Детская психология: дочке 2,8, а она до сих пор не просится на горшок. Ребенок 2 8 не просится на горшок
дочке 2,8, а она до сих пор не просится на горшок – Ребенок в детском саду
Рубрика — Детская психология
Вопрос: Моему ребенку 2,8. Она до сих пор не просится на горшок. Старшие дети приучились быстрее: у меня с ними не было хлопот. А с младшей проблемно. Я ее и уговаривала, и игры придумывала, старалась разные методы принимать. У меня временами появляются страхи, может, у нее не развиты осязательные рефлексы. НО ей не нравится ходить в мокрых колготках. Может, это из-за перенесеной операции (копчикавая грыжа). Ответьте, пожалуйста.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
По поводу последствий операции – лучше всего выяснять у врача, если у Вас есть такие подозрения. Но в принципе организм человека, а особенно ребенка, прекрасно саморегулируется и самонастраивается на что угодно, поэтому, думаю, операция тут ни при чем. Отсутствие осязательных рефлексов вы бы увидели сразу, это слишком глобальное явление, что бы его можно было не заметить.
Из Вашего письма не совсем понятно, как проявляется отказ у малышки. То ли она вообще горшок игнорирует, то ли пропускает нужный момент. Как это все происходит? Что делаете Вы в ситуации?Судя по тому, что Вы пишете, можно сделать вывод, что горшку было уделено много внимания. Если Вы продолжаете каждый раз долго обсуждать инцидент, проводите с ребенком беседы о том, как надо и как не надо, это может сослужить плохую службу. Ведь дочка уже давным-давно поняла, что от нее требуется. Насколько можете, перестаньте обсуждать проблему, а главное, постарайтесь не уделять ей внимания в своих мыслях. Не будет же она писаться в 10 лет, правда? Значит, все и так наладится. Естественным путем и без особого Вашего участия. В конце концов, в возрасте 2,8 это еще вполне допустимо. Главное – не пережимать с педагогикой, не акцентироваться самой и не удерживать постоянно внимание ребенка на том, что вот, у нас ПРОБЛЕМА. Отнеситесь к явлению, как к индивидуальным особенностям Вашей младшенькой. Ведь у нее, наверняка, есть и другие характерные черты, которыми она отличается от старших детей? Согласитесь, это хорошо – что за удовольствие, если все дети одинаковые.
Итак, снимаем свое внимание с вопроса мокрых колготок и переносим его на то, что Вам нравится в малышке. Вот об этом можете говорить сутки напролет. Разрешается даже приврать – это только на пользу. Вопросы горшка предлагаю некоторое время просто тупо игнорировать, как если бы Вы на время (скажем, на неделю) забыли, что есть такое слово. Время, которое раньше тратилось на проповеди, теперь используете для игры с младшенькой или для чего-то еще приятного для вас обеих. Подчеркиваю – для обеих, а не только для дочки. Вы должны получать удовольствие в первую очередь, иначе ничего не получится)))).
А мокрые колготки, как и раньше, будут себе постираны и высушены вместе с другим бельем, и снова станут чистыми и свежими. Таково свойство этого самого белья и наших стиральных машин.
deti-club.ru
Ребенок не просится на горшок: что предпринять?
Обычно малыш начинает проситься на горшочек в 16-18 месяцев. Да, он не всегда будет писать в него, мелкие мокрые «неприятности» иногда будут происходить и в штанишки. Все потому, что механизм мочеиспускания у крошки еще недостаточно отрегулирован. Писать в штаны малыш может также, если получил какой-то стресс. Итак, поговорим дальше, почему же ребенок не просится на горшок и как это исправить.
Приучаем писать днем
Ребенок не просится на горшок Для мамы важно запомнить: твое внимание должно привлечь именно отсутствие привычки к опрятности в дневное время, а не ночное недержание мочи у малыша.
Ночь
Он еще не в силах себя постоянно контролировать. Оставаться сухим по ночам крошка сможет только тогда, когда он достигнет своей неврологической зрелости. И, конечно, если у него не будет никаких урологических проблем.
Понимаю, но все равно писаю в штаны…
Понимаю, но все равно писаю в штаны Речь идет именно о непослушных детках, которые все понимают, но почему-то все равно делают «свои дела» в штанишки. Давай разберемся почему. Педиатры советуют – приучать крошку к горшку надо в возрасте около полутора лет. Но бывает и так, что даже трехлетний малыш не спешит приучатся к горшочку. Почему? Может быть причиной этого явления стало отсутствие чувства комфорта? Например, горшок неудобный, холодный или мокрый… Маме надо обеспечить для крошки все условия, сделать все, чтобы малыш полюбил эту процедуру.
