Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как приучить школьника к самостоятельности: советы мам. Как ребенка 8 лет приучить к самостоятельности


7 правил для родителей и детей

Здравствуйте, дорогие читатели! Как вы считаете — когда нужно приучать ребенка к самостоятельности: в 2 года, 4 года или, может быть, в 10 лет? Что должен уметь ребенок в определенное время? Какие самые распространенные ошибки допускают родители? Сегодня мы поговорим с вами о том, как приучить ребенка к самостоятельности и какую линию поведения стоит выработать родителям.

Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка умным, счастливым и успешным человеком. Но не многие родители знают, что первым шагом к его успеху в будущем, является развитие способности у ребенка мыслить и действовать самостоятельно как можно раньше.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Не всегда мы, родители, выбираем правильный метод воспитания наших детей. Очень часто нам мешают две крайности: гиперопека или принцип «сам научится со временем». Давайте подробней рассмотрим каждый из этих ошибочных методов воспитания и постараемся их не использовать в воспитании наших детей.

Гиперопека — такой стиль воспитания, при котором родители чрезмерно подавляют любое желание и попытку ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Как правило, все это объясняется обычным родительским страхом и инстинктом.

В этих случаях мы часто говорим своим детям: «Не нужно быстро бегать, а то упадешь», «Ты еще слишком мал», «Тебе будет тяжело», «Ты не справишься, дай, я все сделаю сама», «Не смей трогать — поранишься» и т. д.

Малыша ограждают от обычной жизни и все время оберегают от мнимых опасностей. В конце-концов у крохи входит в привычку даже не пытаться что-либо делать самостоятельно, ведь все всегда делают за него.

Подавление стремления к самостоятельности выливается в третирование родителей и требования все большего внимания. В итоге малыш не может нормально общаться с другими детьми и может превратиться в маленького невротика.

Такой неправильный метод воспитания ребенка может привести в будущем к развитию инфантилизма, проявляющемуся в демонстрации черт, свойственных ребенку, таких как капризность, замкнутость, излишняя обидчивость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другой ошибочный метод воспитания — это частичное, а порой даже и полное самоустранение взрослых от поддержки и одобрения всех самостоятельных действий ребенка. Девизом такого воспитательного метода является утверждение — «сам научится со временем».

Не поощряя и не замечая самостоятельных стремлений ребенка сделать что-то самому, родители порой очень сильно тормозят в нем процессы развития. У ребенка исчезает стимул приобретать новые знания и навыки. В таких случаях, ребенка необходимо почаще хвалить и ни в коем случае не ругать, если какая-нибудь самостоятельная попытка закончится не очень удачно.

Но кроме этих ошибок, есть и другие, о них вы сможете узнать в бесплатном курсе врача-гинеколога Ирины Жгаревой «Естественное родительство: мифы и рифы».

Что делать, чтобы малыш стал целостной личностью: 7 простых правил

Родителям необходимо постараться найти золотую середину в своих воспитательных принципах и руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслом. Однако следует знать и соблюдать следующие правила:

  1. Когда ребенок первый раз пробует что-то сделать самостоятельно, не нужно его останавливать и мешать ему. Пусть первоначально он подражает вам буквально во всем, со временем он уловит взаимосвязь и начнет действовать самостоятельно;
  2. Не нужно делать за малыша его работу, в попытках облегчить ему (и себе в первую очередь) жизнь. Крохе так или иначе придется обучиться простым и элементарным вещам;
  3. Постепенно приучайте малыша к тому, что он должен выполнять некоторые задания самостоятельно: к примеру, аккуратно складывать свою одежду в шкаф, собирать игрушки, умываться и чистить зубы, убирать за собой, и делать это все он должен регулярно, не взирая на то, что иногда он будет капризничать или лениться. Очень важно, чтобы он вначале привык это делать, а затем понял, что эти действия являются правилом;
  4. Поощряйте принятие самостоятельных решений, например, пусть выбирает одежду перед прогулкой на улице или походом в гости. Малыш поймет, что вы склонны доверять его мнению и будет вам благодарен;
  5. Заведите домашнего питомца, и часть работы по уходу за ним поручите ребенку. Это тоже поможет вашему ребенку стать самостоятельней и ответственней;
  6. Относитесь к своему ребенку серьезно, не смотря на его юный возраст. В обсуждении некоторых вопросов интересуйтесь и его мнением. Такое ваше поведение не просто повысит самооценку у малыша, а поможет ему осознать, что его мнение также ценно, как и мнение старших;
  7. Приобщайте малыша чаще к повседневным домашним заботам и делам. Просите его вам помочь, объясняйте, что без его помощи вам сложно справиться. Всегда соглашайтесь, когда кроха проявляет желание помочь вам даже по мелочам. Позже, когда вам по-настоящему нужна будет помощь, ваш ребенок всегда вам пойдет навстречу.

