Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Тема 5. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет. Физическое воспитание детей раннего возраста. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет


Тема 3 Развитие произвольных движений ребёнка от рождения до семи лет

Организм – как единое целое, сложившееся в процессе эволюции. Развитие человека – непрерывный, протекающий в течение всей его жизни процесс.

На каждом этапе развития, начиная с рождения, организму присущи признаки характерные для данного возраста. Учет особенностей каждого возрастного этапа – основа рациональной организации учебно-воспитательного процесса и гигиенических мероприятий. Характерная особенность организма ребенка – интенсивный процесс роста и развития.

Понятия рост и развитие, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Рост и развитие – составляющие процесса жизнедеятельности организма. На каждом этапе индивидуального развития организм детей представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями.

Закономерности роста и развития организма. Неравномерность роста и развития. Поступательный, но неравномерный характер процессов роста и развития детей. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем – как естественнонаучная основа правильной постановки учебно-воспитательного процесса. Учет последовательности ведущих видов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие (непосредственное эмоциональное общение с младенцем; предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте; ролевая игра дошкольника; учебная деятельность; общественно-полезная деятельность; учебно-продуктивная деятельность). Особенности роста и развития в зависимости от пола (дифференцированное обучение). Обеспечение надежности биологических систем организма. Концепция о надежности биологических систем (А.А. Маркосян). Принципы надежности биологической системы: принцип избыточности элементов управления и протекающего процесса, принцип дублирования, или взаимозаменяемости, элементов регулирования и процесса, принцип совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства, принцип динамичности взаимодействия звеньев самой системы.. именно этот последний принцип обеспечивает высокую надежность системы, позволяя в каждой данной ситуации найти оптимальное решение. Обусловленность роста и развития генетическим и средовым факторами. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Правильная организация физического воспитания (с учетом закономерностей роста и развития организма ребенка) раскрывает потенциальные возможности растущего организма и обеспечивает высокий запас его прочности.

Предпосылки формирования движений ребенка (безусловные рефлексы, условно-рефлекторные связи). Двигательные рефлексы, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс, рефлекс Моро и др). Этапы выработки условных рефлексов (индифферентная, сосредоточения, формирование неустойчивого условного рефлекса, формирование устойчивого условного рефлекса, автоматизма) их содержание.

Систематизация типов детей на основе их физических параметров. Физиологический принцип классификации рождающихся детей (И.А. Аршавский).

Определяющие факторы развития ребенка первых семи лет жизни (окружающая среда и воспитание).

Характеристика основных периодов развития ребёнка (раннего и дошкольного детства). Особенности физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Особенности развития систем и органов организма ребенка. Особенности развития двигательных функций. Учет возрастных особенностей развития ребенка в процессе физического воспитания.

Основная задача физического воспитания в период новорожденности (приспособление ребёнка к режиму дня и ночи, еде и уходу, создания условий чтобы он справился с пятью обязательными кризисами: первый – характеризуется потерей веса на 10%, связан с новым видом и типом питания; второй – «простая эритема» – первая неделя жизни, обусловлена созреванием кожи; третий – физиологическая желтуха; четвёртый – «мочекислый инфаркт»; пятый – гормональный). Стимулирование самостоятельной двигательной активности – основа развития двигательной активности ребенка.

Основные направления воспитания ребёнка – создание гигиенических условий для выполнения двигательной задачи – овладения собственным телом.

Особенности развития моторики ребенка до одного года: развитие сидения, стояния, хватания, ходьбы – как сложных двигательных актов, построенных по типу цепных рефлексов, овладение ими и произвольное выполнение их ребёнком (возрастает количество движений, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого – более произвольными).

Организация практической деятельности – основа формирования движений (в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются). На первом году жизни это подкрепление выступает как удовлетворение основных органических потребностей ребёнка. Подкрепление этого типа обеспечивает отбор наиболее эффективных по своей биомеханике движений, «снижая при этом непроизводительные энергетические расходы организма».

Таким образом, подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребёнка в общении. Оно играет важную роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего. Для обеспечения развития движений ребёнку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения.

Начиная с первого года жизни ребёнка необходимо создавать условия для формирования у ребенка произвольных движений.

С трёх до семи лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, перестройка функций организма. Возраст от четырёх до пяти лет – период наиболее интенсивного и гармоничного физического и умственного развития ребенка.

Возраст трех лет – период качественных изменений многих функций организма.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудкой клетки, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех систем и функций организма.

Постоянные упражнения – основа формирования динамического стереотипа.

