Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как быстро научить ребенка читать. Как быстро научить ребенка читать в 5 лет


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях:

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, когда нет возможности отдать его в детский сад или в другие образовательные учреждения для малышей?

Этот вопрос является актуальным для родителей.

С каждым годом школьная программа усложняется, при поступлении в первый класс ребенок должен уже уметь складываться простые числа, знать алфавит и читать по слогам.

Если этих навыков не будет, ребенок не сможет усвоить базовую программу и будет чувствовать себя ущемленным, неполноценным, что негативно скажется на формировании психики.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным. Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

• неврозы;

• проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

• нервные тики;

• заикание, беспочвенное волнение;

• навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Как понять, что ребенок готов учиться

Признаки, помогающие определить готовность чада к обучению чтению по слогам и усвоению навыков:

• чадо умеет хорошо координироваться в пространстве;

• ребенок различает звуки в словах, сознательно пытается произнести их правильно;

• малыш четко формирует свои желания в логичные предложения;

• отсутствие логопедических проблем с речью;

• самостоятельная тяга к знаниям.

Простое упражнение на определение готовности

Детский мозг должен уметь осознавать увиденное. Легче всего приобрести карточки с изображением букв и слов на эти буквы. Например, буква «А» и на карточке нарисован арбуз. Ребенку нужно не только объяснить, что это за ягода, но и уточнить, что ее название начинается на букву «А».

Когда малыш, увидев карточку, будет произносить «А» - арбуз, «Б» - барабан и прочее, значит, он готов к обучению чтению по слогам.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2. На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв.

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме. Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Поощрение за результаты

Малыш должен понимать, что его достижения приносят свои плоды. Родителям очень важно поощрять и хватить ребенка, только так у него появится тяга к знаниям.

Например, когда малыш самостоятельно сложил из кубиков первое слово, отведите его на игровую площадку, где он еще не был, или купите что-то вкусненькое. Ребенку понравится, что его похвалили, он будет стараться складывать новые слова – более сложные, с неодинаковыми слогами.

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие.

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому. Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1. При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию.

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4. Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время.

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

zhenskoe-mnenie.ru

Как быстро научить ребенка читать

Учим читать ребёнка

Большинство из нас, когда шли в школу – не умели читать. Так, знали некоторые буквы, умели, может быть, складывать их в слоги, но чтобы читать… Однако, нынешние правила образования изменились. Сегодня, будущий первоклассник должен уметь читать,  уже к тому времени, когда  он идёт в школу. И, если такими навыками он не обладает – многие школы откажутся от такого ученика или потребуют от родителей, чтобы они «подтянули» первоклашку, и к 1-му классу он уже умел читать. Примечательно, что многие детские дошкольные учреждения в своей программе подготовки детей к школе не предусматривают выделение часов для обучения чтению малышей. Выходит, что учить ребёнка читать – задача родителей…

Мир без Вреда решил прийти на помощь мамам и папам и рассказать, как можно быстро научить ребёнка читать. Готовьтесь, сегодня мы с вами будем вспоминать школьную азбуку…

Когда ребёнка учить читать

Мы с вами прекрасно понимаем, что пытаться учить читать годовалого ребёнка – тоже, что и бежать впереди идущего поезда. Очень сложно, и в принципе бессмысленно. В виду своих психологических и физических особенностей развития, ребёнок в таком раннем возрасте (исключение, конечно же, составляют гении и вундеркинды) просто не может постичь азы азбуки. Совсем другое дело — когда ребёнок готов постичь технику чтения. Тогда и сам процесс обучения пойдёт лучше, да и результат будет выше. Но, как определить, что ребёнок уже готов учиться читать? Ведь, полагаться на возраст в этом случае и говорить, что в 5 или в 5,5 лет ребёнок обязан читать – немного не правильно. Необходимо  ещё и учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка и обращать внимание на следующие факторы:

