Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях с 6 лет. Как готовить ребенка к школе 6 лет


Как не надо готовить ребенка к школе

Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Однако опыт работы позволяет сделать вывод, что далеко не все родители знают, как правильно подготовить ребенка к школе, и часто допускают очень много серьезных ошибок. Позволю себе обобщить те негативные моменты, которые чаще всего возникают при подготовке будущего школьника.

До сих пор многие родители исповедуют принцип «счастливого детства». В их понимании ребенок дошкольного возраста должен только играть со сверстниками и не обременять себя никакими проблемами. Это вроде и есть «счастливое детство». А школа на то и существует, чтобы научить школьника различным премудростям. Понятно, что такой подход является ошибочным.

Необходимо постепенно готовить ребенка к школе, например, через игру, которую мудрые родители не навязывают, а предлагают своему сыну или дочери. Если игра захватывает ребенка, он будет играть с вами везде: дома, на прогулке, в поезде и т.д.

Именно через игру можно развить мышление, память, внимание, воображение ребенка. Например, колесо, которое отвалилось от машины, мамино кольцо можно использовать, чтобы спросить у сына или дочери «А какой оно формы? А еще какие вещи имеют такую ​​же форму?» и в ответ услышать с удивлением названия более двадцати различных предметов.

«Белое, квадратное, находится над головой»- вдруг загадочно говорит мама, готовя ужин. И четырехлетняя дочь, забыв сразу о капризах, весело включается в эту игру. «Потолок»-делает открытие девочка и загадывает свое слово.

«Давайте играть так, чтобы все было наоборот»- предлагает мне сосед по пляжу, мальчик пяти лет. Его мама объясняет, что ребенку трудно понять, что такое слова - антонимы, поэтому она так просто назвала игру. Мама берет в руки черный камешек - мальчик бросает белый. При этом он называет все предметы и действия и их противоположности. Подобных игр существует великое множество. Они описаны в литературе, периодической печати. После освоения серии игр вы заметите, что и сами способны придумывать, творить.

Важнейший принцип подготовки к школе - развитие любознательности дошкольника. Конечно, начинать этот процесс стоит не в шесть лет, а раньше. А если вы еще научите ребенка слушать, общаться с другими детьми и взрослыми, поддержите его стремление к самостоятельности: инициативность, если поможете вашему ребенку почувствовать себя личностью, которая многое может, и к тому же, находится в хорошем физическом состоянии, вы сделаете действительно немало для того, чтобы счастливое детство продолжалось и в школьные годы.

Много родителей, подготовку ребенка к школе понимают, как систематическую тренировку в чтении, письме и счете. Наиболее настойчивые «проходят» с ребенком почти всю программу первого класса. Эти родители не учитывают одной очень важной вещи, а именно: умение читать и писать не означает полной готовности к школе, в частности чтение непосредственно связано с предыдущим опытом малыша и является воспроизведением окружающего мира.

Довольно распространенным является такой способ подготовки, когда родители не просто занимаются репетиторством, а глубоко, тщательно изучают программу 1-го класса с выполнением домашних заданий в полном объеме. Фактически уроки начинаются еще за год до посещения школы.

Этот подход родители объясняют просто: таким образом они сами пытаются уберечь сына или дочь от стресса, которым они считают вступление в первый класс. Позже, уже в школе, такому ребенку бывает просто неинтересно на уроках. Опасность подобной подготовки к школе заключается в том, что такие ученики приучаются ничего не делать на уроках, бесполезно тратя время. Они быстро выполняют задания и вынуждены ждать, пока это сделают другие. Им трудно следить за медленным нечетким чтением остальных учащихся; поэтому они отвлекаются, рисуют, читают другие книги, играют.

Кроме того, родители, которые таким образом готовят детей к школе, больше заботятся об уровне их интеллектуальной готовности и не обращают должного внимания на общую психологическую подготовленность. Как правило, волевой уровень таких детей является низким. Привычка получать положительные оценки без особых усилий, отсутствие навыка к кропотливой, ежедневной работе сказывается в третьем и последующих классах, когда успешность этих детей резко снижается. Негативные последствия такого явления наблюдаются при формировании личности, в частности, ее самооценки.

Родителям важно понять, что ребенок идет в школу, чтобы глубоко и лучше узнать мир, чтобы каждый день делать маленькие открытия, а не просто получать оценки. Есть и такие родители, которые вооружили своих детей психологическими тестами, которые используют при приеме в школу. И вот уже малыш зазубривают ответы на вопросы, с помощью которых проверяют сообразительность и т.п.

Приходилось встречаться и с такими родителями, для которых подготовка ребенка в школу связана с поиском престижных учебных заведений. «Чем мой ребенок хуже?» - таким принципом руководствуются некоторые родители, которые без учета возможностей и функциональной готовности ребенка к школе устраивают его в специализированное учебное заведение с углубленным изучением иностранных языков, математики и т.п. Таким родителям хочется сказать:  «Ребенок не является средством самоутверждения. Уважайте его индивидуальность, неповторимость, любите его таким, какой он есть, просто потому, что это - Ваш ребенок. Выбирая какую-то школу, руководствуйтесь тем, чтобы вашему ребенку там было хорошо. Поэтому при выборе учебного заведения исходите из интересов и способностей вашего ребенка».

Как видим, ошибки при подготовке малыша к школе разные. Одни родители запугивают ребенка школой, создавая тем самым негативную установку:

  - «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», - грозит мама подвижному, непоседливому Мише. А через два года, когда пришло время стать школьником, родители удивляются, почему сын не хочет идти в школу.

  - У Саши мама позаботилась о достойной интеллектуальной подготовке, однако изолировала от сверстников, чтобы не научился малыш на улице плохому. Первые дни обучения обнаружили серьезные проблемы в общении, адаптации к школе.

  - У Марины родители-эрудиты. В их семье есть редкие произведения искусства, коллекции монет, большая библиотека. Начиная с двух лет, девочка посещает музеи, выставки, с пяти лет играет на фортепиано, немного владеет элементарным английским языком. Она все время проводит в обществе взрослых. Ее поведение раскованное: она умеет поддержать разговор, высказать собственное мнение. Сверстницы ей кажутся глупыми и наивными. Они еще играют детскими игрушками, а Марина уже может вести разговор об архитектурных стилях. На мое замечание о том, что в таком возрасте очень большое значение имеет ролевая игра, отец девочки ответил: «Вся жизнь - игра. Еще наиграется».

Не знаю, какой будет судьба этой девочки, но первый класс оказался серьезным испытанием для всей семьи. Марина часто болела, много пропускала. Ей трудно давалась математика в классе у нее не было авторитета. Девочки ее считали чудачкой. Успехи в учебе были посредственные. Марине стало неинтересно в школе. Родители также заметили, что дочь все чаще прибегает к симуляции болезни. Однажды уличив это, они отправили девочку в школу. Однако Марина тот день все же туда не пошла.

Сейчас девочка посещает тренинговую группу, в которой учится общаться с детьми. Кажется, она впервые открывает для себя ровесников (остроумных, бескорыстных, изобретательных, искренних, добрых детей) и учится ценить людей не только за их знания, но и за чуткое сердце, «талантливые руки», добрые дела. А ее родители все чаще появляются во дворе с полуторагодовалым Олегом, который любит играть в песочнице.

А если ваш ребенок имеет какой-то талант? Как тут быть?

Родителям таких детей советую теснее контактировать с психологическими службами, педагогами, имеющими опыт работы с детьми, наделенных незаурядными способностями. В конце концов, вы сами должны стать педагогами и психологами для своего ребенка. Ведь с такими детьми нелегко и в учебе, и в быту. Их нестандартное мышление, погруженность в проблему, видение ее по-своему может озадачить любого. Легче всего - считать такого ребенка вундеркиндом и при этом ничего не делать. Самое сложное - развить его интеллектуальный потенциал, направить в правильном направлении, определив спектр неординарности, дать расцвести его таланту.

Вашему ребенку вскоре идти в школу.

Надеемся, что Вы не допустили тех досадных ошибок, о которых шла речь в нашем разговоре.

Итак, в добрый путь вам и вашим детям!!!

Создано: 02 Август 2016 Автор: Елена Просмотров: 4393

psichologvsadu.ru

Как готовить ребенка к школе: 6 советов от профессионала

Поступление в школу — новый и очень трудный этап для ребенка. И для родителей, конечно, тоже. Мы мучаемся мыслями и ожиданиями этого пресловутого “первый раз в первый класс“. О чем следует заблаговременно подумать, чего не упустить? Как сделать так, чтобы процесс начала обучения прошел наиболее гладко? Как готовить ребенка к школе и что можно сделать уже сейчас, чтобы облегчить его адаптацию?

1. Начинаем с режима!

Одна из сложных проблем, которая ждет родителей практически любого первоклассника (да и не только первоклассника) – приучить ребенка вставать в школу в семь утра. Не секрет, что освоить новый распорядок дня трудно даже для взрослого и, тем более, для ребенка. Ранние подъемы очень нелегко даются большинству ребят.

В результате – день еще только начался, а вы уже поругались, не успели спокойно позавтракать и, возможно, опаздываете в школу. Кроме того, спешка усиливает тревожность.

Для того чтобы помочь ребенку лучше адаптироваться к режиму при поступлении в школу, начните делать это заблаговременно. Постепенно, не резко, буквально по 10 минут, сдвигайте время отхода ко сну и время утреннего подъема. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, а вставал в семь.

Я понимаю, что это не просто. Однако если вы этого не сделаете, то когда ребенок пойдет в школу, он будет просто спать на ходу. Привыкший вставать, скажем, в 10 часов утра, организм ребенка испытает сильнейший физиологический стресс при вынужденной побудке в 7 утра. Поверьте, будет не до учебы. Да вы и сами знаете, чем грозит недосыпание.

2. Не превращаем лето в репетицию первого класса

Многие родители перед школой в ускоренном темпе натаскивают первоклассника – учат читать, писать, считать. Гораздо важнее для ребенка – уметь общаться и соблюдать правила, контролировать свои действия, управлять эмоциями. Важнее психологическая готовность к учебе – остальному ребенок научится в школе.

Родителям нужно создать условия, при которых ребенок естественным образом перейдет от дошкольного периода к младшему школьному возрасту. Дайте возможность ребенку наиграться, нагуляться и набегаться. Накопить разнообразных впечатлений от окружающего мира и научиться взаимодействовать с ним.

Ведь зачастую бывает так, что малыш к первому классу может считать до тысячи и при этом не в состоянии завязать шнурки или застегнуть/расстегнуть куртку.

3. Повременим с кружками!

Также у многих родителей, в связи с поступлением в школу любимого чада, появляется множество планов на его дополнительное образование — музыкальная, художественная школы, спортивные кружки и т.д.

Это, конечно, очень здорово. Но нужно помнить — специалисты считают, что поступление в первый класс и так является колоссальным стрессом для ребенка и ведет к кардинальным переменам в его жизни. Период адаптации к школьной жизни в среднем занимает от 2-х до 6-ти месяцев, для многих детей и больше. Организму ребенка очень трудно перестроиться на новый для него режим.

По некоторым данным, до 60% детей к концу первой четверти худеют, родители первоклассников жалуются на плохой сон ребенка, усталость и головные боли. Поэтому, если есть возможность, не торопитесь записывать ваше чадо в дополнительные кружки с 1-го сентября. Дайте ему возможность адаптироваться к новой жизни. Лучше не перегружать малыша, а время после уроков посвятить сну и прогулке на свежем воздухе.

4. Ты обязательно будешь отличником!

В преддверии школы родители стараются “поддержать“ ребенка. “Ты должен хорошо учиться и получать пятерки!“, “Без пятерки домой не возвращайся!“. Подобные наставления возлагают на ребенка тяжелый груз ответственности и, как следствие, возникает постоянный страх – ведь если что-то пойдет не так, что-то не получится, он получит “страшную“ двойку.

Значимость отметки может стать постоянной психотравмирующей ситуацией. Как вы понимаете, это не облегчит адаптацию ребенка к школе. Такие слова подразумевают подтекст “Делай так-то, а не то… “. Уже становится не по себе. А ведь ребенок даже не знает как это – “учиться“. 

Другой вариант: “Не будешь стараться, будешь двоечником!“, “Не отвлекайся!“, “Будь внимательным “. Такие слова заранее программируют ребенка на трудности дальнейшего обучения. А ведь первокласснику на самом деле и в голову не придет отвлекаться, быть невнимательным и нестарательным! Наоборот, он хочет учиться и узнавать новую жизнь!

Очень часто родители возлагают большие надежды на школу, а потом разочаровываются. Они мечтают, что их малыш обязательно будет отличником.

А бедный ребенок совершенно растерян. Раньше его просто любили за то, что он есть, а теперь его будут любить только при условии хороших отметок. Как же так?

Помните, малыш должен быть уверен в том, что родители, бабушки и дедушки, будут любить его вне зависимости от школьных оценок, хороших или плохих. Любите ребенка не за успехи и хорошее поведение, а просто так!

Увы, школьный “пятерочный“ аттестат и золотая медаль совсем не гарантируют будущую успешную жизнь.

Лучшая оценка успехов ребенка — это ваша поддержка. Оценка правильная тогда, когда не лишает ребенка уверенности и не заставляет его бояться родителей.

Кстати, дорогие родители, напоминаю вам, что инструкцией Министерства образования учителям предписано не выставлять первоклашкам отметки для оценки знаний и поведения ни в тетради, ни в дневники. Однако, оценки, как показывает опыт, все равно красуются в дневниках первоклашек.

5. Когда я училась в первом классе…

Будет здорово, если вы расскажете своему ребенку о том, как вы (мама, папа, бабушка, дедушка) пошли в первый класс, какие чувства испытывали. Что делали в этот первый день в школе? Чего боялись? Кто был первым соседом по парте? И понравилась ли вам учительница?

Для ребенка гораздо важнее знать, что мама или бабушка (что уж совсем странно) когда-то тоже была первоклассницей. Тоже была маленькой девочкой, которая в суматохе потерялась на школьном дворе и не знала, где теперь искать учительницу и свой класс.

Ребенку важно знать, что вы не наставник и не взрослый всезнайка, вы тоже были маленькими и тоже понимаете, каково это идти в школу. Поговорите с ребенком о предстоящем дне на равных!

У некоторых детей есть настоящий страх перед школой. Страх расстаться с родителями, неуверенность в собственных силах, неумение общаться в коллективе, защищать себя.

Преодолеть всё это вы можете только вместе, помогая ребенку приспосабливаться к новой жизни.

6. Первое сентября – это праздник!

И хотя до долгожданного дня еще есть время, заранее подумайте, чем порадовать ребенка 1-го сентября. Пусть это станет традицией. Как вы будете праздновать 1-е сентября ближайшие 10 лет? Что доставит радость ребенку и вам?

Совсем не обязательно устраивать что-то грандиозное и дорогое. Это может быть поход в театр, на аттракционы, в кино. Вы можете просто накупить разных сладостей и вечером, собравшись всей семьей, устроить сладкий праздник. Или каждый год при любой погоде 1-го сентября ходить, например, в зоопарк. Вы можете придумать всё, что угодно. И, возможно, это станет традицией и для ваших внуков.

Начать учебу с праздника никогда не поздно. Даже, если ваш ребенок уже собирается идти во второй, третий класс, все равно устройте 1-го сентября праздник для всей семьи!

Статья из журнала “Успевай с детьми!” №6.Автор Мария Дёмина, ведущая рассылки «Первый раз в первый класс», создатель сообщества «Первый раз в первый класс», психофизиолог, кандидат биологических наук.

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Оформите подписку прямо сейчас и получите СВЕЖИЙ НОМЕР и ПОДАРОК от создателя и руководителя проекта Алены Мороз.

Еще несколько полезных статей

uspevai7ya.ru

Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях 6 лет

Совсем скоро первое сентября, и Ваш ребенок, которому исполнилось 6 лет пойдет в школу. Начнётся новый — сложный и интересный этап в его жизни. И первокласснику, и его родителям непросто пережить этот период. Для ребенка начало учебы в школе большой психологический стресс, но родители могут помочь ему, если воспользуются данной статьей -«Подготовка ребенка к школе в домашних условиях с 6 лет«.Впереди лето. За эти три месяца нужно постараться закрепить (выработать) определенные психологические навыки.

Работоспособность

Учеба в школе – трудная, а иногда и нудная работа. Всегда проводить уроки в игровой форме нереально для учителя, поэтому 6 летний ребенок должен быть готов к монотонной работе, ведь научиться красиво и правильно писать непросто.

Совет. Для того чтобы приучить ребенка в домашних условиях к слову «надо», поручите ему ежедневно выполнять одну и ту же домашнюю работу (мыть посуду, заправлять постель) не за какие-то поощрения, а просто потому что он уже достаточно взрослый член семьи.

Умение слышать

Возможно, Вам приходилось по нескольку раз окликать Вашего 6 летнего ребенка, прежде чем он отзывался. Возможно, иногда Вам приходилось повышать голос. Постарайтесь за лето в домашних условиях приучить Вашего ребенка с первого раза слышать спокойное обращение к нему.

Совет. Придумайте игру — соревнование «Услышать с первого раза». Играя в нее, фиксируйте счет и обсуждайте итоги. Когда ребенок обращается к Вам, говорите: «Я тебя слышу».

Умение проигрывать

Все будущие первоклассники хотят учиться хорошо и получать пятерки. Но в жизни так не бывает. Система школьного обучения построена так, что ученик всегда находится в ситуации оценивания, сравнения с другими ребятами. И не всегда это сравнение в его пользу. Даже если какое-то время учитель не выставляет оценки в тетради и дневник, все равно ребенку указывают на ошибки и недочеты. Психологически подготовленный к школе ребенок не будет падать духом от замечаний.

Совет. Хороший способ подготовить у ребенка устойчивую самооценку – игра в настольные игры с обязательным соблюдением правил. Не «поддавайтесь» ребенку специально, не позволяйте ему «переходить», обрывать игру, если он начал проигрывать. Говорите ему: «Конечно, обидно, но правила есть правила, в этот раз повезло мне». Когда же Ваш ребенок выигрывает, говорите, что всегда в него верили. Дайте ему понять, что Вы переживаете свой проигрыш, но справляетесь с этим переживанием.

Конечно, это далеко не все навыки, которыми в идеале должен обладать первоклассник, но помните, что только Ваша любовь и поддержка помогут 6 летнему ребенку преодолеть все трудности в начале школьной жизни.

Интересное в блоге:

healthy-city.ru

Готовим ребенка к школе

1852 (15 за неделю) / 15.12.14 12:33

Правильно организованная подготовка к школе – первый шаг к успешному обучению.

Несколько десятилетий назад перед молодыми родителями вопрос, касающийся подготовки ребёнка к школе, не стоял. В советскую школу принимали ребятишек из соседних домов, не устраивали для них никаких тестирований и экзаменов, при этом большинство учеников вполне успешно оканчивали среднюю школу и поступали в техникумы или высшие учебные заведения. Всё благодаря существующей на то время системе образования.

Реалии же современной жизни таковы, что хорошее образование получают только те дети, родители которых не жалеют ни личного времени, ни финансов. Сегодня если малыш приходит в школу неподготовленным, то он, как правило, с первого класса начинает уже отставать по программе. И наоборот, те дети, которые были правильно подготовлены, вполне успешно справляются со школьной нагрузкой и хорошо учатся.

Несколько рекомендаций о том, как правильно организовать подготовку малыша к школе.

Начинайте готовить ребёнка к обучению в школе заблаговременно

Определитесь – будете вы этим заниматься самостоятельно или же обратитесь к специалистам. Если выбираете первый вариант, то необходимо запастись не только специальной литературой, но и колоссальным терпением. Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке без раздражений, криков и оскорблений. Обязательно приготовьте рабочее место для малыша: парта или столик, соответствующие возрасту ребёнка, хорошее освещение и канцелярские принадлежности.

Если чувствуете, что не сможете вести себя спокойно, то лучше всё-таки обратиться к профессионалам. И здесь тоже есть два варианта: записать малыша в специализированный учебный центр, где проводятся групповые занятия или нанять репетитора для индивидуального обучения. Второй вариант более дорогостоящий, но и более эффективный. Обычно качественная подготовка к школе, не утомительная для ребёнка, начинается с 4-5 лет, то есть за два года до поступления в школу. Продолжительность занятий сначала составляет не более 40 минут и постепенно увеличивается к 6 годам до нескольких «уроков». При первых признаках усталости малыша и потере интереса, обучение лучше на время приостановить и продолжить чуть позже.

На что следует обратить внимание при проведении занятий?

1. Развитие мелкой моторики. Этот аспект очень важен не только для будущего красивого почерка, но и для правильной речи. Малышу необходимо чаще раскрашивать картинки, выполнять задания по обведению контура предмета и его штриховке. Хороша в данном случае работа с мелкими предметами: нанизывание бусинок на ниточку, накручивание гайки на болт, плоская лепка из пластилина (размазывание пальчиком) и выкладывание полученного изображения горохом или гречкой. Эффективно развивает мелкую моторику и пальчиковое рисование. Впоследствии добавляется письмо печатными буквами и прописными по шаблону.

2. Развитие памяти. Здесь подойдёт заучивание небольших стихотворений, игры для развития зрительной памяти, например, «запомни картинку».

2 Как вырастить любознательного ребёнка?

Любой ребёнок как губка впитывает новые навыки и знания, этого требует сама природа. У них последовательно развиваются то одни, то другие участки мозг ...

3. Логика и развитие математических представлений. 

  • Очень важно научить ребёнка объединять предметы в группы, исходя из общих признаков (животные, деревья, посуда, обувь и пр.), а также находить и исключать «лишний» предмет. Например, предложить малышу картинки с изображением волка, белки, лисы, собаки и медведя и задать такие вопросы: «Кто из животных попал не в свою «компанию»? Почему ты так думаешь?» Ребёнок должен выделить «лишнее» животное (собака) и дать развёрнутое объяснение (это домашнее животное, а остальные дикие звери). Такого типа задания можно предлагать везде, используя подручные предметы (на улице – в песочнице, дома – с игрушками, на кухне – с продуктами или посудой). Проявляйте фантазию, такие игровые упражнения очень понравятся вашему малышу.
  • Следующий момент – научить ребёнка правильно считать от 1 до 10 и обратно. Если получится больше, это будет просто прекрасно. Желательно, чтобы малыш умел складывать и вычитать в пределах 10, называть большее и меньшее число, решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.

4. Чтение и развитие речи. Здесь хочется напомнить одну простую истину, что в 4-5 лет ребёнка гораздо легче научить читать, чем в 6-7 лет. Сначала научите малыша соединять буквы в слоги, далее слоги в слова. Читая целые предложения, обязательно уточняйте, понимает ли ребёнок прочитанное. 

Особое внимание уделите развитию речи ребёнка. Чаще с ним беседуйте, пусть рассказывает обо всём, что видел. Следите, чтобы предложения были правильно построены. Если малышу тяжело самому связно излагать свои мысли, помогите ему наводящими вопросами. Проявляйте искренний интерес к его «важным» делам. 

Хорошо развивает речь ребёнка пересказывание сказок, прослушанных ранее, или смешных историй. Практикуйте составление рассказа по сюжетным картинкам. Малышу нужно сначала их расставить в правильной последовательности, а затем уже рассказать о том, что произошло.

5. Общие знания. Обучая своего ребёнка чтению и письму, не забудьте и об общей эрудиции. Малыш обязательно должен знать своё полное имя, отчество, фамилию и своих родителей (не мама Таня и папа Женя, а Татьяна Сергеевна и Евгений Павлович). Также необходимо знание домашнего адреса, в какой стране ребёнок живёт, в каком городе и по какому адресу. Рассказывайте малышу о временах года, чем они отличаются друг от друга. Выучите названия месяцев по порядку и дней недели.

Общайтесь со своим ребёнком, не отмахивайтесь от него, отвечайте на все «почему?», и тогда вам не придётся краснеть при прохождении вашим малышом тестирования для поступления в школу.

Оцените статью!
1 1
3 Кому и зачем нужен садик?

Время сейчас такое, что недавно родившие мамы торопятся вернуться на работу, тогда для их малышей детский сад становится неизбежностью. В тех же семья ...

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info