Игрушки для малышей от 6 месяцев. Игрушки для ребенка 6 месяцев
Игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Каждый возрастной период нужен для формирования определенных навыков. Особенно интенсивно малыш развивается в первые полгода жизни. Поэтому, желательно, чтобы игрушки были не только красивыми, но и помогали развивать навыки, актуальные для каждого возраста. Какие игрушки подходят детям до полугода?
Новорожденный
Первые недели жизни малышу еще не нужны игрушки, ему и так достаточно новых впечатлений. К возрасту четырех недель ребенок становится любопытнее и намного внимательнее. Все его чувства — зрение, слух, осязание, вкус — развиваются и требуют «пищи».
Первый месяц
- Любые яркие, контрастные фигурки.
- Черно-белые картинки с узорами наподобие шахматной доски, спирали, мишени. Волнистые полосы, контрастные изображения лиц.
- Разноцветные воздушные шары.
- Мобиль
- Развивающий коврик.
- Развивающая дуга.
Второй месяц
- Мячик с бубенчиком внутри из ткани или пластмассы.
- Браслет с колокольчиками на руку.
- Пластиковая спираль.
Третий месяц
- Погремушки с рифленой или шершавой ручкой.
- Погремушки в форме кольца и с ручкой в форме палочки.
- Большой пляжный или специальный гимнастический мяч для утренней гимнастики.
Четвертый месяц
- Колокольчик и другие подвесные звучащие игрушки с привязанной к ним ленточкой.
- Погремушки в виде большого кольца с шариками внутри.
- Погремушки с подвешенными к ним дополнительными деталями (колечко с ключами, палочка со свисающими шариками).
- Передвигающиеся игрушки.
Пятый месяц
- Браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.
- Мяч с колокольчиком.
- Неваляшка.
- Заводная музыкальная игрушка (музыкальная шкатулка).
- Кукла би-ба-бо.
- Пальчиковые краски.
Шестой месяц
- Игрушки для купания — плавающие фигурки — мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.
- Безопасные предметы домашнего обихода — пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль.
- Игрушки, которые можно жевать.
- Пластиковое зеркало, его может заменить кастрюля с блестящим дном.
- Книжки с картинками — деревянные, клеенчатые или из плотного картона.
- Коробка или корзина для игрушек — малышу будет интересно исследовать ее содержимое.
Татьяна Егорова, педагог-психолог
Все родители замечают такую интересную тенденцию: не успевает ребенок родиться, как его комната с молниеносной быстротой заполняется кучей самых разнообразных игрушек. Тут тебе и погремушки, и меховые зайчики-мишки-слоники, и мячики, и даже машинки, куклы, конструкторы, которые, в лучшем случае, пригодятся ему только через несколько лет.
Руководствоваться правилом «чем больше — тем лучше» не стоит. Лучше поберечь ребенка от ненужной информационной перегрузки. Если в комнате есть лишние игрушки, которыми кроха не интересуется и не может играть потому, что не дорос, их желательно убрать.
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
mama.ru
Игрушки для малышей от 6 месяцев
После полугода крохе для полноценного развития уже недостаточно только общения с мамой. Теперь он готов изучать мир с помощью различных предметов, узнавая их свойства.
Новый этап в развитии малыша
Когда ребенок достигает возраста 6-7 месяцев, эмоциональное общение с мамой уходит на второй план. Если вы как раньше возьмете его на руки и станете просто улыбаться и ласково с ним говорить, скорее всего, малыш отодвинет ваше приветливое лицо и станет хватать ручками все, что находится в поле его зрения – волосы, серьги и т.д. Это не значит, то общение и ласка больше не нужны вашему крохе. Еще как нужны! Просто теперь ему интереснее, что происходит вокруг него.
Ведущая деятельность
Во втором полугодии жизни манипуляции с предметами становятся основной деятельностью малыша. В процессе манипуляций у ребенка развивается восприятие, мышление, познавательная активность. Поэтому предоставьте своему чаду как можно больше предметов для изучения. Существуют специальные развивающие игрушки и игры для малышей, которые можно приобрести в любом специализированном магазине для детей или в тематических отделах аптеки. Такие игрушки специально разработаны для детей до года и, что очень важно, отвечают всем требованиям безопасности. Но для полноценного развития ребенку нужны не только игрушки. Это могут быть, просто предметы с различными свойствами. Малышу не важно, сколько денег вы потратили на новый объект манипуляций, тем более, что после того, как ребенок распознает все интересные ему свойства игрушки, она становится неинтересной и нужна новая. Такие предметные игры с детьми до одного года очень важны для дальнейшего развития. Ведь ребенок не воспринимает предмет только как визуальный образ, и может понять что это, только потрогав или попробовав на вкус. Именно поэтому в этом возрасте дети стремятся схватить и запихнуть в рот все, что попадает в поле зрения.
Роль родителей
Самое лучшее, что вы можете сделать сейчас для полноценного развития вашего малыша – это, конечно, дать ему много разнообразных игрушек, и следить за тем, чтобы его игры проходили безопасно. Однако, не менее важно ваше участие в этих играх. Игры с ребенком до года очень важны для психического развития малыша, т.к. укрепляют его связь с матерью и уверенность в себе. Крохе важно, чтобы вы вместе с ним открывали этот загадочный мир и искренне радовались каждому открытию.
Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:
• Погремушки
• Резиновые игрушки-пищалки
• Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки
• Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.
• Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.
• Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки.
Цвет игрушек
С 6-ти месяцам малыш еще не различает многих оттенков. Для него сейчас важны только основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый. Следите, чтобы цвет игрушки был естественным, природным. Малышу сейчас ни к чему кричащие яркие цвета, которые будут его отвлекать от основного занятия – получения опыта в изучении других, на сегодня более значимых, свойств предметов.
Покупая ребенку очередную игрушку, помните, что она должна помочь ему узнать о новом свойстве окружающего мира – новое тактильное ощущение, сминаемость, твердость, извлечение нового звука, и др. И обязательно цвет игрушки должен быть насыщенным и естественным.
Радостных и легких новых открытий вам и вашему крохе!
www.baby.ru
Игрушки для ребенка от 6 месяцев до 1 года
Радость хватания Умеющий действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7-8 месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, бусы, серьги и т.д. Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или "«по ровненькой дорожке». Простого «сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад, ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и игрушки. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами.
Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам - он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.
Как играть с младенцемСначала собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества и назначения предметов, их называют неспецифическими. Такие действия примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.
Вместе с тем, на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. В 5-6 месяцев все предметы ребенок пытается схватить одинаково - прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто «промахивается» и хватает воздух. После 6-7 месяцев происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать движения.
Так, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго).
Другое направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме и размеру предмета. В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты. По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя руками, и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой, положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких действий становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие.
С помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются: взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает только к концу года и для которых нужны самые разные игрушки.
Развивающая роль погремушки
Самой нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка. Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка, особенно для младенца второго полугодия.
В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают результат движений младенца, делают простое размахивание видимым, слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце, или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно, грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи.
Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только погремушки. Любые, даже простейшие действия - толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек, если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное действие сжимания.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
Игры и игрушки, развивающие мышлениеКак ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают разнообразные простые действия - манипулирование с предметами. Таким образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным видам мышления человека.
К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать, причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет пригоден.
Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве предметов. Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а продолжает существовать в его сознании.
Кроме того, платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки.
Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.
Между прочим, второе полугодие иногда так и называют – возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название «ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки, неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства
Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. К 10-11 месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие формы и величины.
Кроме формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям.
Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на, над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления.
Важнейшей предпосылкой становления мышления в младенческом возрасте является развитие познавательной активности. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и рождает познавательную потребность.
Пробуждению данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь удивительную музыку. Очень полезны для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия самостоятельно.
Во втором полугодии ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире.
Игрушки, необходимые малышу от 6 месяцев до года:
- Погремушки
- Резиновые игрушки-пищалки
- Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки
- Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.
- Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.
- Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки.
Источник: из издания "Мама и Малыш" автор: Смирнова Е.О. www.child-psy.ru