Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребенка в возрасте 6 лет. Развитие ребенка в 6 лет


Развитие ребенка в 6 лет

Роль родителей в жизни малыша растет, а выбранные ими методы воспитания начинают приносить ощутимые плоды.

Общее развитие

Специалисты называют развитие ребенка в 6 лет переломным моментом формирования личности. Активно перестраиваются психика и физиология, меняется отношение к миру, появляются нравственные ориентиры. Эти преобразования достигают и структур его мозга. В связи с чем, ребенок в 6 лет имеет повышенную мозговую активность, равную по сложности уровню взрослого человека.

В этом же возрасте расцветает важное для полноценного развития ассоциативное мышление. Его ценность заключается в тесном взаимодействии с системами зрительного восприятия, которые становятся незаменимыми в школьные годы.

Семимильными шагами движется и физическое развитие ребенка в 6 лет. Справедливости ради, стоит отметить, что в сравнении с предыдущими поколениями шестилеток, сегодняшние дети растут и развиваются довольно гармонично. Это происходит за счет более медленного увеличения конечностей и интенсивного роста грудной клетки. Подобная синхронизация физиологических изменений улучшает их двигательную активность и физические показатели.

Воспитание ребенка 6 лет традиционно связывают с его подготовкой к школе. Родители решают этот вопрос по-разному, ориентируясь на индивидуальные способности и знания своего малыша, или собственные цели и амбиции. Кому-то хватает подготовительной работы в дошкольном учреждении, кто-то отправляет детей на дополнительные занятия или нанимает специалистов для домашнего обучения. В любом случае основное внимание должно уделяться эмоциональному состоянию.

Ребенку 6 лет, и внутри него ведется интенсивная «стройка» будущей личности, характера и ценностных ориентиров. Любое чрезмерное давление может сломать эти хрупкие несформированные системы и привести к необратимым последствиям. На данном этапе мам и пап мучает еще один немаловажный вопрос: готов ли ребенок в 6 лет к школе или следует подождать еще год? Как и в предыдущих ситуациях, выбор здесь остается за родителями. Если ребенок проявляет искренний интерес к учебному процессу, общителен, любит проводить время в компании сверстников, то нет смысла откладывать это важное событие. И, наоборот, в случае недостаточной активности, замкнутости, неприспособленности к пребыванию вне дома чрезмерно раннее знакомство со школой может вызвать сильный стресс и даже на какое-то время затормозить нормальное развитие ребенка в 6 лет.

В связи с усложнившейся жизненной организацией и новыми правилами особое значение приобретает эмоциональное воспитание ребенка 6 лет. Внешний рост сопровождается активным внутренним ростом. Гамма чувств, которые он способен испытывать, становится богаче и насыщенней. Появляются неопределенность, сомнения и страх. Здесь очень важна роль родителей, их функционал, то, как они сами понимают воспитание ребенка 6 лет и что вкладывают в этот процесс. На данном этапе велик соблазн отстраниться от малыша, предоставив безграничную свободу действий и упустив из внимания его эмоциональное состояние. Следует помнить: каким бы самостоятельным ни казался ребенок, он продолжает нуждаться в родительской заботе, ласке и понимании. Только сейчас эти взаимоотношения переходят на новый качественный уровень, где вчерашний несмышленыш выступает в роли сознательного человечка, отчаянно ищущего ответы на главные вопросы его жизни.

Речь ребенка в 6 лет

Ребенок в 6 лет общается на уровне взрослого человека. Его словарный запас целиком и полностью определяется той средой, в которой он рос. Если домочадцы малыша использовали большой набор разноплановых слов, строя из них грамотные фразы и предложения, то и лексика будет отличаться правильностью и богатым содержанием. Любителям ненормативной лексики, на чьих плечах лежит воспитание ребенка 6 лет, есть над чем задуматься.

В этом возрасте становится особенно важным произношение малыша. Многие взрослые наивно полагают, что школа исправит все недочеты и ошибки в лексике их первоклассника. Но зачастую взаимосвязь здесь складывается обратная. Не выговаривающий буквы ребенок в 6 лет рискует отстать от одноклассников. Ведь письменная грамотность и беглость чтения в первую очередь зависят от правильного произношения. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться о грамотной и четкой речи своего ребенка, обратившись за помощью к специалисту.

Следующий важный вопрос, затрагивающий воспитание ребенка 6 лет, — нужно ли перед школой обучать его чтению. Сегодняшняя система образования настаивает, что да, отправляясь в первый класс, малыш должен уметь читать. Но окончательное решение опять принимать родителям. Если ребенок пока не готов, то стоит либо положиться на учебный процесс, организованный в школе, либо на год отложить его знакомство с ней. Заставлять, угрожать и давить не следует. Это лишь зародит в нем стойкое отвращение к чтению и школе в целом.

Уход за малышом

Правильное воспитание ребенка в 6 лет делает его самостоятельным человечком. Он с легкостью одевается и раздевается, проводит гигиенические процедуры, убирает свои вещи и даже оказывает посильную помощь по хозяйству. Забота о малыше сводится к направляющей и обучающей функциям. И чем раньше это произойдет, тем быстрее ребенок овладеет необходимыми знаниями и навыками.

