Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Рекомендации педагогам если ребенок пропускает буквы. Если ребенок в 8 лет пропускает гласные буквы в письме


Что делать, если ребенок пропускает буквы при письме?

Причины и способы устранения пропуска букв при письме. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить три основные: 1)Ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным. 2)Недостаточное развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза. 3) Недостаточная сформированность навыка самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме. Задания для уточнения значения слов. 1)Повтори слова. Объясни их значение. сопка курага сумрак пираты слалом панамка пристань оратор При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж. 2) Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе. Рыба – палтус Цветок – примула Ракета - космонавт Море – аквалангист Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза. 1) Игра «Один или два» Педагог называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством. 2) Игра «Начало, середина, конец» У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть. 3) Игра «Место звука в слове» Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук? 4) «Загадочное превращение». Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй (превращай ) звук «о» на звук «и». 5) Игра с перебрасыванием мяча. Мяч лови, и мяч бросай, Сколько звуков, называй. Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. 6) Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков. Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово. Пример: Шляпа - 4 звук, Карета – 4 звук, Забота – 5 звук, Карусель – 4 звук, Горох – 5 звук. Получилось слово – петух. 7) Игра «Превращение слов» Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д. 8) Письмо с проговариванием. Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот. -Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных. 9) Игра «Считаем буквы» Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове. 10) Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм». 11)Игра «Проверяй-ка» Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв [гром] – гром, [ шл'апа] – шяпа, [сухар']- сухар. 12) Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д. 13) Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный) 14) «Сохрани слово в секрете». Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь». Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу. 15) Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов) 16) Игра « Самый зоркий» Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове? Задания для развития навыков самоконтроля. 1) «Волшебный диктант» а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса---- б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-) в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-. 2) Записать только гласные из слов: Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у). - Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат: дом(о), рак(а), дым(ы). - Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а). - Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а). 3) «Самый зоркий» Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов. эдафозавр эдофозавр эдафозавр едафозавр эдафозавр эдафаззавр эдафосавр этафозавр 4) Игра «Муха». Чтение слов по таблице: hello_html_m3d8d09f6.jpg Скопируйте эту таблицу и распечатайте ее. Попросите ребенка прочитать по таблице зашифрованные слова, следуя инструкции: Найди букву С; Вправо, вверх - буква, Вверх, вверх – буква, Вниз, вправо, вверх - буква. Игра принесет больше пользы, если ребенок будет следить по таблице глазами, а не водить пальцем. 5) «Можешь ли ты делать два дела сразу?» Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к». 6) Чтение слов с использованием алфавита: Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая в алфавите стоит после записанной буквы. Договоритесь с ребенком, что после «я» снова идет «а». Пример: ЛТФЯ После Л – М, после Т – У, после Ф – Х, после Я – А. Получилось слово МУХА. Можно изменить задание, заменяя написанную букву не последующей, а предыдущей буквой. Пример: ЛНЖЯ Перед Л - К, перед Н – О, перед Ж – З, перед Я – А. Получилось слово КОЗА. Используя эти и подобные упражнения, можно существенно сократить количество ошибок на пропуск букв, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм. Мы - ЛОГОПЕДЫ АЛЬТРУИСТЫ, и мы бесплатно консультируем родителей в чате на нашем сайте https://online.moylogoped.ru/logoped-online-konsultatsiya

