Как научить детей читать быстрее: несколько эффективных упражнений. Как научить ребенка 6 лет быстро читать
Как научить быстро читать ребенка 7 лет. Как научить. Современный медицинский портал
» Как научить
Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме - в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша
Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.
Как правильно и быстро научить ребенка читать
Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.
Когда учить ребенка читать
Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:
Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.
По какой азбуке учить
Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.
Основные правила техники чтения
Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:
Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях
Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.
Методика Марии Монтессори
Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.
Методика Николая Зайцева
Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.
Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.
Методика Глена Домана
Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:
подходит детям с рождения;
можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
всесторонне развивает;
материал можно сделать и самостоятельно.
Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:
процесс обучения пассивный;
не воспринимается детьми старше трех лет.
С чего начинать учить ребенка читать
Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:
Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
После начального этапа перейдите к звонким согласным.
Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
Складывайте слоги с шипящими.
Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).
Обучение ребенка чтению в игровой форме
Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:
Как учиться читать по слогам
Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.
Уроки чтения по слогам
Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:
Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).
Как научить ребенка читать не по слогам
Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:
Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
Устраните логопедические и другие проблемы.
Как научить ребенка читать по букварю Жуковой
Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:
Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.
На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать. и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.
Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память. внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.
С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению
Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев. они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.
Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.
Когда малыш готов к обучению, он сам начинает интересоваться буквами, что является одним из основных показателей зрелости его мозговых структур.
Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.
Для чего обучаться скорочтению
В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.
Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.
Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.
Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.
Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.
Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.
Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.
Методики обучения быстрому чтению
Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.
Существуют различные методики, дающие возможность раскрыть потенциал ребенка на 100%. К ним относят и методика Марии Монтессори, и мнемотехника, и эйдетика, как составляющая успешного развития ребенка и многое другое.
Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.
Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.
Упражнения для развития быстроты чтения
Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.
Не стоит затягивать занятия более, чем на 15 минут. если это ребенок 6-8 лет, и25-30 минут. если ребенку около 10 лет. За одно занятие необходимо давать выполнять ему не одно какое-то упражнение, а некий комплекс, чтобы задействовать как можно больше мозговых структур.
Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.
Если систематически заниматься, то в практическом плане результаты можно увеличить до нескольких тысяч знаков в минуту у подростков и взрослых и до 300-500 знаков у детей.
Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.
Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.
Вместо заключения
Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.
Используя childage.ru вы принимаете условия ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ. Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. При выявлении первых признаков любых отклонений в здоровье ребенка, а так же в развитии как в физическом, так и в психологическом — требуется обязательное посещение медицинского специалиста. Мы настоятельно рекомендуем не пренебрегать посещениями специалистов детской поликлиники, а так же не советуем самолечение.
Авторские права на размещенные материалы принадлежат редакции интернет-журнала. При перепечатке и использовании материалов, обязательна активная гиперссылка на ChildAge.ru
Развитие навыков беглого чтения младших школьников
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.
Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.
1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.
2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам. Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.
4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.
Чтение чистоговорок.Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Жу-жу-жу - молока дадим ежу.Ло-ло-ло - на улице тепло.Му-му-му - молока кому?Ко-ко-ко - пейте, дети, молоко.
Чтение и четкое проговаривание скороговорок.• Утром, присев на пригорке,Учат сороки скороговорки.• От топота копыт пыль по полю летит.• Шел Егор через двор с топором чинить забор.• Проворонила ворона вороненка.Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.
Чтение скороговорок в темпе.Скороговорки читаются четко в высоком темпе.2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. Упражнения:Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка - посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся - определить, что изменилось.
Игра «Что пропало?».На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало. Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей - восстановить измененную последовательность предметов.Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме. Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.
Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв. В Л О НДля запоминания одной буквы дается 1,5 секунды. В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.Затем переходим к запоминанию слогов.Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду. Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд. Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр.На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.
По такому принципу составляю каждый раз новую пирамидку. Такие пирамидки необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Иногда прошу детей читать пирамидки за определенное время. Задача - правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся. В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.
3. Развитие смысловой догадки.Смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.при использовании этого приема у детей развивается логика, значительно убыстряет процесс чтения.
В своей работе я использую использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения:Чтение слов с пропущенными буквами. К. Ш. А С. Б. КАК. О. О. ИЛ К. Р. ВАС. Л. В. Й С. ОНБ. Г. М. Т В. Р. НА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.
Чтение слов с перепутанными буквами. В начале работы слова с перепутанными буквами дети разгадывают с опорой на цифры: ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5 Далее я усложняю задание, не давая опоры на цифры. Здесь лексическая тема задавалась заранее.Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА
Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.Гроза.Гроза надвига. Огромная лиловая ту. медленно выплыва. из-за ле. Сильный ветер загуд. в выши. Дере. забушева. Крупные кап. дож. резко застуча. по листь. но вот солн. опять засия. Как всё засверка. вокруг. Как пахнет земляни. и гри. Чтение текстов с пропущенными словами.Над городом повисли снеговые. Вечером началась. Снег повалил большими. Холодный ветер выл, как дикий. На конце пустынной и глухой. вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и. ей идти.
Приемы, стимулирующие интерес к чтению:А) Прием щадящего чтения. Он заключается в том, что дети прочитывают несколько строчек, после чего им дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. То, что дети прочитали - мы обсуждаем. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.
Б) Ежедневный само замер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие.
За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия помогают достичь желаемого результата.
Считается, что к шести годам дошкольник уже умеет читать. Но если он это делает так, будто только что научился понимать буквы и не прогрессирует далее, то нужно ему помочь. Это неудобно в первую очередь ему самому. Низкая скорость чтения приводит к тому, что он плохо понимает сам текст и то, о чем в нем говорится.
Существует ли методика?
Перед взрослыми встают серьезные вопросы: «Как научить детей читать быстрее, и есть ли какая-нибудь методика обучения?» Быстрее вовсе не означает высокую скорость, как у взрослого человека. Слишком высокий темп тоже не орошо — ухудшается понимание прочитанного. Оказывается, есть специальный термин — «оптимальное чтение». Это такой темп прочтения, который приближен к разговорному, то есть максимум 150 слов за одну минуту.
Определенные сложности
Чтобы иметь представление, как научить ребенка читать в 6 лет, нужно определить, есть ли у него перечисленные ниже сложности:
Плохо развитые память и внимание — именно они являются своего рода ускорителями процесса чтения. Эти качества нужно обязательно развивать в детях.
Запас слов у малыша невелик. Это означает, что незнакомые слова будут тормозить чтение.
Неспособность охватить своим взглядом одно слово от начала до конца.
Возврат к уже прочитанному. Когда малыш, действуя неосознанно, устремляет взгляд в начало слова, как будто читает его два раза.
Неразвитый артикуляционный аппарат.
Текст сложен для возрастной категории.
Не количество, а качество
Итак, как правильно научить ребенка читать, повышая и темп чтения, и качество понимания. Конечно, помогут упражнения. То есть регулярное их выполнение. Речь идет не о количестве времени, которое затрачивают ежедневно родители на занятия, а об их частоте. Можно занятиям уделять в день полчаса, тогда ребенок просто устанет от них. А можно проводить обучение минут 8-10, но трижды в день.
Делать все вместе
Есть одно замечательное и эффективное упражнение, благодаря которому вопрос о том, как научить детей читать быстрее, сам собой отпадет за ненадобностью. Это так называемое параллельное чтение. Взрослый вслух читает, а ребенок делает то же самое вслед за взрослым, помогая себе тем, что водит пальцем по строкам. Родитель экспериментирует с темпом: то наращивает его, то вновь замедляет. И конечно, интересуется, заметна ли была малышу смена скорости, и в какой момент она произошла.
Несколько упражнений
А как научить детей читать быстрее, если они не любят этот процесс и не верят в собственные силы? Можно попробовать два варианта:
Когда малыш не любит чтение, можно в позитивном ключе попытаться с ним освоить щадящий режим, то есть чтение одной или двух строчек, не более. После чего его нужно обязательно похвалить и дать передохнуть.
Пусть он пробует читать в быту все небольшие фразы типа надписи под кадром, текст рекламы, названия на магазинах, игрушках. Можно использовать записки, например: «Надо убрать игрушки», «Почитай книжку», «Не забудь съесть яблоко». Или оставлять список того, что ему надо сделать.
Очень полезна практика чтения на слух, которая развивает память и внимание. Это разучивание скороговорок, пословиц, коротких стишков. Можно придумать игры в слова и предложения.
Совет взрослым
Родителям важно не только знать, как научить детей читать быстрее, но и хвалить их за это. Работать с детьми нужно регулярно, тогда они будут скоро приятно удивлены. Удачи в обучении!
www.syl.ru
Техника быстрого чтения для детей – совет и рекомендации для родителей
Мир наполнен словами: книги, заметки, сообщения электронной почты – лишь некоторые из примеров. К сожалению, большинство людей, из-за нехватки времени, читают только фрагменты текста. Дети тоже в настоящее время, когда компьютеры и телевизоры празднуют свой триумф, редко увлекаются книгами, имеют небольшой словарный запас, долго вникают и осознают материал, полученный на уроках.
Это все печально, но факт. Мы должны постараться привить нашим детям любовь к книгам.
К сожалению, в большинстве случаев родители не имеют возможности уделить детям время и попрактиковаться в чтении. Так что иногда, даже если ваш сын или дочь увлекаются этим занятием, отсутствие участия родителей в процессе может препятствовать им научиться бегло читать. Родители должны понимать, что способность быстро усваивать информацию также важна. Малыши иногда делают ошибки в чтении, не надо позволять им становиться привычками.
Родители могут многое сделать, чтобы научить своих маленьких учеников воспринимать тексты правильно.
Родители и учителя, которые сталкиваются с проблемами школьников в обучении чтению, очень хорошо знают, как трудно иногда помочь в этой ситуации. Овладение этим навыком является сложной задачей и методика преподавания, широко используемая в школах, не всегда является эффективной и целесообразной.
Есть малыши, которые делают это медленно и с трудом. Поэтому люди иногда задаются вопросом, как научить ребенка читать быстрее без потери смысла отдельных предложений? Несколько советов помогут освоить эти навыки.
Содержание статьи
Вы помните, как ваш малыш научился ходить или ездить на велосипеде? Сколько раз пришлось повторять, и как надоели эти постоянные повторения. Чтение не является естественным для человека процессом, этому он должен учиться. Как и любой навык, этот также требует много повторений. Некоторым это дается легко, а другим сложнее.
Главное – это начать заниматься регулярно вместе с детьми.
Начинать помогать школьнику осваивать это умение надо с анализа этого процесса и поиска ошибок. Послушайте своего малыша, как он читает вслух. Таким образом, вы сможете назвать и определить ошибки, которые он совершает. Если малыш испытывает трудности при произнесении определенных слов, надо обратить его внимание на них и исправить. Поощряйте ребенка обогащать словарный запас. Хвалите каждый раз, когда ваш юный ученик будет использовать новые слова в разговоре.
Занимайтесь с детьми каждый день. Регулярное чтение вслух улучшит также способность говорить, обогатит словарный запас и интерес к книгам. Окружите детей книгами. Они по природе своей любопытны, поэтому красочные, иллюстрированные книги, безусловно, привлекают их внимание.
Вначале они будут, вероятно, только просматривать картинки, но со временем им станет интересно узнать, о чем текст. Доступ к книгам или газетам, детским журналам поможет им найти занятие в пасмурный день или просто в свободное время.
Посетите библиотеку. Узнайте, какие темы им наиболее интересны. Будьте постоянными посетителями в библиотеке.
Стоит обеспечить малышей книгами по разнообразным темам, пусть дома будут книги по многим областям. Убедитесь, что они имеют доступ к энциклопедиям и словарям. Поощряйте использовать их во время обучения, или просто из любопытства.
Поощряйте детский энтузиазм и больше хвалите. Это будет дополнительным стимулом для них в развитии своих способностей. Со временем ваш малыш станет хорошо подготовлен и освоит умение читать бегло и без ошибок.
Увеличивайте словарный запас. Очень важным фактором в развитии быстрого чтения у детей является увеличение словарного запаса, если у человека низкий словарный запас, или как говорят, слабая начитанность, то он сложнее понимает и воспринимает информацию, так как смысл многих слов и фраз ему непонятен.
Произносим вслух и про себя. Когда вы читаете про себя, не произнося слова вслух, вы можете избежать артикуляции и фонетизации. Артикуляция может значительно уменьшить скорость этого процесса, потому что вашим губам и языку нужно немного времени, чтобы произносить слова. Помните, что удаление артикуляции поможет быстро читать, но может оказать негативное влияние на понимание текста. Сложные тексты школьных заданий, лучше произносить слух. А вот художественную литературу желательно осваивать молча.
Чтение фраз, а не слов. Вместо того чтобы читать каждое слово отдельно, надо попробовать сочетать слова в группы, и даже в предложения. Чем больше времени человек проводит на одном слове, тем медленнее он воспринимает информацию. Малыши часто делают длинные паузы между словами и фразами, поэтому процесс занимает у них много времени.
Упражнения для чтения по диагонали. Обучение быстрому чтению включает чтение по диагонали. Конечно, этот метод рассчитан на взрослых и подростков, но малыши могут освоить некоторые элементы этого метода. Попробуйте в виде игры кратко рассмотреть текст до или после того, как его прочитаете. Просто прочитайте несколько слов из отдельных участков и на этой основе попытайтесь угадать смысл текста. Затем прочтите текст. После того как вы просмотрели текст после его прочтения, вам будете легче извлечь ключевые вопросы, содержащиеся в нем.
Упражнение с использованием указки или пальца. Используйте палец в слежении за текстом, как будто малыш только учится читать. Попробуйте перемещать указатель (руку) быстрее. Не забудьте, что указка и взгляд должны перемещаться одновременно в стационарном, постоянном темпе. Перемещение руки вниз по странице должно осуществляться в устойчивом медленном темпе. Следует указать следующую строку, на которой во время чтения должны сосредотачиваться глаза.
Можно накрыть чистым листом бумаги всю страницу книги ниже линии, где ученик читает в данный момент. Читая следующие строки, надо постепенно перемещать лист вниз таким образом, чтобы он всегда был под линией прочитанного текста. Эта методика особенно полезна для тех, кто читает несколько раз одну и ту же строку.
Существует несколько общих правил, позволяющих добиться поставленной цели:
сделайте ежедневным ритуалом чтение книг перед ночным отдыхом. Помните, однако, о спокойных рассказах, которые помогут расслабиться перед сном;
узнайте вкусы ваших малышей, поговорите с ними об их интересах;
дошкольникам понравятся веселые стишки и песенки, тем, кто постарше – сказки и рассказы;
читайте малышам вслух, это позволит им развивать свое воображение и обогатить словарь активными фразами, теми, которые мы используем ежедневно, и пассивными, которые мы используем реже;
дети будут брать пример со своих родителей. Когда они видят, что мама и папа получают удовольствие от журналов или газет, они попытаются подражать;
рассказывайте о своих любимых рассказах детства, предлагайте их. Когда малыш начинает соединять слоги, дайте ему текст с большими буквами и небольшим количеством информации. Радость от того, что он сам только что освоил всю информацию, мобилизует его на дальнейшие усилия;
не забывайте хвалить! Покупайте смешные статьи и комиксы. Иногда достаточно поощрить вашего малыша освоить первые несколько страниц, чтобы он увлекся и сам осилил рассказ до конца;
с первых контактов с текстами ученики должны знать, что они читают для того, чтобы узнать что-то новое, для получения нужной информации. Только тогда они поймут важность этого процесса. Тогда малыши будут любить книги, и это не будет рассматриваться ими как тяжелая работа.
Попробуйте каждую методику быстрого чтения для детей, чтобы увидеть, которая наиболее подходит для вас.
Для некоторых детей быстрое чтение негативно сказывается на степени понимания. По этой причине всегда надо держать правильный баланс между скоростью чтения и пониманием текста.
Понравиласьстатья?
Вам понравилась статья?
Рейтинг из
ДаНет
Спасибо за голос
mjusli.ru
Как научить ребенка быстро читать: советы для родителей
Как научить ребенка быстро и хорошо читать? С этой проблемой сталкиваются многие родители, готовящие своих детей к школе. Не стоит недооценивать эту проблему, перекладывать ответственность на учителей и логопедов. Проблемы, которые могут мешать малышу усваивать текст, могут крыться достаточно глубоко, и без помощи со стороны родителей здесь не обойтись.
Считается, что нормальная скорость чтения про себя - это около 130 слов в минуту. Несколько медленнее, около 110 слов, усваивается при произношении каждого слова вслух - нагрузка на мозг в данном случае больше. Одна из основных причин медленного чтения - это не умение ребенком быстро фокусировать внимание. Избавиться от этого недостатка - дело трудное. Но существуют и другие причины, бытовые, которые решаются достаточно оперативно, если применить несколько простых упражнений. Маленький словарный запас, ограниченное оперативное поле зрения - все эти проблемы преодолеваются через систематические упражнения.
Учим ребенка хорошо читать
Во-первых, нужно понимать, что чтение сегодня понемногу отходит на второй план. Взрослеющему человеку намного интереснее смотреть видео или картинки в книжках, чем осваивать сложные тексты. Нужно обязательно показать малышу, что самостоятельное чтение - это удовольствие, и огромная роль здесь лежит именно на родителях.
На самом деле пристрастить ребенка к чтению совсем не трудно. Нужно лишь показывать ему пример, взять за правило регулярно читать вместе. Можно делать это перед сном, можно разбивать на несколько этапов (по пять-десять минут в течение дня). Эти занятия должны быть интерактивными - непонятные малышу слова или словосочетания нудно растолковывать, чтобы не оставалось белых пятен.
Как научить ребенка быстро читать, если этот навык ему никак не пригождается? Ответ - никак, поэтому нужно всячески привносить чтение в бытовую жизнь семьи. Например, оставлять ребенку послания в виде записок со списком дел на день, отправлять в магазин со списком покупок и т. д. Мало по малу эта практика окажет положительный эффект, причем совершенно безболезненно.
Используем ритм и жужжащее чтение
Весьма эффективный прием, с помощью которого легче будет научить ребенка быстрому чтению, кроется в использовании ритма. Нужно объяснить малышу, что во время чтения он должен взять в руки карандаш и отстукивать им ритм на столе. Также есть альтернативы такому решению - просто включить негромкую музыку. Также очень популярен метод «жужжания», при котором ребенок не просто учиться быстро читать, но и издает монотонные глухие звуки, похожие на жужжание осы. Среди специалистов жужжащее чтение широко практикуется и считается одним из самых эффективных способов побороть артикуляционные проблемы, увеличить объем оперативного поля зрения, избавиться от регрессии (частое забегание глазами в начало текста или повторное прочтение того же самого слова).
Ни один из видов дошкольных занятий не важен так, как научить ребенка быстро и хорошо читать. Владеющий навыком быстрого чтения малыш, не будет отставать от своих сверстников, все науки будут даваться ему легко, а привыкание к новой обстановке пройдет просто и безболезненно.
Похожие статьи
mamalysh.net
Как научить ребенка быстро и правильно читать?
Быстрое чтение и осмысление прочитанного очень важны для ребенка. Это залог его интеллектуальных успехов в будущем, успеваемости в школе, высокого уровня общего развития. О том, как научить ребенка быстро читать, расскажет сегодня логопед Ольга Лавицкая.
Фото: depositphotos.com
Немного о технике чтения
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя:
Смысловую сторону – понимание содержания
Техническую сторону – скорость, правильность и выразительность
В начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:
Способ чтения: слог, слог и слово, слово
Правильность, учитывающая наличие или отсутствие: пропусков, замен, искажений; повторов слов и слогов; ошибок в окончаниях слов; ошибок ударений в словах;
Понимание прочитанного материала, которое оценивается: соответствием интонации знакам препинания; умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
Выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации
В конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты. Показатели нормы следующие:
к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.
Показатели нормы могут существенно отличаться в зависимости от типа учебного заведения.
Почему так важно научить ребенка быстро читать?
Оптимальной считается скорость чтения, практически равная темпу разговорной речи, а это в среднем 120-150 слов в минуту. Если ребенку не удается достичь нормативной скорости чтения, это плохо отражается на его дальнейшей успеваемости по всем предметам. При постоянно возрастающем объеме учебных нагрузок медленное чтение вынуждает тратить множество усилий и лишнего времени на изучение содержания материала.
В процессе чтения развивается и совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. А умственная работоспособность зависит в первую очередь от этих двух показателей. Поэтому процесс интеллектуального развития также зависит от скорости чтения. Навык беглого чтения должен быть сформирован в начальных классах школы, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы дети читали осознанно, правильно и выразительно.
Основные причины медленной скорости чтения:
Низкий уровень оперативной памяти
Низкий уровень концентрации внимания, отсутствие усидчивости
Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению
Отсутствие интереса к процессу чтения
В зависимости от того, что является основной причиной низкой скорости чтения, определяется способ решения проблемы, подбирается наиболее подходящая и эффективная в данном случае методика для того, чтобы научить ребенка быстро читать.
Эффективные способы обучения ребенка быстрому чтению
Решаем проблемы с оперативной памятью
Низкий уровень оперативной памяти значительно влияет на скорость и осознанность чтения. Прочитав 3-4 слова в предложении, первое слово ребенок уже забывает и уловить общий смысл не может.
Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.
Решаем проблемы с концентрацией внимания
При низком уровне концентрации внимания и отсутствии усидчивости необходимо заинтересовать ребенка, изменив форму обучения.
Полезно проводить следующие упражнения:
Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать его ребенка. Следует следить, чтобы ребенок не додумывал окончания слов, а читал их точно. Под контролем он будет стараться внимательно прочитывать каждое слово, придерживаясь заданного взрослым темпа;
Родителям следует постоянно писать ребенку коротенькие записки, составлять списки с поручениями, делать письменные описания местонахождения каких-либо сюрпризов. Это сделает чтение необходимым условием для повседневной жизни;
Несколько раз в день можно читать по 5 минут методом «жужжащего» чтения, когда взрослый и ребенок читают одновременно вслух со средней громкостью разные тексты, каждый со своей скоростью;
Очень эффективно для улучшения техники чтения смотреть диафильмы, в которых красочные картинки сопровождаются коротенькими текстами с достаточно простыми предложениями. Это не утомляет, вызывает интерес, позволяет лучше понять содержание текстов. Фильмоскоп иметь совершенно не обязательно, лучшие диафильмы советских времен можно легко посмотреть в интернете;
На открытой странице книги поручите ребенку найти определенное слово, затем следующее слово или словосочетание. Это способствует более быстрому переходу от слогового чтения к чтению целыми словами. Несколько позже нужно учиться искать в тексте ответы на заданные вопросы.
Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.
Частота занятий — залог успеха
При тренировке техники быстрого чтения более важна не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.
Отрабатывать технику быстрого чтения для детей можно с помощью следующих учебников:
Г.Г. Мисаренко «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
Л.Г. Нагаева «Я умею читать! 100 занимательных игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться читать быстро и правильно»
Т.В. Бокова «Как научиться быстро читать»
Решаем проблемы с объемом оперативного зрения
Расширить объем оперативного поля зрения можно с помощью таблиц Шульте, которые представляют собой квадрат размером 25Х25 см, расчерченный на 25-30 одинаковых ячеек. В каждую ячейку в произвольном порядке вписываются цифры от 1 до 25-30. Ребенок должен молча находить цифры по порядку, указывая на них карандашом.
Более сложным вариантом является написание в ячейках небольшого квадрата с крупной точкой ровно по центру всех букв алфавита. В данном случае задача ребенка — не отрывая взгляда от точки находить и указывать карандашом буквы в алфавитном порядке.
Пополняем словарный запас ребенка
Для того, чтобы словарный запас соответствовал возрасту, нужно своевременно заниматься развитием речи ребенка, с самого раннего возраста читать ему разнообразные книги, больше общаться и играть с ним в развивающие игры, разъяснять значение незнакомых слов. Это поможет научить ребенка быстро читать без особых усилий.
Боремся с регрессией
Если у ребенка присутствуют регрессии – возвратные движения глаз, вынуждающие несколько раз прочитывать одно и то же слово, нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.
Развиваем артикуляционный аппарат
Для развития артикуляционного аппарата и улучшения качества дикции рекомендуется читать скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки быстро и медленно, громко и шепотом, обращая основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.
Решаем проблему дислексии
Дислексия считается серьезным нарушением, при ее диагностировании необходимы регулярные занятия с логопедом.
Консультация специалиста необходима ребенку 6-8 лет в следующих случаях:
Он плохо воспроизводит и различает звуки речи
С трудом запоминает даже очень короткие стихи
Путает порядок следования дней недели, времен года
Не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке
Не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами
С трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево
Не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы
Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок
Предрасположенность к дислексии имеют следующие группы детей:
Выраженные левши, скрытые левши, амбидекстеры – одинаково владеющие и правой и левой рукой;
Кинестетики, воспринимающие ощущения через тактильные прикосновения, в отличие от визуалов, лучше воспринимающих информацию через зрение и аудиалов, лучше запоминающих что-либо на слух;
Дети с задержкой развития устной речи.
Воспитываем интерес к книгам
Основным мотивирующим фактором для улучшения качества и скорости чтения является интерес к книгам. Взрослым нужно с самого раннего детства каждый день читать ребенку детскую литературу, соответствующую возрасту и общему развитию. Только ежедневное самостоятельное чтение в младшем школьном возрасте помогает нормализовать темп и понимание прочитанного. Поэтому для того, чтобы научить ребенка быстро читать, нужно постоянно предлагать ему книги с увлекательными, соответствующими его интересам сюжетами, с красивыми иллюстрациями.
Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама
active-mama.com
Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.
Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? В данной статье Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.
____________________________
Содержание:
1. Как быстро должен научиться читать ребенок?2. Почему обучение быстрому чтению дается не всем?3. Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?
ВидеоРекомендуем прочитать
____________________________
Наверх
Как быстро должен научиться читать ребенок?
В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.
Наверх
Почему обучение быстрому чтению дается не всем?
Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:
Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может).
Внимание – главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае – обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.
Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.
Причина № 3. Низкий словарный запас.
Причина № 4. Регрессия – так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.
Причина № 5. Не развитой артикуляционный аппарат.
Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.
Наверх
Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?
В таком случае, как научиться быстро читать ребенку? Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного:
• Обучение быстрому чтению: шаг первый.
Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.
Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.
• Обучение быстрому чтению: шаг второй.
Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.
Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.
• Обучение быстрому чтению: шаг третий.
Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном.
Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.
• Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.
Осваивайте параллельное чтение.
Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?
• Обучение быстрому чтению: шаг пятый.
Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.
Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.
• Обучение быстрому чтению: шаг шестой.
Тренируйте чтение про себя, а не вслух.
При чтении вслух происходят следующие процессы:
1. глаза читают текст,
2. в мозг идет сигнал,
3. подготавливаются органы речи,
4. текст проговаривается вслух,
5. уши воспринимают,
6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным.
При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» – совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.
• Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.
Игры с ударением.
Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста – главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением.
Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.
• Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.
Спотыкание о согласные.
Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.
• Обучение быстрому чтению: шаг девятый.
Жужжащее чтение.
Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать – она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.
• Обучение быстрому чтению: шаг десятый.
Развивайте зоркость.
Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?
• Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.
Развивайте сообразительность.
Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру:
1. кот – рот,
2. кот – кит,
3. лес – вес,
4. лес - лещ.
Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.
• Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.
Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.
Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой.
Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.
• Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.
Развитие поля зрения.
Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее.
• Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.
Развивайте антиципацию – так называется смысловая догадка.
Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово.
Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.
• Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.
Чтение с закладкой.
При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.
• Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.
Сосредоточение.
Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.
• Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.
Наращивайте слова.
Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:
• Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.
Чтение «канон».
Научиться быстро читать можно с помощью следующего упражнения: два человека читают один и тот же текст, но только второй читает его с опозданием на несколько слов – три-четыре слова. Нужно не сбиться.
• Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.
Чтение сквозь зубы.
Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.
Чтение в сопровождении.
Пусть Ваш ребенок научиться читать со звуковым сопровождением. Для этого просто включите музыку, для начала без слов, потом усложняйте, организовывая чтение под песни.
Ребенку нужно на максимальной скорости читать текст, находя ответы на какие-то вопросы. Такое упражнение научит его находить главное в тексте.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.
Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.
Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.
Семейные игры.
Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.
Чтение согласных.
Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных – подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.
Складывание слов из половинок.
Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.
Чтение с выражением.
Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее.
Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.
Тренируем внимание.
Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.
Очередь.
Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова – абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.
• Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.
Ролевое чтение.
Предложите ребенку читать рассказ в ролях, то есть каждого героя с разной интонацией. К примеру, слова волка – грубо и громко, зайки – тихо и тоненьким голоском.
• Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.
Чтение перевернутого текста.
Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов.
• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.
Набор деформированных предложений.
Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.
• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.
Поиск заданного слова.
Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово – тот победитель. Поощрительные призы – приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.
• Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.
Таблицы Шульте.
По сути – эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача – в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений.
Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным.
Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой.
Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие.
Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало. И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.