Как научить ребенка алфавиту в 5 лет. Как ребенка научить алфавиту 5 лет
Как научить ребенка алфавиту в 5 лет |
Знание алфавита – это основа чтения. Ребенку уже 5 лет, через 1-2 года он пойдет в первый класс, где уже должен будет если не читать тексты, то хотя бы уметь сливать слоги. Для того, чтобы успешно освоить эту науку, с ребенком необходимо учить алфавит.
Безусловно, многие родители могут сказать, что как научить ребенка алфавиту в 5 лет они знают и без наших советов и рекомендаций. И с этим никто не спорит. У каждой мамы уже давно сформировался собственный подход к своему чаду, и она лучше других знает, как обучать своего ребенка. Но тут есть одно «но».
Мы не учим мам и пап, как им учить своих детей, мы приводим советы специалистов, которые помогут облегчить процесс обучения, сделать его более простым и эффективным. А какой метод использовать – это уже решение родителей.
Первые знания об алфавите и буквах человек получает в раннем детстве. Как правило, по итогам первого класса необходимо уметь читать, писать, а это невозможно без знаний букв.
В современном мире дети быстро развиваются, в век информации они раньше осваивают алфавит, приобретают знания о правилах русского и даже английского языка. Алфавит определяют, как совокупность определенных букв и знаков письма.
Перед юными учениками встает вопрос: «Зачем знать алфавит?». Конечно, уметь говорить можно и без знаний алфавита, доказательством этому являются маленькие дети, ведь они совершенно не знают букв, их системы расположения в алфавите, но тем не менее, умеют выражать свои мысли.
Кроме говорения социализированному человеку необходимо уметь читать и писать. Для того, чтобы понять текст, написать письмо необходимо знать письменное обозначение звука. Для изучения любого языка необходимо освоить алфавит.
В 5 лет ребенку необходимо знать все буквы алфавита, это необходимо для того, чтобы он успешно осваивал чтение. Поинтересуйтесь, какие требования к будущим первоклассникам выдвигает та школа, которую вы выбрали для дальнейшего обучения ребенка.
В одних школах будет достаточно, если малыш научится сливать прямые и обратные слоги, в других необходимо чтение от 15 слов в минуту и более. Чем раньше вы начнете изучать алфавит, тем быстрее и легче ребенок получит необходимые знания.
Алфавит является основой интеллектуального развития человека, благодаря ему начинается освоение наук, осуществляется передача знаний. Алфавит является одной из важнейших составляющий развития прогресса всей цивилизации.
Почти все родители задумываются о том, в каком возрасте следует начать обучать ребенка грамоте, азам языка. Некоторые мамы и папы считают, что не нужно ребенка утомлять занятиями по развитию речи, письменности, они считают, что этому их научат в школе. Современная система образования требует от первоклашек уже умение различать буквы и читать.
Перед тем как самостоятельно начать заниматься обучением ребенка алфавиту, необходимо узнать мнение специалистов по поводу того, в каком возрасте начать обучение и как правильно подойти к решению этого вопроса. Неправильный подход к этому делу может спровоцировать отвращение к процессу обучения у ребенка, что на долгий срок отложит освоение букв.
Некоторые родители придерживаются мнения, что начать освоение алфавита нужно с полугода, есть специальные методики, которыми пользуются передовые родители, каковых, на самом деле, очень мало. Если рассматривать, таких родителей и родителей, которые совсем не занимаются данным вопросом, то можно назвать этот процесс «из крайности в крайность».
Если начать обучение ребенка с года, то велика вероятность забывания букв, вследствие отсутствия практики. Оптимальным возрастом специалисты считают от 4 до 5 лет, в это время ребенок начинает интересоваться интересными фактами, которые он может прочитать в книге, что поспособствует практике запоминания букв, в этом возрасте нет вероятности того, что ребенок забудет алфавит до школы.
Если желание родителей обучать алфавиту детей, которым еще нет 4-5 лет слишком велико, то можно использовать различные видеокурсы для малышей. Сейчас существует много развивающих видео, мультфильмов, песенок, прослушивая которые дети будут запоминать буквы.
Такого же эффекта можно достичь, если заниматься вместе с ребенком различными видами прикладного искусства. Аппликации, вырезание, рисование, мама может шить объемные буквы вместе с ребенком. Изготовление и изучение одной буквы в неделю будет достаточно, чтобы ребенок запомнил ее. Кроме того, все это только хорошо сказывается на развитии мелкой моторики.
Первое и основное правило, которое стоит запомнить родителю: ребенка не нужно утомлять занятиями изучения алфавита. Каждодневные «уроки» можно проводить буквально 10 минут, но систематично.
