Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Стеснительный ребёнок, как не допустить этого. Ребенок очень стеснительный 6 лет


ребенок стеснительный и всего боится

девочки, может кто сталкивался, посоветуйте. моему сыну 2,8г, он много что умеет, моежт, разговаривает, собирает пирамидки-пазлы-кубики и тд., никуда не лезет, с рождения спокойный, не напряжный, все разрешаем-все понимает -нельзя-можно и тд, радует нас, ходили на развивашки-все хвалили, воспитанный и тд и тд… но один момент-он всего боится и всех, особенно детей, не подходит к ним не играет с ними, мы заметили это, когда ему был год. невропатолог сказала, что это особенность характера. ходили на развивашки, чтобы привык к детям, а он так и не привык, стесняется, смущается, боится. я не понимаю что нам делать, дети в большинстве своем бойкие, и подраться могут и поорать, наш только отойдет в сторонку и всё, он совершенно не контактен ни с кем, многие даже спрашивают-почему он у вас до сих пор не говорит(хотя дома болтет только так) редко бывает что общается с удовольствием с добрыми и ненавязчивыми взрослыми, а те кто его атакует -целует-обнимет, то к тем относится настороженно.он в мужа, муж точно такой же, но сейчас другое время, дети более жестокие. недавно были в одном центре на площадке и там были дети, он к ним под моим напором(легким и убедительным) подошел, но как-то сторонился, а потом один мальчик когда мой сын что то захотел поторогать ударил его по руке со злостью(очень тот мальчик был агрессивный), через какое-то время еще один 7-9летний рожицу страшную с ужасным криком сыну скорчил..есть такие не то чт агрессивные дети, а те, которые бегают и пугают детей, задирают их, и в этих случаях мой сын отходит от таких детей подальше или когда кто то утсраивает истерику он стоит и с недоумением смотрит. в семье у нас норм отношения, ругаем его как заслужит, когда капризничает, не деремся с мужем )) и тд... как вообще его растормошить, чтобы он не боялся, я вижу у него внутренний страх, хотя он старается его не показывать, просто не идет на плозщадку или замирает когда кто-то к нему подходит из детей.

www.woman.ru

почему и что делать. Читайте в этой статье

Просмотров: 194

Сентябрь 24, 2018 - Комментариев нет

Как приятно смотреть на первые шаги своего малыша, радоваться его первым успехам. И как беспомощно чувствуем себя, когда набегают первые тучки проблем. Одна из таких — стеснительный ребенок.

Почему малыш ведет себя смело дома, а на людях становится букой, не хочет контактировать с детьми, стесняется людей? И такое может беспокоить как родителей маленьких детей, так и подростков, которым вот-вот выходить во взрослую жизнь.

Родители и рады бы помочь советом, поддержкой, обратиться за помощью к книгам, только ребенок от этого не становится другим. Чем больше советов, тем больше он уходит от контакта, словно стремится защитить невидимую рану на душе. Но откуда она может быть у малыша? Ведь он только начинает жить, и все только для него.

Заглянем в тайники его души с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, согласно которой все дело во врожденных желаниях и свойствах психики, в совокупности называемых векторами. Ребенок очень стеснительным бывает по двум причинам:

  • особенности психики ребенка,
  • неблагополучие в состоянии мамы.

Эти глаза напротив

Эмоциональные, чувствительные детки со зрительным вектором составляют большую группу стеснительных детей. От рождения они наделены большой эмоциональной амплитудой и богатым воображением. Им под силу пережить боль другого человека как свою собственную, испытать невероятное чувство любви и нежности.

Их глаза подмечают любой нюанс, незаметный другим людям, будь то цвет, форма или внутреннее состояние другого человека. Они артистичны от природы, в детстве демонстрируют способность устанавливать эмоциональные связи с игрушками, наделяя их теми или иными качествами, с кошками, собаками, выбирая для себя роль воспитателя или врача. Для них крайне важна эмоциональная связь с другим человеком.

«Как красиво!» — это их любимое выражение, в котором проявляется высшее наслаждение для зрительного вектора.И как же такие малыши попадают в разряд стеснительных? Ведь, казалось бы, они рождены для общения, для выступлений на сцене.

Весь секрет в особенностях воспитания таких детей. Корневой эмоцией у них является страх смерти. Любые действия, усиливающие этот страх, будут тормозить ребенка.

Запугивания, рассказы страшных историй, сказок, где присутствует поедание персонажей — например, безобидная, на взгляд взрослых, сказка «Колобок». Как ни старайся, а финал один. И как после рассказанной на ночь сказки уснуть впечатлительному ребенку? А как реагировать на незнакомых людей? Ведь съесть могут.

Есть ли выход из этого? Что делать, если ребенок со зрительным вектором очень стеснительный? Как правильно развивать такого малыша? В первую очередь понимать особенности его психики и избегать всего, что может усилить или вызвать страхи. Рассказы о болезнях, смерти, похоронах следует исключить из обсуждений при ребенке.

Правильным будет развитие в нем сострадания, сопереживания другим. Чтение сказок, подобранных в таком ключе, будет лучшей профилактикой страха за себя, а значит, и стеснительности. Помощь и забота о близком человеке сместят фокус внимания наружу, и на страхи просто не останется энергии.

Примерный ученик

Другую группу стеснительных детей составляют обладатели анального вектора. Желание быть лучшим, получить похвалу подкрепляется усидчивостью, аккуратностью, стремлением выполнить работу идеально, без ошибок.

Малыш с анальным вектором трудно привыкает к новому, долго думает, анализирует. Беготня, толкотня — не его дело. Обстоятельность, неторопливость, предварительная подготовка, чтобы избежать всяких неожиданностей, — портрет идеального ученика. Он и задуман природой для учебы, чтобы потом передать свои знания будущим поколениям.

Ждать от такого ребенка импровизации, активности — только мешать его развитию и провоцировать вспышки упрямства, характерные для анального вектора при неправильном обращении.

Что делать, если ребенок с анальным вектором стеснительный? Такого ребенка надо заранее готовить к предстоящим событиям, доброжелательно объяснять и повторять для лучшего запоминания. В случае проявлений стеснительности, что на самом деле может быть ступором от неожиданности, свойственным человеку с анальным вектором в новых для него ситуациях, помочь сгладить неловкость, не привлекать к нему лишнего внимания.

Говорите тише

Ошибочно за стеснительность можно принять особенности психики ребенка со звуковым вектором. Обладая от природы чутким слухом, он скорее склонен быть в тишине, чем веселиться в шумной компании. Сосредоточенно размышлять о чем-то своем в уединении, чем привлекать к себе внимание громкими рассказами.

Благодаря хорошему слуху он тонко различает интонации и не пропустит фальшь в голосе человека, ласковым обращением прикрывающего свои истинные чувства. Чем произведет впечатление диковатого, избегающего общения, либо его ошибочно посчитают очень стеснительным ребенком.

Между тем малыш со звуковым вектором наделен абстрактным интеллектом и имеет потенциал гения, способного решать самые трудные задачи. Все великие открытия были сделаны людьми со звуковым вектором.

И все, что надо делать родителям такого ребенка, — соблюдать звуковую экологию для создания благоприятных условий для его развития. Не стремиться насильно вытолкнуть в шумные компании, не ставить в пример других детей и тем более не унижать его.

Музыка, интеллектуальные игры, чтение, программирование — лучшие занятия для звуковиков.

Внимание на маму

Каждый ребенок, независимо от векторов, до шести лет связан невидимой психологической пуповиной с мамой. От ее состояния зависит его развитие. Именно мама дает так необходимое малышу ощущение защищенности и безопасности.

Это не скрыть за искусственной улыбкой. Ребенок чувствует ее состояние и соответственно реагирует. Реагирует особенностями своей психики, своих векторов. Ребенок со зрительным вектором — боится, часто болеет из-за слабого иммунитета. Малыш с анальным вектором может без причины стать капризным, упрямым. Маленький звуковик может проявлять первые признаки аутизма.

