Психическое развитие пятилетнего ребенка. Развитие ребенка в 5 6 лет
Развитие ребенка в 5 - 6 лет
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы - зрительные, логические, словесные - различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» - на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один - лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже - то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение - символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».Главное, в развитии детей 5-6 лет - это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно - «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.
www.mamium.ru
Ребёнку 5 лет и 6 месяцев
Физическое развитие Строение и функционирование многих органов и систем организма приближается к показателям взрослого человека. Завершается формирование головного мозга. Значительно увеличивается объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений, возрастает эффективность его работы. В 3 раза растет емкость легких, начинается смена зубов.
Необходимо обратить внимание на физическое развитие дошкольника и выделить время для умеренной спортивной нагрузки. Двигательная активность стимулирует психическое, умственное и эмоциональное развитие. Детям 5-6 лет можно посоветовать занятия плаванием, гимнастикой, теннисом, танцами. Силовые виды спорта, высокие нагрузки не подходят детям этого возраста, потому что еще не завершилось развитие позвоночника и костейПсихологическое развитие Шестилетний ребенок уже должен отлично знать свое имя, отчество, фамилию, имена своих родителей и их профессии. Уметь удерживать свое внимание на предмете обсуждения, слушать взрослого около получаса, а затем анализировать полученную информацию. К шести годам ребенок должен уметь составить по картинке небольшой рассказ. Уметь сопоставлять предметы по цвету, размеру, запаху, находить несколько отличий на похожих картинках.
Главное в развитии детей этого возраста - расширение их кругозора. Отвечайте на вопросы ребенка развернуто, не просто «да» или «нет», заставляйте думать и рассуждать, спрашивайте его мнение. А почему нельзя разводить костер в лесу? Объясните. У детей в голове много неосознанной информации, порой они не могут разложить ее по полочкам. Задача взрослых - помочь им в этом. Давайте ребенку задания: рассматривать картины, а затем составить по ним рассказ из пяти-шести предложений.
Пятилетний ребенок - уже дошкольник, поэтому ему надо осваивать навыки, необходимые в школе. Для начала ему надо научиться работать в тетради, лучше в крупную клетку: соединяя точки, проставленные в клетках тетради, рисовать прямые линии, дуги и овалы. Желательно, чтобы к шести годам чтобы он хорошо владел ручкой. Для тренировки графических навыков хорошо подходят раскраски с мелкими деталями, поощряется аккуратное закрашивание этих деталей.
К 6 годам пишет печатные буквы. Понимает значение слов: слово, звук, слог. Определяет ударные гласные слоги, количество слогов и звуков в словах. Различает звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Использует в речи синонимы, говорит, из чего сделаны предметы (деревянный, бумажный, и т. д.). Может назвать времена года, части суток, дни недели. Дает им описание. Рассказывает стихотворения, пересказывает маленькие рассказы. Пишет буквы и числа. Аккуратно вырезает картинки. Дополняет в картинке недостающие детали. Бьет по гвоздю молотком. Воспроизводит по образцу геометрические фигуры. Обводит по контуру рисунки, заштриховывает фигуры.
Покажите ребенку 10 картинок по очереди, каждую картинку 1-2 сек, он должен запомнить 5-6 предметов. Прочитайте 10 слов, малыш должен повторить 6-7 слов. Знает цифры от 0 до 10, пишет их, знает математические знаки. Может из неравенства сделать равенство. Умеет раскладывать предметы от большого к маленькому и наоборот. Рисует в тетради в клетку различные геометрические фигуры. Находит предметы, похожие на эти фигуры.
Важный показатель этого возраста - оценочное отношение маленького человека к себе и другим. Дети дают характеристики своим сверстникам, критически относятся к своим недостаткам, подмечают взаимоотношения между близкими людьми. Но родители остаются для них примером. Важно, чтобы близкие люди берегли психику ребенка, несли позитивную информацию.
questionsmoms.ru
Ребенок от 5 до 6 лет
Вашему ребёнку идёт шестой год. Наступило время перехода от игр ради удовольствия и развития, к играм, основная цель которых – обучение. На 6 году жизни ваш ребёнок уже достаточно большой для того, чтобы начать с помощью игр и других занятий плавную подготовку к школе. В этом возрасте можно начинать показывать ребёнку буквы и цифры.
