Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей — помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?
Для дошкольников это время — период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.
Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.
Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.
Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.
Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:
На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.
В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.
Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка — ладони прижаты друг к другу, пароход — большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ — левого и правого.
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем — обе сразу.
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
orechi.ru
Речь дошкольников часто нуждается в коррекции, в помощи логопеда в связи с неправильным произношением или отсутствием определенных звуков. Задача родителей — не запускать проблему и прислушиваться к советам специалистов по поводу постановки звуков, выполнения специальных упражнений со своими чадами. Узнаем об этом подробно.
В этом возрасте рано говорить о неправильном произношении. Но, тем не менее, не лишними будут занятия, целью которых является развитие артикуляционного аппарата. Папа или мама должны показать, как правильно их выполнять, объяснить все ребенку и делать их вместе с ним. В этом возрастном периоде наследование (копирование) является основой занятий. Итак, выполняйте с малышом такие действия:
В этом возрасте дети могут выполнять предыдущие упражнения без наглядного примера взрослого, делать их чаще и быстрее. К ним добавляются и другие, для развития нижней челюсти:
Фонетическая гимнастика — это ответы малыша на вопросы родителей, повторяющиеся периодично:
Фонетическую гимнастику можно чередовать с играми на произношение звуков. Например, „Заводные игрушки”. По очереди взрослый ключиком заводит жучка, который произносит звук ж-ж-ж-ж-ж и летит по комнате; затем мотоцикл, который двигается быстро, и его мотор говорит р-р-р-р-р. Далее прыгает ежик и говорит ф-ф-ф-ф-ф, поет цыпленок ц-ц-ц-ц-ц.
В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:
Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке — перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.
Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений — и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.
Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:
Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм. Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена его другими, носовое произношение.
При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:
Дети лучше всего упражняются в постановке звуков, изображая животных, насекомых. Ведь игровая форма обучения для них самая приемлемая. Итак, можно играть в комара и осу, летая по комнате, махая ручками, и произносить при этом «з-з-з», затем «с-с-с».
Звук «ч-ч-ч» — это движение поезда. Предложите малышу стать паровозом, а вы будете вагончиком, и вместе произносите звук.
Постановка звука «ш» — это распиливание дров. Опять же, упражнение нужно выполнять вместе. Этот звук также можно изображать в игре «Море», двигаясь подобно волнам.
Рекомендуется для упражнений на коррекцию этих звуков использовать картинки. Так, взрослый демонстрирует, например, фото комара, пчелы, изображение ветра, волн, а ребенок артикуляцией отображает соответствующие звуки.
Для этой категории детей логопеды советуют проводить упражнения-игры на подражание. При этом важно совмещать наглядность (картинки), пример взрослого и совместное проговаривание звуков. Для этого педагог или родитель многократно должен повторять определенные звуки, а затем просить сделать малыша это вместе. Начинать нужно с повторения звуков, потом слогов, позже слов, затем уже фраз.
Например, показывая картинку с изображением жучка, взрослый 3-4 раза повторяет звук „ж”, протягивая его и показывая ребенку, как при этом складываются его губы. Потом просит ребенка вместе побыть жучками и погудеть. Аналогично с изображением комарика и произношением звука „з”, с самолетом и звуком „у”. Взрослый терпеливо повторяет звуки вместе с ребенком, а в конце таких упражнений он еще раз называет изображение на картинке полным словом (жучок, комарик, самолет).
Повторение слогов — это озвучивание голосов животных. Котик говорит „мяу”, собачка „ав”, курочка „ко- ко”, коза „ме”. Слова-звукоподражания при этом являются и инструментом общего развития ребенка. Дополнить упражнения на произношение слогов можно показом картинок с музыкальными инструментами и демонстрацией игры на дудочке (ду-ду), барабане (бом-бом), колокольчике (динь-динь).
На стартовом этапе логопедических упражнений с неговорящими детками нужно быть готовыми к тому, что они просто не будут повторять примеры взрослого с первого раза либо будут повторять их неверно. Допускаются любые ответы ребенка, а от взрослого необходимо терпение и спокойствие.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net
Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?
