О том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой. Что малыш умеет? Кроха 8 месяцев очень активен физически, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползать, а также переступать предметы. Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, то будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек. У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей. Кроха много раз повторяет одинаковые слоги, поэтому родители постоянно слышат от малютки «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Детки этого возраста очень жизнерадостны, радуются другим малышам, а к взрослым незнакомцам относятся настороженно. Если же мама куда-то уходит, восьмимесячного карапуза это сильно расстраивает. Когда у ребенка что-то не получается, кроха огорчится, а маминой похвале будет очень рад. Ребенок может показать знакомый предмет, когда его спрашивают «где?». Также малыш уже научился по просьбе махать рукой, делать «ладушки» и другие действия, которым родители его обучали ранее. Младенцу очень нравятся игры, в которых действия повторяются. Малыш 8 месяцев не только ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно, но и берет в ручки твердую пищу (например, детское печенье), откусывая кусочки от нее. С ребенком в 8 месяцев можно играть в открытие и закрытие дверок, накрывание баночек крышками Хотя все детки развиваются с собственным темпом и одни навыки могут приобретать раньше сверстников, а какие-то — позже других деток этого же возраста, однако есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев. Вас должно насторожить, если кроха: Не садится. Не ползает назад или вообще не пробует ползать. Не пробует вставать у опоры. Не может несколько секунд стоять, держась двумя руками. Не может удержать игрушку в руках. Не хватает предложенную игрушку. Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую. Не произносит слоги. Не прислушивается, когда слышит разговор взрослого. Не проявляет какие-либо эмоции. Консультируйтесь у педиатра по любым настораживающим симптомам Занятия для развития Если малыш еще не освоил ползание на четвереньках, потренируйте малютку в воде. Во время купания положите кроху животом на дно пустой ванны и включите воду, чтобы она медленно наполняла ванночку. Уровень воды будет подниматься и станет стимулом к подниманию малыша на локтях и коленях. При таком упражнении важно следить, чтобы ребенок не напился воды. Еще один способ научить ребенка ползанию на четвереньках представляет собой ходьбу «на руках». Поднимите ноги ребенка так, чтобы кроха встал на ручки. Далее немного раскачивайте карапуза вперед и назад. Как только малыш устанет, упражнение нужно прекратить. Для совершенствования мелкой моторики предложите малютке трогать разные предметы, игрушки с кнопками и замочками, коробочки с крышками, колечки пирамидки, мягкие книжки и многие другие. Так как ребенок в 8-месячном возрасте в играх копирует действия взрослых, маме следует показывать, как обращаться с новыми игрушками. Покатайте с ребенком машинки, покачайте куклу, постучите в барабан, и пусть младенец повторяет. Предложите крохе играть с несколькими однородными предметами, например, с кубиками разных цветов, шариками, колечками от пирамидки. Складывая и рассыпая такие предметы, ребенок будет познавать связи между ними. Постройте из кубиков небольшую пирамиду и покажите крохе, как ее можно развалить с помощью катящегося мячика. Рассматривайте с малышом семейные фотографии и просите показать близких людей и самого ребенка. Ребенку понравится отыскивать себя на фото. Часто включайте музыку и танцуйте с крохой. Пусть это будут мотивы с разным ритмом — и классические мелодии, и детские песенки, и песни современных исполнителей. Тренируйте чувство равновесия у малыша, поднимая кроху и опуская. Также можно покружиться с младенцем. Сделайте для ребенка полку для книг, к которой малыш сможет дотянуться. Наполните эту полку яркими детскими книгами и давайте возможность карапузу самостоятельно выбирать книжку для «чтения». Играйте с крохой в ванной. Пусть малыш передвигает плавающие игрушки, хлопает по поверхности воды ладошками, набирает воду в формочки, переливает из одной емкости в другую. Разрешите крохе поиграть с кухонной утварью, но давайте при этом малышу лишь безопасные предметы — поварешку, контейнеры, крышки и другие. Также крохе понравится играть и с настоящим телефоном, который для этого следует отключить от сети. Дайте карапузу трубку и пусть он «разговаривает». На прогулке обращайте внимание малыша на разные звуки, которые издает самолет, автомобиль, птичка, собака. При этом называйте источник звука. Поддерживайте интерес малыша к животным. Приобретите пластмассовых или резиновых животных и называйте их, а также имитируйте их голос. Показывайте крохе животных в книгах и на улице. Дайте малютке в руки деревянную ложку и несколько предметов, которые можно бить. Так ребенок поймет, что предметы отличаются не только внешним видом, но и издаваемым звуком. На глазах у карапуза спрячьте игрушку, накрыв