Возрастные особенности детей 7 – 8 лет. Психологическая характеристика ребенка 8 лет
Морфофункциональные и психологические особенности мальчиков 7-8 лет.
Возраст 7–8 лет — один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.
Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.
Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7—9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.
У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.
В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.
В среднем школьном возрасте (12—16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.
В младшем школьном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребѐнка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Младшие школьники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растѐт словарный запас. Здесь важны индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребѐнок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Владение связной монологической речью - сначала устной, затем письменной - особенно важно в процессе овладения учебной деятельностью. Связная монологическая речь - это не просто отдельное предложение, это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений. Это - текст в широком понимании (независимо от того, записано высказывание или только произнесено), поэтому монологическая речь строится по законам литературного, а не разговорного языка. Развернутое монологическое высказывание требует от ребѐнка большей произвольности, осознанности, нежели диалог. Для детей наиболее простой формой монолога является пересказ сюжетного рассказа.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь. Ребѐнок начинает активно использовать название качеств. Он способен называть и выделять для себя качества и свойства предметов и явлений, отделять их друг от друга и понимать реальные отношения между ними. К концу младшего школьного возраста. Восприятие становится синтезирующим. Это создаѐт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Мышление. Общая линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он ещѐ не приобрѐл взрослой логики рассуждений. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение еѐ важно для дальнейшего развития интеллекта. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем - контроль за решением. К концу дошкольного детства образное мышление детей не является сугубо конкретным и ситуативным. Ребѐнок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но также способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это особый вид мышления, который выражается в том, что ребѐнок понимает и успешно использует различные схематические изображения предмета (план, макет, простейший чертѐж). Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядно-условные отображения основных закономерностей внутри учебного материала. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13-14 лет) и является ведущим мышлением взрослого человека. Шестилетний ребѐнок способен к простейшему анализу окружающего: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. Однако эта способность ограничена кругом детских знаний. В пределах знаемого ребѐнок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если..., то...», «потому что». Его бытовые рассуждения вполне логичны.
Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесѐнный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний и т.д. Если в дошкольном возрасте не запоминают материал, им не интересный, с каждым годом всѐ в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, также как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объѐму. Они способны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даѐт возможность освоить достаточно широкий круг приѐмов запоминания. Когда ребѐнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время деятельностью запоминания, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связаны.
Внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всѐ ещѐ преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объѐмом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое. Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объѐмом. Часто дети, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чѐм-то другом – на своих мыслях, далеких от учѐбы, рисовании на парте и т.д., из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных, хотя внимание у этих детей может быть достаточно развито. Разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объѐм внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.
Лишь к 9-10 годам произойдѐт резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников, не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10-15 минут интенсивной работы.