В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!
Содержание статьи
Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.
Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!
Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.
В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.
Логопедические занятия для детей — занимаемся дома.
Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!
Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.
Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.
Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.
Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:
В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.
Учимся произносить Л:
Теперь проблематичная буква Ш:
А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.
В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.
Артикуляционная гимнастика
По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:
Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.
Узнать список книг и альбомов по развитию речи.
Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:
В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.
Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:
Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.
Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.
Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.
Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.
Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.
Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.
При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!
Возможно, Вам интересно прочитать книги для детей от 5 до 8 лет: список 40 самых интересных пособий по годам.
Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!
my-happybaby.ru
Ранний возраст – яркий и неповторимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период активно развиваются основные психические процессы, среди которых важное место занимает формирование речи.
На сегодняшний день проблемы развития и нарушения речи у малышей как никогда актуальны. Плохо говорящие дети встречаются все чаще, а совсем неговорящие трехлетки мало кого удивят. Большинство специалистов-дефектологов рекомендуют отложить логопедическое обследование до 4-5 лет, и только после этого проводить работу по коррекции речи ребенка. Однако чем раньше начать заниматься, тем лучше, так как с возрастом исправить недостатки будет намного сложнее.
Если вы заметили, что с развитием речи у вашего чада не все в порядке, следует обратиться к врачу. Логопедическое обследование должно помочь определить точную причину расстройства. Однако, возможно, потребуются консультации не только логопеда, а и отоларинголога, невропатолога и ортодонта.
Причины речевых нарушений у детей делятся на две основные группы:
Причины как первой, так и второй группы возникают под воздействием множества факторов. Например, инфекционные заболевания и травмы, перенесенные мамой во время беременности, могут привести к внутриутробным патологиям, результатом которых становится неправильная речь ребенка.
То, как разговаривает малыш, может зависеть от особенностей структуры речевого аппарата (неправильная посадка зубов, их недостаток или переизбыток, форма прикуса, расщелины нёба), которые главным образом передаются по наследству. Инфекционно-вирусные заболевания крохи нередко становятся причиной снижения или потери слуха, что, в свою очередь, влияет на речь.
Есть еще одна причина возникновения нарушений речи. Малыши склонны подражать окружающим людям. Если ребенок общается с теми, кто неправильно разговаривает, кроха может копировать речевые дефекты – неправильно произносить звуки «р» и «л», заикаться или ускорять темп речи, проглатывая слоги и целые слова.
При проведении логопедических занятий с маленькими детьми важным моментом является установление эмоционального контакта. Каждый урок следует начинать с ритуала приветствия, создавая установку на позитивное восприятие предложенных упражнений, хвалить и поощрять любое проявление активности ребенка.
В 2-3 года кроха активно подражает окружающим, и его речь в норме представляет собой богатую, хотя и неустойчивую пеструю картину. Однако есть маленькие упрямцы, упорно не желающие разговаривать. А многие малыши этого возраста разговаривают так, что понять их могут только мама с папой.
Логопедические занятия для маленьких детей должны учитывать их физиологические и психологические особенности. Урок следует составить из нескольких упражнений, а его общая продолжительность не должна превышать двадцати минут.
Внимание малыша 2-3 лет имеет непроизвольный характер – он будет заниматься плодотворно лишь тогда, когда ему действительно интересно. Более того, активизация речи маленьких детей нуждается в наглядности и поэтому упражнения должны быть связаны с какой-либо практической ситуацией. Все это можно реализовать с помощью игры. В процессе увлекательных действий у крохи возникает состояние эмоционального подъема, что способно побудить его к повторению речи.
Для неговорящих детей 2-3 лет существуют специальные игры, основная цель которых – «растормошить» речь малыша. Эти игры делятся на две категории, одна из которых направлена на развитие общего подражания, а другая – на формирование речевого подражания. Путем копирования действий взрослых маленький человечек усваивает общественный опыт, игровые и бытовые навыки.
