Ребенок не может научиться читать 8 лет. Дислексия: почему ребенку трудно научиться читать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему ребенок не может научиться читать. Ребенок не может научиться читать 8 лет


Ребенок не может научиться читать: дислексия

Многим мамам известно, что встречаются дети, которые никак не могут научиться читать. Они упорно занимаются, учатся по разным методикам, но результата нет. Почему так происходит? Дело тут вовсе не в лени и не в мамином желании пораньше научить читать ребенка. Причиной может служить дислексия.

Дислексия – это стойкое расстройство процесса чтения. Ее не стоит путать просто с плохой техникой чтения, которая свойственна всем малышам в начале обучения. Есть дети, которые совсем не способны овладеть чтением (алексия).В старшем возрасте и даже у взрослого человека к дислексии могут привести различные опухолевые процессы, травмы головы, нарушения мозгового кровообращения. Однако чаще всего дислексия проявляет себя в старшем дошкольном возрасте, когда дети начинают учиться читать и готовятся к школе.

Причины возникновения дислексии до конца так и не изучены. Некоторые ученые говорят о наследственном факторе. Другие считают, что причина в неблагоприятном течении беременности и родов, когда происходит повреждение коры головного мозга.

Если специалисты проведут полное обследование ребенка с дислексией, то скорее всего будут выявлены следующие особенности.

1. Особенности электроэнцефалограммы. Она может соответствовать более раннему возрасту, что свидетельствует о незрелости мозговых структур.

2. Общая моторика отстает в развитии.

3. Позднее выделение ведущей руки.

4. Трудности различения на глаз величин, форм и расположения предметов в пространстве.

5. Задержка в речевом развитии.

То есть все основные предпосылки к развитию навыков чтения оказываются не сформированы. 

Внешне это может приводить к следующим проявлениям:

1) не узнавание некоторых букв и их неправильное называние;

2) чтение по буквам, а не по слогам;

3) искажение структуры слова;

4) чтение справа налево;

5) непонимание прочитанного.

Подобные проблемы возникают и у многих здоровых детей, но отличие состоит в том, что по мере овладения чтением эти трудности проходят сами собой. У ребенка с дислексией же они носят весьма устойчивый характер.

Такие дети, как правило, не любят читать, для них это слишком сложно. Никакой информации из прочитанного текста извлечь им не удается. Поэтому многие родители делают вывод, что причина проблемы с чтением в лени и упрямстве ребенка.  Дети вскоре могут начать панически бояться чтения, что приводит к появлению дополнительных неврологических проблем и необходимости обращения к психологу. Именно он  зачастую, разобравшись в причинах нервозности ребенка, отправляет его к логопеду. Логопед, в свою очередь, начинает работу над развитием предпосылок чтения, описанных выше. Когда все навыки оказываются сформированы, проблема с чтением исчезает.

Если же родители и учителя «махнули рукой» на ребенка, списав все на трудный характер, лень, общие проблемы в обучении, то ребенок вполне может остаться безграмотным на всю жизнь, поскольку самостоятельно справиться со своей проблемой он не сможет.

Похожие статьи:

Ребенок и телевизор (6233 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», - так писал В.И.Ленин. Наверно, именно так и было на заре развития кинематографа, с помощью которого авторы и создатели высоконравственных лент несли в народные...

Что делать если ребенок тянет пальцы в рот? (12389 Просмотров)

Грудной возраст > Воспитание ребенка

Повзрослев, малыш продолжает с интересом познавать мир. Ему интересно всё. И многое, он в буквальном смысле слова, что называется: «пробует на зуб». Иными словами, всячески эксплуатирует свою ротовую полость в...

Что делать, если ребенок плохо ест (8902 Просмотров)

Дошколята > Питание

Многим родителям известна ситуация, когда у ребенка плохой аппетит. Можно мучить себя и ребенка, заставляя его съесть ложку каши, но ничего, кроме испорченного настроения, таким образом не добиться. Причин плохого...

Агрессивный ребенок (5802 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Проявление агрессии у детей явление довольно распространенное. Агрессия это нормальное чувство, с помощью которого ребенок выражает свою реакцию на какой – то дискомфорт. Вспышки агрессии могут быть редкими, но...

Первая прогулка с малышом: как не навредить? (9445 Просмотров)

Новорожденный > Здоровье

Уже на последних месяцах беременности женщина мечтает о том, как будет прогуливаться по улице с малышом в колясочке, показывая ему новый мир. Малыш родился и возникло много вопросов, которые обычно не волнуют...

child-hood.ru

Ребенок не может научиться читать: дислексия

Многим мамам известно, что встречаются дети, которые никак не могут научиться читать. Они упорно занимаются, учатся по разным методикам, но результата нет. Почему так происходит? Дело тут вовсе не в лени и не в мамином желании пораньше научить читать ребенка. Причиной может служить дислексия.

Дислексия – это стойкое расстройство процесса чтения. Ее не стоит путать просто с плохой техникой чтения, которая свойственна всем малышам в начале обучения. Есть дети, которые совсем не способны овладеть чтением (алексия).В старшем возрасте и даже у взрослого человека к дислексии могут привести различные опухолевые процессы, травмы головы, нарушения мозгового кровообращения. Однако чаще всего дислексия проявляет себя в старшем дошкольном возрасте, когда дети начинают учиться читать и готовятся к школе.

Причины возникновения дислексии до конца так и не изучены. Некоторые ученые говорят о наследственном факторе. Другие считают, что причина в неблагоприятном течении беременности и родов, когда происходит повреждение коры головного мозга.

Если специалисты проведут полное обследование ребенка с дислексией, то скорее всего будут выявлены следующие особенности.

1. Особенности электроэнцефалограммы. Она может соответствовать более раннему возрасту, что свидетельствует о незрелости мозговых структур.

2. Общая моторика отстает в развитии.

3. Позднее выделение ведущей руки.

4. Трудности различения на глаз величин, форм и расположения предметов в пространстве.

5. Задержка в речевом развитии.

То есть все основные предпосылки к развитию навыков чтения оказываются не сформированы. 

Внешне это может приводить к следующим проявлениям:

1) не узнавание некоторых букв и их неправильное называние;

2) чтение по буквам, а не по слогам;

3) искажение структуры слова;

4) чтение справа налево;

5) непонимание прочитанного.

Подобные проблемы возникают и у многих здоровых детей, но отличие состоит в том, что по мере овладения чтением эти трудности проходят сами собой. У ребенка с дислексией же они носят весьма устойчивый характер.

Такие дети, как правило, не любят читать, для них это слишком сложно. Никакой информации из прочитанного текста извлечь им не удается. Поэтому многие родители делают вывод, что причина проблемы с чтением в лени и упрямстве ребенка.  Дети вскоре могут начать панически бояться чтения, что приводит к появлению дополнительных неврологических проблем и необходимости обращения к психологу. Именно он  зачастую, разобравшись в причинах нервозности ребенка, отправляет его к логопеду. Логопед, в свою очередь, начинает работу над развитием предпосылок чтения, описанных выше. Когда все навыки оказываются сформированы, проблема с чтением исчезает.

Если же родители и учителя «махнули рукой» на ребенка, списав все на трудный характер, лень, общие проблемы в обучении, то ребенок вполне может остаться безграмотным на всю жизнь, поскольку самостоятельно справиться со своей проблемой он не сможет.

Похожие статьи:

Ребенок и телевизор (6233 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», - так писал В.И.Ленин. Наверно, именно так и было на заре развития кинематографа, с помощью которого авторы и создатели высоконравственных лент несли в народные...

Что делать если ребенок тянет пальцы в рот? (12389 Просмотров)

Грудной возраст > Воспитание ребенка

Повзрослев, малыш продолжает с интересом познавать мир. Ему интересно всё. И многое, он в буквальном смысле слова, что называется: «пробует на зуб». Иными словами, всячески эксплуатирует свою ротовую полость в...

Что делать, если ребенок плохо ест (8902 Просмотров)

Дошколята > Питание

Многим родителям известна ситуация, когда у ребенка плохой аппетит. Можно мучить себя и ребенка, заставляя его съесть ложку каши, но ничего, кроме испорченного настроения, таким образом не добиться. Причин плохого...

Агрессивный ребенок (5802 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Проявление агрессии у детей явление довольно распространенное. Агрессия это нормальное чувство, с помощью которого ребенок выражает свою реакцию на какой – то дискомфорт. Вспышки агрессии могут быть редкими, но...

Первая прогулка с малышом: как не навредить? (9445 Просмотров)

Новорожденный > Здоровье

Уже на последних месяцах беременности женщина мечтает о том, как будет прогуливаться по улице с малышом в колясочке, показывая ему новый мир. Малыш родился и возникло много вопросов, которые обычно не волнуют...

child-hood.ru

Дислексия, почему ребенок не может научиться читать, ребенок и чтение, как помочь ребенку с дислексией - Дети

Если вашему ребенку никак не удается освоить процесс чтения в школе, он постоянно путает или "теряет" буквы, переставляет их местами, не спешите ругать его и обвинять в невнимательности и лени. Возможно, у него нередкая в настоящее время проблема с освоением чтения – дислексия.

Термин "дислексия" был введен еще в 1887 году офтальмологом из Штутгарда Рудольфом Берлином. Так он назвал трудности в освоении чтения и письма у мальчика, который при этом в освоении других областей деятельности проявлял нормальные интеллектуальные и физические способности. Ныне дислексией считается частичное нарушение процесса овладения чтением, обусловленное нарушением или недоразвитием высших психических функций, которые участвуют в формировании процесса чтения. Иными словами, чтение – это очень сложный процесс, состоящий из множества функций. Этот процесс формируется постепенно, вместе с развитием психики. Но у некоторых детей по определенным причинам формируются не все функции, что приводит к нарушению формирования навыка чтения.

Как заподозрить дислексию

Не все трудности в овладении чтением могут считаться дислексией. Интеллектуальные способности у детей развиваются неравномерно. Кто-то просто тугодум, кому-то сложно сосредоточиться по каким-то причинам, кто-то читает правильно, но медленно. У детей с дислексией можно наблюдать многочисленные ошибки во время чтения, стойкие, специфические и постоянно повторяющиеся. Он может постоянно путать звуки, произнося, к примеру, звук "д" вместо "т", или, наоборот, менять буквы местами, пропускать буквы и слоги. Трудности с соотношением звуков и букв – это первые признаки возможной дислексии, которые можно заметить у ребенка еще с момента освоения первых букв. Буквы могут быть, например, графически похожими, отличающиеся только расположением всего одной черточки, и ребенок постоянно их будет путать. Замена звуков, перемешивание их, перестановка слогов, добавление лишних слогов (например, "маниша" или "машна" вместо "машина") – это все признаки дислексии, если таких ошибок много и они повторяются часто и регулярно. Также при дислексии ребенок часто не может сопоставить слово с его значением, не понимает смысл прочитанного, для него все слова как будто отделены друг от друга (синтаксическая дислексия). При дислексии также имеют место нарушения темпа и скорости речи, хотя это не основной признак данной проблемы. Часто у детей, у которых есть дислексия, может наблюдаться подобная проблема в отношении письма (дисграфия). В группе риска часто оказываются "леворукие" дети или амбидекстры (с одинаково развитыми правой и левой руками), если их переучивали.

Чтобы убедиться в том, что ребенок готов к освоению письма и чтения, рекомендуется в 5 лет посетить логопеда. Специалист сможет сделать прогноз, возникнут ли трудности у ребенка в дальнейшем освоении этих речевых навыков.

Как помочь дислексику

Когда ребенок с дислексией понимает, что он отстает от своих ровесников в классе, он может стать замкнутым, неуверенным или агрессивным. Одноклассники тоже часто могут быть немилосердны к ребенку, который отличается от них. И здесь очень многое зависит от поведения взрослых – учителей и родителей. Маловероятно, что ребенок сам способен побороть проблему дислексии. Особенно в начальной школе, когда дети и без этого переживают кризис. Вот важные моменты, которые необходимы при работе с дислексией:

Используйте метод "зеленой пасты". Многие родители и учителя обращают внимание на ошибки, критикуя и ругая родителей. Важно не только с детьми, у которых проблемы с чтением, но и со всеми остальными в первую очередь подчеркивать те моменты, которые удались.

Станьте ассистентом логопеду. Прислушивайтесь к рекомендациям логопеда, помогайте ребенку выполнять домашние задания, делитесь любыми успехами ребенка со специалистом, поддерживайте ребенка в его стараниях.

Добавляйте игру к занятиям ребенка. Читайте с ребенком по слогам или по отдельному слову, задавайте вопросы по поводу прочитанного, интересуйтесь, понял ли он смысл текста. Представьте себя на месте ребенка, который только осваивает чтение. Это ведь очень сложно – узнать буквы, отличить их от других букв, сопоставить букву со звуком, затем сложить слоги в слово, объединить это слово со значением, учитывая небольшой лексический запас ребенка. Учитывайте интерес ребенка, подбирайте тексты, соответствующие лексическому запасу. К примеру, если ребенок любит машины, предлагайте ему тексты про машины и т.д.

Относитесь к ребенку с дислексией как к нормальному человеку. В настоящее время все больше специалистов сходятся во мнении, что детей со сложностями в освоении материала или с задержками развития не следует изолировать от других детей в специализированных интернатах, они должны учиться вместе со всеми. Иначе ребенок изначально чувствует себя не таким, он уже не сможет достичь значительных успехов в жизни. Во многих школах сейчас нанимают ассистента учителя, который помогает таким детям справляться с заданиями, упрощая задания учителя под их возможности, отражает нападки сверстников и т.д. Минус в том, что школа, в которой есть эта должность, может быть расположена далеко от места жительства ученика.

Дислексия – это проблема очень многих людей в мире. Очень многие известные личности сталкивались с ней. Это Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Мэрилин Монро, Стив Джобс, Квентин Тарантино, Киану Ривз, Кира Найтли и многие другие. Многие из известных дислексиков сейчас являются участниками благотворительных программ по борьбе з дислексией. Своевременное выявление и квалифицированная помощь специалистов, а также поддержка учителей и родителей дает возможность избежать трудностей, которые могут возникнуть во время изучения процесса чтения.

Для того чтобы лучше понимать детей с дислексии, рекомендуем посмотреть индийский фильм "Звездочки на земле".

Татьяна Корякина

Благодарим за помощь в подготовке материала логопеда-дефектолога центра "Логопед для детей и взрослых" Маргариту Соколовскую, logoped-kiev.com.ua.

ru.tsn.ua

Диагноз: не умеет читать | Архив

"Никак не могу научить сына читать! Уже и уговаривали, и заставляли, ничего не помогает - не может прочитать ни слова. Другие дети к 6 годам уже хорошо читают, а наш ленится. Ну что с ним делать?" Р. Л., Москва

Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

- БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

- МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

Читать - это вам не говорить!

- БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

Шведские специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если маленький ребенок плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

- В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O'KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О'кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Смотрите также:

www.aif.ru

Почему ребенок не может научиться читать?

Взрослые прекрасно знают, что слова состоят из букв. Каждая буква кодирует определенный звук. Например, м, п, а…. Буквы складываются в слоги. Слоги в слова, между словами можно ставить знаки препинания. Все очень просто с точки зрения того, кто уже умеет читать! Но, дети думают по другому — дети, просто не понимают, что от них хотят взрослые, когда обучают их чтению.

Во первых, вы скорее всего удивитесь узнав, что наш русский алфавит не содержит целого набора букв, кодирующих определенные звуки. Мы эти звуки раскодируем в зависимости от положения буквы в слове.

Примечание:

Я программист, а не методолог и многие вещи говорю так, как понимаю…. Будет хорошо, если меня поправят более знающие люди.

Итак, как же мы читаем:В слове МЯЧ буква М кодирует мягкий М. МЬача в слове МЫЛО, буква М кодирует твердый М. МЪИло.

Если вам не понятно, о чем идет речь, то попробуйте медленно прочитать слова Мяч, мыло, мяч, мыло…

Но, это не все, умеющие читать знают, что одно печатное слово обозначает совершенно другое, Например:

написано Ежик, а взрослый это слово прочитаем Ёжик.

Нам это объяснять не нужно, что ежик = ёжик, но, это совершенно не понятно малышу.

Одна и та же буква в разном окружении читается по разному. Прочитайте медленно по буквам, вслушиваясь в каждый звук следующие слова и обратите внимание на то, как вы произносите первую букву М:

МАСЛО.

МИШКА.

Вы с удивлением, можете обнаружить, что если в слове «мишка» первый звук произносить твердо, то МЬИшка превратится в МЪЫшку. Так как же дети, читая по буквам еще понимают то, что прочитали??? Ведь они знают, что М — это М, а не Мь…

Приведу еще пример. Прочитайте медленно следующие слова и внимательно вслушивайтесь в то, что вы произносите и видите закодированным в буквы:

СЪел

Сел.

В этом случае, вообще, без анализа последующей буквы невозможно понять то, как следует произносить букву «С» — твердо или мягко.

Для того, чтобы произносить согласную букву обязательно нужно анализировать, какая буква стоит следующей. И, например, если это буква гласная, то она будет читаться не так как пишется.

Например, прочитайте слово

ЖИзнь

Вы с удивлением обнаружите, что прочитаете слово вот так ЖъЫЗъНь.

Как учить читать?

Ну и на последок. Покажу как читать так, чтобы ребенку было сразу понятно, что он читает.

Слово масло следует читать по слогам (складам):

Ма С Ло

То есть, при чтении, следует обязательно прилеплять гласную букву к согласному звуку.

Казалось бы, такой метод обучения чтению гораздо сложнее, чем обучение по буквам. Но, на самом деле, он гораздо проще. Ведь переучивать неправильно запомненное правило гораздо сложнее, чем учить сразу.

Лирическое отступление

Помню, как много времени я потратил на обучение дочки чтению. У нее каждое слово вызывало сверх затруднения. Элементарное «МАМА» превращалась в МЭАМЭА.

Я потратил очень и очень много времени на обучение — прельщал дочку конфетками, чтобы она прочитала хоть одно слово, просил, чтобы «М», она произносила как «М», а не «МЭ»…. все бесполезно. Ребенок старался, вылезал из кожи, а слова не мог читать.

И вдруг, меня осенило, что нужно учить не буквам и не звукам, а слогам или складам.

По результатам обучения своего ребенка, я сделал бесплатный сайт, который обучает детишек чтению по складам. Конечно, заниматься онлайн программой ребенку следует вместе с родителем, чтобы правильно закрепить навыки. Родитель должен сидеть рядом и внимательно следить за тем, чтобы малыш правильно передвигал кубики и правильно произносил слоги.

Компьютерная игра имеет громадные преимущества перед безжизненными буквами — игра может говорить! Она может повторять слова, слоги бесконечное количество раз… согласитесь что это очень удобно.

Ну и в заключение дам еще несколько советов по поводу покупки книжек для чтения с малышами, которые учатся говорить.

  1. Буквы должны быть большими. Так, чтобы ребенок мог водить пальцем.
  2. Все буквы Ё должны прописываться, как Ё.
  3. Слова должны быть без переносов.
  4. Все слова должны быть ребенку понятными. В текстах для чтения должно быть меньше старорусских слов (помело, амбар, сусеки). Не каждый взрослый понимает, что такое сусеки, а что говорить о детишках.

Сергей Михайлов http://poskladam.ru

 

detochki-doma.ru