ее одеялом, а потом предложите крохе ее отыскать. Прежде всего, ребенок нуждается в любви родителей Уход В утреннее время, как и прежде, малышу проводят гигиенические мероприятия. Они включают умывание, чистку зубов, высаживание на горшок, подмывание. Каждый вечер младенца купают, одновременно весело играя с игрушками, которые способны плавать. Помимо этого, в течения дня ребенку следует периодически мыть ручки, ведь кроха ползает и трогает разные предметы. Сменяя подгузник, ребенка обязательно подмывают под проточной водичкой. Для закаливания ребенка 8 месяцев продолжают использовать воздушные и солнечные ванны, ежедневные прогулки, проветривание комнаты, умывание, ходьбу по мокрому полотенцу. Кроме того, крохе каждый день делают массаж и укрепляющую мышцы гимнастику. Восьмимесячного малыша ненадолго можно усаживать в ходунки или в манеж. Николай Никонов — ведущий врач и массажист России в следующем видео показывает, как делать массаж для полноценного развития ребенка в 8 месяцев. Режим дня Восьмимесячный карапуз спит все меньше, а бодрствует, с интересом изучая окружающий мир, все дольше. Общая продолжительность сна ребенка этого возраста составляет около 15 часов, при этом ночью малыш спит до 10 часов, а в дневное время у большинства 8-месячных детей бывает два сна по 1,5-2 часа. Гулять с малышом в возрасте 8 месяцев по-прежнему советуют два раза в день – в утреннее время (примерно в 11-13 часов) и после обеда (примерно в 15-17 часов). Многие детки продолжают спать во время прогулок, но немало малышей уже не спит все время пребывания на улице, а некоторый период изучают природу и рассматривают все вокруг. Кормление восьмимесячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи с паузами между ними около 3,5-4 часов. Для определения суточного объема пищи, в которой нуждается ребенок, вес крохи делят на 9. В среднем ребенок восьми месяцев получает от 1000 до 1200 мл пищи в день и примерно 200-240 мл за одно кормление. Подробнее читайте в статье про меню ребенка в 8 месяцев. Рацион ребенка расширяется, малыш пробует множество новых вкусов Грудное вскармливание по требованию в этом возрасте представлено 6-8 кормлениями днем и около 6 кормлениями в ночное время. Объем прикорма увеличивается и представлен в меню грудничка овощами, фруктами, безмолочной кашей, растительным маслом, мясом, фруктовым соком, сливочным маслом, сухариками и печеньем. Дети на искусственном вскармливании получают смесь в утреннее кормление, а также в последнее кормление перед сном. В остальное время меню крохи-искусственника формируется из блюд прикорма. По сравнению с детками, вскармливаемыми грудью, их рацион более расширен — в него добавлены кисломолочные напитки, творог и желток. Кашу для малыша-искусственника уже варят на молоке, а объем большинства будет выше, чем у ребенка с грудным типом вскармливания. Основой рациона детей в 8 месяцев является грудное молоко или смесь Обычный день Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:
Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О.Н. — эксперта по интеллектуальному развитию. Частые проблемы Страх расставания с мамой. Детки 8 месяцев начинают бояться отпустить маму от себя и очень переживают расставание с ней. Кроме того, в этом возрасте могут появиться и другие страхи, например, ребенок может пугаться громких звуков бытовых приборов. Покажите малышу источник звука, чтобы он перестал быть пугающим. Отказ от прикорма. Малыш может отказываться пробовать новую пищу, если блюдо не понравилось ему своей консистенцией, вкусом или температурой. Возможно, малыш еще не успел проголодаться или в помещении очень жарко. В любом случае настаивать не нужно. Предложите пищу ребенку немного позже. Неспокойный сон. Малыши восьми месяцев из-за физической активности и перевозбуждения могут плохо засыпать и их ночной отдых нарушается. Чтобы избежать проблем с ночным сном, исключите в вечернее время активные игры, сделайте перед сном расслабляющий массаж, почитайте крохе книжку. Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов без боли и дискомфорта встречается довольно редко. У многих деток зубки режутся с болезненными ощущениями, изменениями стула, повышенной температурой, капризами и другими отрицательными проявлениями. Помочь малютке могут охлажденные специальные игрушки, которые можно грызть. Для избавления от боли применяют специальные гели, а при температуре – препараты с жаропонижающим действием. Аллергия на прикорм. Поскольку меню восьмимесячных детей расширяется, всегда существует риск появления реакции на новый продукт. Такая реакция может проявляться поносом, кожными высыпаниями, насморком, запорами, коликами, покраснением глаз и другими симптомами. Старайтесь знакомить ребенка этого возраста лишь с безопасными продуктами, которые редко вызывают аллергию. Пока ребенку нельзя давать красные ягоды, помидоры, какао, цитрусовые плоды, продукты из сои, а с введением в детское меню молока, яиц и курицы следует быть очень осторожными. Кроха становится еще более привязанным к