Как научить ребенка самостоятельности. Ребенок не самостоятельный 4 года


Развитие ребенка в 4 года: что он должен уметь и как себя вести

Многие родители волнуются по поводу развития чада. Ознакомьтесь с минимальными требованиями к физическому, социальному, речевому и когнитивному развитию ребёнка 4 лет.

Физическое развитие

К четырем годам ребёнок должен уметь стоять и скакать на одной ноге как минимум 3 секунды, ходить по канату. Четырёхлетки уже умеют рисовать квадраты, а также узнаваемых человечков. Им уже не нужна помощь с пуговицами и молниями.

Если ваше чадо к этому возрасту все еще не умеет подниматься или спускаться по лестнице без чужой помощи, то вам нужно поговорить об этом с педиатром. Это необязательно говорит о том, что ваш малыш отстаёт в развитии. В случае если его речевое развитие, мелкая моторика или социальные навыки в несколько раз выше, чем принятые нормы, то это может свидетельствовать об отсутствии должной мотивации со стороны ребёнка. Посмотрите свежим взглядом на его окружение: возможно у него слишком много игрушек, он не проводит достаточно времени с другими детьми или редко бывает на улице и ведет слабо активный образ жизни. В этом возрасте достижения это уже не просто умение, это умение в гармонии с мотивацией.

Поведение

Все еще актуальны тесты на определение границ дозволенного. Ребёнок продолжает устанавливать собственную независимость, поэтому часто ваши указания, просьбы или требования выполняться не будут или будут подвергаться массе сомнений. Независимость — это хорошая черта, её следует поощрять, однако, если она остается в пределах установленных правил. Заметили, что назревает истерика? Объясните ребёнку как вы понимаете что он чувствует, но не сдавайтесь и придерживаетесь своей линии. Постоянство в дисциплине это один из самых важных компонентов: кроха знает чего ожидать и это предотвращает назревающую истерику.

В 4 года большинство детей ходят в детский сад и тут появляется нечто, что волнует и печалит многих родителей. Вот вы слышите от воспитателей, что ваш чудный сын или дивная дочурка обижает других детей. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил с себе подобными. Следите за тем, как они общаются между собой и будьте готовы пресечь плохое поведение, лишив ребенка привилегий в качестве наказания. Не забывайте поощрять и хорошее поведение — пусть ребёнок видит, что это быстрее приведет его к желанной цели.

Речевое развитие

В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.

Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.

Сон

Четырёхлетнему ребёнку требуется около 11 часов сна в сутки. Большинство детей уже отказываются от дневного сна окончательно. Если ваш ребёнок не хочет идти спать днём, пусть он займется спокойной деятельностью в послеобеденное время: чтение книг, пазлы, Лего, рисование. Если вы видите признаки усталости (ребёнок зевает, трёт глаза), попробуйте уговорить кроху поспать.

Социальное развитие

Большинство детей посещают детский сад и уже начали знакомиться с обществом и правилами общения. Если ваш ребёнок испытывает некоторые сложности или нежелание общаться с себе подобными, то ни в коем случае не называйте его «стеснительным». Тем более в присутствии самого ребёнка. Замечания подобного рода могут зародить в его маленькой головке мысль о том, что с ним что-то не так. Показывайте позитивные примеры в семье — если родители часто заводят новые знакомства и общительны, то и ребёнок с большой вероятностью будет менее скован в общении.

krohi.net

Самостоятельность ребенка. Часть 1

Открываем толковый словарь Ушакова:

Самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Но так как наш сайт посвящен детям, то мы рассматриваем пункты, подходящие именно для них: независимость от посторонней поддержки и помощи. Это начальный этап самостоятельности человека, без прохождения которого свободы от внешних влияний во взрослой жизни быть не может.

Ребёнка нужно начинать учить самостоятельности с малышкового возраста (от 1,5 до 3 лет). Многие родители сейчас возмутятся: "Как в таком возрасте ребёнок может быть самостоятельным?" Вы удивитесь, но это самый прекрасное время для начала участия в бытовых делах, хоть и "не удобное" для родителей.

