Шестой месяц жизни – так приятно наблюдать, как растет и развивается твой малыш, что не замечаешь, как бежит время и вот, уже празднуем полугодие. Развитие ребенка идет невероятными темпами. Что готовит нам этот месяц? Какие новые навыки малыш приобретет?
С момента рождения ваш малыш уже вырос на 15-17 см. Посмотрите, он уже совсем другой — уже такой большой, сильный и ловкий. Ребенок уже отлично хватает игрушку одной рукой, свободно перекладывает ее в другую руку, вертит ею и выбрасывает. Малыш получает колоссальное удовольствие от игры «я выбросил, а мама или папа подняли». В эту игру малыш может играть на удивление долго. Если вы устали или вам нужно освободить немного времени для себя, привяжите игрушки на веревочки и научите малыша самостоятельно доставать их.
Мышцы малыша уже достаточно окрепли так, что к концу шестого месяца жизни ребенок может самостоятельно сидеть. Некоторые дети начинают сидеть к седьмому или даже к восьмому месяцу жизни, не беспокойтесь, вы можете помочь малышу, проведя курс массажа на укрепление мышц спины. Теперь, когда ребенок сидит, а это, несомненно, большой переворот в его мироощущении, ему все гораздо виднее и интереснее. Физическое развитие ребенка в 6 месяцев идет большими темпами и ваш кроха, который только недавно научился сидеть, уже стремится сам встать, держась за опору.
На шестом месяце жизни ребенок осваивает ползание. И у каждого малыша – это свой метод, выстраданный после множества попыток. Ведь так интересно добраться и посмотреть, что лежит в той коробке. Сначала малыш будет ползти по-пластунски, не отрывая живот от пола. Потом некоторые малыши осваивают технику ползания «раков», т.е. ползут назад. А бывают детки, которые для того, чтоб добраться до интересующего предмета, начинают перекатываться со спины на живот, потом снова на спину и так перекатываются колобком через всю комнату. Ну и отлично, ведь это прекрасный массаж и зарядка. Немного потренировавшись, возможно уже на седьмом месяце жизни (детки с большим весом еще позже) ребенок научится ползать классически, на коленях и вытянутых руках. Теперь за вашим исследователем нужен глаз да глаз.
Возможно ваш ребенок проявит желание «ходить», естественно с вашей помощью. Но пока это не полноценная походка и иногда такое «хождение» может исказить или задержать появление привычки ходьбы. Дело в том, что на шестом месяце жизни у ребенка голени, бедра и тазовый пояс еще не сформированы полноценно, чтоб подвергаться такой нагрузке. Другое дело, когда ребенок прыгает у вас на коленях и пританцовывает – это прекрасные упражнения для тренировки нужных для походки мышц.
Теперь ваш шестимесячный ребенок осознает многообразие эмоций. Он следит за выражениями взрослых, наблюдает, как общаются между собой родители. Поэтому постарайтесь при ребенке не ругаться и не повышать тон, ребенок чутко реагирует на атмосферу в доме и может испугаться, насторожиться. Теперь малыш с легкостью переключает внимание с одного объекта на другой и его настроение может очень быстро меняться. Ребенку нравится следить за движущимися предметами. Теперь кроха научился сравнивать предметы – это большой, а это маленький. Если малыш слышит музыку, он притихает и ищет источник звука.
У малыша формируется пассивный словарный запас и когда вы называете какую ни будь вещь, знакомую малышу, он тут же начинает искать ее глазами. Малыш отлично знает свое имя, различает голоса своих родителей. Поэтому старайтесь как можно больше общаться с крохой, называйте окружающие его предметы, описывайте действия, которые вы выполняете.
Ребенок на шестом месяце жизни начинает осознавать, что он и мама – это разные люди. Малыш любит трогать мамино лицо, его пальчики изучают нос, рот, волосы, глаза. Конечно, кроха очень любит внимание и игры с вашим участием.
Ваш ребенок – это маленький исследователь, ведь вокруг столько нового и интересного и так хочется все потрогать, пощупать и попробовать на вкус. Поощряйте его исследовательские порывы, только следите за безопасностью тех или иных предметов, попадающихся малышу. По-прежнему малыша будет увлекать его отражение в зеркале.
Вот столько всего нового вы будете наблюдать в развитии вашего ребенка. В продолжение этой темы в Части 2 — Развитие ребенка – шестой месяц жизни я расскажу о том, что шестой месяц жизни принесет изменения в устои семьи – это и первый прикорм, и первый зуб, также расскажу об играх и игрушках актуальных на этом жизненном этапе.
kotulskaya.ru
На первом году жизни ребенок растет и развивается с молниеносной скоростью. Так, за какие-то шесть месяцев абсолютно беззащитный и неподвижный комочек превращается в активного жизнерадостного малыша, который улыбается, лепечет, играет погремушками и даже пытается самостоятельно сидеть. А дальше еще больше – первые зубы, первые неуверенные шаги, первые слова и много всего другого, что останется в памяти родителей на всю жизнь.
Оглавление: Почему врачи уделяют большое внимание навыкам ребенка? Первые дни после рождения Первый месяц жизни ребенка Второй месяц жизни ребенка Третий месяц жизни ребенка Четвертый месяц жизни ребенка Пятый месяц жизни ребенка Шестой месяц жизни ребенкаДля мам и пап все, что умеет делает их кроха, является поводом для умиления, ну а для педиатров – это очень важный показатель гармоничности развития малыша. По степени двигательной активности, по поведению ребенка, по его реакции на окружающий мир врачи могут судить о том, все ли хорошо с маленьким пациентом и не нуждается ли он в медицинской помощи.
Для оценки темпов развития ребенка существуют специальные таблицы, в них указаны средние сроки овладения детками теми или иными навыками.
Ниже мы приводим график критериев ВОЗ:
Однако молодым мамам не стоит слишком зацикливаться на этих сроках и переживать по поводу того, что их кроха чего-то не умеет, хотя уже положено было бы уметь. Все люди индивидуальны и индивидуальны с самого рождения. Поэтому отклонение в пару недель в одну или другую сторону может считаться нормой. Тем более что на темпы развития ребенка влияют очень многие факторы:
Чтобы родители имели приблизительные ориентиры и понимали, как должен развиваться их ребенок в возрасте от 1 до 6 месяцев, рассмотрим этот период более подробно.
Кроха первых дней жизни практически постоянно спит, просыпается только для того, чтобы сделать то, что у него лучше всего получается, – пососать грудь. В короткие промежутки бодрствования он смотрит на маму широко раскрытыми глазами, но лицо ее еще пока не различает. Самое необходимое для него сейчас – это ласка, забота, телесный контакт с мамой, ну и, конечно же, грудное молоко, которое является идеальной пищей для маленьких детей.
Через пару недель после рождения в двигательной активности малыша можно заметить некоторые изменения – он становится более подвижным. Хаотичные подергивания ручек и ножек, а также плач пока являются для крохи единственной возможностью выразить свои ощущения. Именно так, повышенным беспокойством, ребенок показывает, что ему больно или, что он хочет кушать, или же что ему что-то «мешает» в памперсе.
К концу первого месяца у малыша появляются слезы во время плача (до этого их не было). С органом зрения происходят и другие изменения – новорожденный чаще фокусирует взгляд на мамином лице или на предметах, которые находятся в пределах 20-30 см от глаз. Кроме того, активно включается в работу и орган слуха – кроха начинает реагировать на резкие звуки и мамин голос.
Если одномесячного малыша положить на живот, он уже может поднимать на короткий промежуток времени головку, а также поворачивать ее в сторону. Вообще деткам очень полезно лежать на животе, в таком положении их даже можно класть спать – главное чтобы поверхность кроватки была ровной и достаточно твердой, то есть никаких подушек и перин – чтобы ничего не могло перекрыть доступ воздуха к маленькому ротику.
На втором месяце жизни ребенок еще больше продвигается в своем развитии:
Обратите внимание
К концу второго месяца детки обычно уже хорошо держат головку в положении на животе и стараются ее удерживать даже в вертикальном положении, но надеяться на мышцы шеи малыша пока еще рано – лучше голову поддерживать.
На третьем месяцы жизни кроха:
Важно
На способность ребенка удерживать голову влияет то, как часто мама выкладывает его на живот или держит в вертикальном положении на руках, как часто играет с ним погремушкой, заставляя повернуть головку в сторону, и т.д. То есть здесь необходимы тренировки. Если ребенок будет постоянно лежать в пеленках, моторное развитие будет запаздывать.
На четвертом месяце мышцы шеи уже достаточно натренированы, поэтому у малыша получается вертеть головкой во все стороны. Теперь на очереди новые двигательные навыки:
В эмоциональной сфере кроха также преуспевает:
Важно
Малыш может фиксировать свой взгляд на предметах долгое время и следить за их передвижением. У него уже есть любимые игрушки, на которые ему особенно нравится смотреть.
Игры малыша меняются – ему нравится стучать погремушками по столу, нравится их кидать и следить за тем, что при этом происходит. Если игрушку забрать, будет бурный протест – крик и недовольство на лице.
Общение с мамой и папой приносит крохе массу положительных эмоций – он смеется, вовсю агукает, дергает ручками и ножками, имитирует мимику взрослых. А вот на чужих людей реакция обратная – это плач.
Усовершенствуются и двигательные навыки ребенка. Ползание и перекатывание по кровати делает его достаточно мобильным, поэтому возникает риск падений. Если крохе подложить под спину подушку, он какое-то время сможет посидеть.
На шестом месяце некоторые детки уже начинают самостоятельно сидеть по пару минут. Кроме того, появляются попытки встать на четвереньки. Пока это выглядит очень смешно: малыш качается взад вперед и, в конце концов, падает на животик. Но именно так и должна проходить подготовка к настоящему ползанию.
С игрушками шестимесячный ребенок уже может играть двумя ручками: рассматривать погремушку и перекладывать ее из ладошки в ладошку. Если мама с ним разговаривает, он ее внимательно слушает и даже отвечает по-своему – иногда отдельными слогами. Нравится крохе играть в игру «ку-ку», слушать музыку и рассматриваться свое отражение в зеркале.
За шесть месяцев ребенок достигает действительно многого, но впереди еще больше. И родители должны всячески помогать своему ребенку развиваться и познавать окружающий мир.
Важно
Если малыш чего-то не делает в положенном возрасте, например не держит головку в полных три месяца или не реагирует на звуки, желательно проконсультироваться с врачом – педиатром или невропатологом.
В большинстве случаев специалист не находит особых отклонений и дает рекомендации, после которых все приходит в норму. Однако бывают случаи, когда ребенок нуждается в серьезном лечении. И от того, насколько своевременно оно будет начато, зависит и исход лечения и вся последующая жизнь крохи.
Зубкова Ольга Сергеевна, медицинский обозреватель, врач-эпидемиолог
726 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Загрузка...okeydoc.ru
В Части 1 развитие ребенка на шестом месяце жизни вы узнали об изменениях в физическом и эмоционально-психическом развитии ребенка шести месяцев. Этот месяц является очень важным, интересным еще и потому, что начиная с 6 месяцев, специалисты рекомендуют вводить первый прикорм. Об этом и о многом другом вы узнаете в этой статье.
Время прорезывания зубов у каждого ребенка индивидуалено, один ребенок уже на четвертом месяце жизни улыбается во все свои два зуба, а у другого и в 10 месяцев родители никак не найдут ни одного. Но в среднем время прорезывания первого зуба приходится на шестой месяц жизни ребенка.Симптомы появления первого зуба у каждого ребенка индивидуальны. Некоторые дети реагируют на появление зубов за 3 – 4 месяца, у них повышается слюноотделение, малыш часто сосет нижнюю губу, теребит ушки. А у некоторых малышей первый зуб появляется незаметно и родители в один прекрасный день обнаруживают, что у их крохи уже прорезался зуб. О том, что у нашего сына прорезался первый зуб, мы узнали случайно, когда он начал грызть мой палец и я почувствовала, что он колется. Первые зубки очень острые, что, думаю, вы не раз прочувствуете. Признаком прорезывания зубов у ребенка может быть повышение температуры тела до 38 градусов, в этот период ребенок может отказываться от пищи, могут быть проблемы со стулом. Прорезывание зубов может совпасть с первыми вирусными инфекциями, поэтому будьте внимательны и не грешите все время на зубы.
Для облегчения состояния ребенку можно покупать специальные игрушки грызунки, также в аптеках продаются специальные обезболивающие гели для десен. Если ребенок вечером сильно плачет, никак не может успокоиться и его капризы явно связаны с зубами, вставьте пол свечи Вибуркола.
У большинства деток первыми появляются два нижних средних резца, потом четыре верхних резца, затем нижние боковые зубки. К двум годам у ребенка должно быть 20 зубов, поэтому наберитесь терпения.
Шестимесячный малыш во всю проявляет интерес к вашей взрослой пище. Ему так интересно все попробовать и исследовать. Шестой месяц жизни ребенка идеальное время для введения первого прикорма. Познакомьте малыша с овощным пюре.
Конечно, ваш малыш захочет залезть ручкой в тарелку для того, чтоб на ощупь определить, что там такое лежит жидкое или твердое, теплое или холодное. Не лишайте ребенка этого удовольствия узнать новые ощущения. Хотя бы иногда разрешайте малышу поиграть с оставшейся едой, это принесет ему массу удовольствия (к сожалению, не вам). Наберитесь терпения ведь это важный этап в развитии ребенка. Более подробно читайте статью «Первый прикорм».
В этот период происходит становление речи ребенка. Как можно больше говорите с ребенком, вы увидите, что малыш подражает вам, пытается произносить отдельные звуки и слоги, имитирует вашу интонацию.
Ребенок к 6 месяцам уже освоил многие согласные буквы и теперь в его лепетании вы можете услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «та-та-та», «да-да-да», «ля-ля-ля». Поощряйте ребенка манипулировать со всевозможными предметами и игрушками, пусть малыш извлекает звуки из игрушек (купите специальные, пищалки и звенелки). Разнообразные движения рук стимулируют развитие речи и способствуют познанию мира. Рассказывайте малышу всякие прибаутки и коротенькие стишки.
Словосочетания «ма-ма» и «па-па» бальзамом ложатся на родительские души и родители все чаще их повторяют, поощряя малыша произносить желанные звуки. Пока малыш неосознанно произносит эти слова, но совсем скоро вы услышите, как вас зовут «Мама»!
Вы увидите, что малыш по-прежнему может играть с погремушками, но не очень долго, теперь ему нужны новые интересные игры и игрушки. Самое время начинать играть с малышом в «Ладушки» — скоро ребенок начнет повторять за вами, а пока уловите момент, когда он сосредоточен на ваших руках и начинайте игру.
Купите ребенку неваляшку, для малыша будет очень забавно смотреть, как при ударе неваляшка падает и возвращается на место. Выкладывайте малыша на валик и ложите перед ним разные предметы – пусть трогает, смотрит и изучает. Очень важно обеспечить малышу контакт с как можно большим количеством текстур, форм, температур. Пусть малыш потрогает холодный лед и теплую чашку, опустит руку в крупу. Можете сшить маленькие мешочки и в каждый засыпать разную крупу, пусть ребенок играет с ними, для развития мелкой моторики рук это просто великолепное занятие. С удовольствием ваш малыш будет играть с брусочками и колечками. Брусочки лучше купить деревянные, что б малыш заодно тренировал свою мускулатуру. Купите небольшую пирамидку и играйте с ней вместе с малышом.
Как можно больше разрешайте ребенку находиться на полу – это и прекрасный способ для исследования и закаливания ребенка.
Когда вы ненадолго оставляете малыша, уходя, обязательно машите ребенку пока и говорите «Пока».
У малыша появился свой собственный стульчик для кормления? Прекрасно, купите несколько игрушек на присосках и у вас появится время спокойно поесть.
Что умеет ребенок на 6 месяце жизни:
Вот такие успехи вы будете наблюдать у своего ребенка на шестом месяце жизни. Совсем недавно вас выписали из роддома и в руках у вас был маленький сверточек, а теперь это уже самостоятельный и почти взрослый малыш. Так приятно наблюдать и участвовать в жизни и развитии ребенка. Будьте здоровы и счастливы.
kotulskaya.ru
На шестом месяце жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 650 г, а увеличение в росте 2 см. До конца шестого месяца средний вес малыша составляет 7500-7700 г, рост 65 см.
К шестому месяцу жизни практически все доношенные новорожденные дети удваивают свою первоначальную массу тела. Есть значительные успехи в стато-кинетическом и психомоторном развитии. У мамы, которая кормит грудью, вполне достаточно грудного молока, а ребенок очень активно сосет грудь. Он может высосать за одно кормление оптимальное для своего возраста количество молока: 160±20 мл. І теперь целиком понятно, что времени для полного переваривания такого количества молока надо больше, и ребенок сам выдерживает интервал в 3,5-4 часа до следующего кормления.
Малыш не спит долго, вполне спокойно смотрит, изучает окружающий мир. Пусть вас не удивляет, но если у мамы достаточно молока и ребенок удвоил свой первоначальный вес, то он может не нуждаться в дополнительном питье.
Но этот месяц жизни довольно ответственный. Ведь это - полугодичный возраст. Впереди еще полгода, и за это время надо набраться сил и энергии, чтобы научиться делать первые самостоятельные шаги. И грудное молоко, даже если оно у мамы в излишке, уже не может покрыть все возрастающие нужды организма в энергии, белках и микроэлементах (особенно в железе и кальции). Именно шестимесячный возраст ребенка является идеальным для введения прикорма.
Прикорм детям на грудном кормлении назначается как в виде продуктов прикорма (фруктово-ягодные соки, фруктовые пюре, сыр, желток, мясное пюре, сухарик и, печенье, пшеничный хлеб, растительное масло и сливочное масло), так и в виде блюд прикорма (овощное пюре, молочно-крупяная каша, кисломолочные смеси).
Продукты прикорма назначаются как дополнения к материнскому молоку или к блюдам прикорма (масло и сливочное масло) и дозируются в зависимости от возраста, по назначению педиатра.
Блюда прикорма - это отдельные виды пищи, которыми постепенно, на протяжении нескольких дней, вытесняется одно кормление грудью.
В этом возрасте интервалы между приемами пищи удлиняются до 4 часов, и уже можно более четко рекомендовать ориентировочный режим питания как 5 кормлений в день (6:00 - 10:00 -14:00 - 18:00 - 22:00) плюс одно кормление ночью.
Как первый прикорм рекомендуется овощное пюре. Начинать нужно с 5 граммов, и, постепенно увеличивая дозу, привести к полному объему - 160±20 г, и заменить одно кормление грудью.
Лучше по времени вводить первый прикорм около 14:00, в обеднее время. На протяжении этого месяца ребенок может получать еще около 60 г фруктового пюре (10 г, умноженные на 6 - возраст ребенка в месяцах). Начинать надо с 5 граммов, постепенно наращивая объем. До конца 6-го месяца жизни можно начинать давать желток, круто сваренный (куриный или перепелиный).
Первый раз дается 1/10 часть желтка, потом 1/8, потом 1/5 - 1/4, и до 8-12 месяцев -1/2 (каждый день или через день). Все эти вопросы должны решаться с врачом-педиатром или с семейным врачом. Ребенку, которому исполнилось 6 месяцев, можно назначать и фруктово-ягодный сок (10 мл х 6 = 60 мл), разделив этот объем на 2-3 приема (после кормления грудью).
Если сок дается ребенку впервые, то его надо давать, начиная с нескольких капель (до 5-ти), постепенно увеличивая дозу до оптимальной.
Первым назначается обычно яблочный сок, из яблок светлого цвета, с желтоватым или зеленоватым оттенком, но не красным, во избежание аллергических реакций.
Потом можно применять сливовый, грушевый, абрикосовый, персиковый соки, а на следующих этапах (под контролем переносимости) назначаются черносмородиновый, вишневый и другие соки.
Мамы, которые кормят грудью, должны знать, что более раннее введение соков нецелесообразно, поскольку оно не дает весомого вклада в удовлетворении пищевых нужд ребенка, но в то же время нередко приводит к возникновению аллергических реакций, желудочно-кишечных расстройств.
Более подробно о правилах введения прикорма читайте в рубрике Детское питание.
Если наблюдаются какие-то отклонения в состоянии здоровья ребенка, или у матери мало молока, то может возникнуть необходимость введения при корма чуть раньше (в 5 месяцев или, как редкое исключение, даже в 4 месяца). В таких случаях обязательно наблюдение педиатра, его компетентные рекомендации и назначение, под его контролем, необходимых обследований.
Обычно у малыша на 6-ом месяце сначала прорезываются 2 нижних (или 2 верхних) центральных резца), поодиночке, с интервалом в 5-6 дней, а иногда до 1,5 недель, а могут прорезаться и оба сразу. Следует сказать, что периоды появления зубов у здоровых детей могут быть разными, есть дети, у которых они прорезываются уже в 3-4 месяца, а есть - в 8-9. Обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов значительно задерживается - прежде всего, через рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу.
Задолго до прорезывания зубов у малыша, обычно усиливается выделения слюны, припухают десна. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными, под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и прополаскивать их в кипяченной воде - ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десна, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит.
Процесс прорезывания зубов у большинства детей немного возбуждает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня к этому событию могут участиться испражнение кишечника, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом об подушку, об мамино плечо. Может даже подняться температура до 38-39 °С. В этот период родители должны быть очень внимательны - ведь с прорезыванием зубов может совпасть и какое-то заболевание, поскольку сопротивляемость организма снижена. Если температура выше 37,5 °С, или если у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызвать врача.
Если вам кажется, что у ребенка вот-вот прорежутся зубки, не давайте ему твердых предметов для жевания ( бублики, сухарики, хлебные корки), не торопите процесс: при откусывании кусочек пищи может застрять в дыхательных путях и привести к удушению.
Массаж десен. Хорошо вымойте руки. Ногти должны быть коротко обстрижены. Осторожно указательным пальцем массируйте верхние а нижние десна малыша круговыми движениями на протяжении 1-2 минут.
Отваром ромашки можно осторожно растереть воспаленные места, таким образом вы снимете отеки, покраснение и воспаление. Но делать это нужно очень аккуратно, не забывайте, что воспаленные десна беспокоят малыша!
Естественное обезболивающее средство - холод. Кольца для кусания, наполненные жидкостью , которые продаются в специализированных магазинах, подержите некоторое время в холодильнике (не в морозильной камере!), охладите. И дайте малышу, пусть грызет. Холодное кольцо успокоит нервы десны, без всякого риска снимет боль и даст дополнительное облегчение.
Лечебные средства (гели, кремы, которыми смазываются десна малыша), что содержат активные вещества, которые анестезируют десна, также снимают боль.
Изголовье кроватки можно поднять немного выше (только ненамного). Это уменьшит приток крови к челюсти.
Когда у малыша лезут зубки, особое внимание следует уделить соске-пустушке. Обычно на сосках указан интервал в месяцах, когда малыш может сосать соску. Это следует учитывать для того, чтобы не испортить прикус детских зубов.
Грудные дети, как и все мы, нуждаются в некотором количестве соли, но так же, как и нам, им не нужно ее много. Ведь почки у маленьких детей не способны справиться с излишком натрия, и, наверное, поэтому природа создала грудное молоко, пищу с очень низким содержанием натрия (всего лишь 5 мг натрия на 235 г в сравнении с 120 мг в коровьем молоке). И есть убедительные доводы того, что слишком большое количество соли в раннем возрасте, особенно, когда есть наследственная склонность к гипертонии, могут заложить основу для повышеного кровяного давления в будущем. Проведенные исследования также говорят о том, что дети не имеют врожденной страсти к соленой пище, но она может развиться, если их кормить продуктами с высоким содержимым натрия, страсть, которая в последующие годы может оказаться опасной. Поскольку излишек натрия не идет на пользу малышам, основные производители детского питания исключили соль из своих рецептов. Матери, которые самостоятельно готовят пищу для ребенка, должны подражать им, пример: ребенку в возрасте от 6 месяцев к году нужно не больше 150-250 мг натрия в день. Продукты, которые содержат в одной порции 300 мг и больше, превышают этот уровень. Покупая пищу для ребенка, выбирайте продукты, которые содержат меньше 50 мг натрия на порцию.
Сон занимает 16-16,5 часов в сутки. Ночной сон становится более глубоким, беспрерывным и занимает 9-10 часов. Дневной сон: 1,5-2 часа три-четыре раза в день. Периоды бодрствования - 2,5 часа. Большая часть активного времени посвящена усовершенствованию двигательных навычек: малыш много агукает и прислушивается к внешним звукам, а также исследует все, что попадается ему на глаза, вкус, прикосновение. Здоровый и сытый ребенок некоторую часть периода бодрствования должен оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и изменению обстановки. Ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться и быть независимым.
Совет: если ваш ребенок просыпается в 6-7 часов утра, держите в кроватке набор безопасных игрушек (любимые мягкие игрушки, но только не плюшу, которые могут стать причиной самоудушения, и другие предметы, безопасные для игр в кроватке), чтобы у ребенка было чем заняться, пока вы спите.
Игрушки: погремушки с ручками, резиновые игрушки, которые выдают звуки, «неваляшки» разной формы и цвета, мячики, коврики, которые способствуют развитию ребенка.
Собственные имена
Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части тела малыша - глаз, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их. На прогулке показывайте и грамотно называйте название предметов, птиц, животных, которых вы встретите дорогой.
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Пропойте ему песенку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку».
Массаж и гимнастику нужно проводить в наиболее удобное время, лучше всего в период второго бодрствования. Гимнастические упражнения начинаются и заканчиваются массажем. Применяются поглаживание, растирание, разминание и даже легкое постукивание кончиками пальцев. Гимнастические упражнения проводятся по той же схеме, что и на четвертом месяце жизни. Добавляются и новые, очень важные упражнения: поднимание за отведенные в стороны ручки из положения лежа на спине - в положении сидя, переступание с поддержкой за туловище, ползание на четвереньках, на локтях и коленках.
Сначала упражнения делаются 1-2 раза, потом 3-4. В конце месяца для приседания используются кольца, за которые держится ребенок. Раньше изученные упражнения повторяются теперь чаще.
Плановый обзор педиатра в конце месяца.
Прививка
В этом месяце профпрививки не планируются.
Возможные проблемы
В этом возрасте некоторые малыши становятся более стыдливыми, трусливыми и менее дружественными. Это не означает, что они чего-то боятся. Просто ребенок начинает различать своих и чужих, и он реагирует соответствующим образом. Он дружелюбно настроен относительно знакомых людей (тянет ручки, улыбается, агукает), а к чужим относится с настороженостью, может даже кричать и плакать, увидев их. В этом случае родители не должны ругать его заставлять идти к чужому на ручки.
Ребенка нельзя оставлять надолго без ухода, потому что он очень любознателен и не против «похозяйничать» в любом доступном месте. Но он не должен подолгу сидеть в кроватке, это суживает его кругозор и притормаживает физическое развитие. Позволяйте малышу ползать, но только в вашем присутствии.
Итоги месяца
До конца 6-го месяца малыш начинает подолгу лепетать - выговаривает отдельные слоги, повторяет их - «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «ма-ма-ма». Играясь с ребенком, используйте этот его «словарный запас». Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или отец спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги, чередуя их с известными детскими стихотвореньицами, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает положительным лепетом.
Хорошо берет игрушку и подолгу с ней занимается: перебирает и передвигает ее.
Переворачивается с живота на спину и со спины на живот.
Ровно, стойко стоит при поддержке под подмышки.
Хорошо ест с ложки.
Выражает настроение звуками и движениями тела. Мимика и жесты становятся более выразительными и понятными.
Дольше занимается с игрушками и старается понять, что с ними можно делать. Ловко берет любые предметы, в том числе и мелкие: использует всю ладонь, чтобы сгребать предметы, берет небольшие вещи с помощью указательного и большого пальцев, указывает на игрушки, играет с кубиками.
Может сидеть самостоятельно или старается сесть. Не следует обкладывать ребенка подушками, если он не сидит сам, ведь она находится в пассивном положении без движения.
Хорошая координация мышц глазных яблок: ребенок подолгу смотрит на тот или иной предмет, следит за людьми, которые вблизи находятся, и уже не косит глазами, когда смотрит в сторону.
{social}
woman-id.ru
Малыш сам садится, опираясь на руки, которые он вытягивает перед собой, или прислонившись к подушке; он прямо сидит в кресле. Он может сам подняться из положения лежа на спине, если вы держите его за руки. Лежа на животе, он довольно высоко поднимает ноги и толкается ими. Пытаясь продвинуться вперед или назад либо покачиваясь взад-вперед, он может приподняться, опираясь на руки и колени. Некоторые дети уже начинают ползать.
Что касается мелкой моторики, малыш уже может держать предметы одной рукой, может одновременно удерживать что-то в руках и брать новые предметы. Он поворачивает запястье, переворачивая предметы и изучая их под другим углом. Он перекладывает их из одной руки в другую и подносит ко рту. Кроме того, он узнает, что выпустить предмет из рук так же интересно, как и взять его.
Это пока еще неясно. На данном этапе некоторые младенцы используют в качестве ведущей одну руку, но позднее могут легко выбрать другую. Вы сможете точно понять, какая рука у вашего ребенка ведущая, только когда он достигнет двух-трехлетнего возраста.
Он спит по пятнадцать-шестнадцать часов в день; периоды бодрствования удлиняются.
Теперь малышу требуется в день четыре бутылочки смеси емкостью по 240 мл. Если ему помочь, он может сам пить из поильника с носиком. Кроме того, он пытается взять в руки свою бутылочку со смесью и сам держит ее.
Он узнает свое имя и поворачивает голову, когда о нем говорят. Кроме того, когда произносят имена его близких или клички домашних животных, он ищет их взглядом.
Младенец различает все более мелкие предметы и следит за быстрыми движениями. Он подолгу рассматривает предметы и переворачивает их, чтобы изучить их под новым углом.
Его тактильные ощущения становятся все более тонкими.
В шесть месяцев дети приходят в восторг от игр, в которых нужно соблюдать очередность, в особенности от игр, в которых используются слова и фразы. Это начало говорения: малыш произносит слоги со звуками «ф», «в», «с», «ш», «з», «м» и «н». Он пытается повторять за взрослыми некоторые выражения лица. Постепенно он научается махать рукой, когда ему говорят «до свидания». Он улыбается своему отражению в зеркале (которое он не связывает с самим собой) и любит постукивать по нему.
Что касается отношений с окружающим миром, малыш выражает радость или разочарование: радостно хихикает, ворчит, топает... Расплакавшись, он может сам успокоиться. Постепенно он начинает воспринимать себя отдельно от родителей. Он может ощущать и выражать тревожность в присутствии посторонних или переживать, когда остается без вас. Часто именно в этот моменту младенца появляется любимая игрушка. Кроме того, он обожает интерактивные игры, такие как прятки: они учат его постоянству предметов.
Размеры ребенка: средний рост составляет 66см, вес — примерно 7,4 кг, окружность черепа — 43 см.
В полгода также рекомендуется посетить невропатолога и офтальмолога. Невропатолог проверит, как развивается центральная нервная система малыша, какие архаические рефлексы уже угасли и насколько это соответствует норме. В полгода офтальмолог уже сможет определить, как сформировалась у малыша способность видеть (в этом возрасте у ребенка должна быть слабая или средняя дальнозоркость).
Обычно в этот месяц проводится третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и вирусного гепатита В. Если вы решили начать прививать ребенка позже, чем это предполагает национальный календарь прививок, можно начать вакцинацию.
Вы справились с коликами и срыгиванием и перешли к более или менее размеренному ритму сна? Рано радоваться! Именно в этот период могут возникнуть первые трудности, связанные с прорезыванием зубов: часто им сопутствуют покраснение кожи на ягодицах, ночные пробуждения, слезы и небольшие недомогания, порой с повышением температуры.
Чтобы облегчить состояние вашего малыша, врач пропишет вам обычное обезболивающее/жаропонижающее, такое как парацетамол или ибупрофен. Эти препараты очень эффективны: обязательно используйте их, если малыш плохо себя чувствует.
Гомеопатия
Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата несколько раз в день; принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.
Эликсиры «Цветы Баха»
При возбудимости: «Impatiens» (цветы нетерпеливости) или даже «Rescue» (экстренное средство). Растворите 5 капель (5 гранул или 2 распыления) в бутылке воды объемом 330 мл и дайте ребенку выпить эту воду в течение дня.
В период прорезывания зубов повышается кислотность слюны, что часто вызывает ягодичную эритему.
На ночь смазывайте кожу малыша эозином, который обладает подсушивающим действием; в течение дня при каждой смене подгузника наносите различные специальные питательные кремы, как органические, так и неорганические (к примеру, с алоэ вера или календулой либо весьма эффективный крем «SteLactiv» фирмы «MusteLa»). Не используйте для вытирания ягодиц ребенка гигиенические салфетки — даже органические салфетки вызывают раздражение; пользуйтесь мазью, в состав которой входят эфирные масла.
Гомеопатия
Применяйте «Медорринум 9 СН» в соответствии с приведенными выше схемой и дозировкой.
Природные рецепты
Бусы из янтаря, или из орешника помогут в борьбе с неприятностями.
Болезненное прорезывание зубов, экзема и другие аллергические высыпания на коже? Сразу после рождения малыша или по прошествии нескольких месяцев подарите ему бусы или браслет, сделанные из янтаря или орешника. Янтарь (окаменелая смола хвойных деревьев, возраст которой составляет 40 миллионов лет) регулирует потоки энергии в организме: он оказывает гипнотическое, успокаивающее действие. Орешник нейтрализует повышенную кислотность в организме и потому оказывает благоприятное воздействие при изжоге и трудностях, вызванных прохождением пищи через кишечник. Эти необычные украшения вы найдете на специализированных сайтах, а также в некоторых магазинах органических продуктов.
Сосать — естественная потребность младенца. Вот почему пустышка порой становится удобным средством против слез малыша, который явно не голоден, но всего лишь хочет сосать. К четырем — пяти месяцам вы заметите, что ваш ребенок, если он не приучен к пустышке, сосет свой большой палец. Приверженцы и противники сосания на протяжении десятилетий ведут друг с другом ожесточенную борьбу.
Пустышка: считается, что на ней скапливаются микробы и что часто она становится ловушкой для родителей. К таким представлениям прибавляются мифы о младших школьниках, которые все еще не могут обойтись без этой пластиковой «пробки», мешающей им говорить и способной деформировать их челюсти.
Большой палец: в отличие от пустышки он хорош тем, что всегда доступен, поэтому вам не придется просыпаться ночью, чтобы его отыскать. Кроме того, он не будет мешать малышу выражать себя. Неудобство сосания большого пальца состоит в том, что он по-другому, чем пустышка, деформирует зубную дугу (палец воздействует на нее сбоку, а пустышка — посередине), и к тому же деформирует весьма сильно.
Наш совет: если ваш ребенок обходится без соски, не приучайте его к ней! Если он на грудном вскармливании и вы кормите его по требованию, то его потребность в сосании удовлетворяется лучше, чем при кормлении из бутылочки, и потому не должна проявляться слишком сильно. Не мешайте малышу сосать палец. Пусть он научится успокаиваться сам, посасывая кулак, большой палец или даже два-три пальца. Если он слишком привязан к пустышке, начинайте мягко и постепенно отучать его от нее за несколько месяцев до того, как он пойдет в детский сад. Если его нёбо слегка деформировано, обычного лечения у ортодонта будет достаточно, чтобы привести ротовую полость ребенка в порядок к восьми годам.
В этом возрасте некоторые дети уже перемещаются по дому ползком. Правда, есть и такие, которые ползать совсем не хотят, зато потом они раньше всех встанут. Родители, как правило, очень гордятся этим фактом. Но мне хочется предостеречь от чрезмерного увлечения ускоренным развитием. Любой этап необходим, и этап ползания тоже. Зачем же он нужен?
Во-первых, для развития координации движений. Поначалу движения младенца не скоординированы. Это хорошо видно, когда он только начинает перемещаться. Ему трудно совладать со своими руками, ногами, сделать так, чтобы они двигались нужным образом, а не вразнобой. Но уже через несколько дней вы увидите, что малыш вырабатывает свой способ ползания. Это означает, что он налаживает координацию между частями тела, и его вестибулярный аппарат развивается. Если движения не были скоординированы в процессе ползания, крохе будет очень сложно ориентироваться в пространстве, когда он пойдет. Возможно, его мышцы и будут готовы к прямо-хождению, но вот правильно оценить расстояние между предметами, вписаться в поворот — эти задачи будут даваться с трудом. Начало хождения для таких детей сопряжено с повышенным травматизмом.
Во-вторых, в мозгу крохи в это время начинают образовываться своеобразные «дорожки» между правым и левым полушарием, которые отвечают за пространственное мышление, речь, освоение грамоты, письмо. Замечено, что дети, перескочившие этап ползания, чаще страдают нарушениями письма.
В-третьих, соприкасаясь пальцами и ладошками с поверхностями, ребенок стимулирует развитие мелкой моторики.
В-четвертых, ползание — это этап становления личности, это еще чуть-чуть больше независимости. Обратите внимание, что движение «ползунка» чаще бывает не к маме, а от мамы. То есть желания и намерения мамы и малыша уже могут не совпадать. Как было до сих пор? Мама взяла на руки, куда-то отнесла, посадила, что-то дала. Теперь малыш проявляет собственную инициативу. И здесь очень важно эту первую инициативу не погасить.
Что делать, если ребенок отказывается ползать? Вот несколько способов, которыми можно стимулировать его встать на четвереньки.
К шести месяцам ведущей становится предметная деятельность. Что это значит? Ребенок манипулирует игрушками, рассматривает их, проверяет, какими свойствами они обладают, трясет, стучит ими, пытаясь извлечь какой-нибудь звук. Если мама дала ложку и кастрюлю, стучит ложкой по кастрюле. Если дала контейнеры, стучит контейнерами друг о друга.
Очень хорошая игра для этого возраста — «Возьми и отдай». Протягиваем малышу игрушку: «На!» — он берет. «Дай!» — забираете у него эту игрушку. Забрали — отдали, забрали — отдали. Если вы каждый раз повторяете это движение и сопровождаете его словом, то постепенно ребенок поймет, что на слове «дай» надо игрушку отпустить. Он начнет разжимать ладошку и бросать игрушку. Это первое взаимодействие между мамой и малышом, понятное на уровне слов.
К шести месяцам в жизнь крохи пора вводить сортер, куб с отверстиями разной формы и деталями, соответствующими размеру и форме отверстий. Задача ребенка — соотнести форму детали и отверстия. Только выбрав правильное отверстие, деталь можно просунуть внутрь сортера. Конечно, малыш пока не сможет справиться с таким сложным заданием. Сейчас у сортера другая функция — дать ребенку ощущение объема, ведь детали объемны — не просто треугольник, а пирамидка, не квадрат, а куб.
Совет: Попробуйте сделать развивающую игрушку своими руками. Возьмите плотный воздушный шарик, внутрь насыпьте муку, а кончик шарика завяжите прочным узлом. Получился резиновый колобок. Он должен быть совсем небольшой, чтобы малыш мог захватить его ладошкой и мять, придавая ему разные формы. Прелесть самодельного колобка в том, что его можно наполнить не только мукой, но и горохом, пшеном — чем угодно. Перебирая содержимое мешочка, ребенок развивает мелкую моторику, обогащает свой опыт новыми сенсорными ощущениями. Только следите, чтобы мешочек не порвался.
У малыша мог уже прорезаться первый зуб. Если этого не произошло, зубки все равно уже начали беспокоить — появились болезненные ощущения. Ребенок активно чешет десны, засовывая в рот все подряд. Если мама еще кормит, он начинает кусаться. И это может стать проблемой.
Некоторым мамам кажется, что кроха кусается назло: укусил и смотрит, какая будет реакция. Да, его действительно занимают причинно-следственные связи, ему интересно, что будет, если... Первый раз он укусил мамину грудь не потому, что ему хочется укусить, а просто, потому что зачесалось. Но мама вскрикнула, у нее изменилось выражение лица (малыш очень внимательно изучает мимику взрослых). Его непроизвольное действие вызвало бурную реакцию, и малышу становится интересно, что будет, если он сделает то же самое в следующий раз. Да, он может кусаться специально, чтобы посмотреть, что за этим последует. Но это вовсе не значит, что у вас растет злобный ребенок, который так и норовит сделать вам больно. О том, что вам больно, он даже не догадывается.
Чтобы отучить ребенка кусаться, продемонстрируйте ему другую причинно-следственную связь: укусил — заберите грудь. Постарайтесь не вскрикивать и не выдавать бурно свои эмоции, то есть не делайте того, за чем малышу будет интересно наблюдать. Пусть у него в сознании отложится другое: «Если я укушу, у меня заберут еду, мне будет плохо».
Конечно, давать советы легко. Попробуй не вскрикнуть, когда в тебя впивается острый молочный зубик! И все-таки выработайте у себя ответную реакцию — сразу забрать грудь. Тогда с этой проблемой можно будет справиться.
Манеж. На мой взгляд, начинать им пользоваться надо до того, как ребенок научится активно ползать. Манеж, во-первых, обеспечит ему безопасность, во-вторых, даст возможность ощутить свободу перемещения, оставаясь в ограниченном пространстве. Научившись ползать, далеко не все дети готовы сразу отправиться в далекое путешествие по дому. Многие, оказавшись на полу, пугаются. Мир такой большой и такой безграничный! Ребенок привык путешествовать на руках у взрослых, что делать самому, он пока еще не знает. Манеж помогает начать осваивать пространство самостоятельно.
Некоторые родители используют манеж постоянно. Это неправильно. Манеж ограничивает передвижения, а значит, и познавательную активность. Помещать в него ребенка следует не больше чем на 40 минут в день, разбивая это время на периоды по 10-15 минут.
Если ребенок отказывается находиться в манеже, попробуйте его заинтересовать. Положите на дно од-ну-две ярких игрушки из тех, которые малыш больше всего любит. Скорее всего, он захочет до них добраться. Тогда посадите ребенка в манеж на 2-3 минуты, чтобы он успел взять игрушки, и снова заберите его. Через неделю новое пространство будет освоено.
«Спокойная бессонница». Это явление часто возникает у детей в возрасте шести месяцев. Ребенок просыпается среди ночи и просто лежит спокойно в кроватке. Если вы не будете бросаться к малышу и развивать бурную деятельность, скорее всего, кроха вскоре снова заснет.
Чаще всего «спокойная бессонница» проходит сама собой. Большой ошибкой будет, если вы начнете включать свет или ночник. Детям в возрасте до года ночник вообще не нужен. Они не боятся темноты. Ночник нужен маме, чтобы видеть ребенка и при этом не включать большой свет. Но имейте в виду, что включенный ночник снижает у человека выработку мелатонина, того самого гормона, который отвечает за сон. Нам не хватает мелатонина — и мы не можем заснуть или наш сон становится очень поверхностным. Поэтому спать при ночнике не рекомендуется вообще никому.
Это особая форма коммуникации, с помощью которой удовлетворяется базовая потребность в принятии. Телесный контакт между взрослым и ребенком создает атмосферу доверия, защищенности и близости. Многие помнят, как катались в детстве у папы на спине, на плечах и коленках, изображая паровозик, машину и лошадку. Эти нехитрые забавы и называются на языке психологов и педагогов телесно-ориентированными играми.
Папы любят играть в телесные игры. Самая излюбленная игра пап — «Куча мала». Часто молодого отца даже не нужно учить играть в эту игру, он начинает играть в нее с ребенком интуитивно. Забава рассчитана на детей в возрасте от шести месяцев. В положении лежа кладем ребенка на себя и начинаем с ним переворачиваться, кувыркаться и «бороться». Интересно, что маме это развлечение совсем не нравится. Ей и так в течение дня достаточно физических контактов с малышом. Иногда она даже начинает ворчать: «Вместо того чтобы валяться с ним, занялся бы чем-нибудь полезным!» На самом деле «Куча мала» — очень полезное развлечение. Телесный контакт с папой ребенку необходим. Но не надо останавливаться на достигнутом. Давайте обучим папу еще нескольким играм.
Движения взрослого осторожные, они становятся то более интенсивными, то более плавными, в зависимости от произносимых слов. Малыши очень любят эту игру. Пап она тоже забавляет.
Вот так, осваивая по одной-две игре в месяц, папа постепенно набирается опыта общения со своим чадом. Уж если к концу первого полугодия и стоит подводить какие-то итоги, то они должны относиться не к ребенку, а именно к тем навыкам, которые освоили родители. Поразмышляйте на досуге, чему вы научились? Умеете ли вы не только ухаживать, но и играть и общаться с малышом? Достаточно ли времени проводите вместе? Если ответы на эти вопросы покажутся вам неудовлетворительными, подумайте, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
www.sweli.ru
По окончанию этого месяца вы можете отпраздновать первую значимую дату вашего малыша — ему уже полгода! Согласитесь, насколько изменился ваш ребенок со времени своего рождения. И вы уже стали хорошими друзьями: чувствуете настроение друг друга, знаете вкусы, понимаете, чего именно хочет малыш в определенные моменты.
В этом месяце вес ребенка увеличивается на 600-650 г или по 140 г в неделю. Шестимесячный малыш вырастает по сравнению с рождением на 15-16 см.
Никто и никогда не учил детей передвигаться по полу. Каждый из них имеет для этого свой, выстраданный после множества попыток, способ. А заставляет их передвигаться только интерес и любопытство: легче самому приблизиться к такому интересному ящику стола, чем мудрить , какими же звуками заставить вас разрешить вывернуть все его содержимое. В этом месяце малыш, как правило, начнет ползать.
На шестом месяце все еще тяжело ползать классическим способом, на коленях и вытянутых ручках, поэтому малыш ползает на животике. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. Хотя сперва всегда получается только назад, как у раков. Есть дети, которые передвигаются уникальным способом — перекатываются колобком со спины на живот, с живота на спину и так далее. Это становится любимым видом спорта на этот период. Не вмешивайтесь! Это не только передвижение, но и своего рода массаж.
К концу шестого месяца большинство малышей могут полноценно сидеть — с ровной спиной без прогибания туловища вперед или в стороны. Не пытайтесь усаживать ребенка и выравнивать спинку рукой, если ребенок не сел до этого времени самостоятельно. Значит, еще не пришло для этого время. Допускается, что навык сидения может формироваться до 8-ми месяцев. Если к 8-ми месяцам малыш не сядет самостоятельно, то только тогда следует обратиться к педиатру.
Иногда дети на шестом месяце жизни имеют желание ходить. Конечно, с вашей помощью. Об этом часто заявляют счастливые родители. Но это не полноценная ходьба! Взгляните, как выгибаются в коленях ножки, как выворачиваются ступни, а это является неправильным для формирования навыка ходьбы. Более того, иногда попытка родителей научить малыша ходить раньше времени может исказить или задержать развитие этого важного навыка. Не навредите своему малышу. Всему свое время.
Дело в том, что мышцы голеней, бедер тазового пояса еще не окрепли, чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. А вот прыжки и танцы не только улучшат настроение вашего чада, но и будут тренировать нужные для ходьбы группы мышц. Обязательно включите такие элементы в каждодневную гимнастику.
На сегодняшний день медики придерживаются мнения, что прикорм следует вводить только после 6 месяцев, а до этого ребенку вполне хватает грудного молочка. При искусственном вскармливании прикорм вводят несколько раньше.
Если ваш малыш уже пробовал продукты прикорма, то их употребление становится для него интереснейшей игрой. Если вам разрешает время, объем блюда и одежда вашего чада, организуйте такую игру. С каким удовольствием будет тестироваться содержимое тарелки! Сперва пальчиком, потом всей ладошкой, а затем и ртом.
А сколько радости малышу принесет открытие того, что овощное пюре, оказывается, прекрасно размазывается по столу, а сок или компот оставляет мокрый след или целую лужицу. Позвольте малышу познавать мир и таким образом, порадуйтесь вместе с ним новым открытиям. Ведь для ребенка это так познавательно и увлекательно!
У большинства малышей именно на шестом месяце начинается процесс прорезывания зубов. Помните, что точного срока появления первого зуба не существует. У одних — это 4 месяца, а у других — 10. Этот термин зависит и от наследственной склонности, поэтому спросите у родителей, когда появился первый зуб у вас, у вашего мужа, родственников.
На прорезывание зубов дети реагируют задолго до их появления — за 3-4 месяца. Иногда о появлении зубов свидетельствует сосание своей нижней губы или манипулирование ушами. Это объясняется раздражение твердым зубом десен. Общими признаками прорезывания зубов является повышение температуры тела до 37-38 градусов Цельсия, отказ от еды, понос, сильное слюноотделение. В любом случае нужно проконсультироваться с педиатром, поскольку эти симптомы также могут свидетельствовать о серьезном заболевании.
Облегчить процесс прорезывания зубов вы можете с помощью специальных резиновых игрушек-прорезывателей. Они наполняются водой и охлаждаются в холодильнике (но не в морозилке!). Дайте погрызть ребенку такую игрушку. Холод снимает раздражение и успокаивает боль десен. Смиритесь, что покой в вашей семье нарушится надолго, ведь зубиков у вашего малыша должно прорезаться аж 20. Наберитесь терпения на 2-2,5 года.
Настало время, когда малыш, пусть поверхностно или интуитивно, осознает разнообразие эмоций. Помните, что споры между взрослыми, громкие тона ваших реплик настораживают и пугают ребенка. Общее впечатление об эмоциональности общения родных кроха получает с выражения лиц членов семьи, интонаций, громкости разговора.
В этот период малыш лучше проявляет всю гамму своих настроений. Редко, когда вы сможете объяснить, почему именно нахмурилось ваше чадо, ведь еще минуту назад оно хохотало. Дело в том, что кроха теперь умеет переключаться с одного объекта на другой, и каждое впечатление проявляется конкретной эмоцией. Диапазон навыков увеличивается с каждой неделей. И теперь вы можете уверенно хвастаться перед своими подругами, имеющими деток такого же возраста, какой молодец именно ваш малыш!
Шестимесячный ребенок начинает формировать свой пассивный словарь. Он запоминает предметы, которые вы называете, и через некоторое время при их упоминании кем-то вслух малыш будет смотреть именно на эти предметы.
Ваше лицо остается объектом для изучения. Пальчики тыкаются в ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы — это две разные особы: если себя дергать за волосы — становится больно, а если вас, то почему-то не болит!
Любимым занятием являются, конечно, игра, но обязательно с чьим-то участием. Ребенок стремится постоянно общаться: взглядом, движениями, звуками. На личике крохи появляется недовольство, если вы отвернетесь или уделите внимание еще кому-то или чему-то.
По материалам журнала «Моя дитина. Перший рік життя»
goroshynki.com
Вот и наступил долгожданный шестой месяц жизни любимого крохи. В течение этого времени ваш малыш активно развивался, а родители на шестом месяце жизни ребенка уже научились без слов прекрасно понимать его. Чем же характеризуется этот период?
К этому времени ребенок подрос примерно на 15 см со дня своего появления на свет, а прибавка в весе составляет 600 грамм.
Шестимесячные малыши выражают свои чувства и эмоции звуками, поведением и жестами. Ребенок этого возраста очень быстро улавливает настроение родителей. Он может веселиться только потому, что мама в хорошем настроении, а может, наоборот, загрустить, если она чем-то озабочена.
Именно этот месяц, педиатры выделяют как значимый для психологического развития ребенка. Ведь он уже знает свое имя и осознанно на него откликается. Умеет отличать родных людей от чужих, при этом становится недоверчив к посторонним людям. Не думайте, что это комплексы, нет, это — нормальное развитие ребенка, так называемые защитные инстинкты.
Вы заметите, что теперь малыш требует к себе повышенного внимания и любит, когда с ним общаются. Это очень важно для его развития, хотя и тяжело для родителей. Именно сейчас ребенок превращается в маленького исследователя. Например, щупает руками мамино лицо, нос, рот, дергает за волосы и смотрит, как реагируют на его действия. Сейчас у малыша очень быстро переключается внимание с одного предмета на другой, возникает большой интерес к движущимся ярким игрушкам. Полугодовалые дети могут сравнивать несколько игрушек или предметов, выбирать из нескольких предложенных предметов один, привлекший его внимание по какому-то признаку.
В плане физического развития малыш активно развивается и растет, и родители начинают ждать момента, когда же он, наконец, самостоятельно сядет. Если кроха пока справиться с этим сам не может, не стоит его принуждать. Помните, всему свое время: когда мышцы ребенка достаточно окрепнут, он обязательно сядет. А попытки насильно усадить кроху могут привести к искривлению позвоночника.
Ребенок такого возраста спит в сутки около 16 часов. Ночной сон становится более глубоким и беспрерывным и занимает 10 часов. Дневной сон делится на несколько этапов примерно по 2 часа. В остальное время суток малыш посвящает активному усовершенствованию своих навыков. Кстати, рекомендую прочитать мою бесплатную книгу «Как быстро уложить ребенка спать» (скачать её можно здесь ). В книге даны практические советы, как наладить дневной и ночной сон ребенка на первом году его жизни.
Именно шестимесячный возраст считается идеальным для введения прикорма. В этом возрасте можно постепенно вводить в рацион фруктовые соки, овощные пюре, сухарики, печенье, мясное пюре, желток, кисломолочные смеси и некоторые каши. Конечно, делать это надо постепенно и внимательно наблюдать за реакцией детского организма на новый продукт – если появляются признаки аллергии, то введение именно этого продукта стоит отложить еще на какое-то время. Тема прикорма достаточно сложная и обширная, давайте мы подробнее поговорим о ней в одной из ближайших статей (и, кстати, подпишитесь, чтобы не пропустить).
И главное правило: никогда не принуждайте кушать ребенка, если он не хочет. Детский организм устроен таким образом, что ребенок съест именно столько, сколько потребуется для его нормального самочувствия и развития.
Прорезывание зубов у всех детей процесс индивидуальный, и часто появление первого зубика становится настоящий кошмаром для родителей. Ребенок постоянно плачет, нервничает, отказывается от еды, у него может подняться температура или обнаружиться расстройство желудка. Родителям придется набраться терпения и, главное, не паниковать, скоро все пройдет. Дети постоянно пытаются что-то кусать, будь то игрушка или мамина грудь — ведь десны напухают и чешутся. Вы можете постараться облегчить им это дискомфортное состояние такими способами:
— купить специальные кольца для прорезывания зубов;
— аккуратно протирать и массировать воспаленные десна с отваром ромашки;
— смазать десны специальными обезболивающими гелями, которые продаются в аптеке. Но делать это стоит только после консультации педиатра.
Обратите внимание на пустышку малыша, если вы ей пользуетесь. На всех пустышках указаны интервалы в месяцах, когда их рекомендуют использовать. Поскольку соски-пустышки влияют на прикус, неправильное их применение в будущем может привести к тому, что придется ставить ребенку брекеты.
У шестимесячного малыша уже развита моторная активность, и выходить с ним на прогулку лучше всего в период бодрствования. Именно сейчас он активно знакомится с окружающим миром, и благодаря этому стремительно развивается. Не забывайте рассказывать и описывать малышу все, что вы видите на улице. Пусть он еще не все поймет, но сейчас для него важнее всего слышать голос взрослого и ассоциировать его с новыми впечатлениями.
Наиболее распространенным способом закаливания ребенка считаются водные процедуры. Обычно дети любых возрастов с восторгом относятся к купанию как в ванне, так и в бассейне, на речке или море. Это связано с тем, что вода, помимо чисто гигиенических функций, мягко влияет на иммунную систему и кожу, успокоительно воздействует на нервную систему, укрепляет общее здоровье ребенка. Ежедневные вечерние ванны – прекрасный способ закаливания своего малыша. У нас есть подробная статья о том, как купать ребенка, её можно прочитать здесь.
Для закаливания также полезно ежедневно проводить воздушные ванны. В это же время можно сделать ребенку массаж, позаниматься с ним развивающими упражнениями. Про закаливание у нас тоже есть подробная статья вот здесь. Главное следить, чтобы ребенок не замерз и не переутомился, то есть заканчивать занятия до того, как появятся первые признаки усталости и раздражения.
Сейчас ребенок долго и очень активно лепечет и много раз повторяет определенные звуки. Это не случайно, ведь именно таким образом малыш учится разговаривать. Вы можете повторять за малышом определенные звуки или слоги, ему это очень понравится. Обязательно сопровождайте все свои действия потешками или детскими стишками – будь то массаж, кормление, одевание или купание ребенка. Ритмичные строфы откладываются в памяти малыша и формируют ту пассивную базу, из которой позже будет формироваться словарный запас ребенка.
На шестом месяце жизни дети обычно предпочитают:
— играть с кубиками, погремушками, резиновыми пищалками, мячиками и развивающими ковриками;
— купаться, брызгаться с игрушками;
— играть на полу;
— подпрыгивать у вас на коленях;
— катать колесики или круглые предметы.
Ребенок уже знает название некоторых предметов и игрушек, частей тела. Вы можете поиграть с ним в игру: «Где носик (чашка, мишка и т.д.)?», и малыш глазами будет искать нужную вещь, тянуть к ней свои ручки.
Также дети обожают играть с зеркалом. Можно подойти с ребенком к зеркалу и спросить: «Где мама (бабушка, сестра и т.д.)?», при этом обязательно следует рассказывать, где чье отражение.
Можно показывать ребенку красивые открытки, фотографии и картины. Вы удивитесь, с каким интересом он их будет рассматривать.
1. Физическое развитие:
— ребенок может стать на колени, держась за опору подняться на ноги;— сидит в течение 1 минуты;— ползет, может преодолеть маленькую преграду;— во время прикладывания к груди упирается в маму руками;— периодически просит, чтобы его посадили.
2. Познавательное развитие:
-рукой берет игрушку и может некоторое время с ней поиграть;— перекладывает из одной руки в другую предмет;— интересуется различными окружающими предметами, людьми и прочим;— может самостоятельно играть игрушкой около 20 минут;— активно изучает свойства предметов;— с каждой игрушкой играет по-разному.
3. Показатели социального и эмоционального развития:
— интересуется человеческим телом, изучает лица;— старается добиваться своих целей, может сердиться, если не все получается;— активно общается с родными людьми, старается обратить на себя внимание разными способами;— откликается на свое имя, радуется, когда его произносят;— ребенок может начать плакать, если говорят о неприятном для него человеке.
4. Развитие речи:
— малыш постоянно агукает, что-то лепечет, даже когда к нему не обращаются;— четко разделяет слоги;— при обращении к ребенку он радуется и смеется;— определенными звуками выражает напряжение при совершении какого-то действия;— внимательно слушает, когда ему что-то рассказывают;— провоцирует взрослого на разговор, всеми своими действиями пытается «завязать беседу»;— появляется речь жестами – ребенок тянет руки к родным, если хочет чтобы его взяли на руки;— реагирует на интонации и может заплакать на повышение голоса;— знает игрушки по названиям;— ищет глазами названный предмет или человека.
5. Эстетическое развитие:
— прислушивается к звукам природы, глазами находит источник звука;— проявляет интерес к домашним животным и растениям;— внимательно наблюдает перемещение предметов, игрушек;— глазами ищет пропавшие вещи;— узнает свои любимые игрушки;— очень интересуется яркими предметами и игрушками, обязательно их рассматривает;— проявляет интерес к мимике взрослых;— воспроизводит знакомые звуки, пытается петь.
Напоследок хочется упомянуть еще вот о чем: не переживайте, если ваш ребенок что-то еще не умеет на шестом месяце жизни из перечисленного. Все дети разные, и приведенные нами данные — это среднестатистические показатели. Если ваш ребенок чего-то не делает, не расстраивайтесь и не форсируйте события: он обязательно научится всему тогда, когда его нервная система и организм физически и психически будут готовы справиться с новыми задачами.
Итак, шестой месяц жизни — это время замечательных открытий в жизни вашего крохи. Вашей задачей по-прежнему остается удовлетворение всех его потребностей и интересов, помощь в освоении новых умений и навыков. Читайте ребенку книги, стихи, пойте песни, разговаривайте с ним по любому поводу. Помогайте малышу узнавать этот огромный мир, рассказывайте ему обо всем, что его окружает дома и на улице. Именно такими не сложными действиями вы развиваете внутренний мир малыша, его память, логику, вкус и многие другие полезные навыки.
mother-and-baby.ru