  • В случае, если речь ребёнка связная, он уже умеет выражать свои эмоции и чувства целыми предложениями, может даже пересказывать содержание фильм или сказки – ему пришла пора учиться.
  • У ребёнка нет проблем с восприятием фонематического звука. Как узнать, что ваш ребёнок вас правильно слышит? Повторяйте ребёнку отдельные слоги и следите за тем, чтобы он точно их повторял. В случае, когда ребёнку проще заменить сложный звук на простой – с чтением лучше повременить. Вы также можете проверить способность  восприятия фонематического звука с помощью специальных картинок, на которых изображены предметы, в названиях которых присутствует один и тот же звук – если ребёнок путается, начинать учиться грамоте пока ещё рано.
  • Ваш ребёнок не посещает логопеда по той простой причине, что у него нет проблем с произношением, или он уже закончил курс коррекции произношения. Учить читать ребёнка, который регулярно занимаются с логопедом – в некоторых случаях просто бессмысленно – ребёнок не сможет прочитать букву правильно, потому, что не может правильно произнести звук.
  • У ребёнка есть навыки в ориентации в пространстве – он знает, что такое «право» или «лево», «верх» или «низ».

В случае, если ваш ребёнок обладает всеми этими навыками – вы можете приступать к обучению. Кстати,

как показывает педагогическая практика, такими навыками должен обладать ребёнок в 5-ти летнем возрасте,

это в качестве справки для тех родителей, которые считают, что их 2-х летний малыш уже должен уметь всё это.вернуться к содержанию ↑

Какие методики чтения существуют

Существует несколько методик обучения чтению

Для того, чтобы добиться стабильно высокого результата и научить малыша читать, лучше заниматься по одной из приведённых ниже методик:

  • Учимся читать целыми словами – методика Глена Домана, основывается на развитии зрительной памяти ребёнка.
  • Учимся читать по слогам – методика Н. Зайцева, основывается на обучении читать сразу по слогам.
  • Звуко-буквенный метод — ребёнка обучают слышать звуки в словах, а потом «привязывать» их к буквам.
  • Чтение по буквам – вначале ребенок учит название букв, а потом — учится складывать их в слоги. На самом деле, такой метод обучения – не слишком простой и правильный.

вернуться к содержанию ↑

Игровые методики обучения

Поскольку учим читать мы детей, а не взрослых людей, а дети – обожают играть – психологи рекомендуют обучение чтению обернуть в увлекательную игру. Тогда ребёнку будет интересно, и он охотно будет познавать новые знания. К тому же, учить ребёнка читать, играя с ним, могут даже те родители, которые не обладают педагогическими способностями и навыками.

Согласно этой методики, вам необходимо вначале выучить с ребёнком гласные буквы – их в кириллице всего 10. Затем, вам необходимо сделать так, чтобы эти буквы «заговорили» — для этого вырежьте из бумаги 10 одинаковых кружков, диаметр которых 10 сантиметров,  и на каждом таком кружке красным фломастером напишите по одной гласной букве. Теперь вам необходимо развесить эти кружочки по квартире и играя с ребёнком добиться того, чтобы ребёнок, когда он проходит мимо такого кружка с буквой — произносил звук этой буквы. После того, как ребёнок выучит буквы и звуки — поменяйте местами листочки, развесив их в другой последовательности. Ищите знакомые ребёнку буквы в книжках, на вывесках магазинов и рекламных щитах – ребёнок должен узнавать знакомые буквы и знать, как они называются.

После того, как гласные буквы вы освоили – можно переходить к изучению согласных букв. Это, немного сложнее, но вполне возможно. Изучая согласные – привязывайте их к гласным, заучивая короткие слова с этими буквами. Можно использовать способность ребёнка к ассоциативному мышлению и вместе с ним узнавать, на что похожи согласные буквы. Вполне понятно, что за неделю вы весь согласный алфавит не выучите, но при вашем желании и старании – за месяц-другой можно научить ребёнка и гласным, и согласным, и тому, как читать по слогам.

