Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.
В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения. Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.
Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот: ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.
Упражнение «Веселые старты». Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.
Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.
Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.
Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.
Упражнение «Пилот». Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»
Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.
Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.
Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.
Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.
В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.
В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.
Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук. ?
Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.
Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.
Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:
Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:
Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Попили, поели. Шу-у! Полетели! (берем ручки ребенка и кладем ему на голову) На головку сели!
Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:
Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца) Этому дала – он воду носил, Этому дала – он дрова рубил, Этому дала – он печку топил, Этому дала – он тесто месил, А этому не дала – Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)
Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять: (загибаем по очереди пальчики) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик занял место, Этот пальчик ляжет тесно, Этот пальчик много ел, Оттого и растолстел! (массируем большой пальчик)
Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.
Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.
Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.
Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».
Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.
Первые творения вашего малыша ос-тавьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.
Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.
Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.
Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.
В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.
Игра «Мячик упал!». Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра «Прятки». Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.
Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.
Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.
В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.
Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку:
Жили у бабуси Два веселых гуся, Один – серый, Другой – белый, Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки, Один – серый, Другой – белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один – серый, Другой – белый, Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе, Один – серый, Другой – белый, Кланялись бабусе.
Эту же песенку можно обыграть. Например, показывать, как «мыли гуси лапки в луже у канавки», как всплескивает руками и кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!», как «выходили гуси, кланялись бабусе» и т.д. Действие песенки можно разыграть и как кукольное представление.
Малыш знает названия многих предметов, и, когда вы спрашиваете, где он находится, – отыскивает этот предмет взглядом. Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед зеркалом, рассматривая свое отражение, разговаривать с ним и тянуть к нему ручки.
В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. В его речевом репертуаре все больше и больше слогов: па, да, дее, ге-ге, ого-го, гу-у. Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждым днем вы отмечаете, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее. Эти звуки постепенно образуют язык, на котором он будет разговаривать с родителями.
Малыш любит слушать и имитирует взрослую речь. Он отличает ласковый, тон голоса от твердого, строгого тона, воспринимает мимику и реагирует на нее. Можно повторять за крохой его звуки и слоги. «Поговорив» на языке малыша, возвращайтесь к обычной речи, четко произнося слова. В общении с ребенком отдайте предпочтение коротким и простым фразам. Нараспев повторяйте слова по слогам.
Упражнение «Подражаем зверятам». Понадобится несколько игрушечных зверушек. Познакомьте ребенка с игрушкой. Расскажите, как она «разговаривает» – уточка крякает: «Кря-кря», мышка пищит: «Пи-пи», кошечка мяукает: «Мяу-мяу» и т.д. Пока ребенок изучает игрушку, произносите эти звуки с отчетливой артикуляцией. Если кроха будет подражать вам – акцентируйте на этом внимание, похвалите его.
Выберите детские стихи, состоящие из коротких предложений, например, четверостишия А. Барто. Произносите их громко, внятно и четко. Во время чтения сосредоточьте внимание крохи на своем лице. Позвольте ему дотянуться ладошкой до ваших губ. Так он быстрее поймет, что мимика и звуки взаимосвязаны. Самое время пополнить словарный запас крохи – начинаем изучать части тела.
Упражнение «Части тела». Подберите небольшие стишки, в которых упоминались бы части тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время прочтения прикасайтесь к ним, поглаживайте. Например:
Чьи это ножки Бегут по дорожке? Чьи это ладошки, Уж не нашей ли крошки? Ручками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ!
Водичка-водичка, умой мое личико! Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки розовели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Раз, два, три, четыре, пять, Время ножкам побежать, Спинке бодро разогнуться, Ручкам кверху потянуться!
Важные достижения шестого месяца:
www.9months.ru
К первому своему «юбилею» ребенок достигает невероятных успехов. Сравнивая фото и видео новорожденного крохи с тем человечком, что сейчас гулит у себя в кроватке, вы найдете колоссальную разницу.
Если начать подводить итоги прошедшего периода, вы поразитесь, насколько ваш малыш подрос и прибавил в весе за полгода, сколькими навыками и умениями он овладел. Но останавливаться на достигнутом младенец не собирается, и вашей задачей будет продолжать помогать его развитию, ведь впереди еще много целей: ребенок должен научиться ползать, говорить и ходить.
Чтобы помочь малышу приобрести новые навыки, вам нужно иметь представление о том, что должен уметь младенец, так вы сможете сориентироваться, как развивать ребенка в 6 месяцев. Направить вас может календарь развития детей, в котором расписано, какие достижения должны быть у малышей в полгода.
Физическое развитие детей на шестом месяце жизни продолжает идти быстрыми темпами. Грудничок прикладывает много сил, для того, чтобы освоить новые умения и довести уже приобретенные до нормального уровня. Календарь развития детей указывает лишь приблизительные сроки, когда и чему младенец должен обучиться и что должно измениться в его жизни. Если соседская девочка уже умеет ползать, а ваш мальчик только научился переворачиваться, не стоит переживать, что он отстает в развитии. Даже если к концу шестого месяца ребенок не освоит необходимых навыков, врачи дают еще две недели для их наработки.
Шестимесячные дети, как правило, уже имеют во рту первые зубки. Сроки их прорезывания зависят от наследственных факторов, у некоторых малышей они появляются до полугода, у других только к 7-8 месяцам. Очередность роста зубов также может отличаться от стандартов. Родителям не стоит волноваться, если время появления резцов затянулось или они вырастают в несколько неправильном порядке.
Рост зубов у шестимесячных детей сопряжен с обильным слюноотделением, болями, зудом и повышением температуры. Поэтому вам нужно иметь в аптечке запас определенных медикаментов, чтобы своевременно осуществлять уход за болезненными деснами малыша и сбивать ему температуру. Помимо жаропонижающих средств и болеутоляющих гелей, подходящих по возрасту, полезным будет приобрести для малыша несколько прорезывателей.
Продолжайте ежедневно купать малыша в ванной, занимайтесь с ним гимнастикой для укрепления мышц.Поскольку малышу в шесть месяцев может быть неинтересно сидение в манеже, вы должны организовать для него максимально комфортную и безопасную «половую» жизнь. Постелите на пол толстое одеяло и позвольте ребенку играть на нем. Младенец будет играть и упражняться в ползании, при этом не будет риска, что он откуда-то упадет. Вам нужно будет производить ежедневный уход за поверхностями, по которым ползает малыш.
Проявление эмоций у малыша все еще остается ярким, все переживания отражаются у него на лице. Поскольку младенец уже начинает осваивать игрушки, предусматривающие точность движений, иногда он может начинать плакать из-за неудач. Капризы могут также возникать, если ребенок не получает то, чего он требует или его заставляют терпеть то, что ему не нравится.
Ребенок на шестом месяце жизни продолжает активное общение с близкими. У него уже сформирован свой собственный «словарный запас» — набор определенных звуков, произнесенных с разной интонацией, помогает малышу сообщать о том, что ему что-то не по нраву, или же он рад приходу папы с работы или появлению новой игрушки. Этот «детский язык» далек от взрослого, но внимательные родители разбираются даже в этих звукосочетаниях и понимают, чего именно хочет младенец.
В шесть месяцев младенцы уже знают свое имя и реагируют, когда к ним обращаются, комфортно чувствуют себя с привычными людьми, а при появлении незнакомцев настораживаются и могут даже заплакать. Не переживайте, это совершенно нормальная реакция детей в полгода на чужих взрослых.
Дети не только испытывают собственные эмоции, но и успешно копируют выражения наших лиц. Если вы попробуете «покривляться» с малышом – он будет повторять за вами сердитую, радостную, грустную мимику. В полгода ребенок хорошо умеет чувствовать наше настроение и может копировать его, поэтому сохраняйте дома благожелательную и спокойную атмосферу, чтобы и он всегда был в хорошем расположении духа. Для малыша важно не только физическое, но и эмоционально-психологическое развитие, поэтому нахождение в напряженной обстановке негативно скажется на его личности.
По окончании шестого месяца жизни младенец должен прибавить около 600 грамм веса и вырасти на 2,5 — 3 сантиметра. Изменяются пропорции тела ребенка, постепенно приближаясь по соотношению частей тела к взрослой модели.
Речевые навыки младенца на шестом месяце жизни продолжают совершенствоваться. В его артикуляционный арсенал прибавляются новые звуки, он по-разному их сочетает между собой, многократно повторяет, пропевает и проговаривает с разными интонациями.
Продолжайте постоянно разговаривать с младенцем, и читайте сказки с разными интонациями. Детям может понравится играть в диалоги. Конечно, их речь далека от совершенства, но разговоры по очереди со взрослыми доставляют им видимое удовольствие. Рассказывая малышу о чем-то, делайте паузы для его реплик, и он обязательно что-нибудь «прогулит».
У детей на грудном вскармливании меняется режим питания. Как правило, они начинают реже просыпаться ночью и больше всего кушают за 2-3 часа до полного утреннего пробуждения. Из-за этого в первую половину дня они кушают неохотно. Следуя рекомендациям педиатра, вы будете продолжать введение прикорма в рацион младенца согласно графику. Детский врач учтет особенности развития вашего малыша и его физическое состояние, и сам скажет вам, когда и какие продукты может попробовать малыш.
Из-за того, что у детей на шестом месяце жизни возрастает двигательная активность в течение дня, их ночной сон становится длинней и крепче. Некоторые дети могут проспать до утра, не пробуждаясь. Дневной отдых проходит в два этапа, длящихся от часа до двух. Средняя продолжительность сна полугодовалого малыша короче на целых 4 часа, чем сон новорожденного. Освободившееся от отдыха в кроватке время младенец тратит на активное физическое развитие и исследование мира.
В возрасте шести месяцев пальцы и руки малыша очень активно двигаются, устанавливается нормальная координация, поэтому и характер игрушек, которые подходят ребенку, заметно меняется. Младенец теперь может играть с емкостями разных размеров и цветов, вкладывая их друг в друга.
Исследовательский интерес малыша можно удовлетворить, купив ему развивающие изделия с разными деталями: шуршащими и звенящими. Также вы можете сшить небольшие мешочки, наполнить их разными крупами и крепко завязать или прошить. Трогая и ощупывая сквозь ткань их содержимое, малыш будет развивать мелкую моторику и обогащать свой тактильный опыт.
Дети продолжают «открывать» свое тело, мальчик может увлечься игрой со своим детородным органом.Не паникуйте, это вполне нормальное поведение. Не нужно одергивать малыша, потому что в таком случае он может закапризничать, попробуйте отвлечь его какой-нибудь яркой игрушкой и занять ею его руки.
Младенца в шесть месяцев могут заинтересовать музыкальные игрушки, детям нравится процесс нажимания на крупные кнопки, после которого начинают проигрываться мелодии или звуки. Развитие координации рук позволяет малышам уметь просовывать некрупные детали в отверстия и следить за их падением. Вам нужно быть рядом с младенцем, учить и направлять его.
Стремясь быть похожим на вас, ребенок будет увлеченно переворачивать плотные страницы детской книги, и, возможно, даже попробует лепетать, делая вид, что читает ее. Если вы часто показывали ему картинки в книгах и рассказывали, кто на них изображен, грудничок может к концу этого периода на ваши вопросы (Где дедка? Где репка?) дотрагиваться пальчиком до соответствующего изображенного героя.
Игры со взрослыми на шестом месяце жизни будут связаны с развитием вестибулярного аппарата для подготовки к активному ползанию и хождению. Детей приводит в восторг, когда их качают на одеяле, как на гамаке, также им по нраву роль «самолетика».
Развитие вестибулярной системы к концу шестого месяца очень важно, поскольку совсем скоро малыш начнет самостоятельно ползать. Чтобы ребенок не падал на бок после быстрых перемещений, он должен уметь выдерживать такие пространственные перегрузки. С новорожденного периода до полугода младенец лежал, а если и менял свое положение, то надежно удерживался родительскими руками. Теперь же он начинает перемещаться самостоятельно, и для этого нужно тренировать вестибулярный аппарат.
newbabe.ru
Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.
Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.
Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета. В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».
К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.
Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.
Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.
Ребенок 6 месяцев способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, подобная реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий.
Теперь, повзрослев, малыш раздражается, когда не может получить то, чего хочет. Если вы отнимете у младенца игрушку, положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать, то рискуете вызвать гнев.
К концу пятого месяца ребенок умеет переворачиваться со спины на живот. Это большой шаг вперед, ведь теперь он может самостоятельно менять положение своего тела. К 6 месяцу ребенок овладевает этим искусством в совершенстве, научится подползать к интересующему предмету и хватать его. Только кажется, что это просто, на самом деле, каждое из этих действий связано не только с двигательной сферой, но и с деятельностью головного мозга.
Глядя на 5-6 месячного малыша, порой можно подумать, что он воспринимает взрослого как удобный гимнастический снаряд, с помощью которого можно тренироваться, как заправский гимнаст. Оказавшись на ваших коленях, младенец крепко схватывает вас за одежду и пытается подняться. Или же выпрямить коленки и встать на ноги. Во время купания малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.
К началу 6 месяца ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку. По мнению некоторых специалистов, в этом возрасте малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука – одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.
Более того, для крохи становится очевидным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств. Так погремушка всегда звенит одинаково, а мячик, в какой бы руке он не оказался, все равно мягкий.
На 6 месяце некоторые дети уже демонстрируют активное ползание по дому, другие же начнут это делать лишь через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.
Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.
Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.
Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.
Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры ( кубик льда или только что сваренное яйцо ), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.
Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
www.baby.ru