Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Классный час «Права, правила и обязанности глазами ребенка" (6 класс). Классный час права ребенка 6 класс


Классный час в 6 классе на тему: "Мои права"

Классный час в 6-м классе. Тема: "Мои права"

Цель урока: способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями ребенка;

  • Формировать положительное отношение к законам и их выполнению;

  • Ознакомить с правами школьников;

Форма проведения: классный час

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Методы обучения:

  1. Вступительное слово учителя.Здравствуйте, дорогие ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек. Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Я приглашаю вас к разговору о правах. Тема нашего классного часа: “Мои права”.

  1. Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

  2. Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

– Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

– Ты проживаешь в семье. Это слово состоит из двух слов “семь” + “Я”. 

– Что же такое семья? (Семья – это папа, мама, бабушка, дедушка, ты сам, твой брат или твоя сестра. Все вы – близкие родственники и проживаете вместе в одном доме или квартире.) 

– Каждый из нас живет в семье со своими родителями. Родители и ребенок имеют свои права и обязанности.

У вас ребята на столах лежит Конституция, откройте 2 главу. Статьи с 17 по 64 рассказывают нам о наших правах. Давайте выделим самые главные, на наш взгляд.

(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :

Статья 20: каждый имеет право на жизньСтатья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенностьСтатья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежностьСтатья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживанияСтатья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митингиСтатья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностейСтатья 40: каждый имеет право на жилищеСтатья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощьСтатья 43: каждый имеет право на образование

Учитель: Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права.Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено, что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

Каждый из вас имеет право на:

  • Имя

  • Гражданство

  • Надлежащее питание

  • Жилище

  • Медицинское обслуживание

  • Здоровый рост и развитие

  • Защиту от жестокости

  • Выражение своих мыслей и др.

– А сейчас, когда мы вспомнили какие права у нас есть, давайте попробуем отгадать, какие права нарушаются в известных нам в сказках. Перед вами лежат карточки, работать будем в группах, у каждого ряда своя сказка, которую необходимо разыграть. А также выбрать из предложенных то право, которое нарушено и объяснить, почему вы так считаете и ответить на вопрос, чьи права были нарушены и кто помог восстановить справедливость.

Сейчас вам необходимо прочитать задание, обсудить в группе, принять общее решение и выбрать того кто будет отвечать от вашей группы.

1 ряд. Сценка “Морозко” 

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за все, что ни сделает, гладят по головке: “Умница”. Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

– Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? (дети отвечают)

– Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

2 ряд. Сценка “Снежная королева” (Слайд 8)

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз. Я ничего не вижу.

Герда. (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее чем эти розы. (Открывает окно.)

Герда. Кай, кто это? Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом и они уходят. Кай (кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

– Какое право ребёнка нарушила королева? (Учащиеся отвечают.)

– Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

3 ряд. Сценка “Золушка” 

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт. Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди! Появляются сестры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка помоги)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал? Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках? Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу всё это переделать!

– В этой сказке нарушены права на отдых и досуг детей.

– Молодцы, Вы хорошо справились!

Советы психолога.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

  • Иногда ставить себя на первое место

  •  Просить о помощи и поддержке

  • Протестовать против несправедливого обвинения

  • Иметь собственное мнение

  • Говорить «нет»

  • Побыть одному

  • На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие

  • Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает

Вы не обязаны:

  • Быть безупречной(ым) на все 100%

  • Следовать за толпой

  • Любить людей, приносящих вам вред

  • Мириться с неприятной ситуацией

  • Сохранять отношения, ставшие унизительными

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

Упражнение на индивидуальное восприятие.

• А теперь давайте рассмотрим все эти советы на практике. Попрошу одного из вас рассадить 5 человек по цвету волос, начиная от самых светлых, заканчивая самыми тёмными. Комментарии принимаются только после выполнения упражнения. Вы сможете изменить посадку, но только позже.• Рассадите 5 человек по тембру голоса, от самого низкого до самого высокого• Рассадите 5 человек по теплоте ладоней.Хочет ли кто-то поменять посадку? Вы можете это сделать (как правило вносятся изменения)Вывод: Каждый имеет право чувствовать, видеть и слышать, думатьпо-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими!

8. Рефлексия

• Мне было интересно…..• До этого я не знал……

• В дальнейшем я буду…..

infourok.ru

Классный час «Права, правила и обязанности глазами ребенка" (6 класс)

Классный час «Права, правила и обязанности глазами ребенка"

(в 6 классе)

Нет прав без обязанностей,

нет обязанностей без прав.

(Карл Маркс, немецкий философ, писатель начала 20 века)

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка», проводится с мальчиками класса и их родителями.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые вызывают интерес у детей.

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам (нарушению правил поведения в школе, общественных местах), побуждать детей к защите своих прав, исполнению правил поведения в школе, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей;

  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность, показать их единство;

  • учить применять правовые знания в повседневной жизни;

  • формировать уважительное отношение к правам других людей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;

  • дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

  • развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей;

  • способствовать формированию активной гражданской позиции.

План классного часа:

1. Интерактивная беседа «Зачем человеку нужны права?».

2. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

3. Игра Крестики-нолики, беседа о правилах поведения в школе.

4. Подведение итогов.

Разыгрывание проблемной ситуации. Настрой на изучение темы. (или видеосюжет)

После звонка заходит ученица, поверх формы – бусы, губы накрашены.

Примерный диалог:

- Анастасия, ты почему опоздала?

- Спать хотела. А что? Нельзя?

- Нет, конечно. А как должны одеваться ученицы?

- Так бусики, они же красивые. И помаду новую испробовала.

- Хорошо, Настя, садись.

Далее диалог с учащимися класса:

- Правильно ли вела себя Настя? Почему?

- Что она нарушила?

- Как должна быть одета в школе?

- Она нарушила чьи-то права? А обязанности свои выполнила?

Итак, сегодня мы говорим о правах, правилах и обязанностях. Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте эпиграф к нашему круглому столу.

Учащиеся:

- Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (Карл Маркс, немецкий философ, писатель начала 20 века).

Информацию о правах и обязанностях мы можем найти в Конвенции «О правах ребенка», где записаны права детей всего мира. Ее приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. У каждого взрослого есть свои права и обязанности. Как вы думаете, у вас есть права? Сейчас я предоставлю минутку времени, а вы с родителями обсудите, какие права вы имеете, а затем назовете их.

Право на имя, человеческое достоинство, право на свободу перемещения, право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей, право на личную жизнь, на тайну переписки. Никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Зачем нам вообще нужно знать какие-то права?

- Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни (чувствовать себя защищенным).

А обязанности у вас есть? (ответы детей)

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. А родители (и их дети) помогут разобраться, кто в ситуациях неправ.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама: - Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: - А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети: - Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель: - Илья, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Илья: - Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено использовать детский труд!

Учитель: - Объясните, пожалуйста, Илье, в чем он не прав.

Дети: - Кроме прав у Ильи есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель: - Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Учитель: - Кто разъяснит Иванову, прав он или нет?

Дети: - А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель: - Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: - Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель: - Правильно ли рассуждает Петров?

Дети: - Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама: - Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын: - Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

Учитель: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Учитель: - Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети: - Конвенцию «О правах ребенка».

Учитель: - А чего они совершенно не знают?

Дети: - Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Учитель: - Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Игра Крестики-нолики. (Учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети узнают этот рисунок). Приглашаю одного человека сыграть в эту всем известную игру. Дойдя до третьего хода, учитель, нарушая правила игры, зачёркивает крестики так, как ему хочется, заявляя ученику: «Я победила!»

Дети – Вы нарушили правило!

Учитель. Что я сделала? Правильно, я нарушила правило! Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?

(Опрашиваются все). Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…

Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны?

Тогда делаем вывод: Нужны ли правила в нашей жизни и что происходит, когда их кто-то нарушает?

(нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека)

- А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

Учитель. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?»

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

- Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

- Как вы себя при этом чувствовали?

- Как отреагировали на это окружающие?

- Какой вывод для себя вы сделали?

А теперь я попрошу каждую команду дать оценку нашему классному часу, сформулировать, какие правила и обязанности необходимо соблюдать, чтобы не нарушать ничьих прав. Вывод о необходимости правил поведения в школе и на уроках.

Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе, забываем о своих обязанностях».

«Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»

Лев Кассиль.

Спасибо за работу!

Сценка 1

Мама: - Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: - А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Сценка 2

Учитель: - Илья, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Илья: - Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено использовать детский труд!

Сценка 3

Учитель: - Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: - А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Сценка 4

Учитель: - Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: - Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Сценка 5

Мама: - Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын: - Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

infourok.ru

Конспект классного часа по правовому воспитанию в 6 классе "Знай свои права"

Методическая разработка классного часа

по правовому воспитанию

Разработала классный руководитель

Ерл Любовь Владимировна

Тема: «Знай свои права»

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса

Цель: воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

  • Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.

  • Применить полученные правовые знания в практических ситуациях.

  • Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

Оборудование: презентация, бумага, ручки, тетради

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Сегодня у нас на классном часу присутствуют гости-давайте с ними поздороваемся.

Присаживайтесь.

Сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому постарайтесь работать слажено, быть толерантными друг к другу, принимать точки зрения всех участников и бесконфликтно приходить к общему мнению.

  1. Постановка цели урока, определение задач

“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Учитель: ребята, скажите, на какую тему по-вашему сегодня нам предстоит поговорить?

Давайте, попробуем поставить задачи, которые нам нужно решить в ходе урока?

  • Узнать, что такое право;

  • Узнать какие есть права у несовершеннолетнего ребенка;

  • Попробовать применить полученные знания на практике

  1. Теоретический блок

Учитель: Ребята как вы понимаете, что понимают под словом право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Учитель: И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.

Учитель: рассмотрим основные права детей, изложенные в данном документе. Попробуйте объяснить, что значит то или иное право.

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на гражданство

Право на защиту жизни, чести и достоинства

Право свободно выражать свое мнение

Право на медицинскую помощь, охрану здоровья

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Учитель: знакомы ли вам были эти права до этого? С какими столкнулись впервые.

  1. Практический блок

Учитель: Ну что же, мы свами почерпнули немного знаний, и теперь переходим к самому интересному.

  1. Инсценировка с родителями «Имею право на то, что желаю»

Цель: разграничить понятия нарушение прав ребенка и заботу родителей о безопасности и благополучии ребенка

Учитель: давайте разберем жизненные ситуации, которые возникли у разных детей и родителей. Прочитайте ситуацию и попробуйте определить является ли действия родителей в данной ситуации нарушением прав ребенка?

Ситуация 1

Ребенок: Мамочка мне очень нравятся виды ночного города, я хочу гулять по ночам!

Мама: нет, ты не можешь гулять по ночам, это очень опасно. Я тебя не отпущу!

Ребенок: Ты нарушаешь мое право на свободное перемещение.

Учитель: ребята, давайте поможем разобраться маме и ребенку в данной ситуации? Что же это, нарушение прав ребенка или что-то другое?

Ситуация 2

Мама (папа): Доченька (сынок) ты сегодня должен(на) помыть посуду и сходить в магазин за продуктами!

Ребенок: я не буду этого делать! Ты эксплуатируешь мой детский труд.

Обсуждение ситуации.

Ситуация 3

Мама (папа): Я заберу у тебя компьютер, который мы подарили тебе на день рождения, если ты будешь получать двойки!

Ребенок: Этого не будет, это нарушение моего права иметь имущество

Обсуждение ситуации.

Ситуация 3

Ребенок: Мама (папа) сегодня мне что-то не хочется идти в школу, у меня болит живот.

Мама (папа): Я тебе дам таблетку, ты снова наелся(лась) сладостей и у тебя расстройство. Но в школу ты все равно пойдешь.

Ребенок: Мама (папа), ты нарушаешь мое право на получение медицинской помощи!

Обсуждение ситуации.

Учитель: А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию, которая произошла с девочкой Машей.

Родители Маши плохо учились, не смогли устроиться на хорошую работу, зато поженились сразу после окончания школы, у них родилась дочка. Денег, чтобы покупать полезную пищу у них не было. Оба родителя не хотят тяжело работать за маленькие деньги, а на другую работу их не берут. Тогда Маше сказали, что она может не ходить больше в школу, а зарабатывать деньги пением у остановки. Маше представилась возможность стать великой артисткой.

Учитель: Какие права девочки нарушены? Как вы думаете, как сложится жизнь этой девочки.

Итак, кто является ответственным за соблюдение ваших прав? Куда вы можете обратиться если ваши права нарушают? (органы опеки, учитель, администрация села, школьный психолог)

И самое главное, надеюсь, вы поняли границу между нарушением ваших прав и заботой родителей о вашей безопасности и благополучии.

  1. Игра «Сто к одному»

Учитель: предлагаю сыграть в интересную викторину, которая называется «Сто к одному». По правилам игры, вы должны назвать несколько ответов на вопрос, и тот ответ, который самый редкий – приносит команде большее количество баллов!

Вопрос: в каких детских сказках нарушались права героев?

Колобок 10

Красная Шапочка 20

Золушка 30

Приключения Буратино 40

Заюшкина избушка 50

Морозко 60

Учитель: ребята, и существует еще большое количество сказок с подобными нарушениями прав героев, как вы думаете зачем такие сказки написали авторы?

  1. Игра «Волшебные слова»

Учитель: Вам предлагаются фразы из мультфильмов, где нарушались какие-либо права героев, а вы должны дать ответ согласно Конвенции о правах ребенка и соответственно показать герою, как он должен был ответить.

Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.

Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)

Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на свободу)

Учитель: А на самом деле так ли отвечали герои в мультфильмах? А почему они не отвечали так? (не знают о существовании Конвенции) скажите, чем полезно было для вас это задание?

Обсуждение проблемы:

Учитель: Какими правами вы пользуетесь?

Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Учитель: Какой вывод мы можем из этого сделать? (Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей).

Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Не позволяйте нарушать права других людей.

Учитель: А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

1 группа –имеем право

2 группа – обязаны (не ограничивая своих прав)

Презентация и обсуждение результатов.

Учитель: ну что ребята, теперь мы имеем свою дополнительную декларацию, и теперь вы будете ей следовать, клянетесь? (клянёмся)

  1. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, скажите, достигли ли мы поставленной цели на уроке? Все ли задачи выполнены? Какие выводы вы могли бы сделать из сегодняшнего урока? Какие у вас впечатления? Открыли ли вы для себя что-то новое?

При наличии свободного времени проводится «Клубок пожеланий»

  1. Подведение итогов

1. Каждый человек на свете должен знать свои права.

2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!

5. Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Помните об этом! Спасибо за внимание, урок окончен!

kopilkaurokov.ru

Классный час в 6 классе на Тему ««Права ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛИЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Открытый классный час в 6 классе «Права ребёнка».

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 6 КЛАССА ЕЛЬЦОВА АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА.

2013год. Цель: повышение социально – правовой компетентности посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.  Задачи: образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе; познакомить с основным законом – Конституцией России,  с  «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, наблюдательности; умение находить решение проблемы, используя знания и дополнительную литературу. воспитательные: развитие нравственного, гражданско-правового воспитания; формирование толерантного сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения. Методы обучения: словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы; наглядно – образный – презентация,   аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации.. Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Оборудование: презентация, выставка книг по правам детей, иллюстрации, аудио -ролики, отрывки из литературных произведений. Ведущий: Жил-был мальчик Антон - самый обычный мальчик: ходил в 5 класс, играл с друзьями в футбол и очень любил читать. Но однажды приключилась с ним совершенно невероятная история.  О ней-то мы и хотим вам рассказать. Принесла как-то мама Антону небольшую книжку - "Конвенцию прав ребенка". Мама: На, Антон, прочти, в жизни тебе очень пригодится. Антон: Да ну, мам, книжка-то неинтересная. Посмотри, и обложка не глянцевая, и иллюстраций нет, да и разговоров что-то не видно! Лучше уж я их почитаю! Мама: Смотри, Антон, не пожалей. Ведущий: Послушала Конвенция их разговор и обидно ей стало. Конвенция: Ну и что, что я с виду неказистая, зато я людям жить помогаю в счастье и справедливости. Вот увидите, скоро Антон будет меня читать очень внимательно. Ведущий: Взмахнула тогда Конвенция страничками и поднялся тут сильный ветер, подхватил Антона и унес. Очнулся Антон, глядит по сторонам - сидит он в пустыне, кругом один песок, а рядом с ним только книжка Конвенция. Антон: Ой, где это я? Конвенция: В пустыне бесправия. Здесь оказываются все, кто не хочет знать своих прав и обязанностей. Антон: А я тут навсегда останусь? Конвенция: Навсегда! Антон: Конвенция, милая, помоги! Я домой к маме хочу! Конвенция:  Эх, Антон, Антон! Говорила тебе мама: "Почитай, сынок, Конвенцию, она тебе в жизни очень пригодится!" А ты… Ну да ладно, помогу. Для того чтобы тебе вернуться домой, нужно запомнить всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, и тогда ты вернёшься домой целым и невредимым. - Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? - Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Учитель: Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необх

weburok.com

Разработка классного часа «Права детей» для учащихся 5-6 классов

Приложение 1

Разработка классного часа «Права детей»

для учащихся 5-6 классов. [1]

Цели: - формирование системы правовых знаний,

- развитие умения определять свою личностную позицию,

- обучение подростков основам правовых знаний.

Ход мероприятия:

  1. Представление Правовой службы школы
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. В нашей школе, уже третий год работает Правовая служба школы. Туда входят ребята старших классов: 8, 9, 10, 11. На своих занятиях мы:

- знакомимся с правами и обязанностями, как школьников, так и просто граждан нашего государства,

- разбираем спорные ситуации, о которых рассказывают ученики нашей школы через «Ящик доверия» (он находится возле расписания уроков),

- изучаем различные правовые документы

- готовим классные часы для всех учащихся нашей школы.

Вот и сегодня мы решили познакомить вас с самым важным для вас международным документом «Конвенцией о защите прав ребенка» (Конвенция - это документ, обязательный для исполнения странами, которые его приняли) в России этот документ принят в 1991 году.

(показывает Конвенцию о правах ребенка)

Ведущий 2: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: - если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

?: - Как вы считаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою

точку зрения. ( учащиеся отвечают на вопрос)

Ведущий 1: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку и вспомнить название сказки и её автора.

^

(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями)

Царица: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой)

Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, или хоть весь белый свет: и нигде мне равной нет. Так ли? (сердито смотрит на зеркальце)

Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.

(Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Зовет служанку.)

Царица: Эй, Чернавка! (входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосною там оставь на съедение волкам!

(Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий: Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну, а я пошла домой.

Ведущий: Вспомнили название сказки? А кто её автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна? Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботиться государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

^

(Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты»)

^ Кажется, это здесь, Боб, много детей которых мы похитим.

2-ой разбойник: Верно, Джон, это здесь.

1-ый разбойник: Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть. Красота!

^ Слушай, Джон, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

1-ый разбойник: Боб, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий: Ребята! Вы только послушайте, что задумали эти разбойники! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете? (учащиеся отвечают)

Ведущий: Итак, если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека!». И знайте, что похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что, ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой)

Разбойники: Ах, какие замечательные детки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей! Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем сказки вам рассказывать.

Дети: Не пойдем мы с вами.

Разбойники: Вот вы какие, а мы вас силой возьмем. Вон у нас какие пистолеты.

Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей.

Разбойники: Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем! (Собираются уходить)

Ведущий: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодеяние.

Разбойники: Мы хорошие. Мы же ничего не сделали.

Ведущий: Как же ничего не сделали? Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. И поэтому вас надо сдать в милицию, а суд решит, какое наказание к вам применить. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия.

Никто не имеет права издеваться над детьми.

Никто не имеет права похищать их.

Никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.

Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? (ответы учащихся)

Ведущий: Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому человеку, которому вы особенно доверяете, попросить о помощи.

^

Ведущий: Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

Дети: Гуси-лебеди, Маша и медведи, Снежная королева.

Ведущий: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам если случиться беда? (Ответы учащихся)

^

Ведущие: Никто не имеет права разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

1.Ребята, что такое Конвенция?

2.Когда «Конвенция о правах ребенка» была принята России? (в1991г.)

3.О каких правах из «Конвенции о правах ребенка» вы сегодня узнали?

Более подробную информацию о своих правах вы можете получить, прочитав этот документ или обратиться в Правовую службу школы, заседания которой проходят в кабинете № 29 (кабинет истории).

top-bal.ru