Для более наглядного примера ознакомьтесь с видео по теме, в нем вы найдете примеры того, как можно поощрять в ребенке стремление к самостоятельности:

Таким образом, получив эти полезные советы, я думаю, вы теперь знаете — как приучить ребенка к самостоятельности. И я уверена, что ваш ребенок обязательно вырастет счастливым и успешным человеком!

Ответы на многие вопросы вы найдете в других наших статьях. Чтобы не пропустить выход новой публикации, подписывайтесь на обновления нашего блога, а также обязательно делитесь статьями в социальных сетях.

malishandriya.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности

Мы, как хорошие родители, всегда стараемся вырастить своих детей успешными, независимыми и самостоятельными. Только всегда ли правильно стараемся? Некоторые ошибки могут очень замедлить весь процесс обучения ребенка самостоятельности. Эта статья покажет вам эти ошибки. Как говорится: осведомлен – значит вооружен.

Как научить ребенка самостоятельности?

Мы, взрослые, уже забыли, что означает учиться «с нуля» самым простым вещам. А ведь для ребенка простые вещи пока еще не такие уж и простые. Но это не означает, что нужно делать все за ребенка. Если вы хотите приучить ребенка к самостоятельности, будьте готовы к терпеливости. Без этого ничего у вас не получится.

Ниже показаны 10 распространенных ошибок взрослых при обучении ребенка самостоятельности.

ОШИБКА 1. Торопить события.

Не стоит овладевать навыками, к которым ребенок пока не вполне готов психологически и физически. Конечно, вы можете научить двухлетнего малыша завязывать шнурки. Но потратите на это столько времени, что волей-неволей начнете раздражаться, и у ребенка останется неприятное ощущение, что учиться делать что-то самому — великая мука. В таком случае самостоятельность малыша будет под угрозой.Как же надо поступить?

Если малышу что-то не дается, надо вернуться на шаг назад. Не получается завязывать узел? Продолжайте «приручать» давно знакомую молнию. А шнурки обязательно покорятся. Пусть даже и позже.

ОШИБКА 2. Тормозить любопытство и активность малыша.

«Не лезь туда — шею свернешь», «Не убегай за кусты — потеряешься!» — кричат с лавочек мамы и бабушки. Интерес к жизни и активность не даны нам раз и навсегда. Их можно как развить в человеке, так и подавить. Кроме того, дети часто запоминают только вторую часть конструкции: «шею свернешь», «заболеешь».Вскоре маленький делает вывод, что кругом одни опасности и лучше не отходить от мамы ни на шаг.Как надо поступить?

Ведь любопытный карапуз действительно легко может пораниться... Просто старайтесь быть рядом, когда ребенок активен. Залезайте вместе на горку, ходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, катайтесь вместе на роликах. Малыш «скопирует» ваше безопасное поведение.Кстати! А если ему интересно совать в рот песок? Не ругайте, а переключайте внимание. Предложите не менее захватывающее занятие — посмотреть лягушек или построить шалаш из веточек. Вы достигнете очень важной цели: у ребенка останется ощущение, что он САМ принял решение отказаться от возни с грязью. А это еще один шаг навстречу самостоятельности ребенка.

ОШИБКА 3. Наказывать за самостоятельность или наказывать самостоятельностью.

Трехлетняя девочка за десять минут до прихода гостей вызвалась разлить по стаканам сок. Пролила пакет на пол. Мама в сердцах бросает: «Вот и вытирай теперь все сама!» Дочь в слезы — и потому, что страшно браться за кажущееся «неподъемным» дело, и потому, что чувствует себя неумехой.Как надо поступить?

Принять участие в ликвидации катастрофы. И не забыть похвалить — даже если что-то разбилось, пролилось и поцарапалось. Ребенок ведь так старался! И если в один день вы будете учить маленького обслуживать себя, а в другой — ругать или отгонять его («Не лезь! Я спешу!»), вряд ли ему захочется делать что-то самостоятельно.

ОШИБКА 4. Делать за ребенка то, что он умеет/может делать сам.

Не стоит одевать ИЛИ кормить с ложки пятилетнего человека. Даже если очень спешите.Как надо? Дети делают что-то медленно, когда им этого не хочется. Старайтесь заинтересовать!Например, купите песочные часы. Если вы предложите ребенку надеть колготки за то время, что просыплется песок, наверняка он охотно включится в игру. И еще: иногда полезнее пропустить полдник, чем кормить завтрашнего школьника с ложечки.Важно! Не упустите момент! Иногда родители предпочитают «не замечать», что малыш готов овладеть новым навыком. Восьмимесячный карапуз потянулся к чашке? Пусть пока пьет из бутылочки: «так быстрее и удобнее». На самом деле, если не овладеть этим базовым навыком вовремя, то, возможно, малыш не захочет пить из чашки и в полтора года. Просто потому, что в этом возрасте у него появится тяга к другим навыкам, а осваивать чашку станет уже неинтересно.

ОШИБКА 5. Требовать беспрекословного послушания.

Ребенок, которого жестко контролируют, учится во всем полагаться на чужое мнение. И в дальнейшей жизни привыкает подчиняться «авторитетам». Послушный ребенок постоянно подавляет собственные желания. Позже родители удивляются: Почему он сам еще ничего не хочет? На самом деле он УЖЕ ничего не хочет.Как надо? Составьте постоянный список запретов — их должно быть не слишком много. Но уж если залезать на сломанные качели нельзя — значит, нельзя никогда. Почаще предлагайте малышу несложный выбор, например: «Что ты будешь пить — чай или компот?» Позвольте четырехлетнему мальчику самому решить  какого цвета рубашку ему надеть. Он также может решить самостоятельно, кого позвать на день рождения. Казалось бы простые решения, но именно так ребенок научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих. Это поможет приучить ребенка к самостоятельности и в будущем он не будет испытывать затруднений с принятием решений без чьих-либо подсказок.

ОШИБКА 6. Сравнивать малыша с другими детьми.

«Посмотри на мальчика — он сам умеет одеваться!», «А Катя уже моет руки сама, хотя ей тоже три годика!».

В этом случае ребенок начинает сомневаться, на самом ли деле его любят родители. А может они  больше любят соседскую Катю? В результате вместо того, чтобы тянуться за «положительным героем», ребенок испытывает чувство беспомощности и все чаще канючит: «Маам, одень меня!» А как еще убедиться, что тебя по-прежнему любят?Как надо делать?

Устройте соревнование ребенка... с самим собой. Это более правильная стратегия на пути обучения самостоятельности ребенка. Например, месяц назад ребенок еще не чистил зубы сам — а сейчас чистит; год назад не умел быстро одеваться — сейчас его успехам позавидует солдат-срочник...

Хорошим помощником будет красивый журнал успехов. Записывайте туда все достижения своего любимого чада и просматривайте этот журнал вместе с малышом время от времени. Видя прошлые успехи ребенок с большим удовольствием будет идти к к новым достижениям.

Кстати, когда ребенок будет взрослым, ему тоже будет интересно посмотреть, как же он обучался в детстве.

ОШИБКА 7. Предупреждать все желания отпрыска.

Помощь, о которой малыш не просил, только задерживает его развитие.Как надо? Годовалый человек, пыхтя, покоряет горку на детской площадке? Страхуйте, но не помогайте. Оставил на лавочке машинку? Не бросайтесь за ней. Лучше обратите внимание маленького: «Смотри, машинка отстает!» Наверняка малыш захочет сходить за ней сам. Не убрал на место мозаику? Поиграйте в «тепло-холодно» — ребенок охотно вспомнит, где лежала игра, и уберет ее на место. Это поможет ребенку научиться самостоятельности.

ОШИБКА 8. Ограничивать полет фантазий.

Да, оранжевых зайцев не бывает. И кубики в конструкторе не принято складывать вверх ногами. И все-таки подождите вмешиваться: «Дай покажу, как надо!»Как надо? В игре не ребенок должен «идти» за вами, а вы за ним. В противном случае малыш сначала будет отмахиваться от вас, а потом просто не захочет ничего делать.

ОШИБКА 9. Требовать работы «на результат».

Это вам важно, чтобы посуда была вымыта быстро и чисто. Малышу интересен процесс: ведь он не только учится мыть тарелки, но заодно изучает свойства воды, наблюдает, как ведет себя губка, — одним словом, знакомится с окружающим миром.Как надо? К любой малышовой помощи относитесь как к развивающей игре. Спешите? Поручите ему помыть уже помытую тарелку (параллельно с ним режьте еще одну «запасную» картофелину для салата и т. п.).

ОШИБКА 10. Думать, что если «показали 100 раз» значит, показали хорошо.

У детей есть особенности восприятия, которые необходимо учитывать. Помните, что ребенок пока только учится делать все самостоятельно.

Как надо?

Обязательно разбивайте задачу на этапы и проследите, чтобы ребенок переходил к следующему, только овладев предыдущим. Например, малыш хочет сам кормить любимую кошку. Сначала запоминаем, как правильно отвинчивать крышку у пакета с молоком. Затем учимся наливать молоко в мисочку. Потом тренируемся доносить кошачий завтрак до места, не вылив его по дороге на ковер. Затем доводим до автоматизма привычку мыть после кормления руки.

Ну, вот и все, что хотелось рассказать по этой теме. Теперь вы знаете, как приучить ребенка к самостоятельности. Да, с ребенком нужно быть терпеливым как в процессе обучения, так и после него. Помните, что  самостоятельность легче заложить в детстве. Это поможет вашему ребенку выработать правильные привычки и потом ему не придется переучиваться. Кроме того, если вы будете делать хотя бы часть из того, что здесь описано, то ваши отношения с ребенком только выиграют от этого.

И еще… План обучения ребенка самостоятельности вам следует обговорить со всеми взрослыми в вашей семье. А то бывает такая ситуация, что папа с мамой делают все для обучения ребенка, а бабушки с дедушками балуют его. Правда, бывает и наоборот.

Желаю, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, успешным, любящим вас и с любопытством познавал окружающий мир.

А если у вас есть свои методы, как приучить ребенка к самостоятельности, поделитесь в комментариях.

Рекомендую, уважаемые читательницы, получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить выход новых материалов на этом блоге.

С наилучшими пожеланиями, Um-Krasa.ru

ТвитнутьНравится

um-krasa.ru

Как приучить школьника к самостоятельности: советы мам - Статьи - Дети старше 7 лет

Любой из нас может что-нибудь потерять или забыть, особенно если это ребенок, вокруг которого столько отвлекающих моментов: то с другом надо срочно поболтать (забыв про оставленную в раздевалке обувь), то срочно бежать к телевизору, потому что начинается любимый мультик (а математика подождет)... Но если такие «успехи» ваше чадо выдает регулярно, поневоле задумаешься, как с этим бороться и научить ребенка наконец быть собраннее. Редакция проекта «Дети Mail.Ru» обратилась к посетителям нашего форума с просьбой поделиться своим опытом и рассказать, как им удалось приучить своего ребенка к самостоятельности – хотя бы в отношении школьных обязанностей. Вот самые интересные советы, которые мы получили.

Вместе купили будильник и доску, на которой мелом написали распорядок дня по часам с указанием основных дел. Детям было интересно отмечать исполненное и корректировать списки. Поощрением служила возможность сэкономить время, быстро сделав необходимое, и самостоятельно выбрать забавы для досуга в это сэкономленное время.

Эту хитрость использовала моя бабушка. ...Работала она в то время переплетчицей, а рядом был отдел (уж не помню, как он там назывался), где девушки рисовали всяческие плакаты и наглядную агитацию. Так вот, бабушка заказала у них плакат-напоминалку! Текст примерно такой: «Уходя из дома, не забудь: ключи, сменку, выключить плиту, воду, поставить на сигнализацию квартиру!» Она повесила этот плакат на входную дверь. Он настолько застрял в нашем мозгу, что до сих пор, выходя из дома, я мысленно все вспоминаю, чтоб ничего не забыть! Теперь можно не рисовать, а просто распечатать красивый плакат-напоминалку! Вообще считаю, что чем чаще ребенку напоминать и проговаривать то, что он не должен забыть, тем лучше это войдет у него в привычку, отложившись в памяти. Главное, делать это без фанатизма!

В первый школьный день сказала Никите: собирать портфель – его обязанность. Но если он что-то забыл взять с собой в школу, то это его проблемы. Первое время проверяла за ним, но он этого не видел. Уроки: 1-й класс – учили вместе, 2-й класс – находилась рядом в комнате, с 3-го класса – учит самостоятельно. За уроки садится сам. Лучше быстрее выучить и заняться более интересными делами.  

Получили расписание уроков, сразу заполнили в готовый плакат и повесили над рабочим столом. Собираем ранец согласно расписанию. Приходим из школы, немного отдыхаем, сразу вытаскиваем все из ранца и смотрим, что нужно сделать дома. Потом, глядя на расписание, часть учебников оставляем или меняем, делаем уроки, все сразу собираем. Для физкультуры – отдельная сумка, там кроссовки, шорты, белые носки и футболка (белое меняю после каждого урока). Сменка – в ранце в отдельном кармане, никогда не забываем. Вход в гимназию по чипам, приобрели браслет на руку, так как карты и кругляши дети быстро теряют. Папки для труда и изо у нас собраны и хранятся в классе. Если что-то нужно, я докупаю, а она сама раскладывает по папкам. Еще у нас пара сумок, собранных заранее: для танцев (балетки, носочки, купальник), рюкзак для бассейна с принадлежностями, сумка для борьбы. По приходу все вытаскивается, меняется, сушится и сразу собирается в готовый набор.

Совет 6: научить ребенка распределять времяАвтор: Птичка

Я учила дочь понимать время, именно понимать и ощущать его. Она была очень медлительная, часто отвлекающаяся на пустяки. Во 2-ом классе я учила ее расписывать свое время на уроки. Мотивация такая: ты очень долго делаешь уроки, отвлекаешься, делаешь ошибки, и у тебя совсем не остается времени, чтобы посмотреть мультики, погулять, поиграть. Чтобы время появилось, надо научиться распоряжаться им, планировать его и следить за ним. Для этого нужен блокнот с расписанием, часы с таймером или телефон с установкой будильника, и – желание научить ребенка распоряжаться своим временем. Мы договорились, что на каждый предмет необходимо 40 минут. В первый день, когда дочь попробовала все сделать по расписанию с учетом фиксирования времени на каждый предмет, получилось, что математику и русский она сделала за 20 минут, окружающий мир за 30 минут, на английский потратила час. Она позвонила мне на работу и, счастливая, рассказала мне, что все получается быстро, и много времени остается для того, чтобы отдохнуть. Делала она все самостоятельно, без моего контроля. Научилась делать уроки самостоятельно очень быстро, достаточно качественно, если что-то было непонятно – ждала моего прихода домой.

Совет 7: не бояться проявить строгостьАвтор: Niona

В первом классе нам влепили двойку по грамоте! Я в недоумении... Ребенок говорит: все сдавали самостоятельную классную работу, а я забыл. Думаю, ну ничего себе методы, это же совсем еще дети! Ну забыл, с кем не бывает... Учительница могла бы и сама спросить, где его работа. Позвонила учительнице, а она говорит: да, поставила двойку, их таких пятеро, кто забыл сдать. В журнал ставить не буду. Но эта двойка их научит больше не забывать. И хотя мне это было не совсем приятно, время показало, что это было правильной мерой.

Совет 8: приучить ребенка нести ответственность за свои промахиАвтор: Жрать Надо Меньше

Сама не собралась, забыла – твои проблемы, включай голову. И наказание...

Совет 9: родить второго ребенкаАвтор: Mary N...

Моя дочка и так была достаточно ответственной и аккуратной. Но окончательная самостоятельность пришла к ней с рождением младшего братика, когда мне просто некогда стало проверять, как собран портфель и лежит ли физкультурная форма на завтра. В общем, совет: если трудно с одним ребенком, надо родить второго, и многие проблемы решатся сами собой.

 

Мы благодарим всех наших форумчанок за полезные советы, с полной подборкой которых вы можете ознакомиться здесь.

 

deti.mail.ru

Как приучить ребенка к самостоятельности

Желая привить малышу первые уроки самостоятельности, родители должны помнить, что заставлять ребенка взрослеть именно по графику – не надо. У него есть свой внутренний график роста. Поэтому лучше всего просто подсказывать и учить его отдельным моментам самостоятельности.Психологи советуют, что когда ребенок идет в школу, он уже должен владеть определенными навыками самостоятельности. Ведь он постепенно вступает во взрослую жизнь, которая напрямую связана с социальным взаимодействием.

 Первые самостоятельные шагиТвой любимый малыш, как ты понимаешь, не может в один момент превратиться из несмышленыша в независимого и самостоятельного человечка. Что же делать? Лучше всего приучать ребенка к самостоятельности шаг за шагом, постепенно. Важно учитывать и степень стеснительности и нерешительности ребенка.

Например, начни воспитывать в нем чувство уверенности с раннего детства. Твоему малышу всего 5 лет, а тебе надо срочно отлучиться на 20 минут? Не переживай, просто создай условия, чтобы ему не было скучно одному. Можно включить малышу мультик, можно попросить полить цветы, вытереть пыль. И что же? Ты вернулась, а он даже не заметил, как ты уходила?

Самое главное в обучении детей самостоятельности – не строить наполеоновские планы. Если у ребенка что-то не получается, не ругай его за это. Покажи как правильно, и поверь, он скоро научится. Как пример, попроси его одеться самому, покажи, как завязать шнурки – и через несколько попыток у него все выйдет.

Право выбора ребенкаКонечно, речь не идет о выборе садика, школы или няни. Но, тем не менее, даже малыши должны учиться делать выбор. Правда, тебе придется немного хитрить. Это так называемый ограниченный выбор. То есть не читай лекции малышу о пользе прогулок, а спроси «Куда мы пойдем сегодня: на озеро или в парк возле школы?» . Так он почувствует собственную значимость, ведь он сам сделал выбор.

Советы: как воспитать правильную самостоятельностьНе кричи, не ругай, не бей. Будь спокойна и терпелива. Показывай хороший пример. Подражание, как известно, великая сила. Почаще хвали малыша. Ему нужна твоя поддержка. Если малыш увлекся делом, не прерывай его. Лучше подскажи. И главное уважай то, что он делает.

Один домаЕсли ты-таки оставила ребенка дома, знай, что около телефона должен висеть список нужных номеров, в том числе родителей и соседей. Расскажи, что он может поесть в твое отсутствие и как это сделать. Предупреди, когда ты будешь дома, причем в доступной для него форме.

Дай задание малышу, пока мамы нет дома: пусть читает книжку, рисует картинку…

Кстати, следует объяснить малышу также и то, чего делать нельзя. В этот список входит: нельзя никому открывать дверь, сообщать кому-то, что родителей нет дома, выходить на балкон, включать, а тем более играть с электрическими приборами.

Свобода: да или нет?Итак, с какого возраста можно оставлять ребенка одного дома – решай сама. Главное, создай все необходимые условия для безопасности малыша. Позаботься, чтобы ему было не скучно. Начни с сотворения видимости полной свободы для ребенка, хотя бы на часик в день. Пусть попробует, насколько комфортно ему одному. Каждый такой часик – это маленькая победа на пути к его самостоятельности. А может, и к свободе мамы?

devochki.com.ua

Как приучить ребенка к самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

Нам некогда

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа. Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека: не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска. Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов». Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге — можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также — чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) — это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, — он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал — и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается». Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу – «А следующую — попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрый родитель решает и делает за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находится неподалеку и готов прийти на помощь, если его попросят.

Михаил Завалов

medportal.ru

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности

7 лет - этот тот возраст ребенка, когда он должен осознавать всю ответственность за собственные поступки и быть самостоятельным. Потому что все просто - именно в 7 лет большинство детей в школе переходят во второй класс, у них усложняется учебная программа, часто дети такого возраста посещают различные дополнительные занятия. Как правило, у родителей, которые до того водили на всевозможные кружки своего ребенка, не хватает времени продолжать это делать и они требуют от ребенка самостоятельности. Как этого добиться? Мы поговорим дальше.

Начинайте рано. Если вашему ребенку еще нет 7 лет, а вы уже читаете эту статью, то возьмите этот пункт к вниманию. Начинайте приучать ребенка к самостоятельности уже с трех-четырех лет, потому что потом может быть поздно. Давайте ребенку посильные задания, учите, как правильно организовывать сой досуг и свое пространство, и не придавливайте силой своего авторитета.

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности 

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности

 

Давайте мелкие задания. Как правило, возраст «я сам» начинается с двух лет. Именно его вам и важно не упустить. Что интересного в таком возрасте? Ребенок хочет стать вашим помощником, он желает вам помогать, чем только может. Например, вы на кухне варите кашу? Дайте ребенку подержать что-то около вас, или просто всыпать кашу в кастрюлю, или, когда готовите еду, дайте ему немного теста или фарша, чтобы он пробовал свои умения. Да, сначала это будет полный бардак и вам придется долго отстирывать его одежду, но только так вы покажете, что вы уважаете его работу, и все зависит от него. Ребенок будет стараться с каждым разом делать все лучше и лучше, и таким образом будет становиться самостоятельным. Ребенок в 7 лет также хочет помогать вам, поэтому давайте ему посильные задания.

 

Как приучить ребенка 7 лет к самостоятельности видео

 

 

Прислушивайтесь к его мнению. В 7 лет у ребенка уже формируются собственные вкусы в выборе одежды. Поэтому, чтобы он понимал, что сам отвечает за свои поступки, покупайте вещи только те, которые ребенку нравятся. Например, хочет ваш сын футболку с драконами? Купите ее! Если раз-два он прогадает с выбором, кто-то ему скажет, что такая вещь не красивая, он будет понимать цену своей ответственности и будет с умом подходить ко всем выборам в жизни. Возможность отвечать за свои поступки - это верный путь к ответственности.

Пусть ребенок сам ходит в магазин. 7 лет - тот период, когда ребенка можно самостоятельно пустить в ближайший магазин за хлебом и печеньем. Дайте ему денежку, скажите что купить. Накажите правила общения и многое другое и отправляйте в магазин. Поверьте, в такие моменты ребенок сильно чувствует самостоятельность, так как ему приятно, что его считают взрослым. Такие советы важны для повседневной жизни.

Как приучить к самостоятельности в учебном процессе? Объясните, почему ему нужно обучения и что это ему даст.Объясняйте, почему стоит заниматься. Мотивацию к учению и организацию рабочего пространства нужно начинать еще с детского сада. Говорите с ребенком, что если он будет хорошо учиться, то сможет иметь много денег, купит машину или добить ту профессию, которой он желает. Лучшей мотивации и быть не может.

Советуйтесь по поводу дополнительных занятий. Будет лучше, если при выборе любых дополнительных занятий вы будете советоваться с ребенком. Так как только в том случае, у него будет лучшая мотивация самостоятельно организовать свой досуг и свободное время.

Говорите на равных. Главный враг самостоятельности - это отстранения ребенка от любых проблем и «сюсюканье». Поэтому, запомните, если есть проблема, которая возникла из-за ребенка - пусть несет ответственность. Также говорите с ним как со взрослым уже с малых лет.

 

xvatit.com

Как сделать ребенка самостоятельным?

Ребенок уже совсем большой, 10 лет, но без маминого напоминания ничего не сделает. За уроки не сядет, одежду свою не сложит и даже поесть забудет. Не говоря уж о том, что всюду его за ручку водить приходится. Что ж, это еще полбеды, вот когда мама водит за ручку тридцатилетнее чадо, это уже совсем беда. Почему же так происходит, и как приучить ребенка к самостоятельности?

Самостоятельность – это врожденное или приобретенное качество?

Человеческие дети рождаются совсем не самостоятельными и в первые месяцы жизни только к тому и стремятся, чтобы поскорее очутиться на ручках у мамы. Но это ненадолго. Очень скоро одной только мамы становится недостаточно, и ребенок принимается активно исследовать окружающий мир. Сталкиваясь с запретами, поначалу он воспринимает их достаточно спокойно, но уже к двум годам в характере маленького человечка появляется нечто новое. Впервые малыш осознает себя как отдельную личность и стремится отстоять свои границы и свое право на самостоятельность. В ответ на мамины попытки помочь заявляет: «Я сам!», игнорирует запреты, получая отказ в чем-нибудь, устраивает бурные сцены. А когда все-таки получает то, чего так добивался, тут же теряет к этому интерес. Говорят, ребенок капризничает. Но это не капризы, просто отстоять свое мнение для него гораздо важнее, чем получить игрушку как таковую. Стремление к самостоятельности – качество не врожденное, но естественное. Оно характерно для любого человека и наиболее остро проявляется в возрасте 2-3 лет.

Почему одни дети растут самостоятельными, а другие - нет?

От родителей, на самом-то деле, не требуется ничего особенного. Ребенка вовсе не нужно как-то специально приучать к самостоятельности, он и так к ней стремится. Достаточно просто это стремление не задавить на корню. У родителей, склонных к избыточному контролю, ребенок окружен частоколом всевозможных «нельзя». Любые его попытки проявить инициативу и что-то самостоятельно предпринять натыкаются на запреты. Какой вывод он должен сделать? Вывод напрашивается такой: инициатива и самостоятельность в принципе под запретом.

Запреты могут быть и не прямыми. Если родители воспринимают неодобрительно все, что только ребенок ни сделает, это тоже вовсе не способствует формированию самостоятельности и активной жизненной позиции. Какой смысл что-то предпринимать, если любая деятельность наказуема?

А вот мамы и папы, умеющие хвалить своего малыша и от всей души радоваться его успехам, поддерживать инициативу, а иногда просто-напросто не вмешиваться в важные детские дела, вполне могут рассчитывать на то, что их дитё вырастет предприимчивым и самостоятельным.

Неужели надо все разрешить?

Ребенок не осознает многих опасностей окружающего мира, не понимает и далекоидущих последствий своих поступков. Философски наблюдать, как малыш засовывает гвоздик в розетку или играет на проезжей части, конечно, крайне рискованно. Пренебрегать назначенными врачом уколами и таблетками тоже нельзя, хотя дитю они совсем не нравятся. Нет, разрешить всё и просто предоставить двух-трехлетнего малыша самому себе никак нельзя. Но вот сократить количество запретов до необходимого минимума – очень даже можно. Большая часть детских выдумок достаточно невинна. Так почему бы не предоставить ребенку возможность лично наступать на грабли? Нет лучшего способа приобрести представления о последствиях собственных поступков и об ответственности за них.

Важно также запастись терпением и не ленится поддерживать детские попытки в подражание взрослым помогать в хозяйственных делах. Маме, конечно, гораздо проще и быстрее замесить тесто самой, чем отмывать от него кухню. Проще самой помыть посуду, чем сметать осколки. Но если отстранить ребенка от домашних дел тогда, когда он стремится в них участвовать, в дальнейшем он добровольно к ним уже не вернется.

Что если время уже упущено?

Раннее детство осталось далеко позади, а ребенок очень несамостоятелен для своего возраста – это свершившийся факт. Он уже больше и не пытается проявлять инициативу. Как сделать ребенка самостоятельным теперь, когда время уже давно упущено? Ну во-первых, все-таки прекратить за него жить. Принимать за него решения и делать за него то, что он в состоянии сделать сам. Глядишь, и проснется желание что-нибудь все-таки предпринять самостоятельно. Ах, ботинки не чищены, и вы опасаетесь, что о вас подумают соседи? А вам что важнее – ребенок или мнение соседей? Во-вторых, процесс можно стимулировать, создавая ситуации, благоприятные для проявления инициативы, принятия собственных решений. Почаще спрашивайте ребенка о том, как по его мнению следует поступить, поощряйте выражать свои мысли и отношение к ситуации, делать выбор. И не забывайте хвалить за успехи, ведь мы все очень любим похвалу и готовы на очень многое, лишь бы получить ее снова.

sam-sebe-psycholog.ru