мамочке Советы родителям Поскольку 8-месячный малыш уже активно исследует квартиру, ползая повсюду, вам следует обеспечить крохе безопасность. Пока еще карапуз не понимает рисков и опасностей, поэтому задачей родителей будет устранить с пути ребенка ядовитые вещества, крохотные и бьющиеся предметы, а также все острое и режущее. Спрячьте розетки, скройте острые углы мебели, уберите в закрывающийся шкаф бытовую химию и никогда не оставляйте ползающего малыша в комнате без присмотра. Если ваш восьмимесячный ребенок еще не начал вставать на ножки, придерживаясь за опору, форсировать приобретение этого навыка не нужно. Как только мышцы крохи окрепнут достаточно для пребывания в вертикальном положении на ногах, малыш сразу же начнет свои «тренировки», оттачивая новое умение. Помните, что многие дети не начинают вставать к 8-месячному возрасту, как и ползать, и торопить их пока не стоит. Если у ребенка уже прорезалось 4 зуба, поощряйте жевание, предлагая крохе не пюре, а кусочки отварных овощей, а также детское печенье и сухарики. Часто разговаривайте с младенцем, при этом сюсюкаться и искажать слова не следует. Тем не менее, допустимо использование сокращенных слов, например, вместо «кошка» можете произносить «киса». Выбирая развивающие занятия для малыша, учитывайте не только время дня, но и темперамент крохи. Если у вас непоседливый карапуз, то ему будут по душе активные игры, перевороты, ползание. Для спокойных младенцев больше подойдет чтение книжки, складывание кубиков. Следует уважать интересы малыша, пусть он еще и совсем крошка. Если что-либо малютке не нравится, не заставляйте и не настаивайте. mama-super.ru Тесты развития ребенка: 7-9 месяцевГлавное умение, которое развивает малыш в этом триместре – ползание. Есть дети, которые ползают мало и неохотно, или предпочитают передвигаться не на четвереньках вперед, а боком, перекатываясь, на попке – подгребая руками… Если к таковым относится ваш кроха, переживать не стоит – любой из этих способов передвижения, равно как стояние и ходьба без ползания вообще – вполне нормальны. А о ползании придется позаботиться отдельно – на втором году жизни, когда малыш сможет активно включаться в игры, предлагаемые взрослыми. Почему? Да потому, что ползание – идеальный стимулятор развития межполушарной координации мозга. У малышей, которые плохо ползали, впоследствии могут быть проблемы с выполнением нескольких действий одновременно. Так же ползание великолепно развивает… бинокулярное зрение и является профилактикой близорукости. Поэтому если ваше чадо сразу потопало, непременно наверстайте упущенное позднее! Ребенку семь месяцев К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку позвенеть погремушкой, которую кроха может достать при повороте. Хорошо ползает ( много и быстро, в разных направлениях ). Самостоятельно встает на колени и с поддержкой на ножки. Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Если малыш еще не умеет сидеть, держите его стоящим на коленочках. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол. Замечательное занятие, интересное и очень полезное – вкладывание одного предмета в другой, переливание, пересыпание. Вы стоите у детской кроватки и не выказываете никакого внимания, избегая встречи с малышом взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т.п. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Возьмите кроху на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок будет следить взглядом, поворачиваться за игрушкой. Ребенок лежит на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Оставаясь в том же положении, малыш освобождается от пеленки руками. Спросите у сына или дочки, где находится какой-либо предмет ( предмет должен постоянно находиться в определенном месте, и вы неоднократно называли его ). Ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет, тянуться к нему ручками. По вашей просьбе малыш может показать нос, глаза и прочие части лица и тела другого человека или игрушки. Настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а, добравшись до заветной цели, радуется. В лепете появляются звукосочетания типа: «дай-дай-дай», «та-та-та». Малыш научился хорошо различать «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым человеком, который пытается взять его на руки, потрогать, ребенок начинает плакать или, по крайней мере, выражает неудовольствие. Ваша задача – не пугать чадо «букой», «бабой ягой», «чужим дядей», а объяснить, что мир состоит не только из мамы, в нем еще масса людей. И они могут быть очень интересны. При этом обязательно позволяйте малышу выражать негативные эмоции! Это очень важный момент психологического взросления и становления. Не раздражайтесь вместе с крохой, когда он плачет, недоволен, а спокойно комментируйте его чувства: «Я понимаю, сейчас ты недоволен, потому что хочешь еще побыть на площадке. Но, к сожалению, нам пора домой». Или «Ты расстроен, потому что Петя не разрешил взять его игрушку. У тебя есть своя, а Петя сам решает, кому и когда давать свои машинки» и т.