Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка быстро считать в уме. Как научить ребенка 5 лет считать в уме


Как научить ребенка быстро считать в уме

Многие современные  родители считают, что обучение устному счету, совершенно бесполезный навык для ребенка. На крайний случай можно обойтись калькулятором или телефоном. Это ошибочное мнение, потому как устный счет главный и самый полезный навык для человека. Устный счет помогает развить интеллект, логику, память, речь и концентрацию, малыш учится думать в различных направлениях, сопоставлять различные показатели, активизирует мыслительную деятельность мозгов. Поэтому вопрос: как научить ребенка считать в уме, остается самым актуальным и требует некоторых усилий от пап и мам.

Весь процесс обучения можно поделить на стадии. Освоение происходит постепенно и начинается с решения самых простых задач. Итогом становится умение крохи считать в уме.

При обучении счету необходимо понимать, что маленький ребенок неусидчив и очень быстро теряет интерес к любому занятию. Поэтому все уроки должны проходить в игровой форме с применением ярких, красивых игрушек и обязательно в хорошем настроении обоих участников процесса.

Совет: Начинайте прививать малышу навык устного счета не раньше 3-3,5 лет. Некоторые дети способны на обучение только к 4 годам, что совершенно не страшно и никак не отразится на их дальнейшем обучении.

Подготовительный этап: как научить ребенка быстро считать в уме

Итак, первый – подготовительный этап начинается раньше основного, когда крохе всего 2 года. С этого момента большую и важную работу должны проводить родители. Обсуждайте и говорите с малышом о том, что происходит вокруг. Для подготовки к осознанию цифр, озвучивайте, сколько лежит яблок на тарелке, считайте машины, ступеньки, конфетки. То же самое касается цветов, форм, размеров, но для навыка счета ребенку озвучиваются цифры. Выполняйте упражнения для развития мелкой моторики рук.

Первый этап обучения ребенка быстрому счету в уме

Не стоит торопиться и сразу же внушать ребенку, что 2+2=4. Сначала следует объяснить и закрепить следующие моменты:

  1. Отличие единичного предмета от совокупности предметов. Простыми словами научить различать «один» или «много»;
  2. Показать и усвоить с ребенком «равно», «больше, «меньше». Посредством одинаковых и разных кубиков или одинаковых пуговиц (крышечек) разделенных по количеству на 2 равные и неравнозначные половины;
  3. Малыш должен научиться считать от единицы до десяти, лучше, если еще больше;
  4. Помочь осознать, что количество предметов соответствует и соотносится с определенной цифрой, показывая эту цифру на карточке, для визуального запоминания и восприятия;
  5. Хорошо, если кроха сможет различать написанные цифры, для этого следует показывать карточки как поочерёдно, так и вразброс.

Второй этап: обучение сложению и вычитанию

Следующим этапом как научить малыша быстро считать в уме, являются непосредственные занятия по сложению и вычитанию.

Совет: не учите малыша считать на пальцах или при помощи счетных палочек. Этот способ простого вычисления притормозит развитие, так как кроха будет долгое время пользоваться подобными уроками и считать, не прилагая усилий. Когда пальцев будет не хватать, то ребенок впадет в ступор. Придется снова его учить.

Обучение происходит в игровой форме, с использованием кубиков или других желательно одинаковых любимых игрушек и коробки – домика для них. В окошечко домика помещается один из кубиков, назовем его «мальчик». Один мальчик зашел в дом, за ним зашел еще один. Сколько мальчиков зашли в дом или сколько мальчиков живет в доме? После ответа можно поднять крышку коробки – домика и убедиться, что внутри два кубика. Освоение ребенком быстро считать в уме происходит за счет того, что он не видит сколько «мальчиков» находится в коробке, это дает возможность анализировать, представлять и непосредственно получать ответ на поставленный вопрос.

Добавляя и убирая разное число кубиков, малыш будет учиться складывать и вычитать в уме.

Третий этап: деление и умножение

Наиболее сложные примеры устного счета представляет собой умножение. Дома следует научиться хотя бы азам. Все последующее обучение, начиная с таблицы умножения, начнется в школе.

Так родители могут с помощью 2-х,3-х одинаковых коробочек и крышечек, пуговок, бусинок рассказать, что если в трех одинаковых коробочках находятся 3 одинаковых крышечки, то в целом крышек будет 9. Что соответствует 3*3 в таблице умножения. Или что 2 раза по 2 равно 4.

