Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как расширить словарный запас ребенка. Как расширить ребенку 6 лет словарный запас


Игры на развитие словарного запаса

29.11.2014,  Словарный запас ребенка, Статьи  

Игры – лучшие мамины помощники в развитии умственных способностей ребенка. Правильно подобранная игровая деятельность способна улучшить память, внимание, речь и даже увеличить словарный запас.

Представляю вашему вниманию подборку самых эффективных игр на развитие словарного запаса. Играйте с удовольствием!

 

 

  1. Игры с игрушками

– Рассказ про игрушку. Взрослый берет любую игрушку и начинает ее подробно описывать. Например, «Это медведь, он большой, мягкий, пушистый, коричневого цвета. У него есть глазки, носик, ушки, голова, лапки, животик, спинка, хвостик. Он очень любит свою хозяйку, сейчас ее поцелует, обнимет и погладит». Далее вы предлагаете ребенку описать другую игрушку по такому же сценарию. Если малышу трудно построить рассказ самостоятельно, можно помогать ему вопросами «Кто это? Какого цвета? Размера? Давай опишем его части тела? Что он любит делать?»

Эта игра увеличивает словарный запас, развивает внимательность и учит малыша строить небольшой, но содержательный рассказ.

– Сравни игрушки. Далее вы можете посадить две игрушки рядом и попросить малыша сравнить их по разным характеристикам: размер, цвет, фактура, характер и так далее. Советую сравнивать героев как из одной категории (медведь большой и маленький), так из противоположных (медведь и кукла).

Такая игровая деятельность обогатит словарный запас и разовьет в ребенке наблюдательность, научит сравнивать и анализировать.

– Угадай игрушку. Когда все игрушки подробно описаны, можно посадить их в ряд перед ребенком и поиграть в угадай-ку. Сначала вы описываете любую игрушку (например, «коричневый, пушистый, мягкий…»), а ребенок должен угадать, кто это. Затем малыш описывает игрушку вам, а вы отгадывайте.

Дети обожают игры в загадки. Особенно малышу понравится, что он сможет загадать игрушку взрослому. Если вы еще сделаете вид, что усиленно думаете и пытаетесь найти правильный ответ, ребенок будет в восторге.

– Игрушки играют в сказку. Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» – кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.

Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!

– Группируем игрушки по признакам. Выкладываем много разных игрушек и просим ребенка положить в коробку только те, которых объединяет определенный признак (например, цвет, мягкость, участие в определенной сказке и так далее). Крайне полезно будет показать малышу, что разные по смыслу и значению предметы могут быть в одной группе. Например, желтая чашка и желтый утенок.

Такая игра не только увеличит словарный запас, но и научит объединять предметы по признакам. Разовьет наблюдательность и умение анализировать.

  1. Игры с мячом

Предложенные игры можно проводить и без мяча. Однако, как показывает практика, детям дошкольного возраста дополнительное действие к речи (кидание мяча) необходимо, чтобы игра  не казалось скучной. Суть игры в том, что вы кидаете друг другу мячик и по очереди называете слова:

– «Я знаю 5..» и далее называем любую категорию (имена, фрукты, животные, цвета и т.д.).

– Антонимы. Вы называете слово (например, мягкий), ребенок – противоположное по значению (твердый).

– Синонимы. Вы называете слово (например, мягкий) и потом по очереди подбираете к нему схожие по значению (нежный, приятный и т.д.).

– Кто может быть таким? Например, вы называете «кто может быть…красным?» и далее по очереди вспоминаете подходящие предметы (помидор, снегирь, бабушкина кофта, нос у деда мороза, щечки и так далее)

Эти игры обогащают словарный запас и знакомят ребенка с такими понятиями как синонимы, антонимы, расширяют кругозор. Кроме того, подключение мелкой моторики при взаимодействии с мячом способствует лучшему запоминанию новых слов.

  1. Словесные игры

– Раскладываем целое на части. Суть игры в том, что вы вместе с ребенком рассматриваете предмет и описываете, из чего он состоит. Например, дерево состоит из ствола, веток, листочков, кроны, корней, коры и так далее. Не забывайте показывать ребенку эти части и описывать, для чего они.

Вся прелесть этой игры в том, что вы можете проводить ее в любом месте (в поездке, на прогулке, в очереди и так далее). Подробное описание предметов расширяет кругозор, обогащает словарный запас, развивает сосредоточенность и наблюдательность, Кроме того внимательное созерцание открывает художественные способности и успокаивает.

– Из частей составляем целое. Вы называете составные части, ребенок называет предмет (например, ствол, крона, корни – дерево).

Это игра универсальна по своему значению. Кроме обогащения словарного запаса, она развивает внимание, память. Умение из частей составить целое (индукция) лежит в основе логического и пространственного мышления.

– Группируем предметы. Вы называете «Чашка, тарелка, вилка, нож – что это?» – посуда. «Лиса, медведь, заяц, волк- что их объединяет?» – «Они – животные». И игра наоборот, когда вы просите ребенка перечислить все, что относится к определенной категории. Например, что находится на кухне? Или каких птиц он знает?

– Правда или ложь. Вы говорите любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), а ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

Стоит отметить, что любовь к этой игре с возрастом не проходит. Примерно с 6-7 лет вы можете загадывать ребенку исторические, биологические и другие интересные факты. Таким образом, будет увеличиваться словарный запас и общая эрудированность.

– Скажи по-другому. Вы называете предложение, а ребенок говорит, как можно сказать иначе. Например, Зайка бежит (скачет, прыгает), Пароход идет (плывет, движется)…

– Закончи предложение. Вы говорите фразу, а ребенок продолжает.

«Мальчик побежал в.. Девочка пошла в… Папа пришел… Маша идет медленно, а Даша идет… Можно сказать, что он не идет, а…»

Примерно, с 5-6 лет можно намеренно изменить варианты двух предыдущих игр и поиграть с ребенком в путаницу. Когда вместо логичного окончания предложения, игрок называет что-то «из ряда вон выходящее». Например, «Маша идет медленно, а Даша идет… еще медленнее, потому что он – черепаха». Это не только позабавит вас и ребенка, но еще раскроет творческий потенциал и, конечно,  увеличит словарный запас.

 

– Продолжи рассказ. Вы говорите первое предложение (важно, чтобы оно было интригующим и увлекательным), а ребенок должен составить короткий рассказ. Например, «Я иду сегодня в зоопарк. И что я там буду делать?»

Залог успеха этой игры в том, чтобы выбрать интересную тему, на которую малышу будет интересно размышлять и говорить.  Если ребенок мечтательно закатил глазки и завел долгий монолог, вы успешно справились с игрой!

– Придумываем совместную сказку. Ваша цель придумать и рассказать совместную сказку. Для этого вы по очереди говорите предложения, таким образом, чтобы они были связаны между собой единым сюжетом.

Эту игру можно проводить перед тем, как идти спать, сделав ее «предсонным» ритуалом. Как показывает практика, дети всегда очень охотно сочиняют совместные сказки. Обязательно попробуйте!

– Ассоциации. Очень популярная игра среди детей всех возрастов. Суть в том, что вы и ребенок по очереди описываете словами предмет, а оппонент должен его отгадать за минуту или 30 секунд (в зависимости от возраста ребенка). Особенно увлекательно играть в ассоциации компанией от 3 человек.

В магазинах продаются уже готовые наборы игр типа Ассоциации, где игроки должны описать слово, написанное на карточке .

Игр на развитие словарного запаса существует великое множество. Главное, начать их проводить, а далее вы с ребенком будете изобретать все новые и новые.

Общайтесь с детьми весело и увлеченно!

Если вы хотите узнать больше о том, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА И СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ, то приглашаю вас в ОНЛАЙН-КЛУБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ “БОЛТАЙ-КА”. 

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт

rechrebenka.ru

Как расширить словарный запас ребенка

Развитие речи ребенка начинается уже с первого полугодия его жизни и характеризуется постоянным увеличением словарного запаса – от 50 слов в 2 года до около 3000 слов в 5-6 лет.

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.  Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Как правило, он больше активного.

Формируем пассивный словарь

Существуют много способов, которые помогут сформировать и расширить словарный запас ребенка. В первую очередь это общение с малышом, чтение книг вслух и обсуждение их, чтение и заучивание стихов. Старайтесь комментировать свои действия, беседуйте и дискутируйте с ребенком. Используйте в разговоре как можно больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, людей и их поступков. Для редко применяемых в повседневной жизни слов (названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб) используйте книжные иллюстрации и карточки-лото. Научите ребенка принципам образования слов (прилагательных, уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений) – и его словарный запас значительно возрастет.  Объясняйте значения всех новых слов. Пока ребенок не научился спрашивать, что значит незнакомое слово, сами обращайте внимание ребенка на новые слова. Не бойтесь называть ребенку длинные, сложные и редкие слова – возможно, как раз их ребенок запомнит быстрее, чем маленькие простые слова.Тактично поправляйте ребенка, когда он использует неправильное слово, например, деревья не шевелятся, а колышутся. Старайтесь, чтоб он не использовал слишком часто обобщения (например, не дядя, а сосед, почтальон, турист, прохожий).

Тренируем активный словарь

Для тренировки активного словарного запаса прекрасно подходят речевые игры. Таких игр очень много, перечислим основные из них.

«Слова на букву». Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, которые начинаются с заранее выбранной буквы.

«Игра в слова». Другая вариация этой игры, когда игроки называют слова на последнюю букву предыдущего названного слова.

«Я знаю пять слов на букву…». Знакомая всем с детства игра. Игроки по очереди отбивают мяч и во время каждого удара по мячу называют по одному слову из выбранной заранее группы (имена девочек, имена мальчиков, птицы, детеныши животных, реки, города и проч.). Можно усложнить задачу и называть слово из группы, начинающее на определенную букву.

 «Наоборот». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением (добрый-злой, вежливый -грубый, высокий –низкий, вперед - назад, верх -низ, вправо -влево, день –ночь и т. д.). Можно усложнить игру и придумывать словосочетания: умный друг – глупый враг, тихий плач, радостная встреча, светлый день, темное прошлое, слабый мороз и т.д.

«Подбери похожее слово». Взрослый произносит слово или сочетание слов, а ребенок называет слова с похожим значением. Например, дерево не только стоит, но и растет, тянется к солнцу. 

«Комплименты». Полезная игра, суть которой заключается в следующем: определяется игрушка, которую ребенок должен «порадовать» – сказать как можно больше комплиментов. Называя достоинства игрушки, желательно перечислять не только признаки (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и употреблять сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).

«Меткое слово». Народные пословицы и поговорки – прекрасное выразительное средство. Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Обсуждая ежедневно по пословице (например, «Возьми книгу в руки – и не будет скуки», «Маленькое дело лучше большего безделья», «Не бросай друга в беде») ребенок не только обогатит свой словарный запас, но и научится делать собственные выводы.

Следуйте этим простым идеям – и, возможно, скоро словарный запас ребенка превысит ваш собственный!

iqsha.ru

Развитие словарного запаса у детей шести—семи лет - Логопед - Методкабинет - Статьи

Консультация для родителей

 

 

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-«паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к шести—семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

 

Игра «По дороге домой»

Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

 

Упражнение «Что я загадал?»

Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

 

Упражнение «Загадай — мы отгадаем»

Составление детьми загадок-описаний.

 

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов («Почему цветок — подснежник, а гриб — подберезовик?»).

Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.

 

Упражнение «Скажи „наоборот"»

Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — идти, война — мир и т. д.

 

Упражнение «Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый — озорной — смешной и т.д.

 

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

 

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

 

Играем и развиваем грамматический строй речи

 

Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

 

«Из чего сделано?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Например: Рукавички из меха — меховые. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя — хрустальная.

 

 

«Чей хвост?»

Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? — Заячий».

 

«Скажи „наоборот"»

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама просит его подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребенка представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать; показать ладони; открыть рот; опустить руки; поймать мяч; согнуть руки; положить ручку; отодвинуть стул. (И т. п.)

Если подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия „наоборот"» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

 

«Бывает - не бывает»

Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать.

Взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов:

Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит.

 

«Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).

• Рыбка к камню... (отплыла или подплыла), от берега... (переплыла или отплыла), всю реку… (вплыла или переплыла)?

• Бабочка к цветку... (отлетела или подлетела), с ветки на цветок... (облетела или перелетела), вокруг капусты... (влетела или облетела), в комнату... (подлетела или влетела)?

глагол.

 

Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!

 

 

mdou2.moy.su

- Приемная Школьного Логопеда

Как увеличить словарный запас ребёнка?  

Возможно, ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у ребёнка, которое будет происходить не только благодаря повседневному общению в семье или занятиям с логопедом, но и на уроках.

Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку или мультик, который увидел по телевизору.

Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить. Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.

Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть вдвоём, всем классом, в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.

Упражнения для развития речи (рекомендуются для детей с 4-6 лет; каждая игра может быть предложена в более или менее сложной форме)

Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совершенствовать речевой аппарат.В чистоговорках отрабатываются «проблемные звуки. («Шесть мышат в камышах шуршат»).  

Подбери определение. Это упражнение увеличивает объём прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребёнок рассматривает. Например, спросите: «Мяч какой?» Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребёнок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений.Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребёнок запоминает названные вами слова.Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что мы можем сказать: «мягкое»; «твёрдое и тяжёлое»; «течёт»?).

Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако, даётся более развёрнутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к её подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадай, что это?»). Важно, чтобы сам ребёнок пробовал давать определения – это учит формулировать мысли.

Если ребёнок уже читает, попробуёте таким образом составлять простые кроссворды.

Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз.

Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребёнок – предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево – берёза, дуб,..»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовёт больше. Другая форма этого занятия – игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имён девочек:…». Координация движениё детей 7-8-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мячом о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребёнок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.  

Аналогии – упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребёнка, как правильно закончить фразу: «Из яблока – яблочный, из яйца - …», «У собаки будка, у белки - …».

Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выражения собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лёд и снег; лёд и стекло; снег и вата..?»).

Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребёнок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.

Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребёнок догадывается, как сказать наоборот («Светлый - …, медленный - …»).

Закончи предложение. Ребёнок отыскивает соответствующее слово, чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным, блестящим…»).

Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий – предложение нужно завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом…»).

Подбери родственные слова. Кто вспомнит больше однокоренных слов («Булка – булочка – булочная – булочник»).

Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое-нибудь слово («Лошадь – лошадка, лошадёнка, лошадушка…»).

Попробуйте сочинять вместе сказку: «Я начну, ты продолжай».

Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребёнок повторяет за ним «эхом» - таким образом ребёнок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.

Рассмотри в подзорную трубу. Предложите ребёнку свернуть ладошку в подзорную трубу» и рассмотреть через неё какую-нибудь картину, репродукцию с расстояния не менее метра и рассказать, что он видит. Взгляд через кулачок выхватывает отдельные детали изображения, помогая сосредоточить внимание на конкретном моменте. («Я вижу ворону, она стоит на траве, ищет что-то на земле…»). Это задание достаточно сложно для детей с малым словарным запасом, поэтому подбадривайте ребёнка, помогайте.

Цепочка. Аналог игры в «Города» - каждое новое слово начинается с того звука, на который закончилось предыдущее, но тематика слов неограниченна, можно называть любые существительные.

Рассмотрите вместе какую-нибудь сюжетную картинку, побуждающую к рассуждению. Обсудите «проблемные вопросы»; ребёнок должен установить определённые логические взаимосвязи (например, почему у мамы бывают грустные глаза; почему заплакал малыш…). Можно обсудить какую-нибудь прочитанную историю.

Составь слова. Предложите из ограниченного набора букв (или из длинного слова) сложить как можно больше новых слов.  

logoped86minsk.ucoz.net

10 способов увеличить словарный запас

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков.  Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование: суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.Глаза-глазки-глазик-глазищи.Кот-котик-котище.Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество. Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:«Сначала я обсупился,А дедушка насупился.Потом я обтворожился,А дедушка встревожился.А после я обчаился,А дедушка отчаялся...»

4. Работать со словарём в картинках. Открываем словарь, придумываем задание и листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу. Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось найти ингредиенты. Что положим в котёл? 

5. Правило Монтессори. Даже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка». «Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.

6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой». Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение: рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка. О том, как приучить ребенка к ежедневному чтению, можете почитать здесь.

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.Стол-столик-столовая-столешница.Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-глазной.

Обычно под расширением словарного запаса понимают увеличение числа знакомых существительных. При этом практически у любого билингва проблемы с употреблением глаголов и прилагательных, т.е. дети годами используют простейшие глаголы: быть, идти, хотеть; простейшие прилагательные — хороший, красивый, маленький. Поэтому в играх и упражнениях не забывайте отрабатывать и эти части речи :)

2lingual.livejournal.com

Как увеличить словарный запас ребенка - Развитие речи у дитей

Как расширить словарный запас ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы его малыш был на шаг впереди своих сверстников, был более коммуникабелен и успешен. Важную роль в развитии ребенка играет то количество слов, которыми он способен оперировать. Другими словами хороший словарный запас способствует развитию других навыков, одним из которых является самостоятельное чтение книг. Как же увеличить словарный запас ребенка? На что еще он оказывает влияние? Узнаете дальше...

Несомненно, взрослые играют важную роль в процессе познания ребенком окружающего мира, в том числе увеличения его словарно запаса. Родители должны поощрять любознательность своего малыша, читать больше книг, общаться со своим чадом. Используя незнакомые слова, необходимо объяснять ребенку их значение.

А теперь немного математики - количество слов, которые знает ребенок, прямо пропорционально количеству слов используемых родителями в повседневной жизни и общении. Быть изобретательнее в диалогах, отходить от разговорных шаблонов – вот задачка для взрослых.

Имея большой словарный запас ребенок:

• в дальнейшем имеет лучшую общую успеваемость по предметам

• легче научиться читать

• большей информацией сможет оперировать

• лучше думает, учится новому и познает окружающий мир

Несколько правил, которые помогут родителям научить малыша новым словам:

  1. Следуйте за ребенком и не навязывайте слова через силу. - Если он интересуется машиной, вводите новые слова, которые относятся к объекту его пристального внимания – «быстрая», «толкать», «поворачивать» и т.д.
  2. Женский журнал "Charm Lady" напоминает: Запомните что ребенку необходимо услышать слово несколько раз, прежде чем он начнет его использовать. – На самом деле ребенок понимает намного больше слов, чем может произнести. Регулярное использование родителями одних и тех же слов дает возможность малышу слышать их чаще, что способствует самостоятельному их воспроизведению.
  3. Не бомбардируйте ребенка словами. – Не приставайте к малышу с постоянными разговорами, ведь количество слов должно соответствовать этапу развития ребенка. Его развитие должно быть сбалансированным, в том числе и физически. Разговаривая с дитем, не торопитесь, позвольте ему подумать и ответить вам своим доступным ему способом. Ведите диалог.
  4. Действия говорят громче, чем слова. – Если вы сопровождаете свои слова действиями, мимикой, жестами и интонацией, это поможет ребенку легче понять смысл слов. Так, объясняя малышу слово «усталый», можно принять соответствующую позу, сделать усталый голос и вялые жесты. Малыш все поймет.

Первое слово, сказанное малышом, всегда вызывает бурю родительских эмоций. Казалось бы, сказал «мама», а остальное дело времени. Однако без родительской поддержки и внимания развитие ребенка может сильно замедлиться. Постоянный контакт и общение родителей со своим чадом будет естественным образом пополнять его словарный запас. И если малыш не станет вундеркиндом, то уж точно поступит в свое первое учебное учреждение для «продвинутых» детей.

portal-od.com

Лучшие игры для расширения словарного запаса у ребёнка

Название игры Как играть

Объясни слово

Ребёнок загадывает предмет и описывает его без использования однокоренных слов. Остальные отгадывают. Затем меняются местами. К примеру, он сладкий, внутри алый и много черных семечек, а сверху полосатый и зеленый (арбуз).

Поводырь

Во время прогулки мама закрывает глаза, а малыш пытается объяснить, что видит вокруг. Задавайте ему вопросы: «А какое это дерево? Опиши его? А что за человек идёт навстречу? Как он выглядит?».

Кто последний?

Эта игра хороша в качестве дорожной, а также подойдёт для занятий на улице, в поликлинике, в очереди в магазине. Тему можно выбрать любую. По очереди называйте предметы, относящиеся к ней. Кто последний назовет, тот и выиграл. К примеру, перечисляем предметы, относящиеся к одежде: рубашка, майка, трусы, шорты и.т.д.

Ассоциации

По очереди называйте любые предметы и явления, которые связаны ассоциативно. Например, ребёнок говорит «туча», вы – «дождь». Он подбирает ассоциацию к слову «дождь» - «молния», а вы можете сказать уже «куртка» и т.д.

Третий-лишний

Вы называете три предмета, из которых один – лишний. Малыш должен найти этот предмет и объяснить, почему. К примеру, яблоко, груша, капуста. Капуста – лишняя, потому что овощ, а остальные – фрукты.

Человек и ассоциации

Вы загадываете любого хорошо знакомого вам обоим человека и говорите только, кто это - мужчина или женщина. А затем ребёнок задает вопросы: «Если бы он был деревом?». Ориентируясь на свои ассоциации, вы отвечаете, какое это дерево, например, липа или береза, или дуб. Дальше следуют и другие вопросы: Если бы был посудой? Если бы был цветком? Если бы был мебелью? Одеждой? И т.д. Задача ребёнка – отгадать человека. Затем – наоборот. Игра не только расширяет словарный запас, но и учит мыслить образами, правда подходит для детей младшего школьного возраста и старше.

Подбери слово

Ребёнок придумывает любой предмет, и вы по очереди подбираете к нему качество. Например, мяч какой? Красный, жёлтый, резиновый, круглый и.т.д. Кто не сможет подобрать слово, тот и проиграл.

Сочиним сказку

По очереди придумываете историю. Каждый добавляет по одной фразе. Интересно, что же получится?

Ещё один вариант: вы даёте ребёнку несколько готовых слов (5-7), а он, используя их, должен придумать историю.

Найди предмет на этот цвет

Игра, в которую можно играть практически везде. Вы загадываете цвет и просите ребёнка найти определенное количество предметов этой расцветки. К примеру, «найди 7 предметов красного. Раз, два, три – говори!». После чего малыш должен четко назвать эти предметы.

Синонимы-антонимы

Первый вариант игры – с помощью синонимов. Загадываете какое-то слово и подбираете по очереди, как можно больше синонимов, например, игра: занятие, увлечение, приключение, забава и т.д.

Второй вариант – с помощью антонимов. Загадываете слова и подбираете антонимы: зима - лето, вода – суша, радость – скука.

Найди больше

Игра не только расширяет словарный запас ребёнка, но и учит понятию «большой-маленький», а также сравнению величин. Найдите какой-то маленький предмет, например, камушек. Пусть это будет точкой отсчета. По очереди каждый называет предмет, который ещё больше. Например, камушек – ведёрко – площадка – дом.

Звери и дети

Вы называете животное, ребёнок – его детеныша. И наоборот. Победит тот, кто не ошибётся.

Один или много?

Называете любой предмет в единственном числе. Задача ребёнка – назвать во множественном. Например, свёкла – свёклы, носок – носки. И наоборот, сделать из множественного – единственное. Можно усложнять задачу, называя слова, которые употребляются лишь в единственном или во множественном числе, например, человек, весы.

detstrana.ru