Как научить ребенка читать быстро и правильно. Как научить ребенка читать быстро в 8 лет
Как научить ребенка читать быстро и правильно.
Вопрос, касающийся того, как научить ребенка читать быстро и правильно, актуален для многих родителей, чьи дети не так давно пошли в школу. Среди учеников начального звена достаточно много детей, которым чтение дается с трудом. В таком случае учителя нередко рекомендуют читать побольше. Однако такой совет не только не всегда помогает, но может и ухудшить ситуацию с чтением, так как ребенок начинает сопротивляться столь сложной для него деятельности.
Психологи считают, что для того, чтобы успешно учиться, ребенок должен читать со скоростью 200 слов в минуту. Меньшая скорость мешает малышу полноценно понять информацию.
Причины медленного и неправильного чтения.
Проблемы с чтением могут иметь следующие причины:
- неправильная техника чтения, когда малыша учили читать не по слогам, а по буквам;
- слаборазвитый артикуляционный аппарат;
- возвращение к уже прочитанным словам;
- плохая наследственность;
- недостаточный уровень внимания и памяти;
- недостаточный объём оперативного зрения, что ведет к тому, что ребенок может охватить зрением лишь букву или несколько букв, но не все слово;
- отсутствие умения видеть следующее слово или догадываться по контурам, какое слово следующее;
- понимание слова только после прочтения вслух;
- отсутствие привычки к внимательному чтению;
- темперамент ребёнка: меланхолики читают медленнее холериков и сангвиников;
- скудный словарный запас;
- отсутствие мотивации к чтению;
- леность;
- гиперактивность, синдром дефицита концентрации внимания;
- логопедические нарушения, при которых ребенок не распознает некоторые звуки, не различает их, не выговаривает.
Как научить ребенка читать быстро и правильно.
Правильному чтению следует учить с самого начала. Переучить ребенка в дальнейшем намного сложнее, чем научить этому изначально.
Чтобы улучшить технику чтения, можно применять такие советы:1. Для правильного обучения чтению следует применять принцип чтения по слогам и словам, а не по буквам. На этом принципе и базируются кубики Н.А. Зайцева.
2. После этого ребенку предлагают слоговые блоки, не имеющие смысла. То есть ребенок читает своеобразную «абракадабру», которая веселит его, но в то же время обучает.
3. Работа с артикуляционным аппаратом. Для этого малышу обязательно надо предлагать скороговорки и чистоговорки. Если заниматься ими систематически, то можно не только исправить дефекты речи, но и ускорить технику чтения.
Проговаривать скороговорки лучше вместе с отстукиванием ритма ладошками, работой пальцев рук, сжиманием и разжиманием пальцев, хлопаньем в ладоши, постукиванием карандашом, бросанием мяча. К примеру, можно выбрать постоянный ритм, в котором чередуются такие движения: хлопок в ладоши, хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки.
4. Работа над дыханием. Дыхательные упражнения помогают увеличить количество слов на одном выдохе. Для этого делают такие упражнения:— предлагают ребенку набрать побольше воздуха и говорить на выдохе кусочек стиха;— на выдохе как можно дольше сдувать одуванчик, пламя свечи и т.д.;— просите ребенка делать глубокий вдох и несколько коротких выдохов.
5. Развитие внимания. Для работы над периферическим зрением полезно применять таблицы Шульте, в которых необходимо искать по порядку цифры.Для развития внимания можно просить ребенка вычеркивать из текста одни буквы, а подчеркивать другие.
6. Улучшить технику чтения можно и при помощи письменных упражнений, диктантов, списываний текстов.
7. Родитель может читать вместе с ребенком таким образом:
- многократное совместное чтение в темпе скороговорки с постукиванием карандашом двух-трех строк книги. После этого переходят к чтению пяти-десяти строк дальнейшего незнакомого текста;
- ребенок читает первое и последнее слово в каждой строчке, показывая слова карандашом;
- положите линейку по диагонали текста и просите ребенка читать слова возле линейки;
- говорите ребенку, как читать предложение: грустно, радостно, с досадой, задумчиво;
- просите ребенка читать как можно больше слов на одном дыхании;
- ребенок читает, а взрослый стучит карандашом в ритме;
- родитель читает, а ребенок читает следом с отставанием в несколько слов;
- ребенок должен закрывать линейкой часть слова и догадываться, какое слово написано;
- попросите ребенка проскользить взглядом по строчке. Спросите, что он запомнил, какие слова;
- читайте с ребенком поочередно, по одному предложению;
- ведите карандашом под словами, стимулируя ребенка читать с вашей скоростью;
- читайте один и тот же текст несколько раз, замеряя скорость чтения. Покажите ребенку, что он читает с каждым разом все быстрее;
- просите ребенка читать про себя и пересказывать прочитанное;
- во время чтения ребенка говорите «стоп». Малыш должен закрыть глаза на пару секунд, затем открыть их и продолжить чтение.
Задания для ускорения чтения:1. Анаграммы. Техника анаграмм детально описана в книге Валерия Эдигея «Учись читать, малыш». Автор приводит огромное количество слов-анаграмм и измененных текстов. Если ребенку сложно, можно для начала предлагать ему свои легкие анаграммы.
2. Пропущенные буквы. Пишите слова, пропуская в них 1-2 буквы, ребенок должен заполнить пропуски.
3. Лишние буквы. В готовый компьютерный текст вставьте по одной лишней букве в каждое слов и попросите ребенка найти эти лишние буквы.
4. Попросите ребенка искать в тексте только одно слово: но, однако, чтобы.
Для тех, кто ищет ответ на вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, хочу напомнить, что помочь ребенку вполне могут сами родители. Нередко родители ищут репетиторов и логопедов, которые выполняют с ребенком упражнения, описанные выше. Однако для того, чтобы получить результат, занятия могут проводить сами родители. К тому же важным условием эффективности занятий является систематичность. Педагоги, занимающиеся этим вопросом, считают, что при ежедневных занятиях отличные результаты появляются уже через два месяца. Все занятия должны проводиться в игровой форме и лишь столько времени, сколько малыш может работать.
Советы психолога советуют не затягивать с работой над улучшением чтения, так как медленное чтение является одной из главных причин проблем в обучении учеников младших классов.
Если статья вам понравилась и оказалась полезной, нажмите, пожалуйста, на кнопочку соцсети 🙂 Этим вы поможете развитию сайта и вдохновите автора на написание новых статей 🙂
Вконтакте
Facebook
Twitter
Одноклассники
Мой мир
Читайте также :
psiholog1.com
Как научить ребенка быстро читать в 1 классе: полезные упражнения
Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.
womanvote.ru
Быстрое чтение: дань моде или необходимость?
Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.
НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков. Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.
В статье «Ребенок читает медленно: что делать?«, мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения — неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.
У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.
Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить – слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок – это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.
Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.
Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как «жи» «ши» на письме звучат в реальности и т.п.
Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.
Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье. К детям более младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей».
На что обратить внимание: учимся читать быстро
prochado.ru
1. Развитие антиципации (предугадывания).
Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.
2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.
3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.
Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.
4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.
Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.
Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения
pedsovet.su
Всевозможные игры со словами и регулярные упражнения и тренировки помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.
«Буква-шутница»
Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.
Предложите ребенку прочитать текст. Постепенно, можно усложнять задание: больше букв-шутниц вводить в с виду «нормальный» текст.
«Вычеркивание»
Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.
Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.
«Тарабарский язык»
Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.
Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.
Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.
Чтение «по вершкам и корешкам»
Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.
«Вреднючка»
Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.
Читать наоборот труднее, но детям весело, они с удовольствием тренируются и играют со словами-перевертышами.
Одновременное чтение
Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.
Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.
Зрительный диктант
Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.
Скороговорки
Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.
«Бросок — засечка»
На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.
«Знакомый-незнакомый»
Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.
Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко «Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?».
Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?
rastishka.by
Как научить ребенка читать быстро?
Содержание статьи:
- Когда начать учить ребенка читать?
- Как правильно научить ребенка читать?
- Как научить ребенка читать предложения?
- Как сделать обучение чтению ребенка интересным?
Когда начать учить ребенка читать?
Родители, которые собираются готовить детей к детскому саду, могут сильно не переживать за чтение малыша. В садике он быстро научиться это делать в коллективе. А детям, кто будет сидеть дома, воспитателями и учителями станут пока родители. Процесс чтения для детей очень сложен, особенно для тех, кто еще не умеет разговаривать предложениями. Поэтому перед тем, как научить ребенка быстро читать, нужно сначала научить его говорить, высказывать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, прочитанные ему вслух взрослыми. Большую роль в процессе чтения играют такие факторы как: память ребенка, его внимание и восприятие, воображение, усидчивость.
Для того чтобы начать учить ребенка читать, нужно сначала убедиться в том, что он к этому готов. А готовы дети бывают в разном возрасте. Кому-то будет легко учиться чтению в три года, а кто-то не сможет понять, зачем это нужно, и в 5 лет. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Но о том, как научить дошкольника читать, должны знать все родители подрастающего ребенка. Ведь от этого важного навыка зависит будущая успеваемость ребенка в школе.Вообще о том, когда нужно учить ребенка чтению, есть немало мнений. Но родители сами поймут, когда можно начинать, главное, чтобы ребенку это было интересно. Можно начать и в 2 года – учить ребенка буквам, а можно и в 5 лет. Очень важно с самого начала обучения не отбить у ребенка охоту к занятиям. Если родители думают только о том, как научить быстро читать ребенка, который не может связать даже двух слов в устной речи, то это совершенно неправильно. То есть заставлять малыша учиться читать, торопить его нельзя ни в коем случае. А вот стимулировать его, поощрять за успехи очень важно.
Как правильно научить ребенка читать?
Всем родителям хочется учить читать малыша не только быстро, но и так, чтобы ему это нравилось. Но не все знают, как лучше научить ребенка читать. Сначала определимся со временем, которое будет отводиться малышу на «уроки». Если родители решили занять ребенка учебой в три года, то достаточно будет 10-15 минут в день, в 4 года – 20-25 минут, в 5 лет – 25-30 минут в день. Но многое зависит от индивидуальных особенностей детей. Поэтому время это может варьироваться в указанных пределах. Но больше по времени загружать ребенка не стоит. Заниматься с малышом можно несколько раз в день, главное, чтобы у него был на это настрой.
До того как научить читать по слогам, сначала ребенка нужно познакомить с буквами. Не важно, в каком возрасте это будет, главное, чтобы это было правильно. Не нужно называть ему буквы, а лучше произносить звуки, т.е. не «эм», а «м», не «ка», а «к». Это нужно для того чтобы когда ребенок начнет читать слова, он использовал звуки, а не названия букв. То есть, к примеру, слово «мама» малыш может прочитать так: «эма-эма», то есть для него это будет абсолютно правильным, и переучить его тогда будет очень сложно.
Перед тем как научить ребенка читать по слогам, нужно удостовериться, что он знает все буквы без исключения, в том числе, и мягкий и твердый знаки. Для тех, кто не знает, как научить читать по слогам, есть несколько простых правил:
- — начинать нужно с коротких слов – каша, баба и т.д.,— ребенок должен знать значение слов, которые он учится читать,— после того как ребенок прочитает слово по слогам, нужно говорить ему как оно произносится в речи, попутно объясняя, что не все говорится так как пишется,— сначала нужно учить малыша простым слогам – на согласную букву, а затем сложным, тем, которые начинаются на гласную,— каждый день важно закреплять пройденный материал до тех пор, пока малыш сам не прочитает слог и не свяжет его со следующим.
О том, как научить ребенка читать по слогам, мы теперь знаем. Это большое достижение, однако, многие детки так привыкают читать по слогам, что не видят самого слова. Теперь проблема состоит в том, как научить ребенка читать словами. Для этого ему придется несколько раз перечитывать слово по слогам, но с каждым разом все быстрее и быстрее. Сначала ему нужно помочь на примере одного слова, а потом ребенку будет интересно самому догадываться, какое слово он прочитал. Поэтому, еще раз повторимся, малыш обязательно должен знать значения слов, которые читает.
Как научить ребенка читать предложения?
Когда ребенок уже читает словами, пора его учить читать предложениями. Ведь перед тем, как научить ребенка быстро читать, он должен сначала складывать слова в предложения и понимать их смысл. Родители могут почувствовать облегчение, когда поймут, как легко научить ребенка читать, когда он уже соединяет слова в предложениях. Тут важно подсказывать ребенку интонацию, т.е. параллельно можно указывать ему на знаки препинания. Ненавязчиво, постепенно. В первую очередь нужно обратить внимание ребенка на точку. Зная, когда заканчивается одно предложение и начинается другое, малыш уже будет выдерживать паузу, осмысливая то, что только что прочел.
Как сделать обучение чтению ребенка интересным?
Если ребенок совсем не хочет слушать, сидеть, и мама не знает, как научить ребенка читать, а время уже подошло, можно попробовать метод обучения с игрой. Да, для того чтобы в чем-то заинтересовать ребенка, нужно с ним играть. Не всегда, а когда это необходимо, то есть в том случае, когда малыш не идет на контакт. Обучение в игровой форме, неважно чему, всегда было более эффективным. Играя, можно научить ребенка считать, рисовать с ребенком и т.д. Но переигрывать с малышом, конечно, не стоит, т.к. ребенок со временем должен понимать всю значимость умения читать. Чтобы понять, как правильно научить ребенка читать, родителям необходимо следовать нескольким упражнениям, которые смогут помочь им справляться с непоседами и учить их читать непринужденно. Приведем самые популярные из них.
- • Записки. Родители могут писать ребенку записки, в которых, к примеру, он должен будет прочесть какую-нибудь загадку и отгадать ее.• Чтение на время. Это упражнение нравится многим детям. Стараясь успеть прочитать больше слов, они могут просить перезасекать время снова и снова.• Упражнения с «трудными» согласными. Иногда дети затрудняются читать слова, в которых подряд стоят несколько согласных. Можно выписать их отдельно и давать читать ребенку после каждого урока.• Чтение с догадкой. Нужно написать несколько слов с пропущенными буквами. Малыш должен постараться догадаться, какие буквы пропущены.• Чтение на время «про себя».• Вопрос-ответ. После прочтения ребенком каждого предложения нужно спросить его, о чем шла речь в тексте.• Чтение «вверх ногами».• Найди слово. Мама или папа называет слово из текста, и ребенок должен его найти.• Чтение боковым зрением. Для этого упражнения нужно написать любой слог, а по его сторонам еще два слога. Ребенок, не смотря на них, должен их прочесть.
С каждым днем ребенок будет читать все лучше и быстрее только в том случае, если родители смогут его в этом заинтересовать. Ведь во всем нужно, в первую очередь, желание. Особенно детям.
love-mother.ru