Чтобы правильно применять правило, запомни правило (креста) «X».
Нарисовав крест, гораздо легче составить нужное произведение (выполнить основное свойство пропорции). Решить пропорцию - значит, найти все её члены. Решим пропорцию (найдём ). Чтобы найти "", используем основное свойство пропорции (правило "креста"). infourok.ru ПропорцияПродолжаем изучать соотношения. В данном уроке мы познакомимся с пропорцией. Что такое пропорция?Пропорцией называют равенство двух отношений. Например, отношение равно отношению Данная пропорция читается следующим образом: Десять так относится к пяти, как два относится к одному Предположим, что в классе 10 девочек и 5 мальчиков Запишем отношение десяти девочек к пяти мальчикам: 10 : 5 Преобразуем данное отношение в дробь Выполнив деление в этой дроби, мы получим 2. То есть, десять девочек так будут относиться к пяти мальчикам, что на одного мальчика будет приходиться две девочки Теперь рассмотрим другой класс в котором две девочки и один мальчик Запишем отношение двух девочек к одному мальчику: 2 : 1 Преобразуем данное отношение в дробь: Выполнив деление в этой дроби, мы снова получим 2. То есть, две девочки так будут относиться к одному мальчику, что на этого одного мальчика будут приходиться две девочки: Можно сделать вывод, что отношение пропорционально отношению . Поэтому оно и читалось как «десять так относится к пяти, как два относится к одному». В нашем примере десять девочек так относятся к пяти мальчикам, как и две девочки относятся к одному мальчику. Пример 2. Рассмотрим отношение 12 девочек к 3 мальчикам а также отношение 12 девочек к 2 мальчикам Данные отношения не являются пропорциональными. Другими словами, мы не можем записать, что , поскольку первое отношение, как видно на рисунке показывает, что на одного мальчика приходятся четыре девочки, а второе отношение показывает, что на одного мальчика приходятся шесть девочек. Поэтому отношение не пропорционально отношению . Из рассмотренных примеров видно, что пропорция составляется из дробей. Первая рассмотренная нами пропорция состоит из двух дробей. Если выполнить деление в этих дробях, то получим, что 2=2. Понятно, что 2 равно 2. Вторая рассмотренная нами пропорция была . Мы пришли к выводу, что она составлена неправильно, поэтому поставили между дробями и знак не равно (≠). Если выполнить деление в этих дробях, получим числа 4 и 6. Понятно, что 4 не равно 6. Рассмотрим пропорцию . Данная пропорция составлена правильно, поскольку отношения и равны между собой: Можно проверить это, выполнив деление в этих дробях, то есть разделить 4 на 2, а 8 на 4. В результате с двух сторон получатся двойки. А 2 равно 2 2 = 2 Все числа, находящиеся в пропорции (числители и знаменатели обеих дробей) называются членами пропорции. Эти члены подразделяются на два вида: крайние члены и средние члены. В нашей пропорции крайние члены это 4 и 4, а средние члены это 2 и 8 Почему крайние члены называют крайними, а средние средними? Если записать пропорцию не в дробном, а в обычном виде, то сразу станет всё понятно: 4 : 2 = 8 : 4 Числа 4 и 4 располагаются с краю, поэтому их назвали крайними, а числа 2 и 8 располагаются посередине, поэтому их назвали средними: С помощью переменных пропорцию можно записать так: Данное выражение можно прочесть следующим образом: a так относится к b, как c относится к d Смысл данного предложения уже понятен. Речь идет о членах, участвующих в соотношении. a и d — это крайние члены пропорции, b и c — средние члены пропорции. Основное свойство пропорцииОсновное свойство пропорции выглядит следующим образом: Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов. Мы знаем, что произведение это ни что иное, как обычное умножение. Чтобы проверить правильно ли составлена пропорция, нужно перемножить её крайние и средние члены. Если произведение крайних членов будет равно произведению средних членов, то такая пропорция составлена правильно. Например, проверим правильно ли составлена пропорция . Для этого перемножим её крайние и средние члены. Легко заметить, что крайние и средние члены пропорции располагаются «крест-накрест», поэтому в умножении нет ничего сложного. Перемножаем члены пропорции «крест-накрест»: 4 × 4 = 16 — произведение крайних членов пропорции равно 16. 2 × 8 = 16 — произведение средних членов пропорции так же равно 16. 4 × 4 = 2 × 8 16 = 16 4 × 4 = 2 × 8 — произведение крайних членов равно произведению средних членов. Значит пропорция составлена правильно. Пример 2. Проверить правильно ли составлена пропорция Проверим равно ли произведение крайних членов пропорции произведению её средних членов. Перемножим члены пропорции крест-накрест: 2 × 6 = 12 — произведение крайних членов пропорции равно 12 3 × 1 = 3 — произведение средних членов пропорции равно 3 2 × 6 ≠ 3 × 1 12 ≠ 3 2 × 6 ≠ 3 × 1 — произведение крайних членов пропорции НЕ равно произведению её средних членов. Значит пропорция составлена неправильно. Поэтому в пропорции разумнее заменить знак равенства (=) на знак не равно (≠) Понравился урок? Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках Навигация по записямspacemath.xyz Репетитор по математике о работе с процентами в 5 классеПроценты застуживают отдельного внимания, несмотря на то, что занимается ими репетитор по математике не часто. В 6 классе изучение этой темы «благополучно» заканчивается и вплоть до 11 класса не возобновляется. После такого вакуума, особенно когда когда подготовка к ЕГЭ по математике принимать пожарный характер, преподавателю бывает очень сложно собрать ученика. Масла в огонь добавляю хитрые условия задач, мешающие вести соответствующую классификацию по ЕГЭ вариантам. Поэтому все внимание репетитора математики приковывается к методике работы с маленькими учениками, о которой и поговорим. Стоит напомнить, что проценты изучаются по разным учебникам в разное время. В Петерсоне, например, они впервые возникают аж в 4 классе, а в Виленкине только в конце пятого. Разные способности учеников диктуют репетитору по математике разные методы работы с темой, разную скорость движения по типовым задачам, а отличия в программах обязывают еще и придерживаться разной последовательности изложения. Поэтому писать о практических приемах работы репетитора непросто. Я не хотел бы в статье затрагивать все пути, по которым репетитор мог бы пойти. Все зависит от ситуации по каждому конкретному ученику. Опишу один из возможных подходов к работе с темой. Практика показывает, что детям тяжело дается переключение на новую тему, если она не связана с каким-то прочно усвоенным навыком или зрительным образом. Репетитор по математике, как представляется мне, должен постараться максимально сгладить этот переход и так подстроиться методически, чтобы у ребенка не возникало ощущения этой новизны. Что такое задачи на проценты? Те же самые задачи на дроби. И если ребенок с последними справляется, то почему бы репетитору не опереться на имеющуюся базу для органичного и относительно незаметного введения нового понятия. Методика репетитора математикиОбычно я объясняю так: Для того, чтобы точнее измерить часть целого предмета его приходится разрезать на очень большое количество мелких кусочков. Поэтому в знаменателях появляются большие числа и часто там располагается 100.Математикам надоело выводить одни и те же нули с единицей в записи таких дробей, рисовать черту и прыгать из числителя в знаменатель. Проще вести записи в строчку. Поэтому договорились не писать вообще сотню совсем, а вместо нее указывать знак %. Что такое знак процента? Та же единичка и два нуля, только переместавленные. Например, запись 35% — ни что иное, как условное обозначение дроби . Поэтому, как только мы увидим в задаче число со знаком %, мы сразу же переведем его в привычную дробь. И всё. При таком подходе к процентам репетитор по математике уводит их в тему «задачи на части». Можно не находить 1 процент в явном виде, а пользоваться приемами нахождения части от целого (и целого по части) через выполнения двух операций в одну строчку: делим на знаменатель и умножение на числитель (или наоборот: делим на числитель и умножаем на знаменатель). Репетитор проводи несколько занятий на отработку этого правила. Оформление в краткой записи обычно такое: Если навык нахождения частей имеется – ребенку не составит труда какое-то время поработать с процентами без дополнительных объяснений репетитора. Краткая запись аналогичной задачи не меняется и на новом материале успешно закрепляется старый: В магазин привезли 200кг фруктов, а продали 35% всех фруктов. сколько килограммов фруктов продали. Минимальная логическая нагрузка будет этому только содействовать. Вычислительный опыт позволит не только запомнить назначение знака % , но и «почувствовать» проценты, научиться соизмерять величины. Например, вряд ли в ответе задачи при нахождении 35% от 200г ученик напишет число большее, чем 200. В 6 классе я рекомендую рядом с колонкой для частей добавлять колонку для процентной записи. В той же задаче это выглядело бы вот так: Такой вид краткой записи поможет репетитору по математике представить перед учеником полную картину всех измерений величин. Это важно для сложных задач. Если какая-нибудь величина оказывается равной сумме других, то найти ее можно выполняя сложение как в процентах, так и в частях. Единственная проблема, которая может возникнуть у репетитора математики в 5 классе, связана нахождением количества самих процентов. Например: в магазин завезли 200кг картофеля, а продали 40кг. Сколько процентов привезенного картофеля продали? Без прямого нахождения веса 1% (или без чертежа с долями) репетитор не сможет объяснить, что = 20%, так как тему «отношения» и «сокращание дробей» проходят только в 6 классе. В работе со слабым учеником репетитор математики иногда вынужден жертвовать отдельными частями материала и идти на компромисс между программными требованиями и возможностями конкретного ученика. В таком случае уверенное выполнение часто используемых операций более важно, чем полный охват материала. Задач на поиск самих процентов не так много. В 6 классе тема будет изучена более полно и широко – там и развернемся. А в 5 классе (если репетитор по математике занят слабым учеником) я бы советовал убрать тему из программы. Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Надо сказать, что описанный метод не является панацеей для преподавателя на все случаи обращений к нему, более того, он не является наилучшим и перспективным с точки зрения развития ученика. Все-таки методика с долями и частями на рисунках, схемах, с выделением 1 процента как отдельного персонажа является более предпочтительной, но требуют других временных условий и большего мастерства репетитора по математике в плане аккуратности и точности словесного описания этих рисунков. Подбор арифметических действий в таком случае оказывается более запутанным и их туманным. Приходится рассчитывать на способность ребенка моделировать математические процессы в уме или на бумаге, выделять общие правила их измерений и применять свойства одних объектов к другим. Определенная вариативность (для некоторых учеников) идет только на пользу, ибо представляет собой весьма эффективное средство для активизации мышления. Ребенок ставится в условия, когда он вынужден думать и каждый раз вспоминить что же такое процент. Если репетитор видит неспособность вести такую деятельность – приходится использовать прием кратких записей. Колпаков А.Н. Репетитор по математике 5 класс, Москва Метки: Методики для репетиторов, Примеры объяснений ankolpakov.ru Урок математики в 6-м классе. Тема: ПропорцияРазделы: Математика Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: Урок-исследование. Цели урока:
Оборудование: 1. Маршрутный лист (МР) (приложение 1) В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке “Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся, а также за “отгадывание” темы урока. 2. Конверты с карточками (приложение 2) Карточки разрезаются и в конвертах раздаются учащимся (один конверт на парту). 3. Карточки для магнитной доски (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3) В ходе урока данные карточки вывешиваются на магнитную доску. 4. Ребусы (рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7). Ребусы, составленные учащимися старших классов (кроме ребуса “Пропорция” - этот ребус взят из урока, представленного на ФПИ учителем Козак Татьяной Ивановной, МОУ СОШ №20 пгт Прогресс Амурской области) расположены на доске, учащимся предлагается разгадать их после урока. Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 4). I. Организация начала урока Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, наличие красного и синего карандаша, а также свою готовность к уроку. II. Сообщение темы , цели и задач урока. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение большого раздела курса математики. Мы закончили изучение темы (какой? - “Отношение”). Теперь мы приступаем к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На титульном листе вашего маршрутного листа вам необходимо заполнить таблицу, устно решив примеры и, тогда, вы узнаете тему сегодняшнего урока. СЛАЙД 1 Итак, тема сегодняшнего урока Пропорция. СЛАЙД 2 Зная тему урока, попробуйте составить план урока. Что вы должны узнать сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться на уроке? Составим план, который будем дополнять по ходу урока. (учащиеся называют два первых и два последних пункта плана, остальные заполняются в течение урока, по мере “открытия” новых знаний; план урока записывается на доске) - повторение (вопросы, связанные с отношением) - определение пропорции -ЧЛЕНЫ ПРОПОРЦИИ - ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ ПРОПОРЦИИ - ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПРОПОРЦИИ - применение в математике - применение в жизни Два последних пункта мы сможем разобрать на следующих уроках, по ходу изучения темы. III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока. Обсудите вопросы, связанные с темой “Отношение”, с соседом по парте. - Кто готов задать вопросы, связанные с прошлой темой? (блицопрос) МР1 - Что такое отношение? - Как можно записать отношение? - На какие вопросы отвечает отношение? - Как можно записать отношение двух чисел? - Чем можно заменить знак делания? - Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия? - Они помогут нам при изучении новой темы. Возьмите конверты и составьте отношения а к b и c к d двумя способами. (всего 4 отношения) РАБОТА В ПАРАХ. МР2 Перед вами несколько отношений. Найдите значение этих выражений. СЛАЙД 3
Сгруппируйте отношения по определенному признаку и составьте соответствующие равенства. IV. Усвоение новых знаний. СЛАЙД 3
- По какому признаку вы сгруппировали данные отношения? - Их значения равны. - Полученные равенства называются пропорцией. Подумайте и дайте определение пропорции. ПОДСКАЗКА – пропорция – это … НА ЭКРАНЕ (равенство) - равенство …ЧЕГО (отношений) - скольких отношений? (двух). Кто уверен в своем мнении, запишите определение в маршрутный лист. МР3 Кто готов выйти к доске и составить определение пропорции? (приложение 3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ (на магнитной доске): Пропорция – равенство двух отношений. Посмотрим на толкование слова пропорция в словаре русского языка Ожегова С.И. СЛАЙД 4: “Пропорция - определенное соотношение частей между собой, соразмерность. В математике – равенство двух отношений”.Вы сформулировали определение пропорции также как в словаре русского языка! Подумайте, с каким математическим термином созвучно слово “пропорция”? (проценты). Как переводится термин “процент”? ( от ста). Значит, “про” переводится как “от”. Какая часть слова осталась? (“порция”). Где вы встречались с этим словом? (в кулинарии) Что оно означает? (размер) Слово пропорция произошло от латинского слова proportio – соразмерность. (этимологический словарь). СЛАЙД 4 Используя определение пропорции, составьте пропорции, используя знак деления и дробную черту. (РАБОТА В ПАРАХ, конверты). В маршрутных листах запишите пропорцию, используя буквы a,b,c,d. МР4
А сейчас мы узнаем, как называются числа, из которых состоит пропорция. Числа a, b, c, d называются членами пропорции Назовите первый и последний член пропорции? (а и с) А как обычно (в жизни) называют первого и последнего? (крайние) Значит, члены a и b называются …? ( крайними) А где находятся члены с и d? ( в середине) И как называются члены с и d? (средними) Красным цветом выделим какие члены? (крайние) Синим цветом (средние) члены.СЛАЙД 6 средние члены Вернемся к плану урока – есть чем его дополнить? (крайние и средние члены пропорции) V. Первичное закрепление знаний МР5 Заполните таблицу:
Какой вывод можно сделать? Запишите вывод в маршрутном листе. (В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних) СЛАЙД 8 МР6 Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями? Подчеркните пропорции. = ; 7 + 11 = 36 : 2; 72 : 9 = 16 : 2; = 20 : 4; 5 • 40 = 100 • 2СЛАЙД 7 Встаньте, кто закончил. Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних). VI. Закрепление знаний. Заполните с таблицу. Верная пропорция Неверная пропорция
А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений) В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях. Вернемся к плану урока. Что можно добавить? (пропорции верные и неверные) МР7 Используя буквы В и Н отметьте верные и неверные пропорции. VII. Обобщение и систематизация. МР8 Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 4, 5, 12, 15. Сколько верных пропорций можно составить?
СЛАЙД 9 *Составьте верные пропорции, используя буквы a, b, c, d (необязательное задание)
VIII. Контроль и самопроверка знаний МР9 Математический диктант
СЛАЙД 10. Взаимопроверка IX. Подведение итогов урока. Обратитесь к плану урока. Что вы узнали сегодня на уроке? (что такое пропорция, из чего состоит пропорция, пропорции бывают верными и неверными, основное свойство пропорции, …) Чему вы научились сегодня на уроке? (определять крайние и средние члены пропорции, выяснять является пропорция верной или неверной, …) Какие еще вопросы можно задать по итогам урока? - Сколько верных пропорций можно составить из данной верной пропорции? - Как можно определить является пропорция верной или неверной? Вспомним последнее задание математического диктанта. Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию. Правильный ответ ДА. Составить пропорцию можно, но она не обязательно будет верной. Из фразы “Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию” исключите одно слово, чтобы это высказывание стало неверным. (натуральных). Почему? (Число 0 не может являться членом пропорции). Из любых четырех чисел можно составить пропорцию В данную фразу “Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию” вставьте одно слово, чтобы высказывание стало неверным (верную). Из любых четырех натуральных чисел можно составить верную пропорцию. Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на уроке и выставите оценку. X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Математика – 6, Виленкин Н.Я. и др. 6-е издание П.21, №№ 760, 781, 782, 783 (а) xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Уравнения 5 класса | МатематикаСегодня мы рассмотрим более сложные уравнения 5 класса, содержащие несколько действий. Чтобы найти неизвестную переменную, в таких уравнениях надо применить не одно, а два правила. 1) x:7+11=21 Выражение, стоящее в левой части — сумма двух слагаемых
Таким образом, переменная x является частью первого слагаемого. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое: x:7=21-11 x:7=10 Получили простое уравнение 5 класса, из которого надо найти неизвестное делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель: x=10∙7 x=70 Ответ: 70. 2) 65-5z=30 Правая часть уравнения представляет собой разность:
Переменная z является частью неизвестного вычитаемого. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность: 5z=65-30 5z=35 Получили простое уравнение, в котором z — неизвестный множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель: z=35:5 z=7 Ответ: 7. 3) 120:y-23=17 В правой части уравнения — разность. Переменная y является частью неизвестного уменьшаемого.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое: 120:y=17+23 120:y=40 Здесь y — неизвестный делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное: y=120:40 y=3 Ответ: 3. 4) (48+k)∙8=400 Левая часть уравнения представляет собой произведение. Переменная k — часть первого множителя:
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель: 48+k=400:8 48+k=50 В новом уравнении k — неизвестное слагаемое: k=50-48 k=2 Ответ: 2. Здесь мы решали уравнения 5 класса без использования свойств сложения и вычитания. В 6 классе правила раскрытия скобок упрощаются, и решать такие уравнения становится проще. www.for6cl.uznateshe.ru Урок математики по теме "Проценты". 5-й классРазделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку» Презентация к урокуЗагрузить презентацию (2,1 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Класс: 5 Продолжительность: 45 минут Цели урока:
Ожидаемые результаты:
Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала. Технологии: учебная мультимедийная презентация. Оборудование: проектор с экраном для демонстрации презентации, компьютер. План урока: 1. Организационный момент. (2 мин) 2. Актуализация опорных знаний (5 мин) 3. Работа по теме урока (20 мин) 4. Физкультминутка (2 мин) 5. Самостоятельная работа (9 мин) 6. Заключение (5 мин) 7. Подведение итогов урока (2 мин) ХОД УРОКА I. Организационный момент (2 мин.) Проверка готовности к уроку. Объявление темы и цели урока. Смена тетрадей. (СЛАЙДЫ 1-6) Будь внимательней дружок, Начинаем мы урок Посмотрите все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”. 2. Мотивация урока - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712-1778): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” (СЛАЙД 7) Я желаю вам сегодня удачи. Вы готовы к работе? II. Актуализация опорных знаний. 1.Устные упражнения. (СЛАЙД 8) Чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. Расположите в порядке убывания.
- Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – “Проценты”. Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций. - Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются проценты? Ответы учащихся: - можно услышать, например, что, в выборах приняли участие 45% избирателей; - при получении кредитов; - рейтинг победителя хит-парада 78%; - успеваемость в классе 100%; - молоко содержит 5 % жира; - материал содержит 97% хлопка и т.д. А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по физике, по химии. При сдаче ЕГЭ дают текстовые задачи на проценты. Поэтому наша цель, научиться решать уже сейчас, и в дальнейшем применять полученные знания. Повторение изученного материала - Вспомните: Правило умножения десятичной дроби на 100; Правило деления десятичной дроби на 100; Вопросы: (СЛАЙД 9-10) 1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг? 2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см? 3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а? Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи. 1 ц=100 кг; 1 м=100 см; 1 га = 100 а; Записывают в тетради. III. Работа по теме урока 1. Объяснение материала - Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью. Сотая часть любой величины принято называть процентом. (СЛАЙД 11-12) Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается: Выводы:
История возникновения процента Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше- вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не “со ста”, а “ с шестидесяти”, так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями). А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву ( деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: “ На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы”. Так как слово “на сто” по латыни звучит “про центум”, то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам. В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в1584 году впервые опубликовал таблицы процентов. Первичное закрепление материала Задание 1. (СЛАЙД 13) Как перевести проценты в десятичную дробь?
Задание 2. (СЛАЙД 14) Как записать десятичную дробь в процентах?
Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби? Выводы: (отвечают ученики) 1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. 2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. Находят эти правила в учебнике. 3. Решение примеров по учебнику Решаем № 1561, 1562 Два ученика по очереди на доске показывают решения. Ответы для проверки:
Решаем задачи (условия задач на экране) Задача 1. (Слайд 15) За контрольную работу по математике отметку “5” получили 12 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе? Задача 2. (Слайд 16) Вини-Пух пошел в лес за медом. Он набрал 4.2 кг меда. По дороге домой Вини-Пух съел 30% меда. Сколько кг меда съел Вини-Пух? Задача 3. (Слайд 17 ) Из 1800 га колхозного поля 558 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменем? IV.Физкультминутка (СЛАЙД 18)
V. Самостоятельная работа учеников 1. Заполнить таблицу (Слайд 19) 2. Решить задачу. (Слайд 20) Кролик посадил у себя в саду 250 луковиц тюльпанов красного цвета. Но 8% тюльпанов выросло желтыми. Сколько тюльпанов оказалось желтым? Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки. VI. Заключение. Рефлексия Учитель: - Оцените свою работу на уроке. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты. Самостоятельная работа показала, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты. VII. Подведение итогов урока (СЛАЙД 21) - Что такое процент? Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест. Домашнее задание. - Выучить определение и правила. Решить № 1598, 1599, 1612(а). Литература. 1. Попова Л.П, Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.ВАКО: Учителю, 2009. 2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006. 3. Леонович А. А. Я познаю мир. Математика, энциклопедия для детей, М: АСТ - ЛТД, 1998. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai |