Ребёнок на четвёртом году жизни достаточно самостоятелен. Ему по силам выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Но напоминание о том, что необходимо сделать, не будет лишним в таком возрасте.
Ребёнку с детства нужно прививать нетерпимость к грязи. Привычка быть чистоплотным формируется под влиянием окружающих. Родители на собственном примере должны показать, что чистота – залог здоровья, поэтому так важно её соблюдать. Самостоятельная гигиена мальчика в 4 года, так же как и девочки, включает: уход за полостью рта, мытьё лица и шеи, чистку ушей, расчёсывание волос. Эти процедуры осилят детки такого возраста.
Дополнительным стимулом, чтобы приводить себя в порядок, будут личные гигиенические принадлежности. Приобретите малышу полотенце, расчёску, зубную щётку и стаканчик. Яркие аксессуары будут обращать на себя внимание, тем самым увеличивая стремление к чистоте. Доступ к умывальнику должен быть постоянным и безопасным. Для этого используйте низкий крепкий стул или специальную подставку. Расположение зеркала должно быть соответственно росту ребёнка. Ведь, соблюдая гигиену, малыш должен себя видеть.Дети в возрасте четырёх лет должны уметь:
Этот возрастной период наиболее оптимальное время для прививания правильных навыков. Как чистить уши и зубы ребёнку уже известно, в 4 года пора осваивать новые процедуры. Пусть утреннее умывание станет полезной привычкой. Ребёнок должен приучиться мыть лицо, шею и подмышки. Умываться нужно без мыла. Когда ребёнок осилит процесс, можно показать ему умывание с мылом. Лицо намыливают лёгкими движениями осторожно, чтобы пена не попала в глаза. Растирать, прилагая усилия, не нужно. Смывать лицо тёплой водой ребёнку понравится, и он будет делать это с удовольствием. Ежедневный душ необходимость, которая должна стать приятной привычкой. Знания о том, как правильно подмывать девочку и мальчика в 4 года, для мам уже не столь актуальны. Потому что детей этого возраста нужно учить подмываться самим. Принятие ванны – занятие, которое любят многие дети. Однако ежедневная ванна может быть нежелательна в некоторых случаях. При простуде показаны ингаляции, особенно если ребёнку 4 года. Принятие ванны в этом случае следует отложить до более благоприятного момента.Чистка зубов ответственное мероприятие, требующее некоторой сноровки. Зубы необходимо чистить дважды в день. Утром эта процедура осуществляется после завтрака. Вечером – после ужина. Приучайте малыша в течение дня полоскать рот после каждого приёма пищи. Чтобы налёт на зубах у ребёнка 4 лет был явлением кратковременным, учите ребёнка правильно чистить зубы. Длительность процедуры имеет существенное значение. Взрослым рекомендовано чистить зубы в течение 10 минут. Детям разрешается сократить время до 5 минут. Но с возрастом длительность чистки зубов увеличивать. Правила ухода за собственными предметами гигиены нужно объяснить ребёнку. Зубная щётка должна храниться в специальном стакане, ручкой вниз. Перед этим щётку необходимо вымыть тёплой водой и поставить сушиться. Щётка ребёнка должна храниться отдельно от щёток взрослых.Уход за волосами подразумевает мытьё головы, расчёсывание и обстригание волос. Длинные волосы в этот временной период явление нежелательное. Тонкость и хрупкость детских волос делает процесс расчёсывания травматичным. Часто неясно, как подстричь девочку 4 лет, чтобы волосы при расчёсывании повреждались как можно меньше. Стрижка до плеч – наиболее оптимальный вариант. Длинные волосы, постоянно собранные в хвост не прибавляют волосам здоровья. Затянутые резинкой волосы истончаются и редеют. Если у девочки на голове есть пробор, то его сторону периодически нужно менять. Как подстричь мальчика 4 года? Правильно стричь волосы в том направлении, в каком они растут. Затылок и уши, как правило, выстригают сильнее, но не следует увлекаться. Комфортно, когда длина имеет несущественную разницу.
