Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Леонид Биттерлих - Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье. Биттерлих ваш ребенок от рождения до 6 лет


Леонид Биттерлих - Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

Ни для кого не секрет, что эпизодические визиты к педиатрам не заменят повседневных наблюдений за здоровьем ребенка. И только родители могут заметить все те небольшие отклонения в развитии своего малыша, которые всегда гораздо проще исправить в юном возрасте. По сути, перед вами незаменимое пособие для полноценного воспитания вашего ребенка.

Содержание:

Леонид Ростиславович БиттерлихВаш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

ПредисловиеДЛЯ ЧЕГО ВАМ НЕОБХОДИМА ЭТА КНИГА

Половина современных беременностей и родов регистрируются как патологические. Несмотря на это, большинство детей рождаются здоровыми. С другой стороны, и при нормальном течении беременности и родов ребенок может родиться с патологией. Установлено, что на одного ребенка с явным, грубым повреждением мозга приходится до ста новорожденных, у которых легкое поражение мозга проявляется на протяжении первых лет жизни только в небольших отклонениях в развитии, которые не замечаются или игнорируются родителями и воспитателями. В дальнейшем тайное становится явным: неловкость при движениях, неуклюжесть и отставание в учебе, нарушения поведения и нервозность, головные боли при умственных нагрузках, эпилептические и другие приступы и т. д.

Это особенно обидно, так как большинству этих детей можно было бы оказать своевременную помощь. Дело в том, что мозг pебенка обладает нейpопластичностью. Он может в значительной степени восстанавливать функции тех неpвных клеток, которые пострадали во время родов или беременности. Это уникальное явление хаpактеpно только для pастущего мозга в пеpвые три-четыре года жизни. Поэтому эффективность лечения тем выше, чем меньше возраст ребенка к моменту его начала. Именно своевременное выявление, казалось бы, малосущественных отклонений от возрастной нормы – главное условие полноценного развития ребенка.

Эта книга позволит вам вовремя принять меры для предотвращения такого печального жизненного сценария, поскольку ее автор является практикующим врачом-неврологом, специализирующимся именно в области раннего выявления и устранения отклонений в развитии, кандидатом медицинских наук с более чем шестьюдесятью научными публикациями.

С точки зрения специалиста, информация по развитию детей в уже существующей литературе приносит больше вреда, чем пользы. Причина в том, что эти разделы пишут не врачи, а педагоги и психологи, малознакомые с медицинскими проблемами. За развлекательной формой изложения зачастую теряются конкретные указания, необходимые родителям для выявления отклонений и принятия срочных мер к их устранению.

В этой книге способы проверки развития на различных возрастных этапах описаны детально и конкретно. Дополнительное тестирование осуществляется путем игр взрослого с ребенком. Большинство предложенных игр может использоваться как развивающие упражнения. Наиболее эффективной является работа с ребенком на первом году жизни, поэтому этот возрастной период рассматривается более подробно и информация по нему приводится помесячно. На втором году жизни описаны квартальные этапы, от трех до шести лет – ежегодные.

Эпизодическое наблюдение участкового педиатра и профосмотры узких специалистов не заменят ваших личных наблюдений за своим ребенком. С другой стороны, ваш собственный контроль за развитием ребенка избавит его от ненужного лечения, связанного с гипердиагностикой, к которой склонна отечественная медицина.

В Интернете и на полках книжных магазинов вы найдете массу советов по играм, упражнениям и тренировке ребенка, а также по приобретению игрушек. Все они, по утверждению психологов и педагогов, крайне необходимы ребенку. Однако для хранения всех этих "необходимых" игрушек может не хватить и целой комнаты, а для занятий и игр не хватит не только вашего времени, но и времени бодрствования самого ребенка. Из всех игр и игрушек автор выбрал действительно нужные (ненужные игрушки вам подарят родственники и друзья). Их перечень и описания указаны поэтапно. Причем среди нужных игрушек выделены самые необходимые.

Не будет трагедии, если вы иногда запоздаете с приобретением игрушки или с помощью ребенку в освоении им нового навыка. "Критические периоды развития" отдельных функций мозга, существованием которых вас пугают авторы многочисленных методик по ускоренному развитию детей, существуют только у животных. У человека же имеются оптимальные периоды развития, значительно растянутые по времени.

В книге имеются необходимые советы по воспитанию ребенка. Следуйте им, и ваша родительская любовь в сочетании со здравым смыслом (в равных пропорциях) поможет воспитать ребенка со здоровой психикой.

Еще одна уникальная особенность этой книги: ее можно использовать в качестве дневника развития ребенка. Отмечайте в ней освоение (зеленым цветом) и задержку (красным цветом) навыков на каждом возрастном этапе. Сохраните это руководство– дневник для ваших детей на будущее. Некоторые особенности развития могут наследоваться, и эта книга сможет помочь и вашим внукам.