В первые годы жизни ребенка происходят значительные морфофункциональные преобразования нервных структур двигательной системы на всех ее уровнях и во всех звеньях. Интенсивно созревают сенсомоторная кора, мозжечок, подкорковые образования. Развивается рецепторный аппарат мышц, сухожилий и суставов.

Ведущий фактор сенсорного развития ребенка – активное взаимодействие с окружающей средой, накопление двигательного опыта в результате манипуляций с бытовыми предметами, игрушками и т. д.

studfiles.net

Лекция 7. Формирование движений ребенка от рождения до 7 лет

Механика Лекция 7. Формирование движений ребенка от рождения до 7 лет

просмотров - 329

План:

7.1. Физическое воспитание детей первого года жизни

7.2. Физическое воспитание ребенка 2-3 года жизни

7. 1.Физическое воспитание детей первого года жизни

Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться. Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет. В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки постнатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).

У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определœенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателœей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки. Среди движений новорожденного преобладают: 1) беспорядочные хаотические движения типа синкинœезий, ᴛ.ᴇ. движения представляют собой сочетание различных не координированных, часто антагонистических актов; 2) безусловно-рефлекторные, различного характера, которые отличаются упорядоченностью и строгой координацией составляющих их элементов. Ряду безусловных рефлексов сопутствует приспособительное движение, к примеру сосательный рефлекс. Другие безусловные рефлексы представляют собой атавистические реакции, к примеру хватательный, или ладонный, рефлекс, плавательные движения, рефлекс переступания и т.д. Хотя кора головного мозга к моменту рождения морфологически еще не оформлена, по мнению ряда ученых, это не является препятствием для ее функционирования после рождения, в связи с этим формирование движений у ребенка с самого начала происходит под контролем и при участии коры больших полушарий (это точка зрения Н. И. Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М.Щелованова, М.И.Лисиной, Я.З. Неверовича и др.).

Уже в первые дни существования ребенка для него появляется задача овладения собственным телом. По мнению Г.Доман, Д.Доман, Б.Хаги, ребенок рождается уже готовым двигаться, и ему крайне важно создать условия для применения своих способностей. Οʜᴎ утверждают, что чем больше дней потеряно для движений, тем труднее ребенку придется в дальнейшем. И.П.Павлов утверждал, что в первые месяцы ребенок обучаетсяуправлять своими первыми движениями, у него происходит образование условно-рефлекторных связей. В результате хаотичных движений, характерных для новорожденного младенца, у него накапливается опыт, необходимый для установления этих связей. Изменения, происходящие у ребенка с возрастом, связаны с развитием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Οʜᴎ создают предпосылки для развития определœенных движений в каждом возрастном периоде. Реализация этих предпосылок происходит успешно при создании соответствующих усло­вийфизического воспитания ребенка.

Г. П. Юрко пишет, что одно из базовых правил воспитания — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, крайне важно подчеркнуть, что под воздействием движений совершенствуется работа центральной нервной системы, которая тем самым улучшает двигательные действия ребенка. Для обеспечения развития движений ребенку первого года жизни крайне важно использовать массаж и физические упражнения. Важно также стимулировать его самостоятельную двигательную активность: побуждать ребенка к смене позы, активному движению, чередуя двигательную деятельность с отдыхом, способствуя удовлетворению потребности в движении и не допуская утомления.

В первые 3 месяца у ребенка развивается умение держать головку в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. Беспомощность ребенка впервые месяцы жизни побуждает его совершать первые интуитивные движения, обращать их к окружающим его взрослым, ставя на первый план общение. Первые движения ребенка — это, по существу, выразительные жесты, с помощью которых он пытается привлечь внимание окружающих своим потребностям.

Общение с взрослыми способствует развитию базовых форм сосредоточения — слухового и зрительного восприятия. По данным исследования Н.Л.Фигуриной и М.П.Денисовой, впервые реакцию сосредоточения, а позднее реакцию оживления у ребенка вызывает вид и голос человека. На основе зрительного и слухового сосредоточения у ребенка в 2—3 месяца возникает комплекс оживления, что свидетельствует об отношении ребенка к взрослому.

Значение комплекса оживления в том, что на его основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук. Во время реакции оживления ребенок выполняет многочисленные движения руками. Иногда, наталкиваясь на предметы, которые находятся поблизости от него, он захватывает их. В 2,5-3,5 месяца у ребенка впервые возникают реакции, подготавливающие схватывание. Вначале ребенок ощупывает собственные руки, затем переходит к ощупыванию других предметов (пелœенки, одеяла и др.). Примерно через 2 — 3 недели он начинает рассматривать свои руки, попавшие случайно в поле его зрения. Позднее ребенок начинает тянуться к окружающим предметам, дотронувшись до них, ощупывает их под контролем зрения, фиксируя попеременно то предмет, то свою руку. Этот подготовительный период заканчивается появлением реакции захватывания предмета после его рассматривания и ощупывания.

