psiholik.ru Зак развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет — Для детейТест А.И. Савенкова Данный тест ориентирован на выявление уровня развития интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. Методика состоит из 6 групп заданий-субтестов. СУБТЕСТ 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной закономерности. Направлен на определение уровня способности действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерности расположения фигур. Включает пять постепенно усложняющихся заданий. СУБТЕСТ 3. Геометрические аналогии. Направлен на выявление уровня логического мышления, операций сравнения и обобщения. Субтест состоит из 7 последовательно усложняющихся заданий. СУБТЕСТ 4. Выявление общих понятий. Направлен на выявление способностей к установлению конкретных связей и зависимости. СУБТЕСТ 5. Гибкость мышления. Направлен на выявление уровня гибкости мышления. Основной критерий оценки — оригинальность СУБТЕСТ 6. Вербальные аналогии. Направлен на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций. ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Количество баллов, полученных по каждому субтесту, складывается. Сумма делится на 6, итоговый результат соотносится с ключом. Ключ. О—6 баллов — низкий уровень интеллектуальных способностей; 11,6—22,4 — высокий уровень интеллектуальных способностей; 22,5—25,7 — ребенок обладает очень высоким уровнем развития умственных способностей, в данном случае имеет смысл говорить об интеллектуальной одаренности ребенка. научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Яфаева В. Г. Статья посвящена освещению проблемы интеллектуального развития, компонентов интеллектуального развития и развития интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста. Автор определяет компоненты интеллектуального развития детей на основе синтеза взглядов и измерительных тестов зарубежных и отечественных исследователей, а также раскрывает составляющие понятия «интеллектуальные качества» с представлением (соотношением) показателей развития данных качеств у дошкольников в свете Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Yafaeva V. G.This paper is dedicated to the problem of intellectual evolution and developing intellectual skills of pre-school children. The author is exposing such concepts like «intellectual skills» with presentation of these indicators for pre-school children in terms of Federal Governmental Requirements to the structure of general education programm in pre-school education and describing components of intellectual development of the children, which are based on synthesis of different views and measuring tests of foreign and native researchers. Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Мир науки, культуры, образования , Яфаева В. Г.Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09). Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников Мир науки, культуры, образования (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09). Яфаева В. Г. (2012). Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников. Мир науки, культуры, образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09). Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2012. №1 С.46-55. Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников Мир науки, культуры, образования (2012). Яфаева В. Г. (2012). Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников. Мир науки, культуры, образования Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 летУчебно-методическое пособие для учителей. — М. Новая школа, 1996. -288с. ил. В книге предложен систематический курс из 119 занятий по развитию у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей: анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает 12 видов поисково-творческих занимательных задач неучебного содержания. В каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления. Даются методики диагностики способностей. По сложности заданий материал занятий ориентирован на детей 6-7 лет, которые обучаются в 1 классе (трехлетняя начальная школа), в 1-м, 2-м классах (четырехлетняя начальная школа), а также в подготовительной группе детского сада, и полезны детям 7-8 лет. посещающим классы выравнивания. В книге детально рассматриваются характеристики 12 видов поисковых задач, подробно излагаются особенности проведения развивающих занятий (часть 1), даны поурочные конспекты к 119 занятиям курса (часть 2), представлены задания детям (раздаточный материал) для самостоятельной работы на 119 занятиях. В качестве учебно-методического пособия книга адресуется учителям начальной школы, воспитателям детских садов, школьным психологам, преподавателям и студентам педагогических училищ, колледжей и вузов, слушателям семинаров и курсов повышения квалификации преподавателей, а также инициативным родителям и всем взрослым, кто хочет помочь умственному развитию детей. М. Интеллект-центр, 2004. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка еще задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Учебное издание. ГУП МО «Коломенская типография», 2006 г. 81 с. Систематический курс развития у дошкольников основных навыков мыслительных способностей, начиная с 4,5 лет. Курс включает 32 занятия. В данной тетради содержится вторая часть курса — занятия с 17 по 32 более сложные, а также даны рекомендации по оказанию помощи детям в. М. АРКТИ, 2002. – 144 с. – (Серия: Библиотека психолога-практика). – ISBN: 5-89415-152-Х. Пособие включает 800 логических задач разных видом и разной сложности. Изложены методы использования задач для тренировки логического мышления детей, оценки их умственного развития, а также для организации разнообразных развлечений, в том числе и творческого характера. Книга адресована. zdorove-rebenka.ru Д математических зависимостей детьми 5—6 летТема 1. Классификация математических игр для детей дошкольного возраста 1. Характеристика разных групп игр: математических развлечений, дидактических, развивающих, логико-математических. 2. Практическое освоение студентами отдельных игр и определение возможностей использования их в дошкольном возрасте. Тема 2. Математические развлечения 1. Классификация математических развлечений. 2. Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пентамино» и др.). 3. Задачи на смекалку (преобразование, построение и перестроение). 1. Направленность игр на развитие общих умственных способностей и личности ребенка. 2. Серия игр «Логические кубики». 3. Серия игр «Кубики и цвет». 4. Обзор современных развивающих игр. 1. Давайте поиграем // Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991. 2. Зак А.З. Познавать играя- Поиск девятого и др. — М., 1995. 3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. — М., 1996. 4. Логические задачи // Сост. А. Г. Эпельман. —- М., 1995. 5. Минский Е.М. От Ьгры к знаниям. — М., 19S7. 6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб, 1996. х 7. Математика от трех до семи // Сост. 3. А. Михайлова, Э.Н.Иоффе и др.— СПб, 1997. 8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.— М., 1989. 9. Юдин Г.Н. Заниматика.— М., 1995. Тема 4. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте Цель.Определить возможности развития математических способностей в дошкольном возрасте, их структуру, необходимые условия. 1. Понятие «математические способности», их структура, возможности развития в дошкольном возрасте. 2. Математические способности в структуре общих способностей ребенка. 3. Педагогические условия проявления и развития математических способностей у детей. Используя справочную литературу (словари, энциклопедии), студент определяет понятия «способности», «математические способности», сопоставляет взгляды разных авторов, высказывает свое отношение к многообразию трактовок этих ПОНЯТИЙ. Студент изучает теоретическую и методическую литературу по проблеме; раскрывает сущность подходов к теме, структуру, значение, развитие математических способностей в дошкольном возрасте. В заключение необходимо определить оптимальные условия развития способностей, дать их обоснование. 1. Крушцкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968. 2. Масару Ибука. После трех уже поздно.— Мм 1992, 8. Михайлова S.A. Игровые задачи для дошкольников.— М., 1996. 4. Никитин В. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.— Мм 1989. 5. . Одаренные дети. Пере», с англ.— М., 1991, 6. Образовательная система в детском саду по программе «Развитие*.— М., 1996. 7. Программа «Развитие». Основные положения.— М., 1994. Тема 5. Возможности освоения элементарных Д математических зависимостей детьми 5—6 лет Цела. Выяснить содержание математических зависимостей, доступных старшим дошкольникам, определить пути, средства освоения в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности. 1. Понимание зависимости как связи всех предметов, явлений. 2. Возможности восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста функциональных зависимостей, 3. Содержание зависимостей, осваиваемых в дошкольном возрасте. 4. Основные педагогические условия успешного освоения функциональных зависимостей детьми 5—6 лет. Изучая психолого-педагогическую литературу, студент выясняет сущность понятия «математические зависимости», необходимость и особенности освоения их в дошкольном возрасте. Студент самостоятельно выделяет содержание функциональных зависимостей, анализирует их по структуре, выявляет зависимости, возможности овладения этими понятиями для -детей 5-6 лет. Студент определяет основные условия и требований к организации математического развития детей: направленность на освоение свойств и отношений предметов; возможность осуществления детьми действий преобразования решения творческих задач, активное участие детей в экспериментировании и др. 1. Непомнящая Р.Л. Особенности представлений у детей о некоторых математических зависимостях // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста.— Л., 1984. 2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М., 1985. 3. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления.— М., 1972. 4. Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия в б ч.— СПб, 1996. lektsii.org Книга: А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»В книге предложен систематический курс из 119 занятий по развитию у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей: анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает 12 видов поисково-творческих занимательных задач неучебного содержания. Вкаждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления. Даются методики диагностики способностей. По сложности заданий материал занятий ориентирован на детей 6—7 лет, которые обучаются в 1 классе (трехлетняя начальная школа), в 1-м, 2-м классах (четырехлетняя начальная школа), а также в подготовительной группе детского сада, и полезны детям 7—8 лет, посещающим классы выравнивания. В книге детально рассматриваются характеристики 12 видов поисковых задач, подробно излагаются особенности проведения развивающих занятий (часть I), даны поурочные конспекты к 119 занятиям курса (часть II), представлены задания детям. Издательство: «Новая школа» (1996) Формат: 60×96/16, 288 стр. Другие книги схожей тематики:См. также в других словарях:«ХЕД СТАРТ» — (англ. Head Start успешный старт), программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академии успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и нац. Меньшинств. Необходимость разработки и … Российская педагогическая энциклопедия Хед старт — (англ. head start успешный старт) программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств.… … Педагогический терминологический словарь ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия ИНТЕЛЛЕКТ — Принято различать два основных смысла термина интеллект эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными… … Энциклопедия Кольера ДУША — [греч. ????], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора Коэффициент интеллекта — Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию… … Википедия Человек разумный — Запрос «Человек» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Человек … Википедия books.academic.ru Диагностика мышления детей 6 7 летИнструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку. Жила–была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались. Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы! Послушайте меня внимательно: всего бусинок было пять. В середине Была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было ни одной бусинки одинакового цвета. Будьте внимательны: если вы нарисуете неправильно, бусы не будут волшебными! Запомните: всего бусинок было пять, посередине была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было бусинок одинакового цвета». – Более трех раз инструкцию повторять нельзя. После того, как выяснится, что большинство малышей закончили выполнение задания, можно предложить им внимательно проверить, правильно ли они нарисовали, не повторяя при этом условий. 3. Методика «4-ый лишний». Мы разработали свою версию этой известной методики. С ее помощью можно выявить весь комплекс проблем, связанных с развитием вербального мышления. Это особенно важно для прогноза учебных успехов ребенка, поскольку обучение у нас ведется преимущественно через речевой канал. Наша модификация методики позволяет выявить не только сформированность способности к обобщению, но и развитие речевой памяти, осмысленности запоминания, развитие произвольности, способности выделить главное, связи «образ – слово», задатки преобладающего типа мышления – вербального или образного, развитие тонкой моторики. С помощью этой методики можно сделать предположении об общем недоразвитии речи (ОНР), и даже фонетико–фонематической недостаточности у ребенка, органических изменениях. Полученный эмпирический материал подтверждает известные теоретические основания о существовании своеобразного «порога» формирования речевого мышления: если в возрасте 5 лет большинство детей не способны спонтанно к операции речевого обобщения, то в возрастном промежутке 6–8 лет количество детей, справившихся с условиями задания, лавинообразно возрастает, достигая максимума к 8 –10 годам. В качестве промежуточного этапа эмпирически выделяется фаза «понимаю, что «лишнее», но объяснить не могу». Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины. Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца). Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек . ¦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов; ¦ правильно подобрал одну пару — 1 балл; ¦ правильно подобрал две пары — 2 балла; ¦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла. Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления. Диагностика развития элементов логического мышления(методика свободная классификация ) Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше. Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом . Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам. ¦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов; ¦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл; ¦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла; ¦ выполнение по основной инструкции — 3 балла. ¦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка; ¦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности; ¦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе. При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта. Зак Анатолий ЗалмановичЗак Анатолий Залманович, доктор психологических наук (1999), профессор (2003). Работает в психологическом институте с 1973 года. Лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 — 1994 г.г.). Победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в период 1993 — 1997 г.г. При использовании разнообразных исследовательских методик (разработанных автором) сформулированы представления о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте: Разработана система методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников (1 — 11 классы). Материалы систематического курса «Интеллектика» нашли применение в работе 106 школ разного типа, расположенных в 15 сельских поселениях и 74 городах разных регионов России. Наряду с этим разработан ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1 — 9 классов: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4. Проект «Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики» Учитель-дефектолог: Белоусова Л.В. Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами. В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения. При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях. Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М., 1979) Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике. Ключом развития математических способностей являются интеллектуальные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Объект исследования – образовательный процесс ДОУ. Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников. Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей: Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом: 1. Математические игр — развлечения: 2. Дидактические игры: 3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей. f-a-a.ru ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет "Из опыта работы : воспитателя Бухольцевой Л.К. 16.11.2017. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера. Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. Я. А. Коменский Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения. Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений. Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет. Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет: Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие способности группировать предметы по цвету и величине. Формирование способностей к моделированию. Формирование дочисловых математических представлений. Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями. Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом. Дидактические игры 3- 4 года 2 младшая группа «Заборчик» , «Зоопарк», «Играем с цветом» Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность. Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы. Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. Дети строят забор, используя палочки одного цвета. Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета. Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета). 4 – 5 лет средняя группа «Лягушонок», «Моделируем прямоугольник», «Поезд». Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку. Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер. Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. Дети по схеме составляют лягушонка. Дети составляют прямоугольник по образцу. Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя. Второй этап 5 – 7 лет. Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет: Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений. Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве. Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера. Логические задачи с палочками Кюизенера. Дидактические игры 5-6 лет старшая группа «Цветные коврики» ,«Выложи по цифрам», «Узнай длину ленты» Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание. Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении. Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер. Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина. Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению. Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки). 6- 7 лет подготовительная группа «Модель недели» , «Складываем палочки» Логическая задача «Детская железная дорога» . Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой. Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей. Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Предлагается вспомнить какой сегодня день недели и показать на модели палочку, которая ее обозначает. Предлагается взять в правую руку голубую палочку, а в левую розовую, а затем сложить их. Предлагается построить поезд из трех вагонов: голубого, желтого и розового, причем в середине желтый, а розовый не является первым. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале, если в каждый вагон помещается столько пассажиров, какое число эта палочка обозначает? Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. infourok.ru |