д. Помните, отрицательные эмоции также имеют право на существование, как и положительные. И наша «воспитательская» задача – не запрещать крохе их испытывать, а научить выражать социально приемлемым путем. Мы же не хотим, чтобы негатив нашел выход в аллергиях, астме, проблемах с желудком! Ребенку восемь месяцев В восемь месяцев ребенок может прямо сидеть в кроватке без помощи взрослого, менять местоположение – откатиться, отодвинуться и т.д. Сам садиться, ложится, встает, переступает у опоры. В положении «сидя с опорой» малыш может освободиться от пеленки, которой вы его накрыли. При этом кроха не падает, а продолжает сидеть. Применяя усилие, ребенок пытается отнять у взрослого или другого ребенка понравившуюся ему вещь. Если вы попытаетесь вытереть чаду нос, кроха будет отталкивать вашу руку. Также он учится протестовать и против других подобных «неприятных» действий. Если вы помещаете игрушку вне кроватки ( например рядом на стуле ), ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее. При организованной игре в прятки и «ку-ку» карапуз с интересом смотрит в направлении, где появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление. Вы отбираете у ребенка игрушку и кладете ее в карман ( часть игрушки должна высовываться ). Малыш уверенно достает игрушку. Хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и совершает движения двумя руками. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографиях. Подолгу и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств ( катает, вынимает, открывает, нажимает и др. ). По просьбе взрослого машет ручкой при прощании, хлопает в ладоши. Девять месяцев ребенку В девять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой. Поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов. Если вы дадите малышу палочки, и покажите, как барабанить ими по столу, кроха будет подражать вашим действиям. Так же ему наверняка понравится ударять ложками друг о друга. Ребенок в девять месяцев хорошо играет в «ладушки», «дай ручку» и т.д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай» легко отыскивает нужный предмет. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Зная по имени близких людей, названия окружающих предметов, показывает на картинках изображения животных. Ярко проявляет положительные и отрицательные эмоции, довольство и недовольство. Выделяет и отдает предпочтение нравящейся ему деятельности. Девятый месяц – прекрасное время для начала рисования, лепки, музыкальных занятий, где от ребенка будут требовать простейшие, но самостоятельные действия. Девятый месяц – первая веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время для следующих важных «нововведений»: отлучения от груди, если вы не собираетесь кормить до того момента, когда малыш просто забудет о «сисе» в 2-2,5 года; найма няни или введения в семью другого, доколе незнакомого малышу человека для постоянного ухода и общения с ребенком, если вы собираетесь выйти на работу; начала посещения группы раннего развития или клуба для мамочек с детьми; Не забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки. Есть дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения буквально через полчаса, начиная капризничать. Кстати, капризы в этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным расслаблением. www.baby.ru Мамина Самара | Тесты развития ребенка 7-9 месяцевСтимуляция мозгаГлавное умение, которое развивает малыш в этом триместре – ползание. Есть дети, которые ползают мало и неохотно, или предпочитают передвигаться не на четвереньках вперед, а боком, перекатываясь, на попке – подгребая руками… Если к таковым относится ваш кроха, переживать не стоит – любой из этих способов передвижения, равно как стояние и ходьба без ползания вообще – вполне нормальны. А о ползании придется позаботиться отдельно – на втором году жизни, когда малыш сможет активно включаться в игры, предлагаемые взрослыми. Почему? Да потому, что ползание – идеальный стимулятор развития межполушарной координации мозга. У малышей, которые плохо ползали, впоследствии могут быть проблемы с выполнением нескольких действий одновременно. Так же ползание великолепно развивает… бинокулярное зрение и является профилактикой близорукости. Поэтому если ваше чадо сразу потопало, непременно наверстайте упущенное позднее! Ребенку семь месяцев
При этом обязательно позволяйте малышу выражать негативные эмоции! Это очень важный момент психологического взросления и становления. Не раздражайтесь вместе с крохой, когда он плачет, недоволен, а спокойно комментируйте его чувства: «Я понимаю, сейчас ты недоволен, потому что хочешь еще побыть на площадке. Но, к сожалению, нам пора домой». Или «Ты расстроен, потому что Петя не разрешил взять его игрушку. У тебя есть своя, а Петя сам решает, кому и когда давать свои машинки» и т.д. Помните, отрицательные эмоции также имеют право на существование, как и положительные. И наша «воспитательская» задача – не запрещать крохе их испытывать, а научить выражать социально приемлемым путем. Мы же не хотим, чтобы негатив нашел выход в аллергиях, астме, проблемах с желудком! Ребенку восемь месяцев
Девять месяцев ребенку
Девятый месяц – первая веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время для следующих важных «нововведений»:
Не забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки. Есть дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения буквально через полчаса, начиная капризничать. Кстати, капризы в этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным расслаблением. Опубликовано: 26 Январь 2010Смотрите также: ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГАРазвитие речи. "Молчуны" и "говорушки".«Гениальное» приучение к горшкуКонтроль сфинктеров. Как и когда снимать подгузник.Тесты развития ребенка 10-12 месяцевРазвитие ребенка в 1 годРазвитие ребенка в 11 месяцевРазвитие ребенка в 10 месяцевРазвитие ребенка в 9 месяцев.Развитие ребенка в 8 месяцевРазвитие ребенка в 7 месяцевТесты развития ребенка 4 - 6 месяцевРазвитие ребенка в полгодаРазвитие ребенка в 5 месяцевРазвитие ребенка в 4 месяцаТрехмесячный ребенок: Что он может и умеетwww.maminasamara.ru 10-12 месяцев, тест на развитие ребенка в 10 месяцевНе секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»… Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг! Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же. Ребенку 10 месяцев В 10 месяцев ребенок может по просьбе ( без показа ) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» ( типа ляля, баба ), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком. В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок. По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики. В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу ( а именно так чаще всего оказывается ), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок. Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?… Ребенку 11 месяцев К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке. Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть. Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо. Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями. Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме ( кубики, кирпичики, мячики ). Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке. Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно. Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении. К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» – падение, «фа» – шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации. Ребенку 12 месяцев На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит… Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения. Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый. Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте. Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать. Кризис первого года Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку. И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли. Приметами кризиса первого года являются: «трудновоспитуемость» – упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания; резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур; повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия; повышенная капризность; противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее. Проблемы второго полугодия постоянное вредное для себя поведение; безостановочный онанизм; неумение имитировать звуки и жесты; общая апатия; отсутствие любимых игрушек и занятий; постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми. При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту! www.baby.ru Тесты развития ребенка по месяцамПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКАТесты психофизиологического развития детей Молодые мамочки порой забывают, что младенец – вовсе не кабачок на грядке а самый настоящий человечек. И кроме граммов и сантиметров стоит обращать внимание на такую важную составляющую человеческой личности, как правильное развитие и своевременное развитие психических функций ребенка. Ведь это гораздо более верный показатель здоровья ребенка! Давайте вместе проверим, все ли с крошкой в порядке? Что он умеет, а чему его можете научить вы? РЕБЕНКУ ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ
К концу первого месяца, сосредоточившись на лице взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки. Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый «разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны. Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет. На них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники. Однако одной проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к осмысленным движениям, повышая интеллект. РЕБЕНКУ ВТОРОЙ МЕСЯЦ
Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления. Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка, — яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные вокализации. РЕБЕНКУ ТРЕТИЙ МЕСЯЦ
Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие предметы и внимательно смотрит на них.
Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует доброжелательную реакцию.
На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум «великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно производить различные движения. Второе – научиться различать маму ( «своих» ) и «чужих» людей. «ХВАТАЙКА»В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу ( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙОсновная задача второго триместра внеутробной жизни – научиться координировать движения глаз и рук. Поэтому будьте внимательны к тому, что сказал вам офтальмолог во время очередного визита в поликлинику. По крайней мере, не считайте посещение окулиста чем-то не важным, что можно отложить на «потом». Если у малыша будут выявлены нарушения зрения, обязательно поинтересуйтесь не только, что нужно делать для коррекции, но и как заниматься с крохой, чтобы зрительные дефекты не повлияли на общее психическое развитие. Если врачи в поликлинике не смогут вам помочь, обратитесь к специалистам центров раннего развития или коррекционной педагогики, чтобы в будущем избежать диагноза «задержка психического развития»… РЕБЕНКУ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА
РЕБЕНКУ ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ
Может подолгу произносить певучие гласные ( «а», «э», «ю», «я» ), пытается повторят звуки, подражая взрослому. В речи крохи появляется первый слог «ба» или «ма». Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению. К полугоду малыши начинают покорение вертикали. Лучшей помощью в этом нелегком деле будут маленькие гимнастические кольца или турничок, подвешенные над кроватью, в манеже, или просто над тем местом на полу, где ваше чадо в основном бодрствует. В пять месяцев ребенок уже пытается сам сесть, садится при незначительной поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо. Однако не стоит сажать кроху «в подушки», как бы вам этого не хотелось! Лучший вариант – все еще шезлонг, где малыш находится в положении «полулежа»! Имейте в виду, что подавляющее большинство детей сначала научаются твердо стоять и ходить у опоры, а потом уже садятся – именно при таком «раскладе» вы сможете избежать искривления позвоночника и смещения органов малого таза у младенца. На пятом месяце при вашем посредничестве ребенок может познакомиться с самим собой в «полном объеме». Речь идет об «игрушке», которая будет приковывать внимание малыша и вызывать восторг в течение… всей последующей жизни. А именно о зеркале. Первое знакомство с этим удивительным предметом желательно провести на руках у мамы или папы – взрослый все покажет, объяснит, а когда смотреть на себя надоест, займет другой игрушкой. Через недельку вполне можно оставлять кроху с зеркалом наедине. Нынче продаются множество игрушек с маленькими зеркалами. Они забавны, но малышу вряд ли понравятся. Ведь в этот крошечный кружочек видно глаз, ухо, нос, максимум — пол лица. А карапузу надо видеть себя во весь рост. Поэтому гораздо лучше, если вы предоставите сынишке или дочурке возможность лицезреть себя в большом зеркале, которое можно укрепить на стене напротив кроватки или над полом у игрового уголка. А чтобы малыш случайно не разбил зеркало, воспользуйтесь специальной пленкой, которую вы без труда найдете в отделах товаров для безопасности младенца. Кстати, отсутствие интереса к собственному лицу и отражению – признак тревожный. Если малышу уже полгода, а лицо – свое, мамино, бабушкино – его так и не заинтересовало, обязательно скажите об этом врачу во время визита в поликлинику. РЕБЕНКУ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ
ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ
Если наблюдается хотя бы один симптом, необходимо срочно обратиться к специалисту! СТИМУЛЯЦИЯ МОЗГАГлавное умение, которое развивает малыш в этом триместре – ползание. Есть дети, которые ползают мало и неохотно, или предпочитают передвигаться не на четвереньках вперед, а боком, перекатываясь, на попке – подгребая руками… Если к таковым относится ваш кроха, переживать не стоит – любой из этих способов передвижения, равно как стояние и ходьба без ползания вообще – вполне нормальны. А о ползании придется позаботиться отдельно – на втором году жизни, когда малыш сможет активно включаться в игры, предлагаемые взрослыми. Почему? Да потому, что ползание – идеальный стимулятор развития межполушарной координации мозга. У малышей, которые плохо ползали, впоследствии могут быть проблемы с выполнением нескольких действий одновременно. Так же ползание великолепно развивает… бинокулярное зрение и является профилактикой близорукости. Поэтому если ваше чадо сразу потопало, непременно наверстайте упущенное позднее! РЕБЕНКУ СЕМЬ МЕСЯЦЕВ