К 4—5 месяцам появляется настоящая реакция хватания. Оно характеризуется приданием кисти и пальцам характерного полусогнутого положения, крайне важного для быстрого и точного осуществления реакции. Хватание этого типа характеризуется как сенсомоторная реакция, способствующая установлению координации между зрительным раздражением, довольно нечетким и диффузным, и движением собственной руки. До конца первого года жизни хватание остается на начальной стадии своего развития. Значительно позднее, примерно 15-му месяцу, хватание становится предметной реакцией, которая выражается в тонкой и богатой дифференцировке поз руки, готовящейся взять предмет определœенной величины, формы и назначения.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок начинает соучаствовать в действиях взрослого, возникает их совместная деятельность. Эта деятельность в основном разворачивается в связи с предметами, игрушками и простейшими обиходными вещами. Взрослый показывает ребенку игрушку, называет ее, прячет или протягивает ребенку. Подобное общение способствует тому, что ребенок оживляется, радуется появлению взрослого, протягивает к нему руки, вызывает криком внимание к себе. Н.А. Бернштейн определяет эту стадию в развитии моторики как стадию пространственного поля. У ребенка формируется восприятие себя и предметов в точных координатах времени и пространства и соотношение их между собой. В этом возрасте со всœеми предметами и игрушками ребенок ведет себя примерно одинаково. Физиологическую основу схватывания, бросания, метания составляет связь развития руки и функций коры головного мозга. Движения руки дали возможность развить путем жеста первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Эти движения тесно связаны с развитием речи, формированием представления о схеме собственного тела.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первая двигательная функция руки — схватывание. Оно вначале выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4—5 месяцев хватание предмета приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением всœех пальцев и ладони, так называемое «обезьянье хватание» (М.М.Кольцова). На 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами. К 11 — 12 месяцам он уже играет с мячиком. В овладении движениями рук огромную роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. По данным Х.Хальверсон, схватывание предметов (кубика, мячика и т. п.) совершенствуется в возрасте до 15 месяцев.

Большое значение придается ощущению определœенного предмета («предметности восприятия»), И.М.Сеченов писал, что источником происхождения этой особенности восприятия являются действия с предметом (мячом). В процессе таких действий всœе получаемые ощущения связываются с воспринятым предметом. М. М. Кольцова указывает, что это служит физиологической основой для развития дифференцирования предметов: комплекс ощущений, получаемых в действиях с одним предметом, обособляется от комплекса ощущений, получаемых в действиях с другим предметом.Ж. Пиаже и другие авторы связывают формирование предметных действий с созреванием «сенсорных схем поведения». Ряд ученых (П.Я.Гальперин, Р.Я.Лехтман-Абрамович, Ф.И.Фрадкина и др.) подчеркивают роль научения в освоении ребенком предметных действий. Οʜᴎ формируются у ребенка под воздействием взрослых.

Почти до пятимесячного возраста у ребенка наблюдаются лишь врожденные двигательные рефлексы. В данный период отчетливо можно наблюдать процесс кортиколизации движений руки и пальцев. При совершенствовании мануальных навыков у ребенка развиваются плечи, локти, туловище. Приобретая навык «сжать -разжать» кисти руки, ребенок пытается поднимать предметы, у него развивается мозᴦ.

В 4—5 месяцев ребенок, манипулируя игрушкой, начинает по­ворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе, опирается на выпрямленные руки, поднимает голову. Играл в положении лежа на животе, малыш тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать. Несмотря на то что новорожденный ребенок ползает с момента рождения и в первый день после появления на свет может проползти до 30 см, во второй — до 60 см, в третий — 90 см (Г.Доман, Д.Доман, Б.Хаги), ползание как вид движения появляется у него лишь к 8—9 месяцам. Начало ползания является гигантским достижением в развитии ребенка. Ползание достигает своей кульминации, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. У него появляются сложные перекрестные локомоторные движения. Первоначально ползающий на животе ребенок обнаруживает способность вставать на четвереньки и передвигаться вперед. В то время как ползание на животе — это движение ради движения, ползание на четвереньках — это целœенаправленная деятельность, в выполнении которой принимают участие не только рефлекторные, но и осмысленные функции.

