Личностное развитие ребенка в возрасте пяти-шести лет. Особенности развития ребенка 5 6 летВозрастные особенности детей 5 6 лет: начинаем подготовку к школеВ этой статье: Ваш малыш уже достаточно вырос, чтобы осознавать связи между людьми, причины тех или иных действий. У него хорошо развиты воображение и логика. В этом возрасте дети делают первые выводы об устройстве мира, у них появляется понятие о морали, правилах поведения. Возрастные особенности детей 5-6 лет очень отличают их от младших Перед вами все еще малыш, но очень скоро он пойдет в школу. Тогда его мир изменится еще раз — это первый шаг к взрослой жизни. Родителям нужно правильно вести себя с детьми, ведь именно в этот период закладываются понятия об этике, морали, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Приготовьтесь к большому количеству вопросов. Ребенку все интересно узнать, ведь мир только начал открывать для него свои двери. Мир вокругИх интересует все: космос, динозавры, почему зеленые листья превращаются в желтые, как готовить тесто, когда уже можно будет пойти в школу. Многие родители не поспевают за темпами взросления ребенка. Еще 2 года назад это был малыш, который без мамы не мог даже покушать, а теперь он уже знает, как пользоваться телевизором, микроволновой, рассуждает на своем детском языке о мире. В этот период родителям необходимо приложить все усилия Приготовьтесь: познание мира невозможно без вопросов. Некоторые из них могут заставить вас смеяться или краснеть. Сейчас ребенок начал понимать некую разницу между мальчиками и девочками. Физиология, строение тела, отношения — все это будет его живо интересовать. Попробуйте отвечать честно, но не слишком забегайте вперед. Не ругайте ребенка за любознательность – просто объясните, когда и какие вопросы уместны. Логика и мышлениеДетям 5-6 лет уже легко даются задания на поиск общего признака разных предметом. Причем задания должны становиться сложнее, чем в 4 года, когда общий признак был только один. Теперь уже логическое мышление развито Он состоит в том, что ребенку показывают кружки из бумаги — например, 10 белых и 5 черных. На вопрос, каких больше – черных или белых, малыш 3-4 лет ответит, что белых. А вот на вопрос, больше белых или же бумажных, он тоже ответит, что белых. А в возрасте 5-6 лет уже развитая логика подводит его к правильному ответу. У ребенка формируется абстрактное, или словесно-логическое, мышление. Дети решают простые логические здания, могут в уме быстро найти решение и ответ. Воображение и абстрактная логика тоже шагнули далеко вперед. Как тренинг можно предлагать описать картинку или придумать рассказ по картинке. Ребенок начинает использовать фразы «я думаю…», «мне кажется…», «я уверен…» для описания действий героев на картинке. Следующим заданием для него будет придумать Если нет проблем с речевым развитием, то рассказ получается эмоциональным и логичным. Малыш уже может дать оценку действиям людей. Не предлагайте ему для описания статичный пейзаж – лучше подойдет сценка из школьной или городской жизни. Так у него будет больше возможностей проявить фантазию. Простая математикаВ 5-6 лет дети должны уметь считать. Простые действия (сложение и вычитание) в пределах десяти — нормальные операции для этого возраста. Покажите им на примерах, что это такое, если сразу не понятно. Уже пора разбираться в вопросах «сколько?», «который по счету?». Для дошкольников есть специальные развивающие книжки с картинками. Там через простой пример со множествами можно объяснить, как правильно использовать математику в повседневной жизни. Дети 5-6 лет Предложите малышу сосчитать количество предметов или людей, пока вы находитесь в транспорте, в очереди. Это небольшая тренировка, которая весьма полезна. Покажите, как правильно подсчитывать сдачу. Вы можете использовать мелкие монетки для иллюстрации. Такая игра «в магазин» наглядно поможет научиться считать и делать простые операции. Пусть он сначала покупает, а затем будет продавцом. Сейчас важно, чтобы все игры были не бесцельными, а как можно более насыщенными знаниями и обучали различным навыкам. Речевое развитиеЕсли в прошлом малыш получил диагноз «задержка развития речи», то в 5 лет проводится новая проверка у логопеда. Вы выполняли все предписания врача, занимались, читали и говорили? Тогда, если других проблем нет, диагноз, скорее всего, будет снят. Это позволит вам пойти в обычный школьный класс. У детей без ![]() В возрасте 5-6 лет малыш уже должен правильно называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес. Часто такие вопрос