Мини-программа 6-го месяца
1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.
2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.
3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.
1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.
2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка.
3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.
1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку, используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.
2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.
1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.
2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
3. Продолжать развивать действия рук.
Задачи
1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.
2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).
3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.
1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.
4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.
1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).
3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.
4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.
5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.
1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.
3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).
4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).
5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)
6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).
Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца
ЗАНЯТИЕ 1
Цель.Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.
Материал.Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).
Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.
Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.
2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.
Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).
Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.
3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.
Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.
1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.
Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.
В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.
Примечание:
«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.
2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.
Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.
Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.
1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка.
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.
Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».
Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).
Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».
Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.
Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.
Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка. Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.
Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.
В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку, лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка.
Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.
Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,
проводит гимнастику и массаж, используя рекомендуемый специалистом комплекс упражнений.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
materinstvo.ru
ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым
Подготовительные этапы развития активной речи и мышления
Развитие общих движений и действий руки
Мини-программа 6-го месяца
1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.
2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.
3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.
1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.
2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка.
3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.
1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку, используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.
2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.
1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.
2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
3. Продолжать развивать действия рук.
Задачи
1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.
2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).
3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.
1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.
3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.
4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка, реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.
1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).
3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.
4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.
5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.
1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.
3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).
4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).
5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)
6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).
Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца
ЗАНЯТИЕ 1
Цель.Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.
Материал.Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).
Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.
Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.
ЗАНЯТИЕ 3
1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.
2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.
Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).
Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.
3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.
Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.
1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.
Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.
В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.
Примечание:
«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.
2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.
Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.
Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.
1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка.
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.
Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».
Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).
Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».
Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.
Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.
Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка. Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.
Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.
В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку, лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка.
Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.
Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,
проводит гимнастику и массаж, используя рекомендуемый специалистом комплекс упражнений.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
www.baby.ru
Для того, чтобы ребенок рос здоровым, энергичным, умным, развитым - необходимо правильное питание. Все знают, что самая лучшая еда для новорожденного - это мамино грудное молоко, однако когда и как вводить прикорм, что можно ребенку кушать в 6 месяцев, а что нельзя, какой едой можно побаловать любимого кроху, когда ему исполнится год, знают не все мамы. Как правильно кормить грудничка? Что можно есть ребенку до года? Мы расскажем вам правильно организовать питание малыша по месяцам.
Питание ребенка в 1-й месяц жизниВ это время питание малыша - это только грудное молоко. Никаких исключений, таких как вода, детский чай, а также другие докормы, быть не должно. Сначала, в первые несколько дней после родов, у мамы молока не бывает, а только небольшое количество молозива, но этого малышу вполне достаточно для того, чтобы нормализовать работу желудочно-кишечного тракта, а также защитить его от инфекций. А на третий-пятый день после родов уже должно появиться молоко. Если его сразу будет много, то грудь набухнет и станет болезненной. В этом случае надо обратиться к акушеру в роддоме - он объяснит, как нужно расцедить грудь.В первый месяц жизни малыша мама должна научиться правильно прикладывать его к груди (ребенок должен полностью захватывать сосок груди и часть ареолы, мама должна слышать, как он глотает молоко), кормить малыша следует по требованию. Ведь чем больше прикладываний к груди - тем соответственно больше молока прибывает. Прикладывать грудничка к груди надо не меньше 10 раз в день. Также очень важно в питании малыша в 1-й месяц жизни - кормить его грудью ночью, так как именно с двух часов ночи до пяти утра происходит выработка большого количества молока. При кормлении необходимо выбрать удобную позу, хорошо, если тело матери будет соприкасаться с телом ее ребенка.Если питание правильное, то прибавка в весе ребенка за первый месяц составит 800 грамм, а в росте - 3 см.Желательно, чтобы материнское молоко оставалось основной пищей для малыша вплоть до того, когда ему исполнится 1 год. Однако, если у матери нет возможности кормить ребенка грудью, тогда придется его кормить адаптированными молочными смесями. Выбирая смесь, необходимо посоветоваться с педиатром. Надо строго соблюдать инструкцию по приготовлению. Нельзя ни в коем случае кормить малыша смесью, которая осталась с предыдущего кормления. Следует проверять температуру смеси, а также стерилизовать посуду, в которой она готовится и дается ребенку.