Чтобы ползать на четвереньках, ребенку крайне важно научиться по-новому, координировать действия плеч, локтей, запястий и пальцев с действиями бедер, коленей, ступней и лодыжек. Особенно необходима координация локтей и коленей. Ползая на четвереньках, ребенок развивает равновесие, бинокулярное зрение, совершенствует познавательные процессы, изучает окружающий мир. У него формируются сложно координированные перекрестные движения, свидетельствующие о совершенствовании деятельности коры больших полушарий головного мозга. Своевременное развитие ползания, переступания играетважнейшую роль в формировании движений ребенка. Усваивая ползание, ребенок овладевает навыком садиться. Это способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ноᴦ. Оно положительно сказывается на гармоничности психофизического развития ребенка. Он играет с игрушкой сидя и видит всœе окружающее (М.Ю.Кистяковская, Г.П.Юрко).

Принято считать, что ребенок сначала учится сидеть, а затем уже начинает ползать. При этом, по мнению ряда ученых, гораздо выгоднее для ребенка сначала овладеть ползанием, поскольку это делает его активнее, самостоятельнее и намного расширяет доступный ему для познания окружающий мир (Н.М.Щелованов). Ползание является первой локомоторной реакцией. К 8—9 месяцам ребенок научается влезать на ступеньки горки, перелœезать через бревно, учится переступать и передвигаться вокруг манежа.

К концу 1 -го года жизни он начинает ходить. Ходьба включает в себя поддержание тела в равновесии при вертикальном его положении и при движении вперед. Подкорковые реакции переступания и опорные реакции (отталкивание ножками от опоры) постепенно угасают, так как они не являются начальным этапом прямохождения. Предпосылкой формирования ходьбы является овладение ребенком позой стояния. Окончательное оформление позы стояния и связанных с нею динамических реакций происходит у ребенка в 10—11месяцев. С развитием вставания и стояния связано и развитие ходьбы. Формирование ходьбы начинается с попыток переступать (примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за перила, подвижный стул или поддерживаемые взрослыми. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить совершенно самостоятельно, делая сначала несколько шагов и, наконец, преодолевая большие расстояния. Сидение, стояние, вставание, ходьба представляют собой сложные двигательные акты, построенные по типу цепных рефлексов. Овладение ими и произвольное выполнение их ребенком свидетельствуют о больших успехах в развитии у него моторики.

И.М.Сеченов отмечал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. На 1-м году жизни количество движений, выполняемых ребенком, резко возрастает, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого — более произвольными.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребенка в общении. Оно играет важнейшую роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении с взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего, ᴛ.ᴇ. развивается кисть руки (хватание, бросание и т.п.), ползание, ходьба, бег, прыжки. Ежедневно во время бодрствования следует проводить с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока эти движения не сформируются и не закрепятся. Важно заметить, что для стимулирования активности используются врожденные без­условные рефлексы. Во втором полугодии жизни ребенка активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителœей: зрительного, двигательного, слухового. Хотя слово в этом возрасте является для малыша слабым раздражителœем, всœе действия ребенка должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. При отсутствии противопоказаний ребенку 1 — 1,5 месяца назначают физические упражнения и массаж, которые хорошо сочетаются друг с другом.

Массаж: — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела ребенка, как руками, так и специальными аппаратами. Массаж — это ритмичное раздражение кожи с определœенной силой и определœенной последовательностью. История возникновения слова «массаж» противоречива. Одни авторы считают, что оно произошло от арабского mass или masch — «нежно разминать, надавливать», другие — от греческого masso — «тереть, мять, сжимать руками».

С древних времен массаж составляет часть врачебного искусства. Индусы и китайцы были первыми, кто описал приемы массажа и их целительное воздействие на организм. Благотворное влияние массажа па организм ребенка отмечается многими отечественными авторами: К.Д. Губерт, М.Г. Рысс. Б.Цукунф-Губер, З.С.Уваровой, Р.Г.Сорочек, В.П.Спириной, Г. П. Юрко и др. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ. Систематическое проведение массажа улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, способствует более согласованному функционированию базовых систем организма. Массаж оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, улучшая ее регулирующее воздействие на органы и системы.

У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.

Поглаживание содействует расширению сосудов, улучшению циркуляции крови и лимфы вкоже. Оно оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, снимает болевые ощущения, нормализует функцию дыхания и сердечно-сосудистой системы. Под воздействием поглаживания мышцы расслабляются, и их работоспособность восстанавливаетсябыстрее. Под воздействием поглаживания легко возбужденные дети засыпают быстрее, их сон протекает глубоко и длительно.

Растирание осуществляется при несколько большем давлении рук, чем поглаживание. Оно воспринимается не только кожей, но и подкожной жировой клетчаткой и поверхностно расположенными мышцами. Растирание улучшает питание сухожилий, суставных сумок, повышает сократительную способность мышц.

Разминание проводится короткими движениями рук, но с большим давлением, чем при растирании. Разминание повышает тонус и эластичность мышц, улучшает их сократительную способность. У детей, страдающих рахитом, разминание способствует восстановлению статических и моторных функций.

Поколачивание — более сильный прием массажа. Оно проводится тыльной поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех пальцев (поочередно обеих рук). Поколачивание улучшает кровообращение, усиливает питание глубоколежащих мышц, повышает деятельность внутренних органов.

Вибрация — наиболее сильно действующий прием массажа. Этот прием используется реже, чем остальные. Вибрация применяется для стимулирования деятельности нервно-мышечного аппарата͵ усиления обменных процессов. Гимнастика и массаж в раннем возрасте способствуют оптимизации двигательной активности и правильному психофизическому развитию ребенка. Физиологическое обоснование методик проведения гимнастики и массажа основано на знании состояния и развития мускулатуры малыша. В первые 3 месяца жизни у ребенка наблюдается гипертонус мышц-сгибателœей верхних и нижних конечностей. Постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателœей и расслаблению мышц.

На первом году жизни массаж рассматривается как вид пассивной гимнастики. Он охватывает всœе мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, живота͵ ног, стоп. Для достижения наивысшего эффекта и дозирования мышечной нагрузки рекомендуется соблюдать следующие требования:

- массаж должен предшествовать физическим упражнениям и чередоваться с ними;

- упражнения проводятся последовательно сверху вниз: руки, плечевой пояс, туловище, ноги;

- упражнения для различных мышечных групп чередуются в процессе занятия;

- исходные положения массажа чередуются: лежа на спинœе, животе, боку, сидя, стоя;

- начинать следует с более легких упражнений, постепенно переходя к более сложным и заканчивать снова более легкими;

- чередовать упражнения с отдыхом или массажем, который обеспечивает наименьшее напряжение мышц;

-физическая нагрузка повышается постепенно за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5—6 минут в первые полгода жизни до 8—10 минут во второе полугодие.

Массаж и гимнастика должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка с момента рождения. Массаж — это общение на подсознательном уровне, не имеющее словесных ограничений. Помимо физического воздействия массаж — это «невероятные волны эмоционального влияния и единœения, порождаемые заботой и любовью. Легкое прикосновение к ребенку во время массажа способствует его расслаблению и повышению защитных сил организма. Массаж позволяет ребенку и взрослому лучше узнать друг друга, способствует укреплению связи между ними. Массажные движения проводятся с любовью. Массаж без любви станет просто набором повторяющихся механических движений». Исходя из анатомо-физиологических особенностей ребенка 1-го года жизни, составляются комплексы физических упражнений. Οʜᴎ состоят из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 месяцев; II — от 3 до 4 месяцев; III— от 4 до 6 месяцев; IV — от 6 до 9 месяцев; V — от 9 до 12 месяцев. Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно в одно и то же время, желательно в первой половинœе дня, когда ребенок бодр и весел. С ребенком начинают заниматься спустя полчаса после кормления. Перед началом массажа крайне важно вымыть руки теплой водой; снять кольца, часы и другие предметы; ногти должны быть коротко острижены. Прикосновение к нему взрослого должно быть нежным, ласковым, приятным. Массажные действия сопровождаются словами, музыкой, песенкой.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с первых мгновений появления ребенка на свет крайне важно уделять особое внимание развитию его движений, укреплять его тело, развивать психику.

oplib.ru

Тема 5. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет. Физическое воспитание детей раннего возраста.

Задачи изучения темы:

  1. Расширять представления студентов о многоуровневой системе управления движениями.

  2. Формировать представления детей о двигательных способностях ребенка и условиях их развития.

  3. Формировать навыки обработки и систематизации полученной информации.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, таблица

Уровни управления движениями

Содержание психомоторного развития и управления движениями

А

В

С

Д

Е

Форма организации: дискуссия

Вопросы и задания к изучению темы:

  1. Обсудите и раскройте многоуровневую систему управления движениями (см. А.И. Бернштейна).

  2. Обработайте, структурируйте и представьте полученную информацию о способах развития двигательных способностей ребенка в виде таблицы.

  3. Раскройте особенности развития моторики на сенсомоторном и локомоторном этапах.

  4. В чем вы видите существенные особенности физического воспитания детей раннего возраста?

Литература:

  1. Кистяковская М.Ю. Развитие движений детей первого года жизни : монография докт. дис. /М. Ю. Кистяковская.– М., 1978.

