Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Речевая карта для диагностического обследования речи детей 2-3 лет. Речевая карта неговорящего ребенка 5 лет


Речевая карта обследования неговорящего ребёнка

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

__________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________________________________

Определение количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

а

о

у

ы

и

э

я

ю

е

ё

м

мь

н

нь

п

пь

б

бь

в

вь

ф

фь

т

ть

д

дь

к

кь

г

гь

х

хь

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

(дифференциация звуков)

а

о

о

у

и

ы

а

э

м

мь

м

н

н

нь

п

пь

б

бь

п

б

пь

бь

в

вь

ф

фь

в

ф

д

дь

т

ть

т

д

ть

дь

к

кь

г

гь

х

хь

т

к

д

г

с

сь

з

зь

с

з

сь

зь

л

ль

ль

й

VII. Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

________________________________________________________________________________________

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис:

Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

multiurok.ru

Речевая карта для неговорящих детей

Речевая карта

Фамилия, имя, дата рождения

ФИО родителей, адрес, телефон

Детское учреждение, которое посещал ребенок, с какого возраста

Раннее физическое развитие

Раннее речевое развитие

Прерывалось ли речевое развитие

Заключения (лор, невролог, окулист)

Занимались ли с логопедом ранее

Игры и интересы ребенка

Жалобы родителей

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

- губы

- зубы

- челюсти

-прикус

- твердое небо

- мягкое небо

- язык

Состояние речевой моторики

Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»)

-нахмурить брови («рассердиться»)

-надуть щеки

- втянуть щеки

Подвижность артикуляционного аппарата

«заборчик» (губы растянуты в улыбку)

«дудочка» (губы трубочкой)

«Заборчик»- «Дудочка» (чередоватьь)

«Баранка» (округлить губы, как на звук «О)

«Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

«Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

«Лошадка» (поцокать языком)

«Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

Исследование эмоционально-волевой сферы и поведения,

мотивации, диагностика игры и использование невербальных средств общения

Методика «Комната с игрушками»

Задание 1. Самостоятельность . Инструкция: ребенку не дают никаких инструкций

Задание 2. Привлечение интереса. Инструкция: «Посмотри, сколько игрушек. Возьми, что нравится»

Задание 3. Выбор предмета из предлагаемых. Инструкция: «Посмотри, что тут стоит. Возьми».

Методика «Разные игрушки»

Задание 1. Материал: настольные игрушки (юла, пирамидка, кубики).

Инструкция: «Посмотри. Возьми»

Задание 2. Материал: игрушки-предметы (мягкая игрушка кошка, кукла, самолет).

Инструкция: «Посмотри. Возьми».

Задание 3. Материал: игрушки с двигательной активностью(мяч, машинка).

Инструкция: «Посмотри. Возьми».

Методика: «Поиграем вместе»

Задание 1. «Строители» Материал: мозаика/кубики

Инструкция: «Давай вместе построим дорожку (башню)»

Задание 2. Покатаем мяч/ Подуем пузыри. Материал: мяч, мыльные пузыри.

Инструкция: «Посмотри, это мяч. Давай играть. Кати».

Задание 3. Покормим куклу/ Перевезем груз. Материал: кукла, тарелка, ложка; машинка, деревянные брусочки. Инструкция: «Посмотри, вот кукла. Давай покормим куклу».

Состояние слухового восприятия, памяти и внимания

Задание 1. Определение направления источника звука. Материал: колокольчик, маракас, барабан.

Задание 2. Дифференциация звучащих игрушек. Материал: ширма, маракас, колокольчик. Инструкция: «Послушай, что играет? Покажи».

Задание 3. Умение различать высоту голоса. Материал: игрушки две кошки (большая и маленькая), две собаки, ширма. Инструкция: «Послушай, кто так говорит? Покажи»

Задание 4. Восприятие ритмического рисунка. Материал: бубен, ширма. Инструкция: «Послушай, сделай так» / Можно воспроизвести хлопки. Хлопнули 1 раз – «Сделай так!». Хлопнули два раза – «Сделай так!»/

Состояние зрительного восприятия, памяти и внимания

Восприятие цвета Материал: любой

Задание 1. Восприятие цвета (соотнесение). Цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Инструкция: «Дай такой»

Задание 2. Показ цвета по инструкции. Инструкция: «Дай красный (синий, желтый, зеленый)».

