Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что должен уметь ребенок к 6 годам? Что должен уметь ребенок к 6 годам


Что должен уметь ребенок в 6 лет: навыки самообслуживания

Взрослея, ребенок глубже познает мир и ощущает себя его частью.

С каждым днем у него появляется больше знаний, умений и навыков. И если в первые дни жизни малыш умел лишь «агукать», то к 6 годам – это уже маленький, но вполне взрослый человек.

В таком возрасте отпрыск уже вполне самостоятельный, он учится все больше и больше вещей делать сам. Например, уже совсем несложным заданием для него стало приготовление завтрака. Как минимум, насыпать в тарелку хлопья и залить их молоком чадо вполне сумеет, и это доставит ему немало удовольствия.

Развитие навыков самообслуживания

Как правило, родители относятся к растущей самостоятельности своего ребенка двойственно. Они рады, что отпрыск уже может сам одеться, но переживают, что он в любой момент может сбежать играть на улицу с друзьями – ведь мамина помощь ему теперь не нужна. Умение заботиться о себе – неотъемлемая составляющая социально-личностного развития ребенка.

Самообслуживание шестилетки

Когда ребенок становится относительно взрослым, лет в 6, он продолжает учиться самообслуживанию. Только теперь основные силы бросаются не на познание чего-то нового, а на усовершенствование и усложнение уже освоенных навыков.

В этом возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это помогает повысить чувство ответственности и осознания значения своего труда. Так у чада вырабатывается понятие, что в жизни для достижения результата нужно приложить усилия.

Мама Лариса с форума UAUA.info воодушевленно рассказывает: «Я была в гостях и была просто поражена навыками  7-летней девочки. Она сама может поставить чайник, ребенок моется и даже голову моет сама (!), родители даже в ванную не заходят. Больше всего меня поразило то, что она сама себе собирала одежду на завтрашний школьный праздник. Моему сыну – 6,5. Он до сих пор одевается с папиной помощью, подсказками, когда надеть свитер, и на какую ногу надеть сапог. Умывается разве что из-под палки».

Своей историей поделилась и мама Ира: «Сыну – 6 лет. Пожалуй, чайник он бы согласился поставить, но я сама ему этого еще не разрешаю. Одевается… в зависимости от ситуации. Утром в школу приходится на него все самой надевать: он утверждает, что не умеет надевать носки или курточку застегивать. Зато как на улицу к друзьям бежит – так сам всё за 5 минут надевает. Мыться может сам, но только, если есть настроение. В общем, ребенок у меня самостоятельный, но многое зависит от его настроения».

Читай также: Мамы UAUA.info обсуждают, отличаются ли навыки самообслуживания у девочек и мальчиков

Действия родителей

Мама с папой продолжают учить ребенка навыкам самообслуживания, но теперь они демонстрируют, как можно выполнить поставленную задачу лучше и проще. При этом важно помнить о самостоятельности чада, поэтому обозначьте границы своим советам.

Наблюдайте за действиями отпрыска, старайтесь научить его проверять самого себя: правильно ли он оделся или тщательно ли почистил зубы, хорошо ли вымыл тарелку.

Не оставляйте ребенка одного, пока он практикуется в своих навыках. Расскажите, почему нельзя самостоятельно включать плиту или резать мясо, говорите о безопасности

Сейчас важно закрепить самостоятельность у ребенка. Дайте ему понять, насколько важны аккуратность и добросовестность в формировании взрослых навыков самообслуживания. Разрешайте и поощряйте его стремления помогать другим в этом виде деятельности.

Мотивируйте смысл оказания помощи другим людям. Например, поблагодарите чадо за то, что он поправил Вам прическу: «Спасибо тебе, а то у меня был такой неаккуратный вид».

Продолжайте работу над тем, чтобы ребенок каждую вещь клал на свое место и убирал  по местам игрушки. Напоминайте ему об этих обязанностях. Говорите, что без его помощи в квартире будет грязно и неубрано, а с таким помощником маме гораздо легче. Если просьбы и напоминания не помогают, настоятельно требуйте от него таких действий – это приучит отпрыска к порядку и самостоятельности.

Приучайте ребенка бережно относиться к своим вещам: чинить сломанные игрушки, чистить одежду, обувь. Объясните, что такое бережное отношение к вещам необходимо не только потому, что нужно быть опрятным, но и потому, что он уважает труд родителей, которые много работали, чтобы подарить ему ту или иную вещь.

Важная роль родителей

Поощряйте свое чадо в стремлении к самостоятельности. Хвалите ребенка, что бы он ни делал, и  насколько хорошо бы у него это ни получалось.

Не нужно спешить на помощь, если у отпрыска что-то не получается. Дайте ему возможность попробовать самому столько раз, сколько потребуется. Не торопите его, если он к чему-то не готов.

Виктор Тимофеев, детский психолог: «Когда у ребенка формируются или совершенствуются навыки самообслуживания, похвала гораздо важнее, чем порицание. Очень важно в 6 лет закреплять «пройденный материал» умений и знаний ребенка. Если в этом возрасте только начать приучать его к самостоятельности и самообслуживанию, велика вероятность, что ребенок еще долго будет нуждаться в вашей помощи. Не нужно бросаться помогать ребенку одеться, если у него не получается надеть штанишки. Лучше похвалите его за старания и подскажите, как это можно сделать быстрее и легче».

Относитесь с пониманием, если в ванной наступит хаос из-за самостоятельной попытки ребенка помыть голову. Родительская терпимость понадобится чаду и в его способности одеваться. Не нужно истерично смеяться, если увидите дочь в розовой водолазке, красной юбке, джинсах и шлепках. Придет время – и она научится одеваться правильно.

Не оставляйте ребенка одного, пока он практикуется в своих навыках. Четко очертите границы дозволенного. Расскажите, почему нельзя самостоятельно включать плиту или резать мясо – объясняя, опирайтесь на небезопасность. Скорее всего, запреты ему не понравятся, но со временем чаду придется смириться с установленными првилами.

Не переживайте, если у ребенка сейчас что-то не получается. Пройдет совсем немного времени – и его навыки значительно улучшаться. Вы и оглянуться не успеете, как он уже будет стирать, готовить ужин и водить машину. А пока наслаждайтесь, что он – маленький мамин помощник.

Успехов вам в развитии детской самостоятельности и аккуратности!

Читай также: Развитие детей младшего школьного возраста: что надо знать родителям

Загрузка...

www.uaua.info

Что должен уметь ребенок к 6 годам? — Детский сад №140 Красноярск

Основной особенностью шестилеток является их физическая активность: бег, прыжки, подвижные игры – все это очень им свойственно и нормально. Движения ребенка в 6 лет уже отличаются четкостью и меткостью, он может сосредоточиться и выполнить, например, точный бросок мяча в сетку. Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.

Очень важно, чтобы ребенок много гулял и общался  с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность.Ребенка в 6 лет можно назвать наблюдателем: он может заметить даже самую незначительную деталь, которую взрослый запросто проигнорирует. Но в то же время, далеко не все из увиденного ребенок может понять в силу возраста.

Продолжает шестилетка и подражание взрослым, поэтому следите за собой и своими словами – он все схватывает на лету. Не давайте ребенку 6-ти лет противоречивой информации, не заставляйте делать сразу два дела одновременно, не чередуйте задания слишком быстро – он еще не в состоянии быстро переключаться с одного на другое, а если запрещаете ему что-то, то другой взрослый не должен ему это разрешать.

                    Что должен уметь ребенок к 6 годам:

   Внимание:

— Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

-Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

-Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

— Копировать в точности узор или движение.

— Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей сложить руки на столе; если услышал название предмета для спортаположил руки на плечи и т.п.

   Математика:

— Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,

— Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и  Что должен уметь ребенок к 6 годам:

— Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.

-Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

-Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

— Копировать в точности узор или движение.

— Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей сложить руки на столе; если услышал название предмета для спортаположил руки на плечи и т.п.

 

— Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «

— Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и  вычитание.

— Как пользоваться арифметическими знаками действий.

-Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

-Состав чисел первого десятка.

-Прямой и обратный порядок числового ряда.

-Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

-Название текущего месяца, последовательность дней недели.

   Память;

-Запоминать 8-10 картинок.

-Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся над облаками, два спустились за руч ей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с  курицей пьют чай на улице»).

—  Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).

-Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

-Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

— Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то  один…», «Если река глубже ручья, то ручей…»

и т. д.

-Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».

-Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стои т на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?»

–и т. д.

-Определять последовательность событий.

   Мышление:

-Находить и объяснять несоответствия на рисунках.  Находить и объяснять отличия между предметами и явлени ями.

-Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

-Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

-Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

-Вырезать ножницами сложную фигуру по  контуру, нарисованному на листе бумаги.

-Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

-Складывать пазлы без посторонней помощи.

-Мелкая моторика.

-Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в  зави симости от формы изображенного предмета.

-Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.

-Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

-Ориентироваться в тетради в  клетку или в линейку.

   Развитие речи:

-Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, и т. д.

-Быстро образовывать новые словосочет

ания. Например: шапка из меха | меховая шапка и

т.д.

-Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.

-Выразительно исполнять стихи, с разной ин тонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

   Окр

sadik140.ru

Что должен уметь ребенок к 6 годам

Что должен уметь ребенок к 6 годам

Для ребенка 6 лет – особый возраст, когда детство становится уже не таким беззаботным, как раньше, ведь в его жизни грядет ряд перемен, самая главная из которых – знакомство со школой. Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет, каково его физическое развитие и на что следует обратить особое внимание родителям – обо всем по порядку.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Основной особенностью шестилеток является их физическая активность: бег, прыжки, подвижные игры – все это очень им свойственно и нормально. Движения ребенка в 6 лет уже отличаются четкостью и меткостью, он может сосредоточиться и выполнить, например, точный бросок мяча в сетку.

В 6 лет у ребенка начинают развиваться мышцы на руках и ногах. Нужно дозировать занятия физкультурой, чтобы ребенок не перегружался.

Важным показателем того, что ребенок повзрослел и физически развит для школы является выпадение молочных зубов и прорезывание им на смену коренных.

Продолжайте следить за здоровьем своего ребенка. Правильное питание, режим, полноценный отдых, занятия спортом – залог здоровья. Обратите особое внимание на зрение и осанку ребенка 6-ти лет – помещение, где он занимается должно быть светлым и проветренным, а мебель подобрана в соответствии с его ростом – ноги должны доставать до пола, а спина не должна выгибаться дугой. Также обязательно перед школой пройдите медосмотр, чтобы опытные врачи сказали, готов ли ребенок к школьным нагрузкам.

Ребенок становится более выносливым. Вспомните: кажется, совсем еще недавно, пройдя пятьсот метров, он начинал хныкать и капризничать и даже проситься по привычке на руки. А теперь вы можете ходить с ребенком очень далеко: например, пройтись по магазинам (и даже попросить помочь что-то поднести), или поехать на дачу и от станции до дачного поселка пройти два-три (а то и больше) километра.

Ребенок этого возраста лучше, чем прежде, владеет своим телом; он легко лазает по лестницам, ходит по бревну, перепрыгивает через невысокую скамейку. У него хорошая координация движений: получается более точный бросок мячом, довольно легко он набрасывает кольцо на гвоздик и порой соперничает в таких играх с вами.

Ребенок должен много гулять и общаться с другими детьми, причем не только с ровесниками, но и со старшими и младшими. От старших детей он многому учится, младших уже кое-чему учит сам. Для него это ново. Ваш ребенок, поучая малыша, невольно чувствует определенную ответственность.^ Ребенка в 6 лет можно назвать наблюдателем: он может заметить даже самую незначительную деталь, которую взрослый запросто проигнорирует. Но в то же время, далеко не все из увиденного ребенок может понять в силу возраста.

Продолжает шестилетка и подражание взрослым, поэтому следите за собой и своими словами – он все схватывает на лету. Не давайте ребенку 6-ти лет противоречивой информации, не заставляйте делать сразу два дела одновременно, не чередуйте задания слишком быстро – он еще не в состоянии быстро переключаться с одного на другое, а если запрещаете ему что-то, то другой взрослый не должен ему это разрешать.

Так как ребенок в 6 лет хорошо запоминает разную информацию, желательно изучать иностранные языки, а также разнообразные стихи и песни – это послужит дополнительной тренировкой памяти, но не переусердствуйте: обучение лучше проводить в игровой форме, а занятия не должны быть длинными. Но в тоже время обратите внимание на то, что в 6 лет ребенок должен уметь держать внимание на протяжении 20 минут.

В 6 лет ребенок должен уметь называть числа в прямом и обратном порядке, решать несложные задачи на сложение и вычитание, использовать знаки «больше/меньше» при сравнении чисел, ориентироваться на листе бумаги, определять не только время года и суток, но и по часам. Также ребенок в 6 лет должен обладать элементарными знаниями об окружающей среде: живой и неживой природе, должен уметь обобщать и классифицировать, выделять из потока информации главное.

Часто родители с удивлением и гордостью отмечают, какой их шестилетка становится смышленый: он начинает здраво рассуждать, анализировать окружающий мир и выражать свое к нему отношение. Но в то же время ребенок и в 6 лет продолжает задавать массу вопросов «почему?». На вопросы, как и прежде, следует терпеливо и доходчиво отвечать – пусть интерес к окружающему миру у ребенка не иссякнет.

Важным моментом при подготовке ребенка 6-ти лет к школе является развитие его речи. В этом возрасте ребенок должен уметь называть обобщающими словами предметы, правильно ставить существительное в форму единственного и множественного числа, использовать синонимы и антонимы, предлоги, поддерживать разговор, составлять рассказ из картинок, знать наизусть несколько стихотворений. Ребенок должен правильно произносить все звуки, использовать интонацию в речи, составлять предложения из 5-6 слов, согласовывая их по родам и падежам. Если на этапе подготовки к школе вы заметили, что у ребенка есть проблемы с речью – обратитесь за помощью к логопеду.^ В 6 лет ребенок совершает шаг вверх по социальной лестнице развития – становится школьником. Это очень важный процесс, ребенок остро чувствует разницу между собой теперешним и пятилетним: дети в детском саду кажутся ему малышами, а сам он ощущает себя взрослым. Но в то же время это еще и сложный психологический переход: ребенку предстоит адаптация в новом коллективе, знакомство с новыми правилами жизни. Ему предстоит научиться жить по расписанию, готовить уроки, быть более организованным и ответственным.

Ребенок в 6 лет, обычно, очень общителен и непосредственен. Поэтому обязательно расскажите ему об опасностях, которые могут поджидать его в новой «взрослой» жизни, например, как вести себя с незнакомым человеком, как соблюдать правила дорожного движения, как обезопасить себя в быту.

^

Большая подвижка произошла в пополнении запаса слов. Количество слов, известных вашему ребенку, доходит до 5 тысяч, а у некоторых детей и больше. Как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.

При обучении и школе ребенку необходимо владеть правильной, хорошо развитой речью. Это включает в себя, прежде всего, правильное произношение звуков.

^

Умение слушать и разговари-вать - абсолютно необходимое для школьника качество.Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге н магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.

^

Хорошо, если еще до школы у ребенка удастся выработать привычку опрятности, умение следить за собой. Для этого, приходя из детского садика, с прогулки, переодеваться в домашнюю одежду, самостоятельно, аккуратно складывая свои вещи.

Дайте ребенку постоянное домашнее поручение, требующее повседневного внимания: полив цветов, уборка игрушек, кормление животных, накрывать на стол и т. д. Важно, чтобы это поручение было именно для ребенка, чтобы родители не спешили выполнить за него то, что он забыл или не захотел сделать.

Если ребенок приучен к такой работе, то он обычно без особых трудностей сможет оставить интересную игру и перейти без особых напоминаний к урокам, не забудет, придя домой, данное учителем задание, будет более внимателен на уроке.

^

Если в 3-4 года половые различия у детей в общем строении тела еще практически незаметны, то в 6-7 лет они уже хорошо видны. Отличия эти и и своеобразном разлитии мускулатуры и костной системы, и в распределении подкожной жировой клетчатки, и в характере движений (для мальчиков более характерны резкость, стремительность, для девочек - мягкость и плавность). Мальчики уже больше "кочевники и охотники", а девочки - "хранительницы очага", для которых характерен "стационарный" образ жизни; вы поступите правильно, если будете впредь развивать и подчеркивать эти отличительные качества. И, конечно же, - использовать. Мальчик всегда охотнее принесет или отнесет то, что вы попросите. Девочка с удовольствием поможет на кухне.

zanny.ru

Что должен уметь ребенок в 6 лет?

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Вот, далеко не все, что может и должен уметь ребенок в 6 лет:

Развитие внимания

К  шести  годам  ребёнок  может выполнять задание, не отвлекаясь 15 - 20 минут;

находить 5 – 6 отличий между предметами;удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов;находить одинаковые предметы, отрезки, фигуры;способен научиться выполнять самостоятельно задания по  предложенному образцу и копировать в точности узор или движение;

может заметить и описать настроение и эмоции собеседника. Не только более простые,  - такие, как злость или радость,- но более сложные: гордость и растерянность, грусть и тд...

Память и мышление

Шестилетний ребёнок умеет запоминать не менее 7 – 8 предложенных предметов или названных слов;запоминать и рассказывать с выражением стихотворения, потешки, загадки;пересказывать близко к тексту рассказы или сказки, давая характеристики действующим лицам и анализируя их поступки;рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки, описывая не только действующих лиц, но и погоду и природу;запоминает ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух; запоминает и повторяет фразы, состоящие из 7 – 8 слов; рассказывает о событиях своей жизни, вспоминая все подробности и, к сожалению, цитирует рекламу из телевизора, поэтому лучше избавить детей от прослушивания бессмысленной информации.

К шести годам ребёнок умеет

выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;классифицировать предметы и понятия; находить закономерности,  последовательности, вычленять лишнее, дорисовывать недостающее, т.е. умеет:объединять предметы в группы по определённым признакам;называть группы предметов обобщающим словом; находить в группах предметы, имеющие  общие или отличные признаки; подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой; решает простые логические задачи;выстраивает логический ряд из фигур слов или цифр.

Все это относится и к математике: 

К шести годам ребёнок умеет считать до 10 и больше в обе стороны;правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливая, какое число больше другого;уравнивает неравное число предметов двумя способами;сравнивает до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимает соотношения между ними; может решать задачи не только на сумму или увеличение и уменьшение числа предметов, но и на сравнение количества предметов в пределах 10; может подряд решить до десяти простых примеров;может самостоятельно разбирать и решать простые задачи в 2 — 3 действия, например такую: Мишки по лесу бежали,-Два присели отдохнуть,Пять пропали, два отстали,Трое продолжали путь.Сколько было их вначале?Может,  скажет кто-нибудь?

У шестилетнего ребенка уже достаточно развито пространственное мышление:

он различает геометрические фигуры;выражает словами местонахождения предмета по отношению к себе, к другим предметам;ориентируется на листе бумаги, различая правые и левые,  верхние и нижние углы и середину,может найти нужную строчку, например: третью сверху;может перерисовать заданный рисунок, уменьшая или увеличивая его размер; может нарисовать план комнаты, детской площадки или дорогу домой.

Мелкая моторика

Шестилетний ребёнок свободно владеет карандашом и кистью при разных приёмах рисования;изображает в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;штрихует или раскрашивает рисунки, не выходя за контуры;ориентируется в тетради в клетку или в линию;передаёт в рисунке форму предмета, пропорции, расположение частей;копирует простейшие рисунки.

Развитие речи

Шестилетний ребёнок правильно произносит все звуки;употребляет в речи простые и сложные предложения;пользуется прямой и косвенной речью;поддерживает непринуждённую беседу;составляет небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым;последовательно и выразительно пересказывает  небольшие литературные произведения;определяет место нужного звука в слове.

Окружающий мир

К шести годам ребёнок знает своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы своей Родины;знает название профессий, объясняет, чем занимаются люди этих профессий;знает основные правила дорожного движения;знает последовательность времён года;помнит названия месяцев и дней недели; знает, что в неделе 7 дней и 2 выходных;различает и называет деревья, кустарники по листьям и плодам;знает из чего сделаны большинство окружающих его предметов;знает множество животных, где они живут и чем питаются, какие из них - домашние, а какие - дикие;не забыл, что мама цыпленка -  курица, а сын лошади - не «коненок»;знает не менее дюжины зимующих и перелётных  птиц, таких как: орлы, синицы, ласточки, снегири, голуби, вороны, сороки, совы, филины, галки, скворцы, воробьи и соловьи.

www.vashevse.ru