Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? Как заставить ребенка 8 лет делать уроки
Как заставить ребенка делать уроки: поверенные способы. Учите своего школьника самого учиться дома! - Женское мнение
С этим знакомы родители первоклашек и девятиклассников, особенно актуальна проблема уроков для родителей подростков. Праздничные мгновения «Дня знаний» уступают место суровым будням.
Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, возникают трудности. «Ребенок не хочет за уроки», — жалуются молодые родители. Ситуация знакомая большинству мам и пап. Бесполезны угрозы, уговоры. Усиливается непонимание, обостряется конфликт, проблема усугубляется. Как найти компромиссное решение? Попробуем разобраться вместе.
Ищем причину
Прежде, чем лечить болезнь, устраните причину ее возникновения. Почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание? Психологи называют несколько причин:
•устал из-за непривычной нагрузки;
•отсутствует мотивация;
•скучно, неинтересно;
•сомневается в собственных познаниях;
•не умеет трудиться самостоятельно;
•ленится, капризничает;
•плохие взаимоотношения с учителями, одноклассниками.
Найдя ответы, придется приложить немало усилий, налаживая отношения ребенка с домашними заданиями, восстанавливая взаимопонимание.
Пути решения проблемы
Боремся с усталостью
Даже взрослому человеку порой трудно справиться с усталостью. А перед нами ребенок, в жизни которого произошли большие перемены. Ежедневная учебная нагрузка (три — четыре урока), эмоциональное напряжение (новая обстановка, дисциплина, учитель), непрерывная умственная работа — все утомляет малыша. Дома хочется отдохнуть, расслабиться. Предоставьте такую возможность. Не заводите разговор о школе с порога. Предложите сесть за приготовление домашнего задания спустя два — три часа. Снизить утомляемость, преодолеть усталость поможет правильный распорядок дня. В нем обязательно должно быть время для игр, прогулок. Если в составлении режима примет участие маленький школьник, он будет стремиться его выполнять.
Полезный совет. Прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, крепкий сон станут помощниками в борьбе с усталостью маленького ученика.
Ищем мотивацию
Часто ребенок не понимает, для чего вместо веселых игр должен решать примеры, писать упражнения, читать. Отсутствует мотивация — важная составляющая успешности в учебном процессе. Доверительные беседы о мечтах, планах постепенно решают проблему. Поделитесь жизненным опытом, расскажите о жизни хорошо знакомых людей.
Заинтересовываем
Интерес к занятиям проявляют далеко не все дети. А если ребенку (особенно младшего школьного возраста) скучно, его трудно добровольно заставить заниматься. Изменить ситуацию поможет фантазия родителей. Элементы игры, соревнования пробуждают интерес к занятиям. Необходимо объяснять, для чего нужно выполнять задания дома. Поощрять положительные результаты, не скупиться на похвалу.
Психологи считают, что нельзя пытаться подкупить ребенка, обещая материальное вознаграждение за хорошие отметки. Метод будет работать короткий промежуток времени. Заинтересованность воспитывают постепенно.
Полезный совет. Не стоит ставить условия. Например: « Если ты будешь хорошо учиться, то мы…». Правильнее поощрять за итоги. К примеру: «Ты не получил за всю неделю ни одной плохой оценки. Поэтому в выходные …»
Вселяем уверенность
Заниженная самооценка часто является причиной негативного отношения к домашнему заданию. Ребенок неуверен в знаниях: не понял объяснение учителя во время урока, не нашел ответ на вопрос в учебнике. Ему не хочется учить уроки. Он боится не справиться. Задача родителей, спокойно разобравшись, оказать помощь. Не решать задачу, а объяснить трудное место. Предложить поработать на черновике самостоятельно. Не ругать за ошибки! Совместными усилиями искать правильное решение. Акцентировать внимание на успехе, даже незначительном. Это сделает ребенка увереннее. Он перестанет бояться ошибочного ответа.
Полезный совет. Отмечая достоинства, старайтесь быть объективными. Завышенная самооценка — плохой помощник в достижении намеченной цели.
Приучаем к самостоятельности
Нередко дети, достигшие школьного возраста, оказываются неприученными к самостоятельному труду. Родителям проще и быстрее одеть ребенка, убрать за него разбросанные игрушки, чем вступать в пререкания с любимым чадом. Если дело обстоит именно так, для него будет сложной задачей собрать портфель без вашей помощи, приготовиться к выполнению уроков. Главное — проявить терпение, доходчиво объяснить, почему это необходимо делать самому.
Полезный совет. Маленький школьник проявил инициативу: захотел делать уроки самостоятельно. Используйте свободное время, чтобы приготовить для него сюрприз: что-нибудь вкусное или полезное (отремонтируйте сломанную игрушку, сшейте кукле наряд).
