Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка рано говорить? Как научить ребенка в 8 месяцев говорить


Как научить ребенка говорить?, научить ребенка 7 лет рахувать

Все детки развиваются по-разному. Некоторые малыши начинают ходить без поддержки взрослых уже в 8-9 месяцев, другие детки предпочитают ползать до года, а на ножки становиться не торопятся. Бывают даже такие случаи, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться лишь в полтора года, зато, несмотря на свой маленький возраст, этот малыш уже может вполне неплохо говорить.

Вопрос «как научить ребенка говорить?» вряд ли доставит много хлопот родителям этого крохи. В случае с этим малышом, все объясняется просто: все внимание крохи сконцентрировалось на развитии его речи. Но не редки «обратные» случаи, когда моторика ребенка на определенное время может затормозить развитие его речи.

Как научить ребенка говорить?

Родители, детки которых долго молчат (до 3-5 лет) очень переживают по этому поводу. Свои первые звуки («агу») малыши начинают произносить в 4-5 месяцев. Первые слова детишки начинают произносить кто раньше, в 5-6 месяцев, кто – позже, в 8-9 месяцев. Практически все дети ближе к годику уже могут произносить таки простые слова, как «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай».

У большинства детишек второго года жизни происходит резкий скачок в развитии речи. Ребенка уже легче понять, он четче произносит звуки и слова, более ясно высказывает свои мысли. Словарный запас малыша значительно увеличивается к двум годам (до 300 слов). А к трем годам малыш может произносить уже 1000-1300 слов.

Многие слова детки произносят не четко, упрощают их, сокращают, меняют местами слоги в словах. Но все равно это уже прогресс. И те родители, у которых детишки в три года кроме слов: «мама», «папа», «дай» ничего не хотят говорить – расстраиваются и не понимают, почему их ребенок молчит, а 2-х летний соседский мальчик уже вовсю «тараторит».

Дорогие родители, многие детки молчат в силу своего спокойного темперамента. Им больше по душе просто созерцать, познавать мир. Они как губка впитывают в себя информацию, внимательно наблюдают за всем происходящим вокруг. А вот разговаривать они не торопятся. Волноваться мамам и папам этих деток не стоит, их малыши обязательно заговорят. Нужно набраться терпения и просто немножечко подождать. У меня племянник «молчал» до 4,5 лет. Потом как заговорил… Причем начал говорить не по чуть-чуть, а все и сразу.

Есть еще одна закономерность: дружелюбные, общительные, активные по натуре детки начинают говорить раньше. Существует определенная связь – если ребенок растет в большой семье или с раннего возраста начал ходить в садик (где у него есть возможность общаться с другими детками не только летом на детской площадке, но и зимой, и осенью, и весной), то такой ребенок, скорее всего, начнет говорить раньше, чем его сверстники.

Когда у меня возникла такая проблема (ребенок в три года кроме самых простых слов ничего не говорил), то на мой вопрос «как научить ребенка говорить?» воспитатели в детском саду мне ответили таким образом:

  • Нужно не просто разговаривать с ребенком, нужно общаться с ним. Т.е. не нужно просто показывать, рассказывать детям что и как. Нужно задавать им вопросы, нужно стараться понять их невнятные ответы, и не в коем случае нельзя нервничать, сердиться, если вы не понимаете, что вам пытается сказать малыш. Иначе он разочаруется, что его никто не понимает и может «замолчать» вообще и надолго.
  • Не сюсюкайтесь с ребенком. Особенно, если ему уже исполнился год. Разговаривая с малышом «детской» речью, вы тем самым просто тормозите, оттягиваете долгожданный момент, когда ваш малыш, наконец, заговорит.
  • Больше общайтесь с малышом. Читайте ему сказки. Показывайте картинки с разными животными, произносите вместе с малышом звуки, которые издают эти животные.
  • Развивайте общую и мелкую моторику ребенка. Играйте с ним в специальные игры, складывайте вместе с ним детские пазлы (до 260 элементов).

Если же и в 4 года ваш малыш продолжает «молчать» или же его речь неразборчива и он неправильно произносит практически все звуки – обратитесь к логопеду. Специалист поможет решить вам вашу проблему, ответит вам на вопрос: «Как научить ребенка говорить» более детально и даст вам соответствующие рекомендации.

www.baby.ru

Как научить ребенка говорить в ранем возрасте

Каждый из нас практически с самого момента рождения деточки задается вопросом, как научить ребенка говорить. А ведь на самом деле, это совсем не сложно. Вам даже не потребуется посторонняя помощь специалистов. Достаточно лишь знать несколько важных правил и регулярно заниматься с ребенком, тогда результат не заставит себя долго ждать, а речь малыша будет четкой и ясной. Ну а те самые важные правила я вам сейчас расскажу.

