Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Зак развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Интеллектуальное развитие ребенка 6 7 лет


Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Данная коррекционно-развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го года жизни предназначена для использования психологом в детском саду и предполагает развитие:

- визуально-пространственных навыков у детей - узнавание форм, образов, схем, узоров, цветов. Пространственное сознание включает понимание положения тела относительно других предметов в пространстве и соотношение этих предметов;

- речевых умений у детей - умение писать, читать и говорить: знание семантики слов, зрительное и осязательное распознавание букв, способности слушать собеседника;

- математических навыков у детей-умение мысленно выполнять элементарные математические вычисления, работать с цифрами: считать и распознавать их, иметь представление о простых числах;

- кинестетические навыки - те, которые требуют контроля над движениями тела, включая равновесие и динамику;

- навыки межличностного общения у детей-умение взаимодействовать с окружающими, понимать их, комфортно чувствовать себя в обществе - быть социально активным.

Цель программы: развитие зрительно-пространственных, математических, кинестетических навыков, речевых умений и навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание программы развития интеллекта старших дошкольников

Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 3-4 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Занятия способствует развитию всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников, они частично состоят из упражнений, а в основном из игр.

Продолжительность занятия - от 20 до 30 минут в зависимости от эмоциональной оценки видов деятельности на занятии. Оптимальное количество участников - 10 детей.

Работа по данной программе проста и не требует большой подготовки наглядного и раздаточного материала, ведь большинство необходимых материалов дети сами помогают изготовить во время занятия.

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие №6

Занятие №7

Занятие №8

Занятие №9

Занятие №10

Создано: 16 Ноябрь 2014 Автор: Елена Просмотров: 28485

psichologvsadu.ru

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет

Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет

Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новойинформации. Малыш должен уметь сравнивать простые, конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.

Для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление.

Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.

Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.

Даже природа защищает любознательных — так, оказалось, что активные, увлеченные чем — нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Дети 6-7 лет способны:

• Называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;

• Считать предметы до 12;

• Осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.

• Составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;

• Умеет соотносить часовое время с распорядком дня;

• Указывать, чем знакомые ему простые предметы отличаются друг от друга и чем они похожи.

Что необходимо родителям:

• Старайтесь поддержать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.

• Позаботьтесь, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий.

• Эмоциональная поддержка близких неоценима для ребенка, который старается хорошо учиться.

• Вознаграждайте хорошую учебу, одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием.

• Демонстрируйте родительскую заинтересованность в делах вашего ребенка.

Водите его в музеи и в исторические места, чтобы расширить его интересы.

Развлекая, поучай

«Развивающие игры для детей»

• Искусство правильного восприятия мира

Все дети по-разному понимают то, что видят. Допустим, одному ребенку жужжащий шмель кажется существом, а другому — страшно интересным насекомым. При этом оба правы, ведь мохнатый шмель — он и то и другое. Главное, чтобы взрослые не отмахивались от бесконечных расспросов, а находили время растолковать малышам суть, рассказать о свойствах предмета или явления, за которыми они наблюдают. И помочь поупражняться на сообразительность, точность определения увиденного, объяснения его. Только так можно гарантировать, что формирующееся восприятие ребенка станет осмысленным, целостным, организованным. Одна из самых распространенных, понятных и любимых ребятами методик, помогающих не теряться в окружающем мире и вырабатывать необходимые навыки, — ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА.

• Игра как тренировка памяти:

Каждая возрастная группа имеет свои особенности памяти. Развивая их с помощью все тех же игр, вы даете детям универсальный инструмент для лучшего запоминания учебного материала. ИГРА В «СЛОВА» помогает пополнить словарный запас названий предметов одной группы. Такой игрой можно заниматься дома, в автобусе, на даче, пляже — где угодно. Дети садятся в круг. Взрослый предлагает какую-нибудь тему. Например, фрукты. Игрокам предстоит подобрать существительные по теме. Первый говорит «Яблоко». Второй повторяет это слово и дополняет его, прибавляя «Апельсин». Третий, назвав уже два фрукта, вспоминает про грушу. Четвертый игрок, если он рассеян, возможно, забудет повторить предыдущие слова и в этом случае выйдет из игры. Заканчивается тем, что останется кто-то один — ПОБЕДИТЕЛЬ!!! А старший тем временем называет новую тему…

• В одно ухо влетело:

Родители знают: возникает момент, когда хочется проверить зрительную и слуховую память ребёнка. Как это сделать? Сядьте с ребёнком за столик, возьмите в руки карандаши, бумагу и занимайтесь художеством. Сначала рисуете вы, изображая какие-нибудь незамысловатые фигурки: квадрат, круг, треугольник и пр. Пусть таких фигурок будет не слишком много, но и не мало. 9 штук — самый раз. Когда картинка готова, попросите ребёнка внимательно посмотреть на нее. Затем спрячьте свой листок и скажите ребенку: «НАРИСУЙ ТО ЖЕ САМОЕ». Это и есть проверка зрительной памяти. Если ваш ребенок из 9 фигур запомнит и нарисует 7 — замечательно, почти гениально; 4 -5 фигур — тоже неплохо; ну а если не больше 3 – это никуда не годится. Нужно с ним почаще играть в подобные игры.