Прогоняем лень
Иногда причиной нежелания садиться за уроки является обычная лень. Избалованный ребенок не будет делать то, что ему неприятно. Он не привык напрягаться, прилагать усилия для достижения цели. В этом случае родителям необходимо изменить тактику. Действовать не только пряником, но и кнутом. Можно не покупать новую игрушку, отменить поход в развлекательный центр, запретить игру в планшете. Наказания постепенно заставят ребенка справляться с ленью, так как желание заниматься любимым делом окажется сильнее.
Полезный совет. Ребенок должен знать: поленился сделать вовремя домашнее задание, сократил время отдыха.
Гасим конфликт
Конфликт с педагогом, ссора с одноклассниками негативно сказываются на отношении к учебе. Ребенок не хочет делать уроки, посещать школу, замыкается в себе. Если в семье доверительные отношения, можно найти компромиссное решение. Пойти в школу, поговорить с учителем, пригласить в гости одноклассников. Иногда требуется профессиональная помощь психолога. В безвыходной ситуации следует поменять школу, учителя, обстановку.
Полезный совет: Психологическая атмосфера в школе сказывается на успеваемости. Стрессовая ситуация ухудшает здоровье ребенка. Своевременное вмешательство родителей поможет избежать последствий.
Перенимаем опыт
Родители со стажем советуют:
1.Не давайте негативную оценку работе ребенка. Скажите, что вы расстроились от его неудачи и надеетесь, что следующая попытка будет успешной.
2.Не скупитесь на похвалу, поменьше критических замечаний.
3.Примером добросовестного отношения к своим обязанностям должны служить сами родители. Работайте в первую очередь над собой.
4.Не называйте ребенка «глупым», «медлительным», «неаккуратным». Он поверит в это. А быть плохим гораздо проще, чем стараться быть хорошим.
5.Откровенно рассказывайте о своих ошибках и промахах. Убеждайте ребенка: он не исключение из правила. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6.Не акцентируйте внимание на отметках в дневнике. Знания и осознанное понимание предмета гораздо важнее.
7.Чаще говорите детям о любви. Успехи в учебе не должны сказываться на взаимоотношениях.
8.Помните: ребенок личность — требующая уважительного отношения. Но он нуждается в помощи, поддержке, понимании.
Без качественного выполнения домашнего задания невозможно приобрести качественное образование. Эту истину должны усвоить и дети, и родители.
zhenskoe-mnenie.ru
Как заставить ребенка самостоятельно делать уроки. Мой малыш. Современный медицинский портал
» Мой малыш
Ребенок не хочет делать уроки
Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?
Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине – ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз патологический лентяй , родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.
Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.
В вашем браузере отключен JavaScript
Ребенок боится неудачи
Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».
Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.
Ребенок не понимает предмет
Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.
Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.
Ребенку не хватает любви и внимания
Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают нехватку родительского внимания и любви. и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.
В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.
Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.
Как приучить ребенка самостоятельно делать домашнее задание?
Чем обычно пугают родителей, чьи дети только собираются в первый класс? Правильно, выполнением домашнего задания.
И действительно, очень часто встречается ситуация, когда умный и развитый ребенок, который не ленится в магазин сходить или в комнате прибраться, вдруг отказывается делать уроки. Почему так происходит и как поступать в таких случаях родителям?
Проблема с выполнением домашнего задания, даже совсем простого, может появиться в любом возрасте. Одни дети могут начать упрямиться в этом вопросе уже через месяц после того, как пошли в первый класс, а другие – спустя несколько лет примерной учебы. Какие причины способствуют появлению этой проблемы и как с ними справиться?
Бывает, что ребенок хорошо учится и успевает не только делать домашнее задание, но и посещать кружки и секции. Однако чем младше школьник, тем сложнее ему выдерживать такие нагрузки: в первом классе дети зачастую утомляются от одной только школы, не говоря уже о дополнительных занятиях. При таком ритме велик риск, что скапливающаяся усталость приведет к потере интереса к учебе, невнимательности, неусидчивости.
Первое, что следует предпринять в таком случае – это снижение нагрузки. Конечно, каждый родитель надеется вырастить из своего ребенка умную и разносторонне развитую личность, однако не стоит испытывать нервную систему школьника, отдавая его на плавание, иностранный язык и рисование одновременно.
Страх ошибиться и поднятым на смех одноклассниками
Ребенок может бояться допустить ошибку и быть поднятым на смех в коллективе. Особенно это касается детей, имеющих за плечами подобный негативный опыт. Боязнь оказаться в глупом положении может быть настолько велика, что это мешает сосредоточиться и задействовать свои способности и знания при выполнении домашних заданий или самостоятельных работ в школе.
Постарайтесь создать условия для того, чтобы ребенок поверил в свои силы. Хвалите его за правильно выполненные задания, даже если это произошло не с первого раза. Если ребенок чем-то увлекается вне школы, поддержите его. Достижение успехов в других сферах придаст ему уверенности в себе, что скажется и на школьном обучении.
