8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей. Очень эмоциональный ребенок 8 лет
Очень эмоциональный ребенок: как его воспитывать?
Если у вас очень эмоциональный ребенок, вы можете уставать от многих его реакций на события вокруг: в садике, в школе, на улице, в семье и по телевизору.
Сын или дочь беспрестанно говорят фразами истеричных персонажей мультфильмов, чуть что дают сдачи или угрожают дракой в ответ на любую непонравившуюся им фразу, каждые 5 минут меняют позу, играют в игрушки и бурно реагируют, если им не дают этого сделать? Такое поведение способствует усталости родителей и навевает ощущение беспомощности. А для ребенка оно и вовсе становится дезадаптивным.
Что делать, если он проявляет свои эмоции бурно? В первую очередь, разделить два понятия: чувствительный и эмоциональный.
Чувствительный ребенок - тот, кто тонко настроен на восприятие окружающего мира. Как правило, у таких детей слабый тип нервной системы и они склонны к тикам и появлению навязчивых движений. Это не приговор. Просто их нервной системе нужна большая медикаментозная поддержка, чем детям с сильной н.с. (особенно, в кризисные периоды, периоды большого напряжения сил, периоды адаптации).
Как понять, что ваш ребенок чувствителен? Такие дети ощущают плохое настроение и подавленность окружающих, они заражаются настроением вокруг, не любят перемены (резкие), могут опасаться и просить сделать что-то медленнее/дать им самим сделать, не дают манипулировать со своим телом чужим людям и находятся "начеку", свободнее общаются и играют, когда рядом нет других людей, предпочитают тихие игры - шумным.
Эмоциональные дети, наоборот, привлекают внимание к себе, а не избегают его. Они ярко делятся переживанием. Часто их поведение истерично, но - не всегда. Если у вас очень эмоциональный ребенок, то вы знакомы с самым широким спектром эмоций, на которое способно человечество. настолько, что от них можно устать. Со вкусом переживаемые, эти эмоции могут мешать ребенку слышать и замечать своих сверстников. Под час такому ребенку трудно и учитывать свои состояния. В этом смысле, его полезно научить искусству пауз.
Третий случай, когда ребенок очень эмоциональный, - это острое состояние. Его мы рассматриваем в других статьях. Исходя из этого, важно помочь ребенку справиться с чувствительностью либо эмоциональностью. Но не менее важно, уделять время себе - помнить, что от ребенка можно устать и важно отдохнуть.
Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консультирования "12 коллегий".
12kollegiy.ru
Что нельзя делать при эмоциональных детях? Советы родителям | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология
Как вы считаете, правильно ли ведет себя мама, скрывая от ребенка правду о гибели его питомца? Убережет ли это ребенка от эмоционального переживания? Дело в том, что существуют моменты и события, которые от ребенка лучше скрывать. Отдельным списком можно выделить пункты, которые не просто нежелательно, а категорически запрещается делать на глазах детей.
2 2396 31 Марта 2018 в 07:51 Автор публикации: Наталья Телешева, учитель иностранных языков
— Мамочка, мамочка. Что случилось с нашим попугайчиком Кешей? Почему он лежит в клетке лапками вверх?
— Сынок, Кеша просто устал и немного приболел. Мы отвезем его к ветеринару, и доктор его обязательно вылечит.
— Ему в больнице будут делать уколы? Кеше, наверное, будет очень больно! — с ужасом в глазах восклицает мальчик.
— Не волнуйся. Доктор очень добрый и не причинит Кеше вреда.
— Мамочка, а Кеша не умрет? — со слезами на глазах спрашивает малыш.
— Конечно, нет. Возможно, ему придется полежать в больнице какое-то время, и он обязательно поправится. А пока он будет лечиться, мы с тобой будем навещать других птичек и зверят в контактном зоопарке, чтобы ты не скучал.
— Хорошо, мамочка. Давай же скорее отвезем попугайчика к доктору!
Как бы вы поступили в подобной ситуации? Как вы считаете, правильно ли ведет себя мама, скрывая от ребенка правду о гибели его питомца? Убережет ли это ребенка от эмоционального переживания?
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрывает связи между тем, что видит и слышит малыш, и его психическим и физическим здоровьем. Дело в том, что существуют моменты и события, которые от ребенка лучше скрывать. Отдельным списком можно выделить пункты, которые не просто нежелательно, а категорически запрещается делать на глазах детей.
Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся к истории со смертью попугая.
Игрушка или зверушка
Если вы или ваш ребенок хоть раз переживали потерю любимого питомца, вы поймете чувства этого мальчика. Мы очень привязываемся к милым собачкам и кошечкам, попугайчикам и рыбкам. Дети гораздо быстрее взрослых создают крепкую эмоциональную связь со своими домашними любимцами и очень тяжело переживают, когда те погибают.
Это в первую очередь относится к очень эмоциональным детям, с быстрой переменой настроения, требующим к себе внимания и желающим любить всех вокруг. В системно-векторной психологии людей, живущих эмоциями и чувствами, определяют как носителей зрительного вектора. Самое большое удовольствие они получают именно от создания эмоциональных связей, разрыв которых зачастую оборачивается для них настоящей трагедией.
В процессе своего развития психика человека со зрительным вектором требует выражения эмоций и чувств по отношению к окружающим. Вначале в роли любимца нередко выступает плюшевый зайчик. Благодаря природному образному мышлению ребенок со зрительным вектором с легкостью одушевляет игрушку. Он с ним разговаривает, поет ему песенки, одевает и кормит, представляет, что зайке тоже бывает больно. То есть для него плюшевый зайка — живой!
Не зная этой особенности и смотря на плюшевые игрушки только как на сборщики пыли и микробов, взрослые со своей стороны очень часто ведут себя неправильно. Не понимая, какое значение медвежонок имеет для малыша, родители могут с легкостью убрать игрушку в темную кладовку, на балкон или просто выбросить в мусорное ведро. Малыш со зрительным вектором воспримет это трагически и получит сильный эмоциональный шок.
Поэтому совет номер один! Никогда не выбрасываем и не ломаем игрушки, к которым он привязан.
Птичку жалко!
Как правило, зрительный малыш интересуется растительным и животным миром. «Ах, какой цветочек! Какой милый котенок!» Красота природы привлекает его внимание. Он с радостью ухаживает за цветочками, спасает божьих коровок, кормит птиц зимой.
Такой ребенок часто просит завести домашнего питомца — живого друга. Место игрушки может занять маленький пушистый котенок, щенок или кролик.
Большая часть родителей видят в этом положительный момент. Ребенок учится ухаживать за живым существом, быть ответственным за жизнь другого. Однако знания с тренинга «Системно-векторная психология Юрия Бурлана» позволяют глубже взглянуть на этот вопрос.