Такая методика обучения – достаточно эффективная, помогает она даже в том случае, когда ребёнок не хочет учиться читать. Главное, не настаивать и не отбить желание читать у ребенка своей настойчивостью.вернуться к содержанию ↑

Ошибки родителей, которые учат детей читать

  • Не заставляйте ребёнка читать

    Азбука с картинками – поскольку вы учите ребёнка читать – ничто не должно отвлекать его внимание от букв, которые он учит, а картинки – они как раз и отвлекают его внимание. Поэтому, отдайте предпочтение азбуке, без картинок, в которой все буквы будут чётко и правильно прописаны, без завитушек и других прикрас.

  • Учить гласные и согласные подряд – в голове ребёнка от такого «учении» будет самая настоящая каша. Поэтому, начните с гласных букв – их можно выучить, как песенку, и только потом переходите к согласным. Когда и те, и другие буквы ребёнок хорошо узнает и не  будет путаться в них – переходите к обучению читать слогами.
  • Затягивать процесс обучения букв  не стоит – на самом деле, ребёнку куда легче учить слоги, чем буквы, поэтому постарайтесь быстрее перейти к этому этапу. Тогда и самому ребёнку будет интересно читать слова, так как в них он будет узнавать знакомые и те, которые ранее он слышал или даже сам говорил.
  • Не создавайте лишнюю путаницу между тем, как называется буква и тем, как она произносится – произносите ребёнку произношение буквы, с названием он потом разберётся, когда станет старше, и когда хорошо познакомиться с буквами.
  • Длинные и утомительные занятия – утомляют и вас и ребёнка, поэтому, дольше, чем 15 минут за один раз заниматься с ребенком не стоит. Лучше это делать чаще на протяжении дня. Психологи также подтверждают этот факт, ведь внимание ребёнка в столь раннем возрасте удержать на одном предмете – очень сложно.
  • Отсутствие мотивации – отсутствие стимула не способствует обучению, ну, а если вы после вашего короткого урока, на котором ребёнок проявил себя молодцом и старательно пытался разобраться с буквами, поощрите его фруктом или небольшим презентом – научиться читать ребенок захочет ещё больше.
  • Отсутствие гибкого подхода – если где-то и уместно, то только не в случае с тем, как быстро научить ребенка читать. Поэтому, будьте готовы подстраиваться под него, и выкладывать ему информацию в той форме, в которой он лучше всего её воспринимает. Так, ребёнок аудиал – лучше воспринимает на слух, визуал – лучше запоминает изображение букв, тогда как тактильщику – будет полезно ощупать букву (для этого используйте объёмные буквы)…
  • Отсутствие практики — если не использовать полученные знания на практике – не читать книжки, вывески, афиши, то ребёнок очень скоро потеряет интерес к чтению.

вернуться к содержанию ↑

Видео о том, как учить ребёнка читать:

От случая к случаю  заниматься чтением бесполезно – если вы раз в несколько месяцев вдруг будете принимать спонтанное решение научить ребёнка читать, но, столкнувшись с первыми трудностями и с непониманием ребенка, чего вы от него хотите, будете отступать ещё на несколько месяцев – ваш ребёнок точно не научится читать. Поэтому, запаситесь терпением, найдите время и… учите ребёнка читать.

Наградой за ваше старание станет тот день, когда ребёнок прочитает вам первую сказку. Поверьте, это действительно круто, и стоит всех потерянных часов и нервов)))

Шевцова Ольга, Мир без Вреда

Сказать "Cпасибо":

bezvreda.com

Как научить ребенка читать? - Солнечный Город

Когда можно начинать?

Детские психологи выделяют несколько стадий в психологическом развитии детей:

  1. Моторно-сенсорная (до двух лет): у ребенка формируется тактильная чувствительность и физическое восприятие.
  2. Образная (до семи лет): на первый план на этой стадии выходят осваивание языка, символические игры, у ребенка постепенно формируется самооценка.
  3. Логическая (до тринадцати лет): дети учатся сопоставлять факты, строить логические умозаключения.

