Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться. Тренируем памятьЕщё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника. Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс. В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок. Проводим визуальный диктантНапечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями. Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик. Отмечаем результаты!Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям. К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя. Вебинар по развитию скорочтения у детей: marypop.ru Скорочтение для детей: упражнения и теория быстрочтенияСовременные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей. Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи. Из этой статьи вы узнаете В каком возрасте начинатьЕсть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать быстро и осмысленно: По методике Зайцева, Домана, МонтессориОптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно. По Вальдорфской школеДля прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют. Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем. Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме. Не совершайте эти ошибкиЗачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения: Называют малышу букву, а не звукНапример, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»… Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения. Складывают слоги из отдельных буквЗадание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз. Долго читают текстыПроводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов. Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух. От простого к сложномуТренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения. Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала. Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение. Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех. Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет. Упражнения для первоклашекПервый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по скорочтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома. Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой. По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу. Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически. Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения: Автоматизированное чтение слоговСкачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую: С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита. Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально. Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки. Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии. Хоровое чтениеИспользуется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию. Комплекс заданийВключает в себя следующие упражнения:
Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.
Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.
Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно быстро прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки скорочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением. Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель. Задание «Буксир»Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча. Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же. Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость. Прыжок-остановкаУпражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте. Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память. Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности. ПоловинкаПодготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки. Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное. Правильно проведенный урок развивает фантазию, память. Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти. А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен. Для детей старше 8 летУлучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры: Ищем слово, строчкуСмысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания. Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое. Вставляем буквыВторокласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова. Исправляем ошибкуПедагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность. Читаем на скоростьВтороклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120. Играем в «Спрятанные слова»Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так: Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле. И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком. Читаем и считаемВтороклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о». Мячик по дорожке скачет, Не догнать нам быстрый мячик. Развивается навык многозадачности, концентрация внимания. Особенные упражненияРасширение поля зрения
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы: Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети. Подавление регрессииВозврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:
Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.
Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь. Подавление артикуляцииМладшие школьники часто не могут читать про себя без проговаривания слов губами, даже бесшумно. Это неприемлемо для скоростного чтения. Артикуляцию необходимо подавить. Методика скольжения глаз по тексту тренируется следующим образом:
Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.
Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.
Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.
Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью. Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного. Упражнения на корректировку внимания и концентрацииБез высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:
Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.
В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.
Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.
Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.
После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.
Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.
Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.
Используйте такое поле: Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы. Развитие анципацииЭтот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:
Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.
Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.
Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает. Тренировка памяти
Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.
Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.
Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас. Чтение в паре со взрослымНавязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:
Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.
Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.
Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса. Книги по скорочтению для детейЕсли вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:
Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией. Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.
Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее. Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.
Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза. Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни. ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение! razvitie-vospitanie.ru упражнения, методики, как научить ребенка быстро читатьПедагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье. Что такоеСкорочтение — это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот. Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц. Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет. ПроблемыТренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке. УпражненияСамыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них. На расширение поля зренияУпражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы. Таблицы Шульте Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс. Красно-черные таблица Горбова-Шульте Словесные пирамиды Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало. В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема. На борьбу с регрессией глазЗапретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.
Действовать нужно следующим образом:
Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться. На подавление артикуляцииПроговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.
Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника. Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно. Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.
Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию. Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно. Упражнения на вниманиеКорректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:
Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного — двух слогов: мир, лес, стол и другие.
Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются. Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов. Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.
Пробуйте читать левым и правым глазом сразу. Этот метод используется как разминка вначале урока, в качестве домашнего задания. Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.
Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.
Увлекательное задание. Используйте такое поле: Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны. Упражнения на развитие памятиДля тренировки памяти подойдут такие задания:
Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом. Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.
Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста. Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.
Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:
Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.
Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.
Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором — остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается. Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже. Советы родителямМетодика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:
Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант. Среди эффективных рекомендаций по проведению занятий можно выделить следующие:
Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей. Научить малыша читать быстро кажется сложно только на первый взгляд. Успеха можно добиться даже в домашних условиях, если использовать специализированную методическую литературу, не отступать при появлении сложностей, отсутствии заметного прогресса. Через пару месяцев упорного труда вы точно заметите результат своей работы. Рейтинг автора 2 Автор статьи Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 14 orechi.ru Игры, в которые играют дети и ЯЗдравствуйте-здравствуйте! Сегодня у меня информация для родителей (может быть, педагогов) старших дошкольников или младших школьников, чьи дети уже научились читать. Поделюсь с вами упражнениями, которые я использую в работе по увеличению скорости чтения у ребят 6-8 лет. Я выбрала 10 текстов Л.Толстого от 18 до 60 слов. К каждому тексту сделала по 9 упражнений. Работаю с каждым текстом следующим образом: 1. Знакомство с текстом (ребенок читает текст) 2. Читать только черные буквы (можно прочитать и серый текст, там тоже связный рассказ) 3. Слитное чтение (текст написан без пробелов и знаков препинания) - прочитать раздельно. 4. Прочитать текст по верхней части букв. 5. Прочитать текст по нижней части букв. 6. Прочитать текст вверх тормашками. 7. Прочитать текст задом наперед. 8. Прочитать текст с перемешанными буквами. 9. Прочитать текст без гласных букв. 10. Прочитать текст с "вращающимися" буквами За один раз отрабатываю упражнения одного текста. Когда ребенок освоится, можно перемешать упражнения разных текстов. Время на отработку одного текста может уйти от 10 до 20 минут (всё зависит от уровня подготовки ребенка) Делюсь с теми, кто заинтересовался, двумя текстами и упражнениями к ним. Чтобы скачать - кликаем на картинку и "сохранить как"Если у вас есть своя система занятий, то можете включить эти упражнения в ваши занятия. Можете запланировать 10 уроков по этому пособию (в пособии 10 частей) Опять-таки, отталкиваетесь от уровня вашего ребенка. Может быть вариант работы такой: Одно занятие - одна часть, делаете упражнения по порядку. Может быть вариант такой: выбираете из десяти частей первое упражнение и отрабатываете только первое упражнение, потом только второе.... Эти упражнения не изменят скорость сами по себе, если нет другой работы. Эти упражнения позволят разнообразить ваши занятия. Новости моего блога можно получать на вашу любимую почту, а подписаться можно ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА nataliigromaster.blogspot.com упражнения, когда начинать, ошибки, рекомендацииНеудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается. Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению. Что такое скорочтениеБыстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника. Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых. Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению. Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы. Фундамент быстрого чтенияУ ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе. Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала. Скорость достигается благодаря умениям:
Проблемы при чтении у детейПри чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:
Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте. Когда начинать обучениеМладшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет. Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту. Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает. Как научить ребёнка читать быстроПрофессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание. Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению. Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:
Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка. Ошибки в обученииОгромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать. Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:
УпражненияНаучить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:
Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной. Упражнения для первоклашек
Упражнения для детей 8–10 летНаучить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:
Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно. Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире. yourspeech.ru Скорочтение для детей - подготовка, тренажеры, развивающие курсыВ последнее время активно набирает популярность тема «Скорочтение для детей». Родители хотят увеличить скорость чтения своего ребенка, чтобы он рос умным, хорошо учился, успевал делать уроки, читал быстрее одноклассников. Сразу возникает вопрос: со скольки лет можно учить ребенка скорочтению? И ответ на него очень прост: Дети могут тренировать скорочтение сразу, как только научаться читать слова целиком!И помочь в этом может наш тренажер с анаграммами для детей: В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры. Курс скорочтения для детейЗапишитесь на курс Скорочтение за 30 дней и тренируйте навык скорочтения вместе со своим ребенком. Методика нашего курса одинакового подходит как взрослым, так и детям и единственное условие, которое нужно для работы с курсом – это умение читать слова целиком (не по слогам). Отзывы о курсеЧитайте также отзывы Вконтакте. Упражнение из курсаЕсли ребенок еще не научился читать слова целиком, то толку от курсов скорочтения будет меньше, так как ему элементарно нужно научиться воспринимать слова целыми, а не по слогам. Однако, если ребенок не может читать длинные слова целиком, но зато уже отлично читает короткие, то можно приступать к развитию скорочтения, тренируя ребенка на самых простых текстах. Чуть позже он подтянет и более сложные тексты. Начинаем с самых простых словДля чтения слов целиком лучше начать с самых маленьких слов, например: Дом, Еж, Кот, Пёс, Ров. Ребенок должен учиться читать их на скорость, каждое слово по отдельности, лучше на отдельном экране или листе бумаги. Еще можно прикрывать