самостоятельный ребенок помогает готовить

В это период у детей есть тяга к самостоятельности. Вы, наверняка, не раз слышали от своего малыша "Я сам!". В этом возрасте ребёнок мало что может, но очень хочет сделать что-то важное сам. Очень неудобно, когда 1,5 годовалый малыш помогает готовить, пытается мыть посуду и тд. И мы запрещаем делать это: мы не даём мыть посуду, потому что разольёт воду и что-нибудь разобьёт, не даём солить суп, чистить овощи, потому что будет грязь. Мы не даём подметать, мыть полы, разбирать сумки с продуктами. Мы всё время спешим, и нам кажется, что мы не можем притормозить, что бы позволить малышу нам помочь. Но иногда стоит попробовать немного остановиться.

У ребёнка есть потребность помогать и делать что-то самостоятельно. Не давая участвовать в важных бытовых процессах мы останавливаем развитие самостоятельности и инициативы, а 10 лет спустя удивляемся: "Почему же ребёнок не хочет ничего делать по дому, и вообще ничего не хочет делать?".

Одной из характеристик современного воспитания является гиперопека, тотальная и не всегда заметная для родителей. Сейчас детоцентрическая семья стала нормой, потребности детей стоят выше потребностей родителей. Ребёнок стоит на пьедестале и жизнь крутится вокруг драгоценного чада. Скорее мы поможем ребёнку, чем будем ждать помощи от него. Кроме того, когда ребёнок маленький, нам проще без его помощи и мы теряем возможность подключить ребенка к быту и потребностям семьи пока он еще мал.

Гиперопека (гиперпротекция) - чрезмерная забота о детях, стремление окружить их повышенным вниманием, удовлетворить все потребности, защитить даже при отсутствии реальной угрозы . Родители избавляют ребёнка от необходимости решать проблемные ситуации, так как предлагается готовое решение, либо родители решают проблемы без участия малыша.

Последствиями гиперопеки становятся несамостоятельность в быту, теряется возможность самостоятельно преодолевать трудности и трезво их оценивать, инфантилизм и неуверенность в себе. Даже очень умненький ребёнок становится беспомощным и не самостоятельным в жизни.

Еще один пункт, который может мешать ребёнку учиться самостоятельности - няня. Так уж сложилось, в районе, где я живу, встретить гуляющую со своим малышом маму очень сложно. Почти у всех деток есть няни, которые занимаются с ними, гуляют, кормят, моют, а некоторые и спать укладывают. Иметь няню, конечно, замечательно: у мамы есть время заняться своей работой, отдохнуть, сходить в салон и тд (особенно с этим согласятся мамы, не имеющие возможность оставить ребёнка хотя бы с бабушкой, хотя бы на пару часов). Но есть большой недостаток: няня - человек, приглашённый для обслуживания ребёнка, удовлетворяющий потребности и выполняющий все его прихоти. Как показывает практика, няня не может отказать малышу ни в чём, за исключением опасных ситуаций и предметов. Она не может возразить родителям и объяснить, что чрезмерная опека и баловство не скажется положительно на взрослой жизни пока ещё маленького человечка. При этом родители стараются найти няню с высшим педагогическим образованием, желательно еще с медицинским и знанием 2-3 иностранных языков.

Но когда няня приступает к своим обязанностям, родители устанавливают определённые правила обращения с ребёнком и никто из них даже не спросит, а правильно ли это с точки зрения педагогики. Например, многие четырех-пятилетние дети не умеют самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, умываться и тд. Такие простые вещи им не доступны, так как няня полностью обслуживает ребёнка и делает всё за него.