Согласно рекомендациям медиков и психологов, обучать ребенка чтению лучше всего на третьей стадии.

Как определить, что ребенок готов к обучению?

В психологии разработан ряд физиологических признаков, сигнализирующих о готовности ребенка к обучению чтению:

  • Ребенок произносит предложения и свободного говорит. У детей, которых обучали чтению по кубикам до того, как они начали говорить, наблюдались задержки в речевом развитии.
  • У ребенка развит слух фонематического типа: малыш слышит отдельные звуки в словах и умеет отделить их от соседних, знает, какие звуки входят в слово, может легко подобрать ряд слов, начинающихся, например, на букву Н и оканчивающихся на букву А или выделить общий звук в словах «мошка, шина, кошка».
  • У ребенка отсутствуют серьезные проблемы логопедического характера, например, малыш не в состоянии нормально выговорить половину алфавита, что значительно нарушает фонематический слух и мешает ему правильно читать.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, например, знает, где левая сторона и где правая. Уметь правильно ориентироваться очень важно, так как ребенку придется читать слова слева направо. Если ориентация нарушена, дети могут, например, начинать читать слово с любой буквы, путать низ и верх (например, Ь и Р).

Обычно все вышеуказанные признаки проявляются у детей к пяти годам.

Общие принципы обучения

Если вы не знаете, как правильно научить ребенка читать, руководствуйтесь в процессе обучения следующими основными принципами, разработанными детскими психологами:

  • Сначала нужно научить ребенка твердым открытым гласным, таким как А, О, Ы, Э, У, а затем звонким твердым согласным: Л, М. При этом согласные можно произносить только звуками (не ЭМ, а просто «М»). После чего можно переходить к изучению шипящих и глухих звуков: Ш, Ж, Д, Т, К и других.
  • На каждом занятии необходимо в обязательном порядке повторять материал, пройденный на предыдущем уроке, то есть те звуки, которые были изучены ранее. Подобная техника закрепления материала называется «повторение – мать учения» и поможет ребенку гораздо быстрее сформировать правильную технику чтения.
  • К чтению по слогам можно переходить только после досконального изучения части звуков. При чем начинать нужно с несложных слогов, таких как ЛА, МА, ПА.
  • После изучения слогов можно переходить к первым простым словам: МА-МА, МО-ЛО-КО.
  • Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо обязательно следить за произношением слогов: между словами, а тем более, между различными предложениями и фразами, обязательно должны быть паузы.

Какие методики существуют?

Существуют следующие основные педагогические методики обучения чтению:

  1. Фонетическая: считается одной из наиболее эффективных, так как базируется на алфавитном принципе — точное и четкое произношение звуков, букв, постепенный переход ребенка от изучения слогов к чтению слов.
  2. Лингвистическая: основана на особенностях живой разговорной речи —учеба начинается с популярных слов, которые наиболее часто применяются в современном русском языке.
  3. Метод Домана: ребенок полностью изучает все слова, запоминает их правописание и произношение, без изучения звуков и букв. Через время ребенка учат читать небольшие тексты с ранее изученными словами.
  4. Кубики Зайцева: методика базируется на игре ребенка с кубиками, на грани которых нанесены отдельные склады. Кубики отличаются по звуку, цвету и размеру.

Как научиться читать по слогам?

На этой стадии обучения необходимо, чтобы ребенок понял, как нужно соединять отдельные буквы в слоги. В процессе обучения можно нарисовать буквы на листах А4 или распечатать на принтере, выводить буквы палочкой на песке. Во время прогулки на свежем воздухе ребенку также можно показывать буквы, отыскивая ассоциации с окружающими вещами и предметами. Например, крыши соседних домов — буква «М», спутниковая антенна круглой формы — «О».