Как пользоваться книгой. Очень просто. В описании каждого возрастного этапа ребенка выделены три основных раздела: двигательное, психическое и речевое (предречевое) развитие. В разделах, как правило, указаны те навыки, которыми владеют 70–80 пpоцентов здоpовых детей на указанном возрастном этапе. Дело в том, что любая инструкция может описывать только средний уровень развития, а некоторые здоровые дети развиваются чуть медленнее или быстрее, чем это указано в инструкции. Дополнительным словом "может" обычно обозначен тот навык, которым могут владеть 50 и меньше процентов здоровых детей на данном этапе. Словом "должен" – тот навык, которым должен владеть каждый здоровый ребенок на данном возрастном этапе.

Для удобства читателя:

1. Жирным шрифтом в тексте книги выделены названия основных разделов, подразделов и ключевые слова. Например, смотрите этап: "Второй месяц жизни (период от 1 до 2 месяцев)". Жирным шрифтом выделены раздел "Психическое развитие", подраздел "Зрение" и ключевые слова "взгляд фиксирует". Такое выделение позволит вам легко находить и сравнивать развитие одинаковых навыков на разных этапах. Например, если ребенку два месяца, то вы сначала проверяете указанный навык на этапе двух месяцев. Перелистнув один лист назад, с помощью этого шрифта вы сможете легче найти описание того, как ребенок должен был фиксировать взгляд на первом месяце жизни. Заглянув вперед, на этап "3 месяца", вы найдете описание того, как эта функция будет развита на третьем месяце жизни. Такое сравнение текстов может понадобиться для определения того, на какой срок ваш ребенок опережает или отстает в развитии от своего среднестатистического сверстника. Таким образом, вы сможете определить, какому возрастному этапу соответствует развитие той или иной функции или навыка у вашего ребенка.

2. Обращение"Внимание!" предупреждает о тех отклонениях в развитии, которые требуют непременного обращения к врачу.

3. Более мелким шрифтом выделенытесты, упражнения, игры.

В том случае, если вам покажется, что ваш ребенок отстает в развитии, внимательно ознакомьтесь с приложением № 1.

Книга позволяет правильно оценить развитие недоношенного ребенка и близнецов. Этому посвящено приложение № 2.

Книга посвящается внуку Илье

и внучке Элизабет Биттерлих

profilib.org

Ваш ребенок от рождения до 6 лет



Разделы

Добавлено: 2012-06-06

Л.Р. Биттерлих — Ваш ребенок от рождения до 6 лет

Книга, названная — Ваш ребенок от рождения до 6 лет — поможет Вам обнаружить отклонений в развитии Вашего ребенка и поможет Вам их исправить. Данная книга, просто необходимая для каждой семьи.

Ни для кого уже не является секретом, что редкие посещения к педиатрам не смогут заменить ежедневных наблюдений за здоровьем и развитием малыша. И лишь только родители способны заметить все те незначительные отклонения в здоровье и развитии своего ребенка, которые всегда намного легче исправить в раннем возрасте. Проще говоря, перед Вашими глазами находится незаменимое уникальное пособие для полноценного и правильного воспитания Вашего малыша.

Л.Р. Биттерлих Ваш ребенок от рождения до 6 лет

Ваш ребенок от рождения до 6 лет скачать бесплатно

Просмотры: 2215    Рейтинг:    Голосов: (1)

Заберите БЕСПЛАТНО!!! (Подробнее...)

Новейшая техника исполнения желаний

Комментарии к книгам автора:

Комментариев нет! Вы напишете первым!

Добавить Ваш комментарий:



Статистика

Ваш IP адрес: 173.249.58.181На сайте: Статей: 668Видео: 242Книг: 730Аудио: 173Материалов: 315Рекомендаций: 3Комментарии:Статьи: 516Видео: 37Книги: 10Аудио: 54Материалы: 670Рекомендации: 2 Человек online: 16

www.worldmagik.ru

Читать онлайн "Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье" автора Биттерлих Леонид Ростиславович - RuLit

Леонид Ростиславович Биттерлих

Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

Предисловие

ДЛЯ ЧЕГО ВАМ НЕОБХОДИМА ЭТА КНИГА

Половина современных беременностей и родов регистрируются как патологические. Несмотря на это, большинство детей рождаются здоровыми. С другой стороны, и при нормальном течении беременности и родов ребенок может родиться с патологией. Установлено, что на одного ребенка с явным, грубым повреждением мозга приходится до ста новорожденных, у которых легкое поражение мозга проявляется на протяжении первых лет жизни только в небольших отклонениях в развитии, которые не замечаются или игнорируются родителями и воспитателями. В дальнейшем тайное становится явным: неловкость при движениях, неуклюжесть и отставание в учебе, нарушения поведения и нервозность, головные боли при умственных нагрузках, эпилептические и другие приступы и т. д.

Это особенно обидно, так как большинству этих детей можно было бы оказать своевременную помощь. Дело в том, что мозг pебенка обладает нейpопластичностью. Он может в значительной степени восстанавливать функции тех неpвных клеток, которые пострадали во время родов или беременности. Это уникальное явление хаpактеpно только для pастущего мозга в пеpвые три-четыре года жизни. Поэтому эффективность лечения тем выше, чем меньше возраст ребенка к моменту его начала. Именно своевременное выявление, казалось бы, малосущественных отклонений от возрастной нормы – главное условие полноценного развития ребенка.

Эта книга позволит вам вовремя принять меры для предотвращения такого печального жизненного сценария, поскольку ее автор является практикующим врачом-неврологом, специализирующимся именно в области раннего выявления и устранения отклонений в развитии, кандидатом медицинских наук с более чем шестьюдесятью научными публикациями.

С точки зрения специалиста, информация по развитию детей в уже существующей литературе приносит больше вреда, чем пользы. Причина в том, что эти разделы пишут не врачи, а педагоги и психологи, малознакомые с медицинскими проблемами. За развлекательной формой изложения зачастую теряются конкретные указания, необходимые родителям для выявления отклонений и принятия срочных мер к их устранению.

В этой книге способы проверки развития на различных возрастных этапах описаны детально и конкретно. Дополнительное тестирование осуществляется путем игр взрослого с ребенком. Большинство предложенных игр может использоваться как развивающие упражнения. Наиболее эффективной является работа с ребенком на первом году жизни, поэтому этот возрастной период рассматривается более подробно и информация по нему приводится помесячно. На втором году жизни описаны квартальные этапы, от трех до шести лет – ежегодные.

Эпизодическое наблюдение участкового педиатра и профосмотры узких специалистов не заменят ваших личных наблюдений за своим ребенком. С другой стороны, ваш собственный контроль за развитием ребенка избавит его от ненужного лечения, связанного с гипердиагностикой, к которой склонна отечественная медицина.

В Интернете и на полках книжных магазинов вы найдете массу советов по играм, упражнениям и тренировке ребенка, а также по приобретению игрушек. Все они, по утверждению психологов и педагогов, крайне необходимы ребенку. Однако для хранения всех этих «необходимых» игрушек может не хватить и целой комнаты, а для занятий и игр не хватит не только вашего времени, но и времени бодрствования самого ребенка. Из всех игр и игрушек автор выбрал действительно нужные (ненужные игрушки вам подарят родственники и друзья). Их перечень и описания указаны поэтапно. Причем среди нужных игрушек выделены самые необходимые.

Не будет трагедии, если вы иногда запоздаете с приобретением игрушки или с помощью ребенку в освоении им нового навыка. «Критические периоды развития» отдельных функций мозга, существованием которых вас пугают авторы многочисленных методик по ускоренному развитию детей, существуют только у животных. У человека же имеются оптимальные периоды развития, значительно растянутые по времени.

В книге имеются необходимые советы по воспитанию ребенка. Следуйте им, и ваша родительская любовь в сочетании со здравым смыслом (в равных пропорциях) поможет воспитать ребенка со здоровой психикой.

Еще одна уникальная особенность этой книги: ее можно использовать в качестве дневника развития ребенка. Отмечайте в ней освоение (зеленым цветом) и задержку (красным цветом) навыков на каждом возрастном этапе. Сохраните это руководство– дневник для ваших детей на будущее. Некоторые особенности развития могут наследоваться, и эта книга сможет помочь и вашим внукам.

Как пользоваться книгой. Очень просто. В описании каждого возрастного этапа ребенка выделены три основных раздела: двигательное, психическое и речевое (предречевое) развитие. В разделах, как правило, указаны те навыки, которыми владеют 70–80 пpоцентов здоpовых детей на указанном возрастном этапе. Дело в том, что любая инструкция может описывать только средний уровень развития, а некоторые здоровые дети развиваются чуть медленнее или быстрее, чем это указано в инструкции. Дополнительным словом «может» обычно обозначен тот навык, которым могут владеть 50 и меньше процентов здоровых детей на данном этапе. Словом «должен» – тот навык, которым должен владеть каждый здоровый ребенок на данном возрастном этапе.

Для удобства читателя:

1. Жирным шрифтом в тексте книги выделены названия основных разделов, подразделов и ключевые слова. Например, смотрите этап: «Второй месяц жизни (период от 1 до 2 месяцев)». Жирным шрифтом выделены раздел «Психическое развитие», подраздел «Зрение» и ключевые слова «взгляд фиксирует». Такое выделение позволит вам легко находить и сравнивать развитие одинаковых навыков на разных этапах. Например, если ребенку два месяца, то вы сначала проверяете указанный навык на этапе двух месяцев. Перелистнув один лист назад, с помощью этого шрифта вы сможете легче найти описание того, как ребенок должен был фиксировать взгляд на первом месяце жизни. Заглянув вперед, на этап «3 месяца», вы найдете описание того, как эта функция будет развита на третьем месяце жизни. Такое сравнение текстов может понадобиться для определения того, на какой срок ваш ребенок опережает или отстает в развитии от своего среднестатистического сверстника. Таким образом, вы сможете определить, какому возрастному этапу соответствует развитие той или иной функции или навыка у вашего ребенка.

2. Обращение«Внимание!» предупреждает о тех отклонениях в развитии, которые требуют непременного обращения к врачу.

3. Более мелким шрифтом выделенытесты, упражнения, игры.

В том случае, если вам покажется, что ваш ребенок отстает в развитии, внимательно ознакомьтесь с приложением № 1.

Книга позволяет правильно оценить развитие недоношенного ребенка и близнецов. Этому посвящено приложение № 2.

Книга посвящается внуку Илье

и внучке Элизабет Биттерлих

Новорожденный ребенок в возрасте от 10 дней до 1 месяца

Двигательное развитие

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

www.rulit.me

Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье - Леонид Биттерлих

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

  • Просмотров: 3912

    Двойное рычание (ЛП)

    Милли Тайден

    Большая прекрасная женщина, нуждающаяся в спутнике + Два горячих альфы, ищущих пару = Горячая…

  • Просмотров: 3504

    Землянки - лучшие невесты! (СИ)

    Мария Боталова

    Вы знали, что девушки с Земли — лучшие невесты во всех объединенных мирах? Никто не знал, и оттого…

  • Просмотров: 3164

    Попаданка в семье драконов (СИ)

    Любовь Свадьбина

    Попала в другой мир и семью драконов – одраконивайся!Уничтожают новый дом – борись за него!Заботясь…

  • Просмотров: 2864

    Супергерой для Золушки (СИ)

    Лена Сокол

    Предполагается, что свадьба — «лучший день в твоей жизни». А что если бывший женится в этот день на…

  • Просмотров: 2643

    Самый хищный милый друг (СИ)

    Маргарита Воронцова

    Болезненные отношения, тяжелый развод… Теперь Кате не нужны мужчины, она их избегает. Но мужчины…

  • Просмотров: 2388

    Операция О.Т.Б.О.Р (СИ)

    Альмира Рай

    У меня никогда не было выбора. Я не могла решать свою судьбу, когда погибли родители. Не могла…

  • Просмотров: 2378

    Аукцион (СИ)

    Ольга Коробкова

    Кира работает в благотворительном фонде и содержит сестру. Им приходится очень сложно. И тут…

  • Просмотров: 2291

    Лилия для герцога (СИ)

    Светлана Казакова

    Воспитанницы обители нередко выходят замуж за незнакомцев, не имеющих возможности посвататься к…

  • Просмотров: 2075

    Чудовища не ошибаются (СИ)

    Эви Эрос

    Трудно жить и работать, когда твой сексуальный босс — чудовище с девизом «Я не прощаю ошибок». А уж…

  • Просмотров: 2024

    Научи меня любить (СИ)

    Кира Стрельникова

    Лилия - хрупкий, нежный цветок с тонким ароматом. Лиля - хрупкая, нежная девушка с мечтой в любовь…

  • Просмотров: 1742

    Единственный, или Семь принцев Анастасии (СИ)

    Ольга Обская

    Белис – довольно милый параллельный мирок, королевство с прогрессивными законами. Только Насте-то…

  • Просмотров: 1602

    Э(ро)тические нормы (СИ)

    Сандра Бушар

    Ее муж изменяет. Прямо на глазах, даже не пытаясь этого скрыть… На что способна жена,…

  • Просмотров: 1562

    Алеррия. Обмен судьбы. Часть 1 (СИ)

    Юлия Рим

    Дочиталась фэнтези! Думала сказки, такого не бывает. И ни куда я не падала, и никто меня не сбивал!…

  • Просмотров: 1541

    Покорность не для меня (СИ)

    Виктория Свободина

    Там, где я теперь вынужденно живу, ужасно плохо обстоят дела с правами женщин. Жен себе здесь…

  • Просмотров: 1513

    Виноват кофе (СИ)

    К.О.В.Ш.

    Собираясь утром на маникюр, Кристина и не думала о том, что случайно вылитая чашка кофе может…

  • Просмотров: 1449

    Замуж на три дня (СИ)

    Екатерина Флат

    Раз в четыре года в королевской резиденции собираются холостые лорды и незамужние леди. За месяц…

  • Просмотров: 1339

    И небо в подарок (СИ)

    Оксана Гринберга

    Меня ничего не держало в собственном мире, да и в новом - лишь обещание данное отцу, Королевский…

  • Просмотров: 1209

    Наследница проклятого мира (СИ)

    Виктория Свободина

    Отправляясь в увлекательную экспедицию вместе со своим любимым парнем, я никак не ожидала, что она…

  • Просмотров: 1167

    АН-2 (СИ)

    Мария Боталова

    Невесты для шиагов — лишь собственность без права голоса. Шиаги для невест — те, кому нельзя не…

  • Просмотров: 1144

    Игра на двоих (ЛП)

    Селини Эванс

    В автомобильной катастрофе близнецы Дэй теряют своих родителей, едва оставшись в живых сами. По…

  • Просмотров: 1098

    Тиран моей мечты (СИ)

    Эви Эрос

    Я никогда не мечтала о начальнике-тиране. Что же я, сама себе враг? Но жизнь вносит свои коррективы…

  • Просмотров: 970

    Иномирянка. Иллюзия выбора. Книга 2 (СИ)

    Марина Абрамова

    Отучиться на спецагента в другом мире? Легко! Пройти боевую отработку? Еще легче! Выжить в…

  • Просмотров: 959

    Тайны мглы (СИ)

    Виктория Свободина

    Я родилась человеком. Только прожила совсем недолго. Мне было двадцать лет, когда в мой…

  • Просмотров: 946

    То, что снилось ночами (СИ)

    Елизавета Кузьмина

    Как вы относитесь к людям нетрадиционной ориентации? Вы чувствуете агрессию? ненависть? Или же вам…

  • Просмотров: 927

    За твоей спиной (СИ)

    Ксения Болотина

    Она не проживет без него и дня. Без его поддержки, без улыбки, без защиты. Ей не понаслышке знакомо…

  • Просмотров: 761

    Соседи через стенку (СИ)

    Елена Рейн

    Сборник романтических историй серии книг "Только моя": 1. "СОСЕДИ ЧЕРЕЗ СТЕНКУ" Наше первое…

  • Просмотров: 707

    Шериф (ЛП)

    Алекса Райли

    Размножение #2.5  Бонусная история из книги «Механик» о шерифе Лоу и его Джозефин.Как всегда…

  • Просмотров: 647

    Пока не нагрянет любовь

    Ирина Ирсс

    Один нежеланный поцелуй может перевернуть весь твой мир с ног на голову, особенно если узнается,…

  • itexts.net

    Леонид Биттерлих - Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

    Еда. Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее взрослому.

    Пытается самостоятельно есть густую или наполовину густую пищу ложкой из тарелки, даже если его этому специально не учили. Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест. Может учиться пользоваться и вилкой, но взрослый должен контролировать этот процесс, чтобы ребенок не поранился.

    Бытовые навыки. Снимает обувь, если она не застегнута и не завязана. По просьбе направляет руки под струю воды. После умывания можно учить ребенка вытирать руки поданным ему полотенцем.

    Психическое развитие

    К 15 месяцам не тянет несъедобные предметы и пальцы в рот.

    Игра. Игровая деятельность становится более разнообразной, ведь, научившись ходить, малыш с удовольствием начинает толкать и тянуть что-либо. Рекомендуем купить тележку на веревочке или с ручкой, которую ребенок может постоянно загружать, разгружать и возить за собой.

    Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик-башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности (рис. 39).

    Кроме того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное в этом занятии – отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4–5 колец пирамидки и может надеть 1–2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера.

    В 1–1,5 года детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры, особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после – прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во-вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Шнурование – совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в-третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже – через месяц, через два.

    То же самое относится к возрасту, в котором ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр-вкладышей. Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в другой и пирамидки.

    Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных форм могут быть плоскостными, в виде доски-планшета, или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. Если фигурка-вкладыш совпала с рамкой-силуэтом, то она прочно сядет в свое "гнездышко" или благополучно в него провалится.

    Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно – от двух-трех до десяти и более. К 15 месяцам жизни 95 % детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по размеру.

    Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков, так называемую мелкую моторику, координацию движений рук. В некоторых конструкторах для маленьких детей также имеются фигуры, позволяющие тренировать вкладывание.

    Естественно, сначала надо показать ребенку, как играть с этими игрушками. Возьмите доску-планшет с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). На глазах у ребенка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте одну из фигур в руки малыша с предложением вложить ее в отверстие доски. Обратите внимание малыша, что если фигурка правильно попадает в свою нишу, то доска становится гладкой. Если ребенок выполняет это задание неправильно и пытается вложить круг в другое отверстие, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы доска стала гладкой". Похвалите ребенка. В возрасте 15 месяцев жизни ребенок может справляться с заданием на вкладывание круга. Также можно продемонстрировать соотношение предметов ребенку: например, вытащив меньший куб из большего. Однако вначале ребенок пытается вкладывать предметы друг в друга, применяя в первую очередь силу.

    Периодически нужно ограничивать объем игрушек, находящихся перед ребенком, чтобы он мог сконцентрироваться на игре с этими фигурами.

    При выборе между случайными предметами и игрушками ребенок этого возраста для игры отдает предпочтение игрушке. Начинает подолгу играть сам, без присутствия взрослого. Самостоятельно, без просьбы взрослого, выполняет разученные действия с игрушками: кормит куклу, укладывает спать мишку, катает машинку и гудит при этом ("би-би", "др-рр").

    Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом.

    Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д.

    Необходимо купить ребенку куклу размером не более 30–40 см. Ученые отмечают одинаковый интерес маленьких мальчиков и девочек к игре с куклой. Не следует опасаться того, что игра в куклы на втором году жизни как-то повлияет на будущую сексуальную ориентацию мальчика. Чем меньше ребенок, тем проще должна быть кукла. Первой покупается недорогая кукла из мягких материалов (ткани, резины, поролона, пластизолей и т. п.) без парика-волос и звуковых эффектов. Кукла должна быть на шарнирах, которые позволяют изменять положение конечностей, что дает возможность одевать и раздевать, сажать ее и т. п.

    Если к возрасту одного года малыш уже освоил кормление мишки, укладывание спать куклы, то после года игровые действия с игрушкой постепенно из конкретных становятся более абстрактными, отвлеченными. Ребенок не только выполняет то единственное типовое действие с конкретной игрушкой, которому он был обучен, например кормить мишку с ложечки. Теперь на свое усмотрение, разумеется, после ваших предварительных показов, малыш может покормить и куклу, и вполне живую кошку. Но не станет кормить с ложечки телевизор, потому что знает: телевизоры с ложечки не едят.

    В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: "читает" и "разговаривает по телефону", как папа; "подметает и вытирает пол", как мама.

    Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик-коробку или корзину). Если ваш малыш все-таки не хочет этого делать, поиграйте с ним так, как это описано в разделе "10 месяцев". Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрослым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас самих стремление к порядку, дисциплине? Трудно воспитывать те качества, которыми не обладаешь сам. Если вы сами очень неорганизованны, но хотите, чтобы ребенок был другим, то постарайтесь преодолеть свою натуру и чаще наводите порядок в квартире и на кухне.

    Многие дети в этом возрасте продолжают бросать один предмет за другим на пол: сбрасывают их со стола, выкидывают игрушки из кроватки. Не стоит поддерживать эту игру– привычку, постоянно поднимая игрушку и отдавая ребенку, чтобы он опять ее бросал.

    Действия с игрушками сопровождаются эмоциями. Они проявляются в мимике ребенка и интонациях голоса.

    profilib.org

    Леонид Биттерлих - Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

    Собирает по вашему указаниюпирамидку по убыванию размера из двух колец. Некоторые дети – из трех, еще реже из четырех (пяти) колец разных величин (после показа). Если ребенок еще этого не делает, то научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку, с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

    При игре с вкладышами, используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Если у самого ребенка не получается, помогите ему: на глазах у малыша, сопровождая свои действия словесными комментариями, вложите фигуры обратно в соответствующие ячейки. Затем выньте все три геометрические фигуры из ячеек и предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. После того как вы вместе с ним вложите все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание. В возрасте двух лет результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

    Если вы играли вместе с ребенком в складывание матрешек (см. этап "1 год 3–6 месяцев"), то сейчас он уже умеет вкладывать одну матрешку в другую. Поскольку малыш уже научился действовать с двумя матрешками, предложите ему более сложный вариант, с тремя и более матрешками. Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая. Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю. Постоянно подсказывайте ребенку: "Открой эту матрешку, а теперь эту", "Как закрыть матрешки?", "Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки", "Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю" и т. д.

    Двухлетнему ребенку нравятся куклы, умеющие звучать. У новой куклы должны быть и волосы. Ребенок третьего года жизни будет с удовольствием их расчесывать. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу наполнить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы игрушечные кроватка, столик, стулья, посуда и другие предметы.

    Сюжетная игра. К двум годам в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически связанных действий, то есть сюжетная игра. Малыш чаще всего выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой. Например, сначала купает куклу или мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду (рис. 52).

    Если вы не замечаете таких действий у ребенка, поиграйте с ним.

    Игра-упражнение

    Положите рядом с ребенком куклу, детскую ванночку или другую достаточно большую емкость, полотенце или салфетку. Скажите ребенку: "Кукла грязная". Ребенок сажает куклу в ванну, может использовать кубик вместо мыла, трет куклу, затем вытирает полотенцем.

    Ребенок сам планирует игровую ситуацию после предъявления ограниченного количества игрового материала: кормит куклу, если рядом тарелочка или миска; строит гараж, если рядом кубики и машинка.

    В игре использует предметы-заместители: вместо тарелки – плоская коробка, вместо машинки – продолговатый предмет из конструктора и т. д.

    В играх продолжает подражать бытовым действиям взрослого.

    Предпочитает играть рядом с другими детьми, но большую часть времени пока еще не в общей игре (рис. 53). Появляется параллельная игра – малыш смотрит, как играют другие, и играет в ту же игру сам. Хотя иногда с удовольствием играет в догонялки со сверстниками. Периодически эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.

    Начало посещения детского сада в этом возрасте ничего не дает для развития ребенка. Постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, с 3,5 лет для мальчиков.

    Рисует. Если уже имеет навык держания карандаша, то к двум годам может повторить нарисованную вами горизонтальную или вертикальную линию, а также закругленную линию. Учите ребенка называть то, что он рисует.

    Любит сам рассматривать книги с каpтинками – аккуратно переворачивает по одной странице (рис. 54).

    Общение (понимание речи, эмоции). Четко выполняет поручения (инструкции), со стоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых, возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.

    Половина детей в возрасте 23 месяцев понимают значение слова "тяжелый": из двух предметов одинакового размера, но разного веса покажет вам или даст по вашей просьбе более тяжелый.

    Попросите показать на кукле нос, глаза, уши, рот, руки, ноги, живот, волосы. К двум годам малыш должен правильно показать шесть из восьми спрошенных частей тела.

    В этом возрасте ребенок хорошо ориентируется в трех цветах. Подбирает их по просьбе взрослого по образцу. Перед ребенком надо положить 6 кубиков (по два кубика синего, красного, зеленого цветов). Затем показать кубик красного цвета и сказать: "Дай мне кубик такого же цвета. Красный кубик". Малыш даст красный кубик. Затем поменяйте расположение кубиков и попросите кубик другого цвета.

    Начинает называть некоторые цвета в ответ на вопрос: "Какого цвета этот кубик?"

    Эмоции и общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Может быть эмоционально сдержанным, способным подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: "собери игрушки", "это можно", "это нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо".

    Вместе с тем остается непослушание, злится при ограничении своих действий, в ответ на грубый тон взрослого. Может упрямиться, кричать, капризничать, требуя недозволенного и настаивая на своем. Для предотвращения истерик необходимо выполнять требования воспитания, изложенные в предыдущих разделах по ключевому слову "запрет". Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

    С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

    Малыш понимает простой рассказ взрослого о событиях, с которыми ребенок сталкивался ранее. Например, о том, что он делал в этот день на прогулке или в гостях.

    Понимает короткий рассказ по серии картинок с незамысловатым сюжетом. Может ответить на вопросы взрослого, касающиеся данного рассказа. Возьмите книгу с простой иллюстрированной сказкой или простенький детский комикс. Рассказ по картинке сопровождайте показом картинок и подробным объяснением сюжета этих картинок. Обратите внимание ребенка на яркие детали (что надето на герое, как его зовут и т. д.). После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: кто изображен на картинке? что он делает? где происходит действие? В этом возрасте малыш может обозначить словами два-три действия.

    Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопрос взрослого "Где кошка?" а затем на вопрос "Где собака?" и т. д. к двум годам правильно покажет почти все известные ему объекты.

    profilib.org

    Леонид Биттерлих - Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье

    Предречевое развитие

    Гуление гласными звуками переходит в лепет. В 5 месяцев лепет – это повторное повторение одного и того же слога: "вау-вау-вау" или "бу-а-а", "бу-бу-б", "ва-ва-ва", "ба-ба-ба", "ля-ля-ля", "м-м-ма", "да-да-да-да-да". Из согласных преобладают "в", "б", "м". В 5 месяцев в лепете встречаются только те слоги, которые заканчиваются на гласные.

    Если до этого все дети агукали и гулили, используя звуки, общие для всех языков, то появление лепета является началом длительного процесса освоения именно тех слогов, которые специфичны для конкретного языка. Не случайно одновременно со слогами возрастает способность подражать, необходимая для освоения родного языка. Большая часть детей уже могут подражать сами себе в своем лепете. Некоторые дети также могут, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог вслед за ним. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в перекличку с ним. Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

    Некоторые дети уже могут самостоятельно произнести изолированно какой-либо один слог без повтора ("ба", "ма" или др.).

    7 месяцев

    Двигательное развитие

    Семьдесят пять процентов посаженных детей в возрасте 7 месяцев сидят самостоятельно не менее 30 секунд. Руки свободны. Часть детей в положении сидя могут уже немного поворачиваться в стороны, ротируя позвоночник, чтобы взять игрушку, а также наклоняться вперед и в стороны. В позе сидя сформирован поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы) (рис. 23).

    В положении стоя при поддержке взрослым под мышки или за руки ребенок может переступать ногами, как бы идти, но неуверенно, в процессе ходьбы приседает.

    Если поставить на ноги, то он начинает стоять, держась руками за удобные для захвата детали мебели или поручень манежа.

    Если вы не допустили ошибки, стимулируя нахождение ребенка в вертикальном положении (стояние, ходьбу), то ребенок хорошо ползает, пока еще по-пластунски – чаще всего на животе, а не на четвереньках. Однако ползает довольно быстро и в самых разных направлениях. Для ползания малыша необходимо спускать на пол, на чистый, хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Для развития движений ему нужно "пространство". Однако в этот беспокойный период необходимо подумать о безопасности ребенка. Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и поранить ими себя: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т. д.). Малыш, например, может стянуть скатерть со стола, и на него может упасть что-то тяжелое. Одним словом, тщательно осмотрите все помещения, куда может доползти ребенок, и предусмотрите все возможные неприятности. Это позволит вам спокойно заниматься домашними делами, не нужно будет бесконечно следить за ребенком и твердить на каждом шагу "нельзя!".

    Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую "полосу препятствий". Кладите на пол диванные подушки, скатанные валиком одеяла или еще что-то подобное. Пусть ребенок учится заползать на них и сползать обратно, переползать через них, пусть соображает, как миновать препятствие.

    Держась руками за удобную опору, он начинает становиться на колени.

    Еда. Хорошо пьет из чашки или пиалы, которую держит взрослый. Может быстро выпить до 50-100 мл жидкости. Ребенок, которого вовремя приучили есть с ложки и пить из чашки, быстрее и лучше говорит, так как у него хорошо развивается артикуляция. После того как ребенок научился сидеть, кормить его необходимо в положении сидя.

    Психическое развитие

    Слух. На знакомый голос матери сразу же поворачивается, даже если находится на противоположной стороне комнаты.

    Мелкая моторика и игра.

    Тест-игра

    Ребенок находится в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Чтобы не напугать ребенка, разговаривайте с ним при этом, предлагайте снять пеленку. Ребенок, оставаясь в положении на животе, может освободиться от мешающей ему пеленки своими руками.

    Постепенно "взрослеет" захват игрушки. В возрасте 7–8 месяцев вместо "обезьяньего" захвата (см. предыдущий этап) берет игрушку правильно, противопоставляя большой палец остальным четырем (рис. 24).

    За счет более эффективных захватов малыш лучше манипулирует игрушками, в том числе с помощью обеих рук – берет в каждую руку по игрушке и тянет их к своему рту. Может не просто комкать или мять лист бумаги, но и разорвать его.

    Игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств. Умеет стучать игрушкой по окружающим предметам и поверхностям, размахивать ею, кидать. Кидает игрушку и смотрит в том направлении, куда она падает. Нажимает на игрушку, пытаясь извлечь звук.

    В 7 месяцев ребенок не просто изучает игрушки, он осваивает навыки манипулирования с ними. Для этого необходимы более сложные игрушки: ведерки с совками, миски, бидончик или кастрюлька с удобной крышкой для открывания и закрывания, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания. Тогда у малыша появляется возможность осваивать новые навыки: вкладывать и выкладывать из ведерка предметы, открывать и закрывать крышкой миску. Остаются полезными для развития в последующие месяцы и мягкие игрушки с жесткими или звуковыми вставками, игрушки с кнопками, рычажками. Особенно ребенка в этом возрасте начинают интересовать выступающие части предметов. Мягкие игрушки с жесткими вставками должны быть из специальных безопасных материалов, так как ребенок будет тереть ими десны в процессе прорезывания зубов. Необходимо иметь мячи и шары разной величины для катания.

    Иногда малыш не спешит осваивать новую игрушку – как поступить в таком случае? Конечно, можно попробовать совершить необходимые игровые действия самим так, чтобы ребенок обратил на них внимание. Но более эффективен в этом возрасте метод пассивных движений, когда вы выполняете игровое действие с игрушкой рукой ребенка. Надо показать ребенку, что можно делать с игрушкой: извлекать звуки из пищащей резиновой игрушки, нажимая на нее, трясти колокольчик, снимать крышку с кастрюльки и стучать, греметь ею, опрокидывать миску с шарами, нажимать на кнопки, дергать за рычажки и т. д. В процессе нескольких повторений ребенок становится все более активным участником процесса.

    Начинает понимать ивовые действия. Это хороший период, чтобы научить ребенка игре в прятки: мама прячется под большим платком, а затем появляется снова. Прятки сопровождаются словами матери: "Где мама? Нет мамы. Вот мама!" Ребенок облегченно смеется, когда мать появляется из-под платка. Аналогичную игру можно проводить с предметами. Сначала ребенок наблюдает, как взрослый частично прячет игрушку под покрывало, а затем быстро находит ее (рис. 25 а, б). Через некоторое время малыш начинает находить и вытаскивать игрушку, которую вы полностью на его глазах спрятали под одеяло.

    profilib.org