Во-первых, желание заботиться о питомце возникает у ребенка при недостатке эмоциональной связи с мамой. Зачастую родители живут своей жизнью, уделяя недостаточно внимания своему подрастающему чаду. Сводя свои родительские обязанности только к материальному обеспечению, мамы забывают петь ребенку колыбельную на ночь, рисовать, лепить, читать вместе с малышом, проявлять к нему заботу и нежность. У малыша возникает нехватка. Он бессознательно ищет того, кто будет любить его и кому он может подарить свою заботу и любовь взамен.
Во-вторых, домашние питомцы, к сожалению, живут недолго. Смерть любимого животного очень сильно бьет по еще не окрепшей психике этого чувствительного малыша. Стресс от потери берет на себя тело, и удар приходится на чувствительный зрительный анализатор ребенка, что выливается в резкое ухудшение зрения.
Связь между ухудшением, а иногда даже значительной потерей зрения и эмоциональным состоянием человека давно подтверждается научными исследованиями. Системно-векторная психология объясняет эту причинно-следственную связь. Снижение зрения может быть связано не только со смертью питомца, но и с любой эмоциональной утратой. Переезд в другое место, расставание с друзьями, развод родителей, разлука или потеря близкого человека — все это причиняет острую душевную боль и негативно отражается на зрении ребенка.
Поэтому совет номер два. Если ваш ребенок сталкивается со смертью питомца, необходимо очень аккуратно сообщить ему об этом, стараясь заполнить возникшую пустоту своей любовью . Совсем маленьким детям лучше рассказать сказку о том, что его любимый хомячок просто крепко уснул или вернулся к своей семье.
Если питомца в вашей семье пока нет, но зрительный малыш упрашивает вас приютить котенка, лучше предложить ребенку посещение контактного зоопарка. В этом случае вы убережете малыша от психической травмы в будущем в случае гибели животного.
Важно помнить, что чрезмерная привязанность к игрушкам и зверушкам появляется у зрительных детей только при недостатке эмоциональной связи с мамой. Заполняя эту нехватку заботой о животном, ребенок наполняется на более низком уровне и не развивается в чувственных связях между людьми, не учится выстраивать эмоциональную связь с ними, а это важнейшее умение в его будущей жизни.
И наоборот, нередки случаи, когда после отказа родителей завести питомца малыш начинает больше идти на контакт со сверстниками, хотя до этого не хотел играть с другими детьми. Это очень позитивный момент, ведь человек получает развитие и реализацию только в обществе среди других людей, даже если этот человечек еще совсем маленький.
Мамочка, я боюсь!
Дети со зрительным вектором очень впечатлительные и часто боятся темноты, высоты, воды, незнакомых людей, потеряться в толпе и т. п. В корне всех этих фобий лежит страх смерти. Это явление подробно описывается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Чаще всего у детей сначала появляется страх темноты. Ночью глаза не видят, а значит, главный сенсор зрительных деток не работает. Хорошее воображение рисует страшные образы, возникающие в темноте, что только усиливает панику. При правильном развитии все эти страхи у ребенка уходят и заменяются другими, позитивными эмоциями. Но пока он еще не развит, не умеет выносить эмоции наружу, страх обострен. В подобных ситуациях не надо тренировать бесстрашие малыша и заставлять его спать в темноте. Это только усилит страх.
Чтобы не зафиксировать ребенка в состоянии фобии, которое в дальнейшем может вылиться в чрезмерную тревожность и панические атаки, даем очередной совет для родителей.
Деток со зрительным вектором нельзя пугать! Нельзя показывать фильмы ужасов, водить их на похороны, заставлять целовать покойника в гробу! Нельзя резать скотину и разделывать мясо на глазах у ребенка! Все это останавливает психическое развитие ребенка, он застревает в страхах, из которых очень сложно выбраться в будущем.
Для того, чтобы помочь ребенку вырасти счастливым, необходимо помочь ему научиться выносить эмоции страха наружу. Важнее всего приучить ребенка к чтению хорошей классической литературы. Через сочувствие героям он станет развивать свою чувственность и эмоциональность, которая в дальнейшем будет проявляться в доброте, заботе и любви к людям, в способности создавать отношения, видеть вокруг красоту и радоваться жизни.
Необходимо исключить всю литературу, где кто-то кого-то съедает — эти сюжеты провоцируют страхи и ночные кошмары. Даже «Колобка» и «Красной шапочки» не должно быть на книжной полке такого ребенка. Также хорошо развивает зрительного ребенка рисование, занятия в театральном кружке, пение.
Мама, папа, не ссорьтесь!
В начале статьи мы уже упомянули о том, что ребенок получает ощущение безопасности и защищенности в первую очередь от мамы. Папа тоже оказывает огромное влияние на психоэмоциональное состояние малыша, но через маму. Если в семейной паре возникают сложности, которые внешне не видны, но от которых страдает мама, ребенок все равно на это отреагирует.
Совет номер четыре. Если в паре возникает конфликт и вы понимаете, что нужно серьезно поговорить, не делайте это в присутствии ребенка. Повышенный голос, крик, сорвавшиеся с языка оскорбительные слова, свидетелем которых может стать ребенок, причинят ему сильнейший вред. Видя ссору, переживания матери, ребенок тут же теряет ощущение защищенности и безопасности. Это всегда ведет к задержкам развития и различным проблемам, у зрительного ребенка в этом случае будет преобладать капризное и истеричное поведение, усилятся страхи.
В своем природном предназначении человек со зрительным вектором — самый нежный, добрый и сочувствующий. При правильном развитии зрительный малыш обязательно вырастет счастливым, реализованным, чутким и любящим человеком. Надеемся, что наши советы помогут вам скорректировать воспитание эмоциональных деток.
Это лишь малая часть того, что узнают родители на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Полное понимание психических особенностей своего ребенка, осознание того, что внутренне он может быть совсем не похож на маму и папу и чем именно непохож, творят чудеса.
Системное мышление помогает понять не только свое чадо, но и своих родных, друзей, коллег. Отношения с людьми выходят на новый уровень. Уходят претензии, исчезают причины ссор, а на их место приходит непередаваемая гармония в отношениях. Тысячи положительных отзывов подтверждают колоссальные результаты от тренинга.
Записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии вы можете уже сейчас, пройдя по ссылке.
Корректура: Наталья Коновалова
Автор публикации: Наталья Телешева, учитель иностранных языков
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии
www.yburlan.ruКак поладить с очень эмоциональным ребенком – Развитие ребенка
| Рейтинг15 Десять идей, которые помогут родителям эффективно взаимодействовать с эмоциональным ребенком |
Если ваш ребенок переживает частые эмоциональные всплески, вам, конечно, приходится нелегко. Как родитель вы должны понимать, что когда ребенок не в состоянии передать свои чувства с помощью слов, включаются эмоции и крайне вероятен срыв, всегда следует быть готовым к проявлениям истерик, потере самообладания, вызывающему поведению, эмоциональным всплескам и т. д.
Эмоциональные всплески у детей длятся, как правило, от 30-ти секунд до нескольких минут или даже нескольких часов. И хотя они являются частью взросления, иногда взаимодействие с эмоциональным ребенком может довести родителей до состояния фрустрации. Далее представлены десять эффективных способов того, как справляться с эмоциональными детьми.
1. Ищите ранние признаки назревающих срывов. Внимательно наблюдайте за вашим ребенком, чтобы заранее предупредить возможный эмоциональный срыв. Ребенок, как правило, проявляет один или несколько ранних признаков приближения таких срывов, например:
- Хныканье, нытье.
- Повышенное двигательное беспокойство и суетливость.
- Выпрашивание.
- Раздражение, иногда ярко выраженное.
- Полное замыкание в себе.
Вам необходимо обратить эти ранние признаки срыва в сторону самого ребенка, укажите ему на них и скажите: «Ты хнычешь» или «Ты слишком суетишься», тем самым вы предотвратите их усиление и отвлечете внимание ребенка.
2. Позвольте ребенку самостоятельно вернутся к реальности. Независимо от того, дома ли вы или в общественном месте, не препятствуйте проявлениям истерики вашего ребенка. Просто будьте стойкими и дайте ребенку почувствовать, что вы не контролируете его поведение. Вскоре ребенок устанет от проявления собственных эмоций и вернется к реальности, возможно, даже через считанные минуты.
3. Выясните основную причину эмоционального срыва. После эмоционального кризиса поговорите с ребенком о том, что вызвало его гнев, печаль или раздражение. Пусть он опишет то, что чувствовал перед самым кризисом. Это поможет ребенку понять, какие эмоции он должен контролировать в первую очередь.
4. Найдите творческие пути решения проблемы. Вместе с ребенком вы должны поискать творческие пути решения этого вопроса. Чтобы избежать истерик, помогите ребенку контролировать свои чувства оригинальным способом. Попросите его нарисовать несколько картин в качестве извинения или обнимать вас всегда, когда он чувствует приближение или наступление эмоционального кризиса. Помогая детям справляться с эмоциями, вы даете им понять, что всегда готовы поддержать их.
5. Ведите дневник. Записывайте дату и время, когда ребенок становится излишне эмоциональным. Записывайте также и все происшествия, которые побудили его к такому поведению. В будущем вы сможете избегать подобных ситуаций. Иногда, к примеру, людные места, такие как продуктовый магазин или кинотеатр, могут катализировать истерику и эмоциональный срыв ребенка, поэтому стоит избегать их и по возможности оставлять ребенка дома с бабушкой или няней.
6. Отвлекайте ребенка. Всякий раз, когда вы чувствуете, что ваш ребенок близок к эмоциональному всплеску, отвлеките его каким-либо занятием или любимой музыкой. Это поможет ребенку переключить свое внимание и сосредоточиться на чем-то другом.
7. Убеждайте вашего ребенка. Во время разговора с ребенком после эмоционального всплеска, вы должны убедить малыша, что все, что он чувствовал и испытывал, – естественно, и не стоит из-за этого расстраиваться. Скажите ребенку, что он просто не должен причинять боль себе или другим людям, когда сердится или расстроен.
8. Предоставьте ограниченный выбор. Обычно, когда дети стоят перед большим выбором с множеством различных вариантов, они, как правило, приходят в замешательство и требуют всего сразу. Предоставьте ребенку очень ограниченный выбор в количестве трех вариантов. Например, в качестве перекуса предложите банан, стакан молока или яблоко.
9. Предупреждайте ребенка за десять минут, не раньше. Если вы собрались идти на улицу, не говорите ребенку о своих планах заранее, так как это даст ему возможность впасть в истерику. Сообщите эту новость за десять минут до выхода, и у ребенка останется намного меньше времени на реакцию.
10. Изредка разрешайте эмоциональные всплески. Вместо того чтобы все время подавлять эмоциональные всплески ребенка, позвольте им иногда случаться, это снимет напряжение и успокоит вашего малыша. Дайте ему какое-то время на причитания, крики или плач, а затем обнимите его.
Вы достигнете успеха, успокаивая ребенка, если сами будете сохранять спокойствие и проявлять к нему сочувствие и понимание. Не забывайте говорить ребенку, что любите его несмотря ни на что.
Оцените публикацию Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 3 оценок.
Ссылки по теме:
Facebook
Twitter
Вконтакт
Google+
Развитие ребенка20.09.2015
childdevelop.ru
Эмоциональный ребенок. Эмоциональное развитие ребёнка
Все мы эмоциональные существа, но, ни один взрослый не может сравниться в эмоциональности с ребенком. Плач, переходящий в смех, крик, сияющие глаза, надутые губки, визг, истерика, искренняя радость – все это эмоции детей. Эмоциональный ребенок, в силу своей неопытности и возрастных особенностей не способен скрывать свое настроение, и благодаря этому мы видим, как он реагируют на наши поступки и как видит окружающий мир.
Первые эмоции
Доказано, что первые эмоции ребенок испытывает, впервые попадая в этот мир. В два месяца кроха может испытывать эмоции удовлетворения и негодования. Чем старше становится малыш, тем шире открывается его мировоззрение и понимание, и новые, более сложные чувства входят в его жизнь.
Пятилетний карапуз может испытывать гордость, радость, стыд. Такой ребенок уже способен сопереживать и утешить. К десяти годам у ребенка будут присутствовать практические все эмоции. По мере взросления, ребенок сам не понимает, что с ним происходит, потому как развитие каждой эмоции неравномерно, они как бы наслаиваются одна на другую. И если происходит какая-либо неизвестная ситуация ребенок не знает как реагировать и чаще всего теряется на какое-то время, его переполняют чувства, но они новые, и как с ними справляться он еще не знает.
Развитие эмоциональности
Как ни странно, но каждый эмоциональный ребенок нуждается в развитии эмоций, развивать их должны родители. К примеру, ребенок построил из конструктора красивый город и завет маму посмотреть, мама берет малыша за руку, смотрит и хвалит, это правильная реакция родителя. Похвала играет огромную роль в жизни маленького человечка, формирует личность и стремление и дальше совершать «великие дела».
Второй вариант: мама отмахивается от ребенка «молодец, иди, играй». Что получается? Ребенок чувствует глубокую обиду, пусть он и улыбнется через минуту, но в душе у него отложится, что его труд никому не нужен и не интересен. Ребенок станет пассивным и его стремление добиваться чего-то будет заглушено.
Однако хвалить тоже нужно уметь, не перестарайтесь, дети очень тонко чувствуют фальшь. Поэтому неуместные восторги и преувеличенное умиление могут сослужить плохую службу, ребенок перестанет вам доверять, а в дальнейшем и всем остальным людям.
Развивать эмоциональную сферу ребенка нужно правильными игрушками, те которые соответствуют его возрасту. Развивайте эмоции с помощью созерцания прекрасного, а именно искусства. Водите ребенка на выставки, рисуйте сами с ребенком, ходите на концерты, включайте дома хорошую музыку.
Выезжая на природу, акцентируйте внимание малыша на окружающем пейзаже. Показывайте, как прекрасен закат и окрас осенней листвы, пусть послушает шелест весеннего дождя и музыку зимней вьюги. Включите ребенку Бетховена, пусть расскажет, какие эмоции в нем вызывает «Лунная соната». Читайте ребенку добрые сказки, там, где добро всегда побеждает зло. Понимая красоту окружающего мира, зная, что на свете хорошего больше чем плохого, понимая, что зло всегда можно победить, ребенок будет расти добрым, чутким и отзывчивым человеком.
Негативные эмоции
Эмоции не всегда бывают положительными, такое проявление как: гнев, тревога, ненависть, злость также подвластны маленьким созданиям. Как справляться с такими проявлениями эмоций? Зачастую поведение ребенка может выводить родителя из себя, иногда эмоциональный ребенок намеренно желает напакостить, чтобы позлить взрослых. Дети дошкольного возраста иногда сами не понимают, что с ними происходит, не понимают, чем именно недовольны. В этом случае нужно говорить с ребенком, пытаться выяснить причину гнева.
Предложите малышу описать свои чувства, пусть учится определять свои эмоции. Для этого можно воспользоваться цветами, предложите ребенку окрасить свое настроение в какой-то цвет. Объясните ребенку, что гневом или злостью, он все равно не добьется желаемого.
Чаще всего родители не утруждают себя лишними разговорами и решают проблему старым «дедовским» способом. Эффективность такого метода есть и очень быстрая. Но это не решение проблемы, вы просто загоняете ребенка в угол страха перед вами. Если ребенок испытывает эмоции, они должны быть выплеснуты, чуть позже вы научите его, как справляться с ними, но сейчас в нежном возрасте нельзя, загонять эмоции внутрь, это плохо для психики ребенка.
Возьмите себя в руки
Тяжелая работа, утомляемость, нехватка денег – все это реалии нашей жизни. И, конечно же, у родителей случаются срывы. Но если вы не будете уметь справляться со своим состоянием, не удивляйтесь тогда, если заметите, как ребенок в точности повторяет ваши негативные эмоции. Самое главное, будьте терпеливы и благоразумны, не срывайтесь на детей, ведь не они источник наших неудач, и ответить нам достойно они пока не в силах.
polnocvet.com
Эмоциональные особенности ребенка 2-3 лет - Возрастные особенности - Каталог файлов
Особенности эмоционального развития детей 2 – 3 лет Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей: - Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
- Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события.
- Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
- Ребенку пока очень сложно обозначать словами свои переживания.
- Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно это проявляется в ситуации выбора: из двух игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1—2 минуты уже жаждет играть с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
- Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в автобус, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает «показательные выступления».
- Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций — общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр.
- Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие. Этому его могут научить только взрослые. Например, ребенок бросает куклу, привлекая внимание мамы своим поведением. «Ей плохо, она плачет», — мать берет на руки игрушку, гладит, жалеет ее. И ребенок переживает те эмоции, которые демонстрирует ему мать (с помощью мимики и интонаций).
- Ребенок учится эмоционально реагировать на различные ситуации на примере родителей. Если при малейшей неприятности мать впадает в панику, начинает излишне нервничать, то и ребенок в аналогичных ситуациях будет поступать так же.
- Ранний возраст — это время формирования первых привязанностей, симпатий и антипатий. С одним человеком ребенок будет скован и боязлив, с другим — весел и подвижен.
- Эмоции в раннем возрасте — показатель не только физического, но и психического здоровья. Депрессивный, печальный либо слишком агрессивный ребенок — тревожный признак для родителей.
- Уже в раннем возрасте дети сильно отличаются друг от друга по эмоциональной впечатлительности. Одни более чувствительны к ситуации, другие могут проявлять «эмоциональную тупость». Одни легко выражают свои как отрицательные, так и положительные эмоции в поведении, другие испытывают напряжение, сдерживают свои порывы. Эти индивидуальные особенности связаны с темпераментом ребенка.
«Не хочу спать, а хочу играть» «Хочу», «не хочу» — в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно. Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать. Правила поведения родителей в данной ситуации - Дайте ребенку возможность закончить игру, предупредив его об укладывании спать.
- Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей спать и пр.).
- Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
- Позвольте ребенку самостоятельно совершить подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.).
- Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки.
- Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.).
- Если ребенок без вас не засыпает, побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научится засыпать без взрослых.
«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери» Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка. Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери. - Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком, а ребенок — ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они обязаны хорошо.
- Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
- Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.).
- Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
- Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, — приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.
Ложечка за маму, ложечка за папу Плохой аппетит может иметь психологические причины, которые следует искать еще в периоде грудного вскармливания малыша. Кормление грудью, как известно, — это не только удовлетворение потребности ребенка в пище, но и способ установления тесного эмоционального контакта матери с ребенком. Если ребенок желанен и любим, проблем с кормлением не возникает. Известны случаи, когда малыш отказывался от груди потому, что мать не ждала его появления. Любые стрессы могут негативно повлиять на пищевое поведение ребенка. Развод родителей, разлука с матерью в раннем возрасте (ясли) и др. нередко приводят к резкому снижению у него аппетита. Нежелание ребенка есть может быть вызвано и хроническим стрессом. И наконец, основная причина нарушения аппетита в раннем возрасте — насильственное кормление. Когда родители заставляют ребенка есть, в его организме не вырабатываются необходимые ферменты, и пища не усваивается должным образом. Таким образом, кормление по принципу «Ложечка за маму, ложечка за папу» наносит непоправимый вред не только психологическому состоянию ребенка, но и его соматическому здоровью. Есть категория детей, которые принципиально отказываются от еды, впервые попав в дошкольное учреждение. Это типичная невротическая реакция ребенка на разлуку с матерью. Правила для родителей при снижении аппетита у ребенка - Не заостряйте на данной проблеме внимание, перестаньте ее обсуждать с родственниками и знакомыми при ребенке.
- Никогда не заставляйте ребенка есть.
- Старайтесь готовить те блюда, которые ребенку нравятся.
- Исключите из ежедневного рациона весь пищевой «мусор»: чипсы, кока-кола, чупа-чупсы и пр.
- Старайтесь придерживаться определенного режима питания (примерно в одно и то же время).
- Пытайтесь создать привлекательную обстановку во время приема пищи (красивая сервировка, наличие новых столовых приборов и пр.).
- Исключите спешку и суету во время еды, не торопите ребенка.
- Не бойтесь экспериментировать: практически любое блюдо можно разнообразить, добавив в него новые ингредиенты.
- И конечно, если причина плохого аппетита у ребенка кроется в неблагоприятной эмоциональной обстановке, то постарайтесь либо устранить ее, либо смягчить.
«Я боюсь...» Страх — базовая эмоция человека. Она позволяет мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях, учит быть осторожным и избегать опасностей. Например, страх перед собаками способствует более адекватному, уважительному отношению к животным; страх перед разлукой с родителями учит ценить заботу, управлять своими эмоциями, сопереживать. Однако нередко страх становится таким огромным, что начинает подавлять все другие эмоции человека. Становясь всеобъемлющим, он сковывает, не дает развиваться и двигаться вперед. Многие детские страхи вытесняются в бессознательное, охраняя хрупкую психику ребенка от информационных перегрузок. Детям в 2—3 года еще очень сложно отличить реальное от воображаемого. Эта способность ребенка принимать все «за чистую монету» и порождает порой у него множество страхов. Если страх чего-либо беспокоит ребенка от нескольких дней до нескольких недель, не надо особо тревожиться. Если же страх владеет малышом более месяца и, главное, ухудшает его эмоциональное самочувствие, следует обеспокоиться. Для начала нужно разобраться, чего и в каком возрасте боится маленький ребенок.От 1 до 2 лет — громких звуков, разлуки с родителями, незнакомых людей, засыпания, травмы.От 2 до 2,5 лет — отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, изменений в окружающей обстановке.От 2 до 3 лет — больших, угрожающих на вид объектов, незнакомых сверстников, сказочных персонажей, одиночества и темноты. Как следует себя вести родителям, если страхи преследуют ребенка - Нельзя игнорировать или высмеивать страхи ребенка, к переживаниям малыша надо отнестись внимательно (если, засыпая, ребенок чувствует себя спокойнее в присутствии мамы, не оставляйте его одного и пр.).
- Постарайтесь сами не демонстрировать ребенку свои страхи или явный испуг (дети моментально считывают с лиц взрослых эмоции, которыми тут же и заражаются).
- Если ребенок боится чего-то (кого-то) конкретного, можете помочь ему эмоционально отреагировать свой страх вовне и тем самым избавиться от него. Страх можно нарисовать, потом сжечь или смять и выбросить. Можно поиграть в персонажей, которых боится ребенок. Если роль страшного персонажа выполняет взрослый, то обязательно ему следует быть добрым (волк, Баба Яга и др.). Психологи единодушно считают игровой метод самым эффективным.
- Старайтесь не провоцировать ситуации, вызывающие страхи у ребенка, но если малыш смог преодолеть свой страх, обязательно похвалите его.
- Не перегружайте ребенка новыми впечатлениями — поход в гости, зоопарк и театр в один день планировать не надо.
- Будьте готовы спокойно и доброжелательно обсуждать все то, чего боится ребенок, избегайте недосказанности. Как известно, отрицательные эмоции могут возникнуть при дефиците информации.
- Приобретите какую-либо «храбрую» игрушку. Пусть малыш знает, что храбрый мишка всегда рядом. Чем чаще ребенок видит образцы смелости, тем увереннее в себе он становится.
- Не надо чрезмерно опекать ребенка, все время подчеркивая его беспомощность. Это только способствует возникновению страхов.
- Непоследовательность и ложь родителей — плохой союзник в борьбе с детскими страхами.
«Мама, почему он дерется?» Слово «агрессия» (от лат. aggression — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье. Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом. Как можно помочь агрессивному малышу - Прежде всего, такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
- Важно поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет агрессивности.
- Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: поиграть в игру — кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки и пр.
- Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.
- Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне неприятно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.
- Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.
- Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
- Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые позволяют сбросить мышечное напряжение.
- Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.
Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу. |
psiholog-ds.ucoz.ru
8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей
Психоэмоциональное развитие — важный фактор, влияющий на адаптацию в обществе. Если вам хочется, чтобы ребёнок умел подавлять негативные эмоции, справлялся со страхами и переживаниями, — играйте с ним в правильные игры.
А я так не думаю
Один из сложнейших моментов в общении — когда кто-то не согласен с твоей точкой зрения. Поиграйте с ребёнком вдвоём (или в компании детей, разделив их на пары) в такую игру. Первый собеседник задаёт простой вопрос: например, «Какая твоя любимая еда?» Ребёнок отвечает. Тогда первый говорит: «Фу, это невкусно и, к тому же, не полезно. Лучше бы ты ел другое». Задача ребёнка — отстоять своё мнение, подробно объяснить, почему он считает это блюдо вкусным и полезным.
Важно!
Cледите, чтобы не дошло до конфликта и чтобы собеседники не переходили на личности.
Бумеранг
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — не зря так говорят! Пусть дети почувствуют это на себе в игре. Взрослый-ведущий предлагает игрокам дать ему различные задания, какие угодно. Кто-то из малышей ограничится скромными идеями, а кто-то наверняка захочет подшутить над ведущим: например, попросит его скакать, как мартышка, или ползать под столом. После этого ведущий говорит: «А теперь проделайте то, что вы придумали, сами». Неудивительно, что шутникам будет сложнее всего выполнить задание.
Важно!
Разрешите отказаться, если ребёнку совсем неловко, но пусть тогда он подробно расскажет о своих чувствах и объяснит, почему именно ему не хотелось вести себя так.
Эмоциональное чтение
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример:
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то звать?
Позвал дед на помощь бабку.
Неловко деду, что приходится к женщине обращаться, но делать нечего: позвал он бабку.
И так далее.
Воздушный шарик
Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно!
Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Дружеское плечо
Доверие — ключевой фактор в установлении близких и эмоционально наполненных отношений. Эта игра — отличный тест на доверие. Попросите ребёнка встать на стул, табуретку или кровать спиной к вам и упасть назад. Конечно, вы его подхватите. Доверяет ли вам карапуз настолько, чтобы не испугаться?
Важно!
В эту игру не стоит играть с детьми младше 4–5 лет — у них ещё не развито чувство страха, и для них этот опыт не будет полезен. Кроме того, они могут продолжить упражнения в любой момент, когда никто не будет их ловить. Маленьких игроков ловите сами, а, играя с подростками, можно уже попросить группу детей поймать кого-то одного, сплетя своеобразную сеть из рук.
С меня хватит!
Более серьёзная игра для школьников, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и необязательно терпеть до победы. Игроки располагаются в кругу, а один из них («жертва») садится в центре круга. Дальше попросите детей по очереди говорить что-то «жертве» — хвалить, признаваться в любви, обвинять в чем-то, задавать вопросы. В любой момент «жертва» имеет право не выдержать внимания, сказать «С меня хватит!» и выйти из круга.
Важно!
Предупредите детей, что это не конкурс, кто дольше продержится, а упражнение, которое пригодится им в жизни, поможет познать себя и испытать интересные эмоции. Если вы сомневаетесь, что игроки будут задавать приличные вопросы и не станут оскорблять, раздайте им бумажки с заранее подготовленными репликами.
Что за эмоция?
Игра, которая понравится даже самым маленьким, — своеобразная пантомима. Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите детям угадать, что это. Когда малыши начнут преуспевать в распознавании, пускай попробуют сами побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы другие угадывали.
Важно!
Спектр эмоций выбирайте в соответствии с возрастом игроков. Трёхлетка вряд ли распознает философское настроение или замешательство, а школьнику будет скучно угадывать про радость и злость.
Комплименты
Умение похвалить от души — ещё один важный для жизни навык. Эта отличная игра не только разовьёт его, но и станет прекрасным завершением любого цикла упражнений и способом поднять всем настроение. Дети садятся в круг, первый игрок говорит комплимент своему соседу справа. Тот должен поблагодарить его и похвалить уже своего правого соседа, и так до тех пор, пока круг не замкнётся.
Важно!
Маленьким детям может быть сложно делать комплименты, поэтому им полезно помогать, подсказывать. «Кажется, у Веры очень красивые глаза. Скажешь ей об этом?» «Помнишь, Максим сегодня сам завязал шнурки? Похвали его за это».
Стоить помнить, что большинство игр на развитие эмоциональной сферы хоть и более эффективны в группе, но могут быть адаптированы и для узкого круга — семьи или даже мамы с ребёнком. Ведь эмоциям есть место везде и всегда, неважно, сколько людей вокруг.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Как учить ребенка справляться с эмоциями
Полезная идея, с которой полезно познакомить ребенка – на свои чувства можно осознанно влиять. Если у тебя возникло какое – то чувство, то в твоих силах воздействовать на него, отчасти изменить его в нужном направлении. Также можно намеренно вызывать в себе чувства, которые полезны или приятны.
Как помочь ребенку понимать себя - статья о том, как помогать ребенку разбираться с внутренними переживаниями.
Серьезных схем управления чувствами ребенку не объяснить, но некоторые идеи по улучшению настроения и снижению интенсивности негативных эмоций будут хорошей основой для дальнейшего развития.
Коллекционируйте средства улучшения настроения
Когда грустно, можно:
- особенно красиво накрыть на стол
- устроить костюмированную вечеринку
- включить веселый плейлист, созданный заранее из любимой музыки
- посмотреть любимые фото (также приготовленные заранее, для подобных случаев)
- пойти во двор кормить птиц
Способов может быть бесконечное количество, они уникальны для каждой семьи. Важно передать ребенку мысль: на плохое настроение можно и нужно влиять осознанными усилиями, а не пассивно плавать в нем.
Отличная идея – завести специальную тетрадь с рецептами счастья и украсить ее вместе с ребенком.
Старайтесь минимально включать в «рецепты счастья» мероприятия связанные с едой и покупками, такие идеи часто становятся лидерами в улучшении настроения, но в будущем создают проблемы. Привычка заедать плохое настроение или покупать вещи, чтобы порадовать себя – не лучшие методы, которые можно передать ребенку. Вместо идеи – поесть пирожных, может подойти идея – выйти поиграть в футбол во дворе. Вместо идеи – купить новую игрушку, подойдет намерение попеть вместе под караоке.
Очень важно, чтобы удовольствия, которые вы выбираете для улучшения настроения, не были потенциальными создателями проблем. Делайте акцент на активности, удовольствиях связанных с взаимоотношениями людей, на тех удовольствиях, которые полностью в ваших руках и не зависят от внешних обстоятельств.
Ищите вдохновители
Одной из важнейших задач эмоционального интеллекта является порождение нужных эмоций.
Как помочь себе прийти в бодрое или вдохновленное состояние?
Как скучную уборку превратить в увлекательную игру?
Музыка, юмор, вдохновляющие семейные традиции – все это способы менять свое настроение. Чаще предлагайте ребенку САМОМУ стать творцом того, что у него внутри.
5 летний Миша не любил убирать комнату по утрам. С папой они решили найти волшебный ключ, к запусканию утреннего «уборочного настроения». Этим ключом оказалась любимая песенка. Когда Миша самостоятельно запускал волшебный ключ – работа шла веселее.
Маша не испытывала вдохновения при мысли, что ей надо мастерить открытки для близких в дни рождения. Был придуман «Супервдохновитель открыток» - просмотр любимых фотографий, связанных с именинником.
Раскладывание вещей после стирки или после поездок - скучное дело. В семье, где росли мальчики - близнецы 5 лет было решено, что на раскладывании вещей они становятся роботами, причем время работы «роботов» было строго ограничено, у них кончался заряд. В этой игре мальчики делали дело отлично и вещи были на местах.
7 летняя Ане было выделено непростое и важное домашнее дело: мыть пол на кухне. Чтобы помочь девочке, мама рассказала ей о своем детском способе мыть пол: надо было сначала рисовать геометрическую фигуру шваброй, а потом ее мыть. В такой игре мыть пол было даже увлекательно.
Нужно не просто играть с ребенком, чтобы помочь ему в каких – то делах, но и рассказывать ему об идее, что неприятные дела делать проще, если ты сможешь разбудить у себя нужное настроение: азарт, вдохновение, интерес.
Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями
Не правильно думать, что негативных эмоций нужно избегать. Чувства – важные индикаторы, связь с реальностью, человек должен воспринимать весь спектр чувств – и приятные и неприятные. (Головоломка: зачем нужны неприятные эмоции). Не надо убеждать ребенка, что хорошие детки не злятся, настоящие мальчики не боятся, а обижаются только глупцы. Все эмоции нужны для определенных целей. Они важны:
- для регуляции своего поведения
- для понимания других и возможности им сочувствовать
- для возможности делать правильные выборы и избегать того, что причиняет боль.
Но, разумеется, если ребенок сильно разозлен, боится или грустит, то разумно помочь ему перейти к более комфортному состоянию.
Гнев – одна из важнейших эмоций с самой высокой энергетикой, наиболее разрушительно действующих на отношения и на человеческий организм. Возникает гнев у детей очень часто. Это естественный ответ организма на препятствия, которые возникают в жизни ребенка. Препятствий этих, разумеется, много, волю ребенка постоянно ограничивают правилами. Всерьез работать с причинами возникновения гнева с дошкольниками нельзя, у них еще не развита достаточно возможность анализировать и строить логические цепочки. Однако, можно и нужно учить ребенка, что:
- гнев это нормальное чувство, возникающее у всех людей
- выражать гнев можно только способами, которые не вредят окружающим
Что делать с гневом
- Побуждайте ребенка сказать о своем гневе словами, просто сказать: «Сейчас я злюсь». Это вполне нормальная форма выражения гнева, но она не особенно распространена в нашем обществе, поэтому ребенка нужно этому отдельно учить.
- Предложите ребенку нарисовать свой гнев, показав вам, как он злится
Способы выражения гнева, как правило, не снижают его интенсивность. Миф о том, что выразив гнев, вы выпускаете пар, и гнев проходит, прочно засел в сознании многих, но это действительно миф. Сколько бы вы ни били подушку, ни рвали бумагу, ни топали ногами, ни кричали и не хлопали дверями, гнев от этого не уменьшится. Выражая гнев, вы стимулируете те зоны мозга, которые собственно и отвечают за само возникновение гнева. Выражая гнев, вы можете испытывать некоторое облегчение, даже удовольствие, но именно это удовольствие и становится причиной все новых вспышек гнева, за которые вам потом стыдно.
Выражать гнев, действительно, иногда необходимо, но это не способ снизить его интенсивность. Два главных способа снизить интенсивность гнева – физическая активность и изменение фокуса внимания. Помогая ребенку снизить свой гнев, предложите ему:
- Поиграть в активные игры: мяч, бадминтон, бег – все эти виды активности подойдут, если ребенок напряжен и злится. Однако, если ребенок сильно зол, то активная игра с ровесниками может закончится ссорой.
- Побыть в одиночестве. Иногда, чтобы гнев прошел, нужно просто уйти из раздражающей ситуации и побыть одному
- Рисовать или раскрашивать картинки - отличный способ снижения чувства гнева.
- Посмотреть мультфильм. От этого способа дети никогда не отказываются и он отлично помогает снизить чувство гнева. Гнев питается мыслями о мнимых или реальных притеснениях, несправедливости окружающих. А сюжет мультфильма просто прерывает эти мысли, побуждая следовать за собой.
Страх – также нередкий гость в мире ребенка, даже достаточно уравновешенного. Часть страхов эволюционно закреплены и являются возрастными явлениями, это например, страх темноты, одиночества, исчезновения близкого. Ребенок может бояться оставаться в темноте, протестовать против закрывания двери детской или не отпускать от себя маму. Большинство таких страхов проходит сами собой. Однако, как действовать, когда страшно – важный урок, который взрослые могут передать детям.
Детские страхи – одно из нормальных явлений в процессе взросления. Однако, сама по себе эмоция страха крайне неприятна, и ребенку нужно обязательно помогать справиться со своими страхами. Жизнь со страхами не должна стать нормой для ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку подружиться со страхами, необходимо создать определенную атмосферу в семье, которая будет способствовать этому процессу.
Спокойно реагируйте на страх ребенка. Нередко встречаются ситуации, когда малыш чего-то боится, а мама пугается самого факта, что ребенок боится. В итоге оба испытывают одно и то же чувство по разным причинам. Не надо сливаться с ребенком в страхе. Нужно помнить, что страхи являются нормальным явлением для ребенка, и его в этот момент нужно поддерживать, а не впадать вместе с ним в панику.
Не ругайте и не стыдите ребенка. Страх - болезненная, неприятная эмоция. Ни ругать, ни стыдить ребенка в ситуации, когда он чего-то боится, не имеет смысла. Вы добьетесь только того, что ребенок замкнется. Ребенок, лишенный в момент переживания страха поддержки, может начать испытывать общую фоновую тревогу, но не понимать, чего именно он боится. Разрешите ребенку открыто говорить о своих страхах. Иногда достаточно открыть тему страха, чтобы преодолеть этот страх.
Обеспечьте ребенку достаточную физическую активность. Чем больше у ребенка возможностей для физической активности, тем лучше он справляется с эмоциональными проблемами, в том числе и со страхами.
Обеспечьте ребенку общение со сверстниками. Исследования показывают, что дети, имеющие много контактов со сверстниками, меньше подвержены страхам.
Не запугивайте ребенка, решая педагогические задачи. Один из самых варварских способов добиться соблюдения дисциплины от ребенка – хорошенько его напугать.
За психологической консультацией обратилась семья с 4 летней дочкой. У девочки было много страхов – темноты, злых героев и проч., это беспокоило родителей. После того, как мы обсудили стратегию выхода из сложившейся ситуации, отец девочки неуверенно сказал: «И, наверное, не надо говорить, что ее унесет Баба Яга, если она спать не будет». Оказалось, что у девочки имелись сведения о том, что если она откроет глаза после определенного времени, то ее украдет Баба Яга. Родители творчески подходили к вопросу засыпания и даже не ленились устраивать инсценировки с рычанием у двери, считая это вполне нормальным, освещенным вековой традицией способом уложить ребенка спать.
Пугать ребенка тем, что его украдут на улице, заберут злые герои, отдадут в детский дом - значит намеренно повышать его тревожность! Родители могут получить от этого сиюминутную выгоду (ребенок, например, с перепугу закрывает глаза и пытается уснуть или перестает капризничать), но в долгосрочной перспективе это губительная тактика.
Когда выполнены вышеописанные условия, можно попробовать применить специальные приемы для преодоления страха.
- Уничтожение фантастических героев и объектов страха. Этот способ очень хорошо работает с маленькими детьми. Если ребёнок боится картинки, какого - то предмета, или прочих материальных вещей, вы можете просто уничтожить объект страха, убрав его из зоны видимости ребенка.
С невидимыми персонажами страхов также можно «бороться» физическими средствами. Например, можно изготовить спрей «Антимонстр». Вы можете взять флакончик с водой, наклеить на него картинку, где изображен перечеркнутый монстр или персонаж, который вызывает у ребенка страх. Когда вам надо оперативно среагировать на страх, вы быстренько разбрызгиваете воду в «опасные места», тёмные углы спреем «Антимонстр». Такой прием работает очень хорошо.
Конечно, у всех родителей должна быть волшебная палочка, с помощью которой они прогоняют страхи из-под кроватей. То есть, если ребёнок видит монстров, надо серьёзно к этому отнестись и сказать: «Да, я тебе верю, и все эти монстры отлично меня слушаются, теперь я их прогоняю».
Когда мы сталкиваемся со страхами ребенка, опасность является виртуальной, поэтому мы справляемся с ней волшебными способами.
- Постепенное снижение чувствительности. Постепенное приближение к пугающему объекту, его изучение снижают страх перед ним. Иногда дети интуитивно используют этот способ преодоления страха. Например, ребенок может смотреть страшный для него эпизод из другой комнаты или рассматривать пугающую картинку в зеркало или стекло шкафа. В этом случае ребёнок не полностью уходит от того, что его пугает - он хоть одним глазком, но смотрит.
Такая же тактика может применяться взрослыми, когда нужно помочь ребенку преодолеть страхи. Если ребенок боится собак, не надо обходить всех собак за версту. Постепенно нужно приближаться к объекту страха. Нужно изучать породы собак, рассматривать картинки в книжках или Интернете. Можно смотреть кино про добрых, хороших и полезных собак. Полезно наблюдать за собаками - сначала издалека, потом, когда ребенок будет готов, подходить все ближе и ближе. Когда ребенок будет готов, его можно будет познакомить с мирной собачкой декоративной породы.
В книге, предназначенной для совместного чтения с ребенком «Тайное общество покорителей страха» я описала этот принцип обращения со страхом – если что-то пугает, надо приближаться к этому постепенно, а не избегать этого. Книга подходит детям от 6 лет.
- Проигрывание пугающих ситуаций также можно считать постепенным приближением, овладеванием объектом страха. Например, если ребёнок боится купаться в ванне, предложите ему игру, в которой он купает кукол. Если малыш боится заходить в ванну, можно купать кукол сначала в тазике в комнате. Возможно, в начале игры в нем даже не будет воды, если вода вызывает страх у ребенка. В процессе игры вы постепенно вносите в нее новые элементы – переносите место действия в ванную комнату, предлагаете ребенку сесть в ванну вместе с его куклами, начинаете использовать воду. Так происходит адаптация ребенка к пугающему фактору.
Точно так же можно поступить в том случае, если ребёнок боится расставаться с мамой в детском саду. Играйте с ребёнком в детский сад, например, возьмите двух игрушечных медвежат и проиграйте ситуацию, когда мишка ведёт своего маленького мишутку в садик, и там они расстаются. Предлагайте ребенку роли разных персонажей в этой игре.
- Спонтанная игра. В этом случае вы не предлагаете ребенку проигрывать конкретную ситуацию, а просто предоставляете ребёнку пространство и время для игры. Игра для детей является психотерапевтическим средством, они естественным образом преодолевают в игре свои эмоциональные затруднения, в том числе страхи. Использование этого простого приема иногда связано с трудностями у тех родителей, которые делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, у которых дети «дурака не валяют». Родителям важно помнить, что игра это именно та деятельность, которая ведет к развитию психики ребенка и ее невозможно заменить никакой другой активностью.
Спонтанная игра ребенка может быть весьма однообразной, ребенок может сотни раз проигрывать одну и ту же ситуацию, если она является для него болезненной. Часто он просит родителей участвовать в такого рода игре. Важно помнить, что многократное проигрывание какой – то игровой ситуации необходимо ребенку и не стоит вмешиваться в такого рода игры, пытаясь внести в них разнообразие.
В некоторых случаях страхи ребенка не удается победить самостоятельно, и родителям приходится обращаться к психологу. Это стоит сделать, если:
- Все предложенные выше методы не срабатывают.
- Страхов становится больше, они растут как снежный ком.
- Страхи очень серьёзно дезорганизуют жизнь в семье. Например, вы вынуждены всей семьей спать со светом или не можете совместно выходить из дома.
Грусть, печаль – одна из важных и неприятных эмоций человека, со сниженной энергетикой, в отличие от гнева или страха, которые, напротив, наполняют человека энергией для бегства или атаки. Как и другие эмоции грусть необходима человеку, ее осознание не опасно, часто она важный индикатор того, что нечто идет не так. Имея такой индикатор вы можете правильно выстроить жизненные стратегии. Грусть нуждается в выражении, часто возможность сказать себе или близким, о своей грусти необходима, и этого достаточно для того, чтобы получить облегчение и почувствовать поддержку.
Выражение грусти, однако, не должно превращаться в непрерывное плавание по волнам печали.
Привычка все время предъявлять близким свои страдания может формироваться, если реакция близких на эти страдания преувеличенно яркая, люди тогда как бы сливаются в переживании печали. Так, если вы подчеркнуто эмоционально реагируете именно на выражение страдания и грусти своего ребенка, выдаете целый спектр подкрепляющих реакций, если ребенку плохо: он поранился или загрустил, то велика вероятность, что именно такие эмоции станут для ребенка ведущим способом получить поддержку близких. И он будет постоянно предъявлять свои страдания в надежде на поглаживания. Такие люди всем известны, они постоянно рассказывают как им плохо, надеясь получить поддержку окружающих, это их главный канал эмоционального питания.
Механизм такого перекоса нетрудно понять: родители стремятся утешить и поддержать ребенка в ответ на его негативные эмоции, жалеют его особенно тепло именно в тот момент, когда ему плохо. Иногда становятся преувеличенно ласковы, иногда даже покупают утешительные подарки. И бессознательно у ребенка может закрепиться связь между любовью близких и собственным несчастьем (или даже болезнью). Хочешь, чтобы тебя любили – будь несчастен!
Не стоит и говорить, что такой исход крайне нежелателен. Чтобы этого не произошло, придерживайтесь трех важных стратегий:
- Реагируйте на ВСЕ эмоции ребенка, а не только на страдание. Старайтесь чаще объединяться с ребенком именно в позитивных переживаниях, будьте с ним, когда он счастлив или спокойно доволен. Часто получается, что когда ребенок спокоен, благополучен или мирно чем - то заинтересован, родители почти не включены эмоционально в его жизнь. Зачем, когда все идет нормально? Но, именно в эти благополучные моменты нужно включаться и поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, тогда они будут повторяться чаще. А если родитель эмоционально «просыпается» только когда ребенку плохо, то ребенок весьма вероятно научится это «плохо» культивировать для привлечения внимания родителей.
- НЕ преувеличивайте реакцию на грусть или страдание ребенка. Конечно, вы хотели бы поддержать своего любимого ребенка, даже стереть его негативные эмоции. Но, все же, не стоит реагировать на них, как на природный катаклизм. Человек полностью готов к переживанию всего спектра естественных эмоций, они ему не вредят. Поэтому, видя грусть своего ребенка, не нужно бросать все силы на ее преодоление, не нужно чувствовать личную ответственность за возникновение этой грусти и свой долг как можно скорее ее уничтожить. Вы не хозяин эмоциям ребенка, они, как правило, вне зоны вашего контроля. Реагируйте на эмоции ребенка понимающе, но довольно спокойно. Родители, слабо чувствующие личные границы реагируют на плачь ребенка, как на катастрофу, впадая почти моментально в такое же состояние. У эмоционально несдержанных родителей растут такие же дети именно из – за своеобразного заражения эмоциями: эмоция одного члена семьи сразу становится общей. Люди не умеют отделять себя от чужих эмоций, позволять другому переживать свою эмоцию не сливаясь с ним.
- Не игнорируя грустные переживания, держите курс на радость.
Отличная игра описана в известном романе для детей «Полианна». Главная героиня ищет положительные моменты в жизни, невзирая на весьма тяжелые обстоятельства. Она называет это «игра в радость». Эта тактика действительно может стать отличной жизненной стратегией.
«Игра в радость» не имеет ничего общего с перечеркиванием отрицательных эмоций, их вытеснением. Но благодаря постоянному поиску позитивных моментов в жизни общий настрой становится более жизнеутверждающим.
© Елизавета Филоненко
mama-papa-help.ru