На прогулке с одной из нянь мы как-то подняли тему педагогики и воспитания детей. Няня честно призналась, что если бы подопечный был её внуком, она бы воспитывала его по-другому: более строго, не подтирала бы сопли пятилетнему ребенку, а научила бы его делать это самостоятельно. Но увы, её работа - учить читать, писать, выполнять любой каприз, никогда не ругать и мило улыбаться, даже если ребёнок оскорбляет кого-то. Да, этот ребёнок научился читать в 4 года, в 5 может объясниться на английском, но он абсолютно не подготовлен к реальной жизни: он не может сделать элементарных вещей, он капризный и избалованный, и уже в этом возрасте у него начинает формироваться потребительское отношение к окружающим.

Мы рассмотрели основные причины, мешающие ребёнку стать самостоятельным и инициативным. Давайте теперь разберёмся, как воспитать самостоятельного ребёнка.

Мы разделим развитие самостоятельности ребёнка на несколько уровней. Даже если вашему ребёнку уже 10-15 лет советую прочитать про все уровни и вы поймёте, где допустили ошибку и как её исправить. Иногда бывает, что десятилетний ребёнок начинает учиться с нуля.

Уровень 1. Самостоятельность ребенка 3 лет

Уже к трём годам ребёнок способен минимально обслужить себя сам и освоить круг ежедневных бытовых дел.

Уж если вы задались вопросом воспитания самостоятельности ребенка, то нужно определить круг ежедневных домашних дел.

Что могут делать дети в 3-4 года:
1. Самостоятельно раздеваться и с некоторой помощью одеваться. 2. Простые гигиенические процедуры: чистить зубы, умыть и вытереть лицо и руки. 3. Отнести салфетки, тарелки, столовые приборы за стол. 4. Убрать за собой оставшиеся после еды тарелки, приборы, крошки, вытереть свое место за столом. 5. Собрать и положить игрушки в соответствующее место. 6. Положить книги на полку. 7. Убрать вещи на полку, до уровня, куда ребёнок легко достаёт. 8. Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.

Есть четырех- и пятилетние дети, которые сами не раздеваются и не одеваются.

как научить ребенка одеваться

Два тестовых пункта: когда ребёнок самостоятельное ест и одевается. По мнению психологов, если ребенок 4 лет не может сам есть это говорит о высокой степени родительской тревоги. Если ребёнок до 4 лет не может самостоятельно одеваться - это говорит о либеральности в воспитании, о мягкости родительского характера, и опять же о тревоге. Если человек не может научить ребёнка одеваться к 4 годам, то ему что-то серьёзно психологически мешает.

Ребёнок должен уметь одеваться к 4 годам. В зимний период, когда нужно одеть много одежды, особенно в спешке, ребенку нужна помощь. Есть один важный нюанс: ребёнок должен одеваться сам,когда он находится в оптимальном состоянии, те. когда он здоров, не уставший, не капризничает. Если капризничает только потому, что не хочет одеваться - не повод идти на уступки и делать всё за него.

К 3-м годам ребёнок может одевать вещи с простыми застёжками без узких горловин, сложно одеваются колготки, носки, рукава (если узкая одежка). В этом возрасте сам может одевать обувь: босоножки, туфли, кроссовки, не высокие ботинки. Как правило, обувь на эту возрастную группу производится на липучках и ребёнок справляется с ними самостоятельно. Если обувь со шнурками, помогите малышу. Тяжело даются высокие ботинки и сапоги. Одевая обувь, у ребёнка будет хорошая практика в освоении сторон "право-лево".

Снимать ребёнок может всё!

Ребёнку может мешать чувствительность. Есть дети которые плачут, когда их одевают в возрасте от года до двух, особенно определенные типы вещей. Они могут быть чувствительны к синтетическим и шерстяным тканям. Есть вещи которые жмут, имеют воротники, колют этикетки. У школьников это тоже может возникнуть, они раздражаются но не понимают, что не так. Если у ребенка есть проблемы с одеванием, нужно присмотреться, что он одевает легко, а что одевает со скандалом.