Причем это не какие-то мифические правила. И даже не современные методики раннего развития. Мне хочется поделиться собственным опытом. Когда родился мой сын, я сразу же взялась за дело и изучила множество литературы о детях. Мне удалось составить определенный план, по которому я учила сына говорить. В итоге всю эту мудрость можно сформулировать в 10 правилах. Данные советы замечательно подойдут не только обычным детям, но и малышам с некоторыми трудностями в речевом развитии.

Могу вас заверить, что все труды и занятия не пройдут даром. Мой сынишка очень быстро заговорил. Теперь он с большим удовольствием разговаривает, ему нравится общаться с людьми, он стал любознательным и постоянно задает вопросы. Ну вот, а теперь можно перейти непосредственно к советам.

10 правил как научить ребенка говорить

  1. Следуйте своей интуиции. С первых дней жизни малыша чаще обращайтесь к нему. Выбирайте тон, слова, на которые ваш ребенок будет больше всего реагировать. Вот увидите, дети совершенно по-разному реагирует на слова и звуки. Очень важно, чтобы мама постоянно говорила с малышом. Пейте песенки, рассказывайте стишки. Мой сын, например, очень любил, когда я ему пела. Он сразу начинал улыбаться.
  2. Озвучивайте каждое свое действие. Для взрослых повседневные заботы являются абсолютно естественными, часто мы даже не задумываемся над тем, что делаем. Для детей же все кажется совершенно новым и не обычным в новом мире, они еще не знают ни названий предметов, ни элементарных действий, поэтому проговаривайте вслух каждую мелочь. Даже обычное приготовление обеда должно быть познавательным для малыша «Вот мама взяла морковку. Сейчас я режу картошку ножом». Я часто готовлю манную кашу для всей семьи, поэтому совсем не удивилась, что одним из первых слов сынишки было «манка».
  3. Обращаясь к ребенку, поворачивайтесь к нему лицом, добавляйте больше жестов и активно используйте мимику. Малышу будет гораздо легче понять, как формируются звуки, если вы, например, будете собирать губы в трубочку, произнося звук «УУУУ», и округлять рот во время произношения «ООО».  Проговаривайте слова медленно и четко.
  4. Когда вашему малышу будет уже полтора года, и он начнет произносить некоторые простые слова, то начинайте говорить с ним своим обычным голосом, чтобы малыш привык понимать нормальную речь. И все же, если вы произносите новое трудное слово, то лучше проговорить его медленнее и четче, глядя в лицо ребенку. Тогда ваш малыш сможет понять, как правильно произносить это слово.
  5. Не старайтесь облегчить ребенку задачу, заменяя сложные слова на простые. Зачастую родители обобщают многие слова в одну группу, например, называя ботинками и туфли, и сапоги, и сандалии и т.д. Так вы только навредите малышу. В будущем он столкнется с проблемой и будет путать все названия. Приучайте ребенка сразу называть вещи своими именами.
  6. Важно, использовать в своей речи не только существительные, но и глаголы. Родители обычно показывают малышу предметы и лишь произносят их названия : «кошка, дом, стул, яблоко». Если вы совсем не будете употреблять глаголы, то ребенку сложно будет самому составлять предложение, особенно это касается детей с речевыми проблемами. Произносите целые предложения: «Кошка моет лапу. Машина едет по дороге». Такие простые предложения ребенок сможет легко усвоить. Также не забывайте и о прилагательный: «Красное яблоко. Большой слон».
  7. Сравнивайте предметы между собой. Употребляя противопоставления в своей речи, у ребенка в голове будут формироваться не только представления о тех или иных предметах, но и различия в их признаков: «Птичка поет, а собачка лает». Такое общения поможет систематизировать всю полученную информацию.
  8. Обязательно читайте малышу книжки. Выбирайте каждое произведение специально для определенного возраста малыша. Книжки обязательно должны быть проиллюстрированы. Читайте ребенку медленно, вместе ищите на картинках героев или предметы, про которые вы только что прочитали. Художественная литература лучше всего обогащает словарный запас, а иллюстрации помогут запомнить новые слова.
  9. Играйте с ребенком. Короткие речевые игры можно проводить в автобусе или в очереди. Указывайте на предметы и спрашивайте: «Что это?» или попросите малыша перечислить все, что бывает красным, большим, теплым и т.д.
  10. Развивайте моторику рук малыша. Именно через тактильные ощущения он сможет узнать о качествах многих предметов. Чаще лепите из пластилина и мастерите разные поделки.

