звуков в словах –паронимах
Картинки -
В слогах, словах -
Логопедическое заключение:
Рекомендации:
Учитель-логопед –
Речевая карта обследования для детей подготовительной к школе группы
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Возраст _______________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________
Родители_____________________________________________________________________
Контактная информация родителей ______________________________________________
Обследование артикуляционного аппарата
Губы(нормальные, толстые, тонкие)зубы(мелкие, редкие, кариозные, крупные)язык_____
Упражнения для языка – змейка, часы, лошадка, гриб, трубочка, чашка, вкусное варенье, лопаточка
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается быстрая утомляемость, цианоз, синкенезии ________________, тремор_________________, повышенная саливация______.
Голос: нормальный, гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом.
Состояние мимической мускулатуры
может ли изолированно закрыть один глаз ___________ равномерно ли поднимет брови ____________ нахмурит брови _______________ надуть щеки _______________
Общее развитие
Счет: прямой__________, обратный ____________, ориентировка в пространстве (лево, право, вверх, вниз) _________, времена года ___________ части суток ________ дни недели ________.
Обследование связной речи
Составление рассказа по сюжетной картинке
Первичное | Контрольное |
|
|
Составление рассказа по серии картинок
Состояние словаря и навыков словообразования
А. Обобщающие понятия
Транспорт _____________________ Одежда __________________ Профессии __________
Животные _____________________ Птицы ________________________
Береза, сосна, дуб, клен ________________, одуванчик, ромашка, роза _______________
Б. Детеныши животных.
| детеныш |
Кошка , собака |
|
Корова, свинья |
|
Лошадь коза |
|
В. Объяснение значений слов
Холодильник ____________________________________________. Пылесос _____________________
Водолаз _________________________
Г. Антонимы
Сладкий _________________, голодный ________________________________,
Больной _______________________, грязный __________________________.
Навыки словообразования
А. Подбор имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Воробей___________________, хлеб_____________, дом_________________,
Маша_____________________, рука_________________________.
Б. Образование относительных прилагательных
Шкаф из дерева_______________________, мяч из резины________________,
сок из моркови______________________, шапка из меха__________________.
Б. Согласование числительных с существительными
| 2 | 5 |
Дом |
|
|
Машина |
|
|
Стул |
|
|
Шар |
|
|
Рыбка |
|
|
Звукопроизношение
Изол. / в словах | С-сь | З-зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Л-ль | Р-рь | Й | Щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонематический слух
- по слогам та-да, ба-па, са-за, сы-си, ла - ра, жа –жи, мо—мо - му, ми -ми–ни, ко-ки –ку, ка-га -ка
- По словам -
- По карточкам – (найди пару) -
- Первый и последний звук в словах – нос, дом, утка, аист, полицейский, велосипед
Умение собирать разрезные картинки (части) -
Логопедическое заключение:
_________________________________________________________________________
Дата обследования_________________
Учитель-логопед __________________
multiurok.ru