непрочитанные слова другим листом бумаги. Если слова из трех букв читаются легко и быстро, то нужно перейти сразу к чуть более сложным словам: Папа, Мама, Рама, Иван, Маша, Миша, Стол, Стул и так далее.. После того как ребенок начнет быстро читать слова из 4х букв, то переходим к словам из 5ти букв. Старайтесь подбирать сначала более легкие и более понятные слова, потом чуть более сложные. Вместе со словами из 5ти букв можно давать иногда слова из 4х или 3х букв, чтобы поднять интерес ребенка, так как они легче. Переходим к словосочетаниямПосле того как ребенок стал читать слова из 6-7 букв можно давать ему словосочетания: кот на дороге, пес на полу, дом в лесу и так далее. Чтобы ребенок каждую фразу по отдельности пытался прочитать как можно быстрее. После того как ребенок научился читать фразы можно спокойно приступать к чтению детских книг. Чем более яркими и красочными они будут, тем лучше. Если сейчас привить ребенку интерес к книгам, то потом им будет интересней читать школьную и учебную литературу. И больше шансов, что ребенок сам будет читать книги, которые ему интересны. Используйте как можно больше чувствЕсли Вы сможете показывать иллюстрировать слова картинками и сами произносить слова при этом, чтобы ребенок запомнил, как можно лучше и быстрей. Чем больше органов чувств будет использовано - тем лучше!Если ребенок только учится читать, то можно сначала давать ему слова с картинками, а когда он научится их читать, то те же слова, но уже без картинок. Важно при этом еще проговаривать сами слова после того как ребенок их прочитал. Если он читает их медленно, то пусть сначала прочитает, а потом глядя на слово повторит его еще 2-3 раза.Картинки со словами можно сделать в виде презентации на компьютере и при необходимости открыть на планшете или телефоне. Главное, чтобы слова были крупными и легко читаемыми. Слова не должны сливаться с фоном или изображением.Когда будете гулять на улице, то пусть ребенок на скорость пытается читать названия магазинов. Делайте перерывыЗаниматься нужно по 10-20 минут, давая ребенку время на небольшой перерыв. После хорошей тренировки перерыв должен быть 20-30 минут, не меньше, чтобы мозг успел сформировать новые нейронные связи. От этого сильно повышается эффективность. Во время перерыва:
Скачать упражнения бесплатноЧтобы Ваши дети научились читать слова целиком мы подготовили для Вас специальные презентации со словами, состоящие из отдельных картинок, которые Вы можете скачать на свой компьютер, планшет или телефон бесплатно, чтобы показывать своим детям: Скачать слова от 3 до 7 букв Методика быстрого чтенияЭто была одна из статей курса Скорочтение за 30 дней, который одинокого подходит и детям, и взрослым. Запишитесь на наш курс, чтобы научиться быстро читать занимаясь по специальной программе. Наш курс основан на технике синхронизации полушарий и секретных приемах быстрого ускорения чтения, традиционных упражнений для развития скорочтения, психологии и обсуждения лучших вопросов от участников курса с подробными ответами на них. При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу нескольких зайцев:
Тренажеры для развития скорочтенияТренируйтесь прямо сейчас на этой странице, бесплатно и без регистрации. Таблицы ШультеТаблица Шульте - одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5x5 элементов. Поиск цифр и буквПопробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел. АнаграммыНачните с анаграмм, они помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры. Таблицы Горбова-ШультеТаблицы Шульте-Горбова - усложненные таблицы Шульте, которые еще называются красно-черными таблицами Щульте. Они не менее эффективны обычных таблиц Шульте, поэтому очень важно поработать еще с таблицами Горбова-Шульте. Вам требуется находить сначала минимальное черное число, потом максимальное красное, потом снова минимальное черное, после этого снова максимальное красное и так далее. Тренажер сам подскажет, что нужно найти: Курсы для развития скорочтения у детейЛучший способ быстро развить какой-нибудь навык или научиться чему-то - пройти обучение по специальной программе. Скорочтение за 30 днейВы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга. При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
Отзывы о курсе развития скорочтенияЧитайте также отзывы Вконтакте. Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметикаСекретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач. Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 летВ курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям. Супер-память за 30 днейКак только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга. В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни. Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог. Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счетЕсли вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:) Игры для развития скорочтения у детейДетям больше всего нравится играть, и это естественно. Игровое обучение более эффективно традиционного обучения, как у детей, так и у взрослых. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать специальные развивающие игры для увеличения скорости чтения, памяти, внимания, улучшения устного счета и так далее. Игра «Скоростное сравнение»
В этой игре нужно как можно быстрее, сравнивать показанную на экране фигуру с предыдущей, отвечая на кнопки "Да" - похожа или "Нет" - не похожа. Играть сейчас Игра «Зрительный поиск»
На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:) Играть сейчас Игра «Найди пару»В этой игре Вам понадобятся такие навыки, как умение искать нужные объекты среди других, скорость мысли, реакция, навык сравнения, навык поиска. А игра в свою очередь поможет эти навыки развить до более высокого уровня. Отличная игра для развития мозга, как и все остальные упражнения с этого сайта. Регистрируйтесь и развивайтесь вместе с нами! Играть сейчас Игра «Визуальная геометрия»Советую игру, находящуюся среди бесплатных, доступных сразу после регистрации – «Визуальная геометрия». Данное упражнение поможет ускорить ход ваших мыслей, повысит запоминаемость и память. С каждым уровнем игра становится сложнее. Прекрасная игра для развития мозга. Много ли у вас получится пройти уровней? Проверим? Играть сейчас Игра «буквы и цифры»Сейчас вы видите скриншот из игры для развития мозга «буквы и цифры», в которой потребуются ваши: внимательность, реакция, сообразительность. Играть сейчас Игра «Числовой охват».Так же в улучшении памяти вам поможет «Числовой охват». Игроку дается время на запоминание числа, после игрок должен его воспроизвести. Начинается игра с двузначных чисел, затем же количество цифр повышается. Играть сейчас Числовой охват
Запомните показанные Вам цифры и воспроизведите их в правильном порядке. Можно пользоваться клавиатурой. Играть сейчас ИтогВ этой статье мы обсудили скорочтение для детей и узнали, что ребенка можно учить скорочтению сразу после того как он научится читать слова целиком. А для того, чтобы он быстрее мог этому научиться мы разработали специальный тренажер, с которым может тренироваться не только ребенок, но и взрослый! Тренировка на таком тренажере помогает быстрее научиться читать слова. Все Что Вам нужно это выбрать нужный режим и начать тренировку.Не забывайте записаться на наш курс Скорочтение за 30 дней. cepia.ru Как развить технику чтения у ребенка: упражнения и проверкаЗдравствуйте, друзья! Техника чтения! Скажите, что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Спокойствие и уверенность? Поздравляю! Видимо, у вашего ребенка с чтением все в порядке! Но бывает и другая ситуация, когда ничего кроме глухого раздражения у родителей и панического страха у школьников это безобидное словосочетание не вызывает. А появление двоек в дневнике заставляет родителей задуматься о том, как развить технику чтения у ребенка? Хорошие новости! Двойки можно заменить на пятерки, ну или хотя бы на четверки. Просто нужно потренироваться. Это как у спортсменов. Быстрее всех бегает тот, кто больше тренируется. Только тренировки — это не просто банальный и бесконечный бег по кругу. Это целый комплекс, иногда самых неожиданных, упражнений. А кто может определить, какие именно упражнения нужны спортсмену? Правильно! Тренер! Так и с чтением. Хотите, чтобы ваш школьник быстро читал? Станьте для него личным тренером. Подберите комплекс упражнений, занимайтесь, и результат не заставит себя ждать. Естественно, тренеру положено знать, что такое техника чтения. Что такое техника чтения и зачем она нужна?Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:
А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение. Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам. Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры. Но на одной физкультуре далеко не уедешь. Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже чем норма для 4 класса. Более конкретные цифры по нормативам для чтения, соответствующие ФГОС, найдете здесь. Составляем план тренировкиНу что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна. Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов. Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план. Итак план тренировки юного читателя:
А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее. РазминкаЦелью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио. Зарядка «ди-джея» = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки Артикуляционная гимнастикаПредложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:
Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается. Чистоговорки и скороговоркиЧистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например: Ко-ко-ко-ко – убежало молоко! Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца! Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири! Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой. Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Ехал грека через реку. Купи-ка котику Китикетика. Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться. Читать скороговорки можно по разному:
Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность. Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям. Специальные читательные упражненияТаких упражнений очень много, в одной коротенькой статье обо всех и не расскажешь. Поэтому СЧУ я поселила в отдельную немаленькую статью. А здесь скажу лишь, что каждое из этих упражнений направлено на развитие чего-то крайне необходимого для беглого и красивого чтения. Друзья, обратите пристальное внимание на эти специальные упражнения. Они — основа тренировки. Они способны увеличить скорость и улучшить понимание текста. Без них мы далеко не продвинемся. Переходим к чтениюТренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты. Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой. На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп». Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту. Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.
И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше. Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая? Расписание тренировокВ этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все быстрее, все красивее. Ах, да! Чуть не забыла. Говорят, что увеличить скорость и качество чтения помогает чтение книг перед сном. Так что прежде чем поцеловать своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним книгу. Где брать тексты для проверки?Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. О них я написала в этой статье. Где же их раздобыть? Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию. Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть. Вот, например, одна из них. Из серии «Светлячок». У них вообще очень много классных и недорогих книг для начальной школы, по разным предметам. Среди них и «Проверяем технику чтения», в которой найдете не только подходящие тексты, но еще и тестовую форму контроля, и даже форму для самооценки школьника.Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас нашла очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно! Друзья, надеюсь теперь словосочетание «техника чтения» не вызывает у вас чувства растерянности. Ну а если до сих пор немножко «потряхивает», то для надежности советую вам посетить бесплатный вебинар «В зоне особого внимания чтение!» И тогда вы точно будете знать, что нужно делать! Если остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Отвечу обязательно. Желаю вам и вашим деткам успехов в учебе и отличных результатов во всем. Заходите в гости снова! Буду рада! Евгения Климкович. shkolala.ru |