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
783. Вашему ребенку исполнился год. Он уже многое умеет, и активность его велика. В комнате, где он живет, прибавилось игрушек. Но вы по-прежнему не даете их малышу все сразу, чтобы игрушки ему не наскучили. Время от времени папа приносит новую. Это интересная яркая игрушка, однако ребенок не знает, как с ней играть. Он вертит ее в руках, рассматривает — и не более того. Ваша задача: научить малыша играть с каждой конкретной игрушкой — с учетом того, что она из себя представляет. Поиграйте с ребенком, «поговорите» с игрушкой, чтобы ребенок слышал. Во-первых, он будет слышать речь, во-вторых, он отметит для себя отличительные качества игрушки. 784. Вы уже опустили дно кроватки, убрали из стенки детской кроватки парочку прутьев, чтобы ребенку удобно было выбираться наружу. Но вы не должны забывать о травматизме, опасность которого в этом возрасте ребенка особенно велика (подвижность ребенка возросла, а опыта нет никакого). Чтобы уберечь ребенка от травм, не оставляйте его без присмотра. А если оставляете малыша в комнате одного, вы должны быть уверены,что там нет опасных для него предметов и не возникнет опасная ситуация. 785. Удалите из детской комнаты те предметы, которые могли бы послужить причиной травмы. Что это за предметы? Осмотритесь вокруг себя. Хрустальная ваза на столе, аквариум на подоконнике, посуда, оставшаяся после очередного кормления и сложенная в стопку, толстая тяжелая книга, папин мобильный телефон, наконец... Ребенок уже вполне может дотянуться до одного из этих предметов и опрокинуть его на себя. Уберите любые скатерти; дети имеют обыкновение стягивать их на себя. 786. Закрыты ли в детской комнате специальными панелями радиаторы отопления? Если не закрыты, загородите их стульями, не то ребенок может обжечься. Также помните про опасность, исходящую для ребенка от электронагревательных приборов. Не оставляйте свободным доступ к таким приборам — особенно к приборам с открытой спиралью. Они опасны, даже если ребенок не может добраться до них; он ведь может что-то на раскаленную спираль кинуть... Если вы выбираете в холодное время года какой бы нагревательный прибор купить, остановите свой выбор на масляных радиаторах. Они безопасны. Кроме того, на них позволяется просушивать что-нибудь из детского белья. Вы скоро оцените, насколько это удобно. 787. Нигде в детской комнате не оставляйте открытой электропроводки. Это чревато электротравмой. Не оставляйте неисправных электророзеток. И даже исправные розетки должны быть либо закрыты специальными заглушками, либо загорожены чем-нибудь из мебели — например, стулом или креслом. 788. Весьма распространенная ситуация: чтобы не оставлять ребенка на долгое время одного, мама гладит в детской комнате. Белья много, мама увлечена какими-то мыслями и на минуту выпускает ребенка из внимания... Не оставляйте раскаленный утюг на полу... Другая ситуация: мама берет ребенка на кухню, где готовит на всю семью обед. И в самый неподходящий момент от кастрюли отламывается ручка... Не ставьте кастрюль с горячим супом на край стола, куда ребенок может дотянуться. Не опускайте кастрюль с кипятком на пол. 789. Вообще маленькому ребенку на кухне делать нечего. Здесь слишком много опасных предметов: ножи, вилки, терки, посуда, которая может разбиться и поранить, и т.д. Учитывая неодолимую тягу ребенка ко всякого рода ключам и ручкам, нельзя подпускать его близко к газовой или электроплите — чтобы он не наделал вам (и себе) бед. 790. Ваш ребенок уже кое-что понимает, попытайтесь объяснить ему, что нельзя подходить к газовой плите, что можно обжечься. Чтобы ребенку было еще понятнее, приложите его руку к горячей, но не обжигающей плите. 791. Здесь важно не переступить тонкую грань: вы не должны запугивать ребенка близостью огня, вы должны дать понять, что огонь опасен. Объясняя, будьте спокойны, не повышайте голоса, не делайте резких движений.Все чистящие средства, кислоты, щелочи, эссенции, лаки, краски, лекарственные препараты — все это должно храниться в недоступном для ребенка месте. А лучше всего — под замком. 792. В этом возрасте ребенок может пугаться некоторых предметов. Например, электробытовых приборов,издающих громкий звук: пылесоса, электромясорубки, электрокофемолки, миксера, электробритвы и т.д. Если вы заметили, что ребенок пугается какого-либо прибора, временно избегайте пользоваться им или пользуйтесь, когда ребенок находится подальше. Не старайтесь переломить страхи ребенка, не нужно силой подводить испуганного малыша к ревущему пылесосу. Вы сделаете только хуже. 793. Иногда годовалые дети боятся купаться. Связано это скорее всего с какими-то неприятными впечатлениями: возможно, вашему малышу во время купаний не раз попадала в глаза мыльная пена или он однажды «хлебнул воды»...Не тащите ребенка купаться силой. Попробуйте воздействовать словом, пообещайте, что неприятная ситуация не повторится. Также можно попробовать сменить обстановку во врем'я купания; если, допустим, раньше вы купали ребенка в ванной комнате, то теперь искупайте на кухне, поставьте детскую ванночку на стол, пусть играет спокойная музыка.Если не помогает и это, то не купайте, а просто оботрите малыша влажной губкой. Когда впоследствии вы опять начнете купать ребенка в ванночке, не наливайте в нее много воды. Отвлекайте внимание ребенка какой-нибудь яркой игрушкой; не забывайте про свой ласковый голос.794. Было бы неплохо специально для ребенка повесить зеркальце в детской комнате — на таком уровне, чтобы ребенок, когда ему захочется, мог посмотреть на себя. Малыш будет представлять, как он выглядит, чем отличается от взрослых. Зеркало имеет и важное воспитательное значение: ребенок быстро увидит разницу — какой он бывает чистый и какой... сразу после еды... 795. Разные дети по-разному относятся к манежику. Одних можно уговорить поиграть в нем до полутора лет, другие уже в десять-одиннадцать месяцев терпеть его не могут и капризничают и кричат всякий раз, как видят какое-либо стеснение своей свободе.