Желание привлечь к себе внимание
Иногда ребенок может отказываться от выполнения уроков и для того, чтобы привлечь к себе внимание. Такое поведение обычно свойственно детям, которые чувствуют себя покинутыми по разным причинам: родители реже обнимают и целуют по сравнению с прошлыми годами; в семье появился младенец, и все внимание теперь достается ему и т. д.
В таких ситуациях ребенок с хорошим поведением не может привлечь к себе родительского внимания. Зато стоит только сделать что-то неправильно, как оба родителя сосредотачиваются только на нем. При этом ему неважно, что его ругают, а не хвалят. Главное – он наконец-то в центре родительского внимания. А что еще может вызвать такой интерес к ребенку, как не отказ от выполнения домашнего задания?
В таких случаях необходимо честно проанализировать свои отношения с ребенком. Как давно вы говорили с ним по душам? Не боитесь ли вы лишний раз приласкать или обнять его под предлогом, что он разбалуется? Старайтесь чаще показывать ребенку, что он вам дорог, проводите больше времени вместе, чаще общайтесь дома и на улице. Постарайтесь выкроить хотя бы 20-30 минут своего времени для того, чтобы не отвлекаясь на домашние дела или домочадцев, спокойно пообщаться с ним, например, перед сном.
Особенности развития познавательной сферы
Возможно, ваш ребенок не справляется с усвоением нового материала до конца и домашние задания для него объективно слишком сложны. Если это так, то попытки надавить на него будут встречены еще большим упрямством.
В таких случаях следует, не откладывая, посетить психолога, который проведет диагностику познавательной сферы ребенка и определит уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, интеллекта. По результатам исследований специалист подберет развивающие занятия, которые помогут ребенку наверстать упущенное.
Отсутствие мотивации
Отсутствие мотивации и как следствие лень и равнодушие к результату. Бывает и так, то ребенку просто неохота возиться с уроками. Он не видит смысла в учебе, не понимает, зачем на нее нужно тратить столько времени. Уроки, если удается заставить ребенка приняться за них, делаются кое-как, с расчетом на то, чтобы родители поскорее отвязались.
Объясните ребенку, для чего нужно выполнять домашнее задание. Скажите, что школа – это первый «офис», а уроки – важная работа ученика и чем старше и умнее становится ученик, тем более сложную работу он может выполнять.
Попробуйте дать ребенку немного самостоятельности, это поможет пробудить у него чувство ответственности за свои поступки. Предложите ему составить график выполнения уроков с учетом его мнения. Скажите, что доверяете ребенку, т. к. он уже не малыш и сумеет правильно распланировать свое время.
Придайте скучному и нудному процессу выполнения домашнего задания элемент соревнования и игры. Начисляйте за каждый выполненный без напоминаний урок определенное количество баллов, а за неоднократные понукания, наоборот, списывайте их. Записи ведите на листке бумаги, который можно повесить на видном месте. В конце недели подсчитывайте общее количество баллов и выдавайте ребенку заслуженный приз: игрушку, поездку в парк, поход в кино или просто что-нибудь вкусненькое.
Уроки – головная боль многих родителей. Чтобы изменить отношение ребенка к их выполнению может понадобиться довольно много времени. Придерживаясь выбранной стратегии будьте последовательны, спокойны и терпеливы, и тогда результат вас не разочарует.
Когда я училась в школе, то мама каждый день мотивировала делать домашнюю работу разными мелкими приятными наградами. Например, говорила, что если справлюсь с заданиями за час, то получу киндер-сюрприз. Или новую книжку. Или набор цветных ручек. В таком вот духе. Срабатывала ее тактика на ура. А когда я заканчивала с заданиями, она приходила, садилась со мной и проверяла все ли верно сделано и объясняла, где я допустила ошибку.
Начать следует с того, что заставлять ребенка что-либо делать – это неправильно. Ваш ребенок, пусть маленький, но человек. А значит, с ним всегда можно договориться и объяснить то, что вы от него хотите. Главное – начать делать это с раннего детства, особенно если речь идет об уроках. Будем разбираться в проблеме постепенно.
Ребенок не хочет делать уроки
Пока ваш малыш ходил в сад, проблем не было. Он с удовольствием выполнял все задания, с радостью прибегал на помощь в домашних делах. И вдруг, в школе его как подменили. Не забывайте, что выполнение домашних заданий систематично и ежедневно непривычно для ребенка. Он устает, внимание рассеивается, и малыш попросту теряет интерес и мотивацию.
Еще одной причиной, почему ребенок не хочет и не учит уроки, может стать психологический дискомфорт. Бывает, что внешне никаких признаков для беспокойства нет. Не забывайте, ваш малыш находится внутри нового коллектива: учителей и одноклассников. И важно определить, как складываются с ними взаимоотношения. Довольно часто встречаются ситуации, когда из-за каких-то ошибок вашего малыша осмеивают, и учителя не придают этому значение, но у ребенка сформировывается страх и боязнь перед дальнейшими ошибками – он попросту боится выполнять задания. Особая опасность такой ситуации – ребенок может замкнуться в себе, отгородиться от мира. Высока вероятность появления заторможенности и в дальнейшем невроза. Если вы столкнулись с подобной ситуацией – незамедлительно обращайтесь к детскому психологу в школе. Без профессиональной помощи здесь не справиться! Если не устранить эту причину, в дальнейшем у ребенка может появиться невроз, перетекающий в нервные срывы и проблемы с психикой.
Как приучить ребенка делать уроки?
Ваша задача, как родителя, помочь ребенку грамотно распределить время для выполнения заданий и отдыха. Обязательно составьте расписание, введите режим, чтобы приучить ребенка садиться за домашние задания вовремя.
Сначала после школы нужно не только пообедать, но и отдохнуть. Договоритесь со своим ребенком, что отступать от распорядка нельзя. Оговорите с ним штрафные санкции. Например, на время лишение удовольствий: отлучение от телефона, компьютера. Запрещать в качестве наказания занятия в секциях нельзя – с наступлением школьной поры время для физических нагрузок и так резко сократилось.
Приступая к работе, сразу же разложите учебники и тетради слева на столе. По мере выполнения заданий, перекладывайте их в правую часть. Так ребенок наглядно будет следить за процессом.
Как уговорить ребенка делать уроки?
Объясните вашему ребенку, что учеба – это в первую очередь для него, для его развития и роста, а не для родителей. Первое время ребенку будет просто необходима ваша помощь. С младшими школьниками очень хорошо работает метод «поменяемся местами». Школьнику будет очень приятно побыть в роли учителя и научить вас чему-нибудь или объяснить материал. Это поможет заинтересовать ребенка учить уроки. Превращайте выполнение легких заданий в игру – если малышу надо что-то запомнить, расклеивайте по квартире листки с текстом или стихотворением.
Как помочь ребенку с уроками?
Делать ли с ребенком уроки? Ваша помощь в большей степени будет заключаться в другом. Вы должны научить его:
самостоятельно выяснять непонятные моменты в школе у учителей;
запоминать нужную информацию;
самостоятельно контролировать качество выполненных работ.
Помните! Вы не должны делать домашнюю работу за своих детей! Но они должны знать, что всегда могут положиться на вас, попросить помощи или совета.
Младшие школьники требуют огромного терпения и безграничной любви. Именно сейчас важно поддержать их, не оставив наедине с проблемами. Берегите и заботьтесь о своих детях!
Каждый родитель мечтает о том, что его ребёнок непременно будет хорошо учиться, легко с желанием выполнять домашнюю работу. Но как приучить малыша, чтобы эта работа приносила ему радость, знают не все?
Само применение фразы «заставить делать» по отношению к ребёнку, который только учится учиться неприменимо. Важно правильно построить в детском сознании само понимание ребёнком того, что он делает, используя самые лучшие методы и полезные игры.
Начните с самых простых правил. Если вы получаете задания в детском саду или на занятиях в клубе по развитию способностей что-то склеить, нарисовать, слепить всегда выполняйте их, даже, если вам это сделать сложно из-за отсутствия времени или других причин.
Приступайте к делу без спешки, не делайте эту работу за ребёнка, говоря ему, что у вас нет времени ждать, да он и не сможет выполнить красиво.
Пусть первое изделие будет не идеальным, главное, что ваш малыш поймёт, всё, что задано на дом, надо выполнять. Дома не бойтесь доверить ребёнку простые действия, принести, что-нибудь, сложить вещи, убрать посуду. Эти правила приучают малыша к послушанию и вниманию к вашим поручениям.
Всегда хвалите ребёнка за выполненное задание, но не захваливайте и не засыпайте подарками за дела, которые являются простыми обязанностями.
Когда же наступает время подготовке к первым учебным действиям, важно понимать психологию и возрастные особенности ребёнка. В возрасте от пяти лет, когда начинается активное приучение малыша к учёбе, в привыкании к выполнению уроков поможет строгое следование режиму и чередование умственной и двигательной деятельности.
Вы начали занятия в подготовительной группе или специальном учреждении, естественно вы будете получать домашние задания. Если вы ходите в детский сад, времени на выполнение задания вечером вы не найдёте, да и малыш будет не готов выполнять работу после шести вечера. Отложите выполнение письменных заданий на выходные, а рабочие дни посвятите устным речевым упражнениям, заучиванию стихотворений, счёту.
Для письменных заданий выделите время в выходные или до одиннадцати часов дня, или с четырёх до шести вечера. Выбрав время для выполнения домашних заданий, не меняйте его. Ребёнок привыкнет к выполнению работы и не пропустит время выполнения заданий в следующий раз.
Промежуток выполнения домашнего задания нужно начинать с пятнадцати-двадцати минут. А каждые пять минут обязательно проводить весёлые разминки, но без шалостей и отвлечения от главной цели.
Кроме того, ребёнка очень организует его рабочее место. Для уроков должен быть свой стол, всегда подточенные карандаши, обёрнутые с закладками учебники и тетради. Все учебные принадлежности должны быть на своих местах.
С первых дней объясните малышу правила обращения с ними и тогда в нужный момент ластик и карандаш всегда будут на месте, а на страницах учебника не появится смешная рожица.
С возрастом время выполнения занятий малыша будет увеличиваться, но приученный к режиму работы над домашним заданием ребёнок ни за что не будет капризничать и прятаться под стол, со стоном: «Не хочу»! Он знает, как приятно слушать похвалу в свой адрес за выполненные дома задания. С наступлением школьной поры задания будут усложняться, появятся новые обязанности, которые будут сопровождать вашего ребёнка.
Главное, преодолевать этот путь совместно, не оставляя выполнение домашних заданий на потом.
Лучшим помощником в регулярном выполнении уроков может стать дневник. Объясните ребёнку, что в дневник он заносит не только, то, что задано, но и приучается не забывать о важности школьных дел, регулярном выполнении домашних заданий. Сначала вместе с ребёнком складывайте портфель, а затем покажите, что в этом ему может помочь дневник.
Искренне интересуйтесь успехами малыша, подставляйте плечо во время неудач. Никогда не говорите, что учить какой-либо дающийся с трудом урок, бесполезно, всё равно ты получишь низкую оценку. Наоборот, объясните, что только систематическая подготовка к тому или иному предмету приведёт к самым лучшим результатам. Ещё одно правило для взрослых одинаковое отношение к домашним заданиям по всем предметам и тем, которые принято считать основными – русский язык, математика, чтение и к остальным, таким, как окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.
Нет ненужных предметов, каждый из них развивает вашего ребёнка, приучает выполнять домашние задания регулярно и полностью. Именно из кажущегося таким ненужным окружающего мира в старшей школе появятся физика, химия, история, география и много других предметов. Не секрет, что с переходом из начальной школы у многих детей резко падает успеваемость.
Причины бывают разные, но главная из них в том, что многие дети с трудом перестраиваются на новое расписание, в котором появляются новые предметы. Ещё сложнее воспринимать их всерьёз, ведь родители не всегда настаивали на выполнении «второстепенных» уроков, учительница за четыре года хорошо знавшая ребёнка жалела и не всегда ставила отрицательную оценку. А в старших классах учителей столько, сколько и предметов и задания требуют выполнять постоянно.
Если ребёнок не приучен к выполнению заданий с первых дней, катастрофы не избежать. Конечно, не стоит загружать ребёнка так, чтобы он не мог поднять голову от учебников и заданий, но хотя бы одну секцию или кружок по интересам и способностям малыш посещать в силах. Это тоже вполне сможет его организовать и поможет с пониманием относиться к выполнению домашних заданий.
Даже, если ваш рабочий день заканчивается очень поздно, ребёнок должен знать, что вы проверите выполненные им домашние задания. Вы всегда готовы выслушать его проблемы и прийти ему на помощь.
Не забывайте, что контроль, а не назидания помогут вашему малышу приучиться выполнять задания, только иногда обращаясь к вам за советом. Но вы должны быть всегда готовы прийти на помощь ребёнку, чтобы отыскать нужного писателя, провести опыт с кусочком льда или написать рассказ о вашей дружной семье.
Рекомендовано для Вас:
mama12.ru
Как приучить ребенка делать уроки: борьба с ленью |
1 февраля, Александра Бондарева
Начнём с того, что заставлять ребенка что-либо делать — ни в коем случае нельзя. Ребенок – пусть еще маленькая, но все-таки личность. А значит с ним можно договориться и попытаться объяснить то, что от него требуется мирным путем.
Потому перед тем, как заставить ребёнка делать уроки, определи причины, приводящие его к этому, и попробуй их устранить.
Почему ребенок не делает уроки
Если твой ребенок отказывается делать уроки, причин для этого может быть несколько, начиная от банальной избалованности до психологического дискомфорта, который он может испытывать во время выполнения домашних заданий. Выяснив причину, ребенка с легкостью можно настроить на нужный лад.