Ходил на горшок, но перестал?
Это тоже - не редкость. Мама – растеряна. Что же делать? Главное, говорят психологи – не наказывать малыша в таких случаях. Лучше всего молча поменять крошке одежду, скорее всего он все сам быстро поймет. А вот что делать, если капризы малыша относительно горшка затянулись? Для начала – поговорить с ребенком. Дай малышу понять, что писать в штанишки – неприятно и плохо. Объясни ему, что когда он в следующий раз будет мокрый, маме будет очень сложно переодевать намокшие колготки и трусики, что ей потом все это надо стирать, сушить, гладить… Еще лучше – предложи малышу самостоятельно переодеть мокрую одежду. Ходил на горшок, но перестал Еще один совет от педиатров – откажитесь от памперсов. Малыш привыкает писать «под себя», ведь ему сухо и комфортно. Уже после годика, а можно и раньше, старайся, как можно реже одевать крошке памперс, чаще высаживай его на горшок, а если идете на прогулку – бери с собой сменные колготки. Запомни: в годик малыш гораздо проще и быстрее приучается к горшку, чем в двухлетнем возрасте. В 2-3 года у малыша появляются особые капризы, он хочет делать все по-своему. Кстати, главным стимулом в приучении ребенка к горшку есть именно чувство дискомфорта, а не страха наказания. Маме надо хитрить: например, перестать на время одевать малышу подгузник, пусть он пописает в штанишки. И когда ребенок мокрый - объясни ему, что мокрый он именно потому, что сделал «пис-пис». Уверены, спустя некоторое время крошка начнет проситься на горшок. Но лучше всего такое приучение осуществлять в теплое время года. Желаем вам сухих штанишек!
mama.ua
Главный стимул просится на горшок − когда стоит решительно отказаться от памперсов?
Сразу хочу сказать, что эта статья в первую очередь будет интересна для мам, у которых непослушные детки в плане приучения к горшку — детки, которые все понимают, но делают «свои дела» в штаны или если ваш ребенок перестал проситься на горшок.
Также советую прочесть статью как приучить ребенка к горшку и энурез у детей.
Результаты опроса проведенного на этом блоге показали, что большинство детей приучаются к горшку раньше полутора года. Но ведь достаточно много детей, которые и в 2-2,5 и даже до 3-х лет все еще никак не хотят проситься на горшок.
Причины почему ребенок не просится на горшок
Что является причиной этому? Наверняка, отсутствие чувства дискомфорта, или дискомфорт малыш чувствует, но знает, что мама сейчас все быстро исправит.
Также, совсем не редкость случаи, когда ребенок уже начал просится на горшок, а потом перестал и растерянная мама не знает, как дальше быть. Наказывать ребенка в таких случаях психологи не советуют, говорят, что лучше переждать и молча менять ребенку одежду — скоро он все сам поймет. Это, конечно же, может быть выходом, если вы видите, что малыш действительно начинает все осознавать и скоро все будет как прежде.
Как исправить ситуацию?
Что делать, если капризы ребенка относительно горшка затянулись?
Дать понять, как неприятно писать штанишки. Дополнительно объяснить малышу, когда он очередной раз будет мокрый, как нехорошо, что колготки и трусики намокли, все нужно переодевать…
Прекрасное средство в таких случаях — самостоятельное переодевание мокрой одежды. Если ребенок еще не в состоянии сам переодеться — вы ему немножко помогите, но пусть сам, до конца участвует в процедуре снимания мокрой и натягивания сухой одежды.
По возможности лучше всего отказаться от памперсов.
Мои наблюдения
Главный стимул в приучении малыша к горшку — чувство дискомфорта, а не наказания. Чем раньше мама отказывается от одноразовых подгузников, тем быстрее ребенок приучается к горшку, тем меньше потом у ребенка капризов, он воспринимает это как должное.
Советую молодым мамам не ждать когда ребенок сам поймет, что на горшок нужно проситься, поскольку, этого может и не произойти. Уже после года, а то и раньше старайтесь, как можно реже одевать малышу памперс, лучше — высаживайте на горшок, или берите на прогулку сменные колготки. В год ребенок гораздо проще приучается к горшку, чем в возрасте около 2-х лет, когда появляются капризы, и желание делать все по-своему.
Совет из книги
Напоследок, хочу рассказать один прекрасный, и, по-моему, правильный способ приучить малыша проситься на горшок, прочитала я его в книге, которая называется «Непослушные детки, или как научиться понимать своего ребенка» Кравцовой А.М.
Хитрость состоит в том, что бы в определенный момент перестать одевать ребенку подгузник, пусть он некоторое время пописает в штанишки. В то время, когда малыш обмочился, объяснять ему, что вот ты сделал «пис-пис» и поэтому мокрый. Ругать ребенка, конечно же, не нужно, просто поменять одежду. Спустя некоторое время ребенок, еще до того как сделает «пис-пис» начнет проситься на горшок. Вот так все просто. Единственное «но», думаю, такое приучение лучше осуществлять в теплое время года.
Доктор Комаровский: как приучить ребенка к горшку
Загрузка...
onethree.ru
Ребенок не хочет садиться на горшок: причины боязни, решение
Родители, столкнувшиеся с этой проблемой, впадают в недоумение: то ли пришло то время взросления, когда малышу важно доказать своё «Я» (возрастные капризы), то ли попросту ваш ребёнок боится горшка.
Боязнь горшка у детей — достаточно распространенная проблема, которую необходимо решать как можно быстрее.
Для паникующих родителей оговоримся сразу: боязнь горшка – не патология развития и даже не отклонение от общепринятых законов мироздания, это – кратковременный эпизод в воспитании вашего чада, который надо пережить, опираясь на собственное терпение, любовь и, конечно, понимание этой житейской проблемки.
Возьмём на рассмотрение версию № 2: малыш не хочет сидеть на горшке, потому что боится его, и попробуем объяснить причины такого явления.
Причины
Психологические
Психоэмоциональное состояние малыша, связанное с определённым периодом взросления. Это тот самый возраст, когда на все попытки взрослых «достучаться» до любимого чада-чуда разбиваются на непреклонное: «НЕТ!» со стороны годовалой особы. Как учит история, «и это пройдёт!». Запаситесь терпением.
Причиной отказа справлять естественные надобности на горшок может быть психологическая проблема ребенка.
При вашем настойчивом желании побороть это психоэмоциональное «НЕТ!» попытками «надавить» на малыша или (не дай Бог!) применить к нему в данном случае физическую силу приведут к обратному, согласно второму закону Ньютона:
F1 = -F2 или (коротко) противодействие всегда равно силе действия.
И выражаться это противодействие со стороны вашего малыша может не только плачем и попытками немедленно встать с полезного предмета, но и затяжной психологической травмой, при которой ребёнок боится садиться на горшок, т. к. этот предмет связывается у него в сознании с конфликтами и неприятностями.
Вы добились обратного результата: теперь придётся прилагать дополнительные усилия, чтобы не загасить в малыше желание опрятности и самостоятельности и при этом искоренить в его сознании страх перед этим пластиковым «монстром» – горшком.
Страх может появиться и из-за ваших неловких действий.
Возможно, первое усаживание на горшок принесло малышу боль или было крайне некомфортным (сидение было мокрым, холодным и скользким).
Возможно, вы не дали крохе, как следует, ознакомиться с новым предметом быта, а голую незащищённую попу малыша поторопились втиснуть в узкое, жёсткое, ограниченное пространство горловины «ночной вазы».
Возможно, при сидении на неудобном стульчаке малыш упал и боится повторения ситуации.
Может быть, когда кроха уже начал успешно проходить азы аккуратности, вы не сдержались и сильно отругали его, когда он попросту «не добежал». Ваша резко-негативная реакция и послужила причиной того, что ребёнок начал бояться ходить на горшок: он боится не оправдать ваших ожиданий и вновь получить нагоняй.
Эту и следующую причину родители почему-то редко берут в расчёт, а зря. Малыш обладает повышенной стыдливостью, он не в состоянии делать свои «дела» при скоплении рукоплещущей публики — стесняется.
Ребенок может бояться горшка из-за стыдливости.
И ещё одна причина повышенной стеснительности может быть банальна: с голыми ягодичками и открытыми гениталиями малыш испытывает чувство беззащитности, а отсюда — нежелание проситься на горшок, чтобы нежные части тела вновь не остались незащищёнными.
Возможно, причина — страх спускаемой воды. Обычно дети с удовольствием жмут и жмут рычаг для спуска, наблюдая, как вода с журчанием и завихрением уходит в жерло слива, но некоторых малышей вид уходящей в неизвестность воды (да ещё и с характерным звуком) может здорово напугать. Ребёнок с развитым воображением вполне способен решить, что в унитазе живёт какой-то страшный зверь. Испугавшись унитаза, малыш, ассоциирующий свой горшок со взрослым горшком-унитазом, начинает бояться и собственного «домашнего друга», справедливо предполагая, что и в его собственности может поселиться страшный зверь.
Физиологические
Болезненный акт дефекации, когда слежавшиеся каловые массы с трудом покидают прямую кишку, оставляя на её слизистой микроразрывы и трещинки. Детки в таких ситуациях изо всех сил стараются удержать приближение болезненного момента, терпеть, сколько можно, лишь усугубляя и без того плачевное положение: такая попытка избежать болезненных ощущений приводит к возникновению запоров и образованию новых микротрещин ануса. Боль порождает страх, страх порождает новую боль. Если эта связка «горшок-боль-страх» закрепилась в сознании малыша, то физиологическая проблема легко переходит в разряд психологических, и вам уже может понадобиться помощь психолога.
Воспаление нежных тканей препуция (крайняя плоть у мальчиков) или вульвы (у девочек) также является физиологической причиной того, что ребёнок не ходит на горшок — при мочеиспускании воспалённая ткань раздражается и саднит.
Очень редко, но бывает, что внутри прямой кишки у малыша присутствуют врождённые спайки, мешающие правильному отхождению каловых масс, или изъязвления вследствие неправильного питания. Если ребёнок с рождения мучается длительными запорами, сменяющимися «прорывными» поносами, плачет и выгибается при дефекации, то даже странно, почему вы ещё до «горшкового периода» не попытались выяснить причины такого поведения совместно с педиатром. Срочно сделайте это сейчас!
Во время акта дефекации ребенок может испытывать боль, вследствие чего он будет бояться ходить на горшок.
Косвенные
Косвенной причиной отказа малыша проситься на горшок может послужить обстановка в детском саду. Приученный и соблюдающий эту процедуру дома, в детском учреждении ребёнок не просится на горшок «из принципа». Что может спровоцировать такое поведение?
Резкая смена обстановки. В семье ребёнку уделяется индивидуальное внимание, а в группе детского сада это практически невозможно, и малыш, чувствуя себя одиноким и брошенным, «впадает в детство», что и приводит к возвращению «дурных привычек» в виде сосания пальцев, ковыряния стен и мокрых штанов.
Непривычные детали в санитарной комнате. В туалетах детских садов, помимо стопки горшков, присутствуют маленькие унитазы. Ребёнок, привыкший к большому, взрослому домашнему унитазу, может чувствовать себя дискомфортно рядом с «мини-тазиками», т. к. не знает, как с ними обращаться.
Недостаток привычных предметов. Чаще всего – отсутствие рулона туалетной бумаги привычного бренда или коврика, который малыш привык разглядывать во время «заседаний». Поэтому-то ребёнок не хочет садиться на горшок, пока в поле зрения отсутствуют привычные предметы: «Что-то тут неладное творится…».
Излишне жёсткий режим. К сожалению, до сих пор встречаются няни и воспитатели, требующие от малышей жёстко-армейской дисциплины и уставного поведения. На зарядку – строем все! На обед – все разом! На горшки – все дружным строем и единой попой! Излишне говорить, что при таком коллективном (безличном) воспитании наносится трудно устранимый вред не только психике ребёнка, но и его здоровью. Малыш, изо всех своих сил старающийся дотерпеть до отведённого часа, переполняет свой мочевой пузырь или прямую кишку, чтобы потом разом «выдать всё на-гора». О запорах мы уже говорили, теперь пришло время сказать и об актах непредвиденного мочеиспускания и дефекации, когда перетруженный держанием организм просто даёт команду всем сфинктерам разом: «Открывай!».
Пагубные последствия жёсткого режима. После того, как малыш не выдержал и уписался, следуют долгие минуты стыда, насмешек и явного недовольства со стороны воспитателя и няни. См. п. 2 «Психологические причины страха перед горшком».
Важно выяснить причину, по которой ребенок не хочет ходить на горшок.
Если у малыша не появляется быстрого психологического контакта с воспитателем группы, малыш боится ходить в садик и его поведение дома резко изменилось в худшую сторону, немедленно забирайте ребёнка от такого воспитателя!
Психическое и физическое здоровье вашего малыша не может служить разменной монетой для вашего удобства или колебаний, а фактически — одобрения подобных мер воспитания.
Отказ от подобных воспитателей – один из шагов для устранения страхов малыша перед горшком. Но возможно ли повернуть время вспять и вновь научить ребёнка ходить на горшок, даже если он перестал на него садиться вовсе?
Попробуем найти и правильный путь для искоренения этого страха, честно разглядев и признав его причины.