Если ребенок просится, можно достать его из манежика. Но делайте это только в том случае, если ребенок просится настойчиво; не выпускайте его гулять по комнате по первому требованию — сначала попробуйте отвлечь какой-нибудь игрушкой. 796. Обратите внимание, как настороженно относится ваш ребенок к незнакомым людям. Если к вам в гости пришел человек, которого малыш не знает, предупредите гостя, чтобы он дал ребенку возможность присмотреться к нему. И вообще на контакт должен пойти ребенок — и он непременно сделает это после того, как присмотрится. А до тех пор незнакомый взрослый человек должен вести себя осмотрительнее: удерживаться от громких восклицаний, не бросаться к ребенку с распростертыми объятиями, не хватать его на руки... 797. Ваш ребенок уже довольно уверенно ходит. Вы гуляете с ним. Малыш любит сам толкать свою прогулочную колясочку. На первых порах это помогает ему ходить. И прогулки все дальше... Ребенок уже достаточно окреп для того, чтобы более-менее успешно сопротивляться инфекции. Вы можете вывести его «в свет», то бишь пройтись, наконец, по магазинам. Пришло время привыкать к обществу людей, чтобы обилие незнакомых людей впоследствии не пугало ребенка. 798. Посещайте со своим ребенком места игр детей: детскую площадку, школьный двор... Малыш еще несможет, конечно, участвовать в играх детей более старших, но он с удовольствием понаблюдает за играми. Расширится его кругозор. Ребенок обратит внимание, что мир населен не только взрослыми.Оставьте ребенка в колясочке возле песочницы или возле детской горки. Вы увидите, как эмоционально он реагирует на забавы детей. 799. Не упустите случая сходить с ребенком в городской парк во время какого-нибудь праздника. Праздничная обстановка гармонична внутреннему миру малыша. Если пожилого человека праздники утомляют, то ребенок на праздничных гуляньях — как бы в своей стихии. Вы обнаружите, что в парке есть аттракционы и для самых маленьких. Не упустите возможность сфотографироваться. Быть может, это будет первая фотография вашего малыша. Не сомневайтесь, он узнает себя.Ну а если ребенок, утомившись, заснул, вы всегда можете найти в парке тихий уголок, где дадите малышу выспаться. 800. Одежда ребенка должна быть легкой, удобной, достаточно просторной, чтобы не стеснять движений; одежда, прилегающая к телу непосредственно, должна быть из ткани мягкой, легко поддающейся стирке; нельзя надевать одежду из грубой ткани (брючки или курточку) прямо на голое тело. Белье на ребенке нужно ежедневно менять. Если взрослый может пару дней потерпеть, то ребенок в несвежем белье недополучает нужное для организма количество кислорода (вы помните, что кожа у детей активно дышит). Ребенок чувствует дискомфорт, капризничает.
.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
www.medicalbrain.ru
Согласитесь, что уход за ребенком 3 лет подразумевает и организацию правильного питания. От двух до трех лет малышу уже не нужна та опека, в которой он нуждался ранее. Можно посадить малыша за общий стол, так как для него очень важно присутствовать в кругу взрослых, но все же готовьте кушать ребенку пока отдельно.
Малыш сейчас уже обращает внимание и на красоту, и то насколько аккуратно накрыт обеденный стол, даже на то, как соблюдаются правила этикета взрослыми за столом. Поэтому применяйте при сервировке стола красивую посуду, не забывайте про салфетки. Это малыш точно запомнит навсегда.
Со временем переходите на четырехразовое кормление, должны быть и завтрак, и обед, и полдник, и ужин. Конечно, по желанию малыша можно сохранить и второй завтрак, давайте ребенку сок и яблоко или молоко с булочкой.
Меню для ребенка 3-х лет.
Основным принципом питания детей в 3 года является то, что большинство продуктов должны съедаться в 1-ый завтрак, в обед и на ужин. Пусть питание ребенка в 3 года будет регулярным, лучше если кроха будет кушать в одно и то же время.
Нужно более разнообразить меню ребенка, не стоит кормить его одними и теми же блюдами. Ведь, в конце концов, малыш вообще станет отказываться, их есть, а продукты нелюбимые в этом возрасте могут никогда не полюбиться ребенку. Не стоит детям в этом возрасте давать жирные и острые блюда, применяя пряности, нужно ограничить применение разных маринадов, к тому же тушеные блюда и жареные лучше готовить малышу где-то 2 раза в неделю, чаще не надо.
Большое внимание обращайте на то, какое качество у употребляемых ребенком продуктов. Лучше будет, если блюда для ребенка будут готовиться, перед тем как нужно их подавать на стол. Не стоит увлекаться цитрусовыми, ведь несмотря на их полезность из-за большого содержания витамина С, цитрусовые часто вызывают аллергию у деток. Нужно обязательно очищать цитрусовые от кожуры. Все-таки лучше из фруктов и овощей больше кормить малыша теми, которые содержатся именно в вашей местности. Ведь они более гармонично вводятся в рацион ребенка и не вызывают аллергических реакций, в отличие от большинства экзотических плодов.
Весьма ценным продуктом в рационе малыша, конечно, считается молоко.
Важность молока и молочных продуктов в питании ребенка.
В молоке и остальных молочных продуктах кроме белка содержится большое количество минеральных солей и важных витаминов. Только давайте малышу лишь свежее молоко и в обязательном порядке кипятите его перед применением. Какие-либо порции молока, допустим, на завтрак или на ужин, заменяйте молочными продуктами, такими как кефир, йогурт, творог и остальные. Кстати, домашний творог нужно готовить на кипяченом молоке.
Гигиена ребенка 3 лет
Безусловно, что уход за ребенком 3 лет – это и содержание гигиены.
