Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка считать в уме. Как научить ребенка считать в уме 5 класс


Как научить ребёнка быстро считать в уме

Считать в уме, по мнению многих из нас, в наше время уже неактуально. Калькулятор есть в каждом смартфоне и уж тем более на компьютере и ноутбуке. Однако постоянно, перед каждым своим действием, шагом или чихом в калькулятор не полезешь, а считать необходимо постоянно и много.

Считать в уме – умение весьма нужное даже в наш высокотехнологичный век гаджетов и электронных вычислительных систем. Простой пример, иллюстрирующий данные теоретические выкладки, — поведение покупателей и продавцов в магазине: действовать нужно быстро, ведь за вами большая очередь, и если вы не умеете считать в уме, продавец может вас обсчитать – по ошибке или умышленно. Дети первые свои самостоятельные «вылазки» совершают чаще всего именно в магазин, поэтому устный счёт им очень пригодится.

Умение считать – не врождённый навык у человека, и совсем маленькие дети ещё не имеют представления о числах, количестве, действий с группами предметов (прибавлением одной группы к другой, отниманием и т. д.).

У примитивных народов Азии, Африки и Америки также неразвиты представления о числах и арифметических действиях: чаще всего их числовая система состоит из понятий «один», «два» и «много»; некоторые племена могут считать до пяти, некоторые до семи, но дальше у них у всех следует неизменное «много». Отсюда можно заключить, что устный счёт и счёт вообще – достаточно сложная функция для человеческого сознания.

Так как же научить ребёнка первым манипуляциям с числами? Прежде чем освоить умение оперировать абстрактными числами, дети должны понять счёт на наглядных примерах. Ребёнку для начала необходимо рассказать о числах, хотя бы до первого десятка, и посчитать с ним разные предметы, которые можно увидеть вокруг: птичек на деревьях, цветы на грядке, люди на улице, машины на стоянке и так далее.

Постепенно малыш уяснит «внешний облик» конкретных количеств – будь то один, пять или десять предметов. При неразвитом абстрактном мышлении у маленьких детей очень развита зрительная память, он быстро запоминает формы и цвета. Можно упражняться с ним в счёте, показывая яркие картинки.

Главное при этом – понимать, что маленький ребёнок всё воспринимает как игру. И обучение счёту тоже необходимо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно. При правильном подходе малыш будет очень быстро схватывать информацию, поскольку в таком возрасте его мозг впитывает всё новое очень активно.

Нельзя посадить его за стол и долго читать нудную «лекцию» об арифметических действиях – ребёнок только потеряет интерес к обучению. Считать с ним нужно в разных местах и ситуациях, во время прогулки, игр и других совместных действий. Можно предложить вместе приготовить что-нибудь вкусное, и ребёнок может помочь определить, например, сколько яиц нужно для замешивания теста.

После того как представления о количестве более-менее сформированы, игру можно усложнить. Научите ребёнка первым арифметическим операциям – сложению и вычитанию. К примеру, возьмите игрушечный домик (в его роли может выступать обычная большая коробка) и фигурки людей или животных (можно использовать обычные кубики, которых назовём, например, «гномиками»). Поместите в домик одного человечка и спросите малыша, сколько человечков живёт в домике. Он должен ответить, что один.

Затем поставьте в домик ещё одну фигурку и спросите, сколько человечков стало. Пусть ребёнок подумает и скажет правильный ответ. На первых порах ему для этого потребуется несколько минут, он будет ошибаться; не стоит его торопить или ругать. Когда он скажет правильный ответ, он должен открыть домик и удостовериться, что человечка именно два. Абстрактная модель, которую ребёнок воспроизвёл по памяти, подтвердилась на наглядном примере. Прибавляйте и отнимайте человечков от общего количества «жителей» домика, чем вы закрепите и разовьёте у ребёнка навык устного счёта.

Как научить ребёнка умножать и делить

Если сложение и вычитание – достаточно лёгкие процедуры, то умножение ребёнку понять значительно сложнее. Ещё труднее освоить деление. На помощь родителям здесь также придут наглядные примеры, игрушки и фигурки.

Нужно приготовить одинаковые коробочки и наборы фигурок. В простейшем случае фигурками послужат камешки, кубики, крышечки от пластиковых бутылок – можно отыскать всё что угодно. В каждую коробку должно входить равное количество фигурок. Предложите малышу заполнить одну коробочку, сложив туда фигурки. Пусть он сосчитает, сколько предметов лежит в коробке. А после этого пусть заполнит вторую коробочку, удостоверится, что предметов в ней столько же, и посчитает общее количество фигурок в обеих коробках.

