Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что делать, если ребёнок не хочет учиться? Что делать если ребенок 7 лет не хочет учиться


Что делать, когда ребенок не хочет учиться

Многие родители жалуются на то, что их дети испытывают затруднения в учебе. Одни говорят о том, что школьные программы стали слишком сложными. Но многие уверены, что все дело в психологии, и их ребенок не хочет учиться в школе, потому что ему там просто неинтересно. Хотя в саму школу многие дети ходят с удовольствием лишь из-за того, что там они могут общаться с ровесниками, играть с ними и веселиться. Однако нет никакого интереса к получению новых знаний и, разумеется, нет желания делать домашние задания. Такие родители, обеспокоенные тем, что ребенок не хочет учиться, записываются на консультации к детским и школьным психологам, в надежде получить профессиональные рекомендации. Какие же советы дают психологи в подобных ситуациях?

Нужна доверительная беседа

Родителям надо постараться вывести ребенка на доверительный и откровенный разговор, чтобы попробовать найти причины этой проблемы. Не исключено, что кто-то из взрослых нередко говорит о том, что не было никакого смысла тратить много лет на учебу по специальности, по которой он не работает. Не стоит думать, что дети слушают нас и не понимают до конца смысла наших слов. А ведь такие неосторожные высказывания снижают у детей мотивацию к получению школьных знаний.

Внимание на младших школьников

Особенно внимательными психологи рекомендуют быть тем родителям, чьи дети учатся в младших классах. Дети такого возраста, как правило, учатся с большим интересом и желанием, ведь в этом возрасте учеба является ведущим видом деятельности. Если такой ребенок не хочет учиться, первое, что следует сделать — вместе с ним посетить детского психолога. Не исключено, что у малыша не складываются отношения с одноклассниками, имеются какие-либо конфликтные ситуации с ребятами или преподавателями. А, возможно, на нежелание учиться оказывает влияние какое-либо неврологическое заболевание, о котором родители еще не знают.

Если не хочет учиться подросток

В тех случаях, когда ребенок, не желающий учиться, находится в подростковом возрасте, причин может быть намного больше. Это и часто встречающиеся проблемы с теми ребятами, которые для него являются авторитетами, и трудности, связанные с первой влюбленностью. Но нередко, если ребенок не хочет учиться, это может быть связано с его новыми знакомыми, о которых родители даже не подозревают, что является дополнительным фактором риска. Как же лучше вести себя в такой ситуации? Психологи и педагоги советуют занять любимое чадо спортом, сделать его досуг более активным. Лучше всего, если это время родители будут проводить вместе с ребенком, тогда они смогут вовремя узнавать о его проблемах и решать их на самом начальном этапе.

Общие рекомендации

Если ваш ребенок не хочет учиться и приносит в дневнике плохие отметки, не следует его за это ругать. Еще хуже, когда в такой ситуации родители советуют своим детям брать пример с других одноклассников. Не исключено, что на проблемы с учебой оказывают влияние таланты ребенка. Если, к примеру, он имеет гуманитарные способности, что проявляется в хороших отметках по русскому языку и литературе, то у него, возможно, затруднения с освоением математики или физики. Родителям необходимо понять, что многие успешные люди не были круглыми отличниками, а многие из известных людей имели в школьном аттестате даже тройки. Кроме того, родителям следует знать, что их проблема не является исключительной, и сейчас много семей, где ребенок не хочет учиться. Что делать в этой ситуации, в конечном итоге, каждый определяет для себя сам. Но совсем не обязательно повторять ошибки других людей, если имеется возможность их избежать. Помогут в этом консультации с психологами и педагогами, а также поиск полезной информации и литературы.

fb.ru

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе — причины и решения

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у ребенка интереса к учебе, и все пытаются решить ее разными способами. Одни берут в руки ремень, другие воздействуют словом, третьи идут на прием к психологу. Часто проблема так и остается нерешенной. Естественно, у родителей опускаются руки, и вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться, уже не дает спокойно жить.

Современные дети совсем не похожи на детей предыдущих поколений. Сами по себе они психически устроены сложнее, чем их предшественники. Они родились в век мобильных телефонов, клипов, рекламы, социальных сетей, доступности любой информации. Родители и учителя с трудом их понимают. Отсюда возникают конфликты, трудности во взаимоотношениях и с учебой в школе.

Почему дети не хотят учиться в школе

Невозможно дать универсальный ответ на этот вопрос, потому что даже человеку несведущему в психологии ясно, что все дети разные, и причины для отказа от учебы у них тоже будут разными. Это могут быть и трудности в освоении программы, и плохие отношения с одноклассниками, и проблемы с учителями, и многое, многое другое. Понять истинную причину, почему ребенок не хочет учиться, можно только глубоко понимая всю ситуацию в школе, в семье, а также, глубоко понимая психические особенности самого ученика.

Попробуем разобраться с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Самые прилежные ученики

Есть дети с детства не очень шустрые, немного медлительные, такие основательные и спокойные. Это дети с анальным вектором. Они в сущности своей очень послушные и хотят порадовать маму и учительницу хорошей отметкой. Природа наделяет этого малыша такими свойствами, как хорошая память, вдумчивость, неторопливость, внимание к деталям, к качеству работы; способностью к анализу и синтезу, — одним словом, у них есть все, чтобы хорошо учиться. Поэтому при правильном развитии такие дети становятся отличниками, медалистами, победителями олимпиад.

Но если развитие ребенка идет наперекор его свойствам, то из потенциального отличника он может превратиться в неуча, который не будет иметь интереса к учебе. Это может случиться, если малыша с анальным вектором подгонять, дергать, прерывать начатое им дело, не хвалить за достигнутые успехи, а насмехаться над ним, пытаться развить свойства, которыми он не обладает. В таком случае к концу начальной школы, а бывает и раньше, теряется интерес, и ребенок не хочет учиться в школе, становится упрямым и агрессивным.

Основные подбадривающие слова для ребенка с анальным вектором должны быть: «Не торопись, подумай… Молодец!»

Самые быстрые ученики

Ребенок с кожным вектором — это полная противоположность анальному. Он обладает быстрой, но короткой памятью, логическим мышлением, психической гибкостью, быстротой реакций, умением переключаться, непоседливостью, желанием к соревнованию. Почему такой ребенок не хочет учиться в школе? Потому что таким детям трудно заниматься долго чем-то одним, они могут делать несколько дел сразу, не очень обращая внимание на качество. Принуждение такого малыша к кропотливой однообразной работе, сравнение его с другими не в его пользу вызывает в нем раздражение и злость, закладывает неуверенность в собственных силах и сформирует негативный жизненный сценарий.

Без учета природных способностей такого ребенка его интерес к учебе будет потерян уже на этапе начальной школы. Его важно и нужно контролировать, с детства приучать к дисциплине, поощрять его успехи чем-то полезным и существенным для него. А в процесс учебы ввести элементы игры, чтобы им двигала природная соревновательность. Многие дети не хотят учиться в школе именно потому, что им не хватает там духа соревновательности или игровых моментов.

Приучая к учебе, ни в коем случае не надо ребенка бить! Для ребенка с кожным вектором это прямой способ остановки развития его психики.

Нетрудно понять, что одновременное присутствие кожного и анального векторов усложняет задачу. Родителям и учителям нужно иметь глубокое понимание всех свойств, чтобы воздействие на них было правильным и адекватным.

Самые непослушные ученики

Дети с уретральным вектором — очень независимые, смелые, бесшабашные, природные вожаки, нарушающие все правила и не желающие подчиняться законам. Их немного — не в каждом классе есть, а иногда попадаются и два человека на класс. Почему такой ребенок не хочет учиться?

У него выборочный интерес, он будет учить только то, что ему интересно. Авторитетов для него не существует. Надо понимать, что внутреннее бессознательное ощущение себя вождем диктует соответствующее поведение такому ребенку и требует соответствующего обращения. Главное, не давить, не ограничивать, восхищаться успехами, не указывать на промахи и обязательно давать понять, что к его мнению прислушиваются, что у него ищут поддержку и опору.

Если давить на ребенка с уретральным вектором, принижать его, то есть не принимать во внимание его психические особенности, то это чревато плохими последствиями. Такие дети бегут из дома, становятся вожаками уличных компаний. Даже если такой ребенок не хочет учиться на «отлично», надо сделать его ответственным за учебу и поведение других детей — и сам он подтянется, и другим двойки получать не позволит.

Ребенок со странностями

Если у ребенка есть звуковой вектор, то малыш может показаться немного странным. Он не любит шумные детские компании, старается держаться в стороне и вообще может не любить школу, потому что там шумно и все орут. Ребенок не хочет учиться и на уроках может откровенно «тупить». И не потому, что он глупый, а потому, что занятия в школе ему кажутся совершенно бессмысленными и тупыми.

Современный звуковичок любит компьютер, модные гаджеты и разбирается в них получше многих взрослых. А вот крик учительницы или, хуже всего — мамы вводит его в ступор и выжигает нейронные связи в его потенциально гениальном мозгу. И как уже учиться, когда голова трещит и смысла в учебе нет?

Векторов всего восемь — восемь типов врожденных свойств. В одном человеке может сочетаться несколько векторов. Вектора ребенка могут отличаться от векторального набора его родителей, поэтому без знания системно-векторной психологии очень трудно разобраться, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Если развивать ребенка согласно его природным свойствам и способностям, уметь разговаривать на его языке, понимать его внутренние бессознательные желания, то большинство проблем в воспитании и обучении отпадет само собой.

Прочитайте отзывы мам, которые прошли тренинг:

«...И с учебой наладилось, идём на результаты четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто — системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало.

Как вырастить гения? Да просто здорового телом и психикой человека, счастливого человека. Пройти тренинг по системно-векторной психологии. Спасибо, Юрий Бурлан, спасибо всей команде за спасение наших детей»

Екатерина А., экономист-менеджер, Москва

«...А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени и курс которых был назначен на октябрь.

Сегодня, когда я пишу этот отзыв. до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником! Учится на индивидуальном обучении, т.е. ходит в школу к педагогам вне класса, но это девять полноценных предметов, включая два иностранных языка. А еще взял в школьной библиотеке учебник физики, хотя этого предмета в 5 классе еще нет — читает, говорит, интересно.

Моя благодарность Юрию бесконечна!»

Юлиана Г., учитель по классу фортепиано в музыкальной школе, Ульяновск

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана здесь и узнайте, почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь, не травмируя его психику, а раскрывая его скрытые возможности.

По данной теме можно также почитать статьи:

Понимание ребенка – залог успешного обучения. Часть 1

Ребенок не хочет учиться. Причины, о которых должен знать каждый

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия БурланаРаздел: Педагогика

21 Дек, 2016 Комментариев: 0 Просмотров: 1716

svp.expert

Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

 

К сожалению, такой вопрос мучает многих родителей современных школьников. Вот и у нас на форуме недавно зашел разговор на эту тему:

«Здравствуйте! У меня старший сын, ему скоро 15, не хочет учиться! Совсем! – сокрушалась довольно-таки опытная мама Наталья. - Дошло до того, что я ему экзамен по геометрии по аське сдавать помогала! Стыдно!!! А что делать? Он не подготовился совсем! Если контролировать его каждый день, все проверять, то более-менее сносно учится. Как только контроль ослабляется, съезжаем на двойки! Учится в  восьмом классе. Неужели  мне его до конца школы контролировать? При этом хочет стать программистом, а как туда без математики? Да ведь еще и ГИА сдать надо! Что мне с ним делать? Разговоры ведем, объясняем, что все это нужно в первую очередь ему самому, чтобы потом поступить, куда хочется, стать, кем хочется. Как быть? Как научить его учиться?»

Неужели действительно ничего нельзя с этим поделать? Оказывается, все не так уж страшно, как может показаться на первый взгляд. Просто попробуйте разобраться в причинах этого нежелания. Надеемся, что Наталье и другим нашим читателям очень поможет статья, которую подготовила наш психолог.

Как это ни странно звучит, все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу. И совсем не потому, что у них трудное детство, нет возможности или условий. Как раз родители таких детей очень хотят, чтобы дети учились, создают все условия, чтобы они могли заниматься, но дорогие дети сначала делают вид, что уходят в школу, но туда не доходят, а потом, когда обман раскрывается, вообще перестают даже делать вид, что учатся.

Что они делают дома? А ничего, с точки зрения своих родителей, даже посуду за собой помыть не могут. Смотрят телевизор, слушают музыку, играют с домашними животными, иногда ходят погулять, но какого-либо дела, которым они были бы увлечены, не существует. Видимых причин, чтобы не учиться, тоже нет: умственные способности нормальные, отношения с одноклассниками хорошие.

На уговоры родителей пойти в школу реагируют вопросом: «А зачем?». Многих пап и мам такой вопрос ставит в тупик, что они только ни делают: пытаются говорить по душам, переводят в другую школу, наказывают физически, лишают карманных денег и удовольствий, нанимают репетиторов, перестают разговаривать, а результат — напряженные отношения в семье и еще более замкнутый в себе ребенок.

«Что делать?» — главный вопрос таких родителей. Но прежде, давайте попробуем разобраться, «почему?» А ответ прост — виной всему лень! Но не надо смотреть на это явление, как на ерунду. На деле, лень — очень серьезная причина, и бывает она разная.

Что такое лень? В словаре Ожегова: «лень» — это «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью», у Даля — «неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству».

 

Для большинства людей лень — это что-то нехорошее, заслуживающее презрения, или просто блажь, к которой не надо относиться серьезно. И бороться с ней очень просто: надо себя заставить. Но в том-то и дело, что, когда лень, то и заставить себя лень. Получается замкнутый круг.

В психологии под ленью чаще всего понимают отсутствие мотивации. Проще говоря, смысла ходить в школу нет, нет интереса, нет стимула. Вот дети и спрашивают родителей: «А зачем?» И что вы, дорогие родители, отвечаете? «Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить» и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами. Второй вариант ответа: «Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям». Если ребенку 13-16 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно). Ну и третий — «Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово». А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было «овладевать знаниями и навыками».

