Какие игрушки нужны ребёнку от 6 месяцев до 1 года. Игрушки ребенку 6 месяцев


10 самых полезных игрушек для ребенка от 6 месяцев до 1 года

Мы продолжаем публиковать серию статей о самых нужных игрушках для детей разных возрастов, сделанных совместного с психологами и тренерами курсов Школы счастливого материнства Mi-mami.

Сегодня – наша подборка для детей от 6 месяцев до года. Во втором полугодии жизни у малыша начинает формироваться познавательная активность. Это крайне важный фактор развития, который в дальнейшем позволит с успехом пройти школьное обучение, определить профессиональное признание, сохранить интерес ко всему новому в зрелом возрасте и полюбить жизнь во всех ее многообразных проявлениях!

А начинается все с того, что шестимесячный младенец, который совсем недавно "беспокоился" лишь о присутствии рядом с ним любящего человека, начинает вдруг жадно оглядываться по сторонам в поисках чего-нибудь поинтересней: и это что-то вскоре оказывается у него в руках, а затем и во рту.

Этот интерес к окружающим предметам очень важен - это свидетельство того, что в первом полугодии была качественно удовлетворена потребность в эмоциональном общении, и ваш малыш оказался на новой ступени развития.

Игрушек не должно быть много, важно, чтобы они соответствовали возрасту, были безопасными и разносторонне удовлетворяли потребности развития и общения. Итак, наша подборка самых полезных игрушек для детей от 6 месяцев до 1 года.

1. Яркий мягкий мячик с бубенчиком

Эта незамысловатая игрушка станет одной из самых востребованных в детской. Для совсем малышей - это отличная, приятная на ощупь погремушка.Когда малыш учится ползать, этот яркий круглый объект, оставленный чуть в отдалении, непременно заставит тянуться, переворачиваться и ползти. Через пару месяцев мячик будет удобно ловить и кидать, несколько позже – им хорошо играть дома в активные игры, потому что он безопасный и не перебьет все вокруг.

2. Погремушка "Шум Дождя"

Начиная с 6 месяцев малыш отлично распознает потешки, которые вы рассказываете – в это время можно начать обучать вторить погремушкой в нужном месте. Позже для лучшего развития моторики можно научить ребенка звонить в колокольчик.

3. Мягкая игрушка с ленточками и узелками

В возрасте около 7 месяцев ребенок уже может поднять предметы с помощью большого и указательного пальцев. Чтобы развивать это умение можно поиграть с малышом в игрушки с ленточками, веревочками и узелками, мотивируя его хватать их кончиками пальцев.

4. Плюи

Научившись сидеть, малыш получает особое удовольствие от купания. И если вам хочется разнообразить игры и общение с ребенком во время водных процедур, непременно обратите внимание на Плюи. Оригинальная пластиковая игрушка, которую можно использовать вместо кувшина для поливания, непременно привлечет внимание малыша. Он обязательно захочет разобраться, как лить воду из пластиковых дырочек и как останавливать ее. Позже, с ее помощью родители смогут наглядно рассказать своим детям о циркуляции воды в природе и стимулировать развитие детского воображения.

5. Мини Билибо

Еще одна необычная и многофункциональная игрушка для детей от 6 месяцев - это набор Мини Билибо. Шесть разноцветных формочек можно по-разному складывать и разбирать, взять играть в песочницу или в ванную комнату. Они подойдут для первого знакомства малыша с цветами. Дети по-старше найдут еще десятки способов применения Билибо, и это, непременно, положительно влияет на развитие детского воображения.

6. Формочки-вкладыши

С 8-9 месяцев можно начать знакомить ребенка с понятиями «большой-маленький». Для этой цели отлично подойдут формочки, вкладывающиеся одна в другую.

7. Пирамидка

Пирамидка – очень важная игрушка для развития мышления малыша. Для ребенка до года в пирамидке должно быть не более 3-х фигурок, иначе задача будет слишком сложна. Учите малыша нанизывать фигурки таким образом, чтобы получалось «правильная» форма. Начиная 9 месяцев малыш уже вполне понимает «правильное» расположение предмета и решение подобной головоломки не просто тренирует моторику, но и вызывает у него чувство удовлетворения.

8. Кубики

Ближе к году обязательно приобретите ребенку кубики. Из них можно построить башню – это тренирует руку и чувство равновесия. Чуть позже, можно будет стоить целые города… только вспомните свое детство? Разве могли мы тогда обойтись без них? Но если в прошлом кубики делались исключительно из дерева и различались лишь рисунками и размерами, то сегодня в нашем распоряжении множество вариантов этого детского универсального строительство материала.Например, деревянные кубики-перевертыши с двигающимися деталями.

Особое внимание стоит обратить на Вальдорфские кубики неправильной формы, которые, как полагают Вальдорфские педагоги, в большей мере способствуют развитию детской логики, пространственного мышления, а также знакомят малышей с естественными неправильными природными формами

9. Первая машинка или кукла

В качестве первой любимой игрушки малышу подойдет та, которая изображает технику (паровоз, автомобиль, кораблик), человека или животное в общем схематичном виде. Эти «обобщенные образы» станут важными участниками коротких игровых сюжетов. В качестве первой машины отлично подойдут большие деревянные машинки с крупными деталями от латвийской компанией Lоtes Toys. Эти игрушки вырезаны в ручную из натуральной березы и ясеня и покрыты льняным маслом и пчелиным воском, что делает их поверхность золотистой и обеспечивает антибактериальность.

Маленькие колеса легко вращаются, вызывая немедленную улыбку и чувство удовлетворения у малыша. Вместе с положительными эмоциями игра с автомобилем принесет крохе развитие логического мышления и воображения, мелкой моторики и координации движений. Эстетичное оформление, уникальный древесный рисунок будут способствовать формированию хорошего вкуса. «Автомобиль поехал, биии-биии-п» - скажете вы, «Вот он приехал к Мишке» - так вы будете учить малыша играть в свои первые сюжетные игры.

В год малыши очень любят куклы. Правда, конечно, они не играют в них так, как дети постарше, но с удовольствием обнимают их, прижимая к себе. Лучшей куклой для этого возраста может стать пупс от немецкой компании Kaethe Kruse, которого вместе с мамой можно уложить спать в собственную колыбельку.

Куклы из этой серии очень прочные, так что с ними можно активно играть, не опасаясь поломки. Их лица раскрашены в ручную по эскизам известной немецкой художницы Сильвии Наттерер, и одеты они в специальную кукольную одежду с удобными для маленьких пальчиков крючками и петельками. Так что чуть позже девочки с удовольствием будут переодевать их.

10. Первые книжки

Купите малышу книги – обязательно яркие, с интересными картинками, с четко изображенными предметами. Разглядывая их вместе со взрослым, малыш будет увеличивать свой словарный запас и тренировать память. Да и любовь к книгам, заложенная с детства – это важный шаг на пути становления маленького человека.

Вместо заключения:

Игрушки помогают развивать моторику и мышление малыша, развивают его познавательную активность. Покупайте детям игрушки – красивые и полезные, приобретайте их вдумчиво. И помните также, что просто окружить ребенка игрушками, не продемонстрировав, что нужно с ними делать – не эффективно. Важно постоянно беседовать, употребляя названия предметов, которые окружают вас и действия с ними. Именно взрослый должен показать малышу способы действий с предметами, расширяя его возможности к познанию мира.