Большое внимание уделяйте чистоте пола, ведь малыш, активно двигаясь, проводит на нем большую часть дня. Поэтому каждый день проводите влажную уборку в доме.От двух до трех лет у ребенка начинают закрепляться каждодневные навыки гигиены, такие как чистка зубов или мытье рук. Поэтому родители должны подавать малышам пример, так как он в этом возрасте играет огромную роль, ведь дети во всем хотят подражать взрослым.
Гигиена ребенка в 3 года: уход за зубами.
Большое удовольствие ребенку приносит чистка зубов, ее ребенок начинает проводить где-то в этом возрасте. Периодически демонстрируйте ребенку медленные движения щеткой. Чистите зубы малышу вертикальными движениями, ведь больше всего остатков пищи скрывается именно в углублениях между зубками.
Утром чистите зубки крохе после завтрака, ну а вечером после того как он поужинает. Приучайте малыша в течение дня всегда полоскать рот, тем более, после употребления сладостей. Нужно научить ребенка ухаживать за щеткой: чтобы малыш щетку тщательно промывал водой и ставил на место. Пусть щетка хранится ручкой вниз, лучше щетку ребенка хранить отдельно от взрослых или просто держать ее в футляре. Как Вы понимаете, главным правилом, которого обязаны придерживаться родители, соблюдая уход за ребенком 3 лет – это поддержание чистоты.
Гигиена ребенка в 3 года: умывание и купание.
Детки этого возраста купаются и умываются с огромным удовольствием. Лучше держите предметы ребенка в ванной всегда отдельно от ваших. Используйте для купания малыша не лишь детское мыло, а и всякие ароматизированные средства, которые предназначены для ухода за ребенком и от которых он получит большое удовольствие. При купании нужно проверять тело ребенка на наличие на нем разных ссадин, синяков или высыпаний.
Нужно приучать малыша пользоваться только своим полотенцем и предметами для купания. В этом возрасте малыш уже может самостоятельно расчесывать свои волосы. Для этого применяйте мягкую щетку, ее храните отдельно и периодически мойте с мылом.
К тому же следует подстригать ногти на руках и ногах один раз в неделю. Обрабатывайте края с помощью пилочки.
Гигиена ребенка в 3 года: одежда.
Безусловно, уход за ребенком 3 лет, требует правильного подбора одежды. Пусть одежда малыша соответствует и времени года, и также температуре на улице, ведь малыш много двигается и одежда неудобная создает для него дискомфорт. Меняйте белье ребенку где-то 2 раза за день. Не стоит покупать ребенку синтетическое белье, ведь оно не может пропускать воздух и впитывать пот, к тому же бывает, после носки таких вещей, появляется аллергия. Кстати, вещи из хлопка не одевайте непосредственно на тело, так как это может привести к раздражению. Одевайте ребенка на ночь в детскую пижаму, но без опасной плотной резинки на ней, которая может давить.
Соблюдаем гигиену ребенка 3 лет: обувь
Подбирайте для малыша такую обувь, которая не натирает ножки, не деформирует их и пропускает воздух. Выбирая обувь, учитывайте и климатические условия, характер занятий ребенка. Пусть обувь малыша прилегает к ноге, но не сдавливайте ее. Не покупайте сильно свободную обувь, которую мамы любят брать на пару сезонов вперед, ведь это может привести к тому, что стопа малыша будет неправильно развиваться. Выбирайте для лета обувь с фиксированной пяткой.
best-mother.ru
К 4-м годам у ребенка уже проходит кризис трехлетнего возраста, он становится более спокойным, уже может мыслить логически, принять чьи-то доводы и придумать свои. Малыш хорошо разговаривает, его словарный запас составляет практически 1500 слов.
Период 4 лет еще называют – возрастом почемучек. Ребенок очень часто задает вопросы, самые разнообразные, причем касаться они могут как бытовых предметов – почему чайник горячий, так и глобальные – почему Земля круглая, почему нельзя жить на Солнце? Если в 3 года любой односложный ответ удовлетворял маленького почемучку, то в 4 года он уже будет докапываться до мелочей и пока не получит понятный его мышлению ответ, не отстанет от взрослого. Ребенок уже хорошо формирует предметы по групповым признакам, например, фрукты, машины, животные и т.д. Но пока еще кроха все видит глобально, он не способен оценить и связать свойства предмета, например, еще не может соотнести количество песка в ведерке с размерами ведерка и т.д. Понятия, объединенные одним словом тоже тяжело поддаются разделению, например, Земля, родина.
Весь мир ему кажется чем-то волшебным, все предметы, по его мнению, дышат, видят, слушают, именно поэтому некоторые дети так настойчиво рисуют солнышку, цветочкам глазки и ротик. Чем старше будет становиться малыш, тем рациональнее он будет толковать свое представление о мире.
В 4 года ребенок уже хорошо развит физически, он быстро лазает по лесенкам, умеет спрыгивать с невысоких предметов, перешагивать препятствия, раскачиваться на кольцах, на канате, но вскарабкаться по канату у ребенка еще не хватает силенок. Малыш очень подвижен, он без перерывов может бегать, прыгать, играть. Ему очень нравится помогать взрослым, и это нужно поощрять, чтобы не отбить у него охоту что-то делать, поручите крохе подмести пол, вытереть пыль, помочь что-то приготовить на кухне.
В 4 года ребенок уже может сам одеться, раздеться, обуться, расчесаться, почистить зубы. Ребенка можно приучать к спорту, танцам, отдать его в спортивную секцию или танцевальный кружок. Чем лучше физически развит будет малыш, тем крепче будет его здоровье. В этом возрасте очень хорошо заниматься закаливанием, учить кроху плавать и т.д.