Отсутствие опыта. В младших классах, после перехода ребенка из детского садика во «взрослую» школьную жизнь, он начинает испытывать стресс от навалившихся на него обязанностей. От непривычки ребенок быстро устает, его внимание рассеивается и ему становится скучно и неинтересно выполнять домашнее задание. Чтобы облегчить учебный процесс, сделай выполнение уроков интересным и разнообразным, и мотивируй ребенка на их выполнение.
Отсутствие ответственности. Банальная лень чаще всего является причиной нежелания заниматься и делать уроки. Объясни ребенку, что выполнение уроков – это часть его семейных обязанностей, настолько же важная, как для родителей их работа. Убеди его, что не выполняя домашнее задание, он может лишиться определенных благ. В этом моменте главное – не запугать малыша наказаниями, а просто лишить чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье – это неэффективно.
Трудности с усвоением. Бывает, что ребенок отказывается выполнять какой-то один школьный предмет, начиная отвлекаться, откровенно скучать и зевать. Это значит, что с этим предметом возникли сложности по усвоению материала и ребенок нуждается в твоей подсказке и помощи. Разбери с ребенком все непонятные моменты в задании, старайся заинтересовать и привлечь его внимание, иначе сложности надолго отобьют охоту выполнять уроки.
Страх перед ошибками. Это психологический дискомфорт, который ребенок может испытывать после первых неудач по выполнению уроков. Возможно кто-то в классе (учитель или товарищи) осмеивал ошибки малыша и дразнил его по этому поводу, а у ребенка сформировалась боязнь перед совершением ошибки и неуверенность в своих силах. В этом случае, поможет только внимание со стороны родителей и их понимание ситуации. Не ругай ребенка за ошибки, старайся вместе с ним прорабатывать их, обращай на малыша больше внимания.
Нехватка внимания. Часто бывают и такие случаи, когда ребенок отказывается от выполнения домашнего задания, чтобы привлечь внимание родителей к своим проблемам. Помни, что ребенок – главный человечек в твоей жизни и старайся уделять ему побольше внимания и интереса к его жизни.
Если тебе трудно найти первопричину отказа от выполнения домашнего задания и достучаться до своего чада, собери семейный совет. Главным на этом совете должен быть сам ребенок, чтобы он мог почувствовать себя значимым и полноценным членом семьи. Вместе обсудив проблему, составьте план по ее решению (план должен писать сам ребенок!), вывесите его на видном месте и действуйте согласно намеченному, периодически обсуждая результаты на семейном совете.
Такие действия помогут ощутить ребенка себя взрослым и самостоятельным, научит решать проблемы и ощущать всегда твою поддержку и помощь.
Приучаем ребенка делать уроки
Разобравшись с причинами нежелания ребенка делать уроки, постарайся организовать процесс выполнения домашнего задания так, чтобы он был для ребенка интересным, необременительным и постепенно приучал к самостоятельности.
К выполнению домашнего задания ребенок должен приступать бодрым и отдохнувшим. Поэтому сначала дай ребенку пообедать и отдохнуть после школы. Но контролируй, чтобы отдых не затянулся до вечера, когда ребенок станет уже вялым и сонным.
Составь расписание и режим дня, в котором четкое время должно уделяться выполнению домашнего задания. Для его составления привлеки ребенка, чтобы он тоже чувствовал ответственность за его выполнение. Сразу же оговорите штрафные санкции за отклонение от плана: отлучение от компьютера, игр (но не от занятий в спортивных секциях!).
Хвали ребенка за каждое, пусть небольшое, достижение и поощряй его к выполнению новых – пусть ребенок чувствует собственную значимость.
Сделай в глазах ребенка «неучение» немодным. То есть, на своем примере или примере близких и знакомых людей объясни, что дает хорошее образование и почему без него не обойтись.
Позволь ребенку самостоятельно планировать порядок выполнения домашнего задания. Дай ему возможность начать с того, что менее всего получается, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Правильно организуй свою помощь при выполнении домашнего задания – здесь важно найти «золотую середину». То есть, не стоит полностью делать уроки за ребенка и постоянно сидеть над ним – дай ребенку свободу и подключайся только к тем заданиям, в которых без твоей помощи просто не обойтись.
Наберись терпения. Не осуждай, не ругай , не кричи на ребенка, если у него сразу не все получается. Это может отбить у него навсегда охоту заниматься дальше и задавать вопросы, если ему что-то непонятно.
Обязательно делайте перерывы в работе. Чтобы ребенок не утомлялся и эффективней выполнял домашнее задание, он должен делать небольшие перерывы в 10-15 минут, чтоб отвлечься и дать мозгу отдохнуть.
Не превращай выполнение домашнего задания в наказание. Не заставляй ребенка переделывать работу, если он что-то сделал не так – лучше объясни непонятное, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Пустое переписывание не только делает выполнение уроков скучным занятием, но и убивает у ребенка веру в себя и собственные силы.
Запомни, что главная твоя помощь при выполнении домашнего задания – не заставить ребенка вызубрить урок и правильно решить задачу, а научить ребенка «УЧИТЬСЯ» и радоваться своим пусть небольшим достижениям.
amazingwoman.ru
Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? |
Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?
В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка – подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).
Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!
• КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?
Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?
Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.
Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать – только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?
Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки – кружки, секции и т.п.
Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав – почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!
Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.
Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки – это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.
Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.
Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.
Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.
Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.
Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.
Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.
Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение – это главный ключ к успеху!
• КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?
К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое – это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности – вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.
Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.
Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите – дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.
ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.
Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы – не значит не верно.
НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.
Выход здесь прост – окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.
ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается – качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.
Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте – он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос – проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.
В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее – вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений – почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.
Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь – это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы – малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!
Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:
worknet-3.ru
Как заставить ребёнка делать уроки
Проблема выполнения домашнего задания стоит остро у многих: несмотря на всяческие ухищрения, угрозы и наказания, ребёнок не хочет делать уроки, и родители порой просто выбиваются из сил и пускают это дело на самотёк. У нас с дочерью такие трудности решались и решаются довольно легко (тьфу-тьфу-тьфу!), кроме того, как детский психолог, я знаю, что можно сделать в подобных случаях. Одна оговорка: делать придётся не только ребёнку, а в первую очередь вам.
К сожалению, редко кто из родителей, прежде чем спросить «как заставить ребёнка делать уроки?» задаёт ещё и такой вопрос: «что может быть причиной отказа от выполнения домашнего задания?». А ведь вся соль именно в этом и кроется, и без разбора полётов причин ничего хорошего не выйдет (точнее – может вообще ничего не получиться).
Поэтому вот 5 основных причин, почему дети не хотят делать уроки (кстати, чтобы определить, какая из них действует в вашем случае, мало спросить об этом у ребёнка напрямую – вряд ли он сможет вразумительно что-либо объяснить, лучше будет, если родители внимательно понаблюдают за своим чадом и постараются сами понять, в чём же дело):
Уроки делать неинтересно, есть более захватывающие занятия.
Ребёнок не может себя заставить сесть за уроки, иначе говоря, не умеет организовать процесс их выполнения (очень часто в этом случае у детей есть неврологический диагноз – ММД, дефицит внимания, синдром гиперактивности).
Ребёнок не хочет прикладывать волевые усилия, т.к. привык, что всё должно быть легко, не приучен к интеллектуальному труду (возможно, и к физическому тоже, но сейчас речь не о нём).
Ребёнку не под силу задания, он понимает, что не сможет с ними справиться и что его ждёт неуспех (так бывает, если ученик пошёл в первый класс раньше 7 лет, если уровень готовности к школе был низковатым, если и до начала обучения он, мягко говоря, не блистал знаниями).
Закрепился негативный «якорь», неприятная ассоциативная связь: например, несколько раз подряд не мог решить заданную на дом задачу; или каждый раз при выполнении уроков мама кричит (за ошибки, за непонимание, за то, что отвлекается и т.д.). Поэтому чтобы избежать нежелательных последствий, ребёнок просто отказывается делать то, что может их вызвать.
Очень часто у нежелания делать уроки не одна причина, а сразу несколько – и тогда приходится наиболее трудно и детям, и родителям. Но всё же шансы справиться есть, и при активной позиции родителей они очень высоки. Итак, какими же должны быть действия родителей, если ребёнок не хочет делать уроки? Нет, подождите. Сначала – серьёзное предупреждение: ни один из способов не подействует сразу же, стопроцентно и навсегда. Придётся несколько раз пробовать разные в различных вариациях, повторять это изо дня в день, и искать и придумывать свои, новые. Других путей нет. А предупреждаю потому, что многие родители считают (ну, или просто им очень этого хочется), что где-то у ребёнка должна быть такая кнопочка, на которую достаточно один раз нажать – и он «настроится» так, как им (маме и папе) нужно. Вот размечтались, да? Ну, а теперь о том, что могут сделать родители.
Продумать, как мотивировать сына или дочь, чтобы им хотелось выполнять домашние задания или чтобы им это было выгодно (не обязательно финансово выгодно, лучше – морально, эмоционально, душевно… и т.п.) Обратите внимание – не заставить (это редко приносит плоды, а уж долгосрочные – тем более), а мотивировать – т.е. найти для них причину (мотив) для старания. Набросайте (эффективнее это сделать на бумаге) несколько (чем больше, тем лучше, но не меньше 7) подходящих для вас обоих вариантов поощрения за своевременно выученные уроки – это может быть не только словесная похвала, но и тактильный контакт (объятия, поцелуи, кружение и пр.), совместно проведённое время (просмотр мультфильмов, чтение книг, поход в парк, прогулка, игра и т.д.), «мелкие радости» типа конфетки, фрукта, маленькой игрушки, разрешения сыграть партию в настольный хоккей между приготовлением уроков или чего-то другого, что ваш ребёнок любит. Поразмышляйте, что из выбранного вами можно использовать почаще (после каждого выполненного упражнения или выученного урока), а что пореже – за все домашние задания по всем предметам за день, за неделю, за месяц (ещё реже – не рекомендую: из-за большой отдалённости во времени интерес потеряется и эффективность сильно упадёт или даже вовсе исчезнет). Этот способ обязательно нужно использовать при всех причинах – от первой до пятой.
Создавать благополучную психологическую обстановку во время выполнения уроков: не орать, не сердиться, не закатывать глаза, не вздыхать громко и с сожалением, не ругать за ошибки, не читать нотации, не заставлять переделывать работу по несколько раз. О последнем скажу отдельно – очень неэффективный метод, в результате которого копится огромная куча раздражения, отторжения, усталости и злости, а вот качество выполненной работы улучшается еле заметно, а чаще – и не улучшается совсем. Так что не будьте перфекционистами по отношению к своему ребёнку – помогите ему увидеть и понять допущенные ошибки, но позвольте не переписывать упражнение – сэкономите и время, и нервы. Тем более, что домашние задания даются для тренировки, а не для того, чтобы приз за них получить (школьная отметка – не приз и не зарплата, а только знак, который показывает, насколько усвоен материал и остались ли недоработки). К тому же, сейчас ваша главная задача – добиться выполнения уроков, а высочайшего качества пока требовать не стоит, лучше действовать постепенно. Также стоит использовать при всех причинах, вызывающих нежелание делать домашние задания.
Хвалить даже за маленький успех, пусть это будет даже всего одна красиво написанная буква или цифра (для первоклассника, например, этого уже достаточно), один правильно решённый пример, на страницу больше, чем вчера, прочитанного текста и т.д. Дети не всегда видят своё продвижение (особенно если их внимание взрослые чаще акцентируют на допущенных ошибках), а концентрация на достижениях помогает им найти силы для дальнейших занятий. Этот способ также подойдёт для всех детей, а особенно – при наличии причины № 4.
Помочь организовать процесс выполнения домашнего задания. Это не значит сидеть с ребёнком постоянно во время приготовления уроков, а подразумевает вот что:
Выбрать наиболее подходящее время (не сразу после школы, но и не позднее 19 часов).
Помочь распределить уроки с учётом желания ребёнка (какие учить сначала – сложные или простые, или вперемешку).
Продумать перерывы – через какое время, какой продолжительности, чем ребёнок займётся в это время.
Навести на столе порядок – нужное аккуратно положить, ненужное вовремя убрать.
Помочь начать выполнение домашнего задания, причём вполне конкретно (например: «Через 5 минут будет 17 часов, и ты примешься за уроки, как мы с тобой договорились. С какого предмета начнёшь? Пока сходи попей (в туалет, и пр.) Всё, ровно 5 часов вечера. Садись, открывай дневник и учебник…»)
Подсказать, как правильно учить уроки, т.е. научить приёмам, которые облегчают это трудное дело – например, как составить план ответа, куда лучше положить справочные материалы, чтобы в случае надобности легко к ним обратиться, как нарисовать схему задачи, таблицу, как могут помочь рисунки и прочее, прочее… Если вы сами с ними незнакомы – поищите, Гугл и Яндекс вам в помощь!
Принимать участие по мере необходимости и вести контроль за выполнением (слушать, когда ребёнок читает, помочь ему понять задание, сделать вывод, ответить на вопросы, проверить правильность и полноту выполнения и т.д.)
Этот способ особенно актуален для причины № 2, но и в других случаях его тоже не игнорируйте.
Приучайте ребёнка к интеллектуальному труду – учите с ним стихи, читайте книжки, пересказывайте, решайте задачки, лабиринты, разгадывайте загадки, ребусы, кроссворды и т.д., и т.п. А ещё ищите дополнительные материалы по предметам, которые сделают процесс обучения более интересным и более осознанным. Что важно: не оставляйте ребёнка один на один с такими заданиями, а делайте их вместе и с удовольствием, чтобы он видел, что это интересно и увлекательно, особенно если удаётся найти решение трудной задачи. Этот способ обязателен, если ваша причина нежелания делать уроки - № 3, а также № 1. Но, безусловно, гораздо лучше, если вы будете этим заниматься задолго до школы – тогда и проблем с выполнением «домашки» будет намного меньше.
Думаю, что обозначенные действия больше подходят для учеников начальной школы, максимум – для пятиклассников. А вот если ребёнок старше, то тут должен быть уже другой подход, связанный с выбором будущей профессии и с завоеванием авторитета у сверстников. Наверное, об этом в другой раз (и так уже слишкоммногобукаф).