Вот такие несложные правила я предлагаю соблюдать. Конечно, существует много методов, позволяющих как можно быстрее научить ребенка говорить,  Но я уверена, что применяя мои несложные советы, вы не только научите ребенка говорить, но и, что гораздо важнее, станете с ним близкими друзьями. Ну а там и до обучения чтению недалеко! Успеха вам!

detochki-doma.ru

Как научить ребенка рано говорить?

Каждый родитель ждет, когда его дитя начнет разговаривать. Формироваться речь начинает с самого рождения. Любая мама чувствует, как нужно с ребенком разговаривать, чтобы он понял ее. Специалисты рекомендуют постоянно общаться с малышом, показывать и называть разные предметы. Сначала зрение у дитя недостаточно развито, но ему крайне необходимо слышать речь, голос.

Развитие речи

Мозговые центры, которые ответственны за речь, начинают формироваться в первый год жизни. Именно по этой причине первые 12 месяцев – это фундамент для развития речи.

В первые 3 года области мозга, ответственные за речь, уже полностью развиты. Именно по этой причине важно постоянно заниматься со своим чадом, чтобы он правильно выговаривал звуки, слова.

Ошибка родителей! Многие начинают ровняться на друзей, соседей. Запомните, каждый ребенок – индивидуальность. У одних раньше развивается речевой центр, а у других позже. Главное своевременно определить нарушения и скорректировать их.

Основные этапы формирования речи

Обращаем ваше внимание, что каждое дитя проходит несколько этапов развития речи. Первая голосовая реакция – это крик. Интонация через некоторое время становится разнообразной.

В 3-6 месяцев ребенок начинает гулить, протягивая гласные «гуу», «ааа». Очень важно отвечать своему малышу, потому что он хочет общаться.

В 4-5 месяцев дитя лепечет. Можете включать себе аудиосказки, релаксирующую музыку, природные звуки. В 7-8 месяцев малыш уже понимает речь окружающего, соотносит слова с разными предметами. К 1 году у ребенка в словарном запасе уже 10 слов. Позже он начинает слаживать предложения – «кы тель» (включи ТВ), «мама ди» (мама подойди). Запас слов начинает резко расти.

В 1,5 года ребенок использует уже окончания, падежи. Если у дитя даже есть словарный запас, с ним нужно постоянно заниматься. Главное, чтобы занятия были систематическими. Уже в 2 года дитя знает около 100 слов, поэтому так важно развивать речь, играя в разные игры.

Ценные рекомендации

Главное говорить четко, доходчиво, использовать короткие предложения, эмоциональную интонацию. Пока дитя еще маленькое, нужно наклониться над его лицом, проговорить слово, чтобы малыш увидел артикуляцию. Например, вытяните губы и скажите звук «У».

Когда выполняете что-то, не забывайте комментировать, называть вещи своими именами, так быстрее дитя узнает о разных предметах, действиях. Давайте своему чаду выговориться, не закрывайте ему рот.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий. Также читайте малышам стихи, сказки. Таким образом сможете обогатить словарный запас, дитя будет учить все больше новых слов.

Чтобы быстрее дитя начало говорить, нужно общаться с ним в живую. Телевизор, планшет не заменят живое общение. Когда малыш рассматривает картинки, картинку, употребляйте прилагательные, глаголы.

Практически все родители пытаются упростить речь, поэтому на машину говорят «би-би», на кошку «киса», «мяу», на собаку «ава». Конечно, дитя сразу же сможет выговаривать эти слова, но в дальнейшем он привыкнет к ним и будет постоянно говорить именно их. Обязательно хвалите своего малыша, так у него появится желание достигать новых успехов. Родительская поддержка, хорошие эмоции, одобрение помогают развить речь.

Развитие моторики

Уже давно ученые пришли к выводу, что от развития кисти руки, зависит состояние артикуляционного аппарате, органов речи. Для стимуляции нужно еще в раннем детстве делать массаж фаланг пальцев.