Дети очень любят играть в ролевые игры, где они копируют поведение взрослых, причем уже не только родителей, но и воспитателей, учителей, продавцов и т.д. Малыши очень любят игры подражания: игра в космонавтов, солдатиков, в парикмахерскую, в магазин и др. В своей речи ребенок практически не путает множественное число с единственным, мужской и женский род, правильно склоняет глаголы, существительные, но может попутать такие понятия, как вчера и завтра, завтрак и обед, сейчас и скоро. У малышей очень хорошая память, обязательно развивайте ее, учите стихи, песенки, читайте много сказок. 4 года – это возраст, когда малышам начинают нравиться рассказы о детях, о животных, о профессиях, поэтому можно разнообразить вашу библиотеку не только сказками разных писателей, но и книгами Усачева, Бианки, Ушинского и др. авторов. В ручном творчестве кроха уже проявляет свои таланты и навыки, теперь он может самостоятельно что-то делать, он осваивает ножницы и потому порадует вас своими собственными аппликациями, поделками из пластилина, рисунками с глубоким смыслом и т.д. Стимулируйте ребенка фантазировать, внимательно выслушивайте сказки и небылицы, которые он сочиняет про себя, сказочных героев и свои игрушки.
В общении малыш уже более терпеливо относится к окружающим, он оценивает такие понятия, как хорошее и плохое поведение. В игре он может и уступить, и отнестись критически к чьему-то действию, высказыванию. Внимательно относитесь к рассказам крохи о друзьях, его историям из садика, так вы можете понять, чего не хватает ребенку. Например, ябедничество – это явный признак, что малыша недооценивают и таким образом он пытается получить похвалу со стороны взрослых.
Ребенок имеет свой собственный вкус в одежде и видение моды. Он очень гордится, если кто-то похвалил его наряд, любит получать одежду в подарок, как девочки, так и мальчики любят наряжаться. Девочки во всем подражают мамам, им хочется краситься, они требовательно относятся к выбору платья, колготок, заколок.
Вес мальчиков составляет 14,5-20,1 кг при росте 97,1 – 107,4 см, девочек – 15,1-19,9 кг при росте 98,8-107,6 см. Питание ребенка должно быть разнообразным. Обязательно включайте в меню сырые овощи, фрукты. Обычно именно в этом возрасте малыши перестают их кушать, так как получают в своем рационе излишнее количество конфет и других сладостей. Конечно, детям требуется сладкое, они настолько энергичны и подвижны, что сахар – это для них легкий и надежный источник энергии, но ребенок должен получать и витамины, и микроэлементы, которые максимально содержаться именно в овощах и фруктах.
novorozhdennyj.ru
На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается см на 20. В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условии для детей.
Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в поведение, привычки и физические возможности ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.
Существуют, однако, некоторые общие рекомендации и для этого периода.
Распорядок дня. Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.
Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме — дыхание, биение сердца и т. д. — совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту, в играх, еде, сне, отдыхе.
Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это войдет в плоть и в кровь, станет привычкой и потребностью. Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.
Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.
Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться спать, вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.
Сон. До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13 1/2—14 часов в сутки.
Ребята в возрасте от полутора до 5—б лет спят днем один раз. Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12 1/2 часов, дошкольнику 6—7 лет — не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.
Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.
Лучшее средство для крепкого сна — свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком. Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе — во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.
Каждый ребенок должен иметь свою кровать — он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия можно не всегда и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.
Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает и мешает спокойному сну.
Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.
Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.
Питание. После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.
Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол—л молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд). Больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком — это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.
Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4—5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет — каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.
Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах в фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовлении пищи, надо придерживаться следующих несложных правил: не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово—ягодные блюда.
На завтрак можно рекомендовать какую-нибудь кашу или картофель, макароны, яйцо или творог, стакан молока или кофе с молоком, чай с молоком, хлеб (булочка) с маслом.
На обед — куп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция — 1—1,5 стакана. Второе блюдо — овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем. Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.
Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи — кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.
Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.
Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день. Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень многое зависит от того, вовремя я с аппетитом ли поел ребенок.
Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак — между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед — в 12—13 часов дня, полдник — в 16 часов, ужин — в 19—20 часов.
В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.
В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.
Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.
Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое—нибудь заболевание, например глисты.
Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать — это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало. Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпением и, конечно, стараться более вкусно готовить.
Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины Д, С и А — они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.
Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Для того чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.
Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок ест их много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С. Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол—ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят их в закрытой посуде. Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2—3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.
По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины Д и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью, чесноком.
Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность в ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков. К 4—5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры — умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.
Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей. Ребенок не может садиться за стол с немытыми руками, он не может продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Это должно стать постоянным правилом. Вытирать руки надо насухо.
С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через год можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты. Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. У молочных зубов слабая, легко подвергающаяся порче эмаль, и за ними необходимо тщательно ухаживать. С 5 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.
Малыш должен привыкнуть к тому, что у него есть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.
Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.
Не реже раза в неделю детей следует купать и теплой воде с мылом.
Очень полезно выделить малышу уголок, где всегда лежали бы его игрушки и другие вещи. Пусть он с помощью взрослых убирает свой уголок, кладет все на место. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.