Как научить ребенка читать по слогам? Соединяем две буквы (согласную и гласную) и получаем отдельный слог. Чтение необходимо начинать с легких четырехбуквенных слов с парными слогами: дя-дя, па-па, ма-ма. Занимаясь с ребенком домашней работой по дому или гуляя на природе, берем наиболее распространенные слова и разделяем их на слоги.

С ребенком можно сыграть в различные игры со словами и буквами. Например, написать одно или несколько легких слов на бумаге, чтобы ребенок выложил их из кубиков с буквами. Можно написать разные слова на листках, разложить их на письменном столе и размешать, чтобы ребенок нашел среди всех листков заданное мамой слово.

Советы

Совет 1. До тех пор, пока ребенок не научится читать, не стоит начинать учить отдельные буквы, необходимо учить только звуки.

Совет 2. Если ребенок все-таки интересуется буквами, то знакомьте его с ними в контексте отдельного слова. Учите малыша тому, что буква обычно встречается в словах с другими буквами и редко идет отдельно.

Совет 3. Если малыш четырехлетнего возраста не проявляет желания к учебе, то не заставляйте его подолгу сидеть на занятиях и не требуйте чрезмерной усидчивости. Длительность одного урока должна быть не более пяти минут.

Совет 4. В пять лет поздно учить малыша целым словам, необходимо использовать послоговую методику, используя, например, кубики Зайцева.

Совет 5. Когда малыш понял метод послогового чтения и самостоятельно озвучивает слоги, контролируйте осмысленность прочитанного (ребенок должен понимать, что означает прочитанное им по слогам слово). Главной ошибкой родителей на стадии, когда ребенок полностью проговаривает прочитанное слово, является требование прочесть все предложение. Не стоит забывать о том, что на этой стадии ребенок механически озвучивает написанное. Для осознания целого текста или предложения, ребенку необходим опыт.

Совет 6. Не пропускайте уроки с ребенком, вырабатывайте у малыша усидчивость, что поможет ему лучше подготовиться к школьным занятиям. Читать необходимо каждый день, максимум по десять-пятнадцать минут.

Совет 7. Контролируйте количество информации, получаемой ребенком во время чтения, не перегружайте его. Если ребенок сопротивляется во время урока, не ставьте перед ним цель дочитать до конца.

Совет 8. Обязательно хвалите малыша после занятий. Он должен почувствовать, что делает все правильно и что мама довольна и гордится им. В таком случае на следующем занятии ребенок будет стараться еще больше и результативность уроков повысится.

Совет 9. Обращайте внимание на размер букв и их цвет, так как детям свойственно привыкать к одному шрифту. Ребенок может перестать читать, увидев слова, которые написаны другим шрифтом, отличным от того, что он привык ежедневно видеть.

Совет 10. Не проявляйте агрессии и не кричите на ребенка. Если малыш не понимает ваши объяснения, значит информация еще не осознана им. Дайте ребенку время и сделайте перерыв, не давите на него.

Примеры уроков

Пример 1. Изучаем слоги из двух гласных: УА, АУ, ИА. Далее читаем открытые слоги (гласная и согласная буквы), а после — закрытые. Для занятия необходимо подготовить таблички-карточки, например, в виде домика с несколькими этажами, где в левом окне будет согласная, а в правое окно необходимо подставлять гласные:

М + А = МА

М + У = МУ

Обратное упражнение — в левом окне необходимо написать гласную букву, к которой подставляются согласные для образования слогов.

На занятии ребенку необходимо стараться давать осмысленные слова, состоящие из двух букв, например, он, ах.

Пример 2. В начало, в середину или в конец слова следует подставить пропущенную букву: _ыба, _од.

Пример 3. В слове необходимо найти лишнюю букву и вычеркнуть: мРама, тРетя.

Пример 4. Ребенок должен заменить одну букву, чтобы образовать новое слово: лак – рак.