Питание ребенка

Часто в этом возрасте у детей просыпается небывалый до сих пор аппетит. Особенно это касается мальчиков, так как организм девочек начинает интенсивный рост немного позже. Это нормальный физиологический процесс, который следует слегка ограничивать лишь в крайних случаях. Ребенок в 6 лет нуждается в продуктах, богатых кальцием, белком и клетчаткой, необходимых для растущего детского организма. Поэтому его рацион должен включать молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, много овощей и фруктов.

Сон в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет подразумевает отказ от дневного сна. Но если малыш все еще в нем нуждается, то пока нет смысла менять его распорядок дня. Со временем организм сам перестроится на новый режим, состоящий только из ночного отдыха.

Безопасность

Ребенку 6 лет — самое время включить в процесс воспитания разъяснительные беседы о правилах безопасного поведения в сложных обстоятельствах. Не стоит бояться, что малыш чего-то не поймет или не запомнит. Он готов к усвоению новой информации, как никогда. Вопросы, требующие первостепенного внимания:

  • почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми;
  • как следует себя вести, потерявшись или находясь вблизи опасных объектов;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чему можно научить шестилетнего ребенка?

Развитие ребенка в 6 лет связано с его повышенным интересом к творческой деятельности. Вариантов подобных увлечений огромное множество. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений малыша. Задача родителей – в процессе воспитания разглядеть его индивидуальные способности и интересы, а затем приложить максимальные усилия для их развития. На помощь придут художественные и музыкальные кружки, спортивные секции, хореографические занятия. Если нет возможности прибегнуть к помощи профессионала, то можно организовать кружок по интересам на дому. Например, ребенок в 6 лет постоянно что-то мастерит — развить этот зарождающийся талант поможет изготовление поделок и сувениров в компании с мамой или папой.

Развивающие игры

Как и в предыдущие годы, особое значение в жизни ребенка занимает его игровая деятельность. Если взрослые внимательно присмотрятся к ней и вникнут в детали, то смогут найти много удачных моментов для воспитания нужных качеств. Основной вид развлечений, занимающий сейчас малыша, — сюжетно-ролевые игры. С их помощью он может инсценировать любую жизненную ситуацию: отправиться в путешествие на край света, побыть отважным капитаном корабля или в один миг перенестись на необитаемый остров. Эту волшебную силу игры можно использовать, чтобы подготовить чадо к предстоящим событиям, вызывающим у него страх и беспокойство.

Идем в школу. Для сценки потребуется заменяющий школьную доску лист бумаги, портфель, карандаши, фломастеры, тетради. Взрослый предлагает малышу представить себя учеником, попавшим на свой первый урок, и в шуточной форме его разыграть. Затем участники меняются ролями. В процессе такого развлечения ребенок знакомится с правилами поведения в школе и самой схемой проведения занятий, что уменьшает его тревогу и способствует воспитанию дисциплины и ответственности.

Идем к врачу. Для этой игры можно использовать готовый набор юного доктора или соорудить из подручного материала спецодежду, градусник и стетоскоп. Роль доктора можно сразу поручить ребенку, а в качестве пациентов выступят мама или папа. Такая инсценировка поможет малышу привыкнуть к непростому для него мероприятию – посещению поликлиники. В следующий раз он стойко и спокойно перенесет очередной визит к врачу.

Давайте познакомимся! Говоря о школе, мы всегда подразумеваем сам учебный процесс. Но для малыша – это, прежде всего, адаптация в новом коллективе. Поэтому на данном этапе важной целью воспитания становится формирование у ребенка коммуникативных качеств. В этом поможет разыгрывание мини сценок о выстраивании контакта с незнакомым человеком, в роли которого может выступить кто-то из домочадцев или обычная игрушка.

imalishka.ru

Развитие детей 6-7 лет: готовимся к школе, полезные игры, основные показатели

К 6–7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

В шесть с половиной лет ребенок, как правило, активно готовится к школе. 

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Свою страну, город и домашний адрес.
  • Фамилию, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года, месяцы, дни недели.
  • Домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Считать от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

Составить для себя общую картину, вы сможете приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  • Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты и т. п.
  • Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания сдругими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Показатели ребенка от 6 до 7 лет

Рост

123.60-123.88 см

Окружность головы

51-52 см

Обхват грудной клетки

57-58 см

Вас также может заинтересовать

www.babyblog.ru

Развитие ребенка 6 лет — что умеет, рост и вес, сколько ест и спит?

Шесть лет – это особенный возраст. Кто-то собирается в школу, а кто-то уже идет в нее. Но, так или иначе, совсем скоро ребенок будет носить почетное звание – школьник. Теперь вся жизнь малыша вращается вокруг данного вопроса, оказывая на него психологическое давление. Крайне важно, не стоит в этот период бросать ваше чадо на один с его страхом (первоначально понятие «школа» вызывает в ребенке страх), а постараться ему объяснить, что он уже взрослый человечек, которые все знает, умеет читать и считать, поэтому ему будет легко учиться. Кроме того, там интересно, увлекательно и он заведет множество новых друзей. Физиология ребенка шести лет.

Шесть лет в физиологическом развитии связано с важнейшим моментов в жизни малыша – началом полового созревания. У мальчиков начинается активный рост и наблюдается несущественное увеличение яичек. У девочек половое созревание наблюдается немного позже – в 9-11 лет, поэтому в шесть лет они меняются не настолько быстро, как мальчишки. У ребят в это время наблюдается повышенный аппетит и активный рост. Те малыши, которые ранее плохо ели, теперь начнут просить добавки и кушать перед сном. А тех, кто ранее и так славился превосходным аппетитом, придется порой даже сдерживать.

В этом возрасте крайне важна физическая активность ребенка. Детский организм полон положительной энергией и ей как никогда нужен выход. Как можно больше времени проводите на улице – в движении и в активных играх. Такие прогулки крайне полезны, особенно в таком возрасте.

Психология шестилетнего ребенка.

Главный вопрос, который тревожит родителей шести лет – отдавали ли малыша в школу или год еще подождать? Универсального ответа здесь нет, и никогда не будет. Коммуникабельным малышам в этом возрасте будет очень интересно, нежели дома. Многие дети, уже сознательно хотят учиться в школе, в таком случае не стоит долго тянуть с решением.

Бывают случаи, когда ребенок уже научился писать, считать и читать, но психологически он еще не готов к школе.

Шесть и семь лет ребенку в психологическом плане – это огромная разница. Одно дело привить малышу определенный навык и другое – это объяснить ему, что от него требуется, учась в школе. У большинства детей в шесть лет элементарно не хватает усидчивости, поэтому они не могут в течение сорока минут концентрировать внимание на том или ином предмете. В итоге ребенок не учится сам и не дает другим.

Если вопрос учебы в школе не настолько принципиален, вы можете продлить малышу детство. Ведь школа – это важнейший этап в жизни крохи, а также колоссальная нагрузка – как психологическая, так и физическая. Многие детки с большим трудом просыпаются утром, особенно те, которые не посещали детский сад. Чужая женщина вместо мамы, новый коллектив, необходимость ежедневно делать уроки – это огромный стресс, который легче перенести в семь лет, нежели в шесть. Когда малышу исполнится шесть лет, необходимо посетить психолога. Пообщавшись с ребенком, он определит его готовность к обучению в школе.

Навыки и умения малыша в шесть лет.

Многие детки в шесть лет идут учиться в школу, они достаточно взрослые, поэтому говорить об особенных навыках в данном случае нелепо. Кроха умеет все, чему вы его учили. Читать, считать, писать, говорить на английском языке – все зависит от родительского участия в жизни ребенка. Кстати, иностранные языки в этом возрасте учиться достаточно легко: у них превосходно развиты подражательные особенности, а также очень цепкая память – в наличии есть все качества, которые крайне важны для освоения иностранного языка.

Советы родителям шестилетки.

Не спешите записывать ребенка в школу или же просто присмотритесь к нему – на самом ли деле он психологически готов к таким серьезным изменениям в своей жизни? В каждом случае развитие ребенка протекает индивидуально. Кто-то в этом возрасте готов к самостоятельной жизни. Так как учение в школе – это не только уроки, но и несколько часов, проведенных вдали от родителей, а значит – возможность принимать самостоятельные решения, знакомство с новыми людьми, построение взаимоотношений с одноклассниками и многое другое. Другие же детки в возрасте шести лет достаточно инфантильны, поэтому им рано думать о школе. В таком случае необходимо записать малыша на группы раннего развития.

deti-mam.ru

физическое, психологическое, умственное. Межличностное общение, навыки, интересы детей в возрасте 6 лет.

Последний дошкольный год очень важен для развития ребенка. Если ребенок не ходил в детский сад, подумайте о том, чтобы познакомить его с постоянным детским коллективом. Навык общения со сверстниками очень поможет ребенку адаптироваться в школе. Шестилетний ребенок очень любознателен и стремится к самостоятельности, хотя, конечно, во многих ситуациях он еще не способен принимать взвешенные и разумные решения. Ребенок в этом возрасте очень нуждается в родительском одобрении, понимании, похвале и помощи, в первую очередь, моральной. Не требуйте от ребенка слишком многого, пусть он как можно дольше побудет в безмятежном детстве, где вся жизнь подчинена играм и почти нет слова «надо». Не давите на ребенка, даже если будущая школа предъявляет высокие требования к знаниям и навыкам своих воспитанников. Дети, на которых возлагают слишком большие надежды, становятся нервными и напряженными, у них могут развиваться болезни, в частности, мигрени, боли в животе, тошнота и повышенная возбудимость.

Предвидеть и предотвратить

Предлагаем вам приблизительный список тем, на которые стоит подумать. Возможно, некоторые из них стоит обсудить с педиатром.

  • Какой у ребенка темперамент? Как характер и активность ребенка будут помогать/мешать ему в школе?
  • Насколько легко ребенок сходится с детьми и взрослыми.
  • Готов ли ребенок к школе по уровню подготовки, как физической, так и интеллектуальной? Если есть сомнения, впереди у вас целый год, за который можно помочь ребенку подтянуться.
  • Нет ли у ребенка проблем с лишним весом?
  • Нет ли у ребенка проблем с мочевым пузырем?
  • Насколько агрессивен ребенок, как он умеет решать конфликты и вести себя в стрессовых ситуациях?
  • Для ребенка шести лет нормальна склонность к мелкому воровству (мелочи из кошелька и карманов родителей, понравившихся не очень ценных вещей, принадлежащих сверстникам). Поговорите с психологом, если вас очень беспокоит такое поведение ребенка.

Вопросы воспитания

  • Для шестилетнего ребенка очень важен авторитет взрослого, будь то родители, другие родственники, воспитатель в детском саду или родители друзей. Дети этого возраста склонны стремиться к созданию близких отношений со взрослыми вне семьи, например, с воспитателем или мамой друга. Если значимый взрослый проходит трудные времена, ребенок может очень расстраиваться и переживать.
  • Домашние правила должны быть четко установлены и соблюдаться неукоснительно: время отхода ко сну и подъем, просмотр телепередач, помощь по дому, поведение за столом, поддержание чистоты в своей комнате.
  • Шестилетний ребенок может стремиться проводить как можно больше времени у телевизора. Не допускайте этого! Телевидение – источник информации и позитивных эмоций, если время его просмотра строго регламентировано. Смотрите телепередачи вместе с ребенком и разъясняйте ему разницу между реальностью и вымыслом.
  • Обязательно включите в свой распорядок дня период активных игр вместе с ребенком. Поощряйте желание ребенка проводить время на природе.
  • Помните, что шесть лет – еще не тот возраст, когда уже можно оставлять ребенка дома одного.
  • Хвалите ребенка за каждое правильно совершенное действие. Гордитесь его успехами и идеями. Одобряйте инициативу. Проявляйте как можно больше любви. Дарите ребенку подарки, обнимайте его, предлагайте свою помощь, но ненавязчиво. Ребенок должен знать, что в случае любых трудностей вы всегда придете ему на помощь, но не станете пытаться сделать что-то за него. Если у вас двое и больше детей, отмечайте сильные места каждого из них и воздержитесь от любого сравнения детей между собой.
  • Устраивайте состязательные игры, в которых акцент будет сделан на тех усилиях, которые прикладывались каждым участником. Результат – победа или проигрыш – вторичен.
  • Поддерживайте интерес ребенка к чтению. Продолжайте читать ребенку перед сном, если он не против. Пусть он читает вам вслух то, что ему нравится. Пусть ребенок видит вас с книгой. Запишите ребенка в библиотеку, если вы еще этого не сделали.

Развитие

Ребенок в шесть лет:

  • Может бить по мячу от четырех до шести раз подряд, умеет бросать его в любом направлении и ловить.
  • Катается на коньках и/или роликах.
  • Умеет ездить на двухколесном велосипеде.
  • Умеет завязывать шнурки.
  • Умеет считать до ста, писать и печатать свое имя, создать подпись к рисунку или написать простое электронное письмо.
  • Не ошибается в различении правой и левой сторон.
  • Рисует человека минимум с шестью частями тела.
  • Интересуется одним из видов спорта.

Гигиена полости рта

  • Убедитесь в том, что ребенок чистит зубы дважды в день с пастой и хорошо полощет рот после чистки. Периодически устраивайте ненавязчивые проверки качества чистки.
  • Учите ребенка пользоваться перед сном зубной нитью.
  • Если ребенок сосет пальцы или грызет ногти, почитайте, как мягко отучить его от этих привычек.
  • Каждые полгода водите ребенка на профилактический прием к стоматологу.
  • Могут начать резаться моляры.

Питание

  • У шестилетнего ребенка могут быть явно выраженные пищевые предпочтения. Он может с трудом пробовать новые продукты и блюда, настороженно вести себя за столом в гостях. Но со временем это пройдет, поскольку ребенок все чаще будет оказываться в ситуации, когда он вынужден утолять голод вне дома.
  • Старайтесь не использовать вкусную еду как поощрение за хорошее поведение. Лучше похвалите словами и выразите свое одобрение и восхищение вербально.
  • Проконтролируйте, чтобы ребенок полноценно завтракал, обедал и ужинал, и между приемами пищи у него было два питательных перекуса.
  • Пусть все приемы пищи в стенах дома будут проходить позитивно. Поддерживайте приятную беседу за столом, не устраивайте «разбор полетов», пока еда не закончена.
  • Перекусы должны быть легкими, но питательными, содержащими сложные углеводы. В них не должно быть большого количества жира.
  • Вы – пример правильного питания для ребенка. Пищевое поведение ребенка формируется дома.
  • Старайтесь делать ваше еженедельное меню как можно более разнообразным. Избегайте бесполезной в питательном отношении, но калорийной пищи типа выпечки, конфет, чипсов, пакетированных соков и газированных напитков.
  • Учите ребенка (в первую очередь своим примером) делать выбор в пользу полезной и здоровой пищи. В частности, ребенок должен привыкнуть съедать не менее пяти порций свежих овощей и фруктов каждый день.
  • Поведение за столом – немаловажный аспект воспитания ребенка. Помните, что это не очень быстрый процесс, и вам потребуется несколько лет, чтобы научить ребенка соблюдению правил столового этикета.

Сон

Ваш шестилетний ребенок должен спать не менее восьми-девяти часов в сутки.

Здоровый образ жизни

  • Служите примером ребенку в ведении здорового образа жизни.
  • Поощряйте физическую активность.
  • Ограничьте просмотр телепередач и мультфильмов до одного часа в день. Смотрите то, что нравится ребенку, вместе и обсуждайте просмотренное.
  • Подкрепляйте одобрением и личным примером соблюдение ребенком личной гигиены.
  • Не поддерживайте и не поощряйте интерес к табачной продукции. Обсуждайте курящих персонажей фильмов в аспекте вреда собственному организму и причинения ущерба окружающим. Никто, кроме родителей, не влияет на отношение ребенка к курению. Если вы курите, будьте готовы к тому, что ваш будущий подросток будет с недоумением слушать ваши нотации о вреде курения. Бросайте курить сейчас.

Безопасность

  • Установите жесткие правила безопасности поведения дома и на улице. Подавайте только положительный пример. Как бы вы ни опаздывали, всегда дожидайтесь зеленого сигнала светофора, переходите дорогу только по пешеходному переходу, не бегайте по эскалатору и т.п.
  • Всегда пристегивайте ребенка в машине, даже если вам нужно проехать всего пятьсот метров.
  • Учите ребенка плавать.
  • Объясните ребенку, почему важно пользоваться солнцезащитными средствами каждый раз во время пребывания на солнце.
  • Позаботьтесь о том, чтобы квартира, в которой живет ребенок, была свободной от табачного дыма. Защищайте интересы ребенка, если в его присутствии кто-то курит в замкнутом пространстве.
  • Не оставляйте ребенка одного дома.
  • Не оставляйте ребенка играть во дворе без присмотра.
  • Продолжайте учить ребенка общаться с незнакомцами на улицах. Проговаривайте сценарий действий, если ребенок потерялся.

Сексуальность

  • Отвечайте на все вопросы ребенка честно и откровенно, называя части тела и явления своими именами.
  • Позаботьтесь о том, чтобы дома имелась литература о взаимодействии полов, которая просто и доступно объясняла бы ребенку, откуда берутся дети и что происходит межу любящими друг друга взрослыми.

www.medkrug.ru

подготовка к школе, развитие памяти, правильная речь.

Именно в этом возрасте маленького человечка начинают активно готовить к следующему ответственнейшему шагу в его жизни. Через год крохе предстоит примерить на себя новую роль – школьник, что требует от него очень многого. Готовиться к этому шагу необходимо очень тщательно, не пропустив никакие физические, психические и умственные аспекты.

Особенности возраста и их преодоление

  • Развитие памяти. Кроха все больше развивается, что особенно сказывается на его знаниях. Он будто стремиться увидеть все. При чем не просто увидеть, но и запомнить надолго. В этот период времени стоит быть особенно внимательным со словами, которые употребляются при ребенке. Побольше читайте с крохой. Но не стоит на этом останавливаться.

Полезно знать: после того, как Вы карапуза познакомите с новой сказкой или рассказом, обязательно поговорите с ним об услышанном: пусть выскажет свое мнение о рассказе, озвучит свое мнение относительно героев или перескажет тот эпизод, который ему понравился больше всего.

Так малыш будет развивать свою слуховую память, учиться усиливать уровень восприятия материала, думать и характеризовать. Кроме этого, он с ранних лет начнет понимать важность наличия собственного мнения.

  • Сказка в жизни. В это время услышанные истории крохи интерпретируют в жизнь. Они не могут отделить сказку от жизни, часто их путая. Именно поэтому они могут наделять животным или предметы различными качествами, которыми владеют только люди. Многие детки начинают разговаривать с предметами или зверушками. Стоит им аккуратно намекать на то, что есть правда, а что – нет. Если малыш разговаривает с деревом – нужно объяснить, что оно тоже живое, поэтому обижать его нельзя (ломать ветки или рвать листочки), но слов оно не понимает. Оно понимает только обращение к себе – порекомендуйте карапузу полить деревцо и ждать результат своего «общения» – плодов.

  • Помощник на все руки. Ребенок уже чувствует себя невероятно взрослым и во всем хочет походить на родителей. Именно поэтому, если родители на даче собирают смородину, выделите для крохи ветку, которую должен обобрать именно он. При этом у него должна быть своя баночка для этого, которой он потом сможет похвастаться. Обязательно похвалите малыша, но обычного «Молодец!» уже недостаточно. Теперь помощнику стоит объяснять, почему он молодец. Скажите «Ты собрал много ягод, поэтому мама сможет сварить вкусное варенье, которое будет кушать вся семья». Так он поймет, что он влияет на жизнь семьи, что воспитывает в ребенке не только трудолюбие и желание помогать, но и ответственность.
  • Готов бороться за свою правду. Значительно начинает проявляться конкурентность малышей. В это время проявляется их стремление к правоте и победе. Для достижения своей цели они могут применять всевозможные инструменты: плачь, ложь, истерика и т.д. Этот период ни в коем случае нельзя пропустить.
Основная задача родителей в это время – научить кроху с достоинством выходить из нелестной для него ситуации и признавать свои ошибки, если они были допущены.

Это не означает, что ребенок должен сразу сдаваться во всех своих начинаниях – это означает, что достигать результат нужно только честно, а если понял в процессе спора, что ошибся, признай это. Пресекайте ложь во всех даже самых безобидных ее проявлениях. Если словили ребенка на лжи не начинайте с криков и сетований – поговорите с ним: узнайте почему он соврал, объясните что этого делать нельзя и как нужно было поступить в такой ситуации, расскажите чем чревата ложь, ведь для ребенка в этом возрасте уже важен вопрос не «Что?», а «Почему?»

  • Маленькие неряшки. Теперь у малышей столько увлечений и интересов, что о правилах личной гигиены они либо напрочь забывают, либо выполняют их очень некачественно. Сейчас они нуждаются в контроле. Проверяйте, чтобы малыш мыл руки перед едой и после туалета, умывался утром и два раза в день чистил зубы. Именно отсутствие контроля может привести к развитию инфекционных болезней разной сложности.

Лучше всего придумать какую-либо игру для малыша, которая будет его провоцировать подолгу вычищать зубки. Можно ввести традицию утреннего повторяйки. Чистите зубы и умывайтесь вместе, а кроха по предписаниям традиции должен повторять за Вами все движения.

  • Талант не спрячешь. Карапузы с невероятным удовольствием пытаются показать свою индивидуальность, умения и талант. Они принимают участие в различных детских мероприятиях. Вам стоит это начинание в крохе поддержать, но следите, чтобы он выходил на сцену в полной готовности, что исключит ощущение дискомфорта у малыша и страха. Именно такие выступления создают с детства уверенность в себе. Возможно, Вы воспитываете будущую звезду, а возможно – просто уверенную в себе и гармонично развитую личность.

  • Игнорирование. В 6 лет достигает апогея первый период противоречия. С ребенком в этот период достаточно часто сложно «договориться», ведь малыш либо воспринимает в штыки все сказанное родителями, либо напрочь игнорирует. Для того чтобы достичь выполнения ребенком поставленных перед ним задач, введите алгоритм правильных поручений:
  1. позовите ребенка и поставьте его перед собой;
  2. смотрите ему в глаза при разговоре;
  3. исключите любые предметы, которые в это время могут привлекать внимание ребенка;
  4. озвучьте задание для ребенка.
  • Психологическое напряжение. У маленького человечка шести лет может возникнуть какая-либо сложность, которая будет казаться ему крахом всей жизни. При этом истерика и слезы могут возникать практически на ровном месте. Это связано с перестройкой в организме, с изменениями в физическом и психологическом состоянии. Малыш начинает много думать и размышлять, но пока не может адекватно определить уровень проблематичности вопроса, тем самым гиперболизируя его.

Полезно знать: информационная перегруженность крохи может стать причиной значительного психологического напряжения, которое проявляется в раздражительности, склонности к истерике, постукиванию ногой или рукой по полу или столу.

Не стоит ребенка перегружать. Да, он должен познавать мир, но «перегибать» не стоит. Отпускайте кроху побегать и порезвиться. Именно физические нагрузки являются наилучшим способом избежания психологического перегруза.

  • Готов\не готов к школе. Поход в школу – важнейший шаг для ребенка. Главное – сделать его вовремя, правильно к этому подготовившись. Нельзя торопиться – хорошо присмотритесь к малышу. Он должен быть готов к тому стрессу, который ему уготовлен: должен быть коммуникабелен; понимать, что от него требуют и ожидают; осознавать ответственность и необходимость в периодичности выполнения некоторых работ; спокойно себя чувствовать при отсутствии мамы в пределах поля зрения и прочее. Умение читать и писать, конечно, помогут ему в школе, но не в преодолении страхов. С ними может помочь ему только правильный настрой, который он получит от родителей.

    Важно: никогда не угрожайте, мол: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат правильно себя вести». Нет! Вам нужно настроить ребенка на то, что его в школе ожидает множество нового и интересного, там у него будет много друзей.

Школа для него должна стать только источником желаемого, а не способом устрашения.

Да, этот возраст достаточно сложный, но и невероятно интересный для малыша и его родителей. Не нужно малыша ругать за каждую мелочь или захваливать. В этом возрасте кроха должен начать осознавать свое место в группе людей, где ему нужно научиться налаживать коммуникацию. Помогите своему крохе и Вы увидите, как быстро он побежит по лестнице развития!

Видео развитие ребенка в 6 лет

 

 

 

Просмотров: 1589

best-nyanya.ru

Развитие ребёнка в 6 лет

Многие родители шестилеток стоят перед выбором: отправлять своё чадо в школу или ещё годик подождать. Но каждый ребёнок индивидуален, и многое зависит от уровня его развития.

Физиологические особенности

Рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 108 — 115 см, вес 21 — 25 кг. Примерная окружность головы 51 см, а грудной клетки 57 см.

Продолжает формироваться осанка, изгибы позвоночника пока не устойчивы. Активно развиваются мышцы, особенно мелкая моторика. Области мозга сформированы, однако нервные процессы протекают не как у взрослого: преобладает возбуждение, нет уравновешенности. Поэтому дети в этом возрасте так непосредственны, активны, не могут долго сконцентрироваться.

Начинают выпадать молочные зубы и появляться постоянные («взрослые»). Нужно внимательно наблюдать за прикусом (он может деформироваться).

К 6 годам зрение становится отличным, ребёнок может читать некрупные буквы.

Слух хороший, но может ухудшится из-за постоянных шумов вокруг ребёнка (крики, плач других детей, строительный шум, трасса, гул поездов).

Для здоровья ребёнка важно соблюдение им режима дня, питания, не менее 10 часов сна (в том числе и днём).

Физическая активность

Двигательная активность у дошкольника хорошо развита. Кости и мышцы растут, развиваются, укрепляются. Этому способствуют

  • бег,
  • прыжки,
  • лазанье,
  • метание предметов,
  • бросание мяча,
  • катание на роликах, самокатах, велосипедах, коньках, лыжах,
  • занятие танцами, гимнастикой, плаванием.

Подвижные игры на свежем воздухе не только укрепляют иммунитет, но и развивают координацию, выносливость, ловкость.

Умственное развитие

Ребёнок в 6 лет вполне способен контролировать своё поведение, понимать, что требует взрослый.

У дошкольника увеличивается объём памяти, поэтому он может запоминать намного больше произвольной информации. Мышление у ребёнка наглядно-действенное и наглядно-образное, поэтому знаниями ему проще овладеть или в игре, или на практике.

Умственное и физическое развитие у дошкольника происходит пока одновременно, однако переусердствовать не стоит. Повышенная нагрузка может привести к неврозам.

Развивать интеллект, внимание и сосредоточенность поможет игра на музыкальных инструментах. Кроме того, развитие музыкального слуха поможет в овладении иностранными языками.

В 6 лет ребёнок должен знать и уметь

  • Считать до 10 и назад.
  • Решать простые задачи и примеры.
  • Домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Времена года, месяцы и дни недели.
  • Некоторые деревья, кустарники и травы.
  • Овощи и фрукты.
  • Геометрические фигуры.
  • Делать простые аппликации: резать ножницами, складывать бумагу, приклеивать.
  • Рисовать по теме (животных, лес, комнату), перерисовывать слова печатными буквами.
  • Выполнять гигиенические процедуры: чистить зубы, умываться, одеваться.
  • Убирать лишние предметы (например, стол, конь, стул, шкафчик — что лишнее?).
  • Называть обобщённое название предметов (например, туфли, ботинки, сапоги, сандалии — обувь).
  • Кто где живёт (волки — в лесу, рыбы — в реке).
  • Адрес, телефон, имена родственников.
  • В чём польза для человека от лошади, собаки, коровы.
  • Право — лево, верх — низ.

Это, конечно, не весь перечень того, что должен знать и уметь дошкольник, это минимум.

Речь

Словарный состав дошкольника составляет 2000 — 6000 слов. Сюда входит и активный, и пассивный запас слов. Эту разницу нужно постепенно уменьшать. Чем больше слов употребляет ребёнок, тем точнее он может выражать свои мысли и чувства.

Ребёнок вполне может пересказать сказку, рассказ, выучить стихи. Нужно следить за правильным произношением слов и звуков. При отклонениях стоит обратиться к логопеду.

Помочь обогатить речь ребёнка поможет чтение книг, беседы, составление рассказа по картинкам, объяснения различных явлений и ситуаций.

Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой. Лучше воспитывать правильное отношение к учёбе, усидчивость, умение слушать и слышать учителя. Развивать коммуникабельность, смелость, находчивость, любознательность, уступчивость.

Надо донести до ребёнка, что в школе нечего бояться, ему будет не тяжело, а интересно и увлекательно.

womenmag.ru

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Что должен уметь ребенок к 6 годам

Для ребенка 6 лет – особый возраст, когда детство становится уже не таким беззаботным, как раньше, ведь в его жизни грядет ряд перемен, самая главная из которых – знакомство со школой. Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет, каково его физическое развитие и на что следует обратить особое внимание родителям – обо всем по порядку.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Основной особенностью шестилеток является их физическая активность: бег, прыжки, подвижные игры – все это очень им свойственно и нормально. Движения ребенка в 6 лет уже отличаются четкостью и меткостью, он может сосредоточиться и выполнить, например, точный бросок мяча в сетку.

В 6 лет у ребенка начинают развиваться мышцы на руках и ногах. Нужно дозировать занятия физкультурой, чтобы ребенок не перегружался.

Важным показателем того, что ребенок повзрослел и физически развит для школы является выпадение молочных зубов и прорезывание им на смену коренных.

Продолжайте следить за здоровьем своего ребенка. Правильное питание, режим, полноценный отдых, занятия спортом – залог здоровья. Обратите особое внимание на зрение и осанку ребенка 6-ти лет – помещение, где он занимается должно быть светлым и проветренным, а мебель подобрана в соответствии с его ростом – ноги должны доставать до пола, а спина не должна выгибаться дугой. Также обязательно перед школой пройдите медосмотр, чтобы опытные врачи сказали, готов ли ребенок к школьным нагрузкам.

Ребенок становится более выносливым. Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести), или поехать на дачу и от станции до дачного поселка пройти два-три (а то и больше) километра.

Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.

Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность.

Интеллектуальное развитие и речь ребенка в 6 лет

Ребенка в 6 лет можно назвать наблюдателем: он может заметить даже самую незначительную деталь, которую взрослый запросто проигнорирует. Но в то же время, далеко не все из увиденного ребенок может понять в силу возраста.

Продолжает шестилетка и подражание взрослым, поэтому следите за собой и своими словами – он все схватывает на лету. Не давайте ребенку 6-ти лет противоречивой информации, не заставляйте делать сразу два дела одновременно, не чередуйте задания слишком быстро – он еще не в состоянии быстро переключаться с одного на другое, а если запрещаете ему что-то, то другой взрослый не должен ему это разрешать.

Так как ребенок в 6 лет хорошо запоминает разную информацию, желательно изучать иностранные языки, а также разнообразные стихи и песни – это послужит дополнительной тренировкой памяти, но не переусердствуйте: обучение лучше проводить в игровой форме, а занятия не должны быть длинными. Но в тоже время обратите внимание на то, что в 6 лет ребенок должен уметь держать внимание на протяжении 20 минут.

В 6 лет ребенок должен уметь называть числа в прямом и обратном порядке, решать несложные задачи на сложение и вычитание, использовать знаки «больше/меньше» при сравнении чисел, ориентироваться на листе бумаги, определять не только время года и суток, но и по часам. Также ребенок в 6 лет должен обладать элементарными знаниями об окружающей среде: живой и неживой природе, должен уметь обобщать и классифицировать, выделять из потока информации главное.

Часто родители с удивлением и гордостью отмечают, какой их шестилетка становится смышленый: он начинает здраво рассуждать, анализировать окружающий мир и выражать свое к нему отношение. Но в то же время ребенок и в 6 лет продолжает задавать массу вопросов «почему?». На вопросы, как и прежде, следует терпеливо и доходчиво отвечать – пусть интерес к окружающему миру у ребенка не иссякнет.

Важным моментом при подготовке ребенка 6-ти лет к школе является развитие его речи. В этом возрасте ребенок должен уметь называть обобщающими словами предметы, правильно ставить существительное в форму единственного и множественного числа, использовать синонимы и антонимы, предлоги, поддерживать разговор, составлять рассказ из картинок, знать наизусть несколько стихотворений. Ребенок должен правильно произносить все звуки, использовать интонацию в речи, составлять предложения из 5-6 слов, согласовывая их по родам и падежам. Если на этапе подготовки к школе вы заметили, что у ребенка есть проблемы с речью – обратитесь за помощью к логопеду.

Социальное развитие ребенка в 6 лет

В 6 лет ребенок совершает шаг вверх по социальной лестнице развития – становится школьником. Это очень важный процесс, ребенок остро чувствует разницу между собой теперешним и пятилетним: дети в детском саду кажутся ему малышами, а сам он ощущает себя взрослым. Но в то же время это еще и сложный психологический переход: ребенку предстоит адаптация в новом коллективе, знакомство с новыми правилами жизни. Ему предстоит научиться жить по расписанию, готовить уроки, быть более организованным и ответственным.

Ребенок в 6 лет, обычно, очень общителен и непосредственен. Поэтому обязательно расскажите ему об опасностях, которые могут поджидать его в новой «взрослой» жизни, например, как вести себя с незнакомым человеком, как соблюдать правила дорожного движения, как обезопасить себя в быту.

Рост словарного запаса

Большая подвижка произошла в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до 5 тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.

При обучении и школе ребенку необходимо владеть правильной, хорошо развитой речью. Это включает в себя, прежде всего, правильное произношение звуков.

Умение слушать и разговаривать

Умение слушать и разговари-вать - абсолютно необходимое для школьника качество.Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге н магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.

Хорошо иметь полезные привычки

Хорошо, если еще до школы у ребенка удастся выработать привычку опрятности, умение следить за собой. Для этого, приходя из детского садика, с прогулки, переодеваться в домашнюю одежду, самостоятельно, аккуратно складывая свои вещи.

Дайте ребенку постоянное домашнее поручение, требующее повседневного внимания: полив цветов, уборка игрушек, кормление животных, накрывать на стол и т. д. Важно, чтобы это поручение было именно для ребенка, чтобы родители не спешили выполнить за него то, что он забыл или не захотел сделать.

Если ребенок приучен к такой работе, то он обычно без особых трудностей сможет оставить интересную игру и перейти без особых напоминаний к урокам, не забудет, придя домой, данное учителем задание, будет более внимателен на уроке.

Мальчики и девочки

Если в 3-4 года половые различия у детей в общем строении тела еще практически незаметны, то в 6-7 лет они уже хорошо видны. Отличия эти и и своеобразном разлитии мускулатуры и костной системы, и в распределении подкожной жировой клетчатки, и в характере движений (для мальчиков более характерны резкость, стремительность, для девочек - мягкость и плавность). Мальчики уже больше "кочевники и охотники", а девочки - "хранительницы очага", для которых характерен "стационарный" образ жизни; вы поступите правильно, если будете впредь развивать и подчеркивать эти отличительные качества. И, конечно же, - использовать. Мальчик всегда охотнее принесет или отнесет то, что вы попросите. Девочка с удовольствием поможет на кухне.

gigabaza.ru