Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие речи у детей. Как научить ребенка говорить? Как научить ребенка говорить в 4 года в домашних условиях


Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Произношение твердого и мягкого звука «р» редко дается детям легко. В логопедии для «л» и «р» существует даже особая «поблажка»: если для основного алфавита норма становления находится в пределах 4 лет, то для «л» и «р» специалисты отводят еще два дошкольных года — до 6 лет.

При подготовке к школе педагоги особенно акцентируют внимание родителей на том, как научить ребенка говорить букву «Р». В школьном обучении некорректное произношение может стать для малыша проблемой, в первую очередь психологической, а затем и коммуникативной. Исправить ситуацию может внимательное отношение к детской речи в 2-4 года.

Из этой статьи вы узнаете

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
  • Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
  • Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
  • Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
  • Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
  • Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах. Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

гримасы

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью. Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.пузыри
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).перышки

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.злой пес
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.дудочка
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.лягушка
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.китик

Упражнения для языка

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1
  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря. Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].
Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.новый кучер
  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.барабан
  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.блинчик
  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку. Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]

Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного. Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе.

При произнесении мягкого [р’] немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение [рь] лучше с буквосочетаний и слогов.

  1. Начните со слогов в порядке усложнения: [ри], [ре], [ря], [ре], [рю]. Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
  2. Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
  3. Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
  4. С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.

Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».

Упражнения для закрепления навыка

Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.

Разминка

Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!

Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.

Применяй рычащие слова

Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:

  • Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
  • Где тонко, там и [рвё]тся.
  • [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки

Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?

Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе». Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:

  • Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
  • Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
  • Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.

01

02

03

04

05

06

 Чистоговорки

В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:

  • Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
  • Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»

01-01

01-02

07

Дифференциация звуков

Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка — [ру]ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по[ра] — го[ра] — го[ре] — мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.

Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).

Логопед и детский сад

логопед

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук, он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й. Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке. Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус. Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка. Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк. Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок. Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки. Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел. Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Развитие речи у детей. Как научить ребенка говорить?

как научить ребенка говорить?

Итак, сегодняшняя тема нашей встречи – развитие речи у детей. Все дети развиваются в своем ритме. И вы не найдете два одинаковых ребенка, ведь в одном и том же возрасте у малышей могут быть более развиты те или иные способности. У нас в парке гуляла мама с дочкой, которой было полтора года — она каждый день приходила и рассказывала новый стишок. А мой племянник начал произносить свои первые слова только после 3 лет. В любом случае каждая мама, чей малыш еще не разговаривает, задается вопросом: как научить ребенка говорить, как ему помочь, как ускорить развитие речи?