При этом обязательно позволяйте малышу выражать негативные эмоции! Это очень важный момент психологического взросления и становления. Не раздражайтесь вместе с крохой, когда он плачет, недоволен, а спокойно комментируйте его чувства: «Я понимаю, сейчас ты недоволен, потому что хочешь еще побыть на площадке. Но, к сожалению, нам пора домой». Или «Ты расстроен, потому что Петя не разрешил взять его игрушку. У тебя есть своя, а Петя сам решает, кому и когда давать свои машинки» и т.д. Помните, отрицательные эмоции также имеют право на существование, как и положительные. И наша «воспитательская» задача – не запрещать крохе их испытывать, а научить выражать социально приемлемым путем. Мы же не хотим, чтобы негатив нашел выход в аллергиях, астме, проблемах с желудком! РЕБЕНКУ ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ
ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ РЕБЕНКУ
Девятый месяц – первая веха на пути к «обособлению» от мамы. В этом возрасте у малыша появляется заинтересованность другими людьми, он начинает чувствовать свои возможности в плане общения с ними, хотя бы пассивно – наблюдая за их деятельностью. Не даром психологи рекомендуют использовать это время для следующих важных «нововведений»:
Не забывайте и о том, что прогулки в коляске по тенистым аллеям парка пора сменить на детскую площадку. Однако дозируйте общение с другими людьми в зависимости от индивидуальных особенностей сына или дочки. Есть дети, для которых общение – важнее хлеба. Они великолепно чувствуют себя в толпе, рвутся к сверстникам и готовы бродить вокруг песочницы часами. А для некоторых предел – 3-4 человека, и устают они от общения буквально через полчаса, начиная капризничать. Кстати, капризы в этом возрасте – вовсе не способ «поизмываться» над мамой, а сигнал о психологическом или физическом дискомфорте, прежде всего, об усталости. Ведь малыш еще не скоро научится сознательно управлять собственным расслаблением. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬВаш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам. Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»… Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг! Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же. РЕБЕНКУ 10 МЕСЯЦЕВ
В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу ( а именно так чаще всего оказывается ), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок. Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?… РЕБЕНКУ 11 МЕСЯЦЕВ
РЕБЕНКУ 12 МЕСЯЦЕВНа первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит… Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения. Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый. Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте. Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДАГлавная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку. И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих ( или наших ) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли. Приметами кризиса первого года являются:
ПРОБЛЕМЫ ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту! www.baby.ru Тесты развития ребенка 7-12 месяц жизни — Развитие и уходПродолжаем изучать наших малышей, ведь они развиваются очень быстро. Второе полугодие жизни - самый продуктивный этап с точки зрения психомоторного развития ребёнка. Ребёнок учится разговаривать и ходить в полной мере. Седьмой месяц жизни
Восьмой месяц жизни
Девятый и десятый месяцы жизни
Одинадцатый и двенадцатый мысяцы жизни
Обратите внимание на факторы эмоционального неблагополучия ребенка от шести месяцев до года (при наличии хотя бы одного фактора следует обратиться к специалисту): - постоянное вредное для себя поведение; - неумение имитировать звуки и жесты; - общая апатия; - постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми. Вот и все тесты на развитие Вашего малыша до года. Тестирование взято из книги Ильина М.Н. "Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет". profmama.ru |