На первых порах в одну коробку должно входить всего несколько предметов – два, три. Таким способом можно подвести малыша к мысли, что два раза по три равно шести, два раза по два – четырём и так далее.

Нет необходимости увеличивать коробки и фигурки до бесконечности: на этом этапе важно, чтобы ребёнок понял конкретный, материальный смысл умножения как суммы нескольких одинаковых групп предметов.

Следующий этап – заучивание таблицы умножения. Учить нужно наизусть, как стихотворение. Точнее – группу стихотворений. «Строчками» в них выступают примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь… За один раз можно выучить только одно «стихотворение» — умножение на два, на три, четыре и так далее. Умножение на пять напоминает стихотворение и внешне – его «строчки» рифмуются друг с другом, поэтому его запомнить проще всего.

Деление – самое трудное действие для малыша, к нему даже в начальной школе приступают позже, чем к другим разделам арифметики. Деление является процедурой, обратной умножению, поэтому для его освоения ребёнок должен уже знать таблицу умножения. Впрочем, на первых порах подойдут всё те же наглядные примеры, и в этом смысле деление – действие, наиболее близкое и актуальное для малыша.

Как разделить конфеты на всех, чтобы у каждого было поровну? Ведь если у кого-нибудь будет меньше, чем у других, он обидится. Необходимо разделить по справедливости, и сначала это можно осуществлять методом подбора: сначала раздать по одной конфете, потом ещё по одной… Общее количество конфет должен подобрать взрослый, чтобы оно действительно делилось на всех детей без остатка.

Впоследствии можно объяснить ребёнку, что не все числа можно делить друг на друга. В этом деление сложнее умножения – ведь перемножать можно абсолютно все числа. Если есть возможность, ребят знакомят и с делением с остатком: оставшиеся конфеты, которые нельзя раздать всем поровну, забирает взрослый (или же они достанутся самому послушному из детей).

Как можно помочь ребёнку

Выполнение арифметических действий для ребёнка можно упростить, если рассказать ему о свойствах чисел от 2 до 10. Нап

golbis.com

Как научить ребенка считать в уме?

Обучение счету способствует развитию умственных способностей ребенка и помогает ему лучше осваивать жизненные реалии.

Чтобы научить ребенка считать в уме, нужно как можно раньше начать обучение счету с помощью стихов, потешек. Затем можно плавно переходить на обучение счету с использованием раздаточного материала и счетных палочек, успешное овладение которым будет сигналом к началу обучения счету в уме.

Для начала ребенок должен усвоить счет до 10, выучить, как выглядят цифры, освоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Для этого нужно «погрузиться» вместе с ребенком в мир, где все связано с цифрами. Например, одеваясь, считать пуговицы, на прогулке считать машины, цветочки, птичек, делить между членами семьи конфеты. Обучая счету, можно переходить к первым простым задачкам на сложение.

Упражнения на счет в уме

Сначала можно обучить счету в пределах пяти.

  1. Для этого хорошо подходят подвижные игры. Даем малышу корзинку, в которую будем собирать ягоды. Раскладываем на полу ягодки и просим собрать их, считая: к одной ягодке прибавляем еще одну и получаем две ягодки; к двум ягодкам прибавляем одну и получаем три ягодки. Важно дать ребенку понять, что прибавляя единицу, получаем следующее по величине число. Затем эту же игру можно проделать, вынимая по одной ягодке из корзинки.
  2. Дальше можно приступать к прибавлению и вычитанию двух предметов. Сначала используйте раздаточные карточки или палочки, а для дальнейшего развития счета можно использовать метод прибавления видимых предметов к невидимым. Например, у нас есть три конфеты (мы их показываем) и нам нужно к ним прибавить еще две (мысленно представляем). Такие упражнения способствуют развитию быстрого счета в уме.
  3. Вместе с тем, как дети учатся считать в уме, они должны осваивать математические термины: прибавить, отнять, равно.
  4. Обратите внимание ребенка на перестановку мест слагаемых. Возьмите пять конфет: две себе и три ребенку и покажите ему, что 2+3=5 и 3+2=5. После того, как вы освоили новое действие на предметах, обязательно попрактикуйте его в устной форме.

С ребенком, который научился хорошо считать в пределах 5, можно приступать учиться считать до 10. С помощью раздаточного материала (палочек, вырезанных животных) нужно рассмотреть состав чисел. Например, число 7 это 2+5, 3+4, 1+6. Дети хорошо запоминают зрительно, поэтому с помощью одинаковых предметов быстро запомнят, как правильно считать в уме в пределах 10.

Не расстраивайтесь, если не все получится быстро. Не переходите с ребенком, который не умеет считать с помощью предметов, на счет в уме. Ежедневные тренировки обязательно покажут свои результаты.

 

womanadvice.ru

Как научить ребенка считать в уме

Быстро считать в уме умеет не всякий взрослый. Как же тогда научить ребенка считать в уме быстро и правильно? Достижима ли эта цель? Педагоги и психологи не видят в этом большой проблемы, в один голос утверждая, что овладеть навыками быстрого устного счета может каждый дошкольник, но чем раньше развивать у него математическое мышление, тем лучше пойдет процесс. Начинать же надо уже с двух лет.

Развиваем навыки математического мышления

Первое, что может и должен усвоить ребенок, это понятия «один, единичный предмет» и «много, несколько предметов». Познакомить малыша с ними – задача родителей. Сделать они это могут в ненавязчивой форме, к примеру, накрывая на стол, накладывая еду в тарелку, наблюдая за птицами во дворе, играя в конструктор, пирамидку и другие игрушки.

Так же легко усваиваются понятия «больше», «меньше» и «поровну». Сравнивать количество предметов малыши могут уже в ясельном возрасте.

Следующее, чему следует обучить малыша – это порядковый счет от одного до десяти. Будет лучше, если он не только научиться считать по порядку, но будет знать, какие цифры какому числу соответствуют. Порядковый счет хорошо усваивается, когда мама или папа считают вслух ступеньки, окошки, цветочки на них, ушки у собачки, лапки и котенка и так далее. Побуждайте малыша считать с вами вместе, дайте ему возможность подсказать якобы забытое вами число, следующее после трех, пяти, восьми. Показывайте ему цифры. Здесь будет уместно поиграть в цифры. Для этого понадобиться 5 кубиков и цифры от 1 до 5. Сделать все это можно самому из цветной бумаги. Порядок игры таков:

  1. Положите в коробку один кубик. Рядом положите цифру «1».
  2. Положите рядом второй. Поменяйте цифру на «2».
  3. Уберите кубик. Предложите малышу положить рядом нужную цифру.
  4. Доложите второй, предложите вновь поменять цифру.

В дальнейшем количество предметов, задействованных в игре, нужно увеличивать. Эта игра – часть методики обучения устному счету, предложенной Поляковым. Научить по ней считать в уме проще, чем по методикам Зайцева и Домана, при этом материальных затрат не требуется почти никаких.

 

Как научить ребенка решать в уме примеры

Прежде чем перейти к решению задач, нужно помочь ребенку научиться разбирать все числа от двух до десяти по составу. Другими словами, он должен хорошо представлять, на какие числа их можно разложить. Например, 5 можно представить в виде суммы 4 и 1, 2 и 3.

Важно не использовать при обучении ребенка устному счету разнородные предметы. Если вы приучите его складывать валенки с конфетами, то в школе он будет путаться при решении самых простых задач.

Освоить состав чисел и одновременно научиться решать в уме простейшие примеры поможет игра, придуманная все тем же Поляковым. Называется она «Гномики». Для нее нужны все те же кубики и коробочка. Предложите малышу представить, что кубики – это сказочные гномы, а коробка – дом. Далее действуйте по порядку:

  1. Положите в коробку кубик. Спросите, сколько гномиков в домике.
  2. Скажите, что к гномику в гости пришел еще один. Положите в коробку и «его». Спросите, сколько гномиков в домике стало.
  3. Уберите кубик (гномик ушел). Поинтересуйтесь у будущего Эйнштейна, сколько осталось в домике.
  4. Верните второй кубик, накройте домик крышей (закройте коробку), спросите, сколько гномиков в домике теперь. Так малыш начнет считать в уме, не видя предметы перед глазами.

Увеличивая от занятия к занятию количество «гномиков», вы научите ребенка считать до 10 и решать примеры в уме, а потом перейдете к сложению и вычитанию двузначных чисел. Освоить такое понятие, как «разряд числа» помогут коробки, поделенные на 10 квадратиков (по размеру кубиков).