Отношения со сверстниками и взрослыми. Когда ребѐнок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребѐнка с действительностью. У ребѐнка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребѐнок - взрослый» и «рѐбенок - дети». В школе эти две сферы отношений по-новому строятся. Система ребѐнок - взрослый разделяется. Теперь в жизни ребѐнка кроме родителей появился ещѐ один значимый взрослый - учитель. Отношения с учителем начинают определять отношения ребѐнка к родителям и к детям. Новая система отношений ребѐнок - учитель становится центром жизни ребѐнка, от неѐ во многом зависят благоприятные для жизни условия. Первое, что спрашивают теперь взрослые у ребѐнка: «Как ты учишься». Отношения ребѐнок - учитель становятся отношением ребѐнок - общество. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, правила разрушаются изнутри. Ребѐнок начинает относиться к другому ребѐнку с позиции того, как этот ребѐнок относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются «ябеды». В отношениях ребѐнка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребѐнка. Так, любое действие ребѐнок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие переходит во внутренний план, и ребѐнок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребѐнок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку контроль и оценка так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого не достаточна для освоения всех аспектов действия. Отношения со сверстниками, где ошибки во взаимоотношениях легко исправляются обеими сторонами, позволяют накапливать полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже. Именно во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий, и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
Кризис 7 лет у мальчиков.Первое, самое яркое проявление кризиса – изменение поведения ребёнка. Он старается вести себя «по-взрослому». Мальчик начинает демонстрировать элементы самостоятельного поведения, он высказывает фразы, подслушанные у папы, дедушки, старшего брата или просто у взрослых мужчин на улице. Не стоит удивляться фразам: «Я так сказал!», «Она дура, потому что все женщины дуры», «Мужик должен…» и подобным, если подобные вещи обычно заявляет папа. Не стоит резко одёргивать мальчика, лучше объяснить ему, почему так говорить не стоит. Причём объяснять должен мужчина, папа или дедушка. Мама перестаёт быть авторитетом, причём женщины могут услышать справедливое: «А почему папе можно так говорить, а мне нельзя?» Пускай лучше папа объясняет, почему он иногда ведёт себя не совсем правильно. Кстати, именно детские кризисы – повод сделать переоценку ценностей и самоанализ. Вообще, в возрасте 7 лет мальчики чаще всего начинают примерять к себе такие атрибуты «взрослого» поведения, как нецензурные выражения, курение, употребления алкоголя. Будьте готовы увидеть, как Ваш ребёнок, сидя за столом, попытается чокнуться стаканом с компотом или чашкой с газировкой с другими детьми, попытается «курить» палочку или ручку. Ни в коем случае не кричите на ребёнка, не бейте его. 7-летний человек хочет стать взрослым. Ваша негативная, резкая реакция сообщит ему о том, что Вы не хотите пускать его в свой взрослый мир. Ничего кроме обиды и недоверия такая реакция не принесёт, она только отдалит ребёнка от Вас. Что же делать? Поговорите с ребёнком, грустно сообщите ему: «Ну, надо же! Я-то думал(а), что ты у меня уже взрослый, а ты ещё совсем маленький! Только маленькие детки в такие глупые игры играют». Только так ребёнок поймёт важные вещи: первая – он что-то делает неправильно, его поведение Вас огорчает, вторая – Вы готовы видеть его взрослым, готовы это признать, третья – взрослые люди ведут себя по-другому, значит, и эти действия ему перестанут быть интересны.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Возрастные особенности детей 7 лет
Взросление детей делится на относительно спокойные и сложные периоды. В 7 лет для многих родителей наступает новый кризис. Он связан с переходом жизни ребёнка в новую фазу развития – начало школьной жизни. Возрастные особенности развития детей 7 лет накладываются на повышение умственных, физических нагрузок, на потребность привыкать к более широким социальным рамкам. Для ребёнка — это период, когда он учится быть самостоятельным, брать на себя ответственность и строить отношения с людьми.
Общие возрастные особенности детей 7 года жизни
Младшие школьники – это подвижные, активные ребята. Иногда кажется, что где-то внутри у них прячется моторчик. Но при всей своей неуёмной энергии к большим нагрузкам они не готовы. Зная, какие возрастные особенности характерны ребёнку 7- 8 лет, родители могут выбрать правильную стратегию воспитания, грамотно организовать распорядок дня ребёнка и найти с ним взаимное понимание.
Поведение маленького школьника продиктовано чаще всего его неумением управлять своими эмоциями. Отсюда капризы, упрямство, импульсивные поступки.
Характерная возрастная особенность детей 6-7 лет – быстрое загорание новыми идеями, предпочтение отдаётся чему- то яркому, необычному. Но интерес может пропасть так же быстро, как и появился.
Ребёнок психологически зависим от окружения. Ему важно слышать похвалу, чувствовать внимание.
Он очень хочет быть самостоятельным, рад, когда что-то ему удаётся сделать без помощи взрослых.
Малыш в 7 лет ещё не до конца уяснил правила соблюдения порядка и освоил навыки правильного ухода за собой.
Авторитет взрослого в этом возрасте на высоком уровне. Ребёнок старается подражать ему, перенимает и особенности поведения, и речь, и привычки.
Отсутствие навыков социального общения (умения отстаивать свою точку зрения, с уважением слушать собеседника, находить компромисс) приводит к частым конфликтам с другими детьми.
Уникальная возрастная особенность детей 6, 7, 8 лет – готовность выполнить любую вашу просьбу, любое задание, если вы сумеете привлечь их внимание.
Как воспитывать младшего школьника?
Лучшие способы взаимодействия с малышом, с учётом возрастных особенностей развития детей 7-8 лет (по пунктам):
Проявлять терпение. Вместо наказаний отвлекать внимание ребёнка, предлагать ему интересные занятия.
Часто менять виды деятельности. Психологи рекомендуют чередовать спокойные и активные игры, больше проявлять фантазии.
Нужно чаще говорить с малышом на равных, даже опускаться до уровня его лица, чтобы построить доверительные отношения. А чтобы применить авторитет, бывает достаточно просто подняться во весь рост.
Доверять ребёнку какие-то дела сделать самому на 100%. Он с радостью возьмёт на себя ответственность и быстрее научится быть самостоятельным.
Помогать малышу в наведении чистоты, учить аккуратности по отношению к своему телу, к своим вещам, к окружению.
Быть ХОРОШИМ примером. Помните, в наших детях отражаются не только лучшие, но и худшие наши качества.
Нельзя наказывать за ссоры и драки с ровесниками. Нужно выяснять причины конфликта, разъяснять крохе, что в таких ситуациях не стоит искать кто прав, кто виноват, а нужно выбрать такой вариант решения проблемы, который устроит всех.
Помнить, что самый эффективный способ занять ребёнка 7-8 лет, – это игра. Превращайте в игру всё, что делаете, даже учебные занятия, тогда вы станете для малыша лучшим другом, а он научится выполнять любую работу с радостью.
Возрастные психологические и интеллектуальные особенности детей 7 лет
Развитие психических функций у детей 7-8 года жизни неразрывно связано с развитие мышления. Главные возрастные особенности детей 7 лет заключаются в
развитии темперамента (уникальных особенностей работы цнс): у малыша всё чаще процессы торможения преобладают над возбуждением;
особенностях внимания: оно ещё формируется, но при наличии искреннего интереса ребёнок может достаточно долго задерживать внимание на предмете изучения;
быстром развитии памяти (разных видов памяти и восприятия информации), особенно зрительной и слуховой;
постепенном переходе ума малыша к словесно-логической форме мышления;
выполнении анализа и синтеза полученных знаний, становлении осознанного, более собранного мышления;
закреплении в разговорном запасе ребёнка 7 лет уже порядка 7 тысяч слов, развитии умения играть словами, хотя ещё без понимания абстрактных выражений;
использовании воображения с опорой на опыт и реальные условия.
Многие родители боятся кризиса семи лет. И действительно, изменения в детском мышлении, большие нагрузки и первые трудности могут стать причиной напряжённого общения с детьми 7, 8 и даже 10 лет. Однако их можно избежать, если изучить тонкости детской психологии и возрастные особенности развития детей 7 лет и следовать советам детских психологов.
Читать ещё:
Возрастные особенности детей 6 лет
Развитие мелкой моторики рук с помощью Соробан
Как освоить методику ментальной арифметики?
Видео про Ментальную арифметику в Соробан
Феноменальная скорость счета 0,3 сек!
Уроки в Соробане — это радость и веселье!
Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан
soroban.ru
Возрастные особенности детей 7 – 8 лет
Возрастные особенности детей 7 – 8 лет
Физические
1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Предлагаем:
1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.
Интеллектуальные
1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. 5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Предлагаем:
1. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.4. Заучивать каждый раз что-то одно новое (песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.
Эмоциональные
1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.3. Ребенок нуждается в любви и опеке.4. Старается помочь воспитателю или вожатому.
Предлагаем:
1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.
Социальные
1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.2. Ребенок гордится своим окружением, желает быть с ним.
Предлагаем:
1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.2. Планируйте совместные мероприятия всей командой. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Физические
1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом.
Предлагаем:
1. Использовать прогулки, активные игры.2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
Интеллектуальные
1. Нравится исследовать все, что незнакомо.2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.5. «Золотой возраст памяти»
Предлагаем:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»2. Идти дальше поверхностных фактов.3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. 4. Предложить делать коллекции на различные темы.5. Поощрять к запоминанию как можно большего количества всего. Он может иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий.
Эмоциональные.
1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.
Предлагаем:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.4. Учить свободе от страха. Вместе разбираться в конкретных проблемах.
Социальные
1. Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».
2. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.3. Нравятся захватывающие рассказы.
Предлагаем:
1. Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я хорош для тебя», не изолировать себя от сверстников. Это поможет им находить общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми.
2. Рассказывать захватывающие истории. истории, произошедшие с вами.
^
Физические.
4. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.5. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.6. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.7. Большинство обладает большим аппетитом.8. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).
Предлагаем:
1. Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.2. Необходимо дать правильные знания об этом. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.3. Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость. Обеспечьте их занятость.4. Четкий режим дня – важнейшая часть жизни подростка.
Интеллектуальные.
1. Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.2. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.3. Возрастает способность к логическому мышлению.4. Способен к сложному восприятию времени и пространства.5. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.6. Способен прогнозировать последствия своих поступков.7. Обладает развитым навыком чтения.
Предлагаем:
1. Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.2. Давай побольше «пищи» для размышления.3. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.4. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе5. Побуждай к качественному и вдумчивому чтению.
Эмоциональные
1. Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.2. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.3. Постепенно начинает обретать уверенность в себе.4. Обладает энтузиазмом.5. Обладает чувством юмора.6. Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
Предлагаем:
1. К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.2. Будь терпим к проявлению вспыльчивости.3. Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.4. Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.5. Утверждай уважение ко всем людям, честность, добродетель, и т.п.
Социальные
5. Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.6. Желает поскорее стать взрослым.7. Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.8. Начинает обретать навыки общения.9. Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.10. Увлекает соревновательная деятельность.11. Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.12. Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.
13. Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых. У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей.14. В ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность.15. Начинает оценивать религиозные взгляды и принимает те из них, которые кажутся ему разумными.16. Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и способности делать то, что хорошо.
Предлагаем:
1. Обязательно поднимай авторитет родителей.
2. Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
3. Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.4. Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям.
5. Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет.
6. Развивай эти качества прежде всего в себе, поощряй честные и открытые отношения.
^
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 лет)
Психофизиологическое развитие
Происходят эндокринные изменения в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес. Появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным; подросток сильно подвержен чужому влиянию.
Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми.
^
Продолжают развиваться все виды мышления: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному. Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами.
^
Личностная нестабильность. Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности.
Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (представления о собственной внешней привлекательности, о своем уме, способностях, о силе характера, доброте и других качествах).
Самокритичность, ранимость.
^
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Подросток открывает для себя свой внутренний мир, общение со сверстниками становится исповедальным. ^ интеллектуально-эстетические – связаны с глубоким интересом к любимому занятию – истории, музыке, радиотехнике, рисованию и т.д.;
эгоцентрические – изучение редких иностранных языков, увлечения стариной, занятия модным видом спорта и т.п. – любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов;
телесно-мануальные – связаны с намерением укрепить свою силу, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки – занятия спортом, вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д.;
накопительские – коллекционирование;
информативно-коммуникативные – самый примитивный вид увлечений – в них проявляется жажда получения новой не слишком содержательной информации и потребность в легком общении со сверстниками: пустые разговоры в компании; часы, проведенные перед телевизором; виртуальные беседы «ни о чем» в интернете.
Социальная ситуация развития^
Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от близких взрослых, освобождении от их опеки, контроля.
Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Гармонизировать отношения с подростком можно лишь приняв его взрослую позицию.
Ведущий мотив поведения подростка – желание быть принятым в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение, внимание. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты.
Важны ситуации, связанные с напряжением и риском – проявляя интерес к волевым качествам других (целеустремленность, решительность, выдержка), подросток постоянно стремится обнаружить их у себя. Он провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, пытаясь проверить других и себя.
^
Психофизиологическое развитие
Продолжается процесс полового созревания. Выраженная полоролевая дифференциация. Изменения гормонального обмена вызывают повышенную возбудимость, раздражительность; повышается интенсивность полового влечения. Развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Эмоциональная уравновешенность.
^
Сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Происходит интеллектуализация психических функций, развитие монологической и письменной речи. Стремление к самообразованию. Самостоятельность мышления.
^
Психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению. Стабилизация личности. Становление нравственного самосознания. Завершается формирование образа «Я». Мнение о себе теряет категоричность и приобретает тонкость, присутствуют амбивалентные суждения. Представление о себе зависит от референтного круга общения (значимых людей; массовой культуры, например, моды), поэтому иногда чужие ценности принимаются за свои. Формируется мировоззрение - система суждений об окружающей действительности. Осознание себя членом общества, принятие своего места в нем. Формирование системы социальных установок. Максимализм в оценках. Возрастают самоуважение и самооценка.
^
Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Учеба рассматривается как необходимая база, предпосылка будущей профессиональной деятельности. Устремленность в будущее, построение жизненных планов.
^
Ключевые переживания в общении со сверстниками – дружба и любовь.
В общении необходимы внутренняя близость, откровенность, тайны, секреты. Возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями на более высоком сознательном уровне.
Выдвигают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие эмоциональный контакт с учащимися, а уровень его знаний ставят на второе место.