ok.ru

Пропускает гласные буквы - Дефектология

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна

дефектолог, логопед

Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму – это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что - недостаточно развит фонематический слух, - слабо развито внимание, -низкий уровень самоконтроля. К счастью, все эти проблемы успешно решаются. Разберемся в каждой из них подробнее. Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи. Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ ц] и путает буквы их обозначающие. При нарушении фонематического слуха ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы. Упражнения при пропуске букв из-за нарушения фонематического слуха. 1)"Подсчет звуков в слове." Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, "Развивающие игры для развития фонематического слуха". А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа. Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные . Примерный набор слов: Из 3-4 звуков: Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул. Из 4-5-6 звуков: Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук. Из 6-7-8 звуков: Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод. Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек. 2)«Назови порядковый номер звука». Можно задавать два вида вопросов: - Какой по счету звук [б] в слове рыба? - Назови третий по счету звук в слове рыба. Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность. Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы: -Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба? -Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба? -Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба? При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного. Упражнения: 1)«Найди ошибку» Поиск и исправление слов с пропущенными буквами. При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками. Пропускать можно: -ударные гласные, -согласные, которые стоят перед гласными. -букву ь, когда она стоит после согласного. Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения: 2)«Сравнение правильного и неправильного слова» Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву. Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное. Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным. 3)«Слово наоборот». Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука. Например:анул – луна, трок – крот. Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д. Это малая часть того, что Вы можете сделать.Пробуйте, занимайтесь и все получится.

health.mail.ru

Рекомендации педагогам если ребенок пропускает буквы

Как помочь ребенку с дисграфией

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

1. Сначала вычленить нужный звук из слова.

2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.

3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.

4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.

5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.

Письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов!!!

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».

2. Пропуск букв.

3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»

4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».

5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».

6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ( «ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.

9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.

10. Переносит слова как попало

11. Часто не делает пробелов между словами.

12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

§ Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

§ Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

§ Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

§ Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

§ После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Где живёт чтение?

Многие родители начинают готовить ребенка к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы научить дочь или сына читать.

А некоторые ставят и сверхзадачу – научить ребенка читать как можно раньше, хорошо бы в четыре года, в пять лет.

Почему же для одних детей чтение – развлечение, а для других – тяжкий труд?

Что заставляет ребенка сопротивляться чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?

Известно, что ребенок избегает тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.

Что-то внутри ребенка не позволяет ему легко справляться с чтением.

Умственные способности? Воля? Характер? Воспитание?

А может, надо погрузиться в мозг?

Ведь на ранних этапах развития именно он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.

Что нужно ребенку, чтобы овладеть чтением?

Родителям нередко кажется, что для этого достаточно выучить буквы.

Но буквы некоторые дети знают уже в два с половиной года, однако эти значки несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, – это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б] в слове «бочка».

Чтобы научиться читать, сначала надо научиться слышать и хорошо различать звуки речи.

Маленький ребенок, слыша и произнося слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).

Родители часто замечают, что ребенок плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.

Мало кому приходит в голову, что именно так он и слышит – его фонематический слух еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача», а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах еще не вычленяет).

На первоначальных этапах обучения ребенку необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением – чтение вслух.

infourok.ru

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить три основные:

1)Ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным.

2)Недостаточное развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

3) Недостаточная сформированность навыка самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова.

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Задания для уточнения значения слов.

1)Повтори слова. Объясни их значение.

сопка курага

сумрак пираты

слалом панамка

пристань оратор

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

2) Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Рыба – палтус

Цветок – примула

Ракета - космонавт

Море – аквалангист

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

1) Игра «Один или два»

Педагог называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

2) Игра «Начало, середина, конец»

У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.

3) Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

4) «Загадочное превращение».Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй (превращай ) звук «о» на звук «и».

5) Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

6) Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.

Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.    Пример:Шляпа  - 4 звук,Карета – 4 звук,Забота – 5 звук,Карусель – 4 звук,Горох – 5 звук. Получилось слово – петух.

7) Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

8) Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

9) Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

10) Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

11)Игра «Проверяй-ка»

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл'апа] – шяпа, [сухар']- сухар.

12) Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

13) Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам.(согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

14) «Сохрани слово в секрете». Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.  Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно,  дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

15) Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

16) Игра « Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Задания для развития навыков самоконтроля.

1) «Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса----

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а(л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания(суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-.

2) Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры(и), эхо(э), утка(у).

- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом(о), рак(а), дым(ы).

- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар(а-а), мука(у-а), дома(о-а).

- Запись словарных слов: корова(о-о-а), сорока(о-о-а), ворона(о-о-а).

3) «Самый зоркий»

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

4) Игра «Муха». Чтение слов по таблице:

Скопируйте  эту таблицу и распечатайте ее.Попросите ребенка прочитать по таблице зашифрованные слова, следуя инструкции:Найди букву  С;Вправо, вверх  - буква,Вверх,  вверх – буква,Вниз, вправо, вверх -  буква.Игра принесет больше пользы, если ребенок будет следить по таблице глазами, а не водить пальцем.