Все это только как индикатор, лакмусовая бумажка, безошибочно определяющая неблагополучие в состоянии мамы. Поэтому, прежде чем думать, что делать, если кажется, что у вас очень стеснительный ребенок, маме стоит проанализировать свое состояние. Ведь зачастую, когда мама становится спокойной, как по мановению волшебной палочки меняется и ребенок.

Чтобы стать своему ребенку другом, который знает ответы на самые сложные вопросы и может безошибочно помочь, направить, посоветовать в разных ситуациях, надо всего лишь освоить азы психологической грамоты. Эти знания позволят раскрыть потенциал ребенка, помогут ему стать счастливым, получать наслаждение от жизни.

Подробнее узнать об особенностях психики можно на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, и приятным бонусом для вас будет:

  • возможность сбалансировать свое внутреннее состояние,

Результаты:

«… во время моего прохождения тренинга я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться.) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало!!!»

Галина Д., педагог-психолог, Могилев

«… Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»

Татьяна Ф., учитель английского языка, Санкт-Петербург

Для участия зарегистрироваться здесь.

Автор Набия Шаталова

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Предыдущая статья Ребенок боится других детей: защищаем или калечим Следующая статья Ребенок всего боится

myvektor.ru

Стеснительный ребёнок, как не допустить этого

Наверное, Вы много раз видели такую ситуацию, когда у малыша спрашивают, как его зовут, а он вместо ответа прячется за маму и не говорит ни слова. Такое поведение часто сопровождает малышей в возрасте до трёх лет. Многие малыши до этого возраста являются стеснительными и это является нормальным фактором развития.Но, если Вашему малышу уже больше трёх лет, а он продолжает оставаться чересчур стеснительным? А в каких же поступках проявляется очень стеснительный ребенок? Он сидит тихонько в уголке или не общается со взрослыми и со своими ровесниками? Что же такое поведение присуще многим детям. Они не идут на контакт с близкими взрослыми, неохотно знакомятся с другими детьми и в последствии играют с ними.

Такое поведение, или такая черта характера ребёнка может негативно отразиться в будущем. В коллективе он будет оставаться серой мышкой, будет бояться высказывать свои мысли, мнения, окружающие его люди могут даже считать, что этот человек никто иной, как белая ворона. Так что у многих родителей возникает вопрос: Что делать, если ребенок стеснительный?"

В первую очередь с таким ребенком необходимо как можно больше общаться. Приглашайте к себе в гости друзей, родственников чаще. Также родителям стоит больше читать малышу книжек, играть в развивающие игры и не забывать хвалить своего малыша за всё. Давайте ему высказывать своё мнение, ни в коем случае не осуждайте его за это. На детской площадке или на прогулке знакомьтесь с детьми, пусть Ваш ребенок делится с ними своими игрушками. Воспитание ребенка должно быть направлено в русле доброты, взаимопонимания и любви. Тогда у Вас обязательно всё получится, и Ваш ребёнок станет общительным.

Кстати, также можно записать ребёнка в какой-либо кружок по интересам, где Ваш малыш будет общаться со сверстниками, а также найдёт своё новое увлечение. После таких методов малыш перестанет быть стеснительным и будет легко идти на контакт с близкими и друзьями. Но, если эти методы не помогли, то следует обратиться к психологу, потому  что такое поведение может быть вызвано какой-либо душевной травмой. Советы специалистов обязательно помогут Вашему ребёнку адаптироваться к любому обществу.

Стоит добавить, что слишком общительный и развязанный ребёнок также не есть хорошо. Поэтому не переусердствуйте в этом деле, а то в будущем Вашему ребёнку придётся тяжело. Занимайтесь воспитанием своего ребёнка и только в этом случае будет всё отлично.

Статьи по теме

stranadetstva.ru

Стеснительный ребенок – что делать?

В прошлой статье мы говорили о такой форме неуверенности в себе, как неумение защищать себя. Сегодня рассмотрим другую маску, которая может носить неуверенность.

Маска 2. «Я Вам слова не скажу».

Как проявляется?

Для этой формы неуверенности в себе характерны следующие проявления:

·         ребенок  стесняется общения с другими людьми;

·         ему сложно выступать на утренниках в садике или школе;

·         старается не отвечать на уроке в школе сам, хотя весь материал знает;

·         ребенок боится высказывать свое мнение по любому вопросу;

·         он сторонится какого-либо творчества, самовыражения и пр.

Как формируется?

Обычно в основе данной неуверенности лежит запрет на самовыражение. Немного поясню: от рождения дети не имеют такого страха, они с удовольствием рисуют, танцуют, везде стараются «вставить свои пять копеек», так как подобная потребность является врожденной и есть у всех людей. Но со временем в силу различных обстоятельств подобная потребность блокируется и возникает страх проявлять себя, самовыражаться.

Фразы или действия родителей, которые могут сформировать запрет на самовыражение:

- «Что ты можешь понимать в этом вопросе, ты же еще маленький». Подобными фразами родители дают ребенку понять, что его мнение не учитывается, оно не важно.

- «Закрой рот», «замолчи» и пр. Этими фразами родитель сообщает ребенку, что высказывания могут кому-то не понравиться, и лучше быть осторожным.

- Высмеивать выбор ребенка в чем-либо. Неважно, насколько нелепым он бы ни был, это его выбор. В таком случае получается, что важный для него человек – его родитель, высмеивает то, что ему понравилось. Поэтому в будущем ребенок будет стараться избегать ситуаций, где нужно что-то выбирать по своему вкусу.

- «Ты что, ты подумай, что люди скажут». Эти формулировки заставляют учитывать в первую очередь интересы и предпочтения других людей, а уже потом свои. И ребенок делает вывод: «Лучше я не буду как-то проявляться, а то мало ли, что там люди скажут».

- Критика или порицание творческих проявлений ребенка. Например, поучение, что слона надо рисовать не так, или что он нарисовал не аккуратно. Или же критические замечания такого плана: «Как же нескладно ты двигаешься, лучше не танцуй», или: «Маша намного лучше тебя умеет это движение делать». В таких случаях ребенок будет избегать ситуаций, где он может себя проявить не самым лучшим образом, так как внутри им будет двигать страх: «А вдруг я не смогу быть самым лучшим»…

Необходимо отметить,  что в большинстве своем подобный запрет непроизвольно формируют те родители или значимые взрослые, у которых есть подобные сложности. По аналогии с запретом на агрессию, о котором мы говорили в прошлой статье, человеку очень сложно принять и позволить своему ребенку свободно самовыражаться, если он сам себе этого позволить не может, если для него самого чрезмерно важно, что могут сказать люди, или как хорошо у него получается то, что он задумал.

Как исправить?

1. Ключевым моментом в исправлении подобной неуверенности у ребенка является осознание и работа со своими собственными страхами, связанными с самовыражением. Ребенок в подобной ситуации – это только отражение Ваших собственных опасений.

2. Если Вы увидели среди описанных выше фраз те, которые Вы сами частенько проговаривали, то стоит их скорректировать. Я не предлагаю врать ребенку и говорить, что у него чудесно получается, хотя на самом деле Вам хочется покритиковать. Можно находить какой-то средний вариант, или же разбирать ошибки после того, как Вы похвалили всю работу (танец, выступление).

3. Разделить сферы, в которых мнение ребенка по данному вопросу является непрекословным, и те, где все-таки главное решение принимают родители. Но сферы, где ребенок бы ориентировался только на свой вкус, обязательно должны быть.

4. Если ребенок боится что-то делать, так как внутри есть страх сделать это плохо, Вы можете поговорить с ребенком о своих неудачах, рассказать, что у Вас тоже есть такой страх и что Вас также пугает, что у Вас может что-то не получится.

5. Не стоит настаивать и активно подталкивать ребенка к тому, что ему страшно. Например, инициировать его общение с другими детками, если он стесняется. Здесь очень важно правило, широко известное в медицине «не навреди». Чрезмерная инициатива может привести к обратной реакции – еще большему закрытию малыша и отдалению. Но и поддержка ему тоже нужна. В данной ситуации лучшей поддержкой будет понимание его страхов, обсуждение с ним возможных способов преодоления их, но ребенок это должен делать сам.

Помните, что ребенку для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чаще всего нужна Ваша любовь и поддержка. Если он будет знать, что Вы в него верите и любите любым, то причин для беспокойства не будет.

Автор: Дарья Селиванова, детский психолог,

автор проекта http://psihosomatika.com.ua/.

Загрузка...

www.uaua.info

Ребенок очень стеснительный

Помните, что есть врожденная предрасположенность к интраверсии, но смущение или стеснение – это немного другое, хотя коррелирует со спецификой мозговой организации человека. Если ваш ребенок очень стеснительный, это означает, что ему хочется себя показать, заявить о себе, но его внутренняя речь, то есть разговор с самим собой транслирует ему что-то типа – Ой, а вдруг у меня не получится? Или – Ой, ну кому это интересно вообще? Или – Ну чего ты сейчас хвалиться будешь, хвастаться? Это же неприлично! Или – Ой, ну сейчас все на меня уставятся, я не вынесу!

Идея в чем? Стеснительному ребенку надо помогать справляться с этой противоположной, весьма отравляющей ему жизнь, тенденцией запрещать себе хотеть обратить на себя внимание окружающих. Вот этими своими непродуктивными страхами и фантазиями насчет того, что другим людям он не нужен, вообще не интересен, и надо вести себя прилично, не выпячиваться и прочую "ерунду", которую он "подхватил" у особо воспитанных родителей. Никого не осуждаю – просто, как всегда, хотели как лучше, но получилось немного с перебором. Итак, что вы можете сделать, чтобы помочь стеснительному ребенку чувствовать себя лучше и комфортнее с людьми, чтобы снизить его социальную тревогу?

Правила помощи стеснительному ребенку:

1. Такому ребенку нужно больше времени для "разогрева". Его тревога связана с тем, что его мозг в силу своего устройства и приобретенной специфики анализирует большее количество параметров – кто как действует, кто какой из себя, от кого чего ждать, чтобы не попасть впросак и т.д. Не заставляйте его сразу быстро идти на контакт. Дайте ему время освоиться в незнакомой обстановке. И потом уже можно подбодрить его подойти или обратиться к одному из детей, попробовать заговорить или поиграть.

2. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите такого ребенка за его особенность. Не высмеивайте его и не сравнивайте с другими – Смотри, как Алеша играет со всеми, какой он веселый! – Тем самым еще больше заставите его тревожиться и волноваться насчет себя, еще больше вгоните его в стыд и он совсем "замрет".

3. Учите поддерживать приемлемый контакт глазами, улыбаться другим детям. Например – Ой, интересно, а какого цвета глаза у твоей соседки по парте? Ты знаешь?

4. Поддерживайте ребенка, но не делайте за него, не говорите за него, не спасайте. Просто находитесь рядом, пока он не привыкнет и ему не станет комфортно. Иначе, не будет вырабатываться собственная модель выхода из подобной сложной для него ситуации, не будет оттачиваться адаптационный механизм.

5. Если предстоит какой-то детский праздник – заранее подготовьте ребенка к этому мероприятию. Поговорите с ним о том, сколько там будет детей, кто именно, расскажите ему, чем они там будут заниматься, кто их будет развлекать. Приведите ребенка заранее, чтобы там не было уже толпы детей – пусть освоится. Поговорите о чувствах или состоянии ребенка – Ты боишься, да? Знаю, тебе всегда нелегко вначале, тревожишься… Но помнишь, как в прошлый раз было? Через 5 минут уже легче, привыкаешь и уже не так страшно. – Это даст ребенку контакт с собой и опору.

6. Самый "волшебный" и дико эффективный метод борьбы со смущением, стеснением и всякими страхами перед другими людьми! Попробуйте предложить ребенку сместить фокус внимания с себя на других. Если ребенок очень стеснительный – он страшно боится оценки других людей, волнуется, как на него посмотрят, что про него подумают, как он будет выглядеть и пр. Им кажется, что они могут не оправдать ожидания других, в них разочаруются, над ними будут смеяться. Они не могут долго быть в центре внимания, им опять страшно, что не выдержат напряжения. Они целиком внутри себя и своих фантазий о других людях. Поэтому – надо учить таких детей просто интересоваться другими в этот момент. – Так, а давай посмотрим на эту девочку? Во что она играет? А тебе нравится, как она говорит? А во что она одета? А на кого она похожа? (всегда весело сравнить людей с животными) А как ты думаешь, что она любит? Что ей может быть интересно? – Так вы поможете ребенку освободиться от своих навязчивых мыслей о себе (а все ли со мной в порядке?). Вместо тревоги возникает интерес, интерес к другому. И ребенку становится легче, смущение ослабевает, вместо напряжения от контакта возникнет содержание, интерес, удовольствие. 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

psychologytoday.ru

Что делать, если ребёнок слишком стеснительный?

Мы, взрослые, уверены, что решительный, смелый и общительный ребёнок без труда наладит контакт со своими сверстниками и многого добьётся в жизни.

А если ребёнок застенчив, робок и нерешителен? Это поправимо! Но измениться он может только при поддержке взрослых. Ему надо помочь преодолеть эти психологические барьеры. Если этого не сделать, то после шести лет застенчивость приобретёт хронические формы.

Робкими дети не рождаются, а становятся. Причины бывают разные. Иногда родители упускают возможность слегка подкорректировать поведение своего чада. Бывает, что ребёнок воспитывается в излишней строгости. Это очень негативно влияет на мечтательных, меланхоличных детей. Часто из-за чрезмерной маминой мнительности ребёнок ограничен в контактах и общается в основном лишь с членами семьи. Из «тепличного» ребёнка вырастает слабая, неуверенная в себе личность, у которой мало шансов адаптироваться в обществе.

Стеснительные дети, как правило, доброжелательны и отзывчивы. Они чутко воспринимают отношение к себе окружающих и откликаются на доброту. Это отличные друзья и обязательные люди. Часто они находят приятелей среди животных, особенно бездомных. Родители такого ребёнка должны быть готовы принять в доме собаку, котёнка, птичку с повреждённым крылышком. Застенчивые дети воспринимают всё гораздо острее других, поэтому их слёзные реакции часто непонятны окружающим. Родителям надо как можно чаще акцентировать внимание на достоинствах малыша. Только тогда он постепенно обретёт уверенность в себе.

Ни в коем случае не следует сердиться на ребёнка за его стеснительность и робость, особенно при сверстниках. У него выработается комплекс неполноценности – ребёнок будет считать себя хуже других. Это негативно скажется на формировании характера, и, повзрослев, он будет постоянно возвращаться к детским обидам. Постоянные упрёки не сделают его смелее и решительнее, ребёнок просто замкнётся ещё больше.

Нельзя применять и силовые методы. Родители часто не хотят понять простой вещи: дети могут не всегда поступать так, как нужно взрослым. Иногда ребёнка заставляют что-то сделать и недоумевают, почему он упорно отказывается. Может быть, дело в том, что малыш плохо переносит некоторые привычные для взрослых ритуалы: прощание, знакомство, внимание со стороны? Взрослым стоит проще относиться к подобным ситуациям, чтобы избавить ребёнка от стрессовых ситуаций. Правильное отношение со временем научит ребёнка различать и применять правила поведения без всякого давления.

Застенчивого ребёнка часто считают очень воспитанным. На самом же деле он просто пугается посторонних людей и либо тихо сидит у мамы на ручках, либо требует повышенного внимания. Такому ребёнку очень некомфортно в присутствии чужих. Надо терпеливо, шаг за шагом учить его принимать гостей. Следует ненавязчиво знакомить ребёнка с новыми людьми, рассказывать им о нём и стараться вовлекать его в разговоры. При этом важен физический контакт: гладить по голове, прижимать к себе, держать за руку. Это раскрепостит ребёнка, и он со временем начнёт чувствовать себя комфортно в любом обществе.

Чтобы победить детскую робость и стеснительность, нужно постоянно создавать ситуации, в которых ребёнок чувствует свою значимость. Сначала это может быть самостоятельный поход в магазин, затем помощь другу, соседу и так далее. Постепенно всё получится, робким детям нужно много времени, чтобы запомнить и осознать свои возможности в успешных ситуациях.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48889/

< Предыдущая Следующая >
 

e-rubtsovsk.ru