Когда ребёнок идёт в детский сад, нужно тщательно подготовится и подобрать одежду, с которой малыш может одеть самостоятельно: свободную удобную одежду без сложных застёжек, брюки без молний и шнурков. Сейчас детские сады переполнены и в каждой группе по 25-28 человек, конечно воспитатель не сможет одеть всех и ребёнку придётся справляться с этим самостоятельно. И если будет сложная для одевания одежда, скорее всего она не будет одета вообще. Чем это грозит, догадайтесь сами. Поэтому важно упростить задание малышу и подготовить его к этому начальному уровню самостоятельности ещё до сада.

Таким же важным делом является и способность убирать за собой со стола. Мы часто жалеем детей и делаем всё сами. Но можно придумать красивый способ убирать за собой после еды: это могут быть красивые салфетки, яркие метёлочки, новые губки, можно поиграть в пылесос. Важно поощрять ребёнка за такую работу.

Не менее важно также научить ребёнка убирать за собой после творчества: после рисования, лепки и тд. Если ребёнок не умеет убирать за собой, то невозможно двигаться дальше и осваивать новые ступени самостоятельности.

Не все взрослые могут спокойно взять в руки тряпку, поэтому, важно давать ребёнку чистую тряпку для уборки, чтобы не вызывать чувство брезгливости. Особенно если ребёнок любит чистоту и раздражается, когда испачкает руки или одежду краской. Нужно идти ему на встречу.

как научить ребенка убирать игрушки

Самостоятельность и обязанности начинаются с того, что ты можешь привести в порядок не только свои игрушки, но можешь навести относительный порядок с БЕЗОПАСНЫМИ объектами: одежда, тапочки, кастрюли, ложки, упаковки с продуктами, овощи. Многие мамы переживают за гигиену, с их точки зрения овощи тапочки и тд очень грязные, но ребёнку нужно привыкать делать любую работу, в том числе грязную. Эта привычка в дальнейшем поможет, и у вашего чада не возникнет проблем с чисткой своей одежды и обуви.

Многим детям мешает рассеянность. Среди детей много мечтателей и фантазёров, есть очень впечатлительные, задумчивые детки, которые хорошо играют. С одной стороны это большая радость для родителей, с другой стороны - мы должны понимать, что ребёнка необходимо научить сосредотачиваться, собирать своё внимание для выполнения какого-либо задания. Если мы не научим этому дошкольника, то в школе будут проблемы с обучением, ребёнку будет сложно сосредоточиться на занятиях, на выполнении домашних заданий.

То, что касается дошкольников, есть общее правило: минимальное время, на которое может ребёнок сконцентрироваться = его возраст+1 минута. Например, малышу 3 года, то должен быть сосредоточен не менее 4 минут. Мы вполне можем этого ожидать.

Бывает, что ребёнок готов делать домашние дела, но в какой-то момент охладевает и ему нужно давать новые,более сложные задания. В три года ребёнок вполне может делать всё вышеописанное, но очень часто не можем МЫ: мы не понимаем, что нужно настоять , помочь, поощрить, что-нибудь придумать, чтобы заинтересовать. Некоторые родители не могут настоять, и это не становится ежедневными обязанностями. А большинство взрослых не понимают, что нужно повторять не 2 раза, ни 10, ни 20 а 200-300-500 раз. Это не шутка!!! У 3-леток и 4-леток нервная система устроена так, что правила, в том числе правила, связанные с обязанностями, устойчиво формируются от трех месяцев до полугода. Только тогда это становится привычкой. При условии, что вы не прерываете этот круг и не теряете ритм.

Первый враг родителей - не умение настоять на своём, второй враг - отсутствие последовательности. То есть сегодня ребёнок сам одевается, убирает игрушки, а завтра и послезавтра нет, потому что родителям так проще. Вполне логично, что ребёнок не понимает ежедневную смену правил.

Родителям нужно быть готовым психологически к сопротивлению ребёнка. Играть с куклами, машинками приятно, а собрать игрушки - совсем другое. Но главное не то количество дел и помощи, которое мы можем получить от малыша, а то, какое оно даёт вклад в развитие личности.