К 5-6 годам ребёнок обладает запасом в 3500-4000 слов. Он может легко разговаривать предложениями, объяснить, что видел и что делал. При описании предметов использует различные прилагательные – большой, маленький, холодный, красный и т.д.
По-прежнему большую часть дня ваш малыш играет в игры, только теперь многие из сценарно-ролевых игр, можно переводить в обучающие. В возрасте от 5 лет дети, как правило, легко запоминают стихи, картинки, предметы и новые слова. Однако не удивляйтесь, если ваш ребёнок, рассказав в садике стихотворение, через несколько месяцев уже совсем забыл его. Для детей от 5 до 6 лет, это абсолютно нормально. Память у ребёнка еще носит кратковременный характер. Вы можете учить цифры и буквы, но для правильного долгосрочного запоминания, надо постоянно повторять пройденный материал.
К 6 годам, дети, умеют легко обобщать предметы по явному признаку, хорошо ориентируются в пространстве. Однако, чтобы ваш ребёнок развивался успешно и легко, стоит постоянно играть с ним в различные развивающие игры и занятия. К этому возрасту, в 5-6 лет у детей, уже хорошо прослеживается деление на тех, кто лучше запоминает визуально, на слух или на ощупь.
В период от 5 до 6 лет самое благоприятное время начинать учить ребёнка иностранному языку, в этом случае ваш малыш может легко стать билингва.
Предпоследний год перед школой, ваш ребёнок заметно растёт не только в развитии речи и ума, но еще и физически. Часто в этом возрасте можно заметить, как сильно ребёнок вырос на каникулах, как быстро становится мала, недавно купленная обувь. Многие детки в 5-6 лет часто жалуются на то, что болят кости ног или мышцы, это считается нормой. Так как тело растёт и чтобы всё правильно и легко функционировало, нужно некоторое время.
Возраст 5-6 лет – это особое время для мальчиков. Так как в этом возрасте мамины игры отходят на второй план, и малышу может быть более интересно с папой. Машины, инструменты, активные игры в футбол и т.д. Не удивляйтесь, если ваш сын хочет проводить время с папой, это наоборот очень хорошо. Что удивительно, девочки в этом возрасте, наоборот (по статистическим данным) чаще любят находиться с мамой.
Что умеет ребёнок в 5 – 6 лет жизни:
- хорошо говорит и объясняет. Складно рассказывает о том, что делал или видел.
- умеет играть самостоятельно долгое время
- хорошо играет со сверстниками.
- выделяет своих друзей, рассуждает о том, на ком жениться/выйдет замуж.
- знает адрес, свои ФИО, может рассказать о маме и папе.
- легко запоминает стихи, слова, картинки
- может пересказать сказку или рассказ.
Рекомендации 5 – 6 годам жизни ребёнка: - Для того чтобы тело вашего ребёнка развивалось гармонично и хорошо, стоит продолжать делать гимнастику или утреннюю разминку.
- В этом возрасте можно начать водить ребёнка в различные кружки и секции. Для мальчика будет хорошо ходить на борьбу или айкидо, для девочек – рисование, танцы и т.д. Ориентируйтесь на способности и выбор ребёнка.
- Обязательно давайте ребёнку много овощей и фруктов.
- Прогулки на свежем воздухе должны быть увеличены до 3 часов за раз. Постарайтесь во время прогулок, чтобы ваш малыш общался с другими детками.
- Разговаривайте с ребёнком, говорите ему о том, как вы его любите и какой он молодец. Хвалите за его успехи и старания.
О том, как будет развиваться ваш малыш в возрасте 6-7 лет, читайте в нашем кадендаре. Развитие 6-7 лет.