Для начала нужно ненавязчиво показывать ребенку буквы, к примеру, вырезать их цветной бумаги и развесить в комнате, тем самым он будет зрительно привыкать к ним.
Родителю нужно усвоить, что не нужно мучить ребенка «экзаменами», принудительно требовать результат, необходимо в игровой форме прививать ребенку «любовь» к буквам. Для начала нужно объяснить, зачем нужно знать буквы. К примеру, показывать ребенку плакаты с его любимыми персонажами и читать надписи на них, читать книги на ночь, тем самым прививать любовь к чтению.
Как известно, ребенок повторяет все действия за родителями, старается быть похожим на них, поэтому в качестве примера подражания нужно стараться читать книги в присутствии ребенка, что несомненно вызовет у него любопытство к данному процессу.
При изучении букв нужно не создавать путаницы в голове ребенка, то есть не говорить «гэ», «бэ», это разное произношение, нужно учить либо звукам, либо буквам.
Но, как показывает практика более опытных и старших мам, чьи дети уже осваивают чтение, лучше ребенка учить именно звукам. Это облегчит процесс сливания двух букв в слог. Ребенок будет пытаться соединить звуки «в» и «а» в «ва», а не «вэ» и «а». Часто дети, выучившие произносить буквы, испытывают трудности именно с соединением их в слоги.
Подключив двигательную память, можно вырезать буквы, лепить их. В игровой форме можно выкладывать буквы из различных предметов, которые попадаются вам. Не нужно устанавливать определенного время, в которое каждый день будет проходить изучение букв, родитель должен сам понять в какое время дня ребенок готов уделить минуты их изучению.
Некоторые дети осваивают язык с помощью магнитов в виде букв, такой подход интересен многим. Кроме зрительного изучения букв, их необходимо учиться писать, что поможет быстрее запомнить знаки алфавита.
Перед тем как начать обучать ребенка алфавиту нужно родителям самим подготовиться к этому процессу морально, поскольку не все дети сразу осваивают буквы и звуки, к каждому ребенку нужно найти свой подход.
Набравшись терпения, можно приступать к следующему этапу, а именно «внедрению» в жизнь ребенка букв, их распространению в квартире в виде табличек, магнитов, можно приобрести специальную меловую или маркерную доску, на которой писать ежедневно буквы, также нужно стараться обращать внимание ребенка на буквы в различных магазинах, на улице, в вывесках.
Не торопитесь выучить с ребенком как можно больше букв за короткое время. Пусть вы будете тратить на одну букву несколько дней, но зато она прочно закрепиться в голове малыша.
Выучив букву «А», просите ребенка назвать как можно больше слов с этой буквой или слова, которые начинаются на нее: «автомобиль», «аист», «автобус» и так далее. И точно так же с другими буквами. Когда он выучить несколько букв, просите называть слова, в которых есть сочетания определенных, уже знакомых ему звуков.
Мама или папа должны отправиться в книжный магазин с целью купить азбуку и самые элементарные, простые прописи. Азбука должна быть предельно понятной ребенку, поэтому перед покупкой пролистайте ее, посмотрите все ли слова-ассоциации в ней простые и известные ребенку, буквы в книге должны быть напечатаны хорошим шрифтом, ярким цветом.
Сейчас в магазинах детских игрушек есть немалое количество специальных ковриков с буквами, которые при нажатии озвучиваются, если есть возможность, следует их приобрести, это ускорит процесс изучения алфавита.
Существует огромное количество методик по обучению ребенка буквам. Далее будут рассмотрены наиболее эффективные, подходящие для 5-ти летнего ребенка.
В настоящее время в магазине можно приобрести буквы-игрушки, которые выполнены из ткани и наполнителя. Данные «инструменты» можно изготовить мамам самим при наличии элементарных знаний о шитье.
Буквы-игрушки заинтересуют ребенка своим внешним видом, яркостью, ребенку будет интересно составлять из них элементарные слова. Расположив их в детской комнате, ребенок начнет привыкать к виду букв, можно время от времени ненавязчиво напоминать ребенку о значении того или иного символа.
Можно использовать в обучении самодельные буквы Хенд Мэйд, их делают из красочного картона, вырезав в виде каких-либо фигур, символов, которые начинаются на определенную букву.
Для изучения с ребенком алфавита можно использовать различные карточки в настольных играх, раскладывая их по порядку, составляя слова «мама», «папа» и другие. Можно нарисовать буквы, вырезать их и тоже в игровой форме учить алфавит.
Некоторые мамы делают с детьми аппликации, наклеивая буквы из цветной бумаги на картон. Кстати, тут можно сразу согласные буквы вырезать из синего, зеленого, коричневого, а гласные – из красного, желтого или оранжевого цветов. Это положительно скажется на понимании ребенком понятий согласных и гласных букв и звуков.
