Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок плохо учится. Что делать? Ребенок плохо учится в 5 классе что делать


Ребенок плохо учится — психология и общение

Снова «двойка»: почему дети плохо учатся и как им помочь?

Для каждой мамы ее ребенок всегда остается самым умным и способным. А когда желаемое расходится с реальностью, они теряются и начинают постоянно ругать ребенка, заставлять его по несколько часов кряду просиживать за уроками и зубрить правила. Ведь так хочется гордиться оценками своего чада, а не краснеть из-за них. Не горячитесь. Вспомните, что Эйнштейн в школьные годы был практически двоечником, показывая великолепные способности исключительно к математике, а Томаса Эдисона, ставшего великим изобретателем, в школьные годы учителя приравнивали к умственно отсталым детям. Так что несколько двоек в дневнике еще ни о чем не говорят. Просто нужно сразу разобраться, в чем причина и попробовать помочь ребенку.

Почему дети плохо учатся?

Вы даже не представляете себе, сколько причин может стоять на пути к хорошей учебе. Они могут быть, как физиологического характера, так и психологического. Важно вовремя узнать, какая из них заставляет вашего ребенка приносить в дневнике двойки вместо пятерок.

Физиологические причины

Существует масса физиологических причин, по которым у вашего ребенка может быть плохая память, рассеянное внимание и прочие симптомы, которые сказываются на качестве учебы. Большинство из них незаметны с первого взгляда. А многие из них остаются нераспознанными навсегда.

  • Легкая дисфункция мозга, которую иногда диагностировать очень сложно, может сказаться только тогда, когда ребенку настает время учить формулы и производить сложные вычисления. Выявить это нарушение поможет УЗИ головного мозга и ряд специфических анализов.
  • Замедленное развитие ребенка может быть вызвано интоксикацией плода во время беременности, алкогольным синдромом в том же периоде времени, травмы головы, перенесенный наркоз или пережитые психологические травмы. В этом случае небольшая восстановительная терапия поможет вашему малышу вырваться на уровень сверстников.
  • Заболевания с пугающими названиями дисграфия, дислексия и дискалькулия нередко встречаются у детей. Если оставить научный язык и говорить просто, то это патологическое неумение грамотно писать, читать и визуально воспринимать печатный текст. Увы, в большинстве случаев эти заболевания принимают за лень и пытаются добиться от ребенка лучших результатов, не понимая, что это невозможно.
  • Может быть нарушено и восприятие словесной  информации. Легкие формы аутизма, гипервозбудимость ребенка мешают ему сконцентрироваться на словах преподавателя. При этом уровень интеллекта может быть очень высоким.

Психологические причины

Гораздо чаще встречаются проблемы психологического характера.

  • Лень, вызванная избалованностью, - одна из самых частых причин неуспеваемости в школе. Ребенок, привыкший делать то, что ему доставляет удовольствие, не может пересилить себя и начать уделять учебе достаточно своего драгоценного внимания и времени.
  • Родители иногда сами завышают требования, не учитывая силы и возможности своего ребенка. В таком случае, даже, если ребенок идет в первый класс с удовольствием и проявляет большой интерес к учебе, под родительским давлением он постепенно угасает. А потом родители сами удивляются, почему их способный и такой умненький ребенок скатился на тройки.
  • Всегда спрашивайте ребенка об его взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Возможно, проблема кроется именно там. Если так, то имеет смысл поговорить с педагогом.
  • Неблагоприятная атмосфера в семье – перенесенный развод родителей, частые ссоры, алкоголизм одного из членов семьи и другие внутрисемейные проблемы не обходят детей стороной. Как правило, они уходят в себя, становятся задумчивыми и замкнутыми, не могут сосредоточиться на учебе.
  • Застенчивость ребенка также может отразиться на его успеваемости. Если он стесняется отвечать у доски, скован, не показывает активности на занятиях, считает себя глупее остальных, то учиться он будет хуже.
  • Если ребенок дополнительно посещает факультативы и кружки, то, возможно, он просто не может справиться с большой нагрузкой и слишком сильно устает для того, чтобы нормально запоминать весь объем информации.

В любом случае, если успеваемость стабильно низкая, ребенка необходимо показать психологу для проведения ряда тестов, которые помогут провести черту между «не может» и «не хочет».

Как помочь ребенку учится лучше?

Для того, чтобы действительно помочь своему ребенку, недостаточно объяснить ему непонятную тему. Необходимо предпринять целый комплекс мер.

  • Сходите к психологу и пройдите обследование в поликлинике – сдайте все анализы, сделайте УЗИ мозга, посетите невропатолога.
  • Следите за полноценным отдыхом своего ребенка. Он должен вовремя ложиться спать, а не просиживать полночи за компьютером.
  • Кстати, время, проведенное за компьютером и телевизором, следует ограничить. А оставшееся – пустить ему на пользу. Приобретите или скачайте специальные программы, где в игровой форме дается необходимый учебный материал.
  • Следите за питанием своего ребенка. В этом возрасте он должен получать достаточно белка и витаминов. Не забывайте и про умеренное количество сладкого, стимулирующего мозговую активность. Например, чашка натурального какао по утрам поможет ему быстрее проснуться и лучше усвоить школьные уроки. Обязательно включите в рацион продукты, содержащие йод. Например, морскую капусту.
  • Не ругайтесь в присутствии ребенка, обеспечьте дома спокойную дружелюбную атмосферу.
  • Перестаньте ругать его за двойки – лучше повышайте мотивацию к учебе. За каждую пятерку давайте ему небольшое денежное вознаграждение или держите в запасе какую-нибудь приятную мелочь. В дополнение пообещайте ему, что если он закончит учебный год хорошо, то вы обязательно куда-нибудь съездите.
  • Оказывайте ему помощь в выполнении домашних заданий. Объясняйте ему все непонятные темы. Если вы их и сами не знаете, то придется изучить.

Знание проблемы облегчит улучшение успеваемости вашего ребенка. Если бороться с причиной, а не ее последствиями, то у вас будет гораздо больше шансов на успех. Поэтому не откладывайте проблему на потом, ссылаясь на недостаток времени. Если не сделать это сейчас, то потом может быть уже поздно.

Организуйте ребенка к учебе

  1. Место для выполнения уроков должно быть аккуратным, учебники и тетради не должны быть разбросаны в хаотичном порядке, ручки, линейки, циркуль и другие школьные принадлежности должны находится на своем месте.
  2. Не разрешайте откладывать собирание портфеля на завтра, нельзя чтобы утром ребенок в спешке собирал портфель, иначе у него отложится в подсознание, как нужно относится к выполнении учебного материала.
  3. Пронумеруйте выполняемые задания. Пусть ребенок пронумерует список заданий и выполняет их в строгом порядке, это воспитает у ребенка дисциплину и силу воли.
  4. Обязательно проследите, чтобы ребенок делала отдых. Нельзя чтобы ребенок постоянно учился, даже если это ему самому нравится, нужно знать меру в этом тоже! Иначе может в дальнейшем произойти нервный срыв.

Успеваемость в школе не показатель не успеха в жизни

А вы знали, что не мало людей, которые в школе не успевали, в жизни смогли достигнуть очень многого. Например Ричард Брэнсоном, который в 2016 году открывает свою собственную первую в мире веганскую авиалинию. Учился в школе он плохо, из-за дислексии. В школе ему было сложно овладевать чтением, письмом, математикой и видим обучением.

Если ваш ребенок плохо учится...

Даже желая учиться, но ему сложно учиться, плохо пересказывает прочитанное или тяжело осваивает математику, возможно причина в некоторых травмах головы, или кровообращении головы. Дети и подростки не ощущают своего кровообращения головы, оно может быть хроническим, нужно проверить сосуды головы с УЗДГ. Узнайте у ребенка, больно ли ему наклонять головы к низу, болит ли голова от погоды, ощущает ли слабость по утрам

kubinard.ru

Ребёнок плохо учится, что делать? | Школьники | Модные советы

Ребёнок плохо учится, что делать?

Недавно мне на глаза попалась карикатура, иллюстрирующая смену родительского отношения к учителю и школе. На одной картинке родители, видя двойку в дневнике любимого отпрыска, гневно вопрошают его: «Что это такое?», а на второй - этот вопрос адресуется уже не ребенку, а учителю.

Интересно, что и в том, и в другом случае родители оказывается как бы «ни при чём» - они лишь контролёры, в одном варианте - ребенка, в другом - конкретного учителя или школы в целом.

И оба описанных варианта развития событий крайне непродуктивны и тяжелы для школьника. В первом случае ребёнок, по сути, остается один на один со своей проблемой, во втором - образуются два борющихся лагеря - семья и школа. И хотя во втором случае родители выступают на стороне ребенка - для ребенка вреда от этого больше, чем пользы.

Что же стоит делать, если у ребенка возникли школьные трудности, которые требуют вашего вмешательства? Для начала стоит ответить себе на несколько вопросов:

о В чем именно состоит проблема? о Чья помощь требуется для её решения? о Какой результат я хотел бы получить? о Как мои действия помогают мне этого достигнуть?

Так, например, родительская жалоба "ребёнок плохо учится" может подразумевать два типа ситуаций:

Ситуация 1. Ребенок учится на "А" - "5", а родителям крайне важно, чтобы он был круглым отличником. Здесь проблема заключается в завышенных родительских ожиданиях. Т.е., родителю сложно принимать ребенка, если он не делает что-то идеально. В основе завышенных ожиданий могут лежать разные причины: тревога за будущее ребенка, желание реализовать в ребенке то, что не удалось когда-то самому, боязнь оказаться в глазах окружающих плохим родителем.

Завышенные требования довольно часто предъявляются не только к ребенку, но и к учителю. От учителя требуется, чтобы он лучше учил, развивал, больше требовал, чаще спрашивал и т.д. Конфликт возникает, когда педагог отказывается следовать родительским требованиям. Понятно, что "перевоспитание" учи теля, даже если он ему «поддастся», никак не решает родительскую проблему. Ведь, если так важно, чтобы ребенок был во всем лучшим, как только наладятся дела с учёбой, найдется ещё что-нибудь, в чём он далёк от идеала. В этой ситуации родителю важно задуматься о том, что мешает ему принимать ребёнка, когда он не является всё время лучшим, первым. Возможно, для того, чтобы научиться принимать своего ребёнка и верить в него, понадобится разобраться в себе, воспользовавшись помощью профессионального психолога.

Ситуация 2. Ребенок «перебивается» с двойки на тройку и в самом деле практически ничего не знает по предмету или нескольким предметам. Как правило, в основе низкой успеваемости лежат проблемы и трудности самого ребенка. Например, у младшего школьника может быть недостаточный уровень развития произвольности. Маленькому ученику просто сложно подчинять своё поведение школьным правилам и требованиям, а педагог не может всё своё время посвятить ему одному. При этом в индивидуальных занятиях он часто оказывается весьма успешен, и у родителей возникает ощущение, что педагог просто не нашёл подхода к их ребенку, не смог заинтересовать его. Понятно, что если большую часть урока ребенок занимается "своими делами", то постепенно у него накапливаются пробелы в знаниях, а иногда и складываются конфликтные отношения с учителем. И задача уже не решается, даже когда собрался: знаний не хватает. И к доске выходить страшно, во-первых, опыт неуспеха накопился, во-вторых, отношения с учителем могут быть изрядно испорчены или казаться ребенку таковыми.

Помочь разобраться с тем, какая именно проблема лежит в основе низкой успеваемости, могут психолог и учитель. Психолог владеет диагностическим инструментарием, позволяющим обследовать познавательную сферу ребенка, его мотивацию и эмоционально-личностные особенности, а учитель имеет возможность длительно наблюдать за ребенком и хорошо понимает, что именно ему не даётся.

Идеальный результат, который вам нужен - это прогресс ребенка в знаниях и увеличение его уверенности в своих силах. Понятно, что без помощи учителя вам вряд ли удастся этого добиться. Иногда родителям кажется, что если они признают, что с их ребёнком что-то не так, то это даст учителю повод «махнуть на него рукой» или же обвинить их как родителей в несостоятельности. И тогда родители начинают довольно агрессивно обвинять учителя в том, что он "не объяснил", "не мотивировал", "не нашел правильного подхода". Учитель тоже, со своей стороны, начинает чувствовать себя загнанным в угол и старается защититься, указывая на всё новые и новые недостатки ребенка и ошибки родителей.

Важно объяснить педагогу характер трудностей ребенка, те шаги, которые вы предпринимаете, чтобы с этими трудностями справиться, и какая помощь с его стороны необходима сейчас вам и вашему ребёнку. Большинство учителей заинтересованы в том, чтобы помочь ребенку учиться лучше, и готовы к сотрудничеству с родителями. Но при этом важно понимать, что в классе у учителя 25-40 детей и создать какие-то уникальные условия именно для вашего сына или дочки он просто не сможет. Ваши пожелания должны быть реалистичными.

А если учитель вас не слышит, если он в принципе не готов ни в чём идти вам на встречу? Если речь идёт о младшем школьнике, то лучше перевести ребенка в другую школу. Часто родители на это возражают, что переход травмирует ребенка, да и школа сильная - пусть закончит началку, а там будут другие учителя. К сожалению, в средней школе ситуация, скорее всего, ухудшится, потому что у ребенка к тому моменту уже сформируется низкая самооценка, негативизм к учебе и недоверие к "школьным взрослым". Да и оказываться периодически в эпицентре конфликта между учителем и родителями ребёнку совершенно неполезно. Во-первых, приходить пять дней в неделю в школу и встречаться с раздражённым учителем или учителями психологически большинству детей трудно. Исключение составляют агрессивные дети. В этом случае они как бы получают от родителей "разрешение на проявление агрессии". На какое-то время такому ребенку становится легче жить - агрессивное поведение, за которое его раньше ругали, вдруг становится не только приемлемым, но иногда родители даже гордятся им. Но в дальней перспективе привычка ребёнка отвечать агрессией на то, что ему не нравится, навряд ли улучшит его отношения с окружающими. Во-вторых, многие дети неосознанно используют родительское раздражение на учителя, чтобы оправдать свои трудности. "Это не я не выучил урок, а просто учительница ко мне придирается" и т.д. В этом случае ребенок учится перекладывать ответственность за свою учебу или поведение на других людей. Иногда это выливается в то, что ребенок искренне считает, что с ним всегда всё в порядке, а в любых трудностях виноват кто-то другой. При такой картине мира прилагать какие-то собственные усилия для решения проблем ребёнку просто в голову не приходит. Это ведь ему плохо объясняют, его не заинтересовали и т.п. Другой вариант развития событий: школьник, несмотря на свою привычку обвинять в собственных трудностях учителей, в глубине души отлично знает, что недоброжелательность или непрофессионализм учителя просто отговорка. Такой ребенок чувствует себя крайне неуспешным, хотя старается этого не показать.

В общем, "великое противостояние" семьи и школы приводит совсем не к тем результатам, которые нужны большинству родителей. В ситуации конфликта между семьёй и школой важно трезво оценивать ситуацию и искать не «способы борьбы с врагом», а решение, благоприятное для вас и вашего ребенка.

Нам важно Ваше мнение! Поделитесь им с нами!

modnuesovetu.ru

Что делать, если ребенок плохо учится

Самая распространенная, пожалуй, проблема современных детей – учеба в школе. Причем не какие-то отдельные ее аспекты, а именно учеба в целом. Ведь такое понятие, как «школьное образование», охватывает огромный спектр понятий – обучение предметам, отношения с одноклассниками, учителями и прочее. Помимо этого школа – незаменимый источник формирования нравственности и морали в личности ребенка. А вот как он усвоит этот, самый главный урок его жизни, зависит уже от самой школы. Что же касается учебы – тут все держится не только на одних учителях. Важно, чтобы само чадо со вниманием и полным пониманием происходящего присутствовало на уроке. К сожалению, нарушения этой, казалось бы, отточенной системы, довольно часты, как показывает практика.

Сколько детей, столько и показателей успеваемости. А иначе говоря – все учатся по-разному, и это зависит не только от способностей ребенка, но и от его желания учиться. Если он понимает, что это действительно ему нужно, если он знает, что делает это не зря, а именно, учится – то тут точно не будет проблем.

Зачем учиться?

Главная загвоздка этой задачи – внушить все это своему ребенку. Ведь от рождения человек наделен практически ничем, кроме лени. И если не заглушить ее на ранней стадии, она начнет прогрессировать и брать свое. Это окажет отрицательный эффект на подрастающего ребенка – в будущем он начнет лениться, не делать уроки, а оценки в школе начнут «хромать». Отсюда можно сделать вывод, что очень важно подготовить чадо к будущему обучению еще в раннем детстве. Но есть и ряд других факторов, влияющих на плохое обучение в школе. Что же туда входит?

Кризис возраста

Во-первых, аспекты, связанные исключительно с психической стороной. Психологи утверждают, что у детей есть два возраста, когда наступает кризис – от 6-ти до 8-ми лет и от 12-ти до 15-ти. В это время они особенно уязвимы. То есть между определенными годами чадо начинает себя вести иначе, чем обычно, у него формируется новый взгляд на мир, изменяются вкусы и представление о жизни в целом.

Как известно, большинство детей «ломаются» именно в эти периоды – эмоциональные проблемы и переживания не оставляют места для хорошей учебы. Тут-то и начинаются проблемы в школе – но все дети разные, и потому некоторые, минув «переходный» период, возвращаются к привычным для них оценкам и стараются также прилежно выполнять поставленные задания.

Однако процент таких детей довольно мал – тем более, если во время переходного возраста не оказать ребенку эмоциональную помощь, не привить ему правильных ценностей, чтобы те, попав в юный разум подростка, приняли свой неповторимый образ и составили костяк его формирующегося мировоззрения, можно поставить под угрозу всю дальнейшую жизнь ребенка – откуда ему получить хотя бы частичку житейских мудростей, которыми наверняка обладают старшие члены семьи, если не от них самих? Тут возникает еще одна проблема – не все взрослые настолько умны, насколько кажутся. К сожалению, это говорит о том, что, будучи детьми, им не привили тех самых элементарных знаний, а они, в свою очередь, не передадут их своим детям. Тогда все образование остается исключительно в руках ребенка. Это – еще одна причина плохой учебы чада в школе. Ведь зачем учиться, если чадо не представляет, зачем ему это нужно?

Обстановка в семье

Во-вторых, на учебу как ничто другое влияет обстановка в семье. Если она комфортна, удобна, содержит все, что необходимо для нормального обучения – тогда это непременно поспособствует хорошим оценкам ребенка в школе. А что делать, если комфорта нет и не было? Ребенок, возвращаясь из школы с 6-8 уроков, попадает в дом, где родственники постоянно ругаются, или туда, где холодно и голодно – тут хорошей успеваемости не ждите. Чадо просто не сможет сосуществовать в двух таких местах, где оказывается сильнейшее влияние на его психику – школа и дом. Потому дом должен быть не местом, где мы просто бываем, а местом, куда мы всегда может вернуться – очагом, возле которого может собраться вся семья, поделившись друг с другом своими проблемами и подумав, как их можно решить.

Что делать родителям, если ребенок стал плохо учиться

Причин, почему ребенок может плохо учиться в школе, довольно много. И не одна из них не решается быстро – нужно долго стараться, чтобы добиться результата. Однако делать это непременно нужно – так, родителям стоит добиваться того, чтобы ребенку было максимально комфортно дома, чтобы он мог в любое время получить необходимую поддержку от родственников, особенно в два «переломных» возраста. Помимо этого нужно с младенчества заниматься с ним – прививать правильные ценности и ориентиры. Все это сформирует хорошую базу для накопления знаний, следовательно – хорошей учебы. Ведь семья и образовательное учреждение – две жизненные школы, пройти которые нужно удачно и легко. И родители – главные помощники в этом своему ребенку.

Климентьева София.

Читайте также:

kinderinfo.ru

Ребенок плохо учится. Что делать?

Учеба в жизни школьника занимает огромное место и значение. Ведь именно от его успехов в начале жизненного пути зависит его дальнейшая судьба. Говоря об этом, родители подразумевают не только выбор профессии, трудоустройство и материальное благополучие. Ведь школа воспитывает в каждом ученике стремление к знаниям и первенству, лидерские качества и стойкость, упорство в достижении целей и терпение, трудолюбие и усердие – те принципы, которые помогут выйти из любой критической ситуации.

Однако, если ребенок плохо учится, родители начинают сомневаться в светлом будущем своего чада. Кто виноват и что делать – два главных вопроса, воспетых классиками литературы, на которые мы сегодня постараемся ответить.  

Почему ребенок плохо учится?

Детские психологи, анализируя влияние различных факторов на ученика и его темпы успеваемости в школе, выделили несколько причин.

Во-первых, каждый человек рожден в семье – полной или не полной, настоящей или неблагополучной. И воспитывается большинство детей, за исключением детдомовских сирот, в семье. А значит, что интересы и увлечения, стремления и желания, образ жизни, поведение и мышление ребенка напоминают отношение родителей к жизни. Ведь в детстве только родители являются непререкаемыми авторитетами, кумирами (если можно так сказать) для своих детей, которые считают правильным все то, что говорит и делает мама и папа. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что ребенок неисправимого хулигана, который учился на «тройки», абсолютно равнодушен к знаниям.

Зачастую в поисках ответа на вопрос, почему мой ребенок плохо учится, родители обращаются к учителям и классному руководителю, намекая на их вину в такой ситуации. Безусловно, отчасти ответственность за уровень знаний и культуры лежит на педагогах и зависит от их образования, профессионализма, опыта, мастерства, преданности и любви к своему делу. Однако уважать учителя, слушает его, выполнять его задания, не оскорблять и не унижать человека, дающего знания, могут научить только в семье. Не стоит также забывать что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Она сглаживает финансовое или социальное неравенство, ведь дети очень внимательны к  этому. 

К сожалению, сегодня в большинстве случаев у родителей нет времени на воспитание моральных ценностей – они поглощены заботами и непосильно трудятся ради того, что обеспечить свою кроху всем необходимым для его полноценного развития. Не все дети, однако, ценят и благодарят за такую заботу. Привыкшие жить на всем готовом и получать все желаемое по первому же требованию современные дети перестают стремиться к высотам – у них нет такой потребности.

Получается, что чрезмерная опека вредит ребенку, который вырастает самовлюбленным, самоуверенным эгоистом, думающим, что ему все позволено и все дано без особого труда, хотя это, как говорится, до поры, до времени. Когда настает его черед проявить себя и обеспечить себя, он абсолютно беспомощен, несамостоятелен и ни к чему не способен.  

Что делать, когда ребенок плохо учится?

Прежде всего, следует вызвать интерес у ребенка к учебе или хотя бы для начала – к конкретному предмету, по которому отстает ученик. Для этого не стоит сидеть часами и читать по несколько раз одни и те же главы скучного и непонятного ребенку учебника. Гораздо полезнее найти в интернете увлекательные ролики на данную тему, где просто и доступно рассказано о сложном предмете.

Одной из распространенных ошибок родителей, которые оправдываются недостатком времени для занятий с ребенком, является наказание за плохие отметки. Нередко взрослые даже запугивают ребенка тем, что лишат его любимой игрушки, общения с друзьями, прогулки, подарком и т.д., если он (она) не подтянет оценки. Как считают детские психологи, такое поведение родителей в корне неверно. Потому что порождает комплексы и страхи у униженного и оскорбленного ребенка, который все равно не выучит непосильную для него тему без адекватной помощи взрослых.

Бывает, что родители, занятые своими увлечениями, работой или выяснением личных отношений, в прямом смысле откупаются от ребенка – платят ему за хорошую оценку или уборку в доме. Такой принцип убивает все моральные ценности: родители становятся для ребенка источником карманных средств и работодателями, ни о какой любви и уважении здесь уже речь не идет. Потому что за то, чтобы в старости дать таблетку или вызвать «скорую помощь» этот ребенок, привыкший за каждый свой шаг брать деньги, попросит оплату от умирающего отца.

Единственный выход из такой плачевной ситуации – внушить ребенку, что он учится не ради денег и не для родителей (за их похвалу или подарки), а исключительно ради себя. Ученик должен осознать, что быть дураком, невеждой просто стыдно и унизительно, непрестижно и оскорбительно. Кроме того, на пути к знаниям ребенку потребуется умный и всезнающий гид – мама или папа, которым стоит выделять время для посещения театров, музеев, конечно же, вместе с любимым ребенком.  

nazdorovie.info