Развиваем речь ребенка

    1. Первое и самое главное правило — разговаривать с ребенком необходимо с первых дней жизни! Большое заблуждение, что новорожденный еще мал и ничего не понимает. Используйте короткие периоды бодрствования ребенка для общения. Не забывайте о том, как правильно кормить ребенка грудью – время грудного кормления, прекрасная возможность для общения с малышом.
    1. Устраивайте ребенку прогулки по дому – называйте все предметы, которые встречаются у вас на пути. Также рассказывайте о свойствах, формах предметов. Для детей более старшего возраста, так сказать двух-, трехлетних «молчунов» также повторение мать учения. Но тут необходимо усложнять задачу, не упускайте возможность пообщаться с ребенком. Задавайте ему вопросы: «Что это? Машина? А что это у машины? Колеса? Давай посчитаем, сколько колес у машины!». Не бойтесь задавать вопросы! И ни в коем случае не сердитесь на ребенка, не ругайте его если у него пока не получается выразить свои мысли. Но за любой малейший успех обязательно хвалите его и подбадривайте, так вы его будете стимулировать на дальнейшие успехи, и в скором времени ваш ребенок научится говорить.
    1. Не сюсюкайтесь с ребенком! С первых дней жизни говорите с малышом по-взрослому. Произносите слова правильно. Конечно, пусть слова будут наполнены невероятной любовью, нежностью, теплом, лаской, заботой, но произносятся правильно. «Кто тут у нас такой халесенький лесит» — можно сказать нормально, а все краски умиления внести в тон. Знаю некоторых родителей, которые умудряются сюсюкаться и с трехлетними детьми. Что конечно, не самым лучшим образом сказывается на восприятии мира ребенком. Если ребенок не правильно говорит слова, переставляет слоги, например, вы его не ругайте, а просто повторяйте слово правильно, просите малыша повторять за вами.
    1. Длительное сосание пустышки-соски может создать проблемы с прикусом и соответственно с артикуляцией, что в свою очередь может стать преградой в вашем стремлении научить ребенка говорить. Если у вас есть возможность, откажитесь от пустышки еще в роддоме, т.е. и не предлагайте ее малышу. Лучше и полезнее будет, если малыш лишнее время проведет у вашей груди, попивая такое вкусное и полезное грудное молоко. Также если ребенок сосет палец, возможны проблемы с артикуляцией.
    1. Особенное внимание уделяйте развитию мелкой моторики рук ребенка. Уже доказано, что развитие мелкой моторики стимулирует мыслительные функции и речь. О домашних занятиях для развития моторики читайте: «Домашние занятия для развития мелкой моторики рук».
    1. Дети по своей природе любопытны, развивайте их любопытство и с удовольствием отвечайте на их вопросы. Мой сын нормально еще не разговаривает (ему 3 года), но у нас сейчас наступил период: «Мама, это ШТО?». Я очень этому рада и стараюсь очень полно отвечать ему на вопросы. А потом задаю ему такой же вопрос и жду ответа, помогаю, если ему трудно ответить, разбираю слова по слогам.
    1. Прекрасно если в вашей семье заведена традиция чтения книг перед сном. Если нет, то самое время такую традицию завести. Чаще читайте ребенку книги, стишки, потешки, пойте песенки. И скоро ваш малыш начнет повторять за вами. Пробуйте играть с ребенком: читайте ему стишок (который он уже 100 % знает) и замолчите не сказав окончание – ребенок скажет его за вас. Переставляйте местами слова, заменяйте некоторые слова и следите за реакцией малыша. Как правило, дети с удовольствием вас поправят.
    1. Расширяйте кругозор ребенка, учите его таким понятиям как: вверху-посередине-внизу, высоко-низко, далеко-близко, право-лево, ближе-дальше,  на-под-возле и т.д.
    1. Рассматривайте картинки в книжках. Уделяйте внимание всему что видите, задавайте вопросы, уточняйте. Даже настроение героев картинки не должно остаться без внимания. Также вы можете во время просмотра картинок устроить настоящую развлекательно развивающую игру. Если рассматриваете животных, то можно попросить малыша показать, как прыгает зайчик, ползает паучок, летает птичка. Если вся семья дома, вы можете под веселую музыку вместе попрыгать-поползать-побегать.
  1. Я не сомневаюсь, что вы понимаете своего ребенка с первого взгляда. И порой родители так увлекаются служением своим детям, что не замечают, как выполняют просьбу ребенка, когда он еще и рта не успел раскрыть, а только пальцем показал на что-то. Не облегчайте жизнь своего ребенка. Пусть малыш старается произносить просьбу как положено. Конечно если у ребенка совсем не получается, проговорите вместе с ним и только потом выполняйте его запрос. Я сама имела такой «грешок», но уже исправилась, ведь как ребенок научится говорить, если его понимают с полужеста?

Любящим родителям

Дорогие родители, знайте, что ваш ребенок обязательно научится говорить! Не сравнивайте его с другими детками! Просто сейчас он больше развивается в другой области. Для успокоения души вы можете сходить к невропатологу, психологу и логопеду. Редко когда у ребенка находят какое-то заболевание способствующее задержке развития речи. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, лучшем для него, темпе.

Как научить ребенка говорить? Главное ваша любовь, забота и поддержка! С любовью занимайтесь с ребенком, хвалите за каждый, даже самый маленький, успех. И совсем скоро вы даже уставать будете от бесконечных вопросов и рассказов своего маленького говоруна.

Здоровья вам!

P.S. Иногда ребенок начинает говорить после сильных эмоций, например если летом вы слетаете в Турцию на море или выберете отели Болгарии для отдыха с детьми. Такой отдых не только подарит вашим малышам здоровье и силы (при правильной организации поездки), но и наполнит кучей впечатлений, которыми ваш «молчун» захочет поделиться по приезду с родными и близкими.

kotulskaya.ru

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года

Как научить ребенка говорить

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук. Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д... Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

Как научить ребенка разговаривать

  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — "Что как звучит?" (Ozon, My-shop) и "Кто что делает?" (Ozon, My-shop). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

Что как звучит фото. Школа семи гномов

Кто что делает. Школа семи гномов. Фото

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

***

Дует пастушок в дуду – Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Гуси, гуси, га-га-га, Есть хотите? Да-да-да.