Календарь развития ребёнка по годам.
ug-mama.ru
Планета Детства - Дети 5-6 лет
Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсон. Малыш готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их по всюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли , развивались. Пусть в вашем доме будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных вашими детьми. Удачи вам!
Двигательные навыки С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание. Эмоциональное развитие У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоции в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться. Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.
Социальное развитие С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек – маме. Папы учат сына быть мужественным, мамы дочек- женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнью. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой. В этом возрасте уже следует рассказать в доступной для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают дети во дворе. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими.
Развитие речи Ребенок в совершенстве владеет речью. Он может пересказывать сказки или увиденные фильмы. Малыш уже способен правильно произнести почти все звуки речи. К концу шестого года словарный запас в среднем составляет 4000 слов и даже больше. Ребенок уже четко излагает свои мысли. Интонацией выделяет различные моменты речи. Может найти пропущенное слово в предложении, закончить его. Он способен замечать ошибки речи других деток. Еще очень часто встречаются морфологические ошибки, путает окончание падежей и множественного числа (нет лампов, много игрушков).
Интеллектуальное развитие К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различии. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить что такое электричество, магнит. Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых помещениям, дома. Знает где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни), складывать и вычитать в пределах десяти.
Особенности поведения Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему –то научится, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки - конструктор, компьютер (с большим удовольствием играет в игры на основе любимых мультфильмов (кстати большой выбор таких игр встречается на сайте http://mult-games.ru, здесь есть Финис и Ферб, Лунтик, Маша и Медведь, Смурфики, Смешарики). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.
Творческое развитие Пик творческого развития ребенка. Он творит не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует.Считается, что детские рисунки – ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.
Возможно вам будет интересен топ пяти самых популярных развивалок нашего сайта:
1) Коллекция "Умных тетрадок" - осваиваем новые понятия и развиваем полезные навыки.
2) Обучающие карточки - для игры и обучения, большая коллекция.
3) Развивающие шнуровки - развиваем мелкую моторику и получаем новые знания.
4) Аппликации - наши аппликации это не только творчество, но и развитие.
5) Прописи - разработаны специально для малышей, очень яркие и красочные.
www.razvitierebenka.net
Психическое развитие детей от 5 до 6 лет: особенности детской памяти и речи, уровень мышления, чувства и эмоции, возможные нарушения и отклонения
Возраст 5 лет характеризуется интенсивным формированием когнитивных функций на основе предпосылок, проявившихся в младенчестве и ясельном возрасте. Впервые появляется осознанное желание «быть как взрослый», ведь именно сейчас ребенок осознает, что он – индивидуальность, и активно идентифицирует себя со своими родителями, знакомыми, героями из книг и мультфильмов.
информацияЛичность, характер, интересы, склонности к определенным занятиям – все эти структурные элементы психики впервые начинают появляться в период от 5 до 6 лет.
Установленные правила и нормативы также обретают смысл. Теперь малыш понимает, что он не центр вселенной и не должен вести себя неподобающим образом, ведь это не сойдет ему с рук. Появляется идея о противоположностях: добро-зло, красиво-некрасиво, и действия ребенка основываются именно на этих параметрах.
Факторы, влияющие на развитие личности
Следует уделить особое внимание факторам, которые влияют на развитие личности вашего малыша. В профессиональной литературе существуют три фактора, которые определяют этот процесс:
- наследственность;
- воспитание;
- среда.
Родители не могут влиять на гены, переданные ребенку, но качество двух последних компонентов — в их руках. Если ваше чадо привыкнет к хорошему окружению и общению, основанному на взаимоуважении, это станет для него нормой, отклонение от которой будет для него как минимум странной.
Помните, что психическое развитие ребенка основывается, в большей степени, на играх, сказках и мультфильмах, ведь по этому «каналу» информация воспринимается гораздо легче и не провоцирует сильного переутомления.