Питание ребенка в 2 месяцаВ этот период питание малыша такое же, как и в первый месяц - только грудное молоко, которое по-прежнему заменяет все - и еду, и питье. Прикладывать ребенка к груди нужно не менее 6 раз за день. Если кажется, что ребенок не наедается, что молоко слишком жирное, или слишком жидкое, то следует провести тест на мокрые пеленки - тест на количество мочеиспусканий малыша за сутки. Надо отказаться от подгузников, к примеру, от 8.00 до 8.00 следующего дня и постараться подсчитать сколько раз за это время малыш пописал. Если ребенок писал за сутки 12 раз и больше, то значит все в порядке - малыш прекрасно кушает, если - от 8 до 10 раз, то значит имеются небольшие проблемы с кормлением, но все не так ужасно. Если же количество мокрых пеленок равно 6 или даже меньше, то в этом случае ясно, что ребенку не хватает молока и он не наедается.Также надо отметить, что кормящей маме не следует экспериментировать со своим питанием. Дело в том, что желудок двухмесячного малыша еще не готов к нововведениям в питании.К концу второго месяца своей жизни ребенок должен набрать в весе около 800 г и вырасти еще на 2,5 см.
Питание ребенка в 3 месяцаПитание ребенка в это период ничем не отличается от питания в предыдущие месяцы. Так же единственная пища для малыша - это материнское молоко. В это время у кормящей мамы может произойти лактационный криз - уменьшение количества молока в груди. В этом случае не следует переводить ребенка на искусственное или смешанное питание. Просто надо почаще прикладывать малыша к груди. Также не стоит нервничать, из-за этого молоко не прибавится, а наоборот пропадет. Кормящая мама должна употреблять больше жидкой пищи, а также пить чай для увеличения лактации.Питание трехмесячного ребенка уже можно начинать регулировать по времени, то есть, кормить по часам. Однако этот режим должен устанавливаться постепенно.Питание ребенка 3-х месяцев, находящегося на искусственном вскармливании, также должно осуществляться по четкому режиму кормления, ведь смесь усваивается гораздо дольше, чем грудное молоко. Надо отметить, что детская порция смеси в этот период увеличивается. При приготовлении питания для ребенка необходимо все так же строго соблюдать все указания на упаковке.За третий месяц жизни малыш в среднем должен набрать еще 750 г в весе, а в росте - 2,5 см.
Питание ребенка в 4 месяцаПитание 4-ех месячного ребенка - это по-прежнему грудное молоко. Кормить малыша надо по требованию, не менее шести раз в день.Если же ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании, то его питание уже может дополняться прикормом, вводить который надо постепенно - начиная с нескольких капель свежевыжатого сока (фруктового или ягодного), как правило, самый первый сок малыша - это яблочный. Если после того, как малыш попробовал первый раз сок, никаких изменений не произошло, то можно продолжить вводить прикорм, при этом увеличивая порцию каждый раз на несколько капель. Таким образом за несколько месяцев постепенного ввода, количество сока на один прием должно увеличиться до 30 мл (шесть чайных ложек). Нельзя использовать соки, которые остались с прошлого кормления. Также нельзя смешивать соки, надо их чередовать. Не следует вводить прикорм через бутылку с соской, надо кормить малыша с ложечки. И еще - желательно, чтобы сок был без мякоти, потому что желудочно-кишечный тракт четырехмесячного ребенка очень чувствителен.Нельзя вводить прикорм, если малыш плохо себя чувствует, или если у него есть аллергические реакции, а также - за неделю до или после прививки. Если же питание ребенка 4-х месяцев - это только кормление грудью, то пока с введением прикорма следует подождать. Вообще, при грудном вскармливании прикорм следует вводить не раньше того срока, когда малышу исполнится 6 месяцев.
Питание ребенка в 5 месяцевВсе так же главная еда - материнское грудное молоко. Но при этом каждая мать должна следить за тем, чтобы малыш наедался, ведь он растет и ему требуется больше пищи.Может произойти так, что ребенок отказывается от груди по каким-то причинам или же ему просто не хватает молока. Тогда можно уже вводить первый прикорм (начиная с сока). Но все это надо делать только после консультации детского врача. Постепенно следует переходить на фруктовое пюре, которое даст малышу необходимые для его роста и развития минеральные вещества, витамины, а также углеводы и клетчатку, которая способствует стимуляции работы желудочно-кишечного тракта. Можно давать ребенку яблоко, соскобленное ложкой. Затем постепенно следует знакомить малыша со вкусами других фруктов: банана, абрикоса, груши. Также надо сказать, что вместо пюре можно давать ребенку соки с мякотью. Такие соки прекрасно стимулируют пищеварение. На пятом месяце своей жизни малыш уже должен выпивать около 50 мл сока за сутки. Однако при этом надо очень внимательно следить за реакцией организма малыша на новые продукты, и если она будет негативной, то введение прикорма надо будет отменить.Мама может давать своему ребенку готовое пюре в баночках, но лучше это делать зимой и весной, когда нет свежих фруктов или, если они есть, то в них нет витаминов. Фруктовое пюре следует вводить постепенно, начиная с маленьких порций - по половине чайной ложки в сутки. Сначала малыш может плеваться, но это является нормальной реакцией на новые вкусы. Со временем следует увеличить количество пюре до четырех чайных ложек в сутки. Давать ребенку сок или пюре следует в конце кормления.Надо отметить, что детям до года, не следует давать виноградный сок, потому что при его употреблении у малыша могут возникнуть аллергические реакции и проблемы с желудком. Также следует с осторожностью отнестись к другим аллергенным продуктам: клубнике, малине, цитрусам.Из-за того, что ребенок растет и ест не только мамино молоко, промежутки между кормлениями должны становиться больше. За одни сутки он может съедать до 900 г пищи, учитывая и грудное молоко или смесь, и прикорм. При этом малыш уже реже просыпается ночью для кормлений. Надо отметить, что все-таки желательно, чтобы пятимесячный ребенок употреблял в пищу только грудное молоко, оно остается самым лучшим питанием для малыша. Вес ребенка (если сравнивать с его весом при рождении) удваивается, а в росте малыш прибавляет около 13 см.
Питание ребенка в 6 месяцевКак было сказано выше, ребенок до шести месяцев должен находиться только на грудном вскармливании. Однако если нет никаких медицинских противопоказаний, то шестимесячному ребенку уже можно вводить прикорм. Ведь в этот период в детском организме происходят изменения - пищеварительная система становится более зрелой, и организм малыша может усваивать уже не только материнское молоко, но и более густую и твердую пищу. Также у многих детей в этом возрасте появляются первые молочные зубки и им надо постепенно учиться пережевывать еду перед глотанием. Если до этого времени малыш не получал прикорм, то сначала следует давать ему соки и фруктовое пюре, причем надо начинать с маленькой порции (несколько капель, если это сок, или половину чайной ложки - если пюре). Не следует забывать смотреть на реакцию ребенка на новое блюдо. Следующий новый продукт надо вводить не раньше, чем через 10 дней после первого. Причем эти правила следует соблюдать всегда, когда в детский рацион вводится любой новый продукт.Надо отметить, что для введения прикорма лучше всего использовать одно дневное кормление, в которое затем малыш получит обед. Постепенно это кормление можно будет оставить полностью (без докорма грудью или молочной смесью). За одно кормление малыш может съедать до 150 г овощного пюре.Вообще питание шестимесячного ребенка прикормом лучше начинать с однокомпонентных пюре. А уже постепенно в прикорм добавляются новые ингредиенты. Например, сначала можно сварить картошку и с помощью блендера размолоть ее в пюре. Спустя некоторое время можно добавить в картофельное пюре морковь, лук, петрушку - все это надо перемолоть в блендере до образования однородной консистенции.Также можно начать прикорм с баночных пюре из картошки, тыквы, моркови, кабачка. В некоторые из этих пюре можно добавить манную, рисовую или гречневую крупы.Можно ребенку 6-ти месяцев давать яичный желток? Вполне можно, если он не склонен к аллергии, причем желток должен быть сварен в крутую. Надо отметить, что желток обладает большой пищевой ценностью - в нем содержатся легкоусвояемые жиры, белки, а также минеральные соли и витамины. Давать желток следует осторожно и маленькими порциями, сначала надо его разводить грудным молоком или овощным бульоном. Если организм ребенка хорошо принял желток, то в следующий раз можно будет смешать его с овощным пюре. Также можно эти два блюда чередовать, например, в один день дать малышу овощное пюре с желтком, а потом, в течение нескольких дней - без желтка.Спустя некоторое время можно в овощное пюре добавлять чуть-чуть растительного масла (кукурузного, подсолнечного или оливкового). Причем порция в 150 г требует только одну чайную ложку масла. Кроме этого можно добавить в пюре 2-3 чайных ложки 10% сливок.Таким образом, питание 6-ти месячного ребенка может уже помимо грудного молока включать фруктовые соки, фруктовые и овощные пюре, яичный желток.За шестой месяц своей жизни ребенок, как правило, прибавляет в весе 600 г, а в росте - 2 см.
Искусственное и смешанное вскармливаниие
Коровье молоко при вскармливании грудничка
Первый прикорм - когда и как
Переход к твердой пище
Режим для новорожденного
mamki-detki.com
С животика на спинку , со спинки на животик , снова и снова - малышу не надоедает . Еще чуть - чуть , и кроха начнет садиться и ползти !
Показатели развития
Малыш легко переворачивается с живота на спину, может передвигаться, переставляя ручки и даже немного ползая.
Кроха уже устойчиво сидит на маминой руке, однако большинство малышей еще не могут садиться самостоятельно. Не беспокойтесь - ребенок обязательно овладеет этим навыком, как только мышцы спины и позвоночник обретут необходимую силу. Не стоит торопить события, присаживая малыша, придерживая тельце подушками со всех сторон. Всему свое время !
Ребенок свободно берет игрушку из разных положений, долго ей занимается, перекладывая из одной ручки в другую, может поднять, если упала. Если поддерживать ребенка за руки, он встает и пытается переступать ножками. Ваш малыш начинает лепетать - то есть произносит отдельные слоги „на ", „ма ", „ба ". Сейчас малыш вступает в так называемый период подражания - поэтому будьте особенно внимательны к своему поведению в присутствии малыша, чтобы потом не удивляться, „откуда что взялось ". Кроха активно интересуется окружающим миром, начиная улавливать настроения близких людей.
Режим дня
В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования - 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон - 10-11 часов. Массаж и гимнастику проводите в период второго бодрствования - так удобнее. Гимнастические упражнения предваряйте, перемежайте и заканчивайте массажем (к растиранию и поглаживанию присоединяется поколачивание кончиками пальцев). К обычному комплексу добавь те очень важные упражнения : приса живание за отведенные ручки из положения лежа на спине (в конце месяца уже можно начинать использовать в этом упражнении небольшие кольца, кроха будет держаться не за ваши пальцы, а за них), переступание при поддержке за туловище, ползание на четвереньках и коленках. Повторяйте по 6-8 раз.
Физическое воспитание и уход
У большинства детей в это время начинают прорезываться зубки. У некоторых детишек такой процесс проходит гладко, и мама обнаруживает первый зубик случайно, а у других крошек может подняться температура и ухудшиться общее состояние. Однако, если у крохи появились рвота, понос, какие-то другие симптомы, не пытайтесь приписать это прорезыванию зубов, а вызовите врача. Частенько время первого зубика совпадает со временем и первых инфекций малыша. Как снизить неприятные ощущения? Нежно массируйте десны крохи чистым пальцем. Купите в аптеке специальные игрушки - прорезыватели, только внимательно следите за их чистотой.
Не стоит давать малышу в качестве массажера для десен корку хлеба или дольку яблока. Это опасно - кроха может подавиться!
Существуют специальные гели и пасты для детских десен, снижающие неприятные ощущения при прорезывании зубов. Если вы решили воспользоваться подобным средством, проконсультируйтесь с доктором и строго соблюдайте дозировку. Полугодовалый ребенок буквально смотрит вам в рот, когда вы едите. Его интерес к поглощению пищи окружающими просто огромен, при этом малыш всем своим видом показывает „Я тоже хочу !". Если вы еще не ввели прикорм - сейчас самое время познакомить малыша с овощными и фруктовыми пюре. Многие детишки во время еды с удовольствием залезают в тарелку ручками, расплескивая и размазывая содержимое. Не ругайтесь на крошку - ведь это так естественно, ребенок активно осваивает окружающий мир: какая каша на ощупь, теплая или холодная, а мисочка - твердая или мягкая? Дабы не ограничивать детский исследовательский дух, примите меры безопасности заранее.
Заботы и дела для мам и пап
Сейчас очень важный этап становления речи малыша. Говорите с ним почаще - и вы увидите, как кроха, подражая вам, будет пытаться произносить отдельные слоги и звуки. Кстати, сейчас самое время познакомить ребенка со .. нет ". Естественно, злоупотреблять им не стоит и, отказывая в чем-то малышу, не надо вдаваться в объяснения. Скажите ясно и четко „нет ". И стойте на своем, иначе маленький хитрюга быстро научится вить из вас веревки. Если вы уже купили с крупными, яркими картинками, можете начинать семейные чтения. Почаще в моменты бодрствования играйте с малышом - в веселые прятки, накрывая кроху (или себя) пеленкой, активно используйте в занятиях резиновые пищалки и заводные музыкальные игрушки.Сейчас ребенок активно изучает окружающий мир, и родители стремят ся запечатлеть этот момент: приподнявшийся на ручках малыш широко раскрытыми глазками смотрит в объектив. Пощадите глазки ребенка - не снимайте кроху со вспышкой! Естественно, речь идет о ситуации, когда вы направляете камеру прямо на личико малыша. Это может повредить сетчатку детского глаза.
Для ребенка 6-го месяца жизни важно:Для грудного ребенка начало введения густой пищи - очень ответственный этап. От правильности и своевременности Ваших действий в буквальном смысле зависит здоровье малыша и его пищевое поведение. Неправильное введение прикорма также может отразиться на лактации и желании ребенка сосать грудь. Поскольку развитие детей происходит по их индивидуальной программе, очень важно распознавать различия между детьми в их готовности по своему развитию к введению прикорма, а значит, и признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов.
Сигналами к тому, что Вам пора начинать знакомить малыша с густой пищей будут:
• достаточная зрелость желудочно-кишечного тракта, дающая возможность усвоить небольшое количество прикорма без каких-то кишечных расстройств или аллергических реакций;
Уже достаточно продолжительное время малыш может самостоятельно играть. Но это не повод для того, что бы он подолгу оставался в манеже. В нем дети мало чему учатся. Как только малыш начнет ползать и исследовать все вокруг, он будет бурно протестовать против помещения в манеж. И Вам придется с этим считаться!
И конечно, нужно позаботиться о безопасности малыша в доме, особенно это касается электрических розеток, проводов, лекарств и бытовой химии, а также позаботьтесь о безопасности при передвижении в автомобиле.
Это интересно:Международные эксперты ВОЗ считают, что
• преждевременное введение отличной от грудного молока пищи (докорм, искусственная смесь) является одной из основных причин распространения аллергических заболеваний у детей раннего возраста. Это обусловлено неготовностью пищеварительной системы ребенка к усвоению новых продуктов и повышенной проницаемостью слизистой кишечника для пищевых аллергенов;
teddyclub.com.ua
kiev-mama.com.ua
Общая подвижность
1. Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает “мостик”, с гиперэкстензией позвоночника: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.
Малыш легко переворачивается с живота на спину, может передвигаться, переставляя ручки и даже немного ползая.
Кроха уже устойчиво сидит на маминой руке, однако большинство малышей еще не могут садиться самостоятельно. Не беспокойтесь - ребенок обязательно овладеет этим навыком, как только мышцы спины и позвоночник обретут необходимую силу. Не стоит торопить события, присаживая малыша, придерживая тельце подушками со всех сторон. Всему свое время !
Ребенок свободно берет игрушку из разных положений, долго ей занимается, перекладывая из одной ручки в другую, может поднять, если упала. Если поддерживать ребенка за руки, он встает и пытается переступать ножками. Ваш малыш начинает лепетать - то есть произносит отдельные слоги „на ", „ма ", „ба ". Сейчас малыш вступает в так называемый период подражания - поэтому будьте особенно внимательны к своему поведению в присутствии малыша, чтобы потом не удивляться, „откуда что взялось ". Кроха активно интересуется окружающим миром, начиная улавливать настроения близких людей.
На шестом месяце своей жизни ребенок активно растет и развивается. Этот период жизни малыша имеет свои особенности. Так, в рационе питания помимо грудного молока появляется прикорм в виде каш. Если до этого времени он знал вкус некоторых пюре и молока, то теперь его стол станет богаче.
Вводить новое блюдо в ежедневный рацион малыша следует постепенно и небольшим количеством. Не забывайте следить за самочувствием карапуза. Не надо заставлять ребенка кушать. Он сам знает свою дозу. Перекорм не пойдет на пользу вашему чаду.
Дополнительная информация:навыки малыша в пол года
Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.
Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)
Развивайте ручки малыша – проводите его ладошкой по разным предметам, когда Вы ходите с ним на руках по дому. Называйте ощущения, которые малыш испытывает и действия, которые вы производите. Например: поводите его рукой по гладкой поверхности холодильника, приговаривая «Это холодильник, давай его потрогаем! Холодильник гладкий и холодный». Затем можно потрогать диван: «Давай потрогаем диван! Диван шершавый, теплый», «А это мягкая бабушкина шаль», «Это щетка, она колючая». Домашняя песочница
Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема – ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.
Развиваем и совершенствуем захват
Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений.
Речь
Так как в предыдущих статьях серии «Развиваемся, играя» мы уже подробно описали, как развивать у малыша понимание речи, то, чтобы не повторяться – дадим лишь ссылку на статью, вобравшую в себя всю эту полезную информацию: Развитие речи ребенка - ребенок понимает, ребенок говорит»« а также вам поможет статья - "Артикуляционная гимнатика". И к перечисленным иам занятиям мы добавим еще парочку развивающих методов:
1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.
Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.
В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.
Примечание:
«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.
2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.
Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.
Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.
1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка.
Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.
Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
Ребёнок нуждается в общении и контакте со взрослыми людьми. Его речь продолжает активно обогащаться лепетом: «а-да-да», «а-па-па» и т. п. Все несложные звуки малыш будет стараться повторять следом за мамой и папой. Иногда ребёнок может «разговаривать» практически визгом, а порой начинает «рычать» или кашлять. Этого не стоит пугаться, такая уж детская особенность.
Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: "Где то-то?". Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): "чихает", "покашливает", "смеется".
Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: мобиль, резиновое колечко-прорезыватель, музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), мячик с колокольчиком внутри, большой мяч, зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), мягкая книжка с картинками.
netlanguages.ru
Физическое развитие
В этом месяце жизни вес ребенка увеличивается на 600-650 г, или по 140 г еженедельно. Если же вы замечаете, что из месяца в месяц малыш набирает в массе слишком много, откорректируйте его питание за счет уменьшения потребления высоко калорийных каш и увеличения содержания в пищевом рационе овощей и фруктов. В обратном случае (малыш, скажем, набирает по 300-400 г в месяц) добавьте к рациону сливочное масло, растительное масло, разнообразьте овощные пюре, подберите в соответствии с калорийностью другую кашу.
Шестимесячный ребенок вырастает, по сравнению от рождения, на 15-16 см.
Первые зубы
В большинстве малышей именно на шестом месяце начинается процесс прорезывание зубов. Помните, что точного срока появления первого зубчика нет. У одних - это 4 месяца, в других - 10. Этот срок зависит и от наследственной склонности, следовательно расспросите родителей, когда появился первый зуб у вас, мужа, родственников.
Но если сроки появления зубов являются различными, то их порядок остается у большинства детей одинаковым. Первыми появляются 2 нижние средние резцы, следующими - 4 верхние резцы, а затем 2 нижние боковые резцы (8 передних зубов).
На прорезывание зубов грудные дети реагируют задолго до их появления - за 3-4 месяца. Иногда о появлении зубов свидетельствует сосание своей нижней губы или манипулирования ушами (малыш интенсивно теребит себя за уши). Объяснением этого является раздражение десен, который пробивается к поверхности. Общими признаками прорезывание зубов бывают повышение температуры тела до 37-38 градусов Цельсия, отказ от еды, учащение стула, увеличено выделение слюны. Однако, в случае любого из этих случаев, надо проконсультироваться с педиатром, так как эти же симптомы могут быть признаками серьезного заболевания. Облегчить процесс прорезывание зубов вы сможете, приобретя специальные резиновые игрушки, которые наполняются водой. Вода должна быть холодной - из холодильника, но не из морозильной камеры. Холод снимает раздражение и утоляет боль десен. В аптечной сети есть препараты, содержащие местные анестизионные вещества, которые уменьшают чувствительность десен в месте прорезывание зуба. Поэтому, примириться с мыслью, что покой в вашей семье нарушен надолго, потому что зубов-то у малыша должно появиться аж 20. Поэтому наберитесь терпения на 2-2,5 года.
Двигательная активность
Никто и никогда не учил малышей передвигаться по полу. Каждый из них имеет для этого свой, выстраданный после множества попыток, способ. А заставляет их к передвижений только любопытство: легче самому приблизиться к такому интересному ящику, чем мудрить, какими звуками вас "уломать" разрешить выгрести ее содержание. Так вот, с этого месяца малыш, как правило, начнет ползать. Сначала он будет применять методику ползания "на животе", то есть будет преодолевать такой безгранично длинный метр пути по-пластунски.
На шестом месяце все еще тяжело ползать классически, на коленях и вытянутых руках. Но некоторые малыши могут использовать и этот способ. Хотя сначала всегда получается "ракообразно задом", как у раков. Есть дети, которым удается передвигаться уникальным, своим способом - "колобком". Они попросту перекатываются со спины на живот, дальше снова на спину через другую сторону - и так через всю комнату. Это становится любимым видом спорта. Не вмешивайтесь! Может, перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это же своего рода прекрасный массаж.
В конце шестого месяца большинство малышей способны полноценно сидеть. "Полноценно" - означает сидение с равной спиной и без прогибания туловища вперед или в стороны. Не старайтесь, прочитав это, своими силами своей ладонью выравнивать спинку ребенка. Если она остается круглой, значит, сидеть самостоятельно для малыша еще не время. Не волнуйтесь. Допускается, что навык сиденья может формироваться несколько позже - в 6,5-7 месяцев. Если же и в этом возрасте спинка малыша остается округлой, посоветуйтесь с педиатром. Причиной может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, либо заболевание нервной системы. При отставании ребенка в психомоторном развитии с рождением привычка сидеть также появится позже.
Иногда малыши на шестом месяце хотят "ходить". Конечно, при вашей поддержке. О таком достижении с гордостью сообщают счастливые родители. Но это еще не полноценная походка. Посмотрите, как изгибаются в коленях ножки, ступня также поворачивается наружу, что является неправильным в формировании будущем навыках ходьбы. Более того, иногда такое "хождение" может исказить или задержать его появление. Дело в том, что мышцы голеней, бедер и тазового пояса еще не настолько полноценные, чтобы обеспечить правильную технику походки. А вот прыжки и пританцовывание, к которым также может проявлять желание ваш малыш, не только улучшат его настроение, но и тренирует нужны для шествия группы мышц. Поэтому обязательно включите такой элемент в комплекс гимнастики малыша.
А еще лучше, воспользуйтесь "ходунками".
Учитывая, что малыш может частично передвигаться, то ползая, или с помощью "ходунков", проследите за безопасностью. Защитите все опасные комнаты "предохранительных воротами", которые есть в продаже, или же просто сделайте какое-то временное препятствие. Особого внимания заслуживают ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание малыша.
Поскольку ребенок уже может передвигаться в "ходунках", создайте также безопасный уровень расположения всех дорогих, острых, стеклянных, мелких предметов. И, конечно, лекарств. Как жаль, что уже в этом возрасте чрезмерное любопытство иногда приводит к тяжелым медикаментозных отравлениям, химических ожогов.
Питание
Употребление пищи становится для малыша одной из приятнейших игр. Если вам позволяют время, объем блюда и чистота одежды вашего и ребенка, организуйте ей хоть иногда эту игру. С каким удовольствием малыш тестирует содержимое тарелки! Сначала пальчиком, потом всей ладонью, впоследствии ртом.
А сколько радости малышу (но не вам!) Приносит открытие того, что картофельное пюре, оказывается, прекрасно растирается по столу, а сок или компот почему-то оставляет мокрый след или же образует целую лужу. Для вашего чада это просто захватывающе!
Эмоциональность
Настало время, когда малыш, пусть поверхностно или интуитивно, осознает многообразие эмоций. Помните, что споры между взрослыми, высокие тона ваши реплики настораживают или даже раздражают ребенка. Общее впечатление о эмоциях ребенок получает из выражений ваших лиц, интонации, громкости разговора.
Именно в это время малыш лучше проявляет всю гамму своих настроений. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного объекта на другой (предмет, звук и т.д.), и каждое впечатление проявляется конкретной эмоцией. Из недели в неделю увеличивается диапазон новых навыков. И теперь вы можете уверенно хвастаться перед своими подругами, имеющих малышей такого же возраста, какой мудрый именно ваш ребенок, и сколько нового она уже умеет выполнять.
Шестимесячный малыш начинает формировать свой пассивный словарь. Он запоминает предметы, которые вы называете, и впоследствии при названии их вслух малыш будет смотреть именно на эти вещи.
Ваше лицо в дальнейшем остается объектом для изучения. Пальчики впиваются в ваши глаза, ноздри, рот ... Малыш начинает осознавать, что он и вы - это две разные лица: если себя дергать за волосы - делается больно, а вас, даже, если сильно, почему-то не болит!
Любимым занятием является, конечно, игры. Но обязательно с чьим-то участием. Причем, ребенок стремится постоянно общаться: взглядом, движениями, звуками. Какое недовольство появляется на личике, если вы отворачиваетсь или же начнете уделять внимание экрану телевизора.
Встреча с педиатром
Пришло время для новой встречи. Посоветуйтесь с врачом, достаточно набирает малыш в массе, росте, или отвечают возрасту приобретенный новые навыки, нет необходимости к осмотру другого специалиста. После оценки состояния здоровья ребенка обговорите дату проведения третьей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиеолита.
Малышу скоро исполнится 6 месяцев. Большинство родителей в этот период пытаются подвести какие-то итоги и сделать выводы, что их ребенок, к примеру, должен скорее "пойти", потому что сидеть стало чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! "Раньше" или "позднее", об этом вам не скажет ни одна книга. Все зависит только от вас: заинтересуйте себя и малыша!
Мои достижения
Интеллектуальные
Имею переменчивое настроение и разные эмоции. Увеличивает количество удачных по произношению звуков, объединяю их в склады. Люблю наблюдать определенное время за предметом, что движется (например, за машиной, человеком и т.д.).
Социальные
Вокализирую, проявляя удовлетворения или неудовлетворения. "Хихикает" и смеюсь, если мне приятно. Беспокоюсь, когда рядом находится незнакомец. Улыбаюсь своему отражению в зеркале. Пою, прислушиваюсь или прекращаю плачь, услышав музыку. Оборачиваюсь на голос, который называет мое имя.
Сенсорно-моторные
Могу сидеть с ровной спинкой без поддержки взрослых. Оборачиваюсь во всех возможных направлениях. Пытаюсь ползать, опираясь на колени и при согнутые руки. Люблю играть едой с использованием пальчиков, ложки, игрушки или своего язычка. Могу манипулировать предметами и удержать чашку в руках. Возвращаясь из спины на бок, удается самостоятельно сесть. Вращаю свободно головой в разных направлениях. Совершенствую вкусовые качества: есть любимые блюда.
egoza.ucoz.ua