Совсем недавно ученые в результате проведённых исследований пришли к выводу, что полноценную работу мозга определяют не столько врождённые особенности ... Вы можете оставить здесь свой комментарий. blogs.bebeshka.info Глава 6. Причины отклонений в психическом развитииОснову принципа детерминизма составляет идея причинной обусловленности и всеобщей взаимосвязи явлений объективной реальности. В этом смысле любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, известна она нам или нет. Перечень подобных причин необыкновенно велик. Патогенные факторы – нарушающии нормальное развитие, разделяют: Эндогенные (наследственные) - в период внутриутробного (принатального) развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). Биологического характера сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Экзогенные (средовые) - социально-психологический спектр - отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза. Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов. Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер, что графически представлено на рисунке. Таким образом, конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть: Независимые переменные - локализацию вредоносного воздействия, непосредственность/опосредованность его интенсивность и сила. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длительность воздействия, его частота. Перечисленные переменные относятся, как можно заметить, к характеристикам самого патогенного фактора. Но не меньшее значение имеют и собственные свойства индивида, испытывающего на себе подобное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести возраст. Общая закономерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести последствий действия патогенного фактора обратно пропорциональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. Последние с неизбежностью вызывают реакцию, сопротивления со стороны защитных систем, начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психологической защиты. Выделяют еще одну переменную, которую нельзя отнести ни к свойствам патогенного фактора, ни к качествам индивида. Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий. Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированиюне самогофеномена нарушенного развития,а лишьк появлению анатомо-физиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы. Данные предпосылки представляют собой уже непосредственную причину аномалий в процессе психического развития. Как и задатки человека (являющиеся врожденными) не обязательно приведут к приобретенным способностям, так и анатома - физиологические предпосылки не обязательно привидут к нарушению в развитии. Важную роль сдесь будет играть социальный фактор среды. Таким образом, именно сочетание внутренних и внешних неблагоприятных условий в совокупности образует особый аномальныйдизонтогенетический фактор, представляющий собой основную детерминанту нарушенного развития. studfiles.net Отклонения в психическом развитии | Статьи |Опубликовано: 17 мая 2016 в 09:26 В развитии человека могут быть отдельные проблемы, которые приводят к отклонениям в общем развитии. Недостатки появляются с рождения или в процессе развития человека. В зависимости от степени дефекта и времени его наступления одни проблемы могут полностью преодолеваться, другие — частично корригироваться, третьи — компенсироваться, четвертые — не поддаваться воздействию вообще. В любом случае при обнаружении отклонения нужно помнить, что чем раньше произойдет вмешательство, тем значительнее будет его влияние, чтобы нейтрализовать имеющийся дефект в развитии. Онтогенез и дизонтогенезПонятие «развитие» включает в себя два сложных определения:
Естественно, что онтогенез должен протекать в соответствии с филогенезом. В пределах нормы считаются незначительные отклонения в темпе развития. Если же отличия онтогенеза от филогенеза значительные, то речь идет о дефектах развития. Дефекты бывают двух видов:
Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность отклонений в психическом развитии. Первичные нарушения вытекают из физиологического характера дефекта (проблемы слуха, зрения, поражения головного мозга). Вторичные нарушения появляются уже в процессе нарушенного развития. Как правило, вторичными нарушениями являются отклонения в психическом развитии ребенка, которые следуют за первичными нарушениями. В качестве примера, можно указать случаи глубоких отклонений в психическом развитии у детей с врожденными нарушениями слуха. Проблемы с анализатором не имеют прямого влияния на психику, однако они делают невозможным развитие речи. Отсутствие речи, включая непонимание слов, приводит к слабому развитию интеллекта и отклонениям психического развития. Таким образом, даже незначительные первичные нарушения могут вызвать глубокие вторичные нарушения. Варианты отклонений в психическом развитииОтклонения в психическом развитии могут иметь разные варианты:
Примером поврежденного развития является деменция.