5) «Можешь ли ты делать два дела сразу?»Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

6) Чтение слов с использованием алфавита:Отгадай слова, заменяя каждую букву  другой, той, которая в алфавите стоит после записанной буквы. Договоритесь с ребенком, что после «я» снова идет «а».

Пример: ЛТФЯПосле Л – М,  после  Т – У, после Ф – Х, после Я – А.Получилось слово  МУХА.Можно изменить задание, заменяя написанную букву не последующей, а предыдущей буквой.

Пример: ЛНЖЯПеред Л - К, перед Н – О, перед Ж – З, перед Я – А.Получилось слово КОЗА.Используя эти и подобные упражнения, можно существенно сократить количество ошибок на пропуск букв, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм. 

infourok.ru

Почему дети пропускают буквы при письме? - Как научить ребенка хорошо писать. - Каталог статей

 

Одна из центральных проблем, возникающих у детей   на начальной стадии обучения письму – это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что- недостаточно развит фонематический слух,- слабо развито внимание,-низкий уровень самоконтроля. К счастью, все эти проблемы успешно решаются.Разберемся в каждой из них подробнее.

Фонематический слух – это способность различать и дифференцировать звуки речи.

Неправильное произношение звуков может повлиять на то, что ребенок не различает сходные по звучанию звуки. Например [с] и [ ц] и путает буквы их обозначающие.

При нарушении фонематического слуха  ребенок часто не может правильно сосчитать количество звуков в слове, поэтому при записи слова пропускает буквы.

 

Упражнения при пропуске букв из-за нарушения фонематического слуха.

1)"Подсчет звуков в слове."

Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.

Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играйте в веселые развивающие игры, о которых вы можете прочитать в других статьях. Например, "Развивающие игры для развития фонематического слуха".

А сейчас остановимся подробнее на том языковом материале, который вы будете предлагать детям для анализа.Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о],  [ы], [и], [у]  и любые согласные .

 

 

Примерный набор слов:

Из 3-4 звуков:Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.

Из 4-5-6 звуков:Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.

Из 6-7-8 звуков:Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.

Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.

2)«Назови порядковый номер звука».Можно задавать два вида вопросов:- Какой по счету звук [б] в слове рыба?- Назови третий по счету звук в слове рыба.

Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и  устанавливает их последовательность.Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а]  в слове рыба?

 Еще больше упражнений для развития фонематического слуха, вы можете найти здесь.

При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при  написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.

Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.

 

 

 

Упражнения:

1)«Найди ошибку»Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.

Пропускать можно:-ударные гласные,-согласные, которые стоят перед гласными.-букву ь, когда она стоит после согласного.

Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:

2)«Сравнение правильного и неправильного слова»

Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.

Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.

3)«Слово наоборот».Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.Например:анул – луна, трок – крот. Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки  в нужной последовательности, не пропуская ни одного.Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк,  акжонокорос,  нофотингам и т.д. Видеоинструкцию можно посмотреть здесь https://vk.com/uchitsainteresno?w=wall-129704940_356

Совет: чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.Научите этому приему ребенка, и он с легкостью будет переворачивать самые длинные слова, а заодно и отработает такое важное умение, как деление на слоги.

Еще больше упражнений и игр для развития внимания, вы найдете в статье «10 интереснейших игр для развития внимания»

Упражнения для развития навыков саморегуляции и повышения уровня самоконтроля вы сможете найти в статье «Как развить навыки, необходимые ребенку для успешной учебы в школе?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mama-scool-baby.ucoz.ru

Родителям первоклассника. Что делать, если ребенок пропускает при письме буквы в словах?

Пропуск букв в слове чаще всего связан со слабым развитием фонематического слуха ребенка. Если есть возможность – обратитесь к опытному логопеду. Но в любом случае ваша помощь ребенку будет не лишней. Можно и нужно фонематический слух ребенка развивать самостоятельно с помощью простых игр.

1. Предложите ребенку сосчитать все буквы «н» или любые другие в небольшом тексте (3-5 предложений). Для первоклассника можно упростить задание – не сосчитать, а вычеркнуть определенные буквы. Кстати, с таким нехитрым упражнением не все взрослые справляются, хотя для этого даже читать уметь не обязательно. Делать это задание надо не торопясь, здесь главное не скорость, а концентрация внимания.

2. Хорошо помогает игра «Сколько букв в слове?» Играть можно в любую свободную минуту – в очереди в поликлинике, на автобусной остановке, перед сном и т. д. Вы называете слово, ребенок считает буквы в этом слове. Потом меняетесь ролями. Начинайте с простых слов и постепенно переходите к словарным и словам с непроизносимыми согласными (солнце, лестница, сверстник, сердце, чувство, доблестный и т. д.) Игра тренирует не только фонематический слух, но и внимание ребенка. Плюс еще и орфограммы запомните.

3. Если у ребенка очень хорошо развита логика, можно поиграть с ним в шифровальщика. Замените в тексте все буквы на символы и предложите расшифровать текст. Текст должен быть достаточно длинным -5-7 предложений, чтобы было достаточно слов для анализа. Для начала можно дать код некоторых букв или заменить только согласные буквы. Со временем дети находят удовольствие в том, чтобы разобрать шифровку самостоятельно без использования кода и даже начинают играть самостоятельно. Любознательному ребенку расскажите про Шампальона и египетскую письменность. Словом, поддерживайте интерес к игре. Эта игра помимо фонематического слуха развивает логику и внимание, формирует интерес к самостоятельной умственной работе. Кстати, вы знали, что в русском языке чаще всего встречается буква «о»? Проверьте хотя бы на этом абзаце.

nbrkv.ru

Ребенок пропускает буквы при письме

С этой проблемой сталкивается большое количество учителей и родителей первоклассников. Чаще всего это возникает по двум причинам. Первая связана с поведением ребенка на уроке, если он не дисциплинирован и все время отвлекается, значит, не успевает воспринимать всю информацию, которую дает учитель, а в нашем случае – диктуемые слова, он пишет их обрывками, которые смог запомнить. Но если ребенок прилежен, внимателен, тогда дело совсем в другом, и речь идет о нарушении фонетического слуха у учащегося.

Такое нарушение может быть вызвано рядом причин, но в этой статье речь пойдет не о причинах, а о способах решения этой проблемы.

При письме под диктовку ребенок пропускает буквыПрежде всего, следует определить, какие именно звуки не слышит ребенок, а значит и пропускает буквы на письме. После нахождения проблемных букв (звуков), чаще всего это гласные, еще раз повторите с ним, как они произносятся.

В педагогической практике существует несколько игр на нахождение звука, которые также используют в своем работе логопеды.

Игра «Найди звук». Для примера возьмем звук «А» (берете тот звук, с которым у ребенка проблемы), Вы произносите ряд различных звуков — «И», «С», «У», «А» и так далее, когда он услышит нужный звук, он хлопает в ладоши. Пусть сначала это будут отдельные звуки, потом начинайте медленно проговаривать слова, а затем уже и целые предложения.Другая игра – «Угадай слово»: ребенок загадывает любое слово и говорит Вам звуки, из которых оно состоит, а Вы его должны угадать, при отгадывании проговорите все звуки вместе.

Еще одна игра «Назови слова на букву А» (или любую другую букву): Вы с ребенком по очереди называете слова, начинающиеся с выбранной буквы. Также эта буква может быть в конце или в середине слова.

Главное – заниматься с ребенком нужно каждый день, помогая и поправляя его ошибки. Не оставляйте эту проблему без внимания, так как она может привести к серьезной задержке в обучении, а также к психологическим расстройствам первоклассников.

Рекомендованы также при нарушении фонетического слуха занятия с логопедом.

Литература для занятий с ребенком: Азбука. 1 класс. Прописи к учебнику В. Г. Горецкого и др. В 4-х частях. ФГОС

enovikova.ru