Слуховую память проверяют и тренируют похожим способом. Произнесите громко и внятно несколько простых слов. Например, КОРОВА — МОРОЗ – НОГА – САХАР – КУКЛА – ЦВЕТЫ — МОРКОВКА. Затем попросите повторить ребенка. Если повторил все слова — МОЛОДЕЦ! Если не назвал и половины — нужно позаниматься дополнительно. Эта игра хороша тем, что для нее не требуется выкраивать специальное время — хорошо играется по дороге в детский сад.

sundekor.ru

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет

Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации.Малыш должен уметь сравнивать простые конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира.Способные дети могут усвоить не только отдельные понятия о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией. Однако достаточно высокий уровень познавательных способностей возможен в том случае, если обучение в этот период направлено на развитие процессов мышления.Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.Уже в этом возрасте реальный мир ребенок видит как очень сложный, где предметы различаются не только по внешним признакам, но и по функциям и внутренним качествам. Однако в этом возрасте мышление формируется только через внешнее восприятие. Любое понятие, пусть даже абстрактное, - есть образ. Например, малыш не понимает в достаточной степени абстрактного смысла таких слов как мужество, доброта, он не может дать их точного отвлеченного понятия. Ребенок может описать человека, который выглядит мужественным или добрым, назвать поступки, обозначающие смысл этих слов.Материал должен представляться в наглядной форме; еще лучше, если изучаемый предмет ребенок может потрогать, сделать его частью своего опыта. Именно личный опыт, опора на собственные ощущения, позволяют малышу понять объект, его смысл и значение.Развитое логическое мышление для дошкольников не характерно. Лишь к 12-13 годам у детей формируется способность рассуждать и строить сложные и отвлеченные понятия. Пока же любая абстракция будет наполнена субъективным смыслом, представленным в структуре наглядного образа.Итак, для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление, которое вы можете проверить в эксперименте тестирования.Другим важным моментом, на который обращают внимание при проверке уровня зрелости ребенка, является способность быть готовым к учебной деятельности. Внимание (как физиологическая функция), память и работоспособность - прилежание, воспитанное вами, - являются необходимыми предпосылками интеллектуальной деятельности.Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях.Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание. Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные, увлеченные чем-нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Похожие статьи:

sshkolniki.ru

программа развития интеллекта у детей

Содержание статьи:

Все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, смышленым и всесторонне развитым. Особо усердные мамы и папы чрезмерно загружают детей различными занятиями, курсами, чем перегружают их, отбывая желание получать новые знания. Чтобы процесс интеллектуального развития проходил легче и приносил пользу, нужно подбирать задания с учетом возраста ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

По мнению швейцарского биолога и философа Ж. Пиаже, развитие интеллекта у детей начинается от рождения до взрослого возраста. Особое внимание он уделяет развития логического мышления детей. Он считал, что ребенок не менее компетентный мыслитель, чем взрослый человек, просто дети рождаются с базовой психической организацией.

Теория интеллектуального развития Пиаже состоит из 3 компонентов: схема действий, процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую, стадии умственного развития.

Схемы действия – это базовые строительные блоки знаний, которые объединяют сходства и различия объектов. Каждая схема является одной частью знаний об окружающем мире. Например, если ребенок видит на картинке кошку, то мысленно он создает для себя схему ее внешнего вида: лапы, хвост, усы и т. д.

Эти схемы сохраняются в памяти малыша, и он может ими пользоваться в будущем. Оказавшись в новом месте, например, ресторане, он создает новую схему, связанную с заказом блюд. Посетив ресторан в очередной раз, малыш сможет применить свои знания в новой ситуации, которая похожа на предыдущую.

К процессам, которые обеспечивают переход из одной стадии в другую, относят ассимиляцию (использование схемы в новой ситуации) и аккомодацию (изменение существующей схемы для получения новой информации). Например, когда ребенок увидит первый раз кошку на улице, он поймет, что кроме лап, хвоста и усов у нее есть шерсть, она мяукает, лазит по деревьям. Тогда возникает дисбаланс, если родитель подтвердит, что новая информация тоже относится к кошке, то он включит новые данные в существующую схему.

Но если малыш увидит собаку, то опять наступит дисбаланс, так как некоторые характеристики животных совпадают, хотя они и разные. Тогда ему нужно согласовать новую информацию, чтобы создать новую схему.

По мнению Пиаже, психическое развитие детей можно разделить на 4 стадии:

• Сенсомоторная (0 – 2 года). Новорожденный познает мир через органы чувств и различные предметы. Ближе к 2 годам он понимает, что люди и предметы не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

• Дооперационная (2 – 7 лет). В этот период дети не понимают точку зрения других людей, у них есть только свое виденье.

• Стадия конкретных операций (7 – 11 лет). Ребенок накапливает знания, начинает логически осмысливать конкретные события.

• Стадия формальных операций (от 11 лет). Ребенок начинает мыслить абстрактно. В этот период развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению.

Многие психологи критикуют теорию Пиаже, считая, что важную роль в психическом развитии играют факторы окружающей среды. Кроме того, под сомнение попало его предположение об эгоцентричности детей 4 – 5 лет. Многие критики утверждают, что малыши в таком возрасте не такие уж и эгоцентричные и намного лучше понимают, что происходит у них в голове.

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Брунеру

Брунер пересмотрел некоторые преставления Ж.Пиаже о психическом развитии детей. По его мнению, оно состоит не из ряда стадий, а предполагает поочередное овладение ребенком 3 сферами представлений: действие, образ, символ (слово). Через них он познает окружающий мир. То есть сначала малыш узнает мир через свои действия, позже он познается ему в образах, а потом он переводит действия в языковые средства. Все эти сферы по-разному отражают события, которые происходят с младенцем, накладывая на него сильный отпечаток.

Первая сфера, которая возникает у ребенка, – это действие. Младенец получает знания о предмете через повторяющиеся манипуляции с ним. При этом предмет и действие для него являются единым целым. Например, у ребенка из руки выпадает игрушка, он смотрит на руку с разочарованием. Потом опять ею размахивает и снова смотрит – с помощью того же действия он хочет заставить игрушку появиться в руке.

По мере взросления малыш начинает понимать, что предметы не зависят от действий, которые он с ними производит. С 1 по 2 года кроха ищет предметы, которые взрослые спрятали под покрывалом, поднимает другие покрывала, чтобы понять, куда он переместился.

Вторая сфера представлений – это образ. Восприятие мира у ребенка зависит от мелких деталей, его действий, потребностей, которые могут искажать информацию. Он сосредотачивается на внешней стороне вещей.

Третья сфера для ребенка – это слово (символ). Символические представления сначала развиваются на основе образов. Речь, которую постепенно осваивает малыш, перестраивает его опыт. Благодаря символическим процессам дети видят мир по-другому.

Большое внимание Ж. Брунер уделяет культуре общества, в которой растет ребенок. Огромное влияние на умственное развитие детей оказывает школа. Обучение может стать ведущим фактором развития, если ученик будет иметь возможность ускорять свое развитие, решать посильные задачи, чтобы быстрее перейти на новую стадию.

Интеллектуальное развитие с рождения до 1 года

При рождении мозг ребенка сформирован не полностью, он составляет примерно 1/8 от общей массы тела. При дальнейшем развитии его объем увеличивается к 9 – 10 месяцам.

Мало кто из родителей знает, что рост мозга зависит от двигательной активности. Эту особенность развития интеллекта у новорожденных детей нужно учитывать. Мозг развивается, если грудничок получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.

Кроме того, на умственное развитие детей от 0 до 1 года влияют другие поступающие в мозг сигналы. Поэтому основная задача родителей – создать условия для сенсорного развития новорожденного:

• Обоняние. Познакомьте ребенка с различными запахами. • Вкус. Поэкспериментируйте со вкусами с 6 месяцев, когда в рацион крохи нужно вводить прикорм. • Слух. Почаще разговаривайте с малышом, используйте разные интонации, пойте песни, играйте на музыкальных инструментах и т. д. • Осязание. Прикасайтесь к коже грудничка, дайте ему ощутить свое тепло. Не запрещайте помять ручками еду, давайте игрушки из разного материала. • Зрение. Показывайте ему игрушки разных цветов, форм.

А с полугодовалого возраста, когда кроха уже будет самостоятельно сидеть, включайте в процесс специальные игры.

Педиатры разделяют следующие этапы развития интеллекта у ребенка:

• 0 – 2 месяца. В этом возрасте малыш очень зависим от мамы, только рядом с нею он ощущает себя защищенным и счастливым. Он только начинает ощущать запахи, слышать новые звуки. Чтобы не нарушить процесс его развития, старайтесь находиться с ним рядом, чтобы он чувствовал себя в безопасности и рос эмоционально здоровым.

• 2 – 4 месяца. В этот временной период ребенок уже более-менее осознанно двигает руками и ногами, у него имеется хватательный рефлекс. Главный орган познания мира для него – это рот. Он норовит попробовать на вкус все, что попадет ему в руки. Не запрещайте малышу это делать, ведь таким образом развивается его интеллект, но следите, чтобы в его рот попадали только безопасные предметы. Кроха все с интересом разглядывает, щупает. В этом возрасте очень важна музыка для интеллектуального развития детей. Почаще включайте малышу классику или познавательные детские песенки.

• 4 – 6 месяцев. В этом возрасте ребенок не только пробует на вкус все предметы, он их ее и сжимает, рассматривает со всех сторон, бьет о стенки, перила кроватки. Малыш узнает родных, демонстрирует им свои эмоции, нетерпеливо двигает ручками и ножками, агукает. Чтобы развивать его интеллект, покупайте ему яркие игрушки, рассказывайте о ней крохе. Можно купить игрушку со звуковыми эффектами, детали которой двигаются. Кроха в этом возрасте может понять, что кнопки нужно нажимать, а колеса крутить. Не забудьте похвалить его за маленькое открытие.

• 6 – 9 месяцев. В этот временной промежуток занимайтесь развитием интеллектуально-творческих способностей детей. Малыши от 6 месяцев уже начинают интересоваться музыкой, танцами, рисованием, конструированием. Купите ему кубики, пирамидки, конструктор, пальчиковые краски и т. д. Главное правильно определить интерес малыша и направить свои действия на развитие того или иного типа интеллекта. Обязательно читайте ему сказки, разговаривайте с ним, ведь речь и интеллект в развитии ребенка неразрывно связаны. Некоторые детишки уже проявляют интерес к подвижным играм. Чтобы ускорить процесс развития, разложите на пути у крохи, который ползает препятствия (подушки, одеяла, мягкие игрушки).

• 9 – 12 месяцев. Ближе к 12 месяцам малыш уже умеет отличать предметы по определенным качествам или свойствам. Именно в этом возрасте начинается этап развития абстрактного мышления. Ребенок уже может отличить некоторых животных, близких, его словарный запас пополнился примерно 10 словами. Покупайте ему развивающие игрушки, постоянно беседуйте, пойте колыбельные, вместе рисуйте, танцуйте и т. д.

Чтобы ускорить умственное развитие малыша, постарайтесь его реже пеленать. Почаще выкладывайте его на животик, чтобы он ползал, укреплял мышцы шеи и быстрее научился держать головку. Делайте гимнастику на фитболе, учитесь нырять, делайте легкий массаж. Не укутывайте кроху, чтобы он почаще находился в тонусе и совершал больше движений.

Развитие интеллекта в 1 – 3 года

Ребенок в этом возрасте улавливает связь не только межу действиями, но и между событиями. Он осознает, что он недавно поел, и знает, что скоро отправится на прогулку.

С 1 до 2 лет у них проявляются их природные наклонности. Одни с удовольствием собирают конструктор, другие рисуют красками, третьи – слушают музыку и танцуют, а четвертые – обожают сказки.

Ребенок учится различат предметы о форме, цвету, запаху, размеру. Кроме логики включается воображение, малыш моделирует новые ситуации. У детей появляется интерес к ролевым играм: девочки кормят или лечат игрушки, мальчики представляют себя гонщиками или супергероями.

Наблюдается скачок в речевом развитии. Кроха называет отдельные предметы, признаки, действия, пытается описать ситуации. Малыш учится создавать целые предложения.

С 2 до 3 лет дети лепечут без остановки, они все называют, характеризуют, призывают к диалогу окружающих. Они становятся очень любознательными, часто задают вопросы, требуя четкого и ясного ответа.

Это отличное время, чтобы читать книги, ходить в зоопарки, музеи. Также можно приобрести развивающие игры, которые предоставляют массу полезной информации.

После каждого занятия предлагайте малышу выразить свое мнение, поделиться эмоциями. Так кроха быстрее научится рассуждать, выражать свое мнение, будет развиваться его логика и пополнится словарный запас. Чтобы улучшить память и внимание, просите ребенка передавать свои воспоминания, учите простые стишки.

В 2 – 3 года формируется наглядно-образное мышление. Дети воспроизводят предметы, их признаки, действия на уровне представлений. Они рисуют, что-то рассказывают, сочиняют на ходу. Ближе к 3 годам ребенок воспринимает себя, как отдельную личность, которая обладает уникальными качествами.

Книги с тестами для умственного развития. Например, «Школа раннего развития 3 – 4 года» Е. Калининой. Она состоит из 4 разделов: «Преставление об окружающем мире», «Сенсорика», «Логическое и абстрактное мышление», «Понятие об эмоциях». Каждый раздел содержит интересные задания, которые помогут получить новые знания и закрепить старые, а также проверить уровень развития. Это своеобразная система развития интеллекта ребенка 3 – 4 лет. Существуют издания для детей разного возраста.

В разделе «Знакомство с окружающим миром» ребенок называет свое имя, фамилию, имена близких, по обобщающим словам находит и называет предметы, например, мебель. Малыш различает времена года, много животных и растений.

Раздел «Сенсорное развитие» помогает выучить 6 основных цветов, признаки и свойства разных предметов, отличать большое от маленького. Кроха знакомиться с геометрическими фигурами, изучает понятия «высокий», «низкий», «широкий», «узкий». Для сенсорного развития используются карточки с картинками, которые позволяют играть в различные игры.

В разделе «Логика и абстрактное мышление» малыш собирает картинку из 4 фрагментов, различает предметы, находит их одинаковые и отличительные признаки, запоминает 3 – 4 слова или 3 – 4 картинки, находит на рисунке пары, выполняет какое-то задание 5 минут. Эта книга научит малыша рассказывать четверостишия, вспоминать по наводящим вопросам, что было изображено на картинке, которую спрятали или показали.

Раздел «Эмоциональное развитие» учит выражать свои эмоции, правильно воспринимать действительность, реагировать на нее. Ребенок узнает об основных эмоциях, учится их распознавать в окружающих и правильно применять в жизни.

Эта книга поможет ускорить интеллектуальное развитие ребенка 3 – 4 лет даже в домашней обстановке. Достаточно заниматься 10 – 15 минут несколько раз в неделю. Чтобы кроха сосредоточился на занятии, исключите из его поля зрения любые отвлекающие моменты (компьютер, телевизор, игрушки и т. д.).

Умственное развитие дошкольников

Возраст от 4 до 7 лет – это этап становления наглядно-образного мышления. Развитие умственных способностей – это совместная работа воспитателей, родителей и ребенка. Важно проводить занятия регулярно и без принуждения. Чтобы заинтересовать дошкольника, тренируйте интеллект в игровой форме.

Родители должны поощрять исследовательскую деятельность малыша. Часто случается так, что запрещают ребенку исследовать какую-либо вещь, рассмотреть объект вдалеке или понять с земли. Это грозит тем, что со временем кроха потеряет интерес к обучению. Но в то же время ребенка нужно мягко контролировать, чтобы он понимал, где находится граница.

Существуют следующие способы умственного развития для дошкольников:

• Развивающие игры. Для интеллектуального развития ребенка 6 – 7 лет можно использовать шахматы, шашки, различные головоломки, настольные игры.

• Творчество. Дети могут рисовать, лепить фигурки из пластилина, вырезать аппликации, конструировать. Такие занятия развивают логическое и абстрактное мышление.

• Компьютерные игры. Технологии интеллектуального развития помогают развивать творческую личность, нестандартное мышление, проводить системный анализ, рассуждать, получать знания о разных состояниях веществ и т. д.

Кроме того, ребенок может читать энциклопедии, просматривать образовательные фильмы, передачи, посещать познавательные сайты и мероприятия.

Существуют группы интеллектуального развития детей. В специализированных центрах развития дети могут посещать различные курсы: танцевальные, музыкальные, творческие спортивные, языковые и т. д.

Уровень интеллектуального развития детей можно определить с помощью специальных тестов. Например, вырезание фигурок из бумаги, поиск недостающего элемента на рисунках, определение лишнего и т. д.

Интеллектуальные игры для младших школьников

Начальная школа – это период активного усвоения новых знаний, поэтому важнейшей деятельностью ребенка становится обучение. Занятия тоже рекомендуется проводить в игровой форме, чтобы школьник быстрее адаптировался и не потерял интерес к учебе. Интеллектуально-познавательная игра помогает формировать собственную систему мнений и взглядов, побудить изучать новое.

Игры для развития интеллекта у детей:

• Анаграмма. Ребенок должен выбрать 1 вариант из 4, в которых перемешаны только буквы, входящие в состав главного слова. В каждом раунде дается новое слово. Имеется ограничение во времени. Развивает внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение.

• Таблица Шульте. Это популярное упражнение для развития скорочтения. Таблицы состоят из случайно расположенных чисел и букв. Количество ячеек в таблицах разное, но чаще всего они размером 5 х 5 элементов. Помогает развивать мозг, внимание, концентрацию, ускорить визуальный поиск.

• Поиск цифр и букв. Ребенок тренируется искать буквы. Игра развивает боковое зрение и скорочтение.

• Пятнашки. Есть квадратная доска, которая разделена на 16 равных квадратов. В распоряжении ребенка 15 костяшек, которые пронумерованы. Костяшки перемешиваются в коробке случайным образом. Школьник должен расставить костяшки по номеру руг за другом сверху вниз, слева направо, поэтому пустой квадратик должен быть снизу справа. Упражнение развивает логическое мышление, память, так как различные комбинации полезно запоминать.

• Быстрое сложение перезагрузка. Во время игры на экране появляются 3 цифры и дается задание сложить цифру, также указано, какую цифру нужно сложить. Ребенок выбирает правильные слагаемые, сумма которых равна заданному числу. Он нажимает на 2 цифры, если ответ дан правильно, то он набирает очки и играет дальше.

• 3 назад. В игре даны карточки с цифрами, нужно запомнить их последовательность и сравнить цифру из последней карточки с предыдущей. Важно внимательно прочитать вопрос на экране. При правильном ответе ребенок набирает очки и проходит дальше.

• Копилка. В игре дается 4 копилки, среди них нужно выбрать одну, в которой больше денег. Определившись с выбором, ребенок нажимает мышкой по нужной копилке. При правильном ответе он получает очки и проходит дальше.

• Буквы и цифры. На игровом поле находится объект и задается вопрос. С помощью кнопки «да» или «нет» школьник выбирает правильный ответ. Если выбор правильный, то он набирает очки и проходит дальше.

• Упрощение. На экране изображен ученик у доски, ему нужно решить математическую задачу. Внизу даны 3 варианта ответа, ребенок должен посчитать и нажать на нужное число мышкой.

Существует еще огромное количество увлекательных игр для учащихся начальной школы. Все они развивают мышление, память, внимание, зрительную память, скорочтение и т. д. Эти интересные упражнения помогают закрепить пройденный материал и получить новые знания.

Как видите, интеллектуальное развитие – это совместная работа родителей, воспитателей и детей. Начинайте развивать малыша с раннего возраста, не ограничивайте его двигательную активность, но при этом контролируйте его передвижения. Помните, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме. Начинайте с простых заданий, постепенно усложняя их. Не перегружайте ребенка и обязательно делайте паузы во время занятий.

Читайте также: Статьи для будущих мам на тему фото 8 недели беременности здесь на сайте baby.ru

birth-info.ru

Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет

Особенности интеллектуального развития детей 6 – 7 лет.

Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Ребенок должен уметь сравнивать простые, конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира. Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия. Для развития 6-7 летних детей характерным является наглядно-образное мышление. Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях. Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям и воспитателям следует подкреплять их желание. Прочитанная книга, сделанная новая поделка, просто удачная идея всегда должны становиться объектом внимания и поощрения взрослого. Даже природа защищает любознательных - так, оказалось, что активные, увлеченные чем - нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Родителям и педагогам необходимо:

• Стараться поддержать у ребенка интерес к тому, чему он должен научиться.

• Позаботиться, чтобы у ребенка было все необходимое для учебных занятий.

• Эмоционально поддерживать ребенка, который старается хорошо учиться.

• Вознаграждать хорошую учебу, одобрением, а порой и подарком, но только когда ребенок заслужил это своим усилием.

• Демонстрировать заинтересованность в делах ребенка.

Ребенок 6-7 лет имеет математические представления, а именно: определяет время по часам, называет цвета радуги, называет дни недели, части суток, времена года, месяцы, умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры. Для обследования и развития памяти можно сделать следующее: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.Нормальному развитию мышления соответствует умение классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.Самостоятельное чтение текста и передача его содержания, умение записывать простые слова говорят о норме речевого развития.В области знаний об окружающем мире хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

psiholik.ru

Зак развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет — Для детей

Тест А.И. Савенкова

Данный тест ориентирован на выявление уровня развития интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. Методика состоит из 6 групп заданий-субтестов.

СУБТЕСТ 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной закономерности. Направлен на определение уровня способности действовать в соответствии с заданной логикой, выявлять закономерности расположения фигур. Включает пять постепенно усложняющихся заданий.

СУБТЕСТ 3. Геометрические аналогии. Направлен на выявление уровня логического мышления, операций сравнения и обобщения. Субтест состоит из 7 последовательно усложняющихся заданий.

СУБТЕСТ 4. Выявление общих понятий. Направлен на выявление способностей к установлению конкретных связей и зависимости.

СУБТЕСТ 5. Гибкость мышления. Направлен на выявление уровня гибкости мышления. Основной критерий оценки — оригинальность

СУБТЕСТ 6. Вербальные аналогии. Направлен на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций.

ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Количество баллов, полученных по каждому субтесту, складывается. Сумма делится на 6, итоговый результат соотносится с ключом.

Ключ. О—6 баллов — низкий уровень интеллектуальных способностей;

11,6—22,4 — высокий уровень интеллектуальных способностей;

22,5—25,7 — ребенок обладает очень высоким уровнем развития умственных способностей, в данном случае имеет смысл говорить об интеллектуальной одаренности ребенка.

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ,
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ,
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ,
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ,
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ,
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ,
  • INTELLECTUAL EVOLUTION ,
  • INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN ,
  • INTELLECTUAL TALENT ,
  • INTELLECTUAL PROPERTIES ,
  • INTELLECTUAL INITIATIVE ,
  • INTELLECTUAL SELF-REGULATION ,
  • INTELLECTUAL CREATIVITY ,
  • INTELLECTUAL COMPETENCY
  • научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Яфаева В. Г.

    Статья посвящена освещению проблемы интеллектуального развития, компонентов интеллектуального развития и развития интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста. Автор определяет компоненты интеллектуального развития детей на основе синтеза взглядов и измерительных тестов зарубежных и отечественных исследователей, а также раскрывает составляющие понятия «интеллектуальные качества» с представлением (соотношением) показателей развития данных качеств у дошкольников в свете Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Yafaeva V. G.

    This paper is dedicated to the problem of intellectual evolution and developing intellectual skills of pre-school children. The author is exposing such concepts like «intellectual skills» with presentation of these indicators for pre-school children in terms of Federal Governmental Requirements to the structure of general education programm in pre-school education and describing components of intellectual development of the children, which are based on synthesis of different views and measuring tests of foreign and native researchers.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Мир науки, культуры, образования , Яфаева В. Г.

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09).

    Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников Мир науки, культуры, образования (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09).

    Яфаева В. Г. (2012). Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников. Мир науки, культуры, образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov (дата обращения: 21.09).

    Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников // МНКО. 2012. №1 С.46-55.

    Яфаева В. Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников Мир науки, культуры, образования (2012).

    Яфаева В. Г. (2012). Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников. Мир науки, культуры, образования

    Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет

    Учебно-методическое пособие для учителей. — М. Новая школа, 1996. -288с. ил.

    В книге предложен систематический курс из 119 занятий по развитию у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей: анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.

    Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает 12 видов поисково-творческих занимательных задач неучебного содержания. В каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления. Даются методики диагностики способностей.

    По сложности заданий материал занятий ориентирован на детей 6-7 лет, которые обучаются в 1 классе (трехлетняя начальная школа), в 1-м, 2-м классах (четырехлетняя начальная школа), а также в подготовительной группе детского сада, и полезны детям 7-8 лет. посещающим классы выравнивания.

    В книге детально рассматриваются характеристики 12 видов поисковых задач, подробно излагаются особенности проведения развивающих занятий (часть 1), даны поурочные конспекты к 119 занятиям курса (часть 2), представлены задания детям (раздаточный материал) для самостоятельной работы на 119 занятиях.

    В качестве учебно-методического пособия книга адресуется учителям начальной школы, воспитателям детских садов, школьным психологам, преподавателям и студентам педагогических училищ, колледжей и вузов, слушателям семинаров и курсов повышения квалификации преподавателей, а также инициативным родителям и всем взрослым, кто хочет помочь умственному развитию детей.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • М. Интеллект-центр, 2004. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка еще задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные.

  • 24,31 МБ
  • скачан 414 раз
  • изменен 16.10 17:22
  • будет удален через 14 дней
  • Тетрадь для развития мыслительных способностей. Учебное издание. ГУП МО «Коломенская типография», 2006 г. 81 с. Систематический курс развития у дошкольников основных навыков мыслительных способностей, начиная с 4,5 лет. Курс включает 32 занятия. В данной тетради содержится вторая часть курса — занятия с 17 по 32 более сложные, а также даны рекомендации по оказанию помощи детям в.

  • 37,94 МБ
  • скачан 162 раза
  • добавлен 18.02 17:52
  • изменен 19.02 23:52
  • М. АРКТИ, 2002. – 144 с. – (Серия: Библиотека психолога-практика). – ISBN: 5-89415-152-Х. Пособие включает 800 логических задач разных видом и разной сложности. Изложены методы использования задач для тренировки логического мышления детей, оценки их умственного развития, а также для организации разнообразных развлечений, в том числе и творческого характера. Книга адресована.

  • 189,41 КБ
  • скачан 654 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.08 16:08
  • zdorove-rebenka.ru

    Д математических зависимостей детьми 5—6 лет

    Тема 1. Классификация математических игр для детей дошкольного возраста

    1. Характеристика разных групп игр: математических развле­чений, дидактических, развивающих, логико-математических.

    2. Практическое освоение студентами отдельных игр и опре­деление возможностей использования их в дошкольном возрасте.

    Тема 2. Математические развлечения

    1. Классификация математических развлечений.

    2. Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пентамино» и др.).

    3. Задачи на смекалку (преобразование, построение и пере­строение).

    1. Направленность игр на развитие общих умственных способностей и личности ребенка.

    2. Серия игр «Логические кубики».

    3. Серия игр «Кубики и цвет».

    4. Обзор современных развивающих игр.

    1. Давайте поиграем // Под ред. А. А. Столяра. — М., 1991.

    2. Зак А.З. Познавать играя- Поиск девятого и др. — М., 1995.

    3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. — М., 1996.

    4. Логические задачи // Сост. А. Г. Эпельман. —- М., 1995.

    5. Минский Е.М. От Ьгры к знаниям. — М., 19S7.

    6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб, 1996.

    х 7. Математика от трех до семи // Сост. 3. А. Михайлова,

    Э.Н.Иоффе и др.— СПб, 1997.

    8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие иг­ры.— М., 1989.

    9. Юдин Г.Н. Заниматика.— М., 1995.

    Тема 4. Развитие математических способностей в дошкольном возрасте

    Цель.Определить возможности развития математических способностей в дошкольном возрасте, их структуру, необходимые условия.

    1. Понятие «математические способности», их структура, возможности развития в дошкольном возрасте.

    2. Математические способности в структуре общих спо­собностей ребенка.

    3. Педагогические условия проявления и развития мате­матических способностей у детей.

    Используя справочную литературу (словари, энциклопе­дии), студент определяет понятия «способности», «математи­ческие способности», сопоставляет взгляды разных авторов, высказывает свое отношение к многообразию трактовок этих ПОНЯТИЙ.

    Студент изучает теоретическую и методическую литерату­ру по проблеме; раскрывает сущность подходов к теме, структуру, значение, развитие математических способностей в дошкольном возрасте.

    В заключение необходимо определить оптимальные усло­вия развития способностей, дать их обоснование.

    1. Крушцкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968.

    2. Масару Ибука. После трех уже поздно.— Мм 1992,

    8. Михайлова S.A. Игровые задачи для дошкольников.— М., 1996.

    4. Никитин В. П. Ступеньки творчества, или Развивающие иг­ры.— Мм 1989.

    5. . Одаренные дети. Пере», с англ.— М., 1991,

    6. Образовательная система в детском саду по программе «Раз­витие*.— М., 1996.

    7. Программа «Развитие». Основные положения.— М., 1994.

    Тема 5. Возможности освоения элементарных

    Д математических зависимостей детьми 5—6 лет

    Цела. Выяснить содержание математических зависимос­тей, доступных старшим дошкольникам, определить пути, средства освоения в самостоятельной и совместной со взрос­лым деятельности.

    1. Понимание зависимости как связи всех предметов, яв­лений.

    2. Возможности восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста функциональных зависимос­тей,

    3. Содержание зависимостей, осваиваемых в дошкольном возрасте.

    4. Основные педагогические условия успешного освоения функциональных зависимостей детьми 5—6 лет.

    Изучая психолого-педагогическую литературу, студент вы­ясняет сущность понятия «математические зависимости», не­обходимость и особенности освоения их в дошкольном возрасте.

    Студент самостоятельно выделяет содержание функцио­нальных зависимостей, анализирует их по структуре, выяв­ляет зависимости, возможности овладения этими понятиями для -детей 5-6 лет.

    Студент определяет основные условия и требований к организации математического развития детей: направлен­ность на освоение свойств и отношений предметов; воз­можность осуществления детьми действий преобразования решения творческих задач, активное участие детей в экс­периментировании и др.

    1. Непомнящая Р.Л. Особенности представлений у детей о не­которых математических зависимостях // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста.— Л., 1984.

    2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М., 1985.

    3. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления.— М., 1972.

    4. Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия в б ч.— СПб, 1996.

    lektsii.org

    Книга: А. З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»

    В книге предложен систематический курс из 119 занятий по развитию у детей младшего школьного возраста интеллектуальных способностей: анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает 12 видов поисково-творческих занимательных задач неучебного содержания. Вкаждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления. Даются методики диагностики способностей. По сложности заданий материал занятий ориентирован на детей 6—7 лет, которые обучаются в 1 классе (трехлетняя начальная школа), в 1-м, 2-м классах (четырехлетняя начальная школа), а также в подготовительной группе детского сада, и полезны детям 7—8 лет, посещающим классы выравнивания. В книге детально рассматриваются характеристики 12 видов поисковых задач, подробно излагаются особенности проведения развивающих занятий (часть I), даны поурочные конспекты к 119 занятиям курса (часть II), представлены задания детям.

    Издательство: «Новая школа» (1996)

    Формат: 60×96/16, 288 стр.

    Другие книги схожей тематики:

    См. также в других словарях:

    «ХЕД СТАРТ» — (англ. Head Start успешный старт), программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академии успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и нац. Меньшинств. Необходимость разработки и … Российская педагогическая энциклопедия

    Хед старт — (англ. head start успешный старт) программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств.… … Педагогический терминологический словарь

    ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия

    Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

    ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

    ИНТЕЛЛЕКТ — Принято различать два основных смысла термина интеллект эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными… … Энциклопедия Кольера

    ДУША — [греч. ????], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    Коэффициент интеллекта — Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию… … Википедия

    Человек разумный — Запрос «Человек» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Человек … Википедия

    books.academic.ru

    Диагностика мышления детей 6 7 лет

    Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку. Жила–была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались.

    Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы!

    Послушайте меня внимательно: всего бусинок было пять. В середине Была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было ни одной бусинки одинакового цвета. Будьте внимательны: если вы нарисуете неправильно, бусы не будут волшебными! Запомните: всего бусинок было пять, посередине была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было бусинок одинакового цвета». – Более трех раз инструкцию повторять нельзя. После того, как выяснится, что большинство малышей закончили выполнение задания, можно предложить им внимательно проверить, правильно ли они нарисовали, не повторяя при этом условий.

    3. Методика «4-ый лишний». Мы разработали свою версию этой известной методики.

    С ее помощью можно выявить весь комплекс проблем, связанных с развитием вербального мышления. Это особенно важно для прогноза учебных успехов ребенка, поскольку обучение у нас ведется преимущественно через речевой канал. Наша модификация методики позволяет выявить не только сформированность способности к обобщению, но и развитие речевой памяти, осмысленности запоминания, развитие произвольности, способности выделить главное, связи «образ – слово», задатки преобладающего типа мышления – вербального или образного, развитие тонкой моторики. С помощью этой методики можно сделать предположении об общем недоразвитии речи (ОНР), и даже фонетико–фонематической недостаточности у ребенка, органических изменениях.

    Полученный эмпирический материал подтверждает известные теоретические основания о существовании своеобразного «порога» формирования речевого мышления: если в возрасте 5 лет большинство детей не способны спонтанно к операции речевого обобщения, то в возрастном промежутке 6–8 лет количество детей, справившихся с условиями задания, лавинообразно возрастает, достигая максимума к 8 –10 годам. В качестве промежуточного этапа эмпирически выделяется фаза «понимаю, что «лишнее», но объяснить не могу».

    Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.

    Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков — 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).

    Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек .

    ¦ не может подобрать ни одной пары — 0 баллов;

    ¦ правильно подобрал одну пару — 1 балл;

    ¦ правильно подобрал две пары — 2 балла;

    ¦ правильно подобрал 3-6 пар — 3 балла.

    Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

    Диагностика развития элементов логического мышления(методика свободная классификация )

    Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

    Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом .

    Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

    ¦ невыполнение задания после всех видов помощи — 0 баллов;

    ¦ выполнение после словесного указания оснований для классификации — 1 балл;

    ¦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения — 2 балла;

    ¦ выполнение по основной инструкции — 3 балла.

    ¦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка;

    ¦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности;

    ¦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

    При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

    Зак Анатолий Залманович

    Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук (1999), профессор (2003). Работает в психологическом институте с 1973 года.

    Лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992 — 1994 г.г.).

    Победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в период 1993 — 1997 г.г.

    При использовании разнообразных исследовательских методик (разработанных автором) сформулированы представления о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте:

    Разработана система методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников (1 — 11 классы).

    Материалы систематического курса «Интеллектика» нашли применение в работе 106 школ разного типа, расположенных в 15 сельских поселениях и 74 городах разных регионов России.

    Наряду с этим разработан ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1 — 9 классов:

    125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4.

    Проект «Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики»

    Учитель-дефектолог: Белоусова Л.В.

    Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

    Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

    В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

    При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

    Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М., 1979)

    Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.

    Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

    Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

    В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

    Ключом развития математических способностей являются интеллектуальные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

    Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.

    Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.

    Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

    Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

    Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

    Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

    1. Математические игр — развлечения:

    2. Дидактические игры:

    3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей.

    f-a-a.ru

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет "

    Из опыта работы : воспитателя Бухольцевой Л.К. 16.11.2017.

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.

    Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

    Я. А. Коменский

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения. Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений. Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет. Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет:

    Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие способности группировать предметы по цвету и величине. Формирование способностей к моделированию. Формирование дочисловых математических представлений. Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями. Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.

    Дидактические игры 3- 4 года 2 младшая группа

    «Заборчик» , «Зоопарк», «Играем с цветом»   Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.   Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы.   Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.   Дети строят забор, используя палочки одного цвета.     Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета.   Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета).

    4 – 5 лет средняя группа

    «Лягушонок», «Моделируем прямоугольник», «Поезд».  

    Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку.   Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер. Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. Дети по схеме составляют лягушонка.            

    Дети составляют прямоугольник по образцу.       Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя.   Второй этап 5 – 7 лет. Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет: Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений. Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве. Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера. Логические задачи с палочками Кюизенера.  

    Дидактические игры 5-6 лет старшая группа

    «Цветные коврики» ,«Выложи по цифрам», «Узнай длину ленты»   Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание.   Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.   Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер. Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина. Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению.     Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки). 6- 7 лет подготовительная группа     «Модель недели»  ,   «Складываем палочки»         Логическая задача «Детская железная дорога» . 

    Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.   Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.   Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.   Предлагается вспомнить какой сегодня день недели и показать на модели палочку, которая ее обозначает.       Предлагается взять в правую руку голубую палочку, а в левую розовую, а затем сложить их.     Предлагается построить поезд из трех вагонов: голубого, желтого и розового, причем в середине желтый, а розовый не является первым. Сколько пассажиров село в поезд на вокзале, если в каждый вагон помещается столько пассажиров, какое число эта палочка обозначает?   Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.  

    infourok.ru