  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга детей / М. М. Кольцова.– М., 1992.

  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова.– М., 2000.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова.– М., 2001.

  5. Филлипова С.О. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / С. О. Филлипова.– СПб., 2007.

  6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина.– М., 1996.

  7. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко.– М., 1978.

  8. Другая литература по выбору студентов.

Раздел 2. Методика физического воспитания дошкольников

Тема 6. Гимнастика организация и методика проведения строевых упражнений.

Общая характеристика. Место в процессе физического воспитания детей, современные подходы к их использованию.

Задачи изучения темы:

  1. Расширять представления студентов о значении, видах строевых упражнений. Технике выполнения.

  2. Развивать умение обобщать, систематизировать полученную информацию.

  3. Формировать умение применять методы и приемы обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп. Владеть способами организации детей, приемами обучения, предупреждения и исправления ошибок.

  4. Развивать умение работать в группе.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, картотека команд, указаний и распоряжений для разных возрастных групп при выполнении строевых упражнений.

Форма организации: работа в группах по моделированию процесса обучения СУ в разных возрастных группах.

Вопросы и задания к изучению темы:

  1. Раскройте роль строевых упражнений в психофизическом развитии ребенка.

  2. Подготовьтесь к презентации терминологии используемой для обучения детей строевым упражнениям.

  3. Продемонстрируйте фрагменты обучения детей СУ в разных возрастных группах (по выбору студентов).

Литература:

  1. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду / К. С. Бабина.– М.: Просвещение, 1978.

  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга детей / М. М. Кольцова.– М., 1992.

  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова.– М., 2000.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова.– М., 2001.

  5. Филлипова С.О. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / С. О. Филлипова.– СПб., 2007.

  6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина.– М., 1996.

  7. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко.– М., 1978.

  8. Другая литература по выбору студентов.

studfiles.net

Тема 5. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет. Физическое воспитание детей раннего возраста.

Задачи изучения темы:

  1. Расширять представления студентов о многоуровневой системе управления движениями.

  2. Формировать представления детей о двигательных способностях ребенка и условиях их развития.

  3. Формировать навыки обработки и систематизации полученной информации.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, таблица

Уровни управления движениями

Содержание психомоторного развития и управления движениями

А

В

С

Д

Е

Форма организации: дискуссия

Вопросы и задания к изучению темы:

  1. Обсудите и раскройте многоуровневую систему управления движениями (см. А.И. Бернштейна).

  2. Обработайте, структурируйте и представьте полученную информацию о способах развития двигательных способностей ребенка в виде таблицы.

  3. Раскройте особенности развития моторики на сенсомоторном и локомоторном этапах.

  4. В чем вы видите существенные особенности физического воспитания детей раннего возраста?

Литература:

  1. Кистяковская М.Ю. Развитие движений детей первого года жизни : монография докт. дис. /М. Ю. Кистяковская.– М., 1978.

  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга детей / М. М. Кольцова.– М., 1992.

  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова.– М., 2000.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова.– М., 2001.

  5. Филлипова С.О. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / С. О. Филлипова.– СПб., 2007.

  6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина.– М., 1996.

  7. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко.– М., 1978.

  8. Другая литература по выбору студентов.

Раздел 2. Методика физического воспитания дошкольников

Тема 6. Гимнастика организация и методика проведения строевых упражнений.

Общая характеристика. Место в процессе физического воспитания детей, современные подходы к их использованию.

Задачи изучения темы:

  1. Расширять представления студентов о значении, видах строевых упражнений. Технике выполнения.

  2. Развивать умение обобщать, систематизировать полученную информацию.

  3. Формировать умение применять методы и приемы обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп. Владеть способами организации детей, приемами обучения, предупреждения и исправления ошибок.

  4. Развивать умение работать в группе.

Форма отчетности: конспекты первоисточников, картотека команд, указаний и распоряжений для разных возрастных групп при выполнении строевых упражнений.

Форма организации: работа в группах по моделированию процесса обучения СУ в разных возрастных группах.

Вопросы и задания к изучению темы:

  1. Раскройте роль строевых упражнений в психофизическом развитии ребенка.

  2. Подготовьтесь к презентации терминологии используемой для обучения детей строевым упражнениям.

  3. Продемонстрируйте фрагменты обучения детей СУ в разных возрастных группах (по выбору студентов).

Литература:

  1. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду / К. С. Бабина.– М.: Просвещение, 1978.

  2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга детей / М. М. Кольцова.– М., 1992.

  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова.– М., 2000.

  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова.– М., 2001.

