В 8 лет ребенок не умеет читать. Современный ребенок и книга — как их подружить? Обзоры любимых книг из нашей библиотеки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не любит читать. Как его увлечь чтением? В 8 лет ребенок не умеет читать


Мой ребенок не умеет читать.

История одного педагогического провала.

Нет, у меня он был не один, но этот – самый запоминающийся. Я никогда не была согласна с тем, что ребенок - это чистый лист, что ты на нем напишешь, с тем он и будет жить. Нет, на этих листах кто-то уже такие иероглифы вывел, что голова идет кругом. И только спустя время, бывает, хлопнешь себя по лбу – так вот, что это значило! А сколько усилий и нервов позади.

Да, чтение. Ох уж это чтение! Мой старший ребенок – добродушный и веселый парень, немного неповоротливый, всегда таким был, таким остается. Он совсем не из тех, кто жить торопится и чувствовать спешит. Так было с самого начала. Он до тридцать третьей недели лежал попой вниз и не ворочался. Когда он родился, чудом успев перевернуться, я только обиженно сопела в окружении подружек, которые рассказывали, как их малыши в два месяца уже ползали, а в шесть первый раз сказали «мама».

Мой толстый добродушный малыш до шести месяцев только лежал на спине и улыбался. На его беду ему досталась очень нетерпеливая молодая мама. Все-то она хотела подогнать его, подтолкнуть в развитии, все-то ее не устраивало. Я развивала его и пичкала нужными навыками, мы рисовали, читали, считали… К 2,5 годам мой ребенок знал наизусть всего Корнея Чуковского, Агнию Барто, рисовал машины с паровозами, считал... И кто знает, чем бы кончилось дело, если бы не родился его брат. Естественно, мамина воспитательная активность немного ослабла. Но не в том, что касается чтения. Мой ребенок должен был уметь читать. Кому он был должен я представляла смутно. Но от цели отступаться не хотела. Наша логопед посоветовала хороший букварь, но у меня не получалось ровным счетом ничего.

Я сердилась и считала себя самой большой бездарностью на свете. А может он просто издевается? – такие мысли тоже приходили мне в голову.

Я продолжала пичкать его буквами, слогами и велосипедистами, которые без устали ездили от одной буквы к другой. На постановку речи и обучение чтению у нас ушло три года. К школе мы, наконец, осилили этот букварь. К этому времени не только второй ребенок подрос, но появился третий. А велосипедисты вызывали у меня приступы дурноты. И я с унынием думала о том, что среднему ребенку уже давно три, и необходимо будет начинать этот букварь сначала.

Дети моих подруг уже не просто читали, они проглатывали по несколько книг в неделю. А у меня средний еще букв не знает и старший читает по слогам. У меня уже нет никаких сил. Все! Баста!

Коренным образом поменял мое отношение к происходящему – случай. Мой средний ребенок попал в больницу, причем ни где-нибудь, а в Израиле. Большеглазый четырехлетний малыш сидел на кровати с капельницей в руке, температура спала, и он был горд, что является временным обладателем этого трубочно-металлического устройства. И вот посреди нервотрепки, слышу с койки мой капельничный ребенок произносит медленно: «АН-ТОЛ-СТ-ОЙ, С-КА-З-КА» Это он взял мою электронную книгу: единственная сказка, которая в ней была, в переложении А. Н. Толстого.

Я подскочила к малышу, понимая, что он действительно читает. Сам! Без моих криков, обмороков, выдирания волос и велосипедистов! Вернувшись из больницы, он прочитал В.Г Сутеева, сначала ту книжку, в которой больше картинок, точнее, под одной картинкой одна строчка, потом – другую, где под картинками больше текста, потом еще… Он не знал наизусть К. И. Чуковского, но, видимо, пока я объясняла что-то старшему, он не просто сидел рядом, он учил. Старший, почувствовав дух соревнования, тоже начал больше читать. У него был козырь: он умел читать «про себя», в отличие от среднего, который читал только вслух. И постепенно оба мальчика стали читать, причем разные книги, в своем темпе и то, что им интересно.