задают при приеме в школу, да и на случай непредвиденных ситуаций запомнить это не помешает. Знания о мире и вещахК 6 годам малыш научился пользоваться телефоном. Он знает свой номер, рабочий мамы и папы, бабушкин домашний. Возможно, созванивается с другом из садика. Разговор по телефону для него естественен. Кроме того, с каждым годом у нас появляется все новая и новая техника. Теперь дети в 5-6 лет уже умеют пользоваться компьютером, играют в игры. Сейчас допустимая норма — 30-60 минут за компьютером в день. Да, ограничить ребенка сложно, но полезно и необходимо. Компьютеры, телевизор, планшет могут серьезно испортить зрение малыша – поберегите глаза для уроков. Нельзя совсем Такие простые навыки, как завязывание шнурков и чистка зубов, уже вошли в нормальный режим. Ребенку даже приятно, что наконец-то такие вещи он делает сам. Не стоит падать на колени и завязывать шнурки на улице уже довольно взрослому ребенку. Это теперь смущает его и даже раздражает. Он теперь одевается и причесывается сам, а девочки уже умеют делать некоторые прически, причем эта тема их очень интересует. Важно знатьСейчас это еще маленький ребенок, которому нужны советы, помощь и защита взрослых. Но уже пора научить его, как он должен действовать в разных ситуациях. Например, как Скорее всего, вы уже научили его обращаться к взрослым по имени и отчеству. Теперь расширьте эти знания: прорепетируйте его разговор в магазине с продавщицей, в школе с учителем. Или вопрос прохожему: например, как спросить, сколько сейчас времени. Все эти вопросы могут встретиться на собеседовании в школу. Даже обычные школы проводят небольшую беседу, чтобы определить уровень развития малыша. Выучите наизусть важные номера телефонов: полиции, скорой помощи, пожарной службы. Все это расширяет кругозор и показывает, что ребенок тоже несет некоторую ответственность. Этот возраст позволяет научить ребенка быть более самостоятельным. Если он останется в квартире один на какое-то время, то сможет вести себя нормально, знает, какие вещи можно брать, а какие нет. Конечно, психологи не советуют оставлять малыша 5 лет одного надолго, но ситуации бывают разные.Игры и игрушкиИгры становятся долгими. Теперь девочки играют с куклами, а мальчики выбирают «мужские» игры: машинки, солдатики. Их не всегда можно посадить играть вместе, ведь интересы уже стали разными. Девочек больше волнует семья, забота о детях, а у мальчиков эти темы интереса не вызывают. Они даже отказываются вести совместные игры — отныне и до определенного возраста дети будут предпочитать общаться и дружить по гендерному признаку. Их игры становятся Дети редко пускают взрослых в свои игры, ведь это их личный мир, который действует только по их правилам. Места для вашей инициативы может не оказаться. Стремитесь развивать воображение — покупайте разные игрушки. Сегодня много говорящих, танцующих кукол. Придумывать ничего не нужно — это за вас сделал производитель. Такие игрушки тоже должны быть, почему бы и нет? Говорящая кукла, которая танцует, ходит, смеется — очень интересный персонаж. Но все же лучше создавать сказку своими руками. Родителям важно знатьПять-шесть лет – это период, когда ребенка все интересует. Физиологические процессы в организме, различия между мальчиками и девочками на некоторое время станут важной темой разговоров. Лучше продумайте этот разговор и обсудите все. Поймите, что дети совсем не хотят ставить вас в неловкое положение или оскорблять — они лишь хотят все понять. Вам не обязательно знать все, но этично объяснить — именно ваша задача. Учитель в школе не станет уделять этому особого внимания. Как известно, некоторые вещи лучше узнать дома от мамы и папы, чем прочитать на заборе. Могут появиться Очень скоро этот период закончится и ваш малыш повзрослеет, но именно сейчас вы сформируете у него понятие о том, как быть девочкой или мальчиком, как вести себя, как относиться к своему телу. Можно заложить у ребенка или правильное видение себя, или же массу комплексов. Сейчас активно развивается его психика, а также складывается мнение о себе, взгляд на себя со стороны. Помогите малышу правильно понять, кто он. Вы можете как общаться с ребенком в этом возрастеВ этой статье: Дошкольник в этом возрасте начинает осознавать себя как члена общества, понимает важность общения с окружающими его людьми. Дети усваивают, что означает быть вежливым, отзывчивым, честным, достойным членом общества, и всеми силами стремятся быть именно такими. Примечательно, Малыши в этом возрасте могут без скандалов и истерик самостоятельно убрать за собой игрушки, заправить постель, почистить без напоминания зубы или помыть руки. Все это дети делают в результате осознания ими норм поведения, развития чувства ответственности за свои поступки. Дошкольник выстраивает линию поведения не только ради получения высокой оценки взрослых, но и в первую очередь в соответствии с собственными представлениями о нормах поведения. Стоит отметить, что не все так идеально, как кажется. Определенные правила и нормы малыши соблюдать пока в состоянии лишь выборочно, в процессе общения с людьми, которые вызывают у них симпатию и доверие. Так, например, не каждый ребенок в 5-6 лет сможет подавить агрессию, если у него забирают любимую игрушку, или сходу найдет контакт с малознакомыми детьми, играя в совместные игры. В 5-6 лет дети На этом этапе развития дошкольники с удовольствием и довольно связно рассказывают о том, что с ними случилось, где они были и какие эмоции пережили. Помимо того что малыши учатся рассказывать, у них развивается способность слушать других, увлеченно, с переживанием их эмоций, причем как взрослых, так и детей,. В этом же возрасте дети начинают относить себя к группе мальчиков или девочек в соответствии с половыми признаками. Симпатии друг к другу дети выражают на основе определенных качеств сверстников. Так, например, девочкам в мальчиках может понравится смелость, ловкость и серьезность, тогда как мальчики обращают внимание на девочек красивых и добрых. В 5-6 лет родители могут снизить контроль за действиями крохи на прогулке и дома. Дошкольник становится более сознательным, четко понимает, что опасно, а что нет, и самостоятельно регулирует собственные действия. Особенности игровой деятельностиИгровая деятельность, так же как и остальные, заметно совершенствуется. В старшем дошкольном возрасте дети способны действовать сообща, придумывая, согласовывая и соблюдая правила игры. Часто можно заметить, как дети контролируют Конфликты во время игры также закономерны. У детей в этом возрасте сильно развито чувство справедливости, поэтому, если им кажется, что кто-то из игроков не соблюдает правила, они постараются исправить ситуацию. Взрослым не стоит вмешиваться в конфликты детей, если они не заходят слишком далеко. Особенности развития общей моторикиОбщая моторика у детей в 5-6 лет переходит на новый уровень развития. Малыши умеют гораздо больше, чем еще несколько лет назад. Так, например, для них не составит труда пройтись или пробежаться на носках, попрыгать на скакалке или резинке на одной ноге, пройти по бревну, освоить катание на роликах, скейте или коньках. Дети в этом возрасте с удовольствием преодолевают препятствия, На этом же этапе развивается осанка малышей, выносливость и сила. Задача взрослых — предоставить детям возможность больше времени бывать на улице, совершенствуя двигательную активность, а при возможности – посещать спортивные секции. Отдельно стоит отметить положительную динамику в отношении развития мелкой моторики. Пальчики лучше слушаются ребенка, он спокойно справляется с самообслуживанием, застегивает пуговицы и даже пробует самостоятельно завязывать шнурки. Особенности психического развитияВ 5-6 лет дети достаточно много знают о мире, в котором живут, при этом не теряют к нему интереса и продолжают стремиться узнать еще больше. Чаще всего это выливается в бесконечные вопросы ко взрослым и многочленные эксперименты, которые дети ставят самостоятельно. Именно В этом же возрасте значительного прогресса достигают познания дошкольников в отношении свойств предметов. Они четко понимают, что такое цвет, размер, форма предмета, способны отличать не только цвета, но и оттенки, называя их, выделять и группировать предметы по определенным признакам. С детьми 5-6 лет уже можно целенаправленно заниматься, подготавливая их к школе. Так, например, с ними можно рисовать предметы разных форм, чертить палочки в тетради, линии, как ровные, так и пунктирные, обучать названиям времен года и месяцев. Стоит обратить внимание на тот факт, что на этом этапе развития более совершенным становится внимание ребенка. Дошкольникам вполне под силу будет справиться с не самым привлекательным для них делом, довести его до конца, соблюдая инструкцию или работая с образцом. А вот что касается объема памяти, то он остается практически неизменным, несмотря на повышающуюся устойчивость. Чтобы помочь детям запомнить нужную информацию, взрослые могут использовать разные средства, например:
У старших Еще одно достижение на этом этапе — это развитие способности предвидеть результат своих действий, что позволяет вносить в них своевременные коррективы. Дети четко понимают, какие последствия может повлечь их поступок, поэтому чаще сдерживают себя, не желая получить негативную оценку взрослых. Особенности развития речи старших дошкольниковВ 5-6 лет речь детей достигает высокого уровня развития. Дошкольники правильно ставят ударения, произносят звуки, ориентируясь в первую очередь на речь окружающих их взрослых. Примечательно, что малыши могут замечать в речи не только собственные ошибки, но и в случае необходимости исправлять взрослых, со знанием дела и ответственностью за свои слова. На шестом году жизни дети отлично управляют интонациями во время пересказа или рассказывания стихов. Малыши стараются сделать свою речь максимально эмоционально окрашенной, В речи детей появляются синонимы и антонимы, они используют сравнения, многозначные слова. Активный словарь дошкольников стремительно расширяется за счет глаголов, прилагательных и новых имен собственных. Дети не испытывают проблем, выстраивая сложные предложения, склоняя части речи, как в единственном, так и во множественном числах. Большинство детей к этому возрасту способны придумывать монологи и диалоги (как правило, во время игры), соблюдают основные нормы речевого этикета, умеют с помощью слов передать настроение героев, свое отношение к тому или иному событию, объекту, человеку. Как работать с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду?Дети 5-6 лет, посещающие детские дошкольные учреждения, переходят в этом возрасте в группу подготовки к школе. Задача педагогов – помочь детям перейти на новый этап развития, способствуя совершенствованию уже наработанных навыков. Так, например, понимая, что дети в этом возрасте способны запоминать больше информации, чем раньше, на занятиях им можно больше читать, таким образом стимулируя развитие читательских симпатий. Нормально развивающийся ребенок на 6-м году жизни способен назвать не только свои имя и фамилию, но и контакты родителей, места их работы и адрес дома. Воспитатели Самые проверенные мотивы для детей в этом возрасте:
Такие мотивы заряжают старших дошкольников позитивной энергией, помогают им самоутвердиться в группе, развить новые способности в учебе, творчестве, стать более самостоятельными и инициативными. Воспитатели должны регулярно разрабатывать ситуации, которые будут стимулировать ребенка использовать собственные навыки и опыт для получения правильного решения, учить детей двигаться к цели, воспитывая волю, преодолевая препятствия, доводить начатое до конца, мыслить креативно. Воспитательный процесс будет куда более эффективным, если воспитатели будут следовать следующим рекомендациям:
Чтобы дети стали более самостоятельным в 5-6 лет, а значит, более подготовленными к обучению в школе, воспитатель обязательно должен обучить их навыку ставить цель, искать пути для ее достижения и осуществлять задуманное. Чтобы у малышей все получалось, воспитатель может дополнительно использовать вспомогательные средства, например, картинки, карты, схемы. Творчество в жизни дошкольниковНаивысшая форма проявления самостоятельности дошкольников — это творчество. Очень важно, чтобы в 5-6 лет взрослые не упустили возможность развить в детях интерес и даже любовь к творчеству. Так, в процессе творческой деятельности дети научатся обозначать для себя цель (творческий замысел), искать варианты для ее воплощения и действовать для получения результата (готовой работы). Чтобы Старшие дошкольники способны слушать музыку внимательно, проникаясь ее содержимым и запоминая наиболее яркие моменты. Примерно это же можно наблюдать и в изобразительной деятельности. Более совершенная мелкая моторика позволяет дошкольникам лучше справляться с ручкой или кисточкой, вырисовывать более тонкие и изящные линии, не выходить за рамки контура, экспериментировать с тонами и полутонами. Старших дошкольников можно увлечь лепкой из пластилина или глины. Они намного лучше справятся с заданием, чем еще год назад. Причина та же — ловкие пальцы и терпение. Малыши смогут точно вылепить даже мелкие детали, сгладить неровности, слепить заданную фигуру по образцу. Более ловкими В 5-6 лет дети одинаково хорошо работают, как согласно инструкции взрослых, так и проявляя собственный творческий потенциал, беря за основу личные идеи. В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается воображение. Вместе с тем они четко понимают, чем отличаются реальные события, действия, предметы от вымышленных. Вымышленных персонажей и сценарии дошкольники по большей части используют в игровой деятельности. ЗаключениеВ заключение отметим, что развитие старших дошкольников — интересный и многоэтапный процесс, который взрослые должны деликатно контролировать, направляя энергию малышей в нужном направлении, советуя, подбадривая, поощряя. Правильный подход в воспитании в этом возрасте поможет вырастить целеустремленных, самостоятельных, инициативных и творческих личностей, способных на сопереживание, умеющих нести ответственность за свои поступки. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Особенности развития детей 5 6 лет: как формируется личность ребенкаВ этой статье: Возраст 5-6 лет очень важен для психологического и личностного развития ребенка. Впервые он начинает осознавать многие социальные связи между людьми, Сейчас личность детей формируется гораздо глубже и быстрее, чем раньше. Это время, когда родители могут наблюдать, как их малыш взрослеет. Становится более правильной его речь, появляются новые интересы. Он готов вступить в новый жизненный этап, а значит, нужно ему помочь. Сейчас некоторые особенности развития могут смутить родителей. В 5-6 лет малыши часто рассказывают выдуманные истории. Не стоит ругать их за ложь, ведь это особенность развития психики ребенка. Просто научите малыша, в каких ситуациях и с кем можно выдумывать, а когда нужно говорить только правду. Социально-эмоциональное развитиеДля малышей теперь важно делать сознательный нравственный выбор: быть честным и справедливым, Если малыш в 5-6 лет совершенно лишен эмпатии, ему чуждо понятие вежливости, он не знает, как обращаться ко взрослым, то это серьезное упущение родителей. Бывает очень трудно потом воспитать его правильно. Таким малышам будет тяжело сформировать здоровую личность, нормальные социальные отношения. Поэтому воспитание ребенка нужно начинать значительно раньше. А к возрасту 5-6 лет моральные правила, нормы поведения и общения уже должны стать привычными и естественными для малыша. ИгрыИгра все еще самая желанная и любимая деятельность детей в этом возрасте. Многие родители хотят показать, что малыш взрослеет: забирают у него игрушки, предлагают книги, занятия. Обучение — важная деятельность для этого возраста, но она должна проходить параллельно с игрой. Ребенку все еще нужны его игры и игрушки. Это не только способ снять напряжение, но и реальное обучение. Игры становятся сюжетно-ролевыми. Так ваш кроха отрабатывает многие социальные механизмы:
Игры развивают воображение, помогают подготовится к новому этапу жизни — школе. Сейчас нельзя заменять игру учебой. Кстати, лучше всего запоминается тот материал, который подается в игровой, яркой, интересной форме. Психическое развитиеВ этом возрасте проявляются некоторые особенности развития психики крохи. На них родителям стоит обратить Нельзя сейчас грубо обрывать вопросы ребенка. Да, они могут быть слегка некорректными или даже глупыми с точки зрения родителей. Однако лучше вас никто не сможет объяснить некоторые вещи ребенку. Будьте терпеливы: ваш малыш учится быть частью общества, хочет лучше разобраться в его механизмах. Вам остается только помогать ему. РечьУ ребенка 5-6 лет уже довольно хорошо развита устная речь. Звуки произносятся правильно, даже дефект произношения [р] к этому времени проходит. Для 5-6-летних детей норма – правильно использовать все части речи, настоящее, прошедшее и будущее времена. Бывают ошибки, но родителям не стоит волноваться. Еще чуть-чуть, и кроха пойдет в школу, а там эти ошибки быстро исправят. Если логопед не нашел отклонений в 4-5 лет, значит, не стоит беспокоиться. Творческая деятельностьМалыши этого возраста проявляют интерес к творчеству. В детском садике были занятия по рисованию, лепке, труду. В этом возрасте уже принимают в творческие кружки. Если у малыша есть стойкий интерес, попробуйте заняться этим профессионально. Творчество важно для психического развития, формирования абстрактного мышления. А еще это всегда развивает креативность в детях. Такое качество сейчас ценится, ведь креативность мышления — возможность найти нестандартный подход к решению многих ситуаций. Внимание: активное воображениеВозраст 5-6 лет — самое время для активного развития воображения. Вам может показаться, что малыш стал вас часто обманывать. Ругать за это не нужно, ведь он делает это не из каких-то дурных побуждений. Воображение для детей этого возраста очень сильно приближается к действительности. Они могут с вдохновением рассказывать о том, что было в садике, что сказал воспитатель. На деле же это вымысел, а еще — то, чего бы ребенку очень хотелось, например, какая-то особенная похвала, поощрение. Таким образом, выдавая фантазию за действительность, малыш делится своими мечтами. Это не попытка обмануть родителей, в лишь возрастная особенность детей. Родители могут поговорить на эту тему, сказать, что говорить неправду нехорошо, это может обидеть человека или даже стать причиной многих проблем. Малыш может рассказать историю, но предупредить, что это вымысел или что ему бы хотелось, чтобы это было реальностью. Возрастные особенности детей 5-6 лет (старшая группа)Анатомо-физиологические особенности
Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системыРазвитие опорно-двигательnой системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей. В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них – это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (пропри – оцептивные рефлексы – рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы – реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». Органы дыханияРазмеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100-1200 см ‘, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту – в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 лц’ воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6- 0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Сердечно-сосудистая системаК пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются В 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92- 95 ударов в минуту. Развитие высшей нервной деятельностиРазвитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний. В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствую- щей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой) На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» И воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения)сила, уравновешенность и подвижность – также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д. Развитие личностиВозраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание пало- чек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают пере ходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская. – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее чис- ло новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40-70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре. Развитие психических процессовВ старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. ВосприятиеПродолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. ВниманиеВозрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7. ПамятьВ возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Мышление.В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. ВоображениеПятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. РечьПродолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развитие детей 5-6 лет: особенности психофизиологии
Этот период является завершающим в подготовке к школьной жизни. Малыш, как и в предыдущие годы развивается физически, психологически и творчески. Содержание статьи: Особенности физического развитияОдна из особенностей физического развития пятилетнего ребенка — это его двигательная активность. В возрасте 5-6 лет малыш уже умеет полноценно ходить. Именно поэтому передвижение на разных сторонах стоп, пятках или ноская для него не является проблемой. Этот маленький человечек уже имеет умение изменения направления и темпа ходьбы. Малыш может полноценно бегать, независимо от темпа и направления, чередовать различные движения. В этот период малыши могут начинать заниматься различными видами спорта:
Игра с мячом в этом возрасте для детей является одной из самых забавных. Они могут его ловить, бросать, отбивать, перебрасывать. Ребенок может совершать прыжки на одном месте на двух ногах, продвигаться вперед, назад или в стороны, прыгать на одной ноге, чередуя их. Дети могут ползать различными способами или спрыгивать с высоты. Они полноценно выполняют несложные физические упражнения. В 5-6 лет у ребенка физическое развитие находится на достаточном уровне, что позволяет ему самостоятельно себя обслуживать. Психические процессы![]() Творчество и двигательная активность — особенности психофизиологии Дети дошкольного возраста постоянно развиваются в психическом плане. Они продолжают изучать форму, величину и цвет предметов. Данные представления начинают систематизироваться. В восприятии цветов ребенок начинает различать оттенки. При изучении величины предметов малыш может выстроить логическую цепочку по возрастанию или убыванию. В 5-6-летнем возрасте наблюдается рост устойчивости внимания. Малыш может его переключать и перераспределять. Ребенок склонен к выполнению сложных инструкций. Он осознано может менять свою деятельность. В это время наблюдается выработка произвольного внимания. В возрасте 5 лет начинает формироваться произвольная память. Образно-зрительная память позволяет малышу одновременно запоминать до 6 объектов. В это время наблюдается совершенствование образного мышления. Для дошкольника открывается возможность не только наглядного решения задач, но и абстрактного. В это время наблюдается также развитие способности схематизации. Ребенок уже может обобщать информацию. У детей развивается словесно-логическое мышление. Они способны к анализированию ситуации. В этом возрасте малыш может адекватно объяснить причину определенной ситуации. Малыш начинает знакомиться со временем, а также временами года. В пятилетнем возрасте стремительно развивается детская фантазия, особенно в игре, что объясняется увлечением ней малыша. Ребенок склонен к сочинению развернутых и последовательных историй, что объясняется развитым воображением. В возрасте 5-6 лет наблюдается активное развитие речи, особенно звуков. Малыш склонен к правильному произношению шипящих, сонорных и свистящих звуков. В это время происходит развитие фонематического слуха, а также увеличение интонационной выразительности речи. У дошкольника наблюдается совершенствование грамматического строя речи, что дает возможность активного словотворчества. Для лексического состава речи характерно расширение. Именно поэтому малышом осуществляется использование синонимов и антонимов. Речь дошкольника является связанной. Психологическое развитие детей дошкольного возраста находится на высоком уровне, что позволяет им полноценно учиться в школе. Принципы развития малышаДля того, чтобы развитие детей в 5-6 лет было полноценным, необходимо придерживаться определенных принципов в их воспитании. Родителям следует знать, что в этом возрасте у малыша возникает желание к систематическому обучению. Для обеспечения максимально простого процесса адаптации к школе рекомендуется организация регулярных обучающих занятий. Родители могут самостоятельно заниматься со своим чадом или нанять репетитора. Обучение должно иметь легкую игровую форму, что будет вызывать у малыша интерес. ![]() 5-6 лет — важный период в жизни ребенка У дошкольника еще недостаточно выработано умение контролировать внимание, поэтому он достаточно часто отвлекается. Для его развития с малышом необходимо играть в игры, с помощью которых осуществляется укрепление концентрации внимания. У ребенка в 5-6 лет имеются способности к запоминанию максимального объема информации. У него просыпается интерес к окружающему миру. Для поощрения данного интереса рекомендуется посещение музеев, прочтение энциклопедий. В дошкольном возрасте необходимо начинать учить малыша читать. С этой целью осуществляется использование ярких и интересных книг. Читать ребенку необходимо таким образом, чтобы он мог видеть текст. У дошкольника наблюдается формирование непроизвольной памяти. Он может запоминать только интересные события. Для тренировки памяти рекомендуется пересказ рассказов, изучение стихов, проведение развивающих игр. Развитие речи является достаточно важным аспектом в этом возрасте. Если речь малыша не связана и он не может полноценно выражать свои мысли, то для коррекции данной проблемы необходимо обратиться за помощью к логопеду. В противном случае в школе у малыша могут возникать трудности в обучении. Сюжетно-ролевые игры являются залогом успешного развития дошкольника. С их помощью осуществляется развитие фантазии, что требует осмысленной игровой деятельности. В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать таланты малыша. Ему будут интересны такие занятия, как рисование, музыка, танцы. Дошкольника рекомендуется водить на соответствующие кружки, которые полностью удовлетворяют его интересы. Залогом успешного развития малыша является его привлечение к трудовой деятельности. При этом родители должны следить за тем, чтобы его труд был посильным. В дошкольном возрасте дети стараются во всем наследовать взрослых, поэтому им рекомендуется подавать хороший пример. В дошкольном возрасте продолжается физическое и психологическое развитие ребенка. Именно поэтому родители и воспитатели детского сада должны способствовать этому, что позволит ему полноценно адаптироваться к школе. Это видео — для родителей:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. 20 Июл 2017 Юки 81 Поделитесь записью Рекомендуем прочитать вместе с этой статьей
|