Обязанность взрослых — настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости. Пусть они сами убирают игрушки, аккуратно складывают и развешивают на ночь одежду, ставят на место обувь.
Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в том пример своим поведением.
Физическое воспитание. Изнеженные дети болеют значительно чаше, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более это относится к годовалому ребенку, к дошкольнику.
Первое требование — не кутать ребенка ни дома, ин на улице; второе — различными мерами приучить его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.
Прежде чем приступить к закаливанию, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.
Если назначены обтирании или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30°С, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют теплую. Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22°С. Если вода холоднее 16°С, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно дли здоровья и пригодится в жизни.
После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.
Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболевания. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему. Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно защищали головку панамкой, косынкой, Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают еще легкую рубашонку, девочке — платьице и, конечно, легкий головной убор.
Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе. Неправильно считать подвижные игры и беготню детей лишними, нудными. Однако и чрезмерные движения нужно сдерживать, так как малыш ещё не научился соизмерить свои силы.
В первые пять—шесть лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижные игры. Родителям рекомендуется купить ребенку мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.
Игрушки должны соответствовать росту и физическим возможностям малыша. Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20—25 см). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее ни пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.
Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера — коллективизм, товарищество, стремление к взаимной выручке.
Детей постарше 5—6 лет — надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках. Все это — чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.
Лыжи следует тоже подобрать по росту. Рекомендуется, чтобы их длина равнялась высоте ребенка, стоящего с вытянутой вверх рукой. Палки должны быть несколько выше плеча малыша, но сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.
Желательно, чтобы дети с 6—7 лет делали по утрам гимнастику, Надо с помощью медицинского работника подобрать 3—4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота, а также дли мышц, расширяющих грудную клетку. Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5—8 минут. Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнить упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.
Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводит на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо! Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице но менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени проводит ребенок на воздухе, тем он будет здоровее.
Развитие речи. Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первый речевым попыткам детей, надо давать им для подражании все новые звуковые сочетания, свойственные нашему родному языку, побольше разговаривать с ребенком. Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.
У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.
Качество речи зависит не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.
Ребенок не должен расти в одиночестве — только в коллективе совершенствуете и его речь и он обогащается новыми словами и мыслями. Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением. С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них весьма трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.
У многих детей, когда они еще только овладевают навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта. Если малыш торопится, как бы «проглатывает звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова: если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать. Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.
Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.
Книга «Домоводство» Москва 1959 г.
www.webohrannik.ru
На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается сантиметров на 20.
В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условий для детей.
Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в физические возможности, поведение и привычки ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.
Существуют, однако, некоторые общие рекомендации и для этого периода.
Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, у них вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.
Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме — дыхание, биение сердца и т. д. — совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту — в играх, еде, сне, отдыхе.
Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это станет привычкой и потребностью.
Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.
Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.
Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться и вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.
До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа днем и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13½ — 14 часов в сутки.
Дети в возрасте от полутора до 5—6 лет спят днем один раз.
Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12½ часов, дошкольнику 6—7 лет — не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.
Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.
Лучшее средство для крепкого сна — свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком.
Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе — во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.
Каждый ребенок должен иметь свою кровать — он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Кровать должна соответствовать росту ребенка, чтобы он имел возможность вытянуться.
Детские кроватки делают обычно с боковыми решетками, сетками, которые оберегают малыша от падения. Ребенку, как и взрослому, полезнее спать на жестком матраце: из мочалы, конского волоса, морской травы.
Подушку тоже не стоит делать особенно мягкой. Матрац накрывают клеенкой, подгибают ее, завязывают под матрацем специально пришитыми тесемками, и клеенка не сползает. Непременно нужно сшить пододеяльники.
Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия не всегда можно и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.
Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает их и мешает спокойному сну.
Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.
Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.
После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.
Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол-литра молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд), больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком — это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.
Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4—5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет — каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.
Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах и фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовления пищи, надо придерживаться следующих несложных правил:
не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их при варке в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово-ягодные блюда.
Что готовить детям от 1 года до 4 лет?Рецепты
На завтрак можно рекомендовать какую-нибудь кашу или картофель, макароны, яйцо или творог, паштет, стакан молока или кофе с молоком, чай с молоком, хлеб (булочку) с маслом.
На обед — суп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция — 1—1½ стакана.
Второе блюдо — овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем.
Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.
Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи — кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.
Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.
Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день.
Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень много зависит от того, вовремя и с аппетитом ли поел ребенок.
Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак — между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед — в 12—13 часов дня, полдник — в 16 часов, ужин — в 19—20 часов.
В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.
В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.
Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.
Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое-нибудь заболевание, например глисты,
Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать — это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало.
Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпеливо и, конечно, стараться более вкусно готовить.
Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины D, С и А — они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.
Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.
Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок их ест много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С.
Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол-ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят в закрытой посуде.
Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2—3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.
По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины D и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью или чесноком.
Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность к ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков.
К 4—5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры — умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.
Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей.
Ребенок не должен садиться за стол с немытыми руками или продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Вытирать руки надо насухо.
Некоторые родители считают, будто за молочными зубами не стоит и следить: они, мол, все равно выпадут. Это неправильно. Навыки, усвоенные с малолетства, остаются на всю жизнь, и выработанная в детстве потребность чистить и беречь зубы поможет сохранять их в зрелые годы.
