Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст. Как научить ребенка пересказывать текст 6 лет


НИИ Эврика. Как научить дошкольника пересказывать текст

Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.

Почему важно научить ребёнка правильному пересказу

Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста. От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора. Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.

Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.

  • Внимание;
  • логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность анализировать и делать верные выводы, —

задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.

Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье «5 причин учить ребёнка пересказывать».

Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.

Пересказываем первые тексты: 5 советов родителям

Совет 1. Внимание на ребёнка

Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, — занятие бессмысленное. Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу развивающие игры по возрасту и навыкам. А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.

Совет 2. Внимание на текст

Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:

  • Небольшой объём. Начинать можно с трёх простых предложений, постепенно наращивая их количество и размер.
  • Язык изложения соответствует возрасту ребёнка. Наличие новых слов допускается и даже приветствуется, но в ограниченном количестве и с обязательным понятным объяснением на стадии обсуждения текста для пересказа.
  • Увлекательный сюжет. Текст должен увлечь ребёнка — тогда в процесс активно вовлекаются непроизвольные внимание и память.
  • Прослеживается чёткая последовательность действий. В первых текстах для пересказа важно, чтобы ребёнок видел хронологию событий.
  • Наличие иллюстраций. Картинки, сопровождающие повествование, служат своеобразными «маячками», которые помогут малышу восстановить текст по памяти.
Совет 3. Читаем текст для пересказа правильно

Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша. Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов. Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» — фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.

Совет 4. Разбор текста — важный этап успешного пересказа

После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.

Основные вопросы выглядят следующим образом:

  • Кто?
  • Что делает?
  • Когда?
  • Где?
  • Как?
  • Почему?

Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.

После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.

Совет 5. Помогайте, но не забирайте инициативу

Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача — направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него. Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза. Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Подведём итоги:

  1. Пересказ — важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.
  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.

Друзья, занимайтесь развитием ребёнка с пользой и удовольствием. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

nii-evrika.ru

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Содержание статьи

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать. На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму. Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна. Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает. Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

    Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

    Если ребенок умеет читать, попросите его прочитать вслух. Но следует помнить, что так он быстрее устанет от занятия. В зависимости от размера произведения и возраста ребенка вы можете читать по блокам или историю целиком.

  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом. Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли. Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

razvivashka.online

Как научить ребенка пересказывать текст?

Устный пересказ текста, умение пересказывать прочитанное своими словами – это один из навыков, которые требуются для успешного обучения в школе. Пересказывая текст своими словами, ребенок развивает память, мышление и словарный запас, а также учится анализировать и выделять главное и второстепенное в тексте. В данной статье мы рассмотрим, как правильно пересказывать текст, и какие методы помогут вам и вашему ребенку справится с этим заданием без особых проблем. Вы узнаете, как научить школьника пересказывать текст, и как сделать так, чтобы малыш делал это с удовольствием – легко и непринужденно.

Правила пересказа текста

При пересказе ребенок должен проанализировать и выделить главные моменты сюжета прочитанного, запомнить порядок ключевых событий и рассказать о них своими словами. Разумеется, добиться хорошего пересказа текста от ребенка с неразвитой речью невозможно. Поэтому родители должны позаботиться о развитии речи крохи до поступления в школу. Для этого следует больше говорить с малышом, петь вместе песни, читать вслух, учить стихи и так далее. Общение со взрослыми, и в частности, с родителями – обязательное условие развития речи малыша.

Существуют несколько методик, позволяющих облегчить пересказ текста:

  1. Анализ и составление плана пересказа текста, предварительный устный разбор сюжета, главных героев и действующих лиц истории, порядка событий. Отвечая на наводящие вопросы взрослых, ребенок запоминает содержание текста, после чего пробует пересказать его самостоятельно.
  2. Пересказ по собственным картинкам. Ребенок сначала вместе со взрослым изображает несколько иллюстраций к истории, после чего, опираясь на них, выстраивает собственный текст.
  3. Пересказ по готовым иллюстрациям. У многих детей отличная зрительная память, поэтому иллюстрации в книге могут стать прекрасной основой для пересказа прочитанной истории.

Пересказ по картинкам можно превратить в увлекательную игру. Для этого ребенок совместно со взрослым рисует несколько картинок, на которых изображены главные повороты сюжета. Эти картинки помогут малышу сориентироваться в последовательности событий и не запутаться. Картинки должны быть простыми, но в то же время понятными, достаточно ясно иллюстрировать определенный эпизод. Далее картинки раскладываются на полу в виде дорожки и ребенок, проходя по ней, смотрит на картинки, восстанавливает в памяти историю и рассказывает ее.

Летом такую дорожку можно нарисовать на асфальте детской площадки или двора.

Детям постарше подойдет метод, при котором составляется письменный план пересказа текста. Вместе с ребенком прочитайте текст, и, задавая наводящие вопросы, помогите выделить главные элементы истории, зафиксировав их на бумаге. При этом важно, чтобы пункты плана не были слишком длинными, перегруженными информацией. Старайтесь сделать пункты плана короткими, но емкими, информативными. Разделить текст можно как по смыслу, так и по главам или абзацам.

Не торопитесь и не требуйте от ребенка моментального результата. Будьте готовы к тому, что вам придется после каждого пересказа перечитывать текст, сверяясь с оригиналом и выделяя ошибки или пропуски. Возможно, вам потребуется 3 или более раз перечитать текст до того, как малыш сумеет хорошо пересказать его. Не злитесь и не ругайте ребенка, будьте спокойны и подбадривайте малыша, ведь испугавшись, он не сможет выполнить задание.

Учиться пересказывать текст лучше на простых, хорошо знакомых историях, постепенно переходя к более сложным заданиям.

e-da.su

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

Умение устно пересказать прочитанный текст, представляет собой один из навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Воспроизводя текст своими словами, ребенок тренирует память, способность к мышлению, развивает свой словарный запас, учится определять главные и второстепенные мысли. Давайте рассмотрим, как научить ребенка пересказывать прочитанный текст.

Основные правила

Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами. При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения. Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.

Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:

  •  необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
  •  пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.

Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка

Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.

Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки. Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами.При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием. Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.

В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали. И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память.Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы. Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.

 

razvitiedetei.info

Как научить ребенка пересказу | Материнство

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства. Я, воспитанная на Гоголе и Толстом вечно морщусь, слушая сумбурную и скудную речь дочери.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Измениться самим, изменить среду, окружающую ребенка

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся друг с другом и с грустью отметила, что в повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, если я хочу развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, я сама должна говорить, используя все многообразие русского языка. Я стала следить за своей речью. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно - подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко и образно.

Это было сложно. «Подай, пожалуйста, синюю чашку с белой каемкой, стоящую на второй полочке в кухонном шкафчике». «Сегодня прекрасная погода! Солнце светит ярко, на небе ни тучки. Когда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки возьмем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?» На такой вопрос ребенок, согласитесь, уже не сможет односложно ответить «да – нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать?

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.

Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику, научитесь наслаждаться стилистикой художественного произведения, и замечать «ляпы» и убогость современного языка, встречаемые не только в разговорной речи, но и в письменной.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Книга – повод к диалогу. Обсуждение прочитанного

Если вы читали малышу, минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку повзрослее и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»

Сначала малыш пересказывает текст своими словами, затем задание усложняется, вы просите описать, скажем, персонажа, обстановку, время года, используя те же слова и образы, который употреблял автор. При чтении старайтесь их интонационно выделить из текста: «Длинная хворостина, лапы красные растопырили, домик напоминал грибок, был маленький приземистый с коричневой черепичной крышей».

Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не прописано» в книжке.

По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. « Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Обращайте внимание, как строится ваше обсуждение прочитанного, смотрите, чтобы не было бесед – допросов: ваш вопрос, ответ – ребенка. Вы беседуете, текст может быть поводом вспомнить ранее прочитанную книгу или случай. Старайтесь вынудить ребенка, говорить как можно больше и по возможности развернутыми предложениями.

В беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, используются различные приемы привлечение внимания детей к языку произведения, к авторской характеристики героев, к описанию времени, действия героев, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.

Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.

Рассказ о событии

Работа с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок перенесет новое умение в «жизнь». Постепенно он будет все более ярко и образно рассказывать о событиях, случившиеся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив словарный запас, он легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и чувства. Отчасти в этом ему поможет и ваше акцентированное внимание на тех фрагментах текста, где описываются чувства и эмоции героев.

На определенном этапе формирования грамотной и образной речи ребенка, от родителей потребуется «ювелирная» тактичность, чтобы в нужный момент помочь малышу подобрать нужное слово, сравнительный оборот, чтобы точно передать свой эмоциональный настрой. Многие дети начинают нервничать, обижаться, а то и вовсе закрываются, отказываясь рассказывать дальше, если во время их повествования мама вставила слово. Нужно тонко чувствовать ребенка и понимать, нуждается ли он в родительской помощи. Если малыш отвергает ваши попытки ему «подсказать», не помогайте насильно. Через некоторое время, если речь шла о событии, на котором и вы присутствовали, то расскажите свою версию, в ключе, что вам больше всего «запомнилось-понравилось», чтобы у ребенка был образец, того, как можно было рассказать.

Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите: «Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок» и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все было», вы получите достаточно внятный рассказ.

Смешной случай

Научите ребенка выделять из событий дня интересные и смешные случаи, акцентируйте на них внимание, пересказывайте их сами, а потом передайте это право ребенку.

Забавные случаи можно не только пересказать, но и проиграть интонационно, разбив на роли. Сначала вы озвучивайте все роли сами, а потом лишь одну, остальные проигрывает малыш.

Просмотр комедийных фильмов, чтение юмористических рассказов и наше внимание к забавным случаям, что происходят в жизни, создадут благоприятную обстановку, чтобы научиться видеть смешное, наслаждаться им.

Радостная «смешливая» домашняя обстановка с налетом легкой иронии и готовностью в любую минуту посмеяться, сделает вашего ребенка веселым, открытым, умеющим ценить шутку и рассказать о ней.

Сделайте привычкой, что о событиях прошедшего дня рассказывает ребенок, папе, пришедшему с работы или приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не торопите его, подбадривайте, «подкидывая» ему те случаи, о которых он забыл упомянуть.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи».

12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

Школа чтения О. Андреева

Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста).

Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения.

Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.

Дата публикации 23.08.2010 Автор статьи: Марина Саватеева

materinstvo.ru

Как научить ребёнка пересказу

Пересказывать умеют далеко не все, а в школе этот навык необходим, и для того, чтобы хорошо учиться, ребёнок обязательно должен его освоить. Какие методики помогут научить чадо пересказу?

Большинство детей прекрасно рассказывают о том, что нафантазировали сами, а вот с пересказом текстов дела у них идут не так гладко. Чаще всего ребёнок воспринимает просьбу пересказать как задание дословно выучить текст, а родители не уделяют этому моменту достаточно внимания. И зря: умение пересказывать напрямую зависит от способностей анализировать, выделять главное, улавливать основную мысль, конспектировать. Все эти навыки крайне полезны как для обучения, так и для жизни. Как же обучить своего ребёнка пересказу, если он пока этого не умеет? 

Пересказ в обычной жизни

Покажите на своём примере, что значит пересказывать. Вспомните, как прошёл ваш день, расскажите основные моменты, а после попросите чадо поведать о его дне. Посмотрите вместе фильм или мультик, а потом в формате ненавязчивого обсуждения расскажите, о чём он был. После этого можно предложить ребёнку познакомить папу или бабушку с таким интересным сюжетом — они-то не видели фильм. Чаще всего дети начинают очень подробно описывать запомнившиеся им эпизоды, упуская из виду основную сюжетную линию. В этом случае мягко поправляйте рассказчика, задавая наводящие вопросы. 

Пересказ с помощью взрослого

Работу с текстами начните с простых и коротких сюжетов — лучше всего для этого подойдут сказки. Прочитайте текст медленно и с выражением, а потом скажите малышу, что его любимая игрушка отвлекалась и всё прослушала. Пусть расскажет ей сказку с вашей помощью: вы будете начинать предложение, а ребёнок — заканчивать. «Дед посадил… Она выросла, и стал он... А потом пришлось позвать на помощь…»  

Пересказ по картинкам

Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.

Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело! 

Пересказ по плану

Младшего школьника стоит обучать пересказу уже без картинок и подсказок. Главная задача — научить ребёнка анализировать текст. Для этого составьте список вопросов, которые помогут разобрать любой сюжет.

- О ком этот текст?

- С чего началась история?

- Что сделал главный герой?

- Что произошло потом?

- Кто участвовал в сюжете вместе с ним?

- Какова роль других героев, что они делали?

Предложите ребёнку записать ответы на вопросы. Обязательно спросите, понравился ли ему текст, что его больше всего впечатлило, что запомнилось лучше.

Если школьнику сложно сразу составить план всего рассказа, анализируйте каждый абзац или смысловой фрагмент отдельно, пересказывая его в нескольких словах и записывая эти фразы или подчёркивая важные моменты карандашом прямо в книге.

Когда план будет готов, попросите ребёнка пересказать историю, основываясь на своих записях. Помогите ему подобрать слова для смысловых связок: «сначала…, а потом», «из-за этого», «после чего», «а в это время» и прочие. Следите, чтобы ребёнок не зубрил текст, не говорил теми же фразами — чаще всего это означает, что он не уловил смысл, а просто запомнил слова. Предложите сказать по-другому, назвать что-то иначе, подобрать своё слово.    

Пересказ по памяти

Если школьник освоил пересказ по плану, можно переходить к самому сложному заданию — пересказу по памяти. Для начала можно отказаться от записей, но разрешить ребёнку подглядывать в книгу. Затем, когда у него будет хорошо получаться, предложите закрыть книгу и пересказать своими словами. Обязательно подбадривайте ребёнка, можете поправить, если он сбился, но не рассказывайте за него.

И продолжайте оттачивать навык в обычной жизни, пересказывая друг другу происшествия дня, темы уроков, сюжеты фильмов и книг. Ведь ненавязчивое обучение, когда никто никого не заставляет, крайне эффективно!

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Как ребёнка научиться пересказывать прочитанный текст быстро

Проговаривая вслух литературные факты, помогает закрепить текст, сюжеты, образы в памяти. Пересказ способствует развитию логического мышления, это весьма полезно для учащихся. Все помнят изложения, сочинения, кому-то этот процесс давался проще, кому-то сложнее. Часто учителя задают пересказ, как домашнее задание. Именно в школьном возрасте, формируется мышление и речь. Как ясно излагать своим мысли, помочь научиться этому ребёнку, попробуем разобрать рекомендации.

Как научиться пересказывать текст

Проще говоря, пересказ, это и есть изложение прочитанного, кажется, что тут сложного, прочитал, рассказал. Но не всё так легко, мышление, это сложный психологический процесс. Начиная от рождения, малыш познает мир, воспринимает всё новое. Позже, с помощью взрослых, ребёнок начинает называть своими именами окружающею его среду, формируются понятия, и соответственно, из внешней речи, идёт формирование внутренней, которая и является мышлением. Кажется, что это сложно, хотя на самом деле, всё предельно ясно, уровень развития речи ребёнка влияет на процесс развития мысли и отражает его.

Именно по этому, учат в раннем возрасте, ясному мышлению. Но помощь родителей будет не лишней, чтобы для ребёнка не стал процесс изложения мучением. Необходимо регулярно затрачивать на обучение время, но не заставлять через силу.

Как пересказывать прочитанный текст

Благодаря чтению, человек не только получает необходимую информация, приятно проводит время, обучается либо работает, но и способствует развитию памяти, грамотности мышления. Для улучшения способностей пересказа, рекомендуется рассказывать кому-то о прочтенном материале. К примеру, Вы прочитали статью о природных явлениях, либо об экономической ситуации, и тут же перескажите другу. Вот несколько советов по улучшению запоминания прочтённого:

  1. При чтении вслух, не говорите шепотом, советуется либо проговаривать ясно текст, либо мысленно. Вообще, чтение в полный голос немного утомляет нервную систему, рассеивая внимание. Не стоит злоупотреблять этим способ заучивания, периодически меняйте стиль.
  2. Если Вы читаете сложную научную или техническую статью, то без заметок не обойтись. Записывайте прочтённое, цитаты, афоризмы, или даже наиболее сложно запоминающиеся текста.
  3. Не пытайтесь вечером или ещё хуже, ночью читать и заучивать. Мозг человека так устроен, что его активность приходится на первую половину дня. Но есть и свои исключения, если Вы точно чувствуете, что прочтённое вечером лучше усваивается в памяти, то конечно, Вам это никто не запретит.
  4. С книгами, как и с фильмами, одни откладываются в нашей памяти достаточно ясно, другие, сложно даже вспомнить начало. Это объясняется тем, что вероятнее всего после прочтения, Вы обсудили книгу с кем-то, поделились впечатлениями.
  5. Перед началом чтения, ознакомьтесь с анонсом или критикой данного произведения. Это поможет составлению собственного мнения о том, что произойдёт в книге.
  6. Рекомендуется находиться в более тихом, спокойном месте, чтобы было комфортно. Позаботьтесь о хорошем освящение.

Как быстро научиться пересказывать тексты

Для быстроты запоминания прочтенного, повторите прочитанный кусочек, с выражением. Так Вы выделите интересные места голосом и поможете памяти их усвоить. У всех разные способы восприятия информации, и могут для этого использоваться виды пересказа: сжатые, подробные, краткие, творч

otvetclub.com