Задание 3. Словесное обозначение цвета. Инструкция: «Какой цвет?»

Восприятие формы (круг, треугольник, квадрат)

Материал: (круг –шарик, квадрат-кубик, треугольник –крыша)

Задание 1. Восприятие и соотнесение формы. Инструкция: «Дай такой»

Задание 2. Показ формы по инструкции. Инструкция: «Дай круг (шарик)»

Задание 3.Словесное обозначение формы. Инструкция: «Что это?»

Восприятие величины (большой/маленький)

Материал: любой

Задание 1. Восприятие величины (соотнесение). Инструкция: «Дай такой».

Задание 2. Показ величины по инструкции. Инструкция: «Дай маленький (большой)».

Задание 3. Словесное обозначение величины. Инструкция: «Какой?»

Исследование зрительной памяти и внимания

Задание 1. Серия действий, игра «Робот» Инструкция: «Сделай так»

Задание 2. Исследование непроизвольного внимания «Чего не стало?» Материал: различные игрушки, картинки. Инструкция: «Кто спрятался?»

Задание 3. Исследование непроизвольного внимания «Что изменилось?»

Материал: различные игрушки, картинки. Инструкция: «Сделай, как было».

Задание 4. Исследование произвольного внимания «Одинаковые картинки» Материал: парные предметы/картинки

Инструкция: «Найди две одинаковые картинки или дай такую».

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Задание 1. Ориентировка в пространстве (вверху, внизу, спереди, сзади). Инструкция: «Покажи, где часы»… Покажи, где…

Задание 2. Конструктивный праксис (по образцу) Материал: кубики/счетные палочки

Инструкция: «Сделай, как я»

Задание 3. «Картинка» Материал: разрезная картинка

Инструкция: «Сделай, как я, или сделай, как тут»

Задание 4. «Продолжи ряд» Материал: одинаковые предметы/картинки (паровозик и машина).

Инструкция: «Сделай так»

Исследование мышления

Задание 1. Состояние наглядно-действенного мышления . Материал: пирамидка, матрешка

Инструкция: «Разбери/собери»

Задание 2. Материал вкладыши, мисочки Инструкция: «Собери/сделай так»

Задание 3. Материал: почтовый ящик, коробочка форм

Инструкция: «Найди место/сделай так»

Исследование импрессивной и экспрессивной стороны речи

Задание 1. Узнавание названных предметов. Материал: игрушки (кубик, собачка, уточка)

Инструкция: «Покажи машинку (кубик, собачку, уточку)»

Задание 2. Узнавание названных предметов на картинном материале. Материал: предметные картинки. Инструкция: «Покажи, где мяч (пирамидка, кукла, дом, машинка, телефон)»

Задание 3. Соотнесение предмета с картинками. Материал: игрушки и картинки. Инструкция: «Возьми, пирамидку, поставь тут»

Задание 6. Понимание действий возвратных глаголов. Инструкция: «Покажи, кто здесь одевается (причесывается, умывается, катается)»

Задание 7. Понимание действий, близких по ситуации. Инструкция: «Покажи, кто умывается, а кто вытирается (кто рисует, а кто пишет; кто прыгает, а кто бежит)».

Задание 8. Понимание вопросов: что? Кто? Где? Куда? На чем? Чем? Кому? С кем? и т.д. по картинке. Инструкция: «Покажи, где девочка? ( Как она кушает? На чем девочка сидит? Чем кушает?)»

Задание 9. Понимание падежных конструкций с простыми предлогами (на, в, под, за)

Материал: игрушка и коробочка. Инструкция: «Спрячь игрушку в коробку (под коробку, за коробку, поставь на коробку)»

Задание 10. Понимание существительных по их назначению. Материал: предметные картинки. Инструкция: «Покажи, чем будешь кушать? (Что ты надеваешь на ножки? Чем чистишь зубы? Чем будешь резать бумагу?).