Существует множество авторских методик, которые были разработаны психологами в разные периоды. Выпущены специальные наборы для изучения букв по методике Монтессори. Она основана на тактильных ощущениях ребенка, именно благодаря им он запоминает буквы. Разработаны также специальные мультфильмы с музыкальным сопровождением.
Для самых маленьких детей в возрасте от полугода существует японская методика, при которой детям на карточках показывают буквы и произносят их, ребенок запоминает. Стоит отметить, что даже без речевого развития, он может указывать пальцем на букву, значение которой его спрашивают.
Основные рекомендации заключаются в том, что обучение ребенка азбуке должно проходить в максимально естественной обстановке, без принуждения и насилия. Родитель должен быть тонким психологом, понимающим своего ребенка, его желания и возможности.
С ребенком в возрасте 5 лет не всегда легко договориться, но можно прибегнуть к игровой форме обучения, которая поможет освоить алфавит. Если ребенок отказывается изучать, то значит ему это не интересно, задачей родителей в таком случае становится убедить ребенка в важности знаний.
Оптимальным вариантом, конечно, является случай, когда ребенок сам начинает проявлять интерес к чтению. Поэтому родителям нужно пробудить любопытство к буквам у ребенка.
При категорическом отказе ребенка изучать буквы, играть в специальные игры, стоит на некоторое время отступить и подождать, когда ребенок будет готов к процессу обучения.
Не нужно никогда сравнивать своих детей с другими, каждый ребенок индивидуален, особенный, имеет свои темпы развития, нередки случаи резкого скачка развития детей после длительного «застоя».
В любом случае, какую бы методику не выбрали родители, учить алфавит необходимо. Главное, делать это нужно не навязчиво, чтобы не отбить желание ребенка к учебе.
Ну и второе требование – систематичность. Каждый день по 10 минут занятий и успех в освоении азбуки обеспечен.
worknet-3.ru
Как выучить алфавит с ребенком 5 лет
Недаром среднее образование дети начинают получать примерно в 6-летнем возрасте, когда они более или менее готовы к массовому поглощению новой информации. Да и то, ребенок ребенку рознь, у всех разные характеры, способности и наклонности, поэтому вам уж точно не следует рассчитывать на повышенную заинтересованность сына в предложенной вами науке. Если он ранее никогда не имел дела с изучением букв, цифр или чего-то подобного, то будьте готовы, что вы столкнетесь со проблемой невнимательности и отсутствия концентрации. Поэтому изучение алфавита должно проходить исключительно в игровой манере. Ни в коем случае не загоняйте ребенка в какие-то рамки и не принуждайте его часами сидеть за освоением новой для него науки. В случае со столь маленьким ребенком может сработать отталкивающий инстинкт, и малыш принципиально не будет вникать в тему. Ваша задача — вызвать заинтересовать. Помочь могут всевозможные игрушки, кубики, азбуки с забавными рисунками, видео уроки с мультиками и так далее. Благо, этого добра хватает, да и всегда можно проявить креативное мышление.
Что касается непосредственного изучения букв, то начинать желательно с гласных, вызывая у ребенка определенные ассоциации. Например, если покоряете «А», то предлагайте ребенку картинку, где нарисован «Абрикос» или показывайте определенный предмет в доме, который начинается именно на эту букву. Когда все гласные будут освоены, плавно переходите к одолению согласных. Очень важно не перезагружать ребенка и давать ему информацию постепенно. Для начала знакомьте его только со звуками. Например, если учите букву «К», то так и называйте ее — «К», а не «КА». Для начала так ему будет понятнее. Ваш ученик должен понимать, к чему вообще и зачем все эти буквы, поэтому объясняйте ему, что из них можно составлять слова, и показывайте обязательно примеры. Не забывайте о визуальном восприятии. Обращайте внимание ребенка на разнообразные вывески магазинов во время прогулок, надписи на одежде или на продуктах, которые выбираете с ним в магазине. Купите или сделайте самостоятельно макеты букв и предложите ребенку поводить по них карандашом. Когда он сможет безошибочно идентифицировать буквы, называя весь алфавит, более основательно переходите к навыкам письма. Главное, чтобы учеба происходила исключительно на позитивной волне, никаких криков и принуждения. Помните: успех вашего чада в изучении букв зависит только от того, насколько вы сможете его заинтересовать.
nashidetki.net
Как правильно научить ребёнка алфавиту
Готовность ребёнка к обучению
Современный мир богат различной информацией, которая обновляется каждый день. Маленькие дети начинают изучать мир с первых дней своей жизни. Дети до года активно интересуются всем новым, хотят всё потрогать и попробовать на вкус. Ребёнок постарше осознанно интересуется игрушками, предметами домашнего интерьера, детскими яркими книжечками.