важноУ малыша развита непроизвольная память – он не будет стараться что-то запоминать, но в его подсознании с легкостью запечатлеются интересные моменты. Именно поэтому шестой год жизни – лучшее время для активной подготовки ребенка к школе.
Память
В этом возрасте ваш ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий. Но, конечно, все, что он таким образом выучит, не будет иметь никакой системы, и лишь будучи школьником, ребенок начнет понемногу осознавать и классифицировать информацию.
Тем не менее, этот этап крайне важен для гармоничного развития ребенка. Поэтому пользуйтесь моментом, разговаривайте много с чадом на самые разнообразные темы, читайте и смотрите познавательные передачи.
Речь ребенка в 5 лет
Активное формирование речевых способностей является одним из основных параметров психического развития. Все дело в том, что именно речь стоит на перепутье основных критериев когнитивного «взросления»:
- эмоций;
- памяти;
- слуха;
- чувств.
информацияСчитается, что этот возраст является самым важным этапом в развитии коммуникационных способностей у детей.
Период от 5 до 6 лет является временем обсуждений явлений, взаимоотношений между ребенком и его близкими и друзьями, предметов мира, который его окружает. То есть, чем больше малыш «впитывает» знаний про устройство нашей жизни, тем больше будет его желание поделиться с вами своими открытиями.
Также ребенок понимает, что для игры ему нужно уметь выражать свои мысли и желания таким образом, чтобы сверстники его правильно поняли. А так как игра является основным занятием для вашего ребенка, это станет для него замечательной мотивацией для речевых занятий и чтения.
Словарный запас к 6 годам насчитывает около 3000-3500 слов, большинство из которых являются глаголами – бегать, прыгать, ехать, а также различной деятельностью – лепить, рисовать, играть. Очевидно, что он полностью отображает жизнь ребенка и события, в которых он участвует. Грамматическая часть речи получает новый виток в своем развитии, ведь дети начинают усваивать склонения, спряжения, их типы. Естественно, это не основано на конкретных правилах, а лишь на интуитивном восприятии. Психологи утверждают, что с 4 до 6 лет язык становится для ребенка родным. И чем больше правильной и красивой речи будет слышать малыш, тем более развито у него будет «чувство языка», ведь, на удивление, способности вашего чада куда больше, чем вы только можете себе представить – он в состоянии составлять новые предложения и выражения, основываясь на единожды услышанной модели.
Отклонения в развитии речи
важноДля формирования речевых способностей очень важны отсутствия дефектов произношения. Не нужно воспринимать это явление как норму и считать, что «с возрастом пройдет».
Ни для кого не является секретом, что у многих детей возникают сложности с воспроизведением некоторых букв и звуков: Л, Р, Ш, Ж. Причинами для этого являются:
- слабые мышцы или/и анатомические дефекты (например, короткая уздечка) артикуляционного аппарата;
- неправильное произношение или нечеткое вываривание слов членами семьи.
Зачастую речевые дефекты усложняют деткам процесс обучения и усвоения грамматики и правописания. И если в дошкольном возрасте это не будет приносить ни вам, ни ребенку большого дискомфорта, то ближе к 7 годам вы почувствуете все упущения.
Но советуем все же не пускать ситуацию на самотек и обратиться к логопеду, который поможет вашему ребенку усвоить качественное произношение отдельных букв, звуков и слов в целом.
На шестом году жизни многие родители сталкиваются с проблемой неразговорчивости ребенка. Возможно, ваш кроха просто стесняется, у него недостаточно объемный словарный запас или он боится сказать что-то не так. В таком случае нужно уделить ребенку больше внимания, и, к примеру, по вечерам в подробностях расспрашивать о том, как прошел день. Возможно, сначала это будет сложным заданием, но буквально через неделю вы заметите, что речь сына или дочки стала богаче, четче, а главное – свободнее.
Мышление детей в 5 лет
Образ мысли ребенка в 5-6 лет имеет следующие характеристики:
- Эгоцентризм – это значит, что ваше чадо воспринимает любую ситуацию только со своей точки зрения. Его психика еще недостаточно созрела для того, чтоб поставить себя на чье-то место и посмотреть на происходящее с другой точки зрения.