Исследование импрессивной и экспрессивной стороны речи

Задание 1.Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Инструкция: «Покажи, где дом – домик (мяч-мячик, стол- столик)

Задание 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных: Инструкция: «Покажи, где шар – шары (гриб-грибы, зонт- зонты).

Задание 3. Понимание единственного и множественного числа глаголов

Инструкция: «Покажи, где идет; а где идут).

Задание 4. Понимание глаголов, противоположных по значению. Инструкция: «Покажи, где мальчик входит, а где выходит (Кто раздевается, а кто одевается? Какая дверь закрыта, а какая открыта?)

Задание 5. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Инструкция: «Покажи, кто собирает, а кто собрал (Покажи, кто рисует, а кто нарисовал. Покажи, кто снимает, а кто снял»)

Задание 6. Понимание глаголов прошедшего времени. Инструкция: Покажи, где упал, а где упала.

Исследование фонематической стороны речи

Задание1. «Кто зовет?» Материал: ширма, игрушки собака, корова, кошка, лошадка, курочка. Инструкция: «Покажи, кто так кричит»

Задание 2. «Покажи картинку» Материал: картинки (папа-баба, мышка –мишка, дочка-точка). Инструкция: «Покажи, где стол-стул»

Исследование фонетической стороны речи

Задание 1. Исследование наличия звукоимитаций и звукоподражаний (голоса животных и птиц, звуки транспорта, звуки музыкальных инструментов). Материал: игрушки собака, кошка, самлет, машина, барабан, дудочка. Инструкция: «Как кричит? Как гудит? Как играет?)

Задание 2. Произнесение гласных. Инструкция: «Скажи, как я – А (У, И, АУ, ИА)»

Задание 3.Исследование способности произносить согласные звуки. Инструкция: «Скажи, как я»

Задание 4. «Назови, что покажу» (предметный словарь). Инструкция: «Что это?»

Задание 5. «Скажи, что делает?» (глагольный словарь). Инструкция: «Что делает?»

Задание 6. Исследование сформированности слоговой структуры слова (двусложные слова, трехсложные слова, односложные). Материал: картинки (мама, деда, баба, дядя, муха, вода, машина, кубики, сапоги, сок, мяч, дом)». Инструкция: «Назови, что покажу»

kopilkaurokov.ru

Логопедическое обследование безречевых детей - первый этап

В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».

Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т.д.

Что же является причиной отсутствия речи? Заговорит ли ребенок? Как часто с ним нужно заниматься? Сможет ли ребенок посещать школу совместно с нормально развивающимися детьми? Эти и другие вопросы волнуют родителей ребятишек с тяжелыми нарушениями речи. Однако однозначного ответа на них мы не можем дать.

Чтобы сделать первоначальный прогноз, необходимо тщательно обследовать ребенка. Естественно, это делают специалисты. Но, нам кажется, что родители должны быть посвящены в вопросы медико-психолого-педагогического изучения их ребенка. Предлагаем детально познакомиться с тем, что же изучает логопед в процессе знакомства и обследования безречевого ребенка. Эти задания могут предлагать ребенку и сами родители.

Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.

Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)

Задание 1. Понимание названий предметов и действий

Предложите малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов

Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных

Попросите малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предложите ему определить части туловища животных (на муляжах), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением

Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов

Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов

Предложите ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задайте малышу вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных

Предложите ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов

Дайте ребенку задания типа «Положит мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов

Предложите ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве

Ребенок закрывает глаза. Вы из разных пространственных точек подаете свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенку необходимо определить источник звука и его место расположения.

Задание 11. Определение гласного звука из ряда

Предложите ребенку поднять руку, хлопнуть в ладоши в тот момент, когда он услышит звук А. Произнесите ряд звуков (не более трех), среди которых есть звук А. Услышав данный звук, ребенок должен выполнить заданное действие.

Что включает в себя содержание второго и третьего этапов логопедического обследования безречевых детей, читайте в наших следующих статьях – Логопедическое обследование безречевых детей. Второй и третий этапы.

logopatiki.ru

Речевая карта обследования неговорящего ребёнка

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

__________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___________________________________

Определение количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

- покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

а

о

у

ы

и

э

я

ю

е

ё

м

мь

н

нь

п

пь

б

бь

в

вь

ф

фь

т

ть

д

дь

к

кь

г

гь

х

хь

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

й

(дифференциация звуков)

а

о

о

у

и

ы

а

э

м

мь

м

н

н

нь

п

пь

б

бь

п

б

пь

бь

в

вь

ф

фь

в

ф

д

дь

т

ть

т

д

ть

дь

к

кь

г

гь

х

хь

т

к

д

г

с

сь

з

зь

с

з

сь

зь

л

ль

ль

й

VII. Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

________________________________________________________________________________________

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис:

Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

multiurok.ru

Речевая карта для диагностического обследования речи детей 2-3 лет

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

1. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

2. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой - маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

2. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.

  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.

3. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.

  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.

4. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

Глаголы (вопросы по картинкам)

- Что делает?

- Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

Вышивает, вяжет, шьет

  • По картинкам назвать

  • Назови: большой - маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый - грустный.

5. Исследование грамматического строя

экспрессивной речи (активной)

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов - шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.

  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

6. Исследование фонетической стороны речи

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

8. Состояние звукопроизношения

Гласные___________________________________________

Согласные_________________________________________

б, п, м_____________________________________

в, ф______________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

й________________________________________

  • Свистящие__________________________________________

  • Шипящие__________________________________________

  • Аффрикаты________________________________________

л,р______________________________________

р,р______________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

  3. Челюсти.

  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

10. Состояние речевоймоторики

  1. Состояние мимической мускулатуры:

  • Поднять брови вверх (удивиться).

  • Нахмурить брови (рассердиться).

  • Прищурить глаза.

  • Надуть щеки (толстячок).

  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

  • Губы –улыбка –трубочка.

  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».

  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Заключение___________________________________________________________________

infourok.ru

Речевая карта неговорящего ребенка

РЕЧЕВАЯ КАРТА

НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

Фамилия, имя _______________________________________

Дата рождения______________________________________

Дата поступления в группу____________________________

Дата обследования___________________________________

Учитель-логопед ____________________________________

10. Состояние звукопроизношения:

дата

звуки

дата

звуки

А

Ф-Ф

У

Х-Х

И

М-М

О

Н-Н

Ы

Л-Л

Э

С-С

Б-Б

З-З

В-В

Ш

Г-Г

Щ

Д-Д

Ц

К-К

Ч

П-П

Ж

Т-Т

Р-Р

Речевое заключение____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

4

Анамнез

Течение беременности (подчеркнуть):токсикоз, повышение АД, прием лекарств, отеки, нефропатия, анемия, курение, прием алкоголя.

Роды (подчеркнуть): в срок, преждевременные, стремительные, затяжные.

Особенности при рождении (подчеркнуть): асфиксия, родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи.

Заболевания раннего возраста _________________________________

___________________________________________________________

Моторное развитие:

Держать голову _________, сидеть ____________, ходить___________

Речевой анамнез:

Гуление _____________________ лепет _________________________

слово _______________________ фраза_________________________

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.) ______________________________________

___________________________________________________________

1. Ориентировка в новых условиях (самостоятелен, требуется незначительная помощь, необходима обучающая помощь)

_______________________________________________________________________________________________________________________

2. Контактность (достаточная, с активизацией взрослого, недостаточная)_______________________________________________

3. Общее состояние речи/ Особенности общения:

Общается с детьми___________________________________________

Общается со взрослыми_______________________________________

Предпочитает находиться (играть) один___________________________

4. Психические функции

Мышление (пирамидка, разрезная картинка из 2-3 частей)____________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание (концетрация, объем, переключение)_____________________

_____________________________________________________________

Работоспособность_____________________________________________

5. Состояние общей моторики (навыки самообслуживания, координация движений, равновесие, осанка)_______________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

1

6. Состояние мелкой моторики (как удерживает крупный, мелкий предмет)____________________________________________________

___________________________________________________________

Оптико-кинетическая организация движений

сложить первый и второй палец в кольцо_________________________

сделать «козу»_________________________________________________

сделать «зайчика»______________________________________________

7. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы_______________________________________________________ Язык_________________________________________________________