Часто ребёнок, которого мы просим что-либо сделать, "зависает". Он не сопротивляется, задумывается, долго складывает что-то или несёт игрушку в ящик и заигрывается. Это нормально! Нужно настроиться на медлительность, понимать, что собьётся наш ритм, особенно с чувствительными, медлительными детками. Дети (как и взрослые) отличаются по темпу, есть кто-то, кто делает вообще всё очень быстро, есть люди, которые делают всё оооочень медленно.

Творческая задача родителей - бодрый и весёлый ритм, к которому ребёнок присоединится весело и с удовольствием.

В следующей статье мы рассмотрим 2 и 3 уровни самостоятельности детей. Что могут дети 4-6 лет.

Чтобы не пропустить выход публикации, подписывайтесь на почтовую рассылку.

novye-deti.ru

Если ребенок не хочет играть один

Ваш ребенок не любит играть один? Он не знает, чем себя занять, когда вы предлагаете ему поиграть в своей комнате? Малыш то и дело отрывает вас от домашних забот, требуя участия в своих затеях: «Построим башню вместе?» Вы терпеливо водружаете кубики один на другой, восхищаетесь высотой и крепостью постройки… и спешите вернуться к прерванной работе. Но не тут-то было, потому что он уже бежит к вам со следующей просьбой: «Ты поможешь мне с рисунком?» Почему же малыш не способен играть самостоятельно?

Играя в одиночестве, ребенок получает особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но, оставаясь наедине с самим собой, он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Ведь в большинстве случаев сложность не в том, что малыш не может придумать, чем ему заняться, а в том, что он не слишком уверенно чувствует себя без маминого присутствия. Некоторые дети словно «забываются», погружаясь в игру, в это время их совершенно не интересует местонахождение родителей. Малыши абсолютно безмятежны, поскольку уверены, что мама рядом и никуда не исчезнет, пока они самозабвенно играют. Но многие дети, оставшись в одиночестве даже на короткое время и утратив возможность вас контролировать, чувствуют сильную тревогу. Одиночество актуализирует и обостряет страхи. Это естественно. Именно поэтому предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточиться на игре, поскольку ему необходимо поминутно убеждаться в том, что кто-то из взрослых рядом, в шаговой доступности. Отсюда и бесконечные просьбы поиграть вместе: малыш чувствует себя в безопасности, только когда вы с ним. Конечно, через какое-то время он станет самостоятельным и автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

Личная жизнь

В возрасте 2–4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он – отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно. Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: «Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой». Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.

Знать меру

Когда ваш малыш систематически зовет вас поиграть с ним, не чувствуйте себя обязанными откликнуться на его просьбу немедленно! Если вы действительно заняты или хотите немного отдохнуть, вы можете спокойно и твердо сказать ему: «Сейчас я занята и не могу помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Вы не становитесь плохими родителями, отказывая ребенку в незамедлительном выполнении его просьбы. Вы просто даете ему понять, что вы отдельный человек, со своими потребностями, и вправе ожидать от него терпения и понимания. Даже если маленький ребенок пока не способен обходиться без посторонней помощи, он не может быть постоянно зависим от других людей и от их присутствия. Это может усложнить его взрослую жизнь! Нам всем необходим собственный мирок, в котором мы способны получать удовольствие от уединения. Играя самостоятельно, ребенок обращается к своему воображению, он имитирует, представляет себя кем-то другим. В своей игре он может воображать себя сразу несколькими персонажами, выстраивать между ними отношения, говорить за них. Если же вы являетесь постоянным участником его игр, этот процесс несколько затормаживается.

Золотая середина

Малыш нуждается в вас, чтобы научиться играть самостоятельно.

Целый мир

Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2–3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.

Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.

Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве... после того как прочтет их вместе с вами!

Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибокИгра - ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть. Читать далее

Научи меня играть!Игра занимает огромное место в жизни любого ребенка. И не только ребенка, ведь психологи считают, что и во взрослой жизни игра продолжает жить в искусстве и спорте. Однако если игра для взрослых лишь развлечение, то для малыша 5–7 лет это самое важное, обязательное и жизненно необходимое дело. Читать далее

Я построю дом: о чем говорит детская игра в домикиНе сосчитать детей, для которых строительство своего дома – из камней, веток, ледяных глыб или одеял и подушек – было и остается самым любимым занятием. Игра в «домик», как и «дочки-матери», – одна из тех, что «на века». А ведь она не только развлечет малыша, но и поможет вам многое узнать о нем. Читать далее

www.parents.ru

Как научить ребенка самостоятельности - mama.ru

Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям. Каковы критерии самостоятельности, и как она проявляется в раннем возрасте, рассказывает эксперт.

Что бы ни делал ребенок, ему важно одобрение родителей. Поэтому самое главное в воспитании самостоятельности – не столько развить ее, сколько не подавить. Часто родители, анализируя поведение ребенка, опираются на критерии зрелой самостоятельности, в то время как у детей она может маскироваться под другие свойства, например, негативизм или нетерпеливость. Пресекая подобное поведение, родитель оказывается в ситуации, когда, как говорится, с водой выплескивают ребенка. Выходом из нее может стать направление активности и инициативности детей в мирное русло.

Даем разумную свободу

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

Как известно, абсолютная свобода – это вседозволенность. Поэтому проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых норм. Однако чем младше ребенок, тем сложнее ему опираться на какие-либо правила. Например, сын видел, как папа подарил маме цветы, и решил поступить так же, но сорвал цветы с клумбы. Как одновременно похвалить за благие намерения и осудить подобный акт вандализма? Можно выразить свою признательность за щедрость, но проявить огорчение из-за выбранного способа достижения результата. А затем обсудить, какие варианты решений были бы более приемлемы: например, сделать цветы из цветной бумаги, нарисовать их, вырастить своими руками, помочь папе выбрать букет. Только так ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, который не нарушит принятых правил.

Ставим цели и задачи

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания родителей. Ему важно знать зачем, то есть с какой целью, он вы¬полняет ту или иную просьбу.

Во-вторых, малышу необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение бабушки, что у нее «сломается спина», если она станет застилать за внука кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после препираний с ним она весьма резво разворачивает покрывало.

Некоторые дети применяют к словам родителей армейский принцип ПВО: «Подожди выполнять – отменят!». Эта привычка вырабатывается у них из-за отсутствия четких требований. Ребенок замечает, что взрослым гораздо важнее получить результат, чем добиться от него самостоятельности. Например, увидев, что он неторопливо возит губкой по луже разлитого молока, размазывая ее по всему столу, мама берет инициативу в свои руки и сама ликвидирует последствия аварии. У ребенка возникает законо¬мерный вопрос: «ЗАЧЕМ напрягаться и делать что-то самому, если взрослый все равно рано или поздно сделает это за него?». Куда проще подстегнуть активность родителя, начав ныть или прикидываясь немощным. Ребенок только тогда начнет проявлять самостоятельность, когда будет определен круг его обязанностей, от которых можно будет уклониться исключительно в случае форс-мажора.

Развиваем самостоятельность

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольник занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если он будет производить уборку после каждого такого промежутка, то станет похож на робота-уборщика Валли из одноименного мультфильма. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно. Например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

4. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и по¬терпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поплескаться в ванной, наполненной пеной, и т.д.

5. Если ребенок ленится и катего¬рически отказывается покидать свое уютное местечко, попросите его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с дивана иногда помогает маленькая хитрость. Выразите радость по поводу того, что он лежит и никому не мешает. Затем попросите полежать там же еще часика два, чтобы вы могли заняться своими делами. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я слезу с дива-а-а-на?»

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагаю¬щие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, мамы и бабушки часто пресекают попытки девочки подмести пол, потому что знают, что вместо желанной чистоты в квартире будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

Мария Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член экспертного совета JOHNSON’S® Babyжурнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru


Смотрите также