Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие шестимесячного ребенка. Что ребенок должен говорить в 6 месяцев


что должен уметь шестимесячный малыш

Развитие ребенка в 6 месяцев

Если полтора-два месяца тому назад игрушки малышу нужно было давать в ручки, то к полугоду жизни он способен сам преодолеть расстояние в 20-30 см. Он прекрасно ориентируется в привычных для него предметах, внимательно вслушивается в речь, пытается имитировать звуки. В свой первый маленький юбилей он разительно отличается от новорожденного. Наибольшее влияние на развитие ребенка в 6 месяцев оказывает его окружение.

Мамам необходимо контролировать рост малыша, вес, уделять внимание его питанию и как можно больше общаться с ним. Одним из показателей нормального развития является обучаемость. В шесть месяцев дети могут распознавать предметы, о которых идет речь, поворачиваться и тянуться к ним. Однако базой для полноценного умственного развития остается физическое здоровье.

Чем кормить малыша?

В полугодовалом возрасте питание становится более разнообразным, ведь ребенок готов пробовать взрослую пищу. Подгонять этот процесс не стоит. Чаще первые шаги происходят естественным образом. Младенец сам проявит интерес и попробует, что с таким аппетитом кушает мама.

Чтобы поспособствовать переходу, можно взять малыша на колени во время еды, и ему захочется прикоснуться к чему-то в тарелке и потянуть в ротик. Дети шестимесячного возраста склонны к повторению. Наблюдая за действиями мамы за столом, ребенок согласится что-то скушать с ложечки, прикоснуться к пище. Не мешайте ему. Даже если он съест четверть чайной ложки – это уже успех.

Для более интенсивного перехода можно обыграть процесс кормления: разговаривая с малышом, разложить на белой тарелочке яркие дольки яблок, отваренной морковки, кусочки бананов, нарезанных так, чтобы их было удобно взять. Прикармливать младенца нужно из ложечки. Если он не хочет пробовать пищу, то заставлять не стоит. Пищеварительная система не готова принять все продукты, в кишечнике еще отсутствуют необходимые ферменты.

Развитие речевого аппарата у шестимесячного ребенка

В полгода малыш внимательно слушает речь и достаточно близко может воспроизводить звуки. Он склонен к повторению и имитации.

Лепетание постепенно переходят в слова: ма-ма, ба-ба. Ребенок соединяет 2-3 слога. Разговоры с ним важны для развития речи. Он лепечет не для себя, а ищет путь коммуникации с окружающими. Ему важно видеть движение губ, поэтому, разговаривая, его лучше держать на руках. Возможности зрения позволяют рассматривать четко предметы, о которых идет речь, и мимику. Необходимо анализировать звуки, издаваемые младенцем, и как можно чаще повторять соответствующие слова. Произнося их, дети активизируют речевой центр.

Разговаривать нужно много, объясняя все свои действия. Папа или бабушка, подходя к малышу, должны также общаться с ним, давая возможность различать голоса. В этом возрасте дети распознают посторонних.

Для интенсивного развития речи необходимо читать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и прочие. Лучше выбирать детям яркие книжечки с толстыми страницами, с большими картинками. Читать нужно неторопливо, внятно, показывая картинки. Мини-урок должен занимать 5-15 минут.

Дети пока не способны распознавать информацию в рисованном, напечатанном виде. Они «общаются с миром» на ощупь, на слух и зрительно. Именно сочетание всех трех факторов инициирует наибольшие ресурсы мозга, закладывая основы дальнейшего развития.

У шестимесячного малыша слово «ма-ма» имеет значения: мама, подойди ко мне, поиграй со мной, я голоден и прочие. Произнося «ба-ба», он может требовать всего, что может дать ему бабушка.

На кафедре Института развития человеческого потенциала был проведен эксперимент, в ходе которого детям до двухмесячного возраста показывались картинки с буквами, предметами, животными, буквами из иностранного алфавита. Во время демонстрации мама произносила название предмета на картинке. Впоследствии было доказано, что интеллектуальное развитие испытуемых выше, чем у сверстников.

Склонность к повторению

Дети воспринимают речь и интонацию. Произнося звуки вслед за мамой, малыш копирует тон. Необходимо общаться с ним, правильно выговаривая слова. Интонация должна быть спокойной. Иногда дети повторяют звуки или действия вслед за родителями сотни раз.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • повторять звуки, лепетать, имитировать интонацию, распознавать голоса,
  • находить предметы, о которых говорят, дотягиваться или смотреть на них,
  • брать игрушки, перекладывать их из одной руки в другую,
  • доставать игрушку из одной емкости, перекладывать в другую,
  • бросать предметы,
  • различать родных и посторонних,
  • проползать расстояние в 30 см,
  • привставать с поддержкой или берясь за опору.

Режим дня

Для полноценного развития детям необходимы прогулки на свежем воздухе. Четкость зрения позволяет малышу полноценно знакомиться с миром, но его сдерживают физические возможности. Для долгих познавательных прогулок удобно использовать кенгуру. Гуляя, нужно говорить с малышом, показывать качели, других детей, деревья в парке, дома.

Непрерывный детский сон должен длиться не менее 7 часов. Если в доме спокойная атмосфера, то проблем с отдыхом малыша не возникает. Его организм начинает подстраиваться под жизненный ритм семьи. Дети, принимающие искусственное питание, быстрее привыкают к длительному сну – они способны не просыпаться 8-9 часов. Сон детей-грудничков после ввода прикорма становится более продолжительным, чем раньше.

Малыша не нужно ограничивать в движении. Он вырастает из манежа, поэтому на полу комнаты не должно быть режущих, колющих предметов. Необходимо убрать таблетки, косметику, пуговицы, булавки, шпильки и другие предметы, которыми можно подавиться, отравиться или травмироваться. Дети познают мир, ощупывая его.

Для улучшения физического развития можно, положив малыша на животике на мягком ковре, разместить вокруг него игрушки на расстоянии 10-20 см от его вытянутой руки. Когда он дотянется до игрушки, снова немного переместить ее. В комнате должны быть опоры, чтобы младенец мог привставать.

Необходимо увеличивать время без сна. Продолжительность дневного сна можно постепенно сократить до 1,5 часов. Далее следует бодрствование в течение 2,5-3 часов, а затем снова сон и прогулка.

Кормить детей необходимо 5 раз, включая прикорм. Они не должны переедать или быть голодными. Кормить грудным молоком лучше утром, затем в течение дня предлагать кашу или прикорм.

Нормы физического развития шестимесячного малыша

Средний вес девочек – 7,2 кг; мальчиков – 7,9 кг.

Средний рост девочек – 55,3 см; мальчиков – 67 см.

vashrebenok.com

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев, развитие, занятия

Полгода – особая ступенька в жизни родителей и ребёнка. Это уже не беспомощная кроха, а личность с проявляющимся характером и осмысленным поведением. Малыш продолжает расти и набирать вес, пробует садиться или уже может сидеть, быстро переворачивается. Вырастает первый зуб, произносятся первые слоги, пробуется новая еда. Уставшего за день малютку легче усыпить, и он будет крепко спать всю ночь.

Что должен уметь

  1. Садиться самостоятельно, помогая себе руками, или с поддержкой взрослого, сидеть на стульчике для кормления.
  2. Пытается ползти, в основном лёжа на животе.
  3. Ухватившись за что-то, привстаёт, при поддержке – переступает ногами. Может брать игрушку, облокотившись другой рукой. Шустро вертится с боку на бок. Умеет хлопать, берёт и бросает предмет одной и двумя руками, перекладывает из руки в руку, держит два разных предмета.
  4. Ест с ложки и начинает пить из кружечки или специального поильника.
  5. Появляются любимые игрушки, любит искать спрятанные предметы. Играет кубиками, пирамидкой, закрывает и открывает коробочку, посуду. Может играть сам до 15 минут.
  6. Производит действия, сознавая их связь друг с другом: заденешь – зазвенит, бросишь – упадёт или покатится. Изучая, познаёт зубами.
  7. Знает названия многих предметов, умеет слушать разговор, оживляется, когда его позовут по имени.
  8. Лепечет, правда, не осознавая ещё смысла, произнося слоги «ма», «па», «ба» и другие. Разнообразит произношение 40-50 звуками.
  9. Различает своих и чужих. Незнакомцам чаще не доверяет, близких людей любит.

Развитие нервной системы

У малышей этого возраста продолжает преобладать дальнозоркость, но и вблизи они способны разглядеть очень мелкие вещи. Они уже точно могут отличить красный цвет, тёмный и светлый.

Ярко проявляют свои эмоции, когда им что-то не нравится или, наоборот, могут показывать искреннюю радость, громко смеяться. Кроме этого в полгода ребёнок чувствует и понимает испуг, восторженность, раздражение, дискомфорт.

Взаимодействует с партнёром по игре, предлагая игрушку или отбирая. В этот период жизни начинает развиваться речь – порой неосознанно повторяя слоги, произносит «мама», «баба».

Развитие в норме, если малыш следит за игрушкой глазами и пытается к ней ползти и взять; имитирует соответствующий приём пищи, увидев бутылочку или ложку; сопротивляется, если хотят отнять вещь; повторяет движения, гримасы.

Физическое развитие

Ребёнок уже не так быстро растёт и прибавляет в весе, поскольку он больше двигается. К 6- месячному возрасту малыши вырастают приблизительно на 18 см, и их рост составляет 63-69 см у мальчиков и 61-68 у девочек. Масса тела удваивается по сравнению с весом при рождении. Мальчики – 6,4-9 кг, девочки – 5,7-8,3 кг.

Размеры окружностей (голова и грудная клетка) становятся почти одинаковыми: 41-46 у девочек и 41-48 у мальчиков.

Окрепшие мышцы способны удерживать тело в вертикальном положении, что даёт возможность сидеть, освободив руки и напрягаться для ползания. Грудничок становится очень подвижным, быстро переворачивается, садится, пытается встать. В это время опасно оставлять малыша одного.

На нижней челюсти начинают появляться зубы, с чем связана усиленная работа слюнных желёз. У ребёнка чешутся и болят дёсны, и он всё пытается взять в рот, грызть. Может снизиться аппетит, ухудшить сон, подняться температура, появиться понос. Облегчают боль специальный гель и прорезыватель для зубов.

Нужные занятия

От родителей зависит безопасность малыша в моменты познания окружающего, дальнейшие его успехи при правильной помощи мамы папы и их похвале. Большое значение для полноценного развития играют разные мячики, звучащие игрушки, фигурки животных, куклы, развивающие и дидактические игры.

Играя с разноцветной пирамидой, ребёнок учится распознавать цвета. Пора познакомить кроху и с первой, лучше картонной или тканевой, детской книгой. Называя животных, повторять звуки, которые они издают.

Надо постоянно что-нибудь говорить, рассказывать потешки, песенки, маленькие сказки. Поиграть в «Ладушки», «Сороку – ворону», «Найди меня». Говоря о себе, произносить «мама даст, сделает…», то же и со словом «папа». Общаться с другими маленькими детьми.

Обязательны занятия физкультурой: плавание, массаж, гимнастические упражнения с фитболом. Много пользы и радости доставят маленькому непоседе игры с мячом «Ты – мне, я – тебе», в которые хорошо играть на полу. Всем деткам нравится качаться, для этого можно подвесить качели или просто покачать на ноге взрослого. Чаще включать негромкую хорошую музыку.

Очень нравится ребёнку копаться в коробках, перекладывать, вытаскивать и складывать, открывать и закрывать. Для развития тактильных ощущений можно сшить мешочки и наполнить их разными крупами, орешками, бобовыми, пуговицами, и крепко зашить. На прогулке малыш знакомится с цветочками, листиками, травкой.

Причины для беспокойства

Маленький ребёнок – это уже личность, развивающаяся со своими индивидуальными особенностями. Но для всех человеческих особей существуют определённые нормы развития, отклонения от которых говорят о нарушении здоровья.

Нужно забить тревогу, если малыш в 6 месяцев:

  • не может крепко держать головку;
  • не пробует садиться даже при посторонней помощи;
  • не различает своих и чужих;
  • молчит;
  • не отзывается, не проявляет никаких эмоций;
  • ему безразличны игрушки, он не может их держать, манипулировать ими;
  • спит беспокойно.

Крохи-ползунки изучают мир, любопытны, ещё не знают страха. Взрослым обязательно нужно побеспокоиться, чтобы оградить их от возможных травм. Не оставлять одних на кровати и быть внимательным, находясь рядом.

Когда ребёнок играет на полу – обязательно прикрыть острые углы мебели. Закрепить ящики, ручки, дверцы, спрятать подальше опасные предметы, лекарства и средства, не давать играть мелкими предметами.

mirokru.ru

Мамы скажите Что должен уметь делать малыш в 6 месяцев?

Что умеет ребенок? лепечет и имитирует слышимые звуки; внимательно вслушивается в речь; находит взглядом предметы, о которых вы говорите; соблюдает определенную дистанцию с посторонними; перекладывает игрушки из одной руки в другую; бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку; перекладывает предметы из одной емкости в другую; подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки; учится вставать, держась за опору. Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна» , а еще лучше в кенгурушке или слинге, и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием ( хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 ( ! ) годам ). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т. д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула ( однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша ), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса, турничок или кольца.

otvet.mail.ru