Сейчас я очень сильно сомневаюсь в том, что моему старшему необходимы были эти титанические усилия по обучению чтению. Все, чем он сейчас с удовольствием занимается давалось ему легко, и плаванье, и рисование, и бокс. Просто для всего свое время.

Бесполезно пичкать детей смесью теорий раннего развития и собственных амбиций, это приведет только к обратному эффекту. К счастью, мой старший ребенок не возненавидел чтение, читает медленно, хотя и довольно много, фантастику. Средний любит только «правдивые» книжки вроде «Мишкиной каши» или рассказов советских писателей. В одной семье такие разные дети, с уже своими данными, написанными на том белом листе, который родители часто хотят переписать под себя.

К счастью, со временем и родители меняются. С младшим я уже давно никуда не тороплюсь и далеко задвинула букварь с велосипедистами. Думаю, будем учиться читать вместе со старшими. А впрочем, как пойдет!

ponaroshku.ru

советы и подборка интересных книг

Всем доброго дня и теплого солнышка!

Сегодня моя статья будет снова посвящена нашим деткам, но не обучению их английскому языку. А добрым и полезным книгам! Мои размышления будут касаться, в основном, детей уже умеющих читать, но не имеющих желания это делать. Они будут также полезны и родителям, бейбики которых еще не достигли того возраста, когда непонятные закорючки превращаются в буквы и обретают для них смысл.

Мы попробуем узнать причины возрастающей нелюбви к книгам и найти решения этой злой проблемы. Кроме этого, я расскажу о своих последних удачных покупках для дочки из мира книг, которые украсили наши «к-счастью-не-пыльные» книжные полки :-).

Почему дети не читают?

Современные дети, в отличие от нашего поколения, стали активно использовать различные электронные гаджеты, в которых разбираются за считанные секунды! С одной стороны, это хорошо: дети счастливы, родители отдыхают... Но есть и обратная сторона медали.

Дети очень сильно привыкают к быстрому мельканию экрана и мимолетным картинкам, а также легким движениям своих пальчиков, которые «делают волшебство» на экране. Мозг привыкает к обрабатыванию таких несложных операций и в один прекрасный момент «оффлайновская деятельность» оказывается для ребенка чрезмерно сложной и супер-энергозатратной и, как результат, просто невыносимой! В частности, я говорю о чтении книг.

Дети стали игнорировать это важное для их всестороннего развития действо! Оно кажется им неинтересным, скучным и сверх медленным занятием — ведь как никак приходится самому включать мозговую деятельность, напрягаться, разбирать буквы, читать, страницы перелистывать, да еще и смысл улавливать... А если в книжке совсем немного картинок, то она вообще остается без внимания. А ведь такие книжки в наибольшей степени развивают воображение, творческое и логическое мышление.

Все это меня немного расстраивает... Но в то же время с современным прогрессом (или регрессом — это вопрос философский) приходится частично мириться, ведь это реальность человека 21 века, и от нее не уйдешь. Единственное, от чего мы должны предостеречь наше будущее поколение — так это от полного погружения и зависимости от виртуальной реальности, а также от нарушения адекватной связи с живым социальным миром!

А зачем вообще ребенку читать?

Я убеждена, что сделать это под силу каждому родителю. И вопрос здесь стоит именно в том — хочет ли он этого и найдет ли время? Или просто все пустит на самотек — мол, дети сейчас самостоятельные, сами во всем разберутся... Конечно, разберутся! Я не спорю. Но! Только читая книги ребенок сможет:

  • расширить свой кругозор;
  • повысить свою самооценку;
  • узнать о мире, обществе и их явлениях много нового;
  • научиться критически мыслить, оценивать, анализировать, сравнивать;
  • расширить свой круг общения;
  • получить гораздо большие шансы для самореализации в будущем;
  • стать не только интеллигентным человеком, но и более востребованным на рынке труда и в системе в целом.

Разве не этого мы желаем в будущем нашим детям (после здоровья и удачной семейной жизни)??? Да, но сами же «упускаем» наших детей и порой, когда одумываемся, бывает и поздно...