Обучение малыша
Когда ребёнку исполняется от 2-4 лет многих родителей начинает интересовать вопрос его обучения. Возникает вопрос: «В каком возрасте нужно начинать учить алфавит, как правильно подойти к этому процессу?». Многие педагоги, психологи называют возраст 5 — 6 лет, есть такие, которые говорят о 2-4 годах жизни малыша. Конечно, вряд ли ваш ребёнок научится читать в 2 или 3 года, но занятия с такими детками будут полезны для развития речи, мышления. Существует множество методик, ориентированных на различный возраст детей.
Как определить готов ли ваш малыш к изучению алфавита? Далеко не всегда это зависит от возраста, ведь учить можно и самых маленьких. Родитель должен, в первую очередь, обратить своё внимание на уровень психофизического развития ребёнка. Дети 2-3 летнего возраста должны понимать вас, уметь выражать свои эмоции, немного разговаривать (с неговорящими детьми также возможно заниматься, занятия будут способствовать развитию речи). Учить лучше, когда ученик в хорошем настроении, здоров. Различные виды работы не должны превышать 5-10 минут, если видите, что малыш отвлекается меняйте вид работы. Старайтесь, чтоб занятия были ненавязчивыми и проходили в дружелюбной атмосфере.
Не ждите от ребёнка молниеносных результатов, успех в работе зависит ещё и от способностей малыша обучаться, некоторым деткам может потребоваться больше времени. Хвалите своего маленького ученика, ведь чувство успеха очень важно.
Методики изучения алфавита
Под изучением алфавита нужно понимать не только правильное называние букв алфавита, но и в будущем умение ребёнка узнавать буквы и звуки, которые они обозначают в устной и письменной речи.
При работе с самыми маленькими (2, 3, 4 года) не рекомендуют вдаваться в подробности звукового анализа букв алфавита. Не забивайте голову малыша гласными и согласными, твёрдыми и мягкими звуками. Это он выучит, когда подрастёт. Главная задача научить малыша визуально запомнить букву, называть её и узнавать в различных словах.
Обучение алфавиту
Родитель должен понимать, что при изучении букв ученик должен не только видеть их, а ещё иметь возможность взять в руки, потрогать, услышать. Здесь помощниками станут различные карточки с написанными буквами, наборы из всевозможных материалов (пластмасса, дерево). Имея эти наглядные пособия, дети могут смело находить нужную букву из ряда других, складывать из них свои первые слова.
Многим детям при изучении помогают картинки – аналогии. Большинство пособий уже продаются с такими картинками, если же у вас нет похожего пособия, его можно сделать собственными руками. К букве, написанной или напечатанной на листе бумаги прикрепите картинку, она поможет малышу вспомнить букву, это не обязательно должно быть, как в букваре, когда слово начинается на нужную вам буквы алфавита, картинка может отображать действие предмета, начинающегося на нужный нам звук. Например, буква «Ж», прикрепите возле неё жука, который делает «жжж», или возле «С» можно прикрепить воздушный шарик, он, когда сдувается образует звук «ссс». Подобную картинку можно прикрепить к каждой букве. Ещё существуют пособия, которые при нажатии на букву называют её, поют соответствующую песенку, подбирают нужные слова. Учить детей становиться легче.
При изучении новой буквы рисуйте её изображение, научите лепить из пластилина, теста, дети обязательно должны повторять её, пойте песенку буквы вместе с детьми, прицепите изображение на холодильник, магнитную доску, перед глазами могут находиться предметные картинки с нужными нам звуками, лучше иметь подписанные изображения, дети любят находить в этих записях уже изученное, возвращайтесь к изображениям в течение дня, вспоминайте то, что уже было изучено раньше.
Основные тезисы по изучению алфавита
Из сказанного выше можно подвести следующий итог:
Обучать можно самых маленьких
- Изучать алфавит возможно с раннего возраста.
- Изучите интересующие вас методики работы, выберете ту, которая подойдёт к вашему режиму дня, особенностям будущего ученика.
- Занятия не должны быть длинными, меняйте вид деятельности каждые 5-10 минут в зависимости от возраста, усидчивости ученика.
- Старайтесь, чтоб новый материал находился перед глазами дитя, он должен иметь возможность потрогать, услышать, сделать самостоятельно.
- Научите быть внимательным, старательным, выполнять ваши требования.
- Постарайтесь развить желание обучаться, не заставляйте ребенка, если ваш ученик не настроен сегодня учиться, через время он всё равно заинтересуется, меняйте вид деятельности, хвалите за успехи.
beremennostnedeli.ru