  5. Филлипова С.О. Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста / С. О. Филлипова.– СПб., 2007.

  6. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина.– М., 1996.

  7. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко.– М., 1978.

  8. Другая литература по выбору студентов.

studfiles.net

Тема 4. Основы обучения ребенка двигательным действиям.

Современные образовательные программы о содержании обучения в процессе физического воспитания

Содержание обучения в процессе физического воспитания. Воспитывающий характер обучения. Понятие о двигательных умениях и навыках, психофизических качествах. Закономерности формирования двигательных навыков и развития психофизических качеств. Многоуровневая система управления движениями. Этапы обучения физическим упражнениям. Современные программы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях о содержании обучения в процессе физического воспитания.

Тема 5. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет. Физическое воспитание детей раннего возраста.

Специфика задач и средств физического воспитания детей 1, 2, 3, года жизни, обусловленная особенностями физического и нервно-психического развития.

Внешние и внутренние факторы моторного развития. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до 7 лет. Физические упражнения, рефлекторные движения, пассивно-активные, активные упражнения. Массаж. Виды. Приемы выполнения гигиенического массажа. Особенности обучения физическим упражнениям детей раннего возраста.

Содержание и методика проведения гимнастики, организация условий для самостоятельной деятельности детей 1 года, разных возрастных периодов.

Раздел 2. Методика физического воспитания дошкольников

Тема 6. Гимнастика, организация и методика проведения строевых упражнений.

Общая характеристика. Значение, виды строевых упражнений. Техника выполнения. Место в процессе физического воспитания детей, современные подходы к их использованию.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп. Организация детей, приемы обучения, предупреждение и исправление ошибок.

Тема 7. Организация и методика обучения основным движениям.

Понятие, значение, характеристика основных движений. Виды основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Равновесие – необходимый компонент основных движений. Техника выполнения основных движений, ее особенности у дошкольников. Критерии оценки каждого из видов ОД. Задачи обучения основным движениям в разных возрастных группах. Методика обучения основным движениям. Последовательность обучения, учет возраста и степени сформированности навыка при выборе приемов обучения, способы организации детей. Дозировка физической нагрузки, использование подготовительных и подводящих упражнений, предупреждение и исправление ошибок, страховки, предупреждение травматизма.

Тема 8. Организация и методика обучения общеразвивающим упражнениям.

Определение, общая характеристика, классификация. Их влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы. Роль общеразвивающих упражнений в развитии произвольной регуляции движений, физических качеств.

Использование предметов при выполнении ОРУ. Подготовка, приемы раздачи, сбора, расстановка предметов.

Терминология, правила записи ОРУ. Характеристика исходных положений для туловища, рук, ног. Методика обучения детей разных возрастных групп: размещение детей, приемы обучения, темп, дозировка физической нагрузки при выполнении ОРУ. Обучение правильному дыханию, требования к качеству выполнения. Музыкальное сопровождение при выполнении ОРУ. Содержание обучения ОРУ в современных программах. Использование гимнастических упражнений спортивной направленности: акробатические упражнения, упражнения на простейших снарядах и комплексах, упражнения художественной гимнастики.

studfiles.net

Тема 3 Развитие произвольных движений ребёнка от рождения до семи лет

Организм – как единое целое, сложившееся в процессе эволюции. Развитие человека – непрерывный, протекающий в течение всей его жизни процесс.

На каждом этапе развития, начиная с рождения, организму присущи признаки характерные для данного возраста. Учет особенностей каждого возрастного этапа – основа рациональной организации учебно-воспитательного процесса и гигиенических мероприятий. Характерная особенность организма ребенка – интенсивный процесс роста и развития.

Понятия рост и развитие, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Рост и развитие – составляющие процесса жизнедеятельности организма. На каждом этапе индивидуального развития организм детей представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями.

Закономерности роста и развития организма. Неравномерность роста и развития. Поступательный, но неравномерный характер процессов роста и развития детей. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем – как естественнонаучная основа правильной постановки учебно-воспитательного процесса. Учет последовательности ведущих видов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие (непосредственное эмоциональное общение с младенцем; предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте; ролевая игра дошкольника; учебная деятельность; общественно-полезная деятельность; учебно-продуктивная деятельность). Особенности роста и развития в зависимости от пола (дифференцированное обучение). Обеспечение надежности биологических систем организма. Концепция о надежности биологических систем (А.А. Маркосян). Принципы надежности биологической системы: принцип избыточности элементов управления и протекающего процесса, принцип дублирования, или взаимозаменяемости, элементов регулирования и процесса, принцип совершенного и быстрого возврата к состоянию относительного постоянства, принцип динамичности взаимодействия звеньев самой системы.. именно этот последний принцип обеспечивает высокую надежность системы, позволяя в каждой данной ситуации найти оптимальное решение. Обусловленность роста и развития генетическим и средовым факторами. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Правильная организация физического воспитания (с учетом закономерностей роста и развития организма ребенка) раскрывает потенциальные возможности растущего организма и обеспечивает высокий запас его прочности.