Зубы_______________________________________________________ Небо_______________________________________________________

8. Речевая моторика

Подвижность, объем____________________________________________

___________________________________________________________

Точность, переключаемость____________________________________

____________________________________________________________

9. Речевой статус:

Импрессивная речь

Реагирует на свое имя_________________________________________

Реагирует на интонацию поощрения или запрещения________________

___________________________________________________________

Понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром

_________________________________________________________________________________________________________________________

Знает имена своих близких_____________________________________

Знает названия своих игрушек__________________________________

Может показать части тела у себя, своих игрушек__________________

___________________________________________________________

Ориентируется в названиях предметов ___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках_______________________________________________________________________________________________________________

Ориентируется в названиях действий ____________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2

Экспрессивная речь

Отсутствие вербальной речи

Виды невербального общения:

Просьбы______________________________________________________

Приветствия__________________________________________________

Попытки привлечь внимание____________________________________

___________________________________________________________

Интонационная окрашенность вокализаций и псевдо слов____________

____________________________________________________________

Есть ли звукоподражания:

как тикают часы_______________________________________________

как лает собака_______________________________________________

как кричит петух_______________________________________________

как мяукает кошка_____________________________________________

как мычит корова_____________________________________________

Мимика_________________________________________________________________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________

____________________________________________________________

Пробует ли повторять (договаривать) слова_______________________

___________________________________________________________

Фиксировать все лепетные псевдо слова, количество слогов в них

____________________________________________________________

Односложные предложения____________________________________

___________________________________________________________

Предложения из аморфных слов_________________________________

___________________________________________________________

9. Состояние фонематического слуха (способность узнавать и различать неречевые звуки)

Что шумит (погремушка, дудка, колокольчик)______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Кто кричит (собака, корова, петух) _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

3

infourok.ru

Логопедическое обследование безречевых детей, второй и третий этапы

Ребенок молчит. Что же с ним происходит? Что стало причиной молчания? Повлияет ли молчание на умственное развитие малыша? Куда обратиться за помощью? Эти и другие вопросы ежеминутно посещают головы родителей, у которых дети не говорят.

Некоторые мамы и папы полагают, что такое состояние временное, и никуда не обращаются, а просто ждут. Другие родители не сидят на месте, а активно действуют. Вот именно они-то и правы. Бездействие положительного результата, зачастую, не несет. Родители обращаются за помощью к специалистам – логопедам или учителям-дефектологам, которые могут сказать, что следует подождать. На самом деле специалисты могут быть правы. Однако если вашему ребенку три года и он молчит, времени для ожиданий нет.

Необходимо экстренно изучить психофизическое и речевое развитие ребенка для того, чтобы начать с ним коррекционно-педагогическую работу. Чем раньше это будет сделано, тем положительнее прогноз.

Чтобы родители были «подкованы» в вопросах диагностики и смогли сами обследовать своего ребенка, предлагаем познакомиться с вариантами заданий, которые помогут определить уровень психофизического развития неговорящего малыша. Поэтому мы продолжаем цикл статей по вопросам логопедического обследования ребенка и предлагаем вашему вниманию второй и третий этапы работы.

Содержание второго этапа логопедического обследования безречевого ребенка

Второй этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта.

Задание 2. Праксис позы

Задание направлено на определение уровня развития  вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3. Праксис мелкой моторики

Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис

Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Попросите ребенка повторить по подражанию вашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочки, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис

Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предложите ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез

Предложите ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Попросите соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.

Содержание третьего этапа логопедического обследования неговорящего ребенка

Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.

Задание 1. Изучение способности к подражанию

Предложите ребенку копировать совершаемые вами действия и мимику. Это может быть махание руками, стучание по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов

Попросите ребенку показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов

Предложите ребенку определить, что вы показываете с помощью жестов. Речевое сопровождение ваших действий должно отсутствовать.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий

Предложите ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

Предлагаемые вами задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять. Будьте доброжелательными, отзывчивыми, заинтересованными по отношению к малышу и к тому, что он делает. Используйте различные средства стимуляции и положительного подкрепления его деятельности.

logopatiki.ru