Путь № 1 и единственный: будем всё начинать сначала!
Выяснив причины, по которым ребёнок не хочет садиться на горшок для отправления естественных надобностей, приступайте к их устранению.
Сначала отведите малыша к доктору и проведите его обследование. Выясните, нет ли у малыша каких-либо внешних и внутренних изменений для появления страха перед горшком. Если педиатр таковые обнаружил, устраните их в кратчайшие сроки.
Если ребенок упорно не хочет ходить на горшок, необходимо провести обследование у педиатра.
Обязательно обговорите с доктором условия питания ребёнка и откорректируйте его меню и режим, чтобы исключить запоры или поносы.
При стойких запорах, пока идёт восстановление слизистой кишечника медикаментозными средствами и сбалансированным питанием, возможно нечастое применение клизм или глицериновых ректальных свечей (то, что доктор прописал!)
При «механических» неполадках кишечника в помощь вам будут массаж и физические нагрузки. Какой, какие, когда и в каком количестве они нужны, чтобы отучить ребёнка бояться какать и писать на горшок, подскажет доктор.
Уберите с глаз долой старый горшок, с которым у малыша связано множество неприятных моментов. Сходите с ребёнком в магазин и предложите ему самому выбрать нового «домашнего друга», который бы привлекал малыша к «посиделкам».
Для усиления эффекта «друга» наклейте или нарисуйте на горшке счастливую улыбку.
Но даже после приобретения нового горшка постарайтесь не форсировать события, проявите деликатность, дайте малышу забыть все предыдущие неприятности, связанные с подобным предметом. И, конечно, следите за своими реакциями – никакого негатива!
Создайте малышу максимальный комфорт при «посещении туалета». Например, для застенчивых молодых особ поставьте горшочек в уголке или за ширмой. А если малыш не расстаётся с какой-нибудь игрушкой, разрешите им посещать «места общего пользования» вдвоём.
Важно создать ребенку максимальный комфорт при посещении туалета.
Само собой, перед «посещением» вы дадите крохе внимательно изучить новое приобретение и не будете требовать, чтобы он применил его по назначению немедленно. Только ваше терпение принесёт, в конце концов, положительные плоды.
Не уставайте повторять ребёнку ласковым голосом, что большие мальчики и девочки совсем не боятся своих горшочков, а, наоборот, с удовольствием туда писают и какают, радуя своих родителей.
Приводите в пример себя, папу, бабушку, всех, кто уже успешно справляется с этой задачей, стимулируйте малыша своими словами: «Папа у нас большой-пребольшой, он ходит писать на большой-пребольшой унитаз! Наш (имя ребёнка) тоже будет ходить сначала на маленький горшок, и расти, как папа! А потом вырастет и тоже будет ходить на большой-пребольшой унитаз, как папа!»
И, пожалуйста, не забудьте искренне порадоваться, когда кроха сам, без принуждения, сделает свои «дела» на горшок! Повод для этой радости есть преогромный – это шаг-преодоление. Преодоление ребячьего страха перед пластиковым корытцем.
Лёд тронулся! А это значит, что теперь кроха готов отвечать вам взаимностью на вашу просьбу посидеть на горшке, пописать туда или покакать.
Для закрепления полученного положительного шага обязательно высаживайте вместе с ребёнком на горшок кукол и мишек, мячики и заек, любую игрушку, которую малыш желает протестировать «на прочность». Показывайте ребёнку, что с игрушкой ничего не случилось, а саму игрушку хвалите.
Отсутствие вашей похвалы отрицательно сказывается на душевном состоянии крохи, поэтому не стесняйтесь и хвалите мячики и кукол, но особенно душевная похвала должна доставаться, конечно же, вашему чаду-чуду!
Ваша похвала в адрес ребенка станет тем стимулом, который поможет ему преодолеть боязнь горшка.
Стоит ли напоминать, что именно похвала и является стимулом к развитию самостоятельности и, как следствие, преодолению множества детских проблем и страхов.
Ваши действия в помощи малышу избавиться от навязчивого страха перед горшком должны быть последовательны и очень схожи с теми действиями, которые вы предпринимали при первом приучении малыша к горшку. Для этого вспомните всё, что вы делали в начальном периоде (высаживание после сна, прогулки с горшком и многое другое) и методично повторяйте свои действия.
«Сказкотерапия» и ещё пара советов родителям
Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.
Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.
Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
Решение проблемы должно быть только положительным!
Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.
Один из способов избавиться от боязни горшка у детей — «сказкотерапия».
К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.
Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.
Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.
Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.