***

Мы приехали сюда! Да-да-да! Да-да-да! (задорно) Отворяйте ворота! Та-та-та! Та-та-та! (требовательно) На лошадках я и ты! Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно) На лошадках мы скакали И немножечко устали. (устало) Скоро ль будет угощенье? Молоко, кефир, печенье? У-у-у? О-о-о? (вопросительно) Ели-ели угощенье, Выражаем восхищенье: М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье "Пальчиковые игры для малышей до года" вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Также рекомендую посмотреть статьи "Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев" и "Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2", в них вы найдете много развивающих игр.

Читайте также:

Игры на развитие речи у детей 1-2 лет

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Книги для детей до года

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Сенсорные коробки для детей

СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ

 

Искренне ваша, Яна Разначенко

jili-blog.ru

Как научить ребенка говорить - Woman's Day

В каком возрасте ребенок начнет разговаривать? Сколько слов он должен произносить в год, в два года? И как научить ребенка говорить? Эти вопросы волнуют практически всех родителей.

как научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить

Фото: Getty

Наиболее обеспокоены мамы и папы тех маленьких «молчунов», чьи ровесники уже начали овладевать речью. Выясним, насколько оправданы эти опасения, и какими способами можно «разговорить» малыша.

Учим ребенка говорить дома

Редко встречаются серьезные проблемы со здоровьем, мешающие детям овладевать речью. В большинстве случаев обучить малыша разговаривать родители могут самостоятельно. Вот как научить ребенка говорить в домашних условиях:

  • Начинайте говорить с ребенком как можно раньше.

  • Уделяйте общению много времени, но не переутомляйте малыша.

  • Обучение произношению начните с самых простых слов, к предложениям переходите постепенно.

  • Произносите слова четко, не искажая их.

  • Развивайте артикуляцию и мелкую моторику у малыша.

  • Говорите с ребенком так, чтобы он мог видеть ваше лицо.

  • Повторяйте сказанное много раз.

  • Хвалите малыша за успехи.

  • Создайте благоприятную среду для развития речи.

Ребенок уже во внутриутробный период развития настраивается на восприятие человеческой речи. После рождения эта способность начинает активно развиваться.

Новорожденный не понимает значения слов, но процесс запоминания особенностей произношения уже идет. Вот почему с ним необходимо начинать говорить, петь ему песни, читать стихи, произносить отдельные звуки и слоги как можно раньше.

Ежедневное общение необходимо для полноценного развития, но не следует при этом заниматься с ребенком, если он устал. Разговоров тоже должно быть в меру, чтобы говорение не ассоциировалось в дальнейшем с чем-то неприятным.

Детям до года и чуть старше легче всего произносить отдельные слоги, при этом они способны повторять один и тот же слог много раз. Начните обучение вашего ребенка с коротких и простых слов, состоящий из одинаковых слогов типа «мама», «папа».

В этот же период речь малышей активно строится на звукоподражании, им легко даются слова типа «бум» (упало) или «гав-гав» (собака). После года учите ребенка вместо звукоподражания использовать настоящие названия объектов.

Для этого неоднократно произносите их настоящие названия вместо звукоподражаний.

Не стоит «сюсюкаться» с малышом, намеренно искажая слова или произносить вслед за ним искаженные названия предметов. Чем четче вы произносите слова, тем четче будет его речь.

Для правильного произношения необходима правильная артикуляция, поэтому дайте ребенку увидеть, как вы произносите слова. Регулярно проводите с ним артикуляционную гимнастику. Если вы не знаете, как она делается, то в этом вопросе вам поможет видео со специальными уроками.

Связь между развитием руки и формированием мышления доказана. Чем лучше у ребенка будет развита мелкая моторика, тем быстрее пойдет его развитие, в том числе речевое. Делайте с ним гимнастику для пальчиков, массируйте руки.

Всегда хвалите малыша. Положительные эмоции будут подталкивать его к дальнейшему обучению. Создайте у него желание использовать слова!

Создаем среду и формируем потребность

как научить ребенка говорить в год

Как научить ребенка говорить

Фото: Getty

Отсутствие необходимости − главная причина, по которой ребенок не произносит слова. Вот какими способами можно сформировать у ребенка потребность в говорении:

1. Не давайте ребенку в руки интересующее его предметы, пока он не произнесет их название. Когда ребенок будет тыкать пальцем в желаемый объект, добивайтесь произношения слова. Для этого много раз повторяйте название предмета. Научиться произносить слово – это тоже труд. Ребенку незачем стараться сделать это, если взрослый и без того понимает его желание и немедленно выполняет требование.

2. Создайте ребенку необходимость общаться с другими собеседниками. Если для годовалого ребенка самый главный собеседник вы, то с двухлетним ребенком все иначе: позволяйте ему больше общаться с другими детьми, которые уже разговаривают. Потребность в установлении контакта с ровесниками вынуждает ребенка использовать слова, а в игре это получается само собой.

Почему нельзя откладывать обучение речи

Основы речевого развития закладываются в раннем возрасте, этот период ни в коем случае нельзя упустить. Чем старше становится «молчащий» ребенок, тем меньше у него шансов на полноценное овладение речью.

как научить ребенка говорить в год

Как научить ребенка говорить в год

Фото: Getty

Формирование мышления идет параллельно речевому развитию, и во многом от него зависит. К тому же, без овладения речью невозможно установление полноценного контакта с окружающими. Вот почему недостаточное овладение речью в дальнейшем оборачивается для детей проблемами в детском саду и школе.

Читайте далее: выбрать матрас для ребенка

www.wday.ru

Как научить ребенка говорить в домашних условиях - советы логопеда

научить ребенка говоритьРебенок приходит в школу, и учитель явно видит проблемы с речевым развитием. У кого-то это низкий словарный запас, у других – логопедические проблемы, у третьих и то, и другое. Чаще всего это наблюдается у домашних детей, так как в детском саду логопед вовремя обнаруживает имеющиеся проблемы и проводит коррекционные занятия. Родители ребенка с ЗРР (задержкой речевого развития) разводят руками и сетуют на то, что они не специалисты, и у них не хватает опыта, как его учить. На самом деле это не так сложно, главное, вовремя начать занятия.

Чтобы научить ребенка говорить как можно раньше следует

Логопеды разработали «золотую десятку» правил, которые помогут родителям научить ребенка говорить как можно раньше, а также скорректировать имеющиеся проблемы у детей постарше.

Когда начинать говорить

Говорить с малышом нужно начинать как можно раньше, желательно уже тогда, когда он находится в утробе матери. В это время он запоминает голоса родителей, а позже, после рождения, прислушивается к ним. Мама должна разговаривать с малышом каждую минуту, пока он бодрствует. Если дома папа, он тоже должен быть активным участником разговора. Нужно постоянно находиться в поле зрения малыша, чтобы он видел артикуляцию родителей.

О чем говорить

Говорить можно о чем угодно, главное, чтобы это не несло негатива: петь песенки, комментировать кормление, говорить от имени игрушки и т.п. Тема для разговора – сплошная импровизация. Как можно чаще нужно проговаривать названия предметов и произносить слово «мама»: «Сейчас мама возьмет ползунки и поменяет их сыночку» и т.п.

Как нельзя говорить в домашних условиях

Нельзя говорить с ребенком, как бы вскользь роняя слова. Каждое из них должно быть целенаправленным, а цель одна: дать возможность малышу запомнить их. На запоминание должны работать мимика, интонация, жесты, демонстрация предметов или действий, о которых идет речь. Ударные гласные в словах нужно протягивать. Если речь идет о животных, нужно включить в речь подражание их звукам: «Курочка – ко-ко-ко, корова — му-у-у, киса – мяу!». Губы взрослого активно двигаются при этом.

С малышом нельзя сюсюкать и коверкать слова, говоря что-то, вроде: «Какой ты холёсенький!». Уже в год он должен слышать только естественные голоса родителей и четко произносимые звуки. Новые слова можно произносить громче обычного и по слогам. И так несколько раз, пока малыш не поймет, как произносить трудные слова.