Предпосылки формирования движений ребенка (безусловные рефлексы, условно-рефлекторные связи). Двигательные рефлексы, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания (рефлекс «поиска груди», сосательный рефлекс, рефлекс шагания, хватательный рефлекс, шейно-тонический рефлекс, рефлекс Моро и др). Этапы выработки условных рефлексов (индифферентная, сосредоточения, формирование неустойчивого условного рефлекса, формирование устойчивого условного рефлекса, автоматизма) их содержание.

Систематизация типов детей на основе их физических параметров. Физиологический принцип классификации рождающихся детей (И.А. Аршавский).

Определяющие факторы развития ребенка первых семи лет жизни (окружающая среда и воспитание).

Характеристика основных периодов развития ребёнка (раннего и дошкольного детства). Особенности физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. Особенности развития систем и органов организма ребенка. Особенности развития двигательных функций. Учет возрастных особенностей развития ребенка в процессе физического воспитания.

Основная задача физического воспитания в период новорожденности (приспособление ребёнка к режиму дня и ночи, еде и уходу, создания условий чтобы он справился с пятью обязательными кризисами: первый – характеризуется потерей веса на 10%, связан с новым видом и типом питания; второй – «простая эритема» – первая неделя жизни, обусловлена созреванием кожи; третий – физиологическая желтуха; четвёртый – «мочекислый инфаркт»; пятый – гормональный). Стимулирование самостоятельной двигательной активности – основа развития двигательной активности ребенка.

Основные направления воспитания ребёнка – создание гигиенических условий для выполнения двигательной задачи – овладения собственным телом.

Особенности развития моторики ребенка до одного года: развитие сидения, стояния, хватания, ходьбы – как сложных двигательных актов, построенных по типу цепных рефлексов, овладение ими и произвольное выполнение их ребёнком (возрастает количество движений, а общие особенности его моторики сильно изменяются: движения становятся более координированными, точными, приспособленными к внешним обстоятельствам и в результате этого – более произвольными).

Организация практической деятельности – основа формирования движений (в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются). На первом году жизни это подкрепление выступает как удовлетворение основных органических потребностей ребёнка. Подкрепление этого типа обеспечивает отбор наиболее эффективных по своей биомеханике движений, «снижая при этом непроизводительные энергетические расходы организма».

Таким образом, подкрепление движений на первом году жизни является формой удовлетворения потребности ребёнка в общении. Оно играет важную роль в развитии моторики младенца, возникающей при общении со взрослым. При формировании движений каждое предшествующее подготавливает мозг и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего. Для обеспечения развития движений ребёнку первого года жизни необходимо использовать массаж и физические упражнения.

Начиная с первого года жизни ребёнка необходимо создавать условия для формирования у ребенка произвольных движений.

С трёх до семи лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит количественный рост, перестройка функций организма. Возраст от четырёх до пяти лет – период наиболее интенсивного и гармоничного физического и умственного развития ребенка.

Возраст трех лет – период качественных изменений многих функций организма.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудкой клетки, происходит дальнейшее развитие и совершенствование всех систем и функций организма.

Постоянные упражнения – основа формирования динамического стереотипа.

В первые годы жизни ребенка происходят значительные морфофункциональные преобразования нервных структур двигательной системы на всех ее уровнях и во всех звеньях. Интенсивно созревают сенсомоторная кора, мозжечок, подкорковые образования. Развивается рецепторный аппарат мышц, сухожилий и суставов.

Ведущий фактор сенсорного развития ребенка – активное взаимодействие с окружающей средой, накопление двигательного опыта в результате манипуляций с бытовыми предметами, игрушками и т. д.

helib.ru

14. Развитие произвольных движений ребёнка от рождения до 7 лет

14. Развитие произвольных движений ребёнка от рождения до 7 лет. Произвольные движения- целенаправленные движения. В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие способы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволюционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства. С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слуховой и т.п.). Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций — динамическому стереотипу.При правильном воспитании у ребенка можно выработать множество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирование на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, организация самостоятельной двигательной деятельности формируют стереотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, особенностей его развития. Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между кинетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возрасте возможно образование связи между кинестетическим анализатором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, напр

documentbase.net