Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему дети плохо говорят? Что делать? Почему ребенок в 6 лет плохо говорит


Почему ребенок плохо говорит,

Ребенок плохо говорит или изъясняется звуками и жестами, а при этом его ровесники уже давно общаются предложениями. Что делать в таком случае - ждать когда ребенок заговорит или идти к специалистам?Конечно, тревоги мам нельзя назвать бессмысленными, потому что ребенок должен научиться говорить в соответствующий возрастной период. Именно в первые три года своей жизни ребенок должен освоить слова и словосочетания. Если до трёх лет кроха не научиться разговаривать, то дальше это сделать будет гораздо труднее.

Почему ребенок плохо говорит:

  • Родовая травма, гипоксия при родах или во время беременности.
  • Наследственные факторы: если кто-то из родителей плохо разговаривал в его возрасте.
  • Ребенок родился раньше положенного срока (недоношенный).
  • Поражение слуха. Когда ребенок плохо слышит, то плохо понимает разговоры остальных.
  • Перенесение в раннем возрасте каких-либо тяжелых заболеваний, которые могли отразиться на состоянии нервной системы малыша, а следовательно, на развитии речи ребенка.
Куда обратиться если ребенок плохо говорит.

Для начала нужно понять какая причина послужила тому, что ребенок не говорит или плохо разговаривает, есть ли у малыша отклонения в развитии или такая речь крохи является нормой. Для этого следует обратиться к детским врачам:

  • педиатр,
  • невролог,
  • детский лор,
  • логопед.

Педиатр сможет оценить общее состояние малыша, дать рекомендации, по питанию и режиму дня. Лор обязательно проверит у ребенка состояние слуха и ротовой полости.Исключит все возможные проблемы.Невролог определит состояние умственного развития ребенка. Проведет различные обследования (Узи головного мозга, электроэнцефалограмму и др.) для исключения неврологических диагнозов.Детям до исполнения трех лет необходимо планово проходить всех вышеперечисленных специалистов, что бы возможные проблемы с речью решить заранее. Чем раньше будет установлена проблема, тем проще с ней будет справиться родителям.

Если ребенок абсолютно здоров и развивается согласно всем нормам, нужно подождать исполнения малышу трех лет. Дело в том, что к этому возрасту у ребенка происходит своеобразный скачек в его развитии и малыш начинает разговаривать. Существует не мало случаев, когда дети по долгу не говорили, а потом сразу начали говорить предложениями, дело как раз в этом сильном скачке развития.

Конечно же, родителям нужно заниматься с маленькими детьми различными упражнениями и увлекательными играми по развитию мелкой моторики, слуха и речи.

Что делать чтобы ребенок заговорил?

Итак, что делать чтобы ребенок заговорил.

Эти несложные советы помогут Вашему ребенку заговорить:

1.  Первые дни и месяцы ребенок проводит со своей мамочкой, только она нужна крохе для полноценного развития. Главное для мамы (как и для обоих родителей) - постоянно разговаривать с ребенком. Даже если новорожденный кроха не понимает пока Ваших слов, разговор с ним ускорит развитие его речи.

2.  Когда Вы находитесь с малышом, комментируйте свои действия : "Вот мама, взяла подгузник, сейчас она тебя переоденет", "Сашенька, возьми, пожалуйста, бутылочку", "Посмотри, солнышко, какая ярка, красивая игрушка!"  Так ребенок потихонечку начнет сопоставлять ваши действия со словами.

3.  Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, главное, что бы он видел Вашу мимику и выражения лица. Слова говорите громко, чётко, широко открывая рот.

4.  Когда ребенок начинает сам говорить (примерно в 1,5-2 года), говорите с ним обычным голосом, только обязательно произносите чётко и ясно звуки. Если вы учите ребенка какому-то трудному слову или словосочетанию, проговаривайте каждый звук, дайте понять малышу, как правильно произносится это слово.

5.  Ненужно называть одним словом несколько вещей (например: ботинки, сапоги, кросовки, тапочки, босоножки) Это разные вещи и ребенок должен знать как правильно называется каждая из них.

6.  Противопоставляйте явления и предметы: лягушка прыгает, бабочка - летит, собачка - бежит. Дерево большое, а цветочек маленький.Оделяйте предметы признаками: Серая, мрачная туча. Яркое, светлое солнышко.Пополняя таким образом словарный запас ребенка, вы, во-первых; увеличите его в объеме, а во-вторых; систематизируете всё в голове малыша. Таким образом, ребенку будет легче заговорить правильно.

7.  Читайте ребенку книги с рождения. Главное, чтобы подобранная литература подходила по возраста ребенку. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. О том, какие книги и как читать маленькому ребенку  Вы можете узнать в этой статье "Что читать ребенку до 3 лет". Читая малышу сказку или стишок, покажите героев произведения, расскажите о них, подробно опишите.

8.  Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. На руках и пальчиках у ребенка расположены нервные окончания, которые отвечают за речевое развитие малыша, не оставляйте это без внимания. У новорожденного крохи нужно массировать пальчики и ладонь. Полезно играть с маленькими детьми в такие пальчиковые игры, как "Сорока", "Ладушки".

9. Полезным для малыша будет посещение занятий по системе Монтессори, который сейчас есть практически в каждом городе.

Когда ребенок подрастет дайте ему бусинки - нанизывать на нитку, перебирать крупы, рисовать пальчиками на манке и т.д. Полезно так же лепить из пластилина, теста, играть с мозайкой.  Учтите, с мелкими предметами ребенок должен заниматься только в присутствии взрослых.

Делайте всё, что бы ребенок заговорил, говорите с ним, играйте, занимайтесь, поощряйте любую речь ребенка и скоро у вас появится самый интересный собеседник.

zaykapobegayka.ru

Проблемы с речью. Почему ребенок плохо говорит?

Овладение речевыми навыками – один из важных этапов развития ребенка. От того, насколько правильно будет сформирована речь, зависят детские успехи в обучении, освоении мира, социализации и его будущей профессии.

Важно понимать, что речь имеет свои этапы развития. Родителям необходимо иметь представление о возможных проблемах с речью и их причинах, которые возникают у детей в том или ином возрасте. Это понимание поможет, с одной стороны, избежать преждевременного беспокойства, а с другой, не упустить важный момент, когда уже может понадобиться помощь.

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются такие дефекты речевого развития:

Алалия (задержка речевого развития):

Причиной возникновения такой проблемы называют нарушение работы определенных зон головного мозга. Наличие такого диагноза не означает задержку и в интеллектуальном развитии ребенка, но родителям необходимо понимать, что алалия может сказаться в процессе обучения и освоения нового материала, что в результате приведет к отставанию.

Если ребенок в 3 года произносит не более 10-15 слов, родителям необходимо обратиться к логопеду. Ждать в таком случае не стоит, в будущем проблема может только усугубиться и решить ее будет сложнее.

Дислалия (нарушение звуковоспроизведения):

Это нарушение связано с неправильным произношением шипящих и свистящих звуков, а также сонорных звуков «р» и «л». Эти звуки могут отсутствовать до определенного возраста (3-4 лет), пока идет развитие и становление речевого аппарата. К 5-6 годам неумение произносить их очень часто связано с малой подвижностью языка. Для устранения этого нарушения логопеды используют специальные комплексы и упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Логоневроз (заикание):

С каждым годом количество детей с этим нарушением увеличивается. Среди основных причин можно назвать: большой объем информации, быстрый ритм жизни, сниженный иммунитет и высокий уровень заболеваемости. Справиться с ним в домашних условиях крайне сложно, здесь необходима помощь невролога и логопеда в комплексе. Но даже эти специалисты не могут дать гарантии полного исчезновения заикания. Главное, чтобы помощь ребенку была оказана как можно раньше.

Ринолалия (гнусавость):

Нарушение связано с врожденными или приобретенными дефектами (расщеплением твердого или мягкого неба, неправильной формой носовой перегородки), либо наличием полипов в полостях носа. Данную проблему логопед решает в паре с отоларингологом.

Дизартрия:

Это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. Дизартрия включает в себя нарушение звукопроизношения, речевой моторики, голоса. Заболевание требует своевременного комплексного решения. Ребенок с трудом излагает свои мысли, крайне медленно пополняет свой словарный запас, путает предлоги, грамматические формы глаголов и существительных. Хороших результатов можно добиться только в случае лечения основного заболевания, усердия самого пациента и настроя его окружения.

Особое внимание нужно уделить развитию речи у детей с задержкой психического развития, поскольку это напрямую связанные друг с другом процессы. Речь у таких детей характеризуется нарушением в воспроизведении звуков, создании грамматических форм, страдает логическая составляющая речи, с трудом дается создание связного текста. Такие дети быстро устают, менее сосредоточены и усидчивы, непредсказуемы и излишне эмоциональны. Решение всех этих проблем логопеду и родителям необходимо вести в тесном контакте с другими профильными специалистами.

Важно помнить, что своевременно выявленное нарушение в развитии речи у ребенка при грамотном подходе специалистов и поддержке родителей может быть исправлено или скорректировано, поэтому главное не упустить момент.

imom.me

Почему дети плохо говорят? Что делать?

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И что приобретет ребенок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.

Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.

Речь - это то, что отличает человека от всех других живых существ, которые есть на нашей планете. Речь человека может совершенствоваться на протяжении всей жизни, и нужна практически в любых видах деятельности.

Как же развивается речь? Какие трудности подстерегают детей при ее освоении?

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Ребёнок ещё не родился и даже не “запрограммирован”, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут “готовить” речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего малыша может оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

Нередко нарушение речевой функции связано с поражением определенных областей головного мозга.

Разумеется, речь — это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определенных областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства.

Не последнюю роль играет окружение, в котором растет ребенок. Разговаривают ли с ним в семье? Насколько приветливо и ласково это делают взрослые? Ведь потребность высказаться обычно намного острее в среде общительных и доброжелательных людей. Вполне закономерно, что у постоянно озабоченных чем-то родителей ребенок заговаривает поздно. Особенно когда детская инициатива подавляется, и ребенком постоянно командуют.

Очень важно с самого начала приучать ребенка говорить правильно. Не сюсюкайте с ним и не искажайте слова. Речь с уменьшительными словечками звучит забавно, однако она тормозит развитие навыков речи, поскольку малыш не слышит правильное произношение слов. Корявое произношение может стать привычкой, которая уже не покажется нам милой. Не подстраивайтесь под разговор ребенка, а дружелюбно и терпеливо исправляйте недостатки его произношения.

Сразу следует сказать, что развитие речи у детей индивидуально и приведенные далее критерии являются примерными. Но все же, если в указанные сроки у ребенка не появляется в речи что-то новое, нужно обращать на это внимание и вовремя обратиться к логопеду.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя"

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

3 года. Активное освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Как помочъ своему ребенку?

Расширяйте словарный запас ребёнка. (Чтение книг, прослушивание аудиокниг, кукольный театр и т.п.)

Формируйте связную речь. (Не отвечайте на вопросы односложно, ведите диалог.)

Развивайте правильное звукопроизношение. ( Через игры со звукоподражанием.)

Развивайте мелкую моторику малыша . ( Игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики.)Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Учите детей слушать и слышать речь окружающих. Внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова.

Поощряйте, когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. В логопедической работе применяются такие, на первый взгляд совсем простые и незамысловатые игры, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания.

Играйте с детьми! Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий. Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые дефекты развития у проблемных детей и подготовить их к школе. Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.

Не бойтесь, обращяйтесь, мы вам обязательно поможем! Общение и современные технологии творят чудеса.

kristall-deti.ru