Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям. Как заинтересовать ребенка к чтению 8 лет


Как привить ребенку любовь к чтению и заинтересовать его книгами в 7-8 лет? |

Научить ребенка любить книгу и уметь наслаждаться чтением – одна из важных задач правильного воспитания. Человек, воспитанный на книгах, имеет широкий кругозор, может красочно описать словами свои впечатления, увлечь собеседника запасом знаний и никогда не станет скучать в одиночестве.

Когда же стоит приучать ребенка к чтению? Детские психологи рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к книгам с раннего дошкольного возраста и продолжать работать в этом направлении до 7-8 лет, однако, наиболее благоприятен возраст от трех лет. Важно подбирать литературу, соответствующую годам – сначала простенькие сказки, затем – рассказы детских классиков.

Как известно, не все дети любят читать книги. Почему так происходит — задаются вопросом многие родители

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.

В современном обществе многие дети не любят читать книги. Причиной этого может стать пример взрослых

Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.

Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа. Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения. Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:

  • желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
  • взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.

Советы психологов однозначны: важно, чтобы ребенок видел книги с детства и воспринимал их как часть своей жизни. Пусть сначала у него появятся книжки-игрушки, в которых страницы выполнены из очень плотного картона, а картинки забавные и красочные. Чуть позже он возьмет в руки сборники сказок в плотном переплете, детскую энциклопедию или букварь.

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей.

Теперь подробнее остановимся на втором утверждении – о том, что взрослые должны сами любить читать, чтобы научить этому своего ребенка. Известно, что дети, которые любят читать, растут в тех семьях, где чтение является важной частью жизни. Из этого можно сделать вывод – нужно показывать своим отпрыскам личный пример того, как проводить свой досуг. Если папа все свободное время посвящает компьютеру – его сын тоже будет играть в компьютерные игры. Тот отец, который каждый вечер открывает книгу, имеет шанс вырастить читающего человека.

Приучение ребенка к чтению – хорошая возможность пересмотреть свои привычки и приоритеты. Часто люди находят оправдание отсутствию в их жизни книг. Дескать, есть более важные дела, которые не дают возможность выделить пару десятков минут на литературу. Дети берут пример со старших и тоже в собственном списке важных дел отводят чтению одну из самых нижних позиций. У малыша тоже есть множество ежедневных задач, обязанностей и любимых занятий – мультфильмы, игры, компьютер, рисование и т.д.

Очень хорошо, если вечернее чтение станет любимой традицией, временем, которое ребенок будет предвкушать в течение дня. Главное – не отступать от формирования привычки, день за днем регулярно устраивать небольшие сеансы семейного чтения. Совсем скоро родители могут заметить, что их чадо готовиться к вечерним сеансам и заранее подбирает интересную литературу.

Можно попробовать читать вслух при ребенке то, что интересно маме или папе. Пусть малыш с раннего возраста привыкает к тому, что чтение может быть занятием совместным. Быть может, его заинтересует сюжет и он захочет узнать, что же произошло дальше. Нужно поощрять его интерес и давать возможность послушать подольше. Иногда уместно использовать чтение, как награду или приз за хорошее поведение, за помощь родителям по дому. У ребенка будет формироваться правильное и естественное отношение к этому занятию.

Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:

  • Очень полезно разговаривать с ребенком о прочитанном. Стоит предложить ему порассуждать, почему персонаж выбрал конкретный путь решения своей проблемы, что им двигало и как могло бы все сложиться в ином случае. Таким образом, малыш будет вовлекаться в сюжет, задумываться о том, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации. Этими разговорами легко вызвать интерес к чтению в целом.
  • Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах. Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
  • Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
  • Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
  • Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
  • Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.

Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:

  • Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры. Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
  • Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.

Сказки, читаемые малышам, должны быть интересны и взрослым

Развитие фантазии и артистизма — элементы мотивации

Чтобы завлечь ребенка чтением, нужно провоцировать его фантазировать самому. Пусть он придумывает продолжение любимым сказкам или же по-новому пересказывает знакомые сюжеты:

  • Для начала можно рассказать ему что-то интересное, что могло бы произойти с персонажем прочитанной сказки или повести. Затем вовлечь чадо в игру, спросить, что, по его мнению, будет дальше.
  • Детские стихотворения – еще один кладезь полезных навыков. Желательно чаще читать детям рифмованные строчки и просить повторить, чтобы стихи запоминались. Простенькие четверостишия помогут ребенку сформировать, и развить умение пересказывать информацию. Что в последующем позволит ему красиво и складно излагать более сложные речевые конструкции. Такая тренировка пригодится и в учении, ведь в школе требуется отвечать у доски, пересказывая выученный урок.
  • Многие детские сказки легко озвучивать в виде диалога. Можно попытаться вместе с ребенком разыграть знакомые сюжеты из прочитанных книг, распределив между собой роли. Детям очень нравятся такие игры, и они часто демонстрируют неожиданный артистизм.

Книга учит, воспитывает, а дети наиболее восприимчивы к ее науке. Любите книги, берегите их. Вкладывайте в своих детей уважительное отношение к слову. Тогда они вырастут всесторонними людьми с широким кругозором и умением принимать правильные решения. Пусть книга станет ребенку другом, помощником и даже партнером для игр. Помогите ему познать огромный мир, который дарит хорошая литература.

worknet-3.ru

Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям.

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» – это журнал с фотографиями разных стран, – говорит он. – А вот книжки толстые – все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии – просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, – уверена психолог Елена Смирнова. – Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили наконец в покое.

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, – говорит Наталья Евсикова. – Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, – рассказывает 35-летняя Ольга. – Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока.

Признаться, я потерпела фиаско. Полистала – убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать. «Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, – рассказывает 25-летняя Ирина. – Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался». Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, – комментирует Елена Смирнова, – в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, – говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. – Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение – не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга – это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

best-mother.ru

Как заинтересовать чтением детей — Intex-press. Последние новости города Барановичи, Беларуси и Мира

Как привить своему ребенку интерес к чтению? С какого возраста следует знакомить детей с миром литературы? Стоит ли заставлять детей читать и можно ли наказывать тех, кто отказывается?

Ответы на эти и другие вопросы вместе с родителями, учителями, библиотекарями, детским  психологом,  а также самими школьниками искала «IP».

Школьную программу читают – уже хорошо

Заставить детей читать с каждым годом становится все сложнее, отметила учитель русской литературы одной из школ города. Сегодня педагоги радуются, если удалось заинтересовать ребенка хотя бы произведениями по программе. Заставить же детей прочитать что-то сверх очень сложно. «Да  и как это сделать, если большинство из них приходит домой и видит папу, который сидит за компьютером,  или маму, которая сериал по телевизору смотрит либо «ВКонтакте» сидит?» – говорит учитель.

РЕКЛАМА

По ее словам, с младшими школьниками работать проще, их легче заинтересовать. «Некоторые старшеклассники же просто могут заявить: мне это неинтересно, я читать не буду, – отмечает собеседница. – Вообще для многих современных детей литература превратилась в предмет вроде ИЗО или пения. И отношение стало соответствующим». Еще лет 10 назад, по ее словам, в каждом классе примерно половина учеников читала книги. «Сейчас хорошо, если хоть 3–4 человека читают, иначе работать было бы просто невозможно», – признается филолог.

Тенденция снижения интереса детей к чтению по мере взросления нашла отражение в результатах  республиканского социологического исследования «Современное состояние и тенденции развития детского чтения в РБ», которое в 2010 году проводилось Национальной библиотекой страны.  Так, чтение называют своим любимым способом проведения досуга более 64% школьников 7–8 лет, у подростков же 14–15 лет на первом месте общение с друзьями (70% опрошенных). Чтение же выбирают только 48% опрошенных старшеклассников.

То, что, становясь  взрослыми, дети читают меньше, отметила и библиотекарь сектора читального зала и литературы по искусству центральной библиотеки им. В. Тавлая Екатерина Акулич. По ее словам, больше произведений, выходящих за рамки школьной программы,  читают младшие школьники. Старшеклассники же чаще ограничиваются программной литературой.  По словам Екатерины Акулич,  помимо программных произведений дети выбирают известные «раскрученные» произведения вроде серии книг о Гарри Поттере.

Подростки также любят приключения, фантастику. «Популярны как новинки, так и классические произведения. Дети помладше любят сказки, причем классику тоже не оставляют без внимания. Часто берут «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города», «Питера Пена».

Думаю, это родители, которые сами в детстве читали эти книги, сейчас советуют их почитать своим детям», – рассказала Екатерина Акулич.

Сами же старшеклассники, которые признались, что читают мало, мотивировали это нехваткой времени. «Раньше, когда в школе задавали меньше уроков на дом, я читала, а сейчас не всегда успеваю», – сказала ученица 8 класса одной из школ города.  

На самом интересном месте…

Как рассказала «IP»  горожанка Ирина, которая воспитывает 11-летнего сына Артура, прививать своему ребенку интерес к чтению она начала, когда он  даже в детский сад не ходил. «Мне очень хотелось, чтобы он полюбил читать, ведь это так интересно. Покупала ему красочные яркие издания, сначала просто рассматривали вместе картинки, потом, когда Артур немного подрос, начала по несколько строчек читать ему вслух, – рассказала Ирина. – И мы заметили, что ему это интересно, он часто сам приносил мне книгу и просил почитать».

Когда Артуру исполнилось 7 лет и он научился читать, Ирина  все равно каждый вечер читала ему книги. «Но я перестала читать ему полностью все произведение. Останавливалась на каком-нибудь интересном моменте и под предлогом, что очень занята, предлагала ему самому дочитать до конца, а потом рассказать мне, потому что «мне тоже очень интересно, чем же все закончится», – вспоминает Ирина. Девушка призналась, что этот «рецепт» она не сама придумала, а прочитала когда-то в журнале по воспитанию детей.

Сейчас Артур достаточно много читает, при этом чтение не занимает все его свободное время. «Я и с друзьями на улице  играю, иногда смотрю мультики или фильмы, но читать мне тоже очень нравится, – говорит мальчик. – Записался в библиотеку, беру там книги. Недавно мама посоветовала почитать «Волшебника Изумрудного города». Интересно, а библиотекарь сказала, что, когда дочитаю, даст еще продолжение».

Однако одним только изобилием яркой красочной литературы заинтересовать ребенка чтением сложно.  Например, папа 13-летнего Дениса Дмитрий рассказал, что, когда сын был маленьким, они тоже покупали много книг, читали ему сказки на ночь, но ребенок подрос, а чтение так и не стало его любимым занятием.  «Мы с женой не можем понять, что сделали неправильно. Сами-то мы в детстве очень любили читать…» – задается вопросом Дмитрий.

Комментарий психолога

Елена Ерсой, семейный психолог ОАО «Центр-Имаго»:

РЕКЛАМА

– Способов привить детям любовь к чтению столько же, сколько семей, в которых эти дети воспитываются. Но какой бы метод ни выбрали родители, важно помнить, что собственный пример в несколько раз увеличивает шансы вырастить из ребенка любителя и ценителя литературных произведений. Можно хоть целый книжный магазин купить ребенку и даже читать книги ему вслух, но, если ребенок не видит папу и маму с книгой в руках, сам он тоже вряд ли полюбит чтение.

Иногда дети сами проявляют интерес, иногда родителям нужно набраться сил и терпения, чтобы этого добиться. Оптимальный детский возраст для знакомства детей с чтением – 4–5 лет. Нужно выбирать яркие книги, с большим количеством картинок. Когда ребенок уже сам умеет читать, стоит обратить внимание, чтобы шрифт не был сложным для восприятия ребенка.  Конечно, полезно читать  малышам вслух. А с детьми, которые уже сами читают, обсуждать прочитанное, советовать им читать книги, которые у родителей вызывали интерес в детстве.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он отказывается читать, насильно его заставлять, лишать чего-то, иначе он может раз и навсегда возненавидеть чтение. Но и поощрять его какими-то материальными вещами тоже не стоит. Возможно, ребенок и прочтет несколько книг, но это совсем не любовь к чтению.

Автор: Наталья СОЛОМЯНКО

www.intex-press.by

Как заинтересовать ребёнка чтением?

Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички».

Сегодня дети не любят читать. Причин тому — много: избыток легко доступной развлекательной информации (мультфильмы, реклама, видеоигры и т.п.), дефицит правильной современной детской литературы (мало произведений о том, что действительно близко юным читателям), технические сложности (особенно касается детей, поздно освоивших чтение — в 7,5-8 лет), отсутствие личного примера загруженных делами родителей. Ребёнок, так и не прочувствовавший интерес к чтению, никогда не раскроет для себя красочный мир, полный приключений, фантастических героев, чувств и переживаний. С помощью художественных произведений дети не только расширяют кругозор, развивают речь и оттачивают «зрительную» грамотность, но и учатся сочувствовать, мыслить и выражать свои мысли, лучше понимать себя и окружающих. Читающий ребёнок — в будущем интересный собеседник и эрудированный человек. Привить любовь к чтению — вполне посильная для родителей задача.

С раннего возраста

Уже полугодовалого кроху можно начинать приобщать к чтению. Первые книжки должны быть «антивандальными» — с тряпочными, картонными, пластиковыми или резиновыми страницами. Конечно, на этом этапе в приоритете — разглядывание картинок. Важно чётко называть ребёнку изображения, обращать внимание на части фигуры (Это котик. Посмотри, какие у него ушки, хвостик, бантик.). Не забывайте использовать звукоподражания.

После первого дня рождения малыша настаёт очередь сказок — «Колобок», «Курочка Ряба», «У солнышка в гостях», «Репка». Это уже полноценное совместное чтение. Книжки для первого знакомства нужны яркие и красочные — много картинок, мало текста. Ну, и, конечно, актуальны игровые элементы — звуковые модули, магнитные фигурки, с помощью которых можно разыгрывать сценки по прочитанному тексту, вклеенные пальчиковые куклы. В этот период родители должны особенно тщательно следить за выразительностью и эмоциональностью своего чтения, иначе юный слушатель быстро заскучает и переключится на другие занятия.

Маленьким детям полезно слушать много стихов — классику для малышей (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак), русские народные потешки. Нельзя пройти и мимо Чуковского. Малыш, вопреки сомнениям некоторых мам, ещё не будет всерьёз задумываться над варварством Бармалея, бросающего Айболита в костёр, или пугаться бессилия родителей, готовых, пусть и со слезами, отдать детей злому Таракану-диктатору. Кроха пока не способен к столь глубоким размышлениям. Зато особый меняющийся ритм этих произведений, оказывается, способствует развитию речи и интеллекта детей. А ещё интересные длинные сказки удивительно легко запоминаются.

Для тех, кто старше

Другая распространённая проблема — умеющий читать ребёнок не хочет брать в руки книгу. Дети предпочитают компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Не удивительно, ведь чтение для них — не развлечение, а тяжёлый труд. К тому же, возможно, к своим 4-м, 6-ти или 8-ми годам они ещё не поняли как это интересно — устроиться поудобнее с увлекательной книгой. Стоит немного подтолкнуть малыша, воспользовавшись нехитрыми советами:

  • «подсовывайте» ребёнку книги, которые действительно могут его заинтересовать; пусть для начала это будут комиксы и тонкие красочные брошюрки по мотивам любимого мультсериала будущего книгочея — главное пробудить желание к чтению как таковому;
  • даже если сын или дочка уже достаточно бегло читают, не прерывайте традицию вечернего совместного чтения;
  • маленькая хитрость: читая ребёнку увлекательное произведение, остановитесь на самом интересном месте под предлогом возникновения неотложного дела и оставьте книгу на виду; наверняка любопытство возьмет вверх и малыш приступит к самостоятельному чтению;
  • обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное, дискутируйте, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями, проводите аналогии между событиями из сказки и происходящим в реальной жизни;
  • чаще читайте на глазах у детей и рассказывайте (в доступной форме) о прочитанном;
  • пробуйте разные жанры: фэнтэзи, исторические повести, детективы, юмор, сентиментальную прозу; так больше шансов найти то, что нравится ребёнку;
  • не заставляйте дочитывать до конца книги, вызывающие у малыша скуку и тоску, даже если это очень полезное и познавательное, с вашей точки зрения, произведение;
  • устраивайте совместные походы в детский книжный магазин — красочно оформленные обложки и возможность самостоятельного выбора заинтересуют даже равнодушного ранее к чтиву ребёнка; при этом важно уважать мнение малыша, пусть он и схватил с полки совсем не то, что нужно и полезно; сейчас первостепенная задача — сформировать желание прочесть книгу, время подбора правильной литературы наступит чуть позже;
  • сочиняйте для малыша простые короткие рассказы, где в некоторых словах намеренно перепутаны буквы — дети обожают такие головоломки и с удовольствием их разгадывают;
  • организуйте детскую библиотеку — необязательно сразу многотомную, главное, чтобы на полках стеллажа стояли именно книги для ребёнка;
  • на первых порах выбирайте для чтения короткие рассказы с доступным смыслом; подойдут давно знакомые «Репка» и «Курочка Ряба».

И последнее: не стоит заставлять свою «бестолочь» догонять соседского «умницу», частенько замечаемого над книгой. Пять-шесть положенных страниц, отделяющих от прогулки или порции мороженного, ребёнок, конечно, осилит — куда же ему деваться. Но такая «обязаловка» напрочь отбивает любовь к чтению. Вряд ли после этого у малыша возникнет желание самостоятельно взять с полки красочный том.

Читать другие выпуски колонки «Умнички» →

2016-08-18

o-my-baby.ru

Как заинтересовать ребенка к чтению книг

Никого в наше время не настораживает, что дети младшего школьного возраста быстро осваиваются с компьютером, играя во всевозможные «стрелялки» и «бродилки». А должно настораживать, и в особенности то, что они при этом плохо читают и с большой неохотой пишут. Несмотря на все современные электронные чудеса, основой развития интеллекта, без которого не может быть хорошей успеваемости, во все времена было и остается чтение.

Конечно, со временем ребенок может научиться использовать компьютер не только для «игрушек», но это произойдет не само собой, а только в том случае, если его интеллект и любознательность пройдут соответствующее развитие. В противном случае его интересы так и «застынут» на уровне игрушек.

Вы помните, с каким удовольствием ваш еще совсем крошечный малыш знакомился с классикой детской литературы? Как разглядывал картинки в книжках, слушал первые стихи и сказки? А потом между книгой и ребенком выросла стена. При этом он по-прежнему любит, чтобы ему читали, но не утруждает чтением себя. А все от того, что у ребенка не развиваются навыки быстрого чтения, и на сам процесс уходит столько сил, что на понимание смысла прочитанного их уже не остается. Лучшее время для привития ребенку любви к печатному слову - лето. Во время учебного года он занят уроками, вы своими заботами, а летом у вас обоих больше времени и для общения, и для чтения, и для обсуждения прочитанного.

Отправляясь с ребенком на дачу, в деревню или на турбазу, разумеется, вы оставите компьютер дома. Вместо него возьмите для ребенка самые интересные, на ваш взгляд, книги и те, что можно читать по ролям. А чтобы процесс приобщения к чтению был успешным, мы подскажем вам несколько простых приемов.

Выбирая книгу, учитывайте вкус ребенка, ведь ему должно быть интересно. Начинайте читать и, добравшись до самого захватывающего места сюжета, останавливайтесь. Если вы прервете чтение под предлогом усталости или заболевшего горла, малыш, конечно, будет просить продолжения. Тогда идите на компромисс: «Ладно, только я отдохну минуточку, а ты почитай мне сам». Эта хитрость срабатывает, как правило, в 90% случаев. Важно только протянуть эту минуточку как можно дольше. В следующий раз придумайте какой-то другой повод, можете даже оставить ребенка один на один с книгой (вам надо срочно позвонить или вас кто-то позвал и т. п.).

Еще один хороший способ - чтение по ролям. Выберите книгу с двумя главными героями, распределите роли и читайте. Этот способ хорош еще и тем, что ребенок должен следить за текстом, чтобы вовремя прочитать свои слова, поэтому не торопитесь, читайте медленно, чтобы он успевал. Неплохо, потренировавшись, устроить выразительное чтение (мини-спектакль) перед своими домашними. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль из другой книги.

Замечательные результаты дает чтение по очереди. Но для этого необходимо, чтобы книга увлекла ребенка и ему непременно захотелось ее дочитать. Заключите договор и читайте по одной главе по очереди. Если ребенок читает еще очень медленно, прочитывайте по две главы, а его пусть будет каждая третья.

Также можно привести несколько полезных рекомендаций и замечаний:

  1. Если ребенку не понравилась выбранная вами книга, не считайте себя обязанными дочитать ее до конца, берите другую и так до тех пор, пока не найдется такая, которая захватит вашего ребенка.
  2. Чтение даже самой интересной книги может утомить ребенка. Как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерыв. Если вы заметили, что его больше увлекает действие, а длинные описания навевают скуку, смело опускайте их. Ваша задача - привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу до конца любой ценой. Вы ведь и сами бросаете читать книгу, которая вам неинтересна.
  3. Не забывайте постоянно хвалить ребенка, даже за самые маленькие успехи и обязательно находите для него приятные слова после каждого сеанса чтения.
  4. Даже если за лето вам удалось совершить подвиг, и теперь ваше чадо не воротит нос от книжек, находите и в учебном году время, чтобы вместе почитать книгу. Согласитесь, любое дело приятней и веселей делать в компании.
  5. В таком важном деле, как любовь к печатному слову, необходим личный пример. Если в доме нет ни одной книги, а родители все свободное время проводят у телевизора, вряд ли ребенок будет активным книгочеем. Но даже в читающей семье может вырасти равнодушный к книгам ребенок. И как бы ни любили читать в вашей семье, учтите, малыша все равно, придется терпеливо и направленно приучать к чтению.

Источник

www.kraskizhizni.com

Как приучить ребенка к чтению? — tele.ru

Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи – современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана.

Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший — тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.

Делать не надо

  • Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку – понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
  • Противопоставлять чтение игре и игрушкам. 
  • Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры. 
  • Выбирать книги не по возрасту – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением. 
  • Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание.

Делать надо

  • Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.
  • Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее. 
  • Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме. 
  • Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете. 
  • Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей,  принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе. 
  • Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились. 
  • Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. 
  • Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

5 современных книг для детей

В последнее время выходит очень много детских книжек. И в их многообразии родителям легко потеряться. Предлагаем выбрать из нашего шорт-листа то, что может быть действительно интересно вашему ребенку.

1. Дэвид Соман, Джэки Дэвис «Девочка Божья Коровка» (для детей четырех-пяти лет)

Книжка-картинка рассказывает о находчивой девочке Лулу и ее псе Бинго. Они решили сделать мир лучше: помогают муравьям, соседям и всем, кто им встречается на пути. Это первая из восьми книжек про маленькую девочку Лулу. В каждой книге героиня решает важные для всех малышей вопросов. Она учится играть со сверстниками, завязывать дружбу, справляться со страхами и многом другому. 

2. Мони Нильсон «Цацики и вселенная» (для детей от 10 лет)

Это третья книга о мальчики Цацике и его необычной семье, в которую входить мама, папа и второй папа. Герой ходит в школу, завязывает дружбу с девочками и т. д. С каждой книгой мальчик растет, и в его жизни появляется много вопросов, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Но все закончится непременно хорошо…

3. Вадим Фролов «Что к чему» (для детей 10-14 лет)

Это повесть о подростке, который переживает первую любовь и первое предательство. Семья Ларионовых хорошо жила, на зависть соседям и знакомым. Но вдруг…  мама оставляет своих детей и мужа. Главному герою, Саше, отец сказал, что она уехала по работе… С этого-то и начинаются все горести мальчика. Ему предстоит пережить первую любовь, первое разочарование.

4. Томи Унгерер «Эмиль. Добрый осьминог» (для самых маленьких)

Это третья книга автора про животных. Первые две — «Криктор» про удава и «Аделаида» про кенгуру. В «Эмиле» рассказывается об осьминоге, который спас капитана от акулы и за это был приглашен капитаном в гости.

5. Федор Конюхов «Как я стал путешественником» (для детей от 8 лет)

Самый известный российский путешественник Федор Конюхов простым языком рассказывает о свих приключениях: как пересекал Атлантику, как на парусной яхте налетел на кита, как встречался с пиратами, как встречался на Северном полюсе с белыми медведями.

Психолог Татьяна Никитина не только рассказывает о сложностях отношений мужчин и женщин, но и помогает желающим самосовершенствоваться.

www.tele.ru

Как заинтересовать чтением?

Продолжаю отвечать на ваши вопросы.

У меня не получается привить у ребёнка любовь к чтению: читает только с мамой, крайне мало, но при этом любит слушать книги (аудио- или кто-то читает). Ребёнок очень ленивый (мальчик, 7 лет), заинтересовать пока не получается. Как заинтересовать? И как Вы относитесь к аудиокнигам?

И второй вопрос: возможно ли, чтобы в 7, 5 лет ребёнок читал и осознавал крупную прозу ("Карлсон", "Хоббит", "Приключения Карика и Вали", "Папа, мама, восемь детей и грузовик"), возможно, чтобы к 7,5 ребёнок перечитал основные крупные произведения начальной школы, или родители лукавят? Если возможно, то есть ли польза от чтения "не по возрасту"? Я помню себя в 7 лет: читала запоем, но это были сказки народов мира, мифы Древней Греции и т.д. - никак не "Хоббит" или "Гарри Поттер", и в таком возрасте я только начинала активно читать, была развитой девочкой, увлечённой. Может, я ошибаюсь, подозревая знакомых в приукрашивании, может, действительно, есть такие талантливые дети? И стоит ли равняться на таких?

Если мальчику только 7 лет, то в это время ребенок только осваивает навык чтения. Любой навык, любое новое действие на этапе освоения бывает трудным и детям, и взрослым. Представьте, что вам сейчас надо выучить какой-нибудь иностранный язык, например, испанский. Будет ли вам это очень интересно? Вы с удовольствием будете заниматься? Скорее всего, нет. Вы будете заниматься потому, что  у вас есть цель или необходимость. Вот так же и ребенок. Чтение - очень трудный процесс, а то, что трудно не может делаться с удовольствием. Следовательно, чтобы  ребенок читал с удовольствием, чтение должно стать легким. Когда ребенок научится читать быстро  и правильно, тогда и начнет появляться интерес к книге и желание читать самостоятельно.

На вопрос об аудиокнигах ответить однозначно невозможно.  Если вы хотите, чтобы ребенок просто знал это произведение, то аудиокнига тут помощник. Если хотите научить ребенка читать, то здесь аудиокнига пользы не принесет. Для этого читать надо самостоятельно. К тому же, все люди, и дети тоже:), по-разному воспринимают информацию. Одни  хорошо воспринимают информацию с помощью зрения (визуалы), другие - с помощью слуха (аудиалы), третьи - через тактильные ощущения и действия (кинестетики). Если ребенок визуал, то аудиоинформацию воспринимать ему тяжело, так же, как и кинестетикам. Аудиокниги - хорошо, если ребенку они нравятся и для расширения кругозора, знаний. Для формирования навыка чтения  можно использовать, но определенным образом.

Нет двух одинаковых людей, поэтому сказать в каком возрасте какую книгу лучше читать, очень трудно. Кто-то "Алису в стране чудес" прочтет в 1 классе, а кто-то  только в 5-ом. Но, на мой взгляд, читать надо книги по возрасту. Есть дети, которые могут прочитать и большую по размеру книгу, но сможет ли он ее полноценно понять?  Иногда родители дают ребенку в начальной школе уже серьезные произведения. Ребенок во 2 классе, может, и прочитает "Путешествия Гулливера", но всё ли он поймет из этой книги и будет ли ему интересно? В начальной школе надо читать то, что доступно ребенку не только для чтения. но и для понимания: сказки, стихи, рассказы о природе, о детях-ровесниках, небольшие исторические рассказы о героях. Серьезные произведения ребенок еще прочитает, а вот сказки  едва ли.

И последнее - не нужно равняться на кого-то. Необходимо  развивать способности вашего ребенка, а они у каждого свои.

 

chitalochka-ru.ru