 

Елена Пронина

воспитание и развитие

www.dom-7ya.ru

Как научить ребенка считать в уме

Мудрые родители сегодня не надеются на школу и педагогов, которые обязаны научить их ребенка писать, считать, разбираться во времени по часам. Они учат базовым знаниям своих детей самостоятельно, определяя подходящий для этого период. Еще Михаил Ломоносов говорил о том, что математика приводит в порядок ум. Поэтому стоит знать и о том, как без упования на учителя научить сына или дочь считать в уме. Итак, разберемся в этом вопросе.

Знакомить своего малыша со счетом нужно с двух лет. Делать это следует ежедневно, используя повседневные бытовые и игровые ситуации. Так, дома можно начинать со счета ложек, тарелок, игрушек. При этом родители, другие родственники сначала должны ориентировать ребенка на счет в пределах пяти. Для обучения отлично подходят пальчики ребенка. Загибая их, он может пересчитать членов семьи. Вначале простые математические действия и загибание пальчиков считаются вполне нормальной ситуацией. Ведь для ребенка наглядность имеет большое значение в обучении. Так он знакомиться с цифрами в пределах пяти.

Считайте со своим чадом везде. Помогут вам стишки-считалки. Можно выучить парочку таких стихов, повторять их, например, спускаясь по ступенькам и считая их. Привлекайте дочку или сына к помощи, если есть необходимость сосчитать предметы, продукты, столовые приборы, зубные щетки, полотенца, купюры. Ребенок будет с радостью помогать вам в этом, чувствуя себя затребованным и взрослым. Он научится думать.

Далее нужно учить считать до десяти и соответственно знакомить дитя с цифрами от 5 до 10.

Когда ваш сын или дочка освоят навыки счета в пределах 10, можно обучать математическим действиям в уме. Для этого вам понадобятся книги с примерами по вычитанию и сложению, а также карточки с цифрами.

Читайте также

Примерно в 6 лет ребенка можно учить арифметике в уме. Основой этого должно быть умение вычитать и складывать, знание состава чисел. Быстро выполнять эти действия малыш может с помощью счетных палочек, игрушек, фруктов. Например, положив на стол пять яблок, мама с дочкой съедают по одному. Затем девочка пересчитывает количество оставшихся фруктов. Мама опять дополняет яблоки двумя и объясняет ребенку, что 5 — это 3+2 (раскладывает на такие кучки). А еще пять может состоять из четырех и одного (меняет их состав).

Возможно, у ребенка не получится с первого раза самостоятельно дополнить три палочки, чтобы получилось пять. Объясните еще раз, а если видите, что ему трудно, он устал, перенесите занятие на следующий день. Главное, чтобы у него не пропало желание заниматься. Для изучения состава чисел можно пользоваться карточками с нарисованными цифрами либо кассами цифр.

Для освоения быстрого счета в уме дитя должно хорошо владеть понятиями «меньше», «больше», «поровну» и знать состав чисел. Касательно последнего, важно знать, что от смены порядка составляющих результат не меняется. То есть 8+2 то же самое, что 2+8. Ребенок должен усвоить, что вычитание — операция, противоположная сложению.

Главным в освоении быстрого счета в уме являются наглядные примеры повседневной жизни. В квартире, магазине, на улице, зоопарке ребенку нужно предлагать складывать и вычитать. Несложно сосчитать всех птиц в клетке, добавив к трем сидящим на жердочке одну, летающую по клетке. Можно предложить сложить все цифры номера машины, стоящей во дворе (2+1+3). Умение совершать простые арифметические операции закрепляется в бытовых ситуациях, которые могут разыгрывать родители. Например, поставив две тарелки на стол к обеду, мама спрашивает, сколько же их еще нужно доставить, чтобы пообедали все члены семьи.

Сегодня в педагогике нет общего мнения по поводу обязательности совершения арифметических действий сложения и вычитания дошкольником. Все сугубо индивидуально. Если у малыша есть интерес к арифметике, родители видят математические задатки, то учить считать в уме можно и в 4 года на базе вышеуказанный знаний.

Стоит подчеркнуть: основным правилом обучения быстрому счету в голове служит отсутствие всяких подручных средств, например, пальцев, которые ребенок для облегчения будет загибать, перебирать палочки. Сначала такое допускается, а далее взрослые должны следить, чтобы юный математик обходился без этого. Со временем совершение математических операций в уме ускорится. Практика поможет.

mirmam.info