Под больным молочным зубом чаще всего вырастает и плохой основной. За молочными зубами нужно не только тщательно ухаживать, но и своевременно лечить, если они начали портиться, так как в гнилых молочных, как и в основных зубах, гнездятся болезнетворные микробы, которые легко проникают в организм и вызывают различные заболевания.
Нельзя разрешать детям грызть орехи, жесткие баранки и т. п., ковырять в зубах булавками и другими металлическими предметами. Но не следует совсем лишать детей твердой пищи, особенно полезно есть сырые овощи: морковь, репу.
С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через полгода можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты.
Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. Водить щеткой надо горизонтально (от одного угла рта к другому) и вертикально, причем верхние зубы чистят сверху вниз, а нижние — снизу вверх.
Нужно вычистить зубы и с внутренней поверхности. Только так можно удалить все остатки пищи, весь налет. С 4 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.
У малыша должна быть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.
Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.
Не реже раза в неделю детей следует купать в теплой воде с мылом. Ногти надо систематически подстригать.
Не только на улице, но и дома у ребят должны быть интересные занятия. Хорошо сделать для малыша манежик, то есть отделить маленькой загородкой место на полу, постелить чистый коврик, половичок, чтобы ребенок мог там играть.
Ребенку постарше нужно выделить уголок для игрушек и других вещей. Не следует смотреть на игрушки как на пустое, никчемное занятие.
Игрушки развивают любознательность, помогают быстрее узнать окружающий мпр, научиться различать краски, звуки, приобрести полезные навыки. Важно, чтобы игрушки отвечали возрастным интересам ребенка и были гигиеничны. Лучше покупать такие игрушки, которые можно мыть.
Игрушки для детейРебенка надо приучать сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно убирать свой уголок, класть все на место, аккуратно складывать и развешивать на ночь одежду, ставить на место обувь, убирать игрушки. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.
Обязанность взрослых — настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости.
Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в этом пример своим поведением.
Изнеженные дети болеют значительно чаще, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более годовалого ребенка или дошкольника.
Первое требование — не кутать ребенка ни дома, ни на улице; второе — различными мерами приучать его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.
Прежде чем начать закаливать, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.
Если назначены обтирания или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30 градусов, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют тепловатую.
Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22 градусов. Если вода холоднее 16 градусов, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно для здоровья и пригодится в жизни.
После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.
Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболеваний. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему.
Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно закрывали голову панамкой, косынкой. Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают легкую рубашонку, девочке — платьице.
Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе.
Неправильно считать подвижные игры и беготню детей лишними, вредными. Однако и чрезмерные движения нужно сдерживать, так как малыш еще не научился соизмерять свои силы.
В первые 5—6 лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижые игры. Родителям рекомендуется купить ребенку совочки, лопатки, формочки, мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.
Игрушки должны соответствовать физическим возможностям малыша.
Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20—25 сантиметров). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее на пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.
Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера — коллективизм, товарищество, стремление к взаимной помощи. Детей постарше — 5-6 лет — надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках.
Все это чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.
Лыжи следует подобрать по росту. Рекомендуется, чтобы их длина равнялась высоте ребенка, стоящего с вытянутой вверх рукой. Палки должны быть несколько выше плеча малыша.
Сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.
Желательно, чтобы дети с 6—7 лет делали по утрам гимнастику. С помощью медицинского работника надо подобрать 3—4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спииы и живота, а также для мышц, расширяющих грудную клетку.
Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5—8 минут.
Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнять упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.
Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводят на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо. Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице не менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем он будет здоровее.
Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первым попыткам речи детей, надо давать им для подражания все новые звуковые сочетания, свойственные родному языку, побольше разговаривать с ребенком.
Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.
У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.
Правильность, чистота речи зависят не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.
Ребенок не должен расти в одиночестве — только в коллективе совершенствуется его речь и он обогащается новыми словами и мыслями.
Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением.
С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них очень трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.
У многих детей, когда они еще только начинают овладевать навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта.
Если малыш торопится, как бы «проглатывая звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова; если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать.
Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это — непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.
Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.
home.liferus.ru
Исходя из приобретенных навыков малыша, складывается формула состоящая из отдельных элементов обучения в этом процессе, по которой, уход за ребенком 1-2 года, требует особого внимания. Чтобы воспитать в ребенке точность, собранность и аккуратность, нужно приучить его к определенному распорядку дня. Если до года малыш еще не познакомился с горшком, то сейчас это сделать самое время. Не лишним будет научить его самостоятельно принимать пищу, уверенно держать ложку, а со временем и вилку. Данные навыки очень пригодятся малышу при оформлении в детский сад.