Группы лиц с отклонениями в развитииЛюдей с отклонениями в психическом развитии условно разделяют на несколько групп. Основанием для классификации является первичное нарушение, которое, в свою очередь, вызывает вторичный дефект психического развития. 1 группа — лица с нарушением слуха. Людей с недостатками слуха разделяют на две группы:
2 группа — лица с нарушением зрения. Эта категория также подразделяется на слепых (с полным отсутствием зрения или небольшим светоощущением) и слабовидящих. Нужно отметить, что прямого влияния на развитие интеллекта отсутствие зрения не оказывает. Однако надо понимать, что накопление речи у детей происходит путем бессознательного копирования действий артикуляционного аппарата взрослых. Поэтому очень часто при нормальном слухе, незрячие дети имеют задержку речевого и психического развития. 3 группа — лица с нарушением опорно-двигательной системы. Узкое некомбинированное нарушение не вызывает нарушений психического развития. 4 группа — лица с нарушением эмоционально-волевой сферы. К этой категории относятся дети с ранним детским аутизмом в разной степени выраженности. 5 группа — лица с нарушением интеллекта. Эта категория разделяется на две группы:
6 группа — лица с тяжелыми стойкими нарушениями речи (логопаты). 7 группа — лица с комбинированным (смешанным) дефектом: слепоглухонемые, умственно отсталые слабовидящие и т.д. Нужно помнить важную истину: чем раньше выявлен дефект в развитии ребенка, тем больше шансов помочь ребенку приблизиться к нормам развития. Не откладывайте диагностику проблем психического развития. При малейших подозрениях на отклонения в психическом развитии обратитесь к специалисту.
Похожие материалы:www.psyportal.net Дети с отклонениями в психическом развитииДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИДети с отклонениями в психическом развитии (англ. children with abnormal behavior, problem children) - отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях. Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции. Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматизмы, нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой». Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т.п. Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т.п. Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В.И. Лубовский) Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского нет значения и толкования слова Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук нет значения и толкования слова Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С. нет значения и толкования слова Оксфордский толковый словарь по психологии нет значения и толкования слова предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица www.persev.ru 1.3.1 Отклонения в психическом развитии ребенкаОтсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: - нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных; - менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; - затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; - становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы "оторвать" ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. [15] По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хотя и самые общие, но, тем не менее реальные тенденции. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к математике, особенно к геометрии, качество мышления, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Математические способности едва ли не самый чувствительный "орган" по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с материальными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликтами, сопровождающими уход отца. В ее основе отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испытавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия (например, подсчитать сдачу в магазине) приводит их в замешательство. [5] Известно, что на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. [12] Варианты влияния отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят еще о наличии каких-то жестких механизмов, причинно-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Существует множество примеров того, как дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Согласно исследованиям американских ученых среди профессоров Гарвардского университета высок процент выросших без отца. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей. studfiles.net Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
2.1. Особенности формирования нервной системы. 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата. 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды. Литература:
1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организмаДошкольный возраст – от рождения ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития. В системе всестороннего воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитания имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье. На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях (Разработана НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР). Дошкольный возраст подразделяют на:
В практике дошкольных учреждений в связи с этим употребляют термины: а) младшие дошкольники (2-4 года) – 1-я и 2-я младшие группы; б) средние дошкольники (4-5 лет) – средняя группа; в) старшие дошкольники (5-6 лет) – старшая группа Рост и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой. Под ростом понимают количественные изменения в организме, происходящие за счет деления клеток, увеличения их размеров. Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей. Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание и, наоборот, усиленное совершенствование функции организма притормаживает рост. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении длина тела ребенка в среднем равна 50 см., то к концу первого года жизни она достигает 75-80 см., т.е. увеличивается более чем на 50%. За период с 3 до 7 лет длина тела увеличивается в среднем на 28-30 см., причем этот процесс идет неравномерно. В 3-5 лет ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см., а в 6-7 лет – на 8-10 см., что связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения (второй в 13-14 лет – связан с началом полового созревания). Особенностью роста в дошкольном возрасте является заметное изменение пропорций тела за счет более быстрого увеличения длины конечностей по сравнению с туловищем. Если к 7-ми годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а ног – более чем в 3 раза. Масса тела за период с 3 до 7 лет увеличивается на 8-10 кг, причем так же неравномерно. Среднегодовые прибавки составляют 1,2-1,3 кг в 3 года и доходят до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков. Таким образом, антропометрические показатели у здоровых детей из месяца в месяц меняются то более, то менее интенсивно в зависимости от возраста, сезонов года, характера деятельности. У дошкольников одного и того же возраста длина тела различна. Есть дети низкого, среднего, высокого и даже очень высокого роста. При одинаковой длине тела у детей может быть различной его масса. Если длина тела обусловлена наследственными свойствами, то масса – величина, тесно связанная с характером питания, двигательным режимом, наличием заболеваний и т.д. Показатели длины тела и соотношение длины и массы положены в основу оценки физического развития ребенка. Дети у которых масса тела соответствует длине тела, находящейся в пределах от ниже средней до высокой, имеют нормальное физическое развитие (их большинство). Другую группу составляют дошкольники с отклонениями в физическом развитии. Варианты отклонений различны. Прежде всего это низкий рост, который является признаком отставания в физическом развитии. Чаще отстают в физическом развитии дошкольники, перенесшие в раннем возрасте рахит или дизентерию, а также имеющие близорукость и некоторые хронические заболевания. С отставанием в физическом развитии связано и нарушение речепроизношения, особенно в возрасте 3-4 лет, когда речевая функция еще достаточно не закрепилась. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдаются не только снижение интенсивности нарастании массы тела, но даже ее падение (резкий дефицит). Обычно после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание соматометрических параметров, проведения определенных гигиенических мер (рационализация режима воспитания и обучения) – скорость роста этих параметров становиться в 3-4 раза интенсивнее обычной, и показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов. studfiles.net Отклонения в развитии ребенкаЗа последние десять лет количество дошкольников с нормальным физическим развитием снизилось на 8,5%. Как свидетельствуют специалисты, сегодня растет поколение условно здоровых детей. Термин «ретардация» приобретает актуальность. Он означает замедление здорового физического развития. Наряду с этим молодому поколению характерны и отклонения в психическом здоровье. Как определить эти патологии, и каковы их причины? Давайте разберемся. Отклонения в развитии ребенка: причиныВсе патологии развития детей условно можно разделить на те, которые возникают во внутриутробный период и уже после рождения, вследствие влияния наследственных факторов. Проще говоря, такие аномалии бывают врожденными и приобретенными. Первая группа — это патогенные факторы в период беременности. Наиболее тяжелые отклонения бывают при токсоплазмозе. При врожденной краснухе у ребенка могут наблюдаться поражения зрения, двигательные нарушения, отклонения в развитии сенсорики. Последствия внутриутробных инфекций — это микроцефалия, гидроцефалия, парезы, гиперкинезы. К группе врожденных отклонений относятся генетические поражения. Единицами наследственности служат гены, которые располагаются в хромосомах. Нарушения хромосомных наборов отца и матери могут приводить к наследованию отдельных форм олигофрении, например, болезни Дауна, разных видов глухоты, дефектов зрительного анализатора. Среди причин, которые обуславливают отклонения ребенка, существенную роль играет резус-конфликт матери и ребенка, то есть иммунологическая несовместимость между плодом и его мамой по антигенам крови и резус-фактору. Причиной приобретенных нарушений могут быть послеродовые поражения детского организма. Это связано с экологией, урбанизацией — издержками городской жизни, гиподинамией, питанием. Сегодня дети едят больше, но далеко не то, что необходимо для здоровья организма. Фаст-фуд, газировки, хаотичное питание в сочетании с малоподвижным образом жизни приводят к нарушениям в физическом развитии детей. Также фактором риска отклонений являются неблагоприятные условия жизни детей. Отсутствие внимания и общения, заботы родителей в неблагополучных семьях — причина и физических, и психических отклонений в развитии подрастающего поколения. Ведь для формирования каждого навыка, умения, психического процесса есть свой сензитивный (благоприятный) период. Так, речь малыша надо развивать с самого рождения, а то и во внутриутробном периоде. А недостаток такого развития в младенчестве может проявиться отсутствием комплекса оживления в трехмесячном возрасте. Поздно развивать речь в 3-4 года, это уже сензитивный период для развития памяти, сенсорики, двигательных навыков. Поэтому к причинам приобретенных отклонений можно отнести и отсутствие воспитания, должного выполнения родительских обязанностей. Отклонения в развитии ребенка при беременностиПри внутриутробных поражениях мозга у ребенка возникают самые тяжкие отклонения, которые включают умственную отсталость, дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Эти психические отклонения могут сочетаться с пороками внутренних органов. Самые тяжелые поражения плода возникают при заболевании будущей мамочки в первом триместре вынашивания плода. Наиболее опасны в этом плане краснуха, корь, эпидемический паротит, инфекционный гепатит, грипп. Если женщина перенесла на сроке до 4 месяцев краснуху, то плоду грозят дефекты органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы. Внутриутробные патологии имеют место, если у будущей матери есть хронические инфекции. Речь идет о токсоплазмозе, сифилисе, цитомегалии. Неблагоприятное влияние на внутриутробное развитие плода оказывают нарушения обмена веществ у матери, интоксикации. Последние возникают при использовании лекарственных средств, особенно в первом триместре. Это нейролептические и успокаивающие средства, антибиотики, анальгетики, аспирин, гормональные препараты. Но самое большое и порой непоправимое влияние на плод оказывают негативные привычки матери — спиртное, курение, наркотики. Их употребление беременной женщиной обязательно скажется на отставании плода в развитии, родовом процессе. И если дитя на свет появится нормальным, то в дальнейшем у него обязательно проявится задержка психического, умственного развития. Употребление спиртного будущей матерью на ранних сроках вынашивания ребенка вызывает его гибель или пороки развития нервной системы. Алкоголизация малыша на поздних сроках — это структурные изменения нервной и костной систем, внутренних органов. Они называются алкогольным синдромом плода. Проявляется это внешними дефектами, нарушениями поведения, судорожными припадками. Такие дети отличаются явными отклонениями физического развития и низкой жизнеспособностью. Отрицательно действует на плод также сахарный диабет, фенилкетонурия или гормональная недостаточность у матери. Отклонения в развитии ребенка 2-3 месяцаОдной из проблем этого возрастного периода может быть неумение ребенка держать голову. Здоровые дети сегодня это делают в 2 месяца, если же в трехмесячном возрасте навык не сформирован, то, скорее всего, у крохи слабо развиты мышцы шейно-воротниковой зоны, слабый их тонус. Если в три месяца малыш держит головку под углом, а не прямо, то, вероятно, у него кривошея (парез мышц шеи). Без помощи невропатолога не обойтись. Наверняка он назначит курс массажа, использование ортопедической подушки. В самых худших случаях это может быть операционное вмешательство. Отсутствие координации глаз является нормальным состоянием для новорожденного. Но к двум месяцам, иногда к трем, это должно пройти самостоятельно. Редко явление исчезает до 5 месяцев. Поэтому важно не пропустить момент, сходить к офтальмологу, чтобы у малыша действительно не развивалось косоглазие. Важно избежать развития этого явления у детей, которые имеют к нему генетическую склонность. Сигналом тревоги должно стать отсутствие в возрасте 3 месяцев реакции на включаемый свет, фиксации взгляда на мамином лице, игрушках. Если в три месяца ваш ребенок пытается встать на носочки, то это может быть свидетельством тонуса мышц стопы или начинающихся проблем с позвоночником. Без визита к детскому невропатологу в этой ситуации не обойтись. Что касается психического развития малыша в 2-3 месяца, то папу с мамой должно насторожить отсутствие комплекса оживления — реакции на маму, на обращение к нему. Если в этом возрасте дитя не проявляет эмоциональных реакций, то это свидетельствует о задержке в развитии речи. Когда трехмесячный ребенок не улыбается родителям, совершенно не реагирует на их жесты, игрушки, звуки музыки, то такое поведение может быть признаком отклонений в развитии психики в целом. Диагностирует патологию детский невропатолог. Отклонения в развитии ребенка 1-2 годаЕсли в год ребенок еще не ходит хотя бы с поддержкой родителей, то это отклонение физического развития. Скорее всего, такое дитя с опозданием научилось держать голову, сидеть. В два года у ребенка должен быть полностью затянут передний родничок на головке. Если же к двум годам осталась хоть мелькая сросшаяся ямка, то это свидетельствует о недостатке витамина Д в организме и задержке в развитии костной системы малыша. Среди отклонений в первые годы жизни психиатры и невропатологи чаще всего констатируют отставания в развитии речи и моторики. Что касается первого, то есть норм, на которые мама и папа должны ориентироваться. Так, в год малыш должен говорить однословными предложениями, в полтора года он обязан повторять легкие слова, его словарный запас составляет до 50 слов. С полутора до двух лет в речи ребенка появляются фразы, двух-трехсловные предложения, вопросы. В два года дитя владеет словарным запасом до 300 слов. При отсутствии вышеуказанных параметров можно констатировать отставание в развитии речи. Проблемные дети, отклонения в развитии которых вызваны нарушением слуха, не проявляют активной ориентации на предмет, не воспринимают взрослого как посредника между предметами и способами действий с ними. Для них игрушки не являются стимулами развития познавательной активности, а взрослые служат лишь средством удовлетворения физиологических потребностей. В раннем возрасте такое дитя не усваивает навыки самообслуживания, не выражает свои потребности в речи. Оно капризничает, при этом действия сопровождает криком, неадекватным поведением. У такого ребенка в 2 года не складывается общение с одногодками и взрослым, отсутствуют подражательные способности. Родители должны понимать, что необходимо ориентироваться на возрастные показатели физического и психического развития, не оттягивать с обращением за помощью к специалистам. И если дитя в 2 года не следит взглядом за движущимся предметом, не называет себя по имени, то оно нуждается в срочной коррекционной поддержке, а его родственники — в консультативной помощи. Отклонения в развитии ребенка 6-8 летВ начале школьной учебы у мальчика или девочки могут проявляться патологии психического развития, которые создадут существенные трудности в учебе. Как определить такие отклонения? Так, отставание развития речи может проявиться слабостью словесной памяти, мышления. Недостатки слуха скажутся на понимании обращенной к ученику речи. У такого ребенка с трудом будет формироваться запас слов и новых терминов. Дефекты зрения в учебе проявятся задержкой развития смысловой стороны речи. Стоит отметить, что в раннем школьном возрасте слабо выраженные отклонения зрения и слуха задерживают темпы психического развития. Они способствуют формированию вторичных личностных патологий развития. Не получая коррекционной помощи, такие дети длительно будут пребывать в ситуациях неуспеха. У них формируется заниженная самооценка. Мальчики и девочки начинают избегать общения с одногодками. Вторичные отклонения усугубят их социальную дезадаптацию. Данные исследований констатируют, что 20-30% обучающихся в начальной школе имеют большие проблемы с усвоением школьной программы. Из них 70% нуждаются в специальных методах обучения. Отклонения психических возможностей — барьер к овладению учебными задачами и требованиями. Одним детям свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы, другим — трудности познавательной деятельности, нарушения поведения. Большинство отклонений в развитии детей 6-8 лет программируются на уровне неблагоприятной наследственности. Недостаточность функционирования мозга, незрелость его структур у таких детей проявляется неустойчивым вниманием, снижением объёма памяти. Поэтому малышам с такими отклонениями нужны специальные условия обучения. Специально для nashidetki.net- Диана Руденко nashidetki.net |