Как подружить ребенка с книгой

Я предлагаю каждому родителю задуматься об этом! И начать приобщать свое чадо к прекрасному уже с пеленок. Не только машинки и куколки, но и яркие книжки с твердыми обложками  (или пластиковые книжки для ванны) должны быть среди любимых друзей ваших детей с самого раннего возраста.

Читайте детям вслух, с выражением, с меняющимися интонациями, показывая на картинки и изображая написанное  с помощью мимики и жестов. Детям постарше можно задавать вопросы о героях (если это художественная литература) или выслушать их вопросы (в случае с познавательной литературой).

Вроде бы, вначале это делают все. Не говоря уже о развивающих занятиях со своими подрастающими малышами. А потом... Что происходит потом? Садик...школа...свои проблемы на работе...быт и суета...на чтение книг и времени-то не хватает. Верно? Так случается во многих семьях — в том самом возрасте, когда хорошая книга может направить развитие ребенка в нужное русло, мама и папа вручают ему смартфон, планшет, айпад, айфон и т.д. и т.п. и с облегчением отходят на второй план.

Стоп! Давайте переиграем сценку!

Первое, вместо покупки гаджета идем с чадом в классный книжный магазин и показываем ему, сколько всего интересного там есть, позволив ему выбрать те книги, которые ему нравятся (или самой(му)) выбрать их исходя из интересов ребенка, если это подарок).

Второе, если уж гаджет поселился в комнате (и в душе) ребенка, ограничиваем общение с ним! Например, 1 раз в день не более часа.

Третье, отходить на второй план мы не будем, по крайней мере, не сразу! Обязательно находим полчаса-час в день для чтения хорошей книги вместе с ребенком! Вы можете читать ему сами. Но лучше, в зависимости от его умений на данный момент, давать возможность ему читать самому. Можно делать это по очереди, договориться об объеме. Например, один абзац — вы, другой — он.

Регулярность таких вот посиделок-читалок гарантированно обеспечит успех в этом деле — привычка читать у ребенка сформируется довольно быстро. И понемногу он научится читать самостоятельно. Просто будет брать в руки книгу и читать! И вот тот же самый результат, что и с гаджетом (отходим на второй план), только немного больше времени, вашего участия и легкого усилия!

Дети никогда не откажутся почитать вместе с мамой или с папой интересную для них книжку! Они всегда ценят общение с родителями. Нужно только предложить им такой способ общения! Моя дочка, например, обожает читать со мной книжки о развивающих  играх для малышей — и мне полезно, и ей интересно!))

По-моему, все предельно просто! Нужно только захотеть :-). Кстати, вы можете познакомить своего ребенка с таким прекрасным местом как библиотека! Детские библиотеки есть в каждом городе — и большом, и маленьком! И они также могут стать отличным спутником ребенка в процессе налаживания его отношений с книгами.

Ну что же, свои мысли я изложила. Пришло время познакомить вас с нашими любимыми книжками. Как вы знаете, Милана в сентябре пошла в первый класс, и не успела я моргнуть глазом, как  она уже перешла во второй. И сейчас вопрос регулярного и !увлекающего! ребенка чтения особенно актуален.

Мой список увлекательных книг для детей

Поэтому еще осенью я решила пополнить нашу семейную библиотеку интересными книгами, которые Милана выбирала сама. Правда не в обычном, а в интернет-магазине (ozon.ru). Все книги, русскоязычные и англоязычные, я рекомендую покупать там — во-первых, выбор большой, во-вторых, цены приемлемые, в-третьих, удобные способы оплаты и доставки.

Ну ладно, что-то я отвлеклась от темы

Вот наши любимцы, которые я рекомендую к прочтению детишкам от 6 до 10+ лет (можно нажимать на картинки для их увеличения или на название для более подробного описания книги на сайте ozon.ru):

  • «Чемодановна».  Анна Никольская. Увлекательнейшая история о том, как в доме одной семьи, где живут мама, папа и их дети (брат с сестрой), самым странным образом появляется Чемодановна... А кто она такая  и зачем появилась, об этом вам поведает эта волшебная книга... Язык книги необычный, в ней много оборотов речи и интересных слов, которые вызывают любопытство у ребенка. Мой рекомендуемый возраст   7+

  • «Приключения Незнайки и его друзей».  Николай Носов. Классика детской литературы всегда будет притягивать детей своей простотой, искренностью и вечными ценностями. Читается очень легко, поэтому подойдет детям практически любого возраста. Мой рекомендуемый возраст  5+

  • «Девочка из города».  Любовь Воронкова. Трогательная история одной девочки-сироты времен Великой Отечественной Войны. Из этой книги лично я узнала много из деревенского быта тех времен. Моей дочке Милане очень интересна судьба девочки, которая попала в новую семью. Книга реалистичная, много рассказывает нам о взаимоотношениях в семье, трудностях того времени. Я бы рекомендовала ее детям с 8 лет минимум. 

  • «Синие листья». Валентина Осеева. Отличный сборник коротких авторских рассказов. Небольшая длина историй, легкость и в тоже время поучительность сюжетов делает эту книжку фаворитом в самостоятельном чтении Миланы! Для детей 7-8 лет она идеальна!

  • «Тук-тук-тук». Николай Носов. И снова многими любимый автор, только уже с захватывающими рассказами. Для ребят начальной школы отличная книга! Моя Милана особенно в восторге от рассказа «Про Гену» — раз 5 уже перечитали)).

  • «Приключения желтого чемоданчика.» Софья Прокофьева. Прекрасная приключенческая история, в которой слились воедино и великолепный детский юмор, и легкость чтения, и очень динамический сюжет с нотками волшебства, и притягательные герои, которые врезаются в память надолго. В общем, дети могут начинать читать такую книжку самостоятельно уже лет с 6.

 

На этом, пожалуй, закончу я свой мини-обзор. Надеюсь, эта статья оказалась для вас полезной и вы нашли в ней то, что искали. А я желаю вам, чтобы книга стала лучшим другом вашего ребенка!

Я буду благодарна вам, если вы поделитесь информацией в социальных сетях — ведь кнопочки совсем близко!)) А также жду ваших вопросов, комментариев и просто обратной связи!

Не забывайте подписываться на мою рассылку — совсем скоро я расскажу, какими играми и головоломками я занимаю Милану в дороге. Ну и конечно, ждите новых материалов по английскому языку — как для взрослых, так и для детей!

Bye!

 

lizasenglish.ru

Ребенок не любит читать. Как его увлечь чтением? | Обучение

Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как заинтересовать».

Давайте для начала разберемся с определениями. «Ребенок отказывается читать вообще». Это означает, что ребенок отказывается читать что бы то ни было? Или только книги, которые заданы в школе и предложены Вами?

Если ребенок с энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет, это хороший знак. Из этого следует, что ребенок в целом видит практический смысл в чтении. Например, читать полезно для того, что сориентироваться на улице или найти необходимый магазин. Объемные тексты мальчику читать сложно. Когда техника чтения невысока, ребенку трудно удерживать в памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на собственно конструирование слова из слогов. Поэтому, в первую очередь, важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60−70 слов в минуту), тогда смысл читаемого перестанет ускользать от маленького читателя. Делать это лучше в игровой форме.

Читать газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты наперегонки.

Устраивать соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой.

Научиться играть в игры, требующие выполнения различных операций с буквами.

- «Эрудит» — игра, где необходимо составлять слова из отдельных букв. - «Поле чудес». - «Виселица» — игра, где взрослый и ребенок по очереди загадывают слова следующим образом: «В. .. .. . а». Задача партнера, как в «Поле чудес», по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную букву (которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Выиграть может и тот, кто загадал, если его слово не отгадано, а виселица начерчена, и тот, кто отгадывал, если расшифровал слово с минимумом ошибок — и виселица не завершена. Если смущает название, можно рисовать, например, домик из определенного числа элементов.- «Балда» — в этой игре проигрывает тот, кто ставит в слове последнюю букву.