- Синкретизм – проявляется в том, что дошкольник не может воспринимать ситуацию в целом. Да, он понимает отдельные детали, но он не в состоянии установить связи между ними. Поэтому зачастую дети в этом возрасте путают причину и следствие, и проявляют здоровую порцию нелогичности в своих рассказах.
- Анимизм – то есть проекция собственного «Я» на неодушевленные вещи.
Учитывайте эти особенности при общении с вашим малышом, и это устранит многие зарождающиеся конфликты на корню.
Чувства и эмоции
информацияВ 5 лет стремительно формируется эмоциональная сфера. В этот период дети достаточно спокойны и уравновешены, без вспышек гнева или конфликтов (но не обольщайтесь, впереди кризис 7 лет).
- Чувства у ребенка становятся значительно более осознанными, развивается эстетика, нравственность, интеллект. Благодаря частому общению со сверстниками, он начинает интегрироваться в социум, и это преподносит ему значительное количество жизненных уроков.
- Воображение – является центральным компонентом в развитие ребенка этого возраста – ведь фантазируя, он находит «отдушину», спасается от всех ситуаций, которые беспокоят его в реальной жизни. Иногда в 5-6 лет дети выдумывают себе воображаемых друзей. Это является не патологией, а особенностью. Также учтите, что, играя, ребенок настолько сильно вживается в роль, что не всегда может отличить ее от реальности. Будьте терпимы к этому, ведь вам наверняка будет казаться, что малыш вас пытается обмануть или перехитрить. Но это не всегда так, дети верят в то, что говорят, поэтому постарайтесь проявить толерантность и найти способ помочь ребенку осознать – в игре он или же в реальности.
Заключение
В целом, возраст от 5 до 6 идеален для общения с ребенком, обучению самым разным интересным вещам и его многостороннего развития. Поэтому зачастую даже к шестилетию малыши готовы перейти на следующий важный этап – к учебе в школе.
Используйте с толком возможности ребенка в этом возрасте, и совсем скоро вы сможете пожинать плоды своих усилий.
deti.baby-calendar.ru
Развитие ребенка от пяти до шести лет
Продолжая серию статей о развитии ребенка, мы постепенно подошли к возрастному периоду 5-6 лет. Этот период называется старшим дошкольным, как и группа детского сада для шестилеток. Поэтому, абсолютно закономерно, что в это время организм ребенка как бы «дозревает», а его психические процессы и особенности приобретают свое качественное своеобразие.Физическое развитие
Если вашему малышу уже исполнилось пять лет, то вы явно заметите, как он изменился. Его движения становятся все более уверенными и ловкими. Ребенок хорошо прыгает в длину и высоту, сохраняет равновесие, уверенно лазает по гимнастической стенке, веревке или висячей лестнице. Он также хорошо управляется с мячом и может прыгать через скакалку.
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".
Более трудным для шестилетки является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела, так как у него все еще преобладает наглядно - образное мышление. Однако, постепенно развивается и его более сложная форма, - словесно-логическое мышление, которое тесно связано с речью.
Речевое развитие
На шестом году жизни ребенка следует обратить серьезное внимание на развитие его речи. В пять лет ребенок должен четко произносить шипящие и сонорные звуки, подбирать слова на заданную букву, различать на слух звуки в слове. Важно, чтобы ребенок смог выразить свои мысли, пересказать сюжет или сказку, рассказать стихотворение или скороговорку. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку. Однако, не нужно забывать и о таких простых вещах, как совместные беседы, обсуждение прошедшего дня с ребенком, просьбы рассказать о своих планах и мечтах.
Развитию речи также способствуют: пение, ритмика, занятия спортом и, конечно же, ручная умелость.
