Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка говорить букву «р». Как научить ребенка говорить букву р в 6 лет


Как научить ребенка говорить букву «р»?

Первые звуки и слова малыша умиляют родителей, но после нескольких лет «тренировки» неправильное произношение режет слух и настораживает.

Речь у ребенка формируется и развивается поэтапно, где на каждый последующий уровень сложности в речевом развитии отводится свой определенный временной отрезок на изучение и закрепление того или иного звука. Поэтому будет трудно научить ребенка выговаривать сложные звуки, не познакомившись до этого с более простыми. А в два года — малыш точно не сможет четко и правильно выговаривать букву «Р». Но уже в этот период его жизни вы можете начать выполнять упражнения, которые станут отличной основой для правильного и «здорового» произношения звука в будущем.

Шипящие звуки, а так же правильное применение звуков «Р» и «Л» признаны самими сложными для проговаривания. Последние два – осваиваются детками позже всех, иногда уже даже в осознанном возрасте. Принято считать, что оптимальное время для достижения продуктивных результатов в восприятии, запоминании и четкого произношения – возраст пяти – шести лет.

Содержание:

Произношение звука «Р» с отклонением от нормы

Наиболее частыми проблемами с буквой «р» считают:

  • ребенок может просто заменить сложный для него звук «р» на «л», «ы» или «й»: корень – койень, рот-лот, рычать – ычать;
  • изменение окончания в словах с буквой «р»;
  • гортанное произношение звука, что подобно французскому языку. Может быть звук с мягкой вибрацией, как у англичан;
  • буква «Р» может проглатываться в слове или выпадать при озвучивании. Особенно это заметно в словах, где «Р» находится между двумя гласными звуками: баранчик- ба_анчик, барабан – ба_абан, берёза – бе_ёза.

Факторы организма, определяющие сложность произношения звука «Р»

Неразвитая уздечка языка

Стоит отметить, что к одной из причин неправильного произношения ребенком некоторых звуков, в том числе и звука «Р», относится индивидуальное строение уздечки языка. Уздечка может быть короткой, что создаст сложность языку дотянуться к верхнему нёбу. Выявить уздечку, определить уровень её неразвитости и найти решение по ее коррекции (хирургическим вмешательством или разрабатывать с помощью специальных упражнений) может только врач. Поэтому обратиться за первичной консультацией к логопеду стоит.

Слабая подвижность речевого аппарата

Артикуляционный аппарат отлично укрепляется за счет тренировки мышц лица и органов речи. «Гримасничание» лицом – отличный метод для таких целей. Расплывайтесь в улыбке «до ушей», кривляйтесь с ребенком, соревнуйтесь с друг другом у кого длинней язык, скручивайте его трубочкой, покусывайте кончик язычка. Одним словом, создавайте активные движения для всех органов и мышц, что отвечают за качество речи.

Некорректная работа фонематического слуха

Искаженный фонематический слух у ребенка в возрасте 4,6 — 6 лет и старше проявляется в неправильной интерпретации слова ребенком, которое он услышал от взрослого. Ребенок воспроизводит его, путая звуки (звонкие с глухими, мягкие с твердыми). А может и просто пропускать буквы или звуки в словах: дядя – да_да, дудка – тутка.

Значимость дыхания при речевых нагрузках

Четкое и качественное звукообразование зависит так же и от правильного равномерного дыхания. Нарушить такое дыхание могут некорректная работа органов, что влияют на систему воздухоснабжения организма: заложенность носа, увеличенные аденоиды, слабое сердце и сосудистая система, работоспособность легких. Для нормализации речевого дыхания применяется особая гимнастика, которая сочетает в себе переплетение физических упражнений и речевых нагрузок. Обычно, такую гимнастику назначает логопед и лучше ее проводить под его контролем.

Как научить ребенка говорить букву «р»?

Упражнения на постановку звука

Определить причину «коверкания» звука «Р» можно попробовать и самостоятельно. Первое, на что нужно обратить внимание – как ребенок справляется с одиночным произношением буквы. Для этого попросите его порычать как лев или озвучить мотор трактора. В случаи отрицательного результата – тренируем мышцы речевого аппарата для правильной постановки звука специальными упражнениями.

Если кроха с ррры-чанием справился отлично, но в словах слышим «фальш» — тренируем произношения звука в слогах: оро, уру, ара, ру-ро-ра-ри и тд.

Подобные видео Вы без проблем сможете найти на youtube (ищите по слову «логоритмика»). Но лучше из видео брать тексты, а пропевать в основном самому, а не просто включать компьютер или планшет.

А после того, как малыш справился со слогами, подключаем и разучиваем скороговорки, где в словах сочетаются различные комбинации звука «Р» . Для этих целей достаточно разучить две-три скороговорки и на них оттачивать мастерство произношения, например:

  • Испугался грома Рома.Заревел он громче грома.От такого рева громПритаился за бугром
  • Чёрной ночью чёрный котПрыгнул в чёрный дымоход.В дымоходе чернота.Отыщи-ка там кота.

Упражнения для разработки речевого аппарата

Разрабатывать речевой аппарат малыша можно в домашних условиях, используя простые игровые упражнения:

  • Рычать, подражая голосу льва и звуку мотора, а также цокать – как лошадь;
  • Для растяжки подъязычной связки можно попросить ребенка дотянуться языком до бугорков над верхними зубами;
  • Для этих же целей стоит посоревноваться с ребенком, вытягивая язык и пытаясь достать им кончик носа, щеки, подбородок;
  • Также можно двигать высунутым языком, как будто дразнясь, от левого угла рта и к правому, издавая при этом звуки;
  • Открыв ротик, нужно спрятать язык за передние зубки и, будто комарик, произнести «з-з-з-з»;
  • Заранее вымытый большой палец ребенок укладывает под язык и двигает последним по пальчику, чтобы «завести моторчик»;
  • Упражнение «чистка зубов» заключается в том, что ребенок улыбается и одновременно проводит языком по внутренней поверхности зубиков, разрабатывая при этом мышцы язычка;
  • Повысить мышечный тонус поможет игра в кошечку, при которой ребенок должен пить из тарелки молоко или воду языком;
  • Для постановки звука есть веселое и ритмичное упражнение: ротик открыт, язычок ставим у подножья внутренней стороны верхних зубов и быстро и напористо произносим звук «д-д-д». Через пару секунд просим малыша подуть на его кончик и попытаться произнести снова звук «д». Выполняя это, ребенок ощутит вибрацию языка и за определенное время сможет запомнить и пользоваться в произношении звука «Р»;
  • Также предлагается народный совет: перевернуть ребенка вверх ногами и попросить его зарычать – в таком положении язычок находится в оптимальном положении, а звук получается четким и правильным. Издав пару раз звук «р», малыш поймет особенности его произношения и в дальнейшем сможет говорить слова правильно уже без столь экстремальных мер.
Видео пример:

Когда следует обращаться к специалистам

Малыш подрастает, а ваши опасения – нарастают. Как же выявить причину, которая мешает вашему малышу овладеть правильным произношением этого сложного звука?

На этот вопрос вам в полном объеме сможет ответить опытный врач логопед. Он не только быстро определит причину, но и даст толковые и результативные рекомендации для домашней терапии. Поэтому, чтобы окончательно развеять свои страхи и сомнения, на первую консультацию стоит обратиться к врачу.

До 4 лет указанные недостатки произношения не должны вызывать настороженности, так как речевой аппарат малыша просто-напросто не готов к четкому проговариванию звука. В возрасте же с 5 до 6 лет следует самостоятельно тренировать кроху правильно произносить трудный звук: в случае неудачи с 6 лет ему придется дополнительно заниматься с логопедом.

Опытный врач поможет определить причину нарушения и предупредить нарушения в развитии, ведь вследствие неправильного выговора может сформироваться дизартрия – патология, которая сказывается на головном мозге.

Заключение

Любое ваше занятие старайтесь проводить в игровой форме, что бы заинтересовать ребенка и не спугнуть в нем желание заниматься. Они должны быть для ребенка только в радость. И, дорогие родители, помните, главное — соблюдать спокойствие и выдержку. Ведь ребенок не всегда и не сразу сможет выполнять все то, что вам хочется. Но раз вы решили помочь своему чаду, то наберитесь терпения и оптимизма. Настраивайтесь на то, что на занятия нужно будет выделять не менее получаса в день, а длительность обучения может затянуться на год-полтора.

Звук «р» — один из самых сложных и каверзных! С проблемой его произношения рано или поздно сталкиваются почти все родители. Удачи Вам на всех этапах занятий и результативных побед!

detki.today

Как научить ребенка говорить букву Р

Как научить ребенка говорить букву «р»

Малыш лепечет первые слова – и радости родителей, бабушек и дедушек нет предела! Погрешности речи карапуза только умиляют родственников. Но когда и через несколько лет ребенок произносит слова нечетко, пропуская или коверкая звуки, это вызывает отнюдь не умиление, а тревогу. С каждым годом неправильности произношения будут закрепляться, поэтому откладывать на потом не следует.Традиционно, больше всего родительских тревог вызывает звук «р». Дети либо не произносят его, либо заменяют на «г» или «л».

Не стоит волноваться слишком рано. Усвоение звука «р» происходит в последнюю очередь. Совершенно нормально, если ребенок научится произносить его только в 5-6 лет.Если же вы продолжаете тревожиться, прежде всего, стоит обратиться к логопеду. Он сможет выявить причину неправильного произношения. Сложнее всего исправить случай, когда звук «р» произносится с помощью гортани. Также причиной может быть слабо развитое дыхание или неразвитый аппарат артикуляции. Исходя из лично вашего случая, логопед назначит лечение и комплекс специальных упражнений.

Но бывают ситуации, когда посещение логопеда по каким-то причинам невозможно. В этом случае стоит пытаться устранить погрешности речи ребенка своими силами, попробовав следующие упражнения:

1. Большой палец засовывается под язык, фиксируется там, а потом малыш начинает двигать им туда-сюда, как будто заводит часы.

2. «Зубастик». Губы растягиваются в улыбке, а язык как будто чистит верхние зубы: сначала с внешней, потом с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом не двигается.

3. «Кораблик» Язык цепляется за верхние зубы и немного прогибается. Замереть в таком положении на десять секунд.

4. «Покусай язычок». Губы растягиваются в подобии улыбки. Кончик языка вытягивается, и ребенок его покусывает. Это активизирует мышцы языка.

5. «От топота копыт…» Издавать звук-подражание цоканью копыт лошади.

6. «Как холодно!» По очереди произнесите «Бррр» — губы при этом не должны быть напряжены.

7. Кто дальше? Посоревнуйтесь – у кого язык длиннее? Кто сможет достать им до носа? А до подбородка?

8. Поиграйте в муравьедов – доставайте языком небольшие кусочки печенья, лежащие достаточно далеко.

9. Пробуйте правильно произносить другие звуки. Например, долго повторять «д-д-д-д», как дятел, или «з-з-з-з-з», как муха. Или чередуйте звуки «д» и «т», как барабан. При повторении этих звуков губы должны быть растянуты.

10. Учите или читайте скороговорки. Придумывайте вместе с малышом свои собственные.

11. Играйте в львов. Рычите хором и друг на друга.

12. Пейте молоко из блюдца – так, как это делает котенок.

13. Рычите все время. Гипертрофируйте звук «р» в каждом слове.

Самое главное – все упражнения должны казаться ребенку игрой. Повторяйте их по несколько раз в день, и скоро вы вместе придете к желаемым результатам. Но не стоит предлагать сразу все упражнения, разбейте их на части и контролируйте закрепление навыков. Не забывайте хвалить малыша, когда то или иное упражнение удается ему особенно хорошо. Не стоит настаивать на занятиях, если ребенок не в духе: лучше попытаться заменить их игрой, и в игровой форме выполнить те же самые упражнения. Например, можно рассказать сказку, как мальчик Петя научился говорить букву «р». Опишите, как был расстроен Петя, когда у него не получалось рычать, как лев, и спросите у малыша совета: как поступить Пете, какие упражнения стоит поделать? Редкий ребенок откажется от роли советчика.

Наряду с упражнениями можно попробовать воспользоваться специальной логопедической книжкой-раскраской. В ней есть специальные задачи для развития внимания, памяти, моторики, и конечно, все картинки связаны с буквой «р». Раскрашивая, ребенок будет про себя проговаривать названия предметов и подсознательно тренироваться в произношении звука «р».Может получиться так, что ребенок научиться произносить отдельный звук «р», но как и прежде, будет пропускать его в словах. Здесь поможет только терпение: каждый раз добивайтесь, чтоб все звуки слова были произнесены четко и правильно. Можно и здесь пойти на хитрость: сделайте вид, что вы не понимаете неправильно произнесенного слова и предлагайте свои, далекие от истинного, варианты, пока слово не будет произнесено четко и ясно.

novorozhdennyj.ru

Как научить ребенка говорить букву «р»

Как утверждают специалисты, буква «р» – самая трудная в алфавите для ребенка. Поэтому полностью ее освоить могут зачастую детки 5-6 лет. Однако уже в 3-4 года родители должны обращать внимание на произношение ребенка и проводить артикуляционные упражнения.

В случае если самостоятельные попытки научить ребенка говорить букву Р, не достигают нужного эффекта, то стоит посетить консультацию логопеда. Специалист выявит причину, из-за которой звук не получается произнести и поможет выбрать индивидуальные упражнения.

Следует также отметить, что основная цель посещения консультации детского логопеда – выявление тяжелых отклонения на начальной стадии. Если же все в порядке, и становление речи проходит планомерно и правильно, то вполне реально шаг за шагом выполнять нетрудные артикуляционные упражнения самостоятельно.

Порычим!

Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают разными. Слова для проверки: рак, рыба, игра, корка, марка.

Виды неправильного произношения:

  • звук Р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «На коабль покался каб, кааси укали тап».
  • звук Р может искажаться при произношении. Часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука Р, при котором вместо правильного звука слышится Рль или носовое по звучанию похожее на сочетание Нг.
  • звук Р может заменяться другими звуками: Л, Й, Ы, Г, В.

Как научить ребенка говорить букву «Р»

1. Большой палец ребенок лежит под язычок и двигает им влево – вправо

2. Ребенок должен сымитировать чистку зубов, только не с помощью щетки, а с помощью кончика языка. Пусть попробует достать языком до зубов по очереди.

3. Интересное ребенку занятие – цокать языком, изображая стук лошадиных копыт.

4. Язык ребенок высовывает между зубов и водит туда-обратно: чем быстрее, тем лучше.

5. Возьмите на вооружение скороговорки на букву Р. Произносить их нужно хором вместе с малышом. Вот например несколько из них:

  • Три вороны на воротах.
  • На горе, на горке. Горько ревет Егорка.
  • У редьки и репки корень крепкий.
  • Крута гора, в горе – дыра, в дыре – кротовая нора.
  • Хорош в дорожку пирог с горошком.

6. Можно еще вместе с крохой изображать рычащие звуки различных животных. Например порычать как тигр или помурчать как кошечка.

7. Кто из ребятишек не любит стрелять? Вот и воспользуйтесь этим! Попросите ребенка пострелять вот так: др-р-р-р, или тр-р-р-р! Обычно, после этих букв у ребенка легче получается сказать «р». Если ребенок не любит стрелять, то используйте машинки и шум мотора: бр-р-р-р, или тр-р-р-р, или др-р-р-р. При этом играйте с ребенком машинками.

Основные правила артикуляционной гимнастики

Главное, чтобы желание научить ребенка говорить звук р осуществлялось в форме увлекательной игры, а не утомительных занятий.

1. Занимайтесь каждый день по 15 минут, выполнять гимнастику важно длительное время – наберитесь терпения.

2. Перед началом занятия, сама разучите упражнение.

3. Поставьте перед ребенком зеркало – так легче выполнять задания.

4. Каждое упражнение проработайте медленно, а потом ускоряйте темп.

5 Не сердитесь на ребенка, если у него что-то не получается.

6. Для каждого занятия придумайте маленькую историю, привлеките к занятиям любимые игрушки.

Когда ребенок научится произносить букву Р, постарайтесь, чтобы он как можно чаще произносил слова с этим звуком. Только в этом случае ребенок не забудет его правильное произношение. Если же ваш ребенок иногда забывает выговаривать букву Р в словах, делайте вид, что абсолютно не понимаете, что он сказал. Только таким образом можно добиться того, что ваш малыш всегда будет правильно выговаривать эту трудную букву.Источник

Самое читаемое:

www.podelkidetkam.ru