Деление, как известно, самое позднее арифметическое действие, которому обучают в школе. Наглядно показать его малышу можно с помощью обычных конфет. Так горстку можно разделить между несколькими людьми, пусть кроха дает сначала по одной конфете каждому, затем по второй и по третьей, таким образом он поймет, что определенное количество предметов можно разделить поровну на несколько частей.

Совместно с вопросом как научить ребенка быстро считать в уме, возникает вопрос: как научить ребенка писать прописные буквы. Как правило, данные навыки можно развивать параллельно, тогда малыш будет разносторонне развит и смышлен.

Данная методика, совместно с внимательным, трепетным и терпеливым отношением родителей к занятиям с малышом, поможет научить ребенка быстро считать в уме. Это будет способствовать  его дальнейшим успехам в школе.

detivnete.ru

Как научить ребенка считать в уме

Нередко можно услышать, как малышу говорят фразы типа «вот пойдешь в школу, тебя научат, и писать, и считать». Только подобные суждения давно устарели, ведь современные образовательные учреждения уже не принимают без этих базовых знаний. Но желательно не только учить своего ребенка стандартному простому счету на пальцах, но и более интересным вещам, чтобы ему было легче учиться в школе. Поэтому многие родители задаются вопросом, как научить ребенка считать в уме? Ведь дошкольникам вполне под силу быстро считать в уме.

Учим правильно счету в уме

Для того чтобы максимально быстро научить ребенка быстрому счету не обойтись без таких пособий, как карточки, на которых нарисованы цифры из детских книг, расписываются примеры по вычитанию и сложению.

Уже к шести годам дети вполне способны достаточно быстро считать в уме. Для того чтобы научить проводить математические действия достаточно быстро, стоит обучить ребенка обычному вычитанию и сложению на бумаге. На самом деле это факт очевидный, тем не менее, многие родители забывают об этом, и просто не уделяют должного внимания счету.

Пусть изначально малыш просто научится правильно считать предметы. Это могут быть игрушки или счетные палочки. После этого можно переходить к самым простым арифметическим операциям. В том случае, когда ребенок не может посчитать, сколько будет, если к трем палочкам положить еще две, не стоит торопить его со счетом в уме, пусть он сначала разберется с азами простого счета.

Помимо этого, для того чтобы научить ребенка считать в уме, ему нужно разъяснить такие понятия, как больше, меньше и поровну, а также о составе чисел. Более того, даже в пределах десятки известно несколько приемов простого счета.

При проведении ненавязчивых каждодневных занятий нужно добиваться, чтобы ребенок разобрался в составе чисел от 2 и до 10. Так, цифру семь можно получить в таких случаях: 2+5; 3+4; 1+6.

Родители должны помнить о том, что у детей отличная зрительная память. Именно благодаря подобным примерам они и привыкают к значениям чисел. Для большего обучения ребенка простому счету в уме стоит использовать карточки, на которых изображены цифры, а также так называемые «кассы цифр».

На начальных этапах взрослые должны использовать наглядные примеры с игрушками, чтобы рассказать о составе цифр до десяти, а также сразу делать упор на том, что если поменять при сложении карточки местами, значение останется неизменным. Также сложение должно позиционироваться как операция, обратная вычитанию. Как только будет освоен счет до десяти в уме, дальнейшее обучение счету будет проходить уже намного быстрее.

По мере освоение приемов счета, можно выходить и за пределы первой десятки. При этом стоит вспомнить о так называемом способе «до десятки», когда при сложении 5 и 7 нужно сказать, что пятерке до десяти не хватает еще пяти, которые нужно забрать из семерки. Тогда от нее останется только два. В результате получится не 5+7, а 5+5+2, а прибавить 2 уже намного проще.

Для освоения ребенком быстрого счета просто необходимы наглядные примеры. На улице, дома, в детском саду – везде нужно ненавязчиво предлагать ребенку сложение и вычитание чисел. Пока у специалистов нет единого мнения в вопросе, должны ли дошкольники уметь считать делением и умножением. Ведь очень многое зависит от способностей конкретного ребенка – не все готовы к большой нагрузке уроками математики до школы.

Полезные советы, как научить ребенка считать в уме

Основной совет в этом случае – следить, чтобы у ребенка не появлялось подручных средств для счета. Ведь он может перебирать палочки, игрушки или просто пальцы на руках. В конечном итоге скорость выполнения математических операций зависит лишь от практики.

Сам процесс счета состоит из двух важнейших компонентов. Это:

1.​ Двигательный, когда ребенок имеет возможность перебирать предметы ручками, затем указывать на них же на расстоянии и только после этого считать, лишь смотря на них глазами.

2.​ Речевой, когда ребенок вслух проговаривает весь процесс, а также полученный при вычислительной деятельности результат. В дальнейшем он начинает считать шепотом или просто шевелить губами и только после этого он сумеет считать про себя.

Если постепенно многократно повторять с ребенком то или иное вычислительное действие, то это обязательно принесет желаемые результаты уже скоро. При этом не стоит забывать и о необходимости заинтересованности самого ребенка, ведь мальчики, к примеру, с большим удовольствием считают свои любимые самолеты.

При этом способов счета существует немало. Есть варианты на пальцах, посредством специальной линейки или счетных палочек, а ученики начальной школы могут считать уже по квадрату, а также в столбик и даже в виде уравнений. Поэтому взрослые должны познакомить ребенка со всеми возможными способами, из которых ребенок уже сам выберет самый подходящий и удобный для себя, чтобы устный счет был для него в удовольствие.

mamairebenok.com

Как научить ребёнка быстро считать в уме

Считать в уме, по мнению многих из нас, в наше время уже неактуально. Калькулятор есть в каждом смартфоне и уж тем более на компьютере и ноутбуке. Однако постоянно, перед каждым своим действием, шагом или чихом в калькулятор не полезешь, а считать необходимо постоянно и много. 

Считать в уме – умение весьма нужное даже в наш высокотехнологичный век гаджетов и электронных вычислительных систем. Простой пример, иллюстрирующий данные теоретические выкладки, — поведение покупателей и продавцов в магазине: действовать нужно быстро, ведь за вами большая очередь, и если вы не умеете считать в уме, продавец может вас обсчитать – по ошибке или умышленно. Дети первые свои самостоятельные «вылазки» совершают чаще всего именно в магазин, поэтому устный счёт им очень пригодится.

Умение считать – не врождённый навык у человека, и совсем маленькие дети ещё не имеют представления о числах, количестве, действий с группами предметов (прибавлением одной группы к другой, отниманием и т. д.).

У примитивных народов Азии, Африки и Америки также неразвиты представления о числах и арифметических действиях: чаще всего их числовая система состоит из понятий «один», «два» и «много»; некоторые племена могут считать до пяти, некоторые до семи, но дальше у них у всех следует неизменное «много». Отсюда можно заключить, что устный счёт и счёт вообще – достаточно сложная функция для человеческого сознания.

Так как же научить ребёнка первым манипуляциям с числами? Прежде чем освоить умение оперировать абстрактными числами, дети должны понять счёт на наглядных примерах. Ребёнку для начала необходимо рассказать о числах, хотя бы до первого десятка, и посчитать с ним разные предметы, которые можно увидеть вокруг: птичек на деревьях, цветы на грядке, люди на улице, машины на стоянке и так далее.

Постепенно малыш уяснит «внешний облик» конкретных количеств – будь то один, пять или десять предметов. При неразвитом абстрактном мышлении у маленьких детей очень развита зрительная память, он быстро запоминает формы и цвета. Можно упражняться с ним в счёте, показывая яркие картинки.

Главное при этом – понимать, что маленький ребёнок всё воспринимает как игру. И обучение счёту тоже необходимо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно. При правильном подходе малыш будет очень быстро схватывать информацию, поскольку в таком возрасте его мозг впитывает всё новое очень активно.

Нельзя посадить его за стол и долго читать нудную «лекцию» об арифметических действиях – ребёнок только потеряет интерес к обучению. Считать с ним нужно в разных местах и ситуациях, во время прогулки, игр и других совместных действий. Можно предложить вместе приготовить что-нибудь вкусное, и ребёнок может помочь определить, например, сколько яиц нужно для замешивания теста.

После того как представления о количестве более-менее сформированы, игру можно усложнить. Научите ребёнка первым арифметическим операциям – сложению и вычитанию. К примеру, возьмите игрушечный домик (в его роли может выступать обычная большая коробка) и фигурки людей или животных (можно использовать обычные кубики, которых назовём, например, «гномиками»). Поместите в домик одного человечка и спросите малыша, сколько человечков живёт в домике. Он должен ответить, что один.

Затем поставьте в домик ещё одну фигурку и спросите, сколько человечков стало. Пусть ребёнок подумает и скажет правильный ответ. На первых порах ему для этого потребуется несколько минут, он будет ошибаться; не стоит его торопить или ругать. Когда он скажет правильный ответ, он должен открыть домик и удостовериться, что человечка именно два. Абстрактная модель, которую ребёнок воспроизвёл по памяти, подтвердилась на наглядном примере. Прибавляйте и отнимайте человечков от общего количества «жителей» домика, чем вы закрепите и разовьёте у ребёнка навык устного счёта.

Как научить ребёнка умножать и делить

Если сложение и вычитание – достаточно лёгкие процедуры, то умножение ребёнку понять значительно сложнее. Ещё труднее освоить деление. На помощь родителям здесь также придут наглядные примеры, игрушки и фигурки.

Нужно приготовить одинаковые коробочки и наборы фигурок. В простейшем случае фигурками послужат камешки, кубики, крышечки от пластиковых бутылок – можно отыскать всё что угодно. В каждую коробку должно входить равное количество фигурок. Предложите малышу заполнить одну коробочку, сложив туда фигурки. Пусть он сосчитает, сколько предметов лежит в коробке. А после этого пусть заполнит вторую коробочку, удостоверится, что предметов в ней столько же, и посчитает общее количество фигурок в обеих коробках.

На первых порах в одну коробку должно входить всего несколько предметов – два, три. Таким способом можно подвести малыша к мысли, что два раза по три равно шести, два раза по два – четырём и так далее.

Нет необходимости увеличивать коробки и фигурки до бесконечности: на этом этапе важно, чтобы ребёнок понял конкретный, материальный смысл умножения как суммы нескольких одинаковых групп предметов.

Следующий этап – заучивание таблицы умножения. Учить нужно наизусть, как стихотворение. Точнее – группу стихотворений. «Строчками» в них выступают примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь… За один раз можно выучить только одно «стихотворение» — умножение на два, на три, четыре и так далее. Умножение на пять напоминает стихотворение и внешне – его «строчки» рифмуются друг с другом, поэтому его запомнить проще всего.

Деление – самое трудное действие для малыша, к нему даже в начальной школе приступают позже, чем к другим разделам арифметики. Деление является процедурой, обратной умножению, поэтому для его освоения ребёнок должен уже знать таблицу умножения. Впрочем, на первых порах подойдут всё те же наглядные примеры, и в этом смысле деление – действие, наиболее близкое и актуальное для малыша.

Как разделить конфеты на всех, чтобы у каждого было поровну? Ведь если у кого-нибудь будет меньше, чем у других, он обидится. Необходимо разделить по справедливости, и сначала это можно осуществлять методом подбора: сначала раздать по одной конфете, потом ещё по одной… Общее количество конфет должен подобрать взрослый, чтобы оно действительно делилось на всех детей без остатка.

Впоследствии можно объяснить ребёнку, что не все числа можно делить друг на друга. В этом деление сложнее умножения – ведь перемножать можно абсолютно все числа. Если есть возможность, ребят знакомят и с делением с остатком: оставшиеся конфеты, которые нельзя раздать всем поровну, забирает взрослый (или же они достанутся самому послушному из детей).

Как можно помочь ребёнку

Выполнение арифметических действий для ребёнка можно упростить, если рассказать ему о свойствах чисел от 2 до 10. Например, 4 – это два раза по два; 5 можно получить разными способами – прибавить 3 к 3 или 1 к 4. Особо следует уделить внимание цифре 0. Для упрощения счёта нужно разобраться и с круглыми числами: 30 – это три раза по 10, а 5 – это половина 10.

Формулы для более сложных процедур

Когда ребёнок становится старше и уже владеет базовыми арифметическими действиями, можно познакомить его с формулами для быстрого сложения и умножения больших чисел. Таких формул существует немало, и здесь мы приведём лишь некоторые.

Достаточно просто умножать двузначные числа на 11. Например, 23*11. Необходимо просто сложить цифры первого множителя и в ответе записать этот множитель, в середине которого вписать полученную сумму: 2+3=5, следовательно, 23*11=253. Если при сложении цифр получилось двузначное число, то первую цифру этого числа прибавляют к первой цифре множителя. Например, 38*11. 3+8=11; первую единицу прибавляем к тройке, а вторую пишем в середине ответа: 38*11=418.

 

10 упражнений для развития осознанности у детей

7 устных игр, развивающих мышление

 

Сложение больших чисел можно упростить, если увеличить одно слагаемое на какое-нибудь число, которое потом вычтется из ответа. Например: 358+340=(358+2)+340-2= 360+340-2=700-2=698.

Такие формулы наверняка будут интересны и многим взрослым, ведь они существенно упростят рабочий процесс, подсчёт денег и другие насущные операции с числами.

 

Автор: Сергей Семёнов

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! ©

Источник: 4brain.ru/blog/как-научить-ребёнка-считать-в-уме/

bashny.net

Как научить ребенка считать в уме

Вопрос, как научить ребенка считать в уме, важнее, чем может показаться. Поездка, поход за покупками и даже приготовление ужина – все они требуют вычислений. Такие развлечения, как карты и домино, тоже связаны с умением быстро считать.

Обогатите интеллектуальную жизнь своего малыша и заранее подготовьте его к вызовам взрослой жизни – обучите счёту в уме! И пусть первым шагом на этом пути станет наша статья.

Часто люди не вполне понимают, как проделать умственные арифметические операции максимально эффективно. Если пытаться выполнить умножение 998 на 3 путем трехкратного сложения большой цифры, легко запутаться и сбиться. Зато, когда сообразишь, что 998 – это тысяча без двух, и вместо одного сложного умножения выполняешь два простых (1000 на три и 2 на 3), то финальный шаг будет очень простым: 3000 – 6 = 2 994.

 

Как считают в уме дети? Обычно, они принимают большее число за базу и прибавляют или отнимают от него меньшее. Часто меньшее число разбивается на единицы,  а процесс идет последовательно, пока каждая отдельная единичка не отнята или не прибавлена. Этот поистине громоздкий подсчёт оправдывает себя в случаях с небольшими числами, но совершенно не подходит для хоть сколько-нибудь сложных случаев.

 

Ключ к решению задачи, как научить ребенка считать в уме, состоит в том, что ему нужно показать, как можно превращать трудные для вычисления числа в простые и как совершать операции с ними. Чтобы закрепить этот навык вам придется решить немало примеров, но готовый результат однозначно стоит затраченных усилий! Кстати, здесь можно скачать сборник упражнений, которые помогут ребенку сформировать начальные навыки счета, освоить числовой ряд от 0 до 100.

 

Приведем еще один пример, как обратить правила математики себе на пользу. Допустим, нам надо прибавить 25 к 89. Это можно сделать одним очень неэффективным способом (прибавить к 89 двадцать пять единиц) и тремя эффективными. Вот они:

 

  • Превращаем 89 в 90, добавив единичку, а 25 в 24, отняв ее. К 90 мы прибавляем 10, а к получившемуся круглому числу 100 – еще 14. Просто и элегантно.
  • Разбиваем 89 на 80 и 9, а 25 на 20 и 5. Прибавляем 80 к 20, получаем 100. Складываем 9 и 5, получаем 14. Итог: 114. Еще проще и еще быстрее!
  • Разбиваем 25 на 10, 10 и 5. Поочередно прибавляем к 89 две десятки, а потом еще 5. Чуть дольше, но все равно не слишком громоздко.

 

Так как же научить ребенка не использовать бумагу или калькулятор при подсчетах? Вот несколько практических советов:

 

  • Решите один и тот же пример вместе с малышом. Сравните, как считал каждый из вас. Обсудите ход ваших мыслей, и решите, какой из способов является самым эффективным.
  • Решайте со своим маленьким математиком разнообразные примеры: на подсчет сдачи с разных купюр в магазине, на адаптацию кулинарного рецепта к новому количеству едоков и т.п.
  • Когда вы идете в магазин, просите малыша подсчитать разницу в ценах на два однотипных товара – например, литровые упаковки молока.
  • Привлекайте малыша к расчету запасов топлива, необходимого на поездку, а также цены заправки.
  • Если ребенок копит на что-то деньги, попросите его подсчитать, сколько ему нужно будет добавить к своим накоплениям для покупки желанной вещи.
  • Купите и подробно прорешайте с ребенком книги Якова Перельмана, посвященные арифметическим вычислениям. Они написаны крайне живым и интересным языком, и, несмотря на прошедшее с момента их написания солидное время, до сих пор остаются великолепными учебными пособиями.

Возможно, что ваш малыш будет противиться попыткам побуждать его к осуществлению вычислений в уме. В современном мире всегда легко сослаться на то, что в любом электронном устройстве есть встроенный калькулятор.

Не сдавайтесь и объясните, что умение самостоятельно решать задачи повышает самооценку и развивает ум. Ребёнку постарше можно предложить почитать рассказ Айзека Азимова «Чувство силы», описывающий далекое будущее, где люди совершенно разучились считать без калькуляторов, и заново открывают для себя истину, что дважды два – равно четыре.

Желаем вам иметь как можно больше настойчивости и смекалки – именно это требуется от родителей, чтобы успешно решить проблему, как научить ребенка считать в уме.

www.fun-edu.ru