Пример 5. Ребенку необходимо в подписи к картинке добавить недостающий слог. Например, на картинке изображена птица и написано «пти».

Пример 6. Ребенок должен в правильном порядке поставить «перепутанные» слоги: КА — ЛЕЙ.

Пример 7. Из набора слогов необходимо составить отдельные слова.

Пример 8. Изучаем предложения. Когда ребенок научился читать короткие слова, попробуйте составить с ним предложения из двух, а после из трех слов, постепенно усложняя задачу. Например:

Там ель.

Где кит?

Вот рак.

Предложения ребенка должны быть составлены из легких и знакомых для него слов: основные глаголы и существительные, имена друзей и членов семьи. Предложения не должны быть сложными, чтобы малыш, прочитав последнее слово, не забыл первое. На этой стадии обучения не стоит заставлять ребенка читать стихи, так как ему будет сложно соблюдать необходимый темп и ритм.

Особенности обучения по возрастам

Как научить ребенка читать в 5 лет? В пять лет у малыша развивается потребность в самостоятельном чтении, что является важным этапом в интеллектуальном и личностном развитии. Однако, чтобы воплотить желание ребенка читать в реальность, родителям с малышом потребуется проделать большую работу и многому научиться, начиная с чтения по слогам и постепенно переходя к цельным словам и предложениям.

Если в четырехлетнем возрасте ребенку достаточно было просто водить пальцем по страницам и механически повторять заученные слоги, тексты и слова, то в пять лет ребенок уже пытается вникнуть в сам процесс самостоятельного чтения, начинает воображать прочитанные фразы и предложения, получает яркие впечатления от интересных книг. Чтение формирует у пятилеток насыщенную внутренне-эмоциональную картину мира, подготавливает детей к понимаю сложных логических цепочек и развивает абстрактное мышление.

Поэтому в пятилетнем возрасте для детей необходимо подбирать простые по восприятию книги, которые развивают их любознательность, а также имеют много интересных иллюстраций для лучшего понимая прочитанного.

Как научить читать ребенка в 6 лет? По мнению современных психологов, медиков, логопедов, физиологов и педагогов шестилетний возраст считается наиболее благоприятным для чтения, так как в шесть лет у ребенка активно развивается внимание, восприятие, мышление и память. В шестилетнем возрасте у ребенка появляется желание обучаться, малыш больше не пропускает регулярные занятия и не капризничает, заинтересованно читает книги и охотно повторяет прочитанный материал.

Многие педагоги считают именно шестилетний возраст наиболее удачным для начала обучения чтению, рекомендуют родителям использовать на занятиях буквари или книги для детей с крупным шрифтом. Во время уроков родителям необходимо читать и водить пальцем по страницам, как указкой, чтобы ребенок видел, как читают взрослые и повторял. Затем необходимо читать вслух, двигая по тексту уже пальчиком ребенка.

Как научить читать ребенка в 7 лет? В семилетнем возрасте ребенка необходимо заинтересовать самим процессом чтения, выбирая книги с хорошим картинками, крупным шрифтом и интересным содержимым (приключенческие, детективные, сказки, книги про растения и животных). Также можно придумать историю про ребенка и распечатать на листах А4, дополнив рассказ собственными фотографиями малыша.

Как научиться читать быстро?

Чтобы малыш научился быстро и сознательно читать, стал предметом для подражания в детском садике и школе, необходимо использовать следующие методики, разработанные специально для ускорения чтения:

  1. Чтение на время: нужно выбрать небольшой интересный текст, подходящий для ребенка по возрасту. Дать его ребенку почитать вслух и засечь время, чтобы потом подсчитать общее количество прочитанных за установленный промежуток времени слов. Начинать рекомендовано с одной минуты. После подсчета слов ребенку необходимо дать прочесть текст по второму кругу и снова подсчитать слова. С каждым разом скорость чтения будет увеличиваться и ребенок увидит свои результаты.
  2. Основные моменты: чтение должно быть не только быстрым, но и осознанным, а также плодотворным. Как научить ребенка быстро читать? Попросите малыша максимально быстро прочесть текст, а затем задайте ему ряд вопросов. Ребенок должен уверенно на них отвечать, если вы не достигли желаемого результата, предложите ребенку прочитать текст еще раз.
  3. Части слов: подберите пятнадцать длинных слов и разбейте их на несколько частей (для начала – на две). Одну половину слов необходимо написать на одних карточках, а другую – на других. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить самостоятельно половинки карточек и составить цельные слова.

Обучение ребенка чтению – это длительный и сложный процесс, который пройдет успешно при наличии поддержки, терпения и внимания родителей ребенка.

sunny-town.org

Как научить ребенка читать? - mama.ru

Если раньше ребенка учили читать в школе, то нынешние правила стали более жесткими: первоклассник уже должен уметь читать! Большинство школ даже не примет ребенка в 1-й класс, если он «не обучен грамоте». Причем далеко не в каждом детском саду детей учат буквам, все зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение. Так что очень часто родителям приходится учить детей чтению самостоятельно. И тут же возникает множество вопросов: по какой методике учить чтению (их ведь так много), в каком возрасте начать обучение чтению и так далее, и так далее…

Подходящий возраст для чтения

В этом вопросе спешка не нужна. Конечно, можно понять родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но способности строго индивидуальны. Не нужно «гнаться» за сыном или дочерью друзей, внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять, что ребенок готов учиться чтению.

Как же это определить? Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:— ребенок говорит целыми предложениями и может составить полноценный, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание фильма или книги;— у ребенка развит фонематический слух, то есть он правильно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? Например, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), затем усложните задачу и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца…). Следите, чтобы ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых различается лишь один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и так далее), ребенок должен правильно произносить названия предметов на картинках;— малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;— ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.

Если ребенок справляется со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Какую методику обучения чтению выбрать?

Перечислим основные современные методики:— чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;— чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;— звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;— чтение сложением букв — так учили большинство из нас, сначала учим названия букв, а потом складываем их вместе. Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?

Учиться читать, играя

Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.

Специалисты утверждают, что это самый легкий способ научить ребенка читать, к тому же он под силу родителям безо всякого педагогического образования.

Первым делом учите с ребенком гласные буквы. В кириллице их всего 10, поэтому процесс будет недолгим. Сделайте буквы «говорящими»: подготовьте 10 одинаковых кружков бумаги диаметром 10 сантиметров и на каждом красным фломастером напишите одну из гласных букв. Развесьте кружочки по квартире и учите гласные вместе с ребенком, просите его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую букву.

Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

Таким образом гласные буквы мы выучили, переходим к согласным. Начинать лучше по одной букве и заучивать короткие слова. Начнем с главного слова — «мама». Первой из согласных выучим букву «м». Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буквы такой же кружочек и составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т.д.). Читайте сами и просите читать ребенка. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.

Постепенно вводите новые согласные, когда их станет 2 или 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом этапе стоит приобрести магнитную азбуку. Вы удивитесь, как быстро ребенок будет запоминать новые буквы.

Подобная методика подойдет для большинства детей. Она успешно решает главную проблему — отсутствие интереса у ребенка. Все занятия построены в игровой форме, поэтому малышу будет интересно учиться читать.

Другая часто встречающаяся проблема — нежелание ребенка учиться читать. Заставлять ни в коем случае нельзя, такое учение превращается не в удовольствие, а в мучение. Постарайтесь найти какие-то стимулы для ребенка, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом интересном месте, просите прочесть какие-то вывески или надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.

Третья проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать.

Читайте также:

Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читатьОбучение чтению: методика Марии МонтессориОбучение чтению: методика Елены БахтинойОбучение чтению: методика Евгения ЧаплыгинаОбучение чтению: методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru