Невнимательный, неорганизованный ребенок в школе и дома. Ребенок 8 лет не хочет думать не внимательный что делать
Ребенок невнимательный - что делать?
«Мой ребенок невнимательный»,— такую жалобу родители нередко адресуют психологу. И спрашивают следом: «как развить внимание у ребенка?»
Самое главное в этом вопросе — понять, что же именно скрывается за словом «невнимательный», обнаружить подводную часть айсберга под названием «невнимание». Дело в том, что если поставить в ряд десять «невнимательных» детей, обнаружатся, что каждый из них невнимателен по-своему.
Для начала давайте разберемся, где и в чем проявляется невнимание. Если ребенок страдает им только в школе, то весьма вероятно, это проблема одной конкретно взятой учительницы, с которой, к примеру, не складываются отношения. Или она неинтересно подает материал. Или слишком строго спрашивает. Ребенок огорчен, напряжен или зол — и оттого невнимателен. Выходом будет говорить с учителем, налаживать отношения, возможно, менять класс или школу.
Если ребенок, наоборот, внимателен в школе и невнимателен дома, то, весьма вероятно, он просто расслабляется, будучи не в силах вынести чрезмерного сосредоточения. Говоря простым языком, например, шустрый мальчишка-первоклассник вынужден сидеть на месте и слушать четыре урока подряд. Дома он компенсирует напряжение беготней, суетой, играми и невозможностью взяться за уроки.
Если ребенок невнимателен и в школе, и дома, возможно, он о чем-то переживает, слишком поглощен собственной проблемой, чтоб воспринимать что-то еще. Или его просто не научили организовывать собственную деятельность. В конце концов, есть и совсем серьезный случай — так называемый синдром дефицита внимания, серьезная неврологическая проблема. В этих случаях стоит обратиться к психологу, который поможет распутать именно ваш клубок невнимания.
В развитии внимания и внимательности детям всегда помогают игры. Посмотрите такие игры, как Зоркий глаз и другие - главное начать, а дальше дело пойдет само.
www.psychologos.ru
Что делать, если ребенок отказывается думать
Раз уж мы заговорили о проблемах, связанных с установкой на данность (тема, как выяснилось, актуальна для многих), то стоит упомянуть еще одну – неумение терпеливо и вдумчиво решать поставленную задачу. Вы когда-нибудь замечали, что ребенок отказывается думать дольше двух минут над тем или иным вопросом? Вы что-то спрашиваете. Вопрос непростой, с ходу слету не ответишь. Вместо того, чтобы потратить время, приложить усилия, разобраться, ребенок заявляет: «Я не знаю!».
— А ты подумай!
— Мам, ну, я не знаааааю, — канючит и всем видом вопрошает «зачем ты ко мне привязалась!».
Что-то не получается в домашнем задании? – Лезет в ответы или спрашивает совет. Не думая самостоятельно. Даже не пытаясь.
Проблему можно описать пятью пунктами:
- Отсутствие инициативы
- Отсутствие настойчивости
- Недостаток направленного внимания
- Неприязнь к текстовым задачам
- Страсть к готовым формулам.
Многие современные дети (да и взрослые тоже) нетерпимы к ситуациям, не имеющим быстрого решения. Может, это следствие избытка информации, может, деформации извилин, но факт остается фактом: дети ждут легких задач, полупроблем, которые решаются с помощью известного им алгоритма. Вот формула, вот значения. Подставил – получил ответ. Нет формулы – не ответа.
Самое смешное, нет, страшное, что школа это дело поощряет и, я бы даже сказала, воспитывает. Мы даем детям готовые, нами сформулированные искусственные задачи. Мы рассказываем им о нескольких алгоритмах и схемах. Все, что должен сделать ребенок – распознать паттерн. Это задача относится к первому алгоритму, а та – ко второму.
Можно окончить школу без троек, совершенно не зная физики, химии и математики. Правильно применяя алгоритмы и формулы, но не имея ни малейшего представления об их смысле. Говорю, как специалист, около 10 лет готовивший абитуриентов.
Леность мышления у некоторых детей можно заметить уже в дошкольном возрасте. Казалось бы, 6-7 лет, весь мир должен быть одним захватывающим приключением, с кучей тайн и загадок. Естественное желание – сунуть любопытный нос везде, где можно, покопаться, разобраться, научиться. Ан нет. – Мам, ну, я не знааааааю.
Бывает, что подобное поведение возникает как реакция на неумение взрослых задавать правильные вопросы, на натаскивание, на стремление погордиться своим ребенком. Вот, представьте себе мальчика Петю, который в 3 года научился считать, а в 4 уже «решает примеры». Чем вызывает неуемные восторги родителей. – Петечка, а сколько будет 2 + 3? 5? Ой молодец, ой, умница! А 6+7? Опять правильно! Что за ребенок!
Вот так вот пару месяцев повосхищайтесь ребенком, а потом попробуйте задать ему осмысленный вопрос, в котором, для того чтобы найти ответ, требуется не посчитать, а подумать. – Мам, ну, я не знааааю.
Ладно, с критической частью разобрались. Теперь конструктив. Что делать.
1. Перестаньте ждать от ребенка немедленных (и правильных) ответов. Не надо думать, что если ребенок чего-то не понимает, ему стоит тут же, на пальцах, все разъяснить.
Есть, к примеру, классическое наблюдение от Пиаже: до определенного возраста ребенок не осознает закон сохранения количества. Если перед ним разложить два ряда с одинаковым количеством фишек, красных и синих (красная фишка под синей), малыш скажет, что красных и синих фишек одинаково. А если раздвинуть синий ряд, то синих фишек станет больше. С точки зрения ребенка.
Вопрос, что делать? Объяснять, что он не прав? «Разве ты не видишь, что я ничего не отнял и не прибавил, фишек СТОЛЬКО ЖЕ!». Не стоит. Лучше проиграть тот же вопрос по-другому. Расставить не фишки, а цветные пуговицы. Раздвинуть ряд, а потом убрать несколько пуговиц – так, чтобы крайние пуговицы и в том, и в другом ряду оказались друг по другом? — А теперь, каких пуговиц больше? Повторить процедуру еще раз. И слушать, что говорит ребенок. Слушать внимательно.
Как говорил мой любимый Звонкин, вопросы иногда бывают куда важнее ответов. Пусть ребенок задумается, удивится, порассуждает. А правильное решение – когда-нибудь появится. Если выработается привычка думать, появится обязательно. Может, через день или неделю, а может, через год – это не страшно.
2. Не спешите на помощь. Это логическое продолжение предыдущего совета. Если у ребенка что-то не получается, не торопитесь предложить ему готовое решение. Лучше задать вопрос. И еще один. Чтобы понять ход мыслей ребенка. Чтобы организовать диалог, в ходе которого может возникнуть новая идея или правильное видение задачи.
3. Позвольте ребенку самому сформулировать задачу. Умение «увидеть» задачу, правильно ее сформулировать – едва ли не самый важный когнитивный навык. Как говорил Энштейн, решение – это зачастую умение выполнить правильные вычисления или поставить эксперимент. А вот формулировка – дело первостепенной важности, именно она определяет, что считать и как экспериментировать. Так что подарите ребенку возможность самому понять, что дано, что надо найти, какой информации не хватает, а какая информация избыточна.
Мне очень нравится пример от учителя математики Дэна Мейера. Можно сказать ребенку, что есть бочка цилиндрической формы, высота такая, диаметр основания такой. Есть кран, который наполняет бочку с определенной скоростью. Вопрос: за какое время кран наполнит бочку? А можно просто показать ребенку бочку и кран. И задать тот же вопрос. Пусть ребенок подумает, что требуется знать, чтобы на этот вопрос ответить. Какая информация существенна, а какая нет. Чувствуете разницу?
4. Задавайте ребенку «простые» вопросы, из жизни. Те, которые интуитивно ему понятны. А, значит, их не страшно обсудить, даже не зная ответ. Вот, к примеру, хороший вопрос: стакан (цилиндрической формы) заполнен водой. Примерно наполовину. Как понять, действительно ли воды полстакана? А, может, больше? Или меньше?
Ребенок предлагает использовать линейку? Отличная идея! А теперь, представим, что пользоваться измерительными приборами нельзя. Что делать?
Я как-то писала об отце Ричарда Фейнмана. Вот у кого действительно стоит поучиться умению задавать вопросы.
— Почему, как ты думаешь, эта птица копается в своих перьях? – спрашивал он сына во время прогулки.
— Ну, может быть, во время полета ее перья испачкались и теперь она их чистит.
— Хорошее предположение. Если так, то все птицы больше копошились бы в перьях сразу после полета. Согласен?
— Ага.
— Давай понаблюдаем, так ли это.
И наблюдали. И выдвигали новые предположения, пока не находили истину. Или то, что на нее было похоже.
5. Задавайте вопросы, которые не имеют единственно правильного ответа. Ничто так не мотивирует ребенка думать и рассуждать, как понимание того, что решений может быть несколько. Разных и интересных. В этом случае не страшно высказать свое мнение. В этом случае легко вызвать творческий импульс и даже набрести на инсайт. Который сам по себе является достаточной наградой для того, чтобы в следующий раз вместо «Мам, ну, я не знаааааю», ребенок увлеченно о чем-то задумался.
wiseparents.ru
НИИ Эврика. Невнимательный ребёнок: что делать родителям
Если витающие в мире своих фантазий малыши вызывают умиление, то по мере взросления ребёнка эта черта начинает настораживать. Уже к возрасту 5–6 лет дошкольник должен уметь концентрироваться на задаче, удерживать в зоне внимания сразу несколько объектов, не отвлекаться от сути вопроса хотя бы в течение 15–20 минут. Но что делать родителям невнимательного ребёнка: как понять, в чём проблема, и найти способ её решения?
Давайте разбираться вместе, друзья!
5 причин невнимательности
Причина 1. СДВГ
Рассеянное внимание и высокая отвлекаемость — характерные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. На нашем сайте вы можете подробнее узнать об этом диагнозе и прочитать, как правильно организовать занятия с гиперактивным ребёнком.
Важно понимать, что такие дети требуют согласованной работы родителей, медиков, педагогов и психологов. Но ваши усилия будут вознаграждены: при грамотном подходе состояние ребёнка поддаётся коррекции.
Причина 2. Слабое здоровье
В педиатрии есть такое понятие, как часто болеющие дети, и, если ваш малыш входит в эту группу, будьте готовы, что развитию внимательности в дошкольном возрасте придётся уделить особое внимание.
Чтобы повысить усидчивость ребёнка со слабым здоровьем и повышенной утомляемостью, вам придётся с особой тщательностью следить за режимом дня карапуза, внимательно распределять нагрузки, создать условия, благоприятные для полноценного отдыха и восстановления.
Причина 3. Особенности нервной системы
Легко возбудимым, тревожным детям, подверженным разным страхам, сложнее сосредоточиться на объекте изучения, чем уравновешенным и спокойным малышам.
В этом случае помочь ребёнку самостоятельно родителям без специальных знаний сложно. Но с помощью психолога, грамотного педагога по дошкольному образованию и опытного учителя начальных классов можно подобрать методики развития внимательности при слабой нервной системе.
Причина 4. Высокие нагрузки
Если вы с утра пораньше ведёте своего ребёнка на танцы, затем отвозите его в бассейн, за которым друг за другом следуют ещё несколько секций и репетиторов, стоит ли удивляться, что к вечеру он неспособен выслушать вас внимательно даже 5 минут?
Детская психика — материя, требующая бережного обращения. Мощные потоки информации, психологические и физические нагрузки неизменно приведут к снижению внимания — это естественная защитная реакция организма при работе на грани стресса.
Причина 5. Отсутствие мотивации
Самая распространенная причина, по которой дети демонстрируют неусидчивость и рассеянность, — отсутствие интереса к объекту рассмотрения. Отсроченные цели в дошкольном возрасте ребёнку не понять. Если ребёнку неинтересно здесь и сейчас, он просто физически не сможет проявить ту степень вовлечённости в занятие, которую ожидают от него требовательные родители.
Чем меньше ребёнок, тем важнее сделать развивающие занятия интересными. Но всё же не забывайте приучать малыша к мысли, что заниматься — дело важное и ответственное. Учите его учиться: вдумчиво, собранно, внимательно.
5 советов, как бороться с детской рассеянностью
Совет 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
Чаще отвлекайтесь от дел ваших насущных, чтобы насладиться красотой окружающего мира. Послушайте, как шепчет в листьях ветер. Понаблюдайте, как грациозны в своих размеренных движениях бродячие коты.
Дома, на прогулке, в общественном транспорте рассматривайте всё, что попадает в ваше поле зрения, прислушивайтесь ко всему, что улавливают ваши уши. И, конечно же, обсуждайте увиденное и услышанное с ребёнком. Привычка замечать детали — эффективный тренажёр для развития внимания.
Совет 2. Память с вниманием — как ниточка с иголочкой
Внимательность — это способность направить сознание на нужный объект. Но что толку от такой способности, если слабая память не удержит этот объект в себе.
Быть внимательным тем проще, чем более развитой памятью обладаешь. Поэтому, друзья, тренируйте детскую память: разучивайте стихи и песенки, учите алфавит, марки машин, названия столиц на карте мира…
Совет 3. Создайте условия
Переживаете, что во время занятий ваш малыш то и дело отвлекается? Задумайтесь: возможно, сосредоточенной работе мешает окружающее пространство.
Заниматься легче, когда в комнате нет посторонних шумов, когда на глаза не попадаются посторонние предметы, когда голод или усталость не забирают и без того слабое детское внимание на себя. Рабочая обстановка — ключ к успеху в борьбе с рассеянностью. Совет 4. Ослабьте контроль
Если вы стараетесь контролировать каждый детский шаг, а каждую минуту ребёнка стремитесь наполнить полезным делом, то малышу сложно разобраться самому, что заслуживает его внимания.
«Меньше родительского контроля, больше самостоятельности» — простая, но эффективная формула для профилактики детской рассеянности, неусидчивости, невнимательности.
Совет 5. Игры в помощь
Развивать различные свойства внимания (концентрацию, устойчивость, объём, переключение и распределение) в дошкольном возрасте помогают различные игры.
Хороши в этом деле настольные игры, лото, детское домино, карточки Memo. Можно играть в словесные игры и игры на бумаге. Главное, что, тренируя внимание в игре, ребёнок искренне вовлекается в процесс, а потому получает от происходящего максимум удовольствия и пользы.
Подведём итоги
- Если ребёнок невнимательный, ищите причину его рассеянности и неусидчивости.
- Учитывайте индивидуальные особенности своего малыша. Старайтесь избегать сравнений с другими детьми, а если беспокоитесь, что ваш наследник отстаёт в развитии от сверстников, проконсультируйтесь со специалистами.
- Для развития внимательности задействуйте все возможные способы: предлагайте интересные игры, наблюдайте за окружающим миром, тренируйте память и мотивируйте ребёнка на самостоятельную работу.
Друзья, мы желаем вам счастливого родительства! До новых встреч!
nii-evrika.ru
Что делать если ребенок плохо учится
Когда ребенок идет в школу, особенно в первый класс, родители часто сталкиваются с проблемами, которых раньше не замечали. И некоторые из них очень неприятные и нежданные. Ведь бывает же так, что дети учатся плохо, правда? И вроде детишки умные, а вот почему так? И главное. Родителям-то что делать, если ребенок плохо учится?
Причина бывает проста до банальности: ребенок просто не слушает внимательно, и в результате многое из услышанного просто пропускает мимо ушей. И это, конечно, не вина ваша, а всего лишь небольшое упущение по незнанию. Которое мы сейчас и будем исправлять. Потому что научить малыша внимательности можно. Это только дело тренировки.
Способность внимательно слушать собеседника может повлиять не только на успеваемость, но и на будущую профессию, личную жизнь, ведь не секрет, что к людям, которые умеют внимательно слушать, мы относимся лучше.
Так все-таки, что делать, если ребенок плохо учится в первом классе или начальной школе? Как же научить деточку внимательно слушать?
Усадить пяти- шести- летнего ребенка и заставить его выслушивать нотации сложно. Чтобы научить малыша чему-либо, а особенно вниманию, применяем старый испытанный эффективный прием. То есть, конечно, вспоминаем, что обучать его нужно в игровой форме, с любовью и лаской. 🙂
Отличный способ научить ребенка внимательности — предложить ему поразгадывать увлекательные загадки с подвохом. Только они обязательно должны быть веселыми и смешными!
Или вот еще вариант.
Подумайте о том, какую игрушку больше всего хочет малыш. Дайте ему заработать эту игрушку как желанный приз в интересной игре. Именно заработать, и потом купить на заслуженно заработанные деньги. Например, вот так:
Правила игры:
— составьте 5-10 сказок или рассказов из десяти коротких предложений;
— прочитайте их ребенку;
— попросите его пересказать услышанное;
— напротив каждого из пересказов поставьте плюс;
— пересчитайте зачтенные пересказы и положите в предварительно приготовленную копилку по монетке за каждую.
Ваш ребенок увидит, как в копилке прибывают деньги и сам начнет просить Вас играть в эту игру почаще.
Подсказки:
— не заставляйте ребенка играть. Ребенок должен воспринимать занятие не как обучение, а как игру и сам проявлять желание им заниматься.
— не заставляйте пересказывать рассказ слово в слово, достаточно того, что ребенок понимает смысл своего пересказа;
— если он предпочитает играть, лежа на полу, задрав ноги, пусть он делает так, как считает нужным — это игра, а не только учеба;
— даже если ребенок пересказывает плохо, не браните его! Помните, что это игра. Скажите: «ты заработал всего две копейки! Жаль, но может в следующий раз у тебя получится лучше?»
— игра не должна надоедать. Если пересказ не дается малышу, измените текст.
— если Ваш ребенок пересказывает с самого начала достаточно хорошо, а игрушка пока не по карману, подберите более сложный текст, усложните задачу — ведь внимательным детям тоже нужна тренировка.
— не прерывайте игры без получения приза. Ребенок должен знать, что все дела нужно доводить до конца и что Вам можно доверять.
Можно найти или придумать самые разные и увлекательные развивающие игры для детей, которые помогут вам научить ребенка быть внимательным. Но при этом, не забывайте главного! Какие бы цели вы при этом ни преследовали, затеваемая игра обязательно должна быть интересна и для детишек, и для родителей.
detochki-doma.ru
Невнимательный, неорганизованный ребенок в школе и дома | Материнство
Книга писателя и педагога Ирины Лукьяновой в первую очередь для родителей, у чьих детей есть проблемы с вниманием, поведением, учебой, волей и самоорганизацией – в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Книга основана на собственном профессиональном и личном опыте: Ирина работает в школе, ее старшая дочь – ребенок с гиперактивностью, к тому же более 10 лет Ирина администрирует интернет-форум родителей детей с СДВГ.
В книге кратко освещаются медицинские причины проблем «трудных детей», однако главное внимание уделено воспитательным стратегиям в семье. Основное содержание книги -- практические решения в ситуациях, вызывающих стресс у всей семьи, способы разрешения конфликтов, помощь ребенку с учебой, налаживание диалога со школой. Отдельная глава посвящена душевному спокойствию матери и способам справиться с повседневным стрессом.
Одни дети рождаются более трудными, чем другие
Если ребенок не спит по ночам, плюется едой, отказывается лечить зубы и сдавать кровь из пальца на анализ, если он по любому поводу обижается или бросается на других детей с кулаками, если на уроке он вскакивает с места и выкрикивает – окружающие традиционно думают, что этот ребенок плохо воспитан.
Многие родители даже не догадываются, что их спокойная жизнь с собственными детьми – результат не их педагогической безупречности, а удачного стечения обстоятельств. Иногда они прозревают, когда в семье появляется еще один ребенок, с которым привычные педагогические приемы не работают. А если трудный ребенок – первый, то только появление на свет следующего, обычного, помогает маме понять, что дело, кажется, не только в том, что она все делает не так.
Я сама до рождения младшего ребенка (а он на восемь лет младше сестры) не подозревала, что существуют дети, которые в раннем детстве спят по ночам. А когда он подрос – с удивлением поняла, что дети, оказывается, могут играть сами, а не висеть на маме с нытьем «мне нечем заняться».
Эта книга - для родителей, которым трудно справляться со своими детьми. Для тех, кто без конца задает себе вопросы «он у меня вообще нормальный?» и «чем я думал(а), когда заводил(а) этого ребенка». Для тех, кому кажется, что они все делают неправильно. Или все делают правильно, но ничего не получается. У кого все выходит из-под контроля. И, самое главное – это книга для родителей невнимательных, гиперактивных, импульсивных детей, которым трудно учиться и трудно хорошо себя вести.
Плохо воспитывали, мало наказывали?
Многие родители почему-то уверены, что дети от рождения ясно понимают, что такое хорошо и что такое плохо, отлично себя контролируют и вполне могут вести себя хорошо, если захотят. А если они себя ведут плохо – значит, или им недостаточно хорошо объяснили, что так нельзя (и тогда надо объяснить), или они нарочно ведут себя плохо (и тогда их надо наказать). Но на практике этот подход не только не работает, но и приносит вред.
Ребенок, который не выносит колючего прикосновения шерстяной ткани, все равно будет сопротивляться попытке надеть на него свитер. Ребенок, который не хочет есть, не будет есть, даже если мама приготовила его любимую еду. Ребенок, который с опаской и негативизмом относится ко всему новому, не будет прыгать от счастья при виде отличных новых ботинок. Ребенок, который не в состоянии сосредоточиться на уроках, не сделает уроки к приходу родителей с работы. Точно так же ребенок, дрожащий от холода, не перестанет дрожать, даже если его наказать.
Далеко не всякое плохое поведение ребенка – это поведение сознательное, нацеленное на проверку границ, манипуляцию, невыполнение задания и т. п. Родительское мастерство как раз в том и состоит, чтобы разобраться: когда ребенок раскричался от усталости, а когда – просто пытается напугать родителей криком, чтобы ему купили игрушку.
Если наказывать ребенка за то, что он не может контролировать, он, конечно, отреагирует на наказание. Но не так, как ожидают родители. Он может решить, что он плохой или дефективный. А может, наоборот, решить, что с ним все в порядке, это мир вокруг отвратительный.
Надо сказать, что и от мира трудный ребенок получает довольно однообразную обратную связь. Наша страна и в целом не очень доброжелательна к детям – от детей согражданам главным образом нужно, чтобы они вели себя тихо и сидели смирно. А если ребенок ведет себя громко, достается и ему, и родителям (а от родителей – ему). К младшему школьному возрасту трудный ребенок уже получил от мира солидную гору посланий типа «ты здесь не нужен», «от тебя одни проблемы» и «тебя здесь быть не должно».
В общем, на наказание ребенок обычно реагирует агрессивно. Агрессия его может быть обращена на себя («я плохой», «я ничтожество»). Так появляются проблемы с самооценкой, с чувством вины и стыда, отсюда произрастают депрессия и тревожность. А может быть агрессия, направленная на других, и тогда появляются антисоциальные поступки и попытки самоутверждаться неприемлемыми в обществе способами.
Следующий шаг взрослых предсказать довольно легко: они считают, что ребенок от рук отбился, и опять закручивают гайки. Проблема, однако, не решается. Поведение ребенка становится еще хуже, его школьная успеваемость падает, его отношения с собой и миром портятся еще больше. Вместо ожидаемого решения проблема выходит на новый виток. И родители опять закручивают гайки.
В конце концов, на каком-то из очередных кругов при очередном закручивании гаек срывает резьбу: результатом становятся нервные срывы, семейные скандалы, побеги из дома, а то и суицидальные попытки, если семья не поймет, что уже пора обратиться к специалисту.
Чем больше кругов наматывает эта семейная спираль, тем меньше ребенку хочется жить в семье и соблюдать общественные правила и нормы поведения. И его все больше тянет прочь из дома – куда-нибудь в компанию, где его принимают таким, какой он есть. А то и вон из этого мира – в мир иллюзорный, утешительный. И результатом мучительных педагогических усилий родителей становится именно то, что они так старались предотвратить: дурные компании, алкоголь, наркотики, ранний секс…
Трудный темперамент не означает природной склонности к правонарушению. Но если общество выталкивает трудного ребенка на обочину вместо того чтобы ему помогать, он рано или поздно может оказаться на обочине: не всякому достанет сил и упорства снова и снова с этой обочины возвращаться.
Однажды у нас на форуме появилась тема «Как его еще наказать?». Автор темы жаловалась на ребенка. Компьютера и телевизора его уже лишили, прогулки запретили, с друзьями общаться запретили, поездку в каникулы отменили, подарка на день рождения и Новый год лишили – а он все равно плохо себя ведет. Как его еще наказать, спрашивала мама. Кто-то из форумчан спросил: дустом не пробовали?
Сразу замечу, чтобы лишний раз к этому не возвращаться: лишать дня рождения, Рождества и Нового года ребенка нельзя! Просто нельзя - и все, даже если он очень плохо себя вел. День рождения, Рождество и Новый год – не награда за хорошие поступки, это просто праздник для всех, на который все имеют право. День рождения – это когда все радуются, что ты есть на свете. Новый год – когда все празднуют новый год жизни. Рождество – это для всех людей в мире. Отнимать эти праздники – все равно что отнимать право жить и радоваться жизни.
Что же, ядовито спрашивают обычно сторонники жестких наказаний, надо деточке все разрешать, раз она такая особая? Нет, эта крайность ничуть не лучше. Решение – не в отмене любых воспитательных усилий, а в их изменении и упорядочивании.
А как их упорядочивать, если ребенок сопротивляется, отец сердится, бабушка саботирует все усилия и закармливает дитя конфетами? Мы не можем изменить ребенка, папу и бабушку. Но мы можем сами начать меняться к лучшему. Чтобы что-то изменилось, обычно хватает усилий одного заинтересованного взрослого.
Домашняя обстановка может поддержать, а может свести на нет любые психолого-педагогические и медицинские усилия. Когда обстановка дома нормализуется, значительная часть поведенческих проблем у ребенка уходит сама собой, а оставшиеся удается взять под контроль.
Гиперактивность, невнимательность, отсутствие самоконтроля у школьника. Фото - фотобанк Лори
Выбор учителя для ребенка с СДВГ
Когда мы только собираемся отдать своего СДВГшку в школу, надо понимать: мы ищем не школу, а учителя. Лучший способ узнать все про учителей – это прийти к школе, когда мамы ждут детей после уроков, и расспросить мам четвероклассников про их учительниц: скорее всего, именно они возьмут первые классы в следующем году.
Заслуженная учительница с десятилетиями стажа, у которой все дети показывают высокие достижения, может оказаться прекрасным вариантом для увлеченного учебой, усидчивого ребенка, но плохим – для неаккуратного, рассеянного СДВГшки. Его идеальный учитель – совсем другой. Не «строгая, но справедливая» дама из старого советского кино, а доброжелательный, терпеливый и спокойный человек, структурированный и организованный, но не ставящий перед собой сверхзадачу непременно показать «высокую обученность» детей. Скорее наседка с цыплятами, чем тренер со спортсменами.
Диагноз, как говорилось выше, учителю можно не сообщать, но имеет смысл сказать, что у ребенка есть проблемы с усидчивостью и вниманием.
Начальная школа
Задача начальной школы - научить ребенка учиться. Приучить его к школьной рутине, обучить его алгоритмам выполнения работы, добиться их автоматизации.
В начальной школе есть свои специфические проблемы, о которых стоит сказать несколько слов.
Письмо. У детей с СДВГ обычно отвратительный почерк. Родители и учителя тратят массу сил и времени на то, чтобы научить ребенка писать «не как кура лапой». Усилия эти чаще всего оказываются бесплодными и приводят к плохим оценкам и домашним скандалам.
Мамы рвут детские тетрадки, заставляют переписывать. На родительском форуме одна мама сказала: заставлять ребенка переписывать домашнюю работу – все равно что сказать человеку, который только что разгрузил вагон: плохо ты его разгрузил, некрасиво. Давай-ка еще один разгрузи – весело, с огоньком, образцово-показательно!
И в этом есть большая доля правды. Стоит ли красивый почерк того, чтобы за него биться? Я работаю со средними и старшими школьниками. У некоторых из них почерк почти идеальный, у некоторых – практически нечитаемый. Это мешает, особенно в тех случаях, когда человек сам не может прочитать, что он написал, но ставить за это двойки нет никакого смысла: он и так достаточно наказан тем, что потерял два часа на письменную работу и еще час на то, чтобы со мной ее прочитать. Я обычно просто прошу таких школьников присылать мне работы в электронном виде по мейлу.
Впрочем, если кто-то хочет сражаться, можно посоветовать методику Веры Илюхиной «Письмо с секретом».
Чтение. Надо помнить: чтение – тяжелый труд. Это очень сложный процесс: ребенок должен узнать буквы, отождествить их со звуками, соединить отдельные буквы или отдельные звуки в слова, связать слова друг с другом, понять их грамматические связи, увидеть общее значение фразы, создать образ… Чтение многим дается очень тяжело, особенно детям с СДВГ, которые забывают, что делать дальше, какой этап следует за каким, путают местами буквы и слова, пропускают слоги…
Чтение пока не доставляет им никакого удовольствия. Это работа. Удовольствием это станет, когда процесс чтения автоматизируется. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что окончательно этот процесс автоматизируется только к тринадцати годам; впрочем, удовольствие от чтения можно получать и раньше.
Родителям здесь важно не перегнуть палку, занимаясь с ребенком чтением. Лучший способ вырастить читающего ребенка – это не заставлять его читать, а читать вместе с ним. Гнаться за скоростью чтения совсем не нужно. Важнее сохранить доброе отношение к книге.
Если трудности с чтением будут сохраняться и дальше, очень может быть, что ребенку понадобится от родителей дополнительная помощь: чтение параграфов по разным предметам, чтение заданий, поиск самой важной информации в тексте и т.п.
Если у ребенка есть проблемы с чтением и письмом, хорошо бы проконсультироваться у нейропсихолога. Многое можно исправить специально подобранными упражнениями.
Отечественные нейропсихологи разработали серию пособий для помощи детям, которые готовятся к школе, и ученикам начальной школы. Вот некоторые из них:
- Т. В. Ахутина, Н. Г. Манелис, Н. М. Пылаева, Т. Ю. Хотылева. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику.
- Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у дошкольников. Методическое руководство.
- Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников.
- Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. Эти книги выходили в Москве в издательствах «Теревинф» и «В. Секачев» несколькими изданиями в разные годы.
Начальная школа – самое подходящее время обзавестись хорошими привычками: например, привычкой регулярно делать уроки, распределять свое время, составлять программу своей работы (что сначала, что потом, какие этапы в работе потребуются), проверять себя.
Поскольку у детей с СДВГ есть серьезные трудности с мотивацией, они, скорее всего, будут ныть и задавать бесконечные вопросы «зачем мне эта школа», «зачем мне эта математика» и т.п. На эти вопросы им надо серьезно отвечать, но не каждый раз вместо того, чтобы делать уроки, а выделить время и серьезно поговорить. И не только в духе «для тренировки ума». О том, зачем человеку математика, можно рассказывать очень долго, и хорошо бы подобрать для ребенка книги, которые могли бы об этом интересно рассказать, и почитать их ребенку или рассказать самое интересное. Книг таких немало, родителям тоже придется делать свое родительское домашнее задание. Главное – не отмахиваться от этих вопросов, они все равно будут вставать. И еще: начальная школа – очень хорошее время для того, чтобы с самого начала не отбирать у ребенка ответственность за его работу. Место родителя – не сверху, а рядом. Он не надзиратель, а помощник, не наставник, а старший товарищ.
Когда мы делаем домашнюю работу с учеником начальной школы, помним о главных правилах:
- Учимся пользоваться таймером и часами.
- Даем частую и регулярную обратную связь.
- Следим за выполнением правил, не даем нарушать границы.
- Работаем короткими порциями с небольшими перерывами (в перерывах нельзя включать телевизор и компьютер и давать ребенку гаджеты).
- Пробуем интересные методы и подходы.
- Ищем дополнительный интересный, эмоционально заряженный материал.
- Помогаем ребенку выработать индивидуальные правила и алгоритмы.
Помощь ребенку с уроками может быть очень нервным делом. О своих чувствах надо говорить прямо, свой уровень раздражения контролировать, не позволяя себе дойти до точки невозврата. Если вскипаем, берем тайм-ауты, выходим успокоиться. Ищем приемлемые способы выразить свой гнев.
Позволяем ребенку после школы отдохнуть и восстановить силы. Находим другие темы для разговоров, кроме школы, и другие совместные занятия, кроме уроков. Философски относимся к оценкам, это нам очень пригодится в следующие десять лет. Помним, что отношения между родителями и детьми не определяются успехами в учебе.
Средняя школа
Пятый класс даже обычным детям дается трудно: меняется весь привычный образ жизни. Вместо одного кабинета – несколько, вместо одного учителя – много, у каждого свой характер и свои требования. Надо переходить из кабинета в кабинет, помнить сложное расписание уроков, успевать к ним подготовиться. В этой ситуации больше всего теряются негибкие дети, которым трудно приспосабливаться к переменам – и, конечно, неорганизованные СДВГшки. Именно в пятом классе даже собранные и внимательные начинают терять сменку, перчатки, варежки, куртки: голова настолько переполнена происходящим, что многое в ней просто не удерживается. Ругать их за это бессмысленно: если ребенок начал все терять, значит, он очень устал и не справляется со своими повседневными задачами. Ему надо отдохнуть.
Средняя школа – важное время для того, чтобы обучить ребенка метапредметным навыкам: структурировать информацию, представлять ее в виде таблиц и схем, анализировать, сравнивать, обобщать и т.п. Родители могут помочь там, где школа не слишком хорошо справляется со своими задачами. Самое время учить ребенка выделять и записывать главное, вести конспекты и пользоваться своими записями.
Мы по-прежнему можем читать ему вслух школьные учебники, если ему нужна такая помощь, по-прежнему присматриваем за тем, чтобы он распределял свои усилия и свое время.
Пятый-шестой класс – идеальное время для домашних опытов, экскурсий, арт-проектов: ребенок активно изучает окружающий мир. Но при этом дети постепенно теряют интерес к учебе. У них появляется новая возрастная задача: общаться. Эту тягу к общению (сейчас в основном через гаджеты) очень трудно держать под контролем. Постепенно назревает подростковый бунт. Вот тут родителям детей с СДВГ чрезвычайно важно помнить о правиле 30% и знать, сколько лет их подросшим детям на самом деле.
Особое внимание, конечно, надо уделять подготовке к экзаменам в 9 классе. Главная помощь, которую родители могут оказать, -- это помощь организационная: вспомнить об экзаменах как минимум в феврале-марте, составить вместе с ребенком план-график подготовки, помочь ребенку вовремя садиться за подготовку. Тогда еще можно купить пособия, оценить объем работы, посмотреть, сколько работы надо сделать за оставшиеся месяцы, сколько раз в неделю и какое количество задач, вариантов, билетов, вопросов надо прорабатывать; понять, понадобится ли помощь репетитора, еще есть последний шанс его найти на несколько месяцев (хотя о репетиторе, конечно, надо задумываться раньше).
Стоит ли помогать подросткам с уроками? В тех случаях, когда они просят, - безусловно. В некоторых предметах, особенно если что-то пропустить, самостоятельно не разобраться. Помощь с самоорганизацией обычным детям уже не нужна, и если родители вовремя поставили перед собой задачу научить ребенка делать уроки, то сейчас они уже смогут заниматься самостоятельно с небольшой родительской поддержкой. Если с организацией и планированием у ребенка по-прежнему плохо, родительская помощь понадобится – но не в том, чтобы силком сажать уже выросшего ребенка за уроки, а в том, чтобы помочь ему держать в уме или на бумаге информацию о том, сколько, чего и когда ему надо сделать.
Старшая школа
Чем старше ребенок – тем меньше родительской помощи с повседневными делами ему нужно. И тем больше ему нужно родительского понимания, тепла и поддержки.
Ребенку с СДВГ очень тяжело в старшей школе. Нагрузка на его волю, самоконтроль, внимание – огромная. Плюс неуклюжие подростковые бунты. Родители испытывают огромное желание сказать: все, дорогой, с меня хватит, делай что хочешь, учись как знаешь. Подростковые психологи тоже советуют: отпустите ситуацию с учебой, дайте подросткам почувствовать последствия их поступков. Это, вероятно, хороший вариант, когда речь идет об обыкновенных подростках. Но подростки с СДВГ – с их отношением ко времени (живут сейчас и не умеют просчитывать последствия), их неорганизованностью и хаотичностью, -- могут так запустить свои дела, что потом без посторонней помощи уже будет не справиться. Родительская помощь вроде той, что описана в предыдущей главе, им будет нужна еще долго – и хорошо бы, чтобы эта помощь была не дидактически назойливая, а доброжелательная; не «раз ты такой, придется маме за тебя опять делать», а «в чем тебе помочь?».
Общество требует, чтобы дети уже определялись с будущей профессией. В 9-10 классе обязательно стоит поискать хорошего консультанта по профориентации и подумать о выборе дальнейшего пути – вуза, колледжа, техникума.
Мы по-прежнему помним о правиле 30% и понимаем, что причины, по которым наши дети выбирают специальность и учебное заведение, могут оказаться фантастически инфантильными. Это просто надо знать и учитывать. Сердиться на них за это – все равно что сердиться на раннюю весну, мокрую и хмурую: она такая и другой не будет. Не рассчитывайте, что первый выбранный вашим ребенком вариант будет окончательным: весьма вероятно, что он разочаруется в специальности, вылетит из техникума, бросит вуз… И все это – тоже ошибки, на которых он учится. Сейчас важно помочь ему проанализировать, в чем причина ошибки, чего он на самом деле хочет и как этого добиться. Все это легко сказать, но трудно сделать: тут и сопротивление материала, и огромные денежные потери, и невозможная усталость от своего многолетнего экстремального материнства… Тем не менее:
- Изучаем возможности рынка образования.
- Заранее обдумываем бюджет на образование.
- Продумываем запасные варианты.
- Вырабатываем разумное отношение к провалам.
Помним о том, что это время экспериментов. Не устраиваем маленький домашний апокалипсис, если ребенок пришел домой пьяным, не вступаем с ним в долгие нравоучительные беседы по этому поводу – но поговорить спокойно о том, как определить, когда надо сказать себе «стоп, мне хватит, сегодня больше не пью» -- надо. Внимательно следим за его душевным состоянием, вовремя замечаем моральное истощение, выгорание, депрессию.
Самая сложная родительская задача в это время – понять, когда ребенка уже можно отпустить, а когда еще надо контролировать и опекать. Никто ее за нас не решит и ничего умного здесь не подскажет: движемся методом проб и ошибок, отпускаем, смотрим, опять подхватываем. Заботимся, поддерживаем, разговариваем. Стараемся не терять человеческий контакт, не заменять его опекой, контролем, заботой о формальном образовании.
Любим.
Дата публикации 05.09.2017
Автор статьи: Ирина Лукьянова
materinstvo.ru
Если ребенок ленив и невнимателен... – Ребенок в детском саду
Рубрика — Детская психология
Вопрос: Сыну 9 лет. Добрый, храбрый, всегда постоит за друга или если обижают малышей. Проблема у нас в лени. Он очень ленив, может весь день пролежать на диване перед телевизором, если не сделать замечания по этому поводу. Очень не внимателен. Всегда встревает в разговоры взрослых. В школе учителя жалуются на торопливость, главное скорость, а не качество, хотя дома говорит, что старается.
За плохие отметки не наказываю, просто огорчаюсь. Он первое время очень переживал, сейчас вроде нет.
Есть младшая сестра, очень ее любит. Он ребенок от первого брака, с мужем у него дружеские отношения, уважает его. Я спрашиваю, как он к нему относится, отвечает, что как к папе. Шучу, мол, ты богач, аж два папы. С родным отцом отношения поддерживает.
Хотелось бы знать, как правильно привить трудолюбие и внимательность. Спасибо. Аня
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Дети, да и взрослые, если они здоровы, редко бывают ленивыми. Хоть это слово стало привычным и часто употребляется в речи, обозначают им часто статичное, малоподвижное состояние человека, идет ли речь о физических или психологических, а иногда и духовных параметрах личности.
У здорового человека здоровая энергетика. Это в первую очередь относится к маленьким детям, которые носятся, как угорелые, весь день, а потом буквально падают в кроватку и моментально засыпают. У таких деток энергия бьет ключом, и это видно с первого взгляда. Чистый, незашлакованный организм легко и естественно пропускает энергетические потоки, ребенок много двигается, ему все интересно, он проявляет живые, динамичные, адекватные текущему моменту эмоции, может быстро расстроиться и быстро развеселиться. И хотя унылые взрослые иногда обесценивают сей феномен мрачным термином «гиперактивность», на самом деле это пример нормального, здорового и природного поведения человека.
Что же происходит с человеком дальше? Почему на определенном этапе жизни мы видим себя или другого человека в совершенно противоположном состоянии: днями валяющимся на диване, сутками зависающим за компьютером, высиживающим неизвестно что на лавочке у подъезда?
Основных причин две, и обычно они идут рука об руку: зашлакованность организма и психологические блоки. Именно эта парочка превращает неугомонного, активного, веселого, любопытного человечка в малоподвижное апатичное тело.
И потом можно называть это как угодно, хотите – ленью, хотите – патологией, хотите – нормальным человеком.
Лень – это прежде всего скука!
Почему так часто те, кого мы привыкли называть ленивыми, лежат сутками, уставившись в экран телевизора? Да потому, что им скучно здесь, в реальной жизни! А в телике – не скучно, там события, яркие краски, там все время что-то происходит.
Малышам скучно не бывает.
Вы сами прекрасно знаете, что они делают, когда делать нечего. И что они чаще всего слышат от взрослых, которым это не-у-доб-но, которым ЛЕНЬ совершить лишние телодвижения, хоть, может быть, именно эти движения им сейчас необходимы для здоровья, бодрости, энергичности? «Перестань!», «сиди тихонько», «здесь не принято бегать» и т.п. – это основа для психологических блоков, из которых развиваются элементарные физические зажимы в теле (а хронический зажим – верная дорожка к хроническим болезням).
Не усмирять малыша, а в каждой ситуации найти альтернативу, возможность подвигаться, порадоваться, узнать и увидеть что-то новое и интересное, похохотать вместе с ним – вот режим наибольшего благоприятствования для любого человека, и растущего, и взрослого.
Но вернемся к нашему «ленивому» мальчику.
В 9 лет не так-то просто изменить уже сформировавшиеся и закрепившиеся привычки. Особенно если учесть, что сложились они не в пустыне, а в лоне родной семьи и ближайшего окружения, в том числе школы.
Начнем с самого простого: ребенок отражает вас, как в зеркале.
И здесь скрывается самый большой потенциал для родителя – легче всего изменить свое поведение, а поведение вашего ребенка будет меняться, как ваше отражение, правда, с некоторой задержкой. Так можно наиболее легко и с пользой для всех, прежде всего, для себя любимого, скорректировать любые шероховатости, трудности и нелады.
Вам не нравится, что ребенок мало двигается и мало чем интересуется? А насколько вы подвижны, насколько вам не все равно, что происходит вокруг – на улице, в парке, в театре, в городе, в мире, в небе?
Ребенок встревает в ваши разговоры, и это вам не нравится? Но, может, он хочет о чем-то вам сказать, заявить о себе, возможно, вы не слышите чего-то важного? И не слишком ли бесцеремонно вы участвуете в его жизни? Установлены ли личные границы у вас и у сына, за которыми человек все решает сам и в советах не нуждается, хоть и может попросить вашего совета, когда сочтет нужным?
С отметками в школе отдельная тема. Я не верю, что ребенку, каким бы продвинутым он не был, могут нравиться абсолютно все предметы. Они могут вообще все не нравиться – при определенном стечении обстоятельств и действующих лиц. И славно, если несколько учебных дисциплин вызывают у человека интерес, тогда, значит, все в порядке.
И дети, и взрослые, по-настоящему могут учиться, только когда им интересно.
В противном случае, когда человек заставляет себя что-то жевать и глотать без всякого аппетита ради галочки или иного знака, например, в журнале или дневнике, получается насилие над собой, над своим телом, памятью, умом. Особой пользы от этого нет, а вред имеется: как и от прививки, вырабатываются антитела против насилия – апатия, «лень», невнимательность, небрежность, а то и болезни.
Все ли так безнадежно с получением знаний?
Нет, конечно!
Вам самой интересна школьная программа, по которой учится сын?
Видите ли вы в ней что-то, кроме огромных красных букв НАДО?
Если да – прекрасно, тогда не скромничайте и делитесь своим интересом/интересами с окружающими, сын отлично услышит то, что его зацепит.
Если нет – интересные факты, сведения, гипотезы, фантастические предположения и тайны есть в любой науке. Найдите – и поделитесь! Ищите то, что будет интересно сыну.
НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ, А ПОДСТРАИВАЙТЕСЬ, ИЩИТЕ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО, ему и, конечно, Вам!
Вот Вам контрольный вопрос: много ли нового Вы узнали за последние три года?
А может, Вы все эти три года собираетесь что-то сделать, но все никак не решитесь? Тогда просто сделайте это, не думая о последствиях. Уверяю Вас, они будут самыми положительными!
_____________________
Читать также:
deti-club.ru
Психолог бесплатная консультация - вопрос 875
Здравствуйте, Анна Михайловна!
Во-первых, чтобы снизить эмоциональный накал в ваших отношениях со старшим сыном, нужно действительно перестать пытаться что бы то ни было друг другу доказывать. Первое слово за вами, просто любите его и проводите с ним время, не нужно доказывать ему, что он вам дорог и нужен. Не стоит также опровергать его слова, что он никому не нужен и его все всегда прогоняют, и так понятно, что объективно это не правда, это чувства мальчика таковы, а с ними вы в любом случае не поспорите. Если еще раз услышите его жалобы на то, что его никто не любит, не воспринимайте всерьез слова, воспримите всерьез стоящие за ними чувства. Не возражайте, ничего не доказывайте, поделитесь своими чувствами: «Мне очень грустно, что ты так говоришь, печально, что тебе с нами так плохо живется».
Возможно, ситуация сейчас сложилась так, что вы по разные стороны баррикад с ребенком, вы хотите противоположных вещей: ваш сын хочет внимания, участия, совместной деятельности со взрослыми, а вы думаете, что его проблема в том, что он не может найти себе самостоятельное занятие, стараетесь эту проблему решить, побуждая его отделиться, там самым только наращивая у него противоположное желание быть с вами. Попробуйте сейчас отойти от задачи научить сына играть и заниматься одному, посмотрите на ситуацию по-другому. Старайтесь проводить время с сыном, сами предлагая совместный досуг, не ждите, чтобы он требовал вашего внимания, а вам приходилось его выгонять и просить заняться чем-то самому. Придумайте варианты совместного проведения времени – настольные игры, чтение по ролям и пр.
Отдельно подумайте о том, как можно устроить, чтобы мальчик был чем-то занят не вместе с вами, а рядом с вами, часто это тоже помогает. Можно раскрашивать картинки за столом в кухне, пока вы готовите, например. Также можете просить старшего сына помочь вам, например, заняться с малышом, сейчас у него есть желание общаться с маленьким братом, но он делает это не правильно («пристаёт»»), так покажите ему, как можно играть с маленьким, чтобы тому это доставляло удовольствие. Придумайте, что может делать старший сын с маленьким, чтобы он был реально полезен, а не лез и приставал. Старайтесь вообще почаще привлекать старшего сына к участию в ваших делах, просите что-то подать на кухне или прочесть рецепт, принести белье в стирку или наоборот развесить чистое и пр. Каждый раз хвалите мальчика, отмечая «ты здорово помог мне», чтобы он чувствовал себя полезным и нужным, тогда со временем у него не будет повода думать, что он никому не нужен.
detinform.ru