Специалисты уверены: развивать мелкую моторику нужно уже с 2-месячного возраста. Делайте массаж пальцев, поглаживайте их, легко растирайте. Занятия должны продолжаться около 2-3 минут. Не забывайте разговаривать с малышом, постоянно улыбайтесь ему.

Старшие могут собирать пирамиду, рисовать, лепить разные фигурки из пластилина, играть в известные детские игры – «Сорока-ворона», «Ладушки». Также полезно перебирать крупу, надевать бусины на нитку. Только обязательно рядом должны быть взрослые.

Полезно играть с ребенком в пупырчатый мячик. Знакомьте его с разной поверхностью – колючей, гладкой, деревянной, шершавой. От родителей зависит, насколько рано начинает общаться дитя. Важно четко говорить с малышом. Если этого не делать, словарный запас будет скупым, процесс становления речи затянется на некоторое время.

Внимание! Особенно важно не упустить этап раннего развития речи. Не стоит думать, что ребенок еще маленький. Это вы так считаете! На самом деле, чем раньше вы начнете заниматься с крохой, тем лучше.

Игры для развития речи

«Загадки» (игра проводится с группой деток)

Необходимо выбрать водящего, остальных посадите на стулья, они будут все отгадывать. Воспитатель достает из большой коробки разные картинки, дети должны описать и назвать нарисованный предмет.

«Определяем игрушку»

Каждое дитя в детский сад приносит свою любимую игрушку. Один ребенок отворачивается, воспитатель описывает, какую-либо игрушку, дитя должно угадать, про что идет речь.

«Придумай!»

Воспитатель раздает разные картинки. С изображенным предметом нужно придумать предложение. На заметку! Необходимо постоянно стимулировать деток, чтобы они составляли нестандартные, оригинальные предложения. Когда дитя легко справляется с заданием, усложняйте задачу, выбирайте больше слов. Эта игра может проводиться и в группе, и индивидуально!

Итак, насколько быстро и хорошо заговорит ваше дитя, в большинстве случаев зависит от родителей. Необходимо с раннего возраста заниматься своим ребенком. Еще в утробе малыш слышит материнский голос, разговаривайте с ним, а после рождения сразу же знакомьте с окружающим миром. Не волнуйтесь, здесь нет ничего сложного, все обязательно получится!

Читайте также:

medportal.su

Как научить ребенка говорить

Мы привыкли, к тому, что дети примерно к году начинают произносить  отдельные слоги и первые слова. И поэтому считаем этот процесс естественным и самопротекающим. На самом же деле развитие речи ребёнка зависит от многих факторов. Это как психофизическое  состояние ребёнка, так его окружение. Не стоит думать, что ребёнок развивается как бы сам собой, независимо от нашего участия. Прежде чем произнести первые слова, ребёнок учится понимать то, что говорят окружающие, слушая их речь, он накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. Говорить же малыш начнёт только тогда, когда будет понимать обращённую к нему речь.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш не начинает говорить в те же сроки, что и другие дети. Каждый ребёнок развивается по разному, многое зависит от его индивидуальных особенностей. Возможно,  психика малыша ещё не  достигла определённого уровня сформированности. Тем не менее надо знать и помнить, что  ребёнок учиться говорить  с первых дней своей жизни, поэтому не стоит этот процесс пускать на самотек.

Чем чаще мы будем  разговаривать с малышом, обращаться к нему, рассказывать ему всё, что с ним происходить, комментировать свои действия, простым, понятным языком, тем больше будет словарный запас малыша.

Не стоит забывать и о том, что мы все устроены таким образом, что когда слышим какую -то речь, мышцы нашего  речевого аппарата рефлекторно сокращаются. Именно так, слушая речь взрослых, малыш начинает напрягать свои голосовые связки, шевелить язычком, губками, то есть включать свои  речевые мышцы в работу.

Свои первые звуки ребёнок, как правило,  начинает произносить в  2—3 месяца,  в период «гуления», радуя нас многочисленными распевами: «а-а-ау», «а-гу-гу», «а-ва-ва» и т.д. Именно эти звуки являются основой для формирования в дальнейшем членораздельной речи. Примерно через месяц-полтора звуковые сочетания усложняются, к ним добавляются новые: «гн-агн», «ля-аля» и т.д.  Чаще и охотнее малыш начинает «разговаривать», когда рядом есть «благодарный слушатель»,  когда ему комфортно, когда не беспокоят ни внешние, ни внутренние раздражители. Если в этот момент рядом  с малышом находится кто-то из родных и начинает с ним «разговаривать», то ребёнок будет  с большим удовольствием слушать звуки и будет стараться повторить их. На фоне такого эмоционального «диалога» он будет не только  подражать звукам, но  пытаться разнообразить свой голос разными интонациями. Поэтому положительный, доброжелательный настрой взрослых играет немаловажную  роль в развитии речи ребёнка.

За периодом «гуления» следует период «лепетания». Примерно в 7—8 месяцев малыш начинает  произносить первые слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дядя», «де-да» и т.д., относя их к определённым людьми. Лепет отличается тем, что это не механическое воспроизведение звуков, а вполне осознанное сочетание , соотнесённое  с определёнными лицами, предметами, действиями. Если ваш малыш повторяет «Ма-ма-ма-ма…» — это не игра, не бессмысленное повторение звука, это  вполне осознанная речь, относящаяся именно к маме.  Вскоре эта речь приобретает ещё и эмоциональную окраску, по интонации малыша вы сможете понять доволен он или нет. В этот период важно эмоционально разнообразить собственную речь, тем самым подавая пример малышу, добавлять разнообразные звуки в окружающую среду, включая музыку, двигаться в так музыке, хлопать в ладоши и т.д. Все это в комплексе отвечает за правильное формирование мозговых центров, отвечающих за речь.

После года ребенок усиливает свое внимание к речи окружающих и и как следствие – увеличивает свою речевую активность. Речь малыша может быть однообразна по словам, при этом достаточно многозначна: одним и тем же словом, слогом, звуком ребёнок  может обозначать  несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, достань, принеси, подай; «биби» — машина, ехать, кататься, самолет, велосипед и т.д. Очень важно в этот период не просто разговаривать с ребенком, а принимать участие в игре, объяснять предметы и их действия, используя глаголы. Задавать вопросы и отвечать на них. Мячик что делает? – Катится. Мишка что делает? – Спит  и т.д. 

Примерно в полтора года идет очень интенсивное развитие речевых центров в коре головного мозга и постепенно речь ребенка переходит  в нормальную «взрослую» речь. Старайтесь  не покупать годовалому малышу электронные игрушки, потому что ребенок из активного участника процесса, становится пассивным наблюдателем, ведь  все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), от него не зависят. При этом его фантазия, изобретательность, интеллект не задействованы. Играйте мячиками, пупсами,  машинками, уточками,  кубиками, пирамидками, матрешками, а чудо  изобретения оставьте на потом.

Нередко мы специально подсчитываем, сколько слов говорит наш малыш. Это правильно, так как это один из показателей нормы развития ребенка. К полутора годам словарный запас ребенка должен составлять 10—15 слов, к двум годам — примерно 30, к трем — словарь должен составлять примерно сто слов. К трём годам практически заканчивается формирование речевых областей мозга малыша. К этому времени ребёнок должен уметь говорить словами, а не сокращениями, используемыми им в полутора-годовалом возрасте. Развивать речь малыша помогут определённые игры, развивающие моторику ребенка. Так называемые пальчиковые игры: перебирайте пуговицы, мелкие  галечки, фасоль, бобы , орешки, крупу, рисуйте, лепите из теста и песка.

Как можно больше разговаривайте с ребёнком, при этом ваша речь должна быть чёткой, понятной, ни в коем случае не ломайте язык!  Читайте как можно больше  детских книг, особенно стихи, считалки, скороговорки. Очень хорошо способствует развитию речи пение, пойте вместе с малышом детские песенки. Можно применить нехитрый прием:  специально «путайте» некоторые слова песни и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «Ладушки, ладушки, где были – у дедушки …)».  И еще — вызывайте ребенка на диалог, не старайтесь разговаривать за него, если задали вопрос — обязательно дождитесь ответа, пусть он будет даже не очень понятным, но пусть обязательно будет.

Одновременно с развитием  речи необходимо формировать и так называемую культуру речевого поведения. Это значит, что его нужно приучать вовремя включаться в разговор, не перебивая собеседника, внимательно слушать говорящего. Насколько успешно и быстро ребенок усвоит эти навыки, будет зависит от типа нервной системы, темперамента и его характера.  Но немаловажную роль играет и то, какое влияние на ребенка оказывают окружающие. Их поведение, манера говорить, темп  речи, все это является предметом для подражания.

Удачи вам и вашим близким.

www.kraskizhizni.com