Понятие «общее подражание» предполагает повторение движений, действий и мимики взрослого. Развивать его у неговорящих детей можно в такой последовательности:
Для формирования речевого подражания у неговорящих детей взрослому необходимо многократно повторять некоторые слоги, слова и словосочетания, интонацией выделяя их в потоке речи. Малышу предлагается воспроизвести сказанное, причем принимаются ответы в любом виде.
Логопедические занятия для неговорящих детей, направленные на развитие подражания речи взрослого, предполагают такую последовательность:
Игры на речевое подражание подходят не только неговорящим детям, а и малышам, которые разговаривают, но нечетко и малопонятно. В работе с плохо говорящими детьми также используются простые рифмовки, чистоговорки и загадки («Чтобы мы были здоровы, молочко дает…корова», «Мед в наш улей принесла желто-черная…оса»).
Хорошо влияют на развитие речи маленьких детей логоритмические упражнения, в которых движения сопровождаются ритмичными фразами. Например:
По узенькой дорожке (малыш топает)Шагают наши ножки (кроха высоко поднимает ноги)По маленьким, по камешкам (медленно переминается с ноги на ногу)И в яму…бух! (ребенок садится на пол)
Не стоит требовать от малыша 2-3 лет четкого звукопроизношения. В этом возрасте более важным является формирование коммуникативной функции речи.
Для ребенка 4-5 лет школа уже не за горами. К этому возрасту он должен четко произносить все звуки, что впоследствии повлияет на обучение письму и чтению.
Если вам кажется, что малыш не все выговаривает правильно, необходимо точно выяснить, какие звуки в его речи нарушены. Чтобы в этом разобраться, предложите крохе повторить слова с наиболее неподдающимися звуками. Например: для звука «с»: собака, весна, автобус; «з»: заяц, лоза, мороз; «ш»: шапка, мышка, камыш; «ц»: цыпленок, курица, огурец; «ч»: чайник, куча, мяч; «р»: рыба, коробка, шар. С каждым звуком следует работать отдельно, начиная с самого легкого.
Упражнения на проговаривание каждого звука нужно начинать с артикуляционной гимнастики, которую ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы не только прочувствовать работу своего речевого аппарата, но и увидеть этот процесс.
После того, как малыш справится с произношением одного звука, задача усложняется – начинаем заниматься со слогами. Когда и это не составит труда, можно повторять слова с этим звуком.
Закреплять изученное необходимо путем использования слов с проблемным звуком в свободной речи. Этот этап – автоматизация навыков – может продлиться несколько месяцев. Наберитесь терпения и не подгоняйте малыша.
Чтобы ребенок научился говорить правильно, в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для развития его речи. Ученые доказали, что активные игры и физические упражнения на свежем воздухе положительно влияют на формирование речевой деятельности малыша.
С первых дней с крохой нужно разговаривать, читать ему стихи и сказки. Обязательно хвалить за попытки повторять слова. Реакция родителей на то, как говорит малыш, должна быть спокойной и уравновешенной.
От взрослых ребенок должен слышать правильную речь. Упрощенные формы слов («ам-ам», «ту-ту») допускаются в общении с малышом до года или в занятиях с неговорящими детьми 2-3 лет. Взрослым не стоит копировать кроху в неверном произношении, картавить, шепелявить.
Жизнь ребенка необходимо наполнить впечатлениями. Его нужно постоянно чем-либо удивлять, что-то рассказывать и показывать. С расширением кругозора, малыш сам захочет выразить свои эмоции, что ускорит процесс формирования речи.
Речь маленького ребенка несовершенна, и многие неблагоприятные факторы способны нарушить ее развитие. Однако головной мозг малыша обладает уникальными компенсаторными возможностями. И если родители своевременно обнаружат проблему и с помощью специалистов окажут крохе квалифицированную помощь, речевые расстройства можно будет устранить.
Что еще почитать
szabotoi.ru
От того, насколько ответственно взрослые подойдут к вопросу воспитания любимого чада, напрямую зависит его будущая речь. Если в три года он говорит охотно и разборчиво, повода для беспокойства нет. Но когда кроха постоянно молчит, а его лепет не удается разобрать со второго или даже третьего раза, необходимо насторожиться (особенно, если ему больше трех лет). Это может быть вызвано нарушением речевого аппарата или психическими отклонениями. В любом случае с ребенком должен пообщаться специалист, который поможет устранить различные дефекты на ранней стадии.
Грамотное общение и логопедические занятия играют важную роль в развитии маленьких детей. Комплексный подход к проблеме позволит предупредить серьезные нарушения речевого аппарата.
Для определения уровня «разговорчивости» взрослые обычно используют методы сравнительного анализа – сопоставляют говор своего отпрыска с произношением ровесников, которым также исполнилось 3 года. Однако этого явно недостаточно, чтобы сделать определенные выводы. Дополнительно рекомендуется применять для этой цели специальные динамические таблицы наблюдений. Информацию об этом «новшестве» можно найти в интернете, но лучше проконсультироваться с детским логопедом. Если внимательно протестировать детский лепет, можно своевременно выявить конкретные пробелы и подобрать оптимальные логопедические занятия.
Чтобы у детей 3 лет не возникало серьезных проблем в общении, необходимо позаботиться о создании благоприятных условий. Помимо этого, потребуется вести двусторонний диалог с малышом. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он научится произносить звуки, ведь желание подражать вашему говору и манере поведения дано от природы. Когда ему исполнится три года, необходимо максимально сконцентрировать внимание на его звукопроизношении. Читайте сказки на ночь, обсуждайте подробности прогулки, задавайте вопросы – это поможет крохе научиться внятно разговаривать.
Если у маленьких детей до 3 лет наблюдаются проблемы с произношением конкретной буквы, то настоятельно рекомендуется акцентировать внимание именно на ней. Старайтесь произносить слова с проблемной буквой чаще других, тогда малыш будет «копировать» ваш разговор и со временем научится не «проглатывать» звуки. Если нет, то помогут специальные логопедические занятия до трех лет.
Ни в коем случае не наказывайте малыша за плохое произношение – этим вы только усугубите ситуацию. Если у него что-то не получается, вы должны понять, чем это вызвано и помочь. Лучше быть другом и советчиком, чем строгим надзирателем.
На первых этапах взрослые иногда сталкиваются с определенными трудностями, ведь для полноценного общения с ребенком необходимо быть аккуратными в выражениях и тщательно откорректировать привычный разговорный стиль. Но при желании и настойчивости научиться «безопасному» общению с детьми и научить их говорить правильно – вовсе не трудно. Старайтесь никогда не повышать интонацию, так как этим вы можете только напугать кроху.
Логопедические занятия для детей дома подразумевают не только живое общение, но и разнообразные игры. В этом случае не обойтись без специальной подготовки и определенных знаний. Общение помогает поставить грамотную речь, улучшить слух и «настроить» дыхание. Активные игры развивают мелкую моторику. Как показывает практика, некоторые родители не умеют правильно заинтересовать детей, чтобы провести интересный познавательный «урок». Именно в этом случае увлекательное и занимательное развлечение поможет настроиться на нужный лад.
Логопедические занятия, которые проводятся дома или на приеме у специалиста, обязательно должны включать целый комплекс упражнений:
Упражнения должны длиться не более пяти минут, чтобы чрезмерно не переутомлять детский организм. Постепенно временный интервал можно увеличить – достаточно уделять процессу обучения не более 20 минут в день. Обязательно понаблюдайте, как непоседа реагирует на логопедические занятия. Не принуждайте его, так вы отобьете все желание учиться. Если на этом этапе возникают определенные проблемы, то разумнее обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы ненароком «не наломать дров».
Каждый родитель желает, чтобы его отпрыск начал внятно разговаривать как можно раньше, однако для этого требуется приложить немало усилий. Эффективные логопедические занятия для детей 3 лет дома построены на всестороннем подражании. Суть его достаточно проста – взрослый говорит, а ребенок повторяет. Вроде ничего сложного, но даже здесь имеются некоторые тонкости. Чтобы детское подражание было максимально осмысленным и эффективным, нужно обязательно связывать используемые слова с активной деятельностью малыша.
Любые логопедические занятия до трех лет должны сопровождаться отличным настроением, радостным смехом и увлекательными забавами – никакой строгости или повышенных тонов, ведь вы занимаетесь формированием речи у детей, а не дрессировкой домашнего животного. Если любимое чадо плохо произносит конкретные звуки, нужно обратиться за помощью к логопеду. Но даже если он говорит неправильно, не ограничивайте его в общении. Пусть это будет звучать непонятно и искаженно, но кроха старается, а это многого стоит. Практика является важным элементом в развитии речи у маленьких детей трех лет.
Рекомендуется делать основной акцент на регулярное пополнение глагольного словаря. Существует закономерность, что чем больше в детском лексиконе разных глаголов, тем выше уровень развития. Для начала достаточно использовать легкие для восприятия слова: «ам-ам» или «топ-топ». Постепенно нужно приводить в качестве примера более сложные глагольные формы. Чтобы процесс усвоения новой информации проходил более активно, желательно использовать вспомогательные предметы – любимые игрушки или яркие картинки.
Пальчиковые игры способствуют развитию хорошей моторики. Эффективнее всего проводить их дома, уделяя на это пять минут в день – вполне достаточно, чтобы в короткие сроки добиться приличных результатов. Доказана прямая взаимосвязь между активными движениями руками и речевым центром, поэтому научите кроху этим простым жестам. Популярными и эффективными играми на пальцах считаются:
Заучивание маленьких стихотворений с использованием «пальчиковых» жестов не только развивает речь и моторику, но также стимулирует пространственное воображение. Малыш легче запоминает целые предложения, а его речь становится выразительной.
Артикуляционная гимнастика считается эффективным способом постановки грамотной речи у детей в три года. Язык крайне важно тренировать, чтобы улучшить четкость произношения отдельных звуков. Для этого требуется выполнять конкретные упражнения для развития гибкости мышц языка. Отдельное внимание необходимо уделять и губам, поскольку они также задействованы в процессе формирования звукопроизношения. Выполнять несложные мимические упражнения можно несколько дней в неделю.
Обязательным атрибутом артикуляционной гимнастики является зеркало. Благодаря ему, кроха имеет возможность наблюдать за своими манипуляциями, а также за тем, как работает язык. Регулярное повторение одного и того же действия позволит довести выполнение гимнастики до полного автоматизма – это крайне важно. Логопедические занятия для детей трех лет достаточно проводить несколько раз в день, уделяя на это не более десяти минут.
Логоритмика подразумевает одновременное использование речевой и двигательной активности под веселое музыкальное сопровождение. Взрослому нужно только прочитать небольшое стихотворение, активно жестикулируя руками. Малыш должен все это повторить, но только в своем «репертуаре». Специалисты рекомендуют проводить такие логопедические занятия с ребенком во второй половине дня.
В зависимости от индивидуальных особенностей организма, которые только формируются в три года, и некоторых других (как внутренних, так и внешних) факторов, конечный результат от занятий проявляется по-разному. Одни дети сразу все схватывают «на лету» и уже через несколько недель уверенно произносят слова. Другим требуется немного больше времени для адаптации и привыкания. В любом случае результат будет только положительным. Как говорится, всему свое время, но самое главное – не упустить это время в самом начале, когда проблемы только дали о себе знать.
rebenokrazvit.ru
Звукарь - Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали ... перейти к Звукарю
Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные... перейти к Букварю
Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ... перейти к пособию
Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом ... перейти к статье
Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и ... перейти к играм с буквами
Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не ... перейти к урокам по чтению слогов
Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих... Перейти к урокам по чтению слов
Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?... Перейти к описанию книжки-игрушки
Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают... Перейти к урокам чтения
games-for-kids.ru