Очень хотелось бы, чтобы родители не забывали о том, как важно формировать и укреплять кисть руки, особенно ведущей. Даже интеллектуально развитый и подготовленный к школе ребенок не будет успешен в обучении, если у него не развита мелкая моторика. Все это будет создавать дальнейшие, уже вторичные сложности, влияя на самооценку и даже на отношение к учебе.
Поэтому, очень важно в данный период заниматься всевозможной творческой деятельностью, учиться правильно и уверенно держать карандаш, вырезать ножницами, делать аппликации, конструировать и лепить. Заинтересуйте ребенка созданием чего- то нового и интересного, если мальчик любит машины, пусть вырезает сначала из старых журналов коллекцию автомобилей. Дальше пусть сам создает такие журналы, рисуя и подписывая марки машин. Если малышу нравится авиатехника, научите его делать самолет из оригами, владея таким умением, дети часто находят друзей по интересам, делятся опытом и чувствуют себя уверенно. Девочек также легко заинтересовать, если попросить слепить из теста что- нибудь для кукол к чаю или смастерить заколку из бисера, если растет маленькая модница. Не забывайте, что любое творчество, это еще и терапия, которая позволяет снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями.
Поведение шестилеток
В пять лет ребенок может спокойно управлять не только трехколесным велосипедом, но и своим поведением. Его целенаправленная деятельность, которую он выбрал для себя, может продолжаться более 40 минут. Также увеличивается и время произвольной деятельности, на которую ребенок может потратить около 20 минут. Шестилетние дети уже более внимательные, а их память стремительно развивается. Все это конечно отражается в поведении детей шестого года жизни, но не так явно, как развитое детское воображение.
Воображение шестилеток находится в самом расцвете, а вот умения подчиняться правилам в реальной жизни все еще не хватает. Результатом такого расхождения являются всевозможные небылицы а иногда и детские обманы. Отчасти, это происходит и из-за отсутствия внутреннего контроля над своим поведением. Отсюда и возникают темы, раскрытые в мультфильме о Маше, которая съела варенье и обвинила в этом кошку. Просто ребенок часто склонен думать так: «Если мама не видела, что я сделал в ее отсутствие, то этого как будто и не было».
В период от 5 до 7 лет важным в развитии ребенка как раз и становится формирование функции контроля, которая тесно связана с произвольным поведением.
К примеру, о низкой функции контроля говорит постоянное напоминание ребенку о том, что он должен убирать за собой игрушки, складывать свою одежду, умываться и чистить зубы.
Многие шестилетние дети начинают противоречить родителям, игнорировать их указания, делать вид, что не слышат или тянуть время выполнения просьбы. Это естественный процесс, который нужно пережить, но не пускать на самотек. Просто, распоряжения нужно давать так, чтобы ребенок смотрел на вас и слушал внимательно. Не следует просить его о чем то, находясь в другой комнате, если ребенок не обладает достаточно развитой функцией контроля. Но, если вы о чем-то попросили, проследите, чтобы ребенок сделал это.
Чтобы добиться послушания от шестилетнего ребенка, достаточно будет использовать логические аргументы. Если ситуация вышла из под контроля, и вы решили наказать ребенка, постарайтесь объяснить ему, почему вы так поступили и узнать какие выводы он сделал.
Важно также практиковать хорошее поведение у малыша, например, давать ему посильные интересующие его самого задания, а потом хвалить за выполнение. Такое положительное подкрепление поможет вам и ребенку справиться с более сложной деятельностью. А ребенок будет чувствовать, что он в состоянии решить поставленную задачу, ведь у него уже такой опыт...
Особенности игры
Формированию произвольного поведения в периоде 5-6 лет, как ни странно, способствует игра.
Дело в том, что игра, а именно, сюжетно-ролевая и групповая (свойственная этому периоду), все еще является для ребенка его ведущей деятельностью. То есть, является основной, главной составляющей его психического развития. Сейчас, сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета. А ее содержанием становятся отношения между людьми.
Дети сами создают модели этих отношений, формируя устойчивые объединения из 3-4 человек и более. В такой игре много действий, которые помогают строить ребенку ролевые отношения с другими участниками.
Так, дети становятся способны сознательно планировать и выполнять сложные последовательные действия. Таким образом, формируется произвольное поведение без каких-либо сознательных ограничений со стороны взрослого. Поэтому, не ограничивайте своего ребенка в играх, наоборот, знакомьте его с их разнообразием и помогайте осваивать правила.
Познавательное развитие
В 5-6 лет ребенок, как губка впитывает любую информацию (нужную и не очень), тем самым расширяя диапазон своих познаний. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность рассуждать о них абстрактно. Поэтому усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, и ребенку приходится думать и рассуждать.
К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Интересуясь какой-либо темой, шестилетка способен проникнуть в самую суть и долгое время с увлечением осваивать ее. Однако, очень скоро ребенку придется столкнуться со знаниями, не совсем интересными и важными на его взгляд. Мало того, в его жизни все чаще возникают ситуации, в которых нужно прилагать усилия или откладывать более интересные дела на потом. Конечно, концентрация внимания еще не достигла уровня школьника, да и память все еще опирается на картинки и эмоции, однако, чтобы не столкнуться с трудностями произвольного поведения в дальнейшем, ребенка нужно готовить уже сейчас.
Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза. Важно, чтобы поставленные задачи не превышали возможностей ребенка, а опирались, главным образом, на мотивацию к успеху. Сейчас существует множество ярких и увлекательных энциклопедий, настольных игр и развивающих игрушек, способных увлечь ребенка. Например, серия книг для чтения, имеющая 4 уровня сложности. Каждая книга - маленькая энциклопедия, где собраны факты на разные темы, начиная от бытовых и заканчивая научными. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Прочитав одну книгу, вы приобретаете следующую и так по возрастанию. Так может происходить любая познавательная деятельность, шаг за шагом: сделали одно, перешли к другому.
Немало настольных игр, например: лото, пазлы, мозаика, шашки, домино- закрепляют знания детей, способствуют развитию речи, умению считать, развивают усидчивость, сообразительность. А считать малыша можно и на прогулке. Например, дайте ему задание попрыгать 5 раза на левой ноге, а 9 - на правой. Да разве только это можно придумать.
В этом возрасте любознательность детей, их интерес к миру огромный. А вот навыки чтения еще не очень значительны. Поэтому покупайте своему ребенку книги с коротким насыщенным текстом, одновременно - с крупным шрифтом.
Научите малыша не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Так ребенок лучше усвоит его содержание, научится вспоминать события, описанные в книге, следовательно, улучшится и его память.
Общение
В период с 5 до 6 лет, ребенок уже скорей всего посещает какие либо студии развития, занимается спортом или ходит в детский сад. Находясь в группе детей, ребенок учиться общаться, строить отношения, соблюдать правила поведения и просто дружить. Родителям необходимо понаблюдать, как ведет и чувствует себя их ребенок, находясь в детском коллективе.
Необходимо обратить особое внимание, если ребенок не желает находиться в группе без мамы (даже если она не новая для него), или, наоборот, ведет себя крайне развязано, не соблюдая личной дистанции среди детей и взрослых; если излишне агрессивен, неусидчив, не понимает (либо не слышит) инструкций взрослого, делает все наоборот, плачет по любому поводу или ведет себя отстраненно. Любое неадекватное поведение ребенка, особенно, если оно заметно не только вам, должно насторожить родителей, для того, чтобы вовремя его исправить.
Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком.
Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам.
Многие шестилетки испытывают психологическое напряжение. Это проявляется в таком поведении, как накручивание волос на палец, постукивание ногой, почесывания, обкусывания ногтей и т.д. Бывает что дети, испытывающие напряжение, легко раздражаются и плачут. В этом случае ребенка следует показать специалисту. Ведь именно в этом возрасте у ребенка начинают формироваться устойчивые черты характера.
© 2010г., Информационно-психологический центр «Белый слон»
www.wslon.ru