В садике, когда формируется интерес к познанию и творчеству, он делал на занятиях то, что было определено воспитателем, и только тогда, когда это было определено воспитателем. А совсем не то, что хотела его душа, и что ему было в данный момент интересно. Возможно, дома с его интересами тоже не часто считались: попытка самостоятельно починить телевизор или пожарить яичницу, а тем более устроить мастерскую из старого хлама вызывала часто бурное недовольство или молчаливое осуждение родителей.

А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.

 

Многие могут возразить: «Что же, выходит, все надо делать только с интересом, только с удовольствием? Ведь временами надо и напрячься, и сделать через силу». Да, конечно, напрячься иногда необходимо, но только иногда, потому что, если напрягаться постоянно, то можно плавно впасть в депрессию и потерять интерес вообще к чему-либо, даже телевизору.

 

Наверное, есть еще много разных доводов у родителей, но, когда все слова сказаны, начинаются репрессии, то есть родители переходят от позитивной мотивации к негативным стимулам. Причем родители, помня себя в детстве, знают, что на них эти методы действовали хорошо, но мы — другие родители, чем наши папы и мамы, а наши дети — другие дети.

Угрозы не пустить гулять? А он поворачивается и уходит. Не дали денег? Так он сам взял или украл, а будете сильно «доставать», так и вообще уйдет из дома. В общем, чем сильнее давят родители, тем больше и больше пропасть между ними и ребенком. В ответ на физическую расправу современный ребенок говорит: «В суд подам, право не имеешь меня бить». И, в общем-то, он прав.

Но существует еще один важный аспект лени. Отсутствие мотивации (лень) может быть и от усталости, глобальной хронической усталости. Усталость бывает физическая, интеллектуальная и эмоциональная. Проще всего с физической: поспал, полежал, расслабился, и опять готов бежать, делать, желать. При здоровом сне, нормальном питании и умеренных физических нагрузках человек быстро приходит в норму. Но наши дети чаще страдают не от физических, а от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Родителям очень хочется, чтобы ребенок был лучшим, чтобы он многого достиг, да и ребенок тоже бывает честолюбив. Его отдают в школу с максимальной нагрузкой, но не каждый ученик обладает такими интеллектуальными способностями, чтобы освоить самую сложную и объемную программу. И совсем не потому, что он глуп, просто у нас у всех разный объем памяти, разные скорости мыслительных процессов и т.д.

 

И это надо просто принять. Как мы принимаем рост, цвет глаз или волос. Не стоит насиловать природу, ведь тогда к интеллектуальной перегрузке добавляется постоянное эмоциональное напряжение. «Я не успешный, не оправдываю ожиданий родителей, другие лучше меня» — высокие амбиции плюс низкая самооценка, и тут появляется ощущение, что таким, какой я есть, меня не любят, а значит, я плохой.

И происходит душевный срыв: ребенок уже ничего не может запомнить, не в состоянии сделать даже самые элементарные задания, теряет интерес ко всему и перестает что-либо делать вообще. Накопленной усталости так много, что даже недели безделья не хватит, чтобы до конца отдохнуть. А дальше все как снежный ком, и главное — появляется страх неуспешности, страх ошибки, страх не оправдать ожидания.

Если вы не хотите потерять душевное здоровье своего ребенка, то как можно скорее снимите с него безумные нагрузки, примите тот факт, что нет в нем сверх способностей. Он талантливый, уникальный, неповторимый, он может быть успешен, реализован, и может прожить счастливую жизнь, но не ставьте для него сверхзадач. Переведите его в школу с менее жесткой системой обучения.

Не надо забывать, что проблема также может быть вовсе не в усталости или лени, а во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками, а, может быть, и с вами, дорогие родители. И то, что ваше чадо не ходит в школу, — это протест. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то не тяните время — идите к хорошему психологу. Особенно, если вы заметили, что у вашего сына или дочери заниженная самооценка, нет веры в свои силы или он относится к себе, как к «плохому».

Итак, что же делать, если проблем с общением в школе нет, и ребенок не учится именно потому, что ему неинтересно? Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.

Постарайтесь, чтобы между вами была душевная близость, и перестаньте обсуждать эту проблему с соседями и знакомыми по телефону. Помогите ребенку осознать, что у него есть проблема, и что ему нужна помощь. Если он готов идти к психологу, — ведите, но не заставляйте, не шантажируйте.

Помогите разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Но не навязывайте сыну или дочери того, что интересно вам, и пусть он видит, слышит и чувствует вашу увлеченность. Только это должно быть очень искренне. Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», подсмеиваться, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения. Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению. Иногда без помощи профессионального психолога здесь бывает не обойтись.

Материалы подготовила

Юлия Чумина-Оболенская, психолог

www.mama32.ru