Не менее важно помочь ребенку найти смысл в совершаемых им действиях. Читать — для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут. Здесь также может помочь игра.

Настольные игры, предполагающие сложные правила, где нужно часто сверяться с текстом. Или открывать карточки, на которых написаны инструкции по дальнейшим действиям.

Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится читать». Выполняя различные задания, направленные на спасение кота от чар ведьмы, ребенок между делом учится читать и проникается важностью этого процесса.

Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного. Когда игрушки становятся актерами, а ребенок режиссером, творящим постановку и регулярно сверяющимся с исходным текстом.

Важно ответственно подойти к выбору книги для чтения ребенка. Если книга не соответствует возрасту ребенка, ему будет скучно ее читать. «Три мушкетера» — замечательная книга, но не стоит ее предлагать первокласснику — ему будет не особенно интересно.

Хорошо, когда прочитанное становится дополнительным поводом для общения обсуждения. Важно именно обсуждать прочитанное, а не проверять, что ребенок запомнил. Ситуаций проверки знаний мальчику хватает в школе, и к дополнительной он отнесется скорее всего без особого энтузиазма.

Если вы помните, какие книги читали сами в возрасте ребенка, расскажите ему об этом. Расскажите о своих впечатлениях, ощущениях от прочитанного — это сделает книгу более притягательной для ребенка.

И конечно, значение личного примера здесь сложно переоценить. Если вы хотите вырастить читающего ребенка — читайте сами: пусть он видит, что читать увлекательно, интересно; что мама и папа готовы тратить свое свободное время на это занятие.

shkolazhizni.ru

Если ребенок умеет читать, но не хочет

10 проверенных поводов для чтения от Юлии Луговской:

1. Чаще пишите ребёнку записки. Лучше всего начинать с письменных указаний, где спрятан сюрприз…

2. Просите читать вам книги, которые малыш знает наизусть. Так ему легче будет продемонстрировать свое мастерство

3. Не будьте критичны к выбору литературы. Пусть ребёнок читает анекдоты, комиксы или книжки для самых маленьких. А если вас беспокоит вкус подрастающего чада — читайте ему вслух хорошую литературу.

4. Увлеките ребенка делом, требующим чтения. Организуйте домашний спектакль-экспромт и дайте ребёнку текст роли для заучивания. Купите детскую кулинарную книгу и предложите приготовить что-то самостоятельно. Просите помочь вам, отыскивая в журнале статьи с нужным названием

5. Попросите почитать вслух тому, кто этого делать не может. Например, ребенок может читать маме, чтобы ей не скучно было мыть посуду. Или младшему брату, чтобы показать свое превосходство. Или бабушке, которая плохо видит. В такой ситуации ребёнок не будет сравнивать свою технику чтения с родительской. А поводов для гордости у него прибавится

6. Найдите малышу друга по переписке. Ребёнка или взрослого, родственника или чужого человека. Главное, чтобы тот писал короткие, но интересные письма и делал это достаточно регулярно. И сами не забывайте писать письма, когда уезжаете в командировку и поздравительные открытки к праздникам

7. Сейчас в продаже появилось множество интересных настольных игр, от участников которых требуется умение читать. Найдите игру, подходящую к возрасту и интересам ребенка, и играйте в нее всей семьей

8. Предложите ребёнку сделать собственную книгу или журнал.

9. Начните читать интересную книгу и остановитесь. Если сюжет книги захватит ребёнка, он наверняка захочет узнать, что было дальше. Или можно пересказать интересную историю, «забыв», чем все закончилось (текст истории, разумеется, должен быть под рукой).

10. Даже если малыш неплохо освоил чтение, не переставайте читать ему вслух. Иногда устраивайте семейные чтения, обсуждайте прочитанное. Развивайте в ребёнке умение и желание превращать слова в яркие, живые образы и тогда он не сможет обойтись без книг

По материалам сайта "Поделкидеткам"

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

big-rostov.ru