Полная версия этой статьи размещена на сайте Школы Счастливого материнства http://mi-mami.ru/My_school/Publikacii

Похожие материалы:Первые игрушки малыша (от рождения до 6 месяцев)

kubirubi.livejournal.com

Игрушки для детей 6-9 месяцев

В данной статье рассмотрим, какие особенности развития ребенка в возрасте 6-9 месяцев, и какие игрушки нужны для детей 6-9 месяцев

Особенности развития ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Примечание. Часто можно заметить, что эта познавательная активность встречает сопротивление мам и пап. Ребенок постоянно слышит «не лезь, не бери, нельзя, не трогай» и по делу, и без дела. На самом деле, действительно опасного в квартире/доме не так уж много, особенно для 9-ти месячного ребенка. Это розетки, плита. Все остальное вполне можно организовать так, чтобы ребенок спокойно и безопасно удовлетворял свой познавательный интерес. На нижних полках шкафов разложить разнообразные безопасные предметы. Там, где ребенок может встать (возле низких полок, дивана, кресла) тоже можно положить или подвесить что-то занимательное.

Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев

Общая статья Игрушки для детей до года.

Игрушки от 0 до 3 месяцев.

Игрушки от 3 до 6 месяцев.

Игрушки для ребенка 9-12 месяцев.

mammyclub.com

Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев для развития: советы

На вопрос «Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев?» сложно ответить без изучения соответствующей литературы. В данной статье можно ознакомиться со всей необходимой информацией, которая поможет подобрать правильные игрушки для шестимесячного ребенка.

Игрушки, которые покупают родители ребенку в возрасте 6 месяцев, не только отвлекают малыша от капризов и позволяют маме заняться домашними делами, но также развивают маленького кроху. Непозволительно упускать этот пункт воспитания младенца из виду, подбор правильных игрушек очень важен.

Сегодня в магазинах продается такое количество ярких и говорящих, двигающихся игрушек, что глаза разбегаются от разнообразия. Не стоит покупать первую попавшуюся куклу – подумайте, насколько подходящим станет подарок для сына или дочери в 6 месяцев?

Какие игрушки нельзя обойти вниманием

Если любимое чадо вступило в самый интересный возраст – 6 месяцев – обязательно стоит присмотреться к игрушкам для развития.

Опытные мамы и педиатры дают несколько важных советов, которые помогут определиться с выбором:

  1. Погремушки – станут первым учителем в распознавании звуков и сформируют слух.
  2. Игрушки для развития моторики – бусы, грызунки, которые можно перебирать и теребить крохотными пальчиками, пробовать на вкус и проявлять любопытство.
  3. Книжки, предполагающие шуршание страниц и иллюстраций, сделанные из разных материалов, используемые для игр.
  4. Подвески на коляску и манеж. Чтобы игра получилась более познавательной, желательно чтобы в качестве элементов подвески выступали яркие зверушки и колотушки с разным наполнителем.
  5. Игрушки, сшитые в стиле пэчворк из лоскутов ткани. Малышу предстоит исследовать на ощупь каждый лоскуток, так он поймет, что поверхности могут отличаться.
  6. Пирамидка. Складывая пирамидку, кроха впервые познает, что игрушки бывают отличной друг от друга величины, и чтобы пирамидка не заваливалась на бок, необходимо научиться правильно складывать кольцо за кольцом.
  7. Кукла с подвижными руками и ногами. Эта кукла должна быть красивой, педиатры не рекомендуют экспериментировать с чудовищами и монстрами. Именно до 1 года родители закладывают основы восприятия окружающего мира.
  8. Кубики – придутся по вкусу юным конструкторам. Если на кубиках есть изображения зверей или овощей, фруктов, цветов, можно постепенно развивать понимание этих образов.
  9. Шестой месяц позволяет родителям познакомить ребенка с качелями, показать, как нужно держаться за поручни и аккуратно раскачивать малыша, отслеживая его настроение и состояние.

Читайте также: Как развивать ребенка в 6 месяцев дома

Что еще понравится крохе в 6 месяцев

6-месячный младенец обязательно оценит игрушки, издающие звуки, которые разнообразят его досуг:

  1. Музыкальные телефоны. Не стоит давать в руки ребенку 6 месяцев мобильные телефоны – доказано, что гаджеты губительно влияют на психику малыша. Лучше замените их музыкальными устройствами, которые к тому же развивают моторику, логику и слух. Впервые он может понять, какая мелодия ему по душе. Идеальный вариант – когда в телефоне заложено несколько основных слов, так малыш поскорее научится говорить.
  2. Дети возрастом полгода отлично воспринимают мячики. Сначала кроха почувствует собственную силу нажатия на мяч, а после обязательно попробует его бросить. Здесь же добавится понимание расстояния.
  3. Чтобы младенец полюбил купаться, достаточно посадить его в ванную вместе с пищащими уточками и пупсиками. Игрушки не боятся плескаться в воде, так почему малышу должно быть страшно?
  4. Казалось бы, простая игрушка неваляшка, а сколько функций выполняет! Развивает координацию движений, улучшает мелкую моторику и привлекает ребенка, концентрируя его внимание на балансирующей вещице. Доказано, что наблюдение за неваляшкой успокаивает нервную систему.

Читайте также: Развивающие игры для детей 2 месяцев

Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Для быстрого развития малыша родителям придется уделять максимум внимания общению и играм. Какие игры подойдут для крохи возрастом 6 месяцев, поделились педагоги-воспитатели дошкольных образовательных учреждений:

  1. Играя в ладушки, обязательно пойте песенки и прибаутки.
  2. Наполните воздушный шарик водой и наклоняйте его, сжимайте ладонями, обращая внимание младенца на изменение величины и формы шара. Доверьте ему попробовать сделать то же самое, но не оставляйте кроху за этим занятием наедине – если шарик лопнет, он сильно испугается и больше не захочет возвращаться к развивающей игре.
  3. Налейте в небольшие бутылочки из пластмасса воду в разном объеме. Тихонько ударяйте ложкой по каждой бутылочке. Ребенка обязательно заинтересуют разные звуки, и он проявит желание присоединиться к игре.
  4. Чтобы малыш скорее заговорил, почаще повторяйте слова «мама» и «папа». Повесьте над манежем свои фотоснимки и время от времени возвращайтесь к изображениям, не забывая обозначать, кто изображен на картинках.
  5. Если малыш уже умеет ползать, можно соорудить так называемую полосу препятствий из полотенец и наволочек. Но не увлекайтесь слишком сильно, следите, чтобы ребенку нравился процесс.
  6. Спрячьте радио под постельным бельем и наблюдайте реакцию младенца, сможет ли он его найти.
  7. Хотите, чтобы кроха отлично ориентировался в человеческих эмоциях – сшейте ему подушку с разными рожицами и показывайте время от времени.

malyshuhod.ru

Развивающие игрушки от 6 месяцев

Развивающие игры для ребенка от 6 месяцев нужно подбирать исходя из того, что он уже умеет в этом возрасте. В большинстве случаев при нормальном развитии малыш к полугоду уже может уверенно переворачиваться с живота на спинку и наоборот и сидеть без поддержки.

После 6 месяцев он продолжает стремительно развиваться – буквально за несколько месяцев его движения становятся все более точными. Он становится способен уже доставать и собирать даже некрупные предметы. К тому же, время бодрствования малыша постоянно увеличивается, и его следует наполнять соответствующими возрасту развивающими играми для 6 месяцев.

Развивающие игры для ребенка 6 месяцев

Для развития речи в этот период, как психологи, так и логопеды настоятельно советуют уделять достаточное время развитию мелкой моторики, поскольку именно под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук, происходит формирование речевых областей мозга.

Одной из лучших развивающих игрушек от 6 месяцев считается пирамидка. Вначале ребенку самому будет сложно ее складывать, и он начнет с того, что будет снимать со стержня колечки. Мама же должна их обратно одевать, при этом следует обязательно соблюдать правильный порядок – от большого к маленькому. Разнообразить игру можно тем, что мама будет озвучивать цвета пирамидки, что поможет малышу в дальнейшем их изучении. Также можно найти в соответствующей литературе или придумать стихи и потешки, которыми можно сопровождать действия. А можно и просто комментировать действия ребенка: «Оленька сняла колечко. Оленька сняла еще одно колечко. Оля сняла все колечки!» А для мальчиков можно с помощью подручных средств и колечек сделать самодельную машинку.

Еще одной хорошей развивающей игрушкой от 6 месяцев является юла. Эта игрушка нравится практически всем малышам, и они могут играть с нею достаточно продолжительное время. Сначала малыш будет трогать, рассматривать и вертеть ее в руках. Потом он будет с восторгом наблюдать за тем, как она вертится. В этом возрасте больше всего нравятся крупные игрушки, которые во время движения издают звуки, а внутри корпуса двигаются животные, как правило, лошадки.

Наибольший восторг вызывает у детей то, когда у них получается запустить юлу самостоятельно. Для этого сначала надо несколько раз помочь в этом малышу, при этом не следует забывать, что вместе с ребенком нужно радоваться каждому его новому навыку и даже маленькому достижению.

Если юла еще кажется достаточно сложной для ребенка 6 месяцев развивающей игрушкой, можно предложить ему неваляшку. Как правило, раскачивающаяся из стороны в сторону игрушка радует малыша, развивая его наблюдательность, внимание и координацию движений.

Также малышей в этом возрасте привлекает все то, что можно расстегивать и застегивать. Лучше всего для этого подходят развивающие игрушки от 6 месяцев на липучках. Это могут быть детские книжки, выполненные из специального материала. Для этой цели подойдет и ненужная сумка, которую не жалко отдать малышу. Если достоинством детской книжки являются яркие картинки и возможность перелистывать странички, что будет способствовать развитию моторики рук, то ценность сумки состоит в том, что в нее для малыша можно складывать различные некрупные игрушки, которые он будет с интересом доставать и складывать обратно.

Одной из хороших развивающих игр для ребенка от 6 месяцев является игра «Туннель». Она подходит детям для тренировки мускулатуры, улучшения координации, отработки новых и совершенствования уже имеющихся движений. Для нее нужна большая коробка со сквозным проходом. Чтобы привлечь внимание ребенка, нужно сесть напротив выхода и позвать малыша или положить на выходе игрушку. Главное – следить, чтобы малыш до момента, пока не освоится с новой игрой, не испугался внутри коробки. Чтобы помочь ему, можно с малышом меняться – как правило, встречать проползающую через туннель маму доставляет ребенку огромную радость, что учит его проявлять свои эмоции.

Также закреплять двигательные навыки можно с помощью «Догонялок». Эта развивающая игра для ребенка 6 месяцев позволяет развить познавательные способности и органы чувств и отрабатывать синхронность движений. Для того чтобы игра была интересной, позволяйте малышу чаще догонять вас. А чтобы играть всей семьей, можно использовать различные препятствия – крупные мягкие игрушки и диванные подушки. Они пригодятся и для того, чтобы научить малыша преодолевать препятствия, что также будет способствовать развитию двигательных навыков.

Как выбрать ребенку от 6 месяцев развивающую игрушку

Для организации развивающих игр ребенка 6 месяцев совсем необязательно покупать дорогие игрушки. Лучше всего для этого подходят простые и многофункциональные игрушки. В этом возрасте детей очень привлекает кухня. Поэтому набор пластмассовой посуды, с помощью которой можно пробовать подражать маме в приготовлении обеда, будет хорошим выбором для ребенка этого возраста.

Многие дети предпочитают игрушечным наборам настоящие кухонные предметы. Для этой цели подойдут:

При таком подходе малыша, часто переключающего свое внимание, можно занимать достаточно продолжительное время, предлагая ему различные варианты незамысловатой кухонной увари.

Для девочек от 6 месяцев развивающие игры можно организовывать, используя самодельные куклы. Помимо того, что в этом случае можно быть уверенным в том, что они сделаны из экологически чистых материалов, такие куклы всегда больше привлекают детей, поскольку их можно наделять любыми качествами.

Также для общения с ребенком и его обучения подходят тряпичные куклы и игрушки, которые одевают на руку. Такие развивающие игрушки от 6 месяцев можно купить в детском магазине, а можно сделать самостоятельно, используя старые перчатки, цветные лоскутки и пуговицы. С помощью подобных игрушек развиваются внимание, память и творческое мышление. Пока малыш следит за движениями, он совершенствует имеющиеся двигательные навыки, а также тренирует мышцы шеи, когда поворачивает головку.

Родителям следует знать, что такие простые действия, как попытки снимать и одевать носочки или сжимать и разжимать губку, также необходимы малышу для его развития. Поэтому важно в этом возрасте ограничивать его движения исключительно соображениями безопасности.

Поскольку игра является важной составляющей в развитии детей, к подбору игр и игрушек следует подходить ответственно. Используя их разнообразие и творческий подход, ребенок сможет получить всестороннее развитие.

www.neboleem.net

Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев?

6 месяцев – важный возраст становления малыша. В этот период он становится активным и любознательным, развивается новый навык – хватать и удерживать предметы. Ребенок учится самостоятельно сидеть, легко переворачиваются с животика на спинку и обратно. Ему нравится играть с мамой. Все более привлекательными становятся игрушки. Занятия гимнастикой приносят удовольствие.

Игрушки – это ценная составляющая для физического и нервно-психического развития. Они улучшают память, влияют на эмоции и настроение 6-месячного карапуза, могут стать другом, поэтому к выбору нужно подходить ответственно.

Требования к игрушкам

Список рекомендованных игрушек

  1. Погремушки – могут быть из различных материалов: пластиковые или мягкие, в любом случае они понравятся ребенку и привлекут его внимание. Если потрясти игрушку, то малыш будет искать источник звука и с удовольствием сам научится ею трясти. Можно прикрепить целую цепочку из погремушек над кроваткой или коляской. В шестимесячном возрасте у ребенка все еще рассеянное внимание, и он не может подолгу концентрировать его на предметах. Тем не менее, малютки с удовольствием играют с данным предметом.
  2. Кубики так же, как и погремушки, бывают мягкими, пластмассовыми, из дерева или бумаги. Они нужны ребенку для развития моторики. При помощи мамы он может сложить целые пирамиды, а впоследствии сделать это и самостоятельно. Еще больше деткам нравится ломать конструкции, поэтому нужно предусмотреть, чтобы на кубиках не было острых краев, дабы не поранить кроху. Хороши также пирамидки. Нанизывая на основу бублики, малыш будет учиться логическому мышлению, чтобы выстраивать их по возрастанию или убыванию.
  3. Мячи – различной формы и цвета. На фитболах хорошо заниматься с ребенком гимнастикой и зарядкой. Маленькие мячи, издающие звуки, вызывают у малышей восторг. Им нравится их кидать и смотреть, как мячик катится. С их помощью малыш, начиная с шестимесячного возраста, будет пытаться ползать.
  4. Книжки – пусть они будут толстыми, с большими рисунками и минимумом текста. Ребенок обязательно попробует их на вкус, поэтому лучше, если книга будет из картона. Существуют книги из ткани, с объемными рисунками, где у картинок открываются глазки, многие предметы на липучке или пуговичке, молнии или заклепке. Такое чудо продается в магазине, при желании изготавливается самостоятельно. Способствуют развитию мелкой моторики, памяти и является одним из способов привлечения внимания ребенка. Детки с удовольствием разглядывают красочные картинки, слушают сказки, стишки и потешки.
  5. Резиновые пищалки влияют на зрительное восприятие при помощи ярких цветов, и на слух издаваемыми звуками. Легко моются и стерилизуются. Ведь полугодовалые малыши часто тянут в рот предметы, которые попадают им в руки. Пищалки можно брать в ванную. Когда режутся зубки, малыши часто грызут резиновые изделия, и это еще один плюс для пищалки.
  6. Игрушки для ванной помогут легко заинтересовать ребенка во время купания. В настоящее время большой выбор: это игрушки на присосках, пищалки для ванной, прорезиненые книжки (можно заниматься с ребенком прямо в ванной), мячики и другое. Помогут развиваться малютке и сделать купание интересным и увлекательным, отвлекут ребенка от стрессовой ситуации. Пищащие и заводные уточки способствуют развитию памяти и концентрации. Специальные цветные карандаши из мыла развивают творческие способности.
  7. Неваляшка помогает в развитии мелкой моторики и координации движений. Укачивающие движения успокаивающе действуют на детей. Некоторые неваляшки издают мелодичные звуки, которые в последующем развивают вкусы ребенка.
  8. Деревянные неокрашенные дощечки или брусочки. Они тяжелее остальных игрушек и дают определенную нагрузку на мышцы. Это своеобразная тренировка для шестимесячного ребенка. Став постарше, дети продолжают играть с деталями такого незатейливого конструктора. Опять же, следим за тем, чтобы детали на ощупь были гладкие и без заострений.

Психологи не советуют автоматизированные игрушки, игровые стульчики и прочие современные гаджеты. Дети с ними растут безынициативными, неспособными мыслить логично. Тем более они в скором надоедают непоседливым карапузам. Лучше самостоятельно заниматься с ребенком подвижными и веселыми забавами.

kidpuz.ru

Игрушки для детей от 6 месяцев - игрушки для детей 6 месяцев - запись пользователя ˙·•✿ Анюта˙·•✿ ˙·•✿˙·• (VIRTUALKA) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Игры

После 6 месяцев предметы для игр имеют несколько иное значение в жизни маленького ребенка - из источника информации об окружающем мире они превращаются в источник действий и манипуляций.

ИГРУШКИ НА КУХНЕ

После 6 месяцев , научившись переворачиваться и ползать, ребенок постепенно осваивает следующую ступеньку собственного развития - он учится сидеть. Его жизнь меняется кардинально: раз он может подползти к любой интересной вещи,взять ее и сидя рассмотреть, значит, границы окружающего мира для него значительно расширились.Ребенка уже не устраивают привычные игрушки 'для детей', для него становятся важны те вещи, которыми пользуются взрослые - папа, бабушка, дедушка, но, прежде всего, конечно, мама. Чаще всего грудничок маму видит на кухне, значит, именно туда он и стремится. Самую большую ценность для малыша на кухне представляет посуда .Лучше всего дать ребенку расписную хохломскую посуду. Во-первых, хохлома всегда покрыта пищевым лаком, поэтому ее без опасений можно лизать, сосать, грызть. Во-вторых, она прочная и не бьется при ударе о пол.В-третьих, цвета подобраны гармонично и универсально для восприятия маленьким ребенком(они не кричащие, не возбуждающие, в меру яркие и привлекательные для глаз).

Как малыш играет на кухне? Подражая взрослым - деревянной разноцветной хохломской ложкой скребет в такой же тарелочке,из расписной хохломской чашки опрокидывает на стол мягкие шарики и свои берестяные коробочки.Одним словом, ребенок играет так, как мы, взрослые, готовим на кухне и едим. Если вы дадите малышу пластмассовые контейнеры для хранения продуктов,вкладывающиеся один в другой, то можно и не покупать специальные разноцветные игрушечныепластмассовые формочки с той же целью. Контейнеры - настоящие, значит, с ними можно 'по-настоящему' повторять мамины действия и придумывать свои. Через некоторое время малыш прекрасно поймет, что в маленький контейнер никак не удается запихнуть большой и средний, зато в большую миску всегда входит более мелкая.Очень наглядное знакомство с понятиями 'большой-маленький'! В пластмассовые контейнеры интересно вкладывать крупные бусы, кубики, большие пуговицы,большие деревянные яички, маленькие матрешки и т.д., закрывать крышками и …греметь,взяв контейнер двумя руками. Удовольствия - море!В этом возрасте для малыша отличной игрушкой станет и сито : трогая дырочки,ребенок будет с удивлением и восторгом обнаруживать 'отпечатки' на своих пальчиках. Также сито удобно использовать для 'транспортировки' предметов из кухни в комнату. Сито подойдет и для игр в ванной, и для игр в песочнице (об этом чуть ниже).Предложите малышу и пластмассовые бутылки , крышки которых он уже сможет отвинчивать-завинчивать. Неплохая игра для развития тонкой моторики пальчиков руки. Из небольшой пластиковой бутылки ( 0,33 л ) можно сделать самодельные 'маракасы' : насыпьте в бутылочку звонкий горох или гречку, монетки или крупную красную фасоль. Крышку наглухо привинтите.Наклейте или нашейте на бутылку кусочки материи, крупные пластмассовые бусы и т.д. Потом покажите ребенку, как пользоваться таким музыкальным инструментом, когда включена кассета с веселой музыкой. Кстати, такую бутылку можно использовать и как каталку по полу.Еще один 'музыкальный инструмент' на кухне - большая тарахтелка из пластмассовых одноразовых тарелочек .Такая тарахтелка привлекательна тем, что отлично заменяет бубен:звук необычный, размер - огромный. Красота! Где такой купишь?

Как сделать тарахтелку из пластмассовых тарелок1. Возьмите две одноразовых тарелочки.2. Внутрь положите несколько сухих горошинок.3. Приложите тарелки 'лицом к лицу' и накрепко соедините (склейте, сшейте, примотайте скотчем или скрепите стиплером).

В возрасте 6-7 месяцев многие малыши любят отстукивать ритм. Но настоящие народные музыкальные инструменты (бубны, трещотки, колотушки) относятся к категории тех игрушек, в которые малыш может играть только в присутствие взрослого. В противном случае вы сами откажитесь от них через пару дней - просто голова заболит от постоянных громких звуков.Как научить малыша играть в бубны-трещотки? Вы видите, что сейчас у ребенка хорошее настроение, он не увлечен другими игрушками,у него есть явное желание с вами поиграть - замечательно! Возьмите в руки бубен и расскажите малышу такую потешку:

Идет петушок, золотой гребешок,Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку !

(на 'ку' хлопок по бубну)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

(на 'ку' хлопок по бубну)

Двойная бородка, частая походка,Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку !

на 'ку' хлопок по бубну)

Петя рано встает, детям спать не дает,Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

(на 'ку' хлопок по бубну)

Затем дайте бубен в руки малышу и еще раз расскажите потешку.Очень может быть, что через некоторое время он с удовольствием будет бить по бубну в такт, в нужное время. Конечно, не сразу, но сам 'процесс' ему наверняка понравится. Особенно, если вы будете менять 'репертуар' потешек,песенок, прибауток. Поиграли, посмеялись, попели - все, дружок, музыкальное занятие закончилось. Убирайте бубен 'вне досягаемости'.

Информация для размышления'Зачем же нужны такие игрушки, которые надо прятать от малыша?' - удивятся некоторые родители. Но ведь в любом доме есть вещи, которые не используются постоянно: музыкальные инструменты (пианино, флейта, гитара), ювелирные изделия, бытовые приборы и т.д. И не потому, что они исключительно дороги или хрупки.Дети с раннего детства должны чувствовать уважение не только к цене, но и к труду,вложенному в каждую вещь, в том числе, и в игрушку. Жаль, если грудничокза один раз 'расправится' с такой красотой, как янтарные бусы или расписная матрешка.Не бойтесь ограничивать свободу малыша. Как известно, свобода - это осознанная необходимость,а не вседозволенность.

ИГРУШКИ В ВАННЕ

После 6 месяцев купание в ванне становится совершенно иным: уже нет смысла набирать до краев большую ванну - малыш подрос, плавать с ним здесь неудобно.Занятия плаванием актуальнее продолжать в детском бассейне районной детской поликлиникиили в одном из специализированных бассейнов 'для мам и малышей'. А домашнюю ванну теперь хорошо использовать для интересных игр. Наливайте в ванну столько воды, чтобы малыш мог сидеть и лежать в ней на локтях- и не барахтался, если случайно поменяет положение тела.

Первыми игрушками для ванны становятся все те же хорошо знакомые 'предметы с кухни' - разнообразные сита, пластмассовые стаканчики и бутылочки, детские пластмассовые чайнички с тонкими носиками . Как малыш играет в ванне? Надо сказать, что вода сама по себе и как материал, и как среда необычайно привлекательна для маленьких детей. Поэтому не воспринимайте ванну только утилитарно - помыть, подмыть, умыть. Именно в ванне малыш знакомиться с физическими свойствами воды,с понятием 'объем', усовершенствует свои навыки по координации движения рук (выжимает, переливает, выдавливает, выпрыскивает). Вода в ванне -огромное поле изучения и обучения, причем обучения с увлечением!Обычная пластиковая бутылка в ванне легким движением вашей руки превращается в лейку(если сделать несколько дырок в крышке) или в подводную лодку (если привязать за горлышко шнурок). Дайте малышу два разных по размеру пластмассовых стаканчика ,и он сможет переливать воду из одного в другой, туда и обратно. Чем не первый 'урок' по физике, посвященный объему жидкости в разных по величине предметах!Можно воду из ванны набрать в бутылочку и лить ее …в сито . Куда же водичка прячется? А если вместо ситечка подставить ковшик или стаканчик?Набирая воду в разные по объему емкости (стаканчик, бутылочка с узким горлышком, широкая пластмассовая баночка, ковшик), малыш услышит совершенно разные звуки 'бульканья'. Посоревнуйтесь: кто быстрее, Вы или ребенок, наберет прохладную воду из-под крана в стаканчик, кто 'громче' ее выльет и т.д. Кстати, разнообразные игры с водой приучают малыша не бояться брызг и воды разной температуры.таким образом, с помощью игр вы решаете сразу несколько задач: частичного закаливания малышаи его адекватного отношения к будущему мытью головы. Опытные мамы знают, что в определенном возрасте практически каждый ребенок просто не переносит эту гигиеническую процедуру…Для игр в ванне подойдут и плавающие игрушки , то есть игрушки резиновые(при покупке обращайте внимание на качество таких изделий!) и промасленные деревянные. Но полноценно играть в 'кораблики' или в 'уточек' малыш пока не может, для этого надо подождать годик-полтора. Поэтому более функциональными иинтересными него становятся предметы, которые используют взрослые во время купания. Например, мочалка . Мыться мочалкой малыш, может быть, и попробует, но у него это вряд ли получится.А вот делать сухую мочалку мокрой, отжимать 'лишнюю' воду, 'переносить' воду из одной емкости в другую с помощью мочалки - это совсем другое дело! Наиболее подходящая форма мочалки - круглая, овальная или в виде 'перчаточки' на руку, но если у вас есть желание и возможность, то для игр в ванне можно сделать специальную игровую мочалочку.

Как сделать рыбку-мочалку1. Возьмите небольшой кусочек натуральной губки (или натурального мочала).2. Пришейте к нему с одной стороны махровую ткань.3. Нашейте плавники и хвост из разноцветной шерсти.4. Привяжите веревочку к 'голове' рыбки, чтобы ее можно было тянуть -рыбка сможет 'плавать' по ванне взад-вперед.

Из покупных игрушек, на мой взгляд, достаточно интересными являются так называемые aqua-игрушки,которые 'приклеиваются' на любую поверхность , прежде всего, на стенки ванной.Для ребенка в этом возрасте не имеет значение, что прилеплять, для него главное - сам процесс 'наклеивания'.

Чем не нужно играть в ванне?Во-первых , я против широко разрекламированных в последнее время многочисленных добавок для ванн,ароматических солей (кроме натуральной очищенной морской соли) и пен- дети не испытывают от них того удовольствия, а главное, той пользы, на которую рассчитывают взрослые.Любые добавки, даже самые полезные, имеют определенный эффект действия:например, часто используемая в детской косметике ромашка подсушивает кожу.И если в данный момент у малыша с кожей все в порядке - лучше избегать добавок ипользоваться простой водой. Не прячьте под толстым слоем ароматного детского крема собственные защитные функции кожи Вашего ребенка.Во-вторых , лично я категорически против различных моющихся пищащих книжек для ванн.На мой взгляд, это несколько извращенный взгляд на книгу, который мы прививаем в таком раннем возрасте.Не удивляйтесь, если через полгода ваш ребенок новую, только что подаренную настоящую книжку,потащит в ванну… Просто у малыша несколько сместились понятия (не без Вашей помощи) - во что можно играть, а во что нет.В-третьих , не забывайте, что действующих игрушек (в ванне, на кухне, в комнате - не важно) всегда должно быть не более 2-3. В последнее годы среди родителей наметилась отчетливаятенденция любыми путями развивать у ребенка вкус к жизни, устроить для малыша яркий насыщенный праздник каждый день. Возможно, цель сама по себе и не плохая, но вот путиее достижения (обилие множества ярких игрушек, говорящих и мигающих подвесок-подставок, аудио- и даже видеокассеты для младенцев) не приемлемы. Современным, урбанизированным с рождения, детям требуется нечто совсем обратное - успокаивающее, умиротворяющее, сдержанное.В-четвертых , не советую активно использовать различные приспособления для поддержки ребенка в воде (типа резиновых креслиц): еще долгое время малыш будет рассчитывать не на себя, не на силу иловкость своих мышц, а на давно уже убранный на антресоли стульчик. Это иногда приводит к травмам.Исключением, пожалуй, является только резиновый массажный коврик для дна ванны - эта вещь вам прослужит долго, а покупать коврик можно уже в самом начале беременности (не поскользнетесь!).Куклы

После 6-7 месяцев , когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова,но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять и все манипуляции, которые делает мама. Мама играет с ним, кормит, убаюкивает - все то же самое грудничокбудет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла . Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок,независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много 'элементов' для игры.На роль первой прекрасно подойдет узелковая кукла .

Как сделать узелковую куклу

1. Возьмите небольшой квадрат фланелевой ткани ( 45 см х 45 см ).2. В серединку вставьте достаточно упругий шарик, плотно сваленный из шерстяного чеса.Затяните, расправьте ткань - у вас получилась головка куклы. Закрепите голову нитками.3. Остальные уголки квадрата - две ручки и нижняя часть 'тела' - завяжите узелками.4. Первая куколка делается 'без лица', но с колпачком из прохладного ситца; она похожа на самого малыша: голова у нее довольно большая и твердая,а 'руки' и 'ноги' - не очень скоординированные, мягкие.

Такая простая игрушка дает малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец),твердая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца… Обычно узелковые куколки делаются 'без лица' - малыш будет каждый раз сам 'дорисовывать', 'додумывать' нужное настроение для своей игрушки. Но если ребенок настойчиво требует глазок, не откажите емув удовольствии -крепко пришейте две маленькие пуговки-глазки. Но все-таки постарайтесь обойтись без ротика.

Для 5-6-месячного ребенка очень интересной станет кукла-неваляшка : к ней можно ползти,слушать, как она звенит, бросать, пытаться положить на пол и с удивлением видеть,как 'ванька-встанька' принимает исходное положение… Выбирая такую куклу, не ориентируйтесь на стереотипы своего детства - неваляшка может быть не только яркой, пластмассовой. Наверняка Вашему малышу понравится неваляшка деревянная -уже раскрашенная или еще нет. Позже ребенок сможет раскрасить игрушку сам.Вам останется только покрыть ее пищевым лаком.

После 8-9 месяцев в жизни ребенка появляется следующая кукла - с который малыш будет спать . Эта игрушка прослужит не один год, возможно, станет самой любимой из всех. Сделать такую куклу самим не просто, но если у Вас есть желание, то обращаем Ваше внимание на книгу Карин Нойшюц 'Кукла своими руками' (издательство Evadentis; эту книгу ищите в вальдорфских детских садах и школах).Такие куклы нигде не продаются, заказать их можно у отдельных людей.Они представляют собой особую ценность, но это тот случай, когда не нужно жалеть денег.Можно ли чем-либо заменить куклу - например, мягкими игрушками?Варианты, конечно, возможны, но не забывайте, что абсолютное большинство современных мягких игрушек делается из синтетических тканей, которые являются 'пылесборниками'. Ищите игрушки из ситца, махровой ткани - они 'живые', 'теплые'.И желательно без пластмассовых голов: не очень приятно во сне прижиматься к бездушной холодной пластмасске.Кукла, сделанная вручную, побуждает малыша и его родителей к действиям -хочется шить и вязатьдля нее одежду, обустраивать 'место жительства', самому делать игрушечную мебель.Чего нельзя сказать о куклах покупных: для игры с ними все 'предметы' хочется не делать, а именно покупать…Чтобы малыш полноценно играл с куклой, должно быть игровое пространство для этого: куклу надо кормить, укладывать спать, купать.Не забудьте сделать 'домик' для куклы, используя коробку или корзинку.Корзины, коробки, платки

В 8-10 месяцев , когда дети активно манипулируют различными предметами, игрушками,вещами, в детской комнате должны появиться корзинки и большие коробки .Из них удобно вынимать игрушки и складывать обратно. Но не заводите одну огромную 'емкость' для всех игрушек сразу,и не позволяйте ребенку просто вываливать на пол ее содержимое. Гораздо удобнее с самого начала упорядочить местонахождение разных игрушечных предметов:в этой корзинки - деревянные матрешки, ложки, стаканчики; здесь - колокольчики и трещотки,тут - игрушки и куклы из ткани. В дальнейшем эти коробки-корзинки превратятся в отдельные 'хранилища' для мягких зверей, солдатиков, кукольной мебели. Хорошо бы уже в столь нежном возрасте раскладывать игрушки 'по местам' вместе с малышом. Можно петь песенку:

'Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!'.

Но не поддавайтесь иллюзиям: до 3-4 лет Вам придется собирать игрушки вместе с малышом,один он не будет этого делать. До этого возраста не требуйте от ребенка самостоятельности и сознательности в данном вопросе. Не впадайте и в другую крайность - не убирайте игрушки сами,за малыша, иначе он и к 10 годам не научится самостоятельно складывать за собой вещи, обувь,конструктор, книги… Большие картонные коробки хорошо подходят и для других целей:начиная с 8-9 месяцев , малышу интересно проползать через 'тоннель' коробок без дна. Что касается чистоты и гигиены картонных коробок, достаточно оклеить их обоями снаружи и изнутри.Малыш не даст вам забыть и о целлофановых и бумажных пакетах большого размера: в них можно складывать игрушки, а также шуршать ими, возить, залезать внутрь.Будьте внимательны: игры с целлофановыми пакетами любого размера требуют присутствия рядом с ребенком взрослого человека (чтобы малыш не надел пакет себе на голову). В маленьких бумажных и целлофановых пакетиках (например, подарочного варианта) удобно складыватьи носить небольшие игрушки.В отдельную корзинку сложите те игрушки, в которые малыш начал играть 2-3 месяца назад: хваталки,держалки, мягкие мячики для бросания и др. Добавьте сюда же платки и большие куски материи - их можно набрасывать себе на плечи или голову, в них можно завернуться, с помощью кусков тканихорошо играть в прятки. Сделав несколько узелков на платке, вы получите птичку, собачка или кошечку, а малыш - огромное удовольствие.К большим объемным игрушкам можно отнести и … перевернутую табуретку, и мягкую диванную подушку и место под столом, закрытое спускающейся на пол скатертью. Не препятствуйте желанию малыша прятаться, залезать в укромные местечки, 'строить' домики и другие сооружения! Такие игры очень хороши для развития фантазии и творческих способностей.Наряду с крупногабаритными 'игрушками' еще долго детям будут необходимы предметы мелкие - всевозможные коробочки-шкатулочки . Их используют не только как 'хранилище' для других маленьких игрушек, но и как 'элементы' для ролевых игр: шкатулочки превращаются то в шкафчик,то в тарелочку, то в чемоданчик доктора.Пирамидки, матрешки и Ко

Не забывайте о традиционных, самых известных, игрушках для годовалых детей - пирамидках, матрешках и кубиках . Желательно, чтобы первые пирамидки были образными, например, в виде снеговичка. Для ребенка 8-12 месяцев условная дидактическая задача 'от большого к малому через среднее' не актуальна. Гораздо важнее и интереснее для малыша нанизать на палочку отдельные фигурки (не больше 3 штук!) таким образом, чтобы получилось нечто единое целое, например, елочка.В матрешки ребенок тоже начинает играть не сразу так, 'как надо'. Возможно, его надолго увлечетпроцесс вынимания уже собранных фигурок одной из другой. А самостоятельно собирать из двух частейдаже одну фигурку-матрешку он может начать не скоро. Не торопите юного исследователя, не требуйте от него игр 'по правилам' - всему свое время. Первая матрешка должна состоять не более чем из трех куколок. Она может быть яркой раскрашенной или, наоборот, неокрашенной деревянной.Своеобразным аналогом пирамидок и матрешек являются различные 'нанизывалки' На большой шнурок интересно нанизывать не только покупные фигурки, но и любые другие - рамочки для фотографий, баранки, колечки, мягкие 'бублики' для держания.Следующий этап развития этого вида деятельности - игры-шнуровки .

На мой взгляд, ребенок будет с большим интересом заниматься шнуровками в том случае,если требуется зашнуровать что-либо реальное: например, в большой коробке проделайте дырки и вставьте в них веревочки, чтобы 'дверь' или 'крыша' закрывались с помощью шнурования.Настоящие детские ботиночки тоже подойдут. В 'ассортименте' игрушек и мальчиков, и девочек которые хорошо ползают, должны появиться достаточно большие деревянные машиныи паровозики с ручками . Причем желательно, чтобы до года в машинках не были обозначены окна и двери, чтобы в них нельзя было, даже мысленно, 'посадить' водителя и пассажиров - слишком большая ответственность для маленького ребенка. Это 'машинки сами по себе': играя в них, малыш будет проживать все ситуации через себя - возить, поворачивать, переворачивать, сталкивать машинку с другой и т.д. Через полгода ваш домашний 'автопарк' пополнится большими грузовиками на веревочках , еще через год - легковыми авто с пассажирами .Игра 'в паровозик' - одна из самых любимых у годовалых ребят, ведь столько разных 'вагончиков'можно прицепить друг за другом и перевезти! Не беда, если нет паровозика деревянного,этот вид 'транспорта' легко моделируется и из табуреток, из больших и маленьких коробок, из простых веточек-палочек, и из любых игрушек, связанных между собой шнурками и платками.Отгадайте, в какие игрушки играют годовалые дети всех без исключения стран и народов?Конечно же, в кубики ! Не обязательно, чтобы на них были написаны буквы - ведь кубики,прежде всего, служат для строительства башен и других сооружений, а буквы или картинки на кубиках от этого важного дела только отвлекают.Поставить кубик один на один, потом из них построить что-то интересное - этому сложному процессу надо отдаться целиком!Совершенствовать у малыша мелкую моторику руки, чувство равновесия и чувство материалапомогут чурбачки - необработанные (необтесанные, неокрашенные, не лакированные) куски дерева .Строить их них не только интереснее, но и гораздо и сложнее: надо не просто поставить одинаковые кубики друг на друга, надо придумать равновесную систему из чурбачков разной формы.

Освоить это способен не новичок в 'строительстве', а уже настоящий 'мастер'! Кстати, вальдорфские педагоги предлагают детям такие чурбачки вообще вместо обычныходинаковых деревянных кубиков: считается, что малыши просто не смогут играть в 'разновеликие' чурбачки,если сначала попробуют 'простые' кубики.Хорошо, если папа в доме или на даче что-то делает своими руками из дерева -дети видят, откуда чурбачки-кубики берутся, им тоже хочется пилить, прибивать молотком -для этого сначала подойдут пластмассовые или деревянные игрушечные инструменты.

Становясь старше, малыши любого пола начинают повторять действия не только мамы, но и папы тоже.Если перед глазами папа, как говорится, рукастый, ребенку тоже очень захочется мастерить что-то своими руками. Это прекрасное желание надо всячески поощрять и поддерживать,ведь не за горами пора красок, пластилина и аппликаций из бумаги. Чуть позже - вышивание и бисероплетение в сочетании с изготовлением кормушек для птиц и скворечников.Не успеете оглянуться, как Ваши дети будут помогать в ремонте квартиры или автомашины.'Игрушки' в доме

Очень привлекательной вещью для грудничка является телефон . Но не стоит покупать емутакую игрушечную модель, которая за него и говорит, и звенит, и мигает-крутится. Обратите внимание, как играют дети в 'мигающе-говорящий' телефон - они даже не говорят по нему,а просто нажимают кнопочки. Иногда самая простая коробочка, имитирующая телефонный аппарат,для игры под названием 'разговор по телефону' подойдет гораздо больше, чем супер-игрушка с кнопками и звонками.Обязательно снабдите ребенка связкой 'ключей' (пусть это будет одна из немногих пластмассовыхигрушек в Вашем доме). Если Вы каждый день достаете ключи, чтобы открыть дверь, несомненно,что малыш тоже захочет это делать.Ступеньки подъезда или лестница на этаж надолго завладеют вниманием Вашего ребенка,особенно когда он будет учиться ходить или даже ползать по ним. Не волнуйтесь,если он будет делать это без устали раз пятьдесят - человек осваивает новое движению!Ну, и, конечно, без спортивного комплекса в квартире, где живут дети, тоже никак не обойтись.Кстати, это отличный подарок на первый день рождения ребенка (подкиньте такую идею родственникам). Наиболее быстро малыши осваивают кольца. Поэтому, если пока нет возможности купить спорткомплекс целиком,можно в дверном проеме детской комнаты повесить перекладину (турник) и прикрепить на нее кольца . Если вы не представляете дошкольное детство своего ребенка без домашних качелей,то их можно крепить на этот же турник, чередуя с кольцами.Однако есть дети, которые не будут самостоятельно заниматься на спортивном комплексе. Тут возможны два вариант - либо Вы сами активно пользуетесь домашним мини-'спортзалом', причем не только в оздоровительных целях (набросьте большой платок на брусья, вот и 'домик' готов).Либо чаще зовите в гости знакомых детей постарше, которые Вашему малышу покажут, что можно делать на комплексе.Спортивный комплекс, которым в полной мере дети начинают пользоваться после года-полутора, на первых порах прекрасно дополнят прыгунки . Это отличный детский спортивный тренажер - но только в том случае, если прыгунки имеют высокие плотные 'трусики' под самые под мышки, в которых малыш висит, а не сидит. Для того чтобы прыгать, ребенок должен отталкиваться от поладвумя ногами вместе. Если прослеживается наследственная склонность к плоскостопию, советую напол под прыгунки класть коробку, наполненную фасолью или сухим горошком,либо резиновый коврик - тренажер с 'пупырышками' и т.д. Как говорится, совмещайте приятное с полезным.Не советую покупать прыгунки с так называемым 'ободом безопасности' (круглое кольцо) и широкими трусами - ребенок, сидя в прыгунках, не отталкивается ногами от пола, а 'болтается', в результате чего при прыжках усилие на каждую ногу может быть неравномерным(малыш как бы переваливается при прыжке из стороны в сторону). Иногда это ведет к формированию неправильного положения голеностопного сустава и к закреплению мышечной дистонии, что нежелательно.Начинать пользоваться прыгунками можно с 4 месяцев , если у малыша нет неврологическихи ортопедических проблем, а также заболеваний кожи. Обычно 'дружба' с прыгунками не длится слишком долго - уже в 6-7 месяцев ребенку интереснее самому передвигаться по квартире.Хотя многие малыши до 8-10 месяцев скачут в прыгунках под музыку, или пиная большой надувной мячик ножками о стенку. То есть в том случае, когда репертуар движенийв прыгунках несколько иной, чем его собственные.Когда малыш подрастет и начнет ползать, ему очень захочется открыть дверцы всех шкафов в доме и посмотреть, что там лежит. Двери комодов и сервантов можно было бы считать неплохой игрушкой для грудничка, если бы не опасность травм (прищемленные пальчики, разбитые об углы лбы)и нерадостная перспектива покупки новой мебели - малыши любят не только открывать-закрыватьдверцы шкафов, но и висеть на них, раскачиваться.В решении данной проблемы, на мой взгляд, есть три варианта. Один из низких шкафчиковможно предоставить в полное пользование ребенка - хранить там корзинки-коробки с игрушками,развивающие игры и т.д. При этом не забывайте при 'покушении' малыша на другие дверцы шкафов говорить,что 'там нельзя, а вот тут - твой шкафчик, тут можно'. Остальные дверцы закройте на ключили сделайте недоступными как-то еще (например, с помощью новомодных безопасных задвижек-застежекдля мебели, их можно купить сейчас в любом детском магазине).Второй вариант - абсолютно все шкафы заприте и закройте. Ничего не поделаешь, дружок,у тебя есть своя комната, куча игрушек, кухня, ванна -ползай и ходи везде, кроме… Если Вам претит сама мысль о запрете чего бы то ни было для своего малыша, выход один: как только ребенок заинтересовался очередной дверцей очередного ящика или шкафа,бросайте все дела и сидите около малыша в этот ответственный момент 'познания окружающего мира'.Могу только позавидовать Вашему долготерпению…

ИГРУШКИ ДЛЯ ПРОГУЛКИ

Самая интересная для малыша игрушка во время прогулок - его собственная коляска . Позволяйте грудничку самому катить коляску так, как ему хочется.Через некоторое время Ваш ходунок будет в восторге от игрушек 'на палочке' ,которые очень удобно катить перед собой . Кстати, крутящиеся каталочки (при движении вперед на такой игрушке начинают крутиться отдельные 'элементы') учат ребенка концентрировать внимание и развивают боковое зрение: мало того, что малыш идет и катит передсобой игрушку, он еще шестым чувством должен 'понять', что сейчас будет ямка, а теперь - камешек.Интересная каталка помогает ребенку идти дольше и дальше: ведь не секрет, что годовалые дети ходят только туда, куда им нужно, а не туда, куда хочет мама…Когда малыш подрастет, на улице ему понадобятся игрушки на веревочке , чтобы возить их 'за собой' .Ваш ребенок уже хорошо ходит без посторонней помощи? Значит, в ближайшее время,хотите Вы этого или нет, он добредет до местной песочницы. И если у него не будет собственного ведерка,совочка, ситечка и формочек , он будет отбирать их у товарищей по песочнице.

Итак, фантазируйте, ищите, наблюдайте и играйте вместе с вашим ребенком.

Алена Лебедеваруководитель программ по подготовке к родамЦентра поддержки семьи 'Рождество' .

красные пупырышки на головке

www.babyblog.ru

Какие игрушки нужны ребёнку от 6 месяцев до 1 года - запись пользователя Анастасия (Lajnara) в дневнике

6 месяцев – важный рубеж в жизни малыша, на котором появляется новый навык – целенаправленное схватывание и удержание предметов. Наконец ребенок может самостоятельно, без участия мамы достать, потрогать и взять в руки интересный для него предмет. Эта новая способность младенца порождает новые отношения со взрослым, требует новых игр и игрушек.

Радость хватания

Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В этом возрасте бурно проявляется интерес малыша к предметам – он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами. Умеющий действовать с предметами малыш становится в особую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в поведении младенца. Если взять 7—8- месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы – волосы, воротник, бусы, серьги и т.д. Малышу, конечно же, по-прежнему нужны ласки взрослого, но все чаще он стремится переключить внимание мамы на окружающие предметы. Ему гораздо интереснее наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Малыш все настойчивее переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например, «в козу» или ««по ровненькой дорожке». Простого «сюсюканья», которое вполне удовлетворяло его всего 2-3 месяца назад, ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать самому или вместе со взрослым. А это означает, что крохе постоянно нужны новые предметы и игрушки. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий человек, но, прежде всего, как источник новых игрушек и партнер по совместным действиям с предметами. Как играть с младенцем Сначала собственный арсенал предметных действий весьма ограничен. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от качества и назначения предметов, их называют неспецифическими. Такие действия примитивны, однообразны, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Так, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго). Вместе с тем, на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. В 5-6 месяцев все предметы ребенок пытается схватить одинаково – прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад, при этом малыш часто «промахивается» и хватает воздух. После 6-7 месяцев происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипулятивных действий. Однако такое усложнение происходит не само собой, а в практике совместных игр со взрослыми. Понятно, что все предметы попадают в руки младенца, появляются в поле зрения или исчезают только благодаря взрослому. Вы можете помочь малышу усовершенствовать движения. Другое направление помощи заключается в раскрытии руки и ее подстройке к форме и размеру предмета. В первом полугодии кулачки младенца плотно сжаты. По мере того как он овладевает хватательными движениями, его ручки как бы раскрываются, становятся все более гибкими, подвижными и готовыми к действию. Для этого важно вкладывать в ладошку малыша предметы разной формы и величины, чтобы он почувствовал предмет и подстроил к нему свою руку. Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не одной, а одновременно двумя руками, и, соответственно, двумя предметами. Это принципиально новые действия, которые требуют согласованного движения двух рук и открывают неизмеримо большие возможности. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками или формочками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один в другой, положить, поставить или нанизать друг на друга и пр. Результатом таких действий становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение. Этот результат очевиден для ребенка и приносит ему большое удовольствие. С помощью взрослого возможности младенца существенно расширяются: взрослый демонстрирует различные предметы и новые способы действия с ними. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Овладевая этими навыками, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает только к концу года и для которых нужны самые разные игрушки. Развивающая роль погремушкиСамой нужной и традиционной игрушкой для младенца была и остается погремушка. Однако далеко не все родители понимают, что погремушка – это не только забава или средство успокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка, особенно для младенца второго полугодия. В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом, конечно же, помогают погремушки. Их звон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажек усиливают результат движений младенца, делают простое размахивание видимым, слышимым, эффектным. Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще раз воспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этом возрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцу почувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учится управлять своими движениями и произвольно воспроизводить их. Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше. Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце, или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу еще безразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрической формы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное, чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно, грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка была легкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи. Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не только погремушки. Любые, даже простейшие действия – толкание, сжимание резиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот или иной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек, если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможность ощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезное действие сжимания. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их. Игры и игрушки, развивающие мышление Как ни странно, наилучшие условия для умственного развития ребенка создают разнообразные простые действия – манипулирование с предметами. Таким образом, малыш познает свойства предметов, формирует свои представления о них, устанавливает простейшие связи и зависимости в предметном мире. Кроме того, в действиях с предметами начинает формироваться познавательная активность, которая является первым шагом к самым разным видам мышления человека. К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам нового предмета выражается в том, что прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы исследует его: рассматривает, ощупывает, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования начинает манипулировать, причем не механически, а как бы выясняя, для чего этот предмет пригоден. Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы. «Прятки с игрушками» становятся любимой забавой малышей. Если на глазах ребенка накрыть платочком знакомую игрушку, он с восторгом снимет покрытие и обнаружит спрятанную игрушку. Такие игры не только забавляют ребенка, но способствуют формированию представлений детей о постоянстве предметов. Спрятанный предмет уже не исчезает для младенца, а продолжает существовать в его сознании. Кроме того, платочки и тряпочки дают возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, засовывать в разные емкости, заворачивать в них разные игрушки. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом, получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления. Между прочим, второе полугодие иногда так и называют – возраст ползунков, а характерная младенческая одежда носит название «ползунки». Однако ползать малыш научится не сразу. Важную роль в обучении ползанию могут сыграть привлекательные игрушки, которые стимулируют движение вперед. Убегающие мячики, шарики или колобки, неваляшки или машинки побуждают малыша скорее двигаться к ним и помогают почувствовать собственные возможности в овладении пространства Занимаясь с игрушками, младенец знакомится с разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. Мы уже говорили, что, играя с игрушками, ребенок подстраивает свою руку к предмету. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. К 10-11 месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, кроха складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Изменение положения пальцев, в то время как рука малыша тянется к предмету, может служить хорошим показателем того, что он уже ориентируется в форме и величине. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Кроме формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю, примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и вновь возвращаться к этим занятиям. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – возможность разобрать на части, найти один предмет внутри другого (на, над или под другим), обнаружить перемещения одного предмета под воздействием другого и пр. Для этого нужны уже не простые погремушки, а сложные, составные игрушки, где необходимо действовать двумя руками. Например, вращать пальчиком шарик, передвигать детали игрушки по проволочкам, тянуть за веревочку и пр. Игра с такими составными игрушками, имеющими несколько частей, открывает новые возможности для развития мышления. Важнейшей предпосылкой становления мышления в младенческом возрасте является развитие познавательной активности. Обнаружение спрятанных в коробочке игрушек, случайное открытие новых явлений (например, если перевернуть бутылочку, из нее польется жидкость), обследование непонятных предметов побуждает малыша к новым экспериментам и рождает познавательную потребность. Пробуждению данной потребности способствуют многочисленные современные игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких, как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и пр. Эти игрушки дают малышу массу новых впечатлений. Например, большой мягкий кубик с углублениями, в которые можно прятать, а потом доставать рыбку, мышку, шарик и пр. (все эти элементы игрушки прикреплены к ее основанию на веревочках). Или яблоко из двух половинок, открыв его, можно обнаружить червячка, который то вытягивается, то сжимается. Или многочисленные музыкальные игрушки с сюрпризом – нажмешь кнопочку и услышишь удивительную музыку. Таких игрушек сейчас множество (. Очень полезны для младенца всевозможные развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, шуршалками, пищалками и пр. Все это разнообразие надолго занимает малыша и позволяет ему осваивать разные действия самостоятельно. Во втором полугодии ребенок проходит большой путь от простого схватывания предмета до исследования окружающего мира. Однако следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность крохи во многом определяется вашим участием. Малышу необходима не только организация разнообразного и безопасного пространства, но и ваша эмоциональная включенность: радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним. Только вместе с вами, открывая разные коробочки и разные свойства известных предметов, ребенок совершает свои первые открытия в своем еще маленьком и близком мире. Итак, игрушки небходимые малышу от 6 месяцев до года: - Погремушки- Резиновые игрушки-пищалки- Мячики, шарики, кукла-неваляшка, машинки- Платочки и тряпочки, дающие возможность для самых разнообразных действий младенца: накрывать себя, заворачивать в них разные игрушки и т.п.- Для обогащения сенсорного опыта ребенка ему необходимы самые разные игрушки – твердые и мягкие, наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские и.т.д.- Игрушки, требующие простых, но разнообразных действий, таких как вкладывание и выкладывание, вращение, перемещение, нажимание и т.п. Например, лабиринт, по проволочкам которого нужно передвигать детали, развивающие коврики, оснащенные разными кармашками, пуговками, застежками, музыкальные игрушки. если ребенок рождается на новый год что дают

www.babyblog.ru


Смотрите также