Однако у каждых детей процесс обучения происходит по-разному у кого-то раньше, у кого-то позже, но в любом случае, если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, малыш научится всему, что от него требуется. Поэтому, не стоит отчаиваться, если ребенок не может пописать на горшок, в то время как его ровесники прекрасно справляются с этой задачей. Рекомендуемое время приучения малыша к горшку колеблется от 1 до 3 лет, так что у вас есть еще некоторое время в запасе. Главное чтобы к этому времени у ребенка полностью созрела так называемая психологическая и физиологическая готовность к желанию справить свою нужду. А остальное, это скорей проблема родителей с детским горшком нежели проблема самих детей. Закончилась пора пеленок, срыгиваний и беспомощности, когда малыш неумело барахтался в попытках дотянуться до игрушки или принять сидячее положение. И вот, он уже резво перемещается по дому, оставляя повсюду следы своего творчества. Ваш малыш перешел в новую фазу своего развития - начало второго года жизни. Перед ним встают новые задачи и соблазны, к которым он будет упорно стремиться. И не важно, что получится не все и не сразу, главное - ваше чадо сможет приобретать необходимые навыки и знания, делать свои умозаключения и извлекать опыт из неудач. Так будет формироваться его характер и умение адаптироваться в новых обстоятельствах, способность узнавать и имитировать все, что доведется увидеть и услышать. Другими словами, ребенок второго года жизни как губка впитывает все происходящее вокруг. И теперь родителям следует особенно ответственно относиться ко всему, что окружает ребенка. В активную фазу вступают его способности к воспроизведению звуков и движений, что доставляет немало радости окружающим, и еще больше восторга ему самому. Он уже вполне осознанно может делать то, что ему запрещают, чтобы узнать, насколько узки или широки те рамки, которые родители пытаются установить. В нем просыпается желание независимости и самостоятельности, несмотря на то, что он все еще сильно привязан и эмоционально зависим от мамы. Вот почему на этом этапе взросления малыша родителям иногда придется прибегать к более строгим мерам воспитания.При всей кажущейся невинности, которую излучают 1,5-годовалые карапузы, они неустанно тестируют родителей на выносливость и твердость характера, не давая расслабляться ни на минуту. Их влекут новые неизведанные просторы, которые нужно успеть исследовать. И они горячо начнут отстаивать свои права на независимые прогулки по дому, отталкивая родительские руки, протянутые для их подстраховки. Но при этом малыш ждет одобрения от вас, ища подтверждения своих успехов, заглядывая вам в глаза. Ребенок второго года жизни поразительно объединяет в себе склонность к самостоятельности и зависимость от мамы. Он может далеко убегать в процессе игры, но обязательно будет периодически возвращаться, чтобы убедиться, что мама никуда не делась. В этом возрасте дети особенно чутки к расставаниям и боятся потерять маму даже на 5 минут. Полуторагодовалый малыш знает мамино настроение и одежду, запоминает предметы, связанные с ней (сумка, обувь, заколка и т.д.), и с легкостью находя их по ее просьбе. Этот период очень хорош для наглядного обучения основным формам предметов, их цвету, а также количеству. Ребенок этого возраста безошибочно выделяет из толпы родные лица и ему достаточно просто видеть их рядом, чтобы чувствовать безопасность и покой, продолжая заниматься своими делами. Его легко привлечь к домашним делам типа протирания пыли, мытья посуды или полов, и он испытает восторг от пользования пылесосом, ощущая себя по-настоящему взрослым и самостоятельным. Поэтому от родителей потребуется максимум внимания и похвалы к юному помощнику, чтобы он мог чувствовать себя действительно полезным. Это будет стимулировать в дальнейшем его любовь к труду. Чем раньше вы начнете прививать ребенку любовь к труду, тем проще ему будет жить в будущем. Делая за него даже те вещи, которые он уже вполне способен выполнять сам, вы мешаете его полноценному развитию и самостоятельности. Позволяйте своему малышу чаще проявлять себя в качестве помощника. В этом возрасте самое время приучать его к пользованию горшком и уборке игрушек на свое место. Этим вы облегчите жизнь и себе, и ему. Не забывайте хвалить малыша даже за обыденные вещи, которые он умеет делать сам: кушать ложкой, пить из кружки, не проливая, самостоятельно подниматься и спускаться по ступенькам. Помните ваше одобрение сродни выросшим за его спиной крыльям.
В полтора года происходят изменения во сне ребенка, теперь малыш спит один раз в день и так до 6 лет. При этом важно чтобы малыш спал в хорошо проветриваемом помещении, так как здоровый и крепкий сон достаточно важен для правильного развития организма. Детская еда должна быть не только полезной, но и разнообразной. Детки старше одного года принимают пищу четыре раза в день. После 4 лет, количество приемов может сократиться до трех раз в сутки. В их рацион уже можно включать всю пищу, которую едят взрослые, кроме жирных и острых блюд.Одним из самых главных навыков, является детская гигиена. Приучайте детей перед едой мыть руки, умываться по мере загрязнения, чистить зубы и содержать свою комнату в чистоте и порядке.Также достаточно важным пунктом является развитие речи ребенка. Для этого родителям необходимо уделять больше внимания своему малышу, учить с ним стихи и скороговорки, читать разнообразные книжки, а главное уметь разговаривать с ним. Режим дня, важность для ребенка.Ребенку необходимо так же много сна, как и раньше. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. До своего второго дня рождения кроха должен спать 2-3 часа днем.
В 12 месяцев он все еще будет нуждаться в 2-х дневных снах, но к 18 месяцам он может быть готов к одному 1,5-2-часовому дневному сну. Такому режиму он может следовать до 4-5 лет.Устанавливаем время для сна:
Важно научить кроху засыпать самостоятельно.
Придумайте семейный ритуал. Дело в том, что наступление ночи для малыша всегда означает расставание с семьей и одиночество, поэтому ребенок так стремится оттянуть прощальный поцелуй. Более приятным перемещение в постель сделает каждодневное повторение вечерних действий: чистка зубов, чтение сказки, укладывание игрушек, пение колыбельной.
mam-babys.blogspot.ru