Не упрощайте язык

Частая ошибка родителей – подмена сложных слов простыми. Например, машину называют бибикой, болячку — бобой, горячее – жигой и т.п. Нужно называть вещи своими именами. Нарисован на картинке бегемот, так и надо говорить, панаму и шляпу не следует называть шапкой, а колготки, брюки и гамаши штанами. Все равно придется учить ребенка разделять эти понятия, так зачем оттягивать этот момент?

Важно учить ребенка говорить грамотно

Еще одна типичная ошибка родителей – опускать в речи глаголы и прилагательные. Мама комментирует свои действия, но называет только предметы: «Вот бутылочка, молочко, кашка» или «А где машинка? Вот она машинка. Дождик!» словарный запас ребенка при таком общении сильно страдает, ведь он не слышит глаголов и прилагательных, следовательно, и употреблять их не учится. Впоследствии придется обращаться к специалисту для коррекции общего недоразвития речи.

Как же разговаривать правильно? Если захотели обратить внимание на машину, нужно сказать так: «Машина едет! У-у, какая большая машина, быстрая. А вон еще одна машина едет, синяя». Про животных можно говорить так: «Собачка бежит. Лохматая собачка, белая, добрая, не лает на Мишеньку собачка».

Чтобы словарь ребенка пополнялся прилагательными, можно иногда затевать с ним игру: «Какая машинка? А яблоко какое?». Поначалу можно ограничиваться размерами предметов – большой или маленький. Постепенно в словарь входят названия цветов. Ребенка постарше можно обучать в любом месте, например, в магазине: «Какой из яблок сок получается? А из груш, слив, персиков?».

Для лучшего запоминания глаголов и прилагательных можно использовать в разговоре противопоставления: «Рыбка плывет, а воробушек летит», или на картинке: «Мальчик веселый, а девочка грустная».

Приучайте к книжкам и чтению в домашних условиях

С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка любовь к чтению. Он должен постоянно видеть маму и папу с книгой в руках и понимать, что именно в эти моменты из уст родителей слышится интересный стишок или сказка. Позже, когда появится желание не только слушать, но и самому рассматривать книги, нужно покупать книжки с качественными иллюстрациями. Вместе с ребенком обсуждаются герои сказки, находятся их изображения, проговаривается их описание и собственная оценка ребенком. Чтение – это самый эффективный способ обогащения словарного запаса ребенка.

Всегда говорите с ребенком

Дети любят играть и болтать. Взрослым такая болтовня кажется пустой и никчемной. На самом деле ее можно использовать, как средство обучения. Сидя в вагоне метро или маршрутке, можно поболтать вместе по-птичьи, по-собачьи, зашифровывать слова, проговаривая только первый слог. Такие приемы помогают в исправлении неправильного звукопроизношения.

В более старшем возрасте можно играть в антонимы, например: «Угадай: один черный, другой белый». Ребенок будет называть массу вариантов, извлекая из пассивного словарного запаса слова, которые раньше только слышал. Еще одна игра – буриме. Взрослый говорит первую строчку, ребенок – вторую, рифмуя их. Идя по улице, можно угадывать, кто из прохожих куда спешит или о чем думает, перечислять названия деревьев в парке или сочинять сказку про голубей. Главное – говорить и мотивировать на разговор ребенка.

Разрабатывайте моторику

Речь напрямую связана с мелкой моторикой рук. Потому необходимо развивать ее. Существует масса способов развития мелкой моторики: лепка, сборка конструкторов с мелкими деталями, рисование, игрушки – шнуровки, ощупывание предметов с разной поверхностью: гладких, шершавых, ребристых, рисование песком или солью и много других. Не помешает и массаж детских пальчиков.

Для малыша можно соорудить такую игрушку: сшить несколько одинаковых мешочков глубиной 10-15 см, наполнить каждый разными крупами, фасолью, горохом, пуговицами и прочими мелочами. В верхний край мешочков вдеть резинку, чтобы содержимое не было видно. Расставив мешочки в коробке, попросить ребенка поочередно просовывать руку и угадывать их содержимое.

Только раннее развитие речи ребенка приведет в дальнейшем к успешному обучению его в